30 января в Петербургской филармонии выступит один из крупнейших дирижеров современности, «почетный дирижер» ведущих мировых оркестров Зубин Мета. С Заслуженным коллективом России он исполнит Третью симфонию Густава Малера, участие в исполнении примет Хор мальчиков Хорового училища имени М.И.Глинки и Женская группа Хора Санкт-Петербургской консерватории. Концерт, посвященный 100-летию Петербургской филармонии, пройдет при поддержке Международного фонда культурных инициатив Маэстро Темирканова.

Зубин Мета назван «Почетным дирижером» крупнейшими мировыми оркестрами, в числе которых – Берлинский филармонический, Венский филармонический, Мюнхенский филармонический, Лос-Анджелесский филармонический, Берлинская государственная капелла, Баварский государственный оркестр.

История отношений Зубина Меты с Петербургской филармонией насчитывает более полувека: в 1962 году он выступал в Большом зале с Монреальским симфоническим оркестром, в 1964-м – впервые встал за пульт Заслуженного коллектива Республики (ныне – Заслуженный коллектив России). В 1988 году состоялись концерты дирижера с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, в 1990-м он дирижировал здесь Израильским филармоническим оркестром. В 2003 году, а затем в 2011 Зубин Мета выступал в Большом зале филармонии с Симфоническим оркестром “Maggio Musicale Fiorentino”. 

Фото: Александр Макаров (Библиотека изображений «РИА Новости»)

Третья симфония Малера, которую Заслуженный коллектив России исполнит под управлением дирижера 30 января, – грандиозное симфоническое полотно, которое сам композитор называл своим «самым зрелым и своеобразным сочинением». Он писал: «Мое произведение представляет собой музыкальную поэму, которая объемлет все ступени развития в постепенном нарастании. Начинается от безжизненной природы и поднимается до божественной любви… до хрупкой плоти человеческого сердца, которое стремится возвыситься над этой плотью и подняться к Богу… Моя симфония должна стать чем-то таким, чего еще не слышал мир! В ней вся природа обретает голос…».

Блестящая карьера Зубина Меты началась в 1958 году с победы на Международном конкурсе дирижеров в Ливерпуле, в 1961 году он уже дирижировал Венским, Берлинским и Израильским филармоническими оркестрами, полувековой юбилей сотрудничества с которыми музыкант отпраздновал относительно недавно. 

Дирижер сотрудничал с лучшими музыкальными коллективами планеты. Он был музыкальным руководителем Монреальского симфонического оркестра с 1961 по 1967 год, с 1962 по 1978 год занимал пост музыкального руководителя Лос-Анджелесского филармонического оркестра. Полвека Зубин Мета проработал в Израильском филармоническом оркестре, и в октябре 2019 года стал почётным музыкальным руководителем этого коллектива. С 1978 года и на протяжении 13 лет маэстро был музыкальным руководителем Нью-Йоркского филармонического оркестра. С 1985 по 2017 год он – главный дирижер оркестра “Maggio Musicale Fiorentino” во Флоренции.

В качестве оперного дирижера Зубин Мета дебютировал в Монреале в 1963 году, c тех пор он дирижировал в Нью-Йоркской Метрополитен-опера, Венской государственной опере, Королевском театре Ковент-Гарден, миланском «Ла Скала», оперных театрах Чикаго и Флоренции, а также на Зальцбургском фестивале. С 1998 по 2006 год дирижер был музыкальным руководителем Баварской государственной оперы в Мюнхене.

Концерты Зубина Меты на сцене Ленинградской – Петербургской филармонии:

29 апреля 1962 г.
Монреальский Симфонический оркестр
Вебер. Увертюра «Оберон»
Маттон. Пьеса для оркестра
Моцарт. Ария Аминты из оперы «Король-пастух»
Пуччини. Ария Лиу из оперы «Турандот»
Верди. Ария Леоноры (Исп. Тереза Стратас)
Дворжак. Симфония № 2

30 апреля 1962 г.
3 мая 1962 г.

Монреальский Симфонический оркестр
Вагнер. Увертюра «Летучий голландец»
Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини (Исп. Рональд Турини)
Стравинский. Симфония в трех частях
Кодаи. Танцы из Галанты

12 июня 1964 г.
Заслуженный коллектив Республики
Р. Штраус. Дон Кихот, симфонические вариации
Соло в оркестре: А. Никитин, виолончель; И. Малкин, альт
Барток. Танцевальная сюита
Равель. Дафнис и Хлоя, 2-я сюита из балета

13 июня 1964 г.
Заслуженный коллектив Республики
8-й концерт 8-го абонемента (для трудящихся фабрик и заводов Ленинграда)
Р. Штраус. Дон Кихот, симфонические вариации
Соло в оркестре: А. Никитин, виолончель; И. Малкин, альт
Брамс. Симфония № 1

31 мая 1988 г.
Третий Международный музыкальный фестиваль в СССР «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами»
Нью-Йоркский Филармонический оркестр
146-й концертный сезон (11173-й концерт)
Малер. Симфония № 9

1 июня 1988 г.
Третий Международный музыкальный фестиваль в СССР «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами»
Нью-Йоркский Филармонический оркестр
Э. Т. Цвилих (США). «Симболон», композиция для оркестра (1-е исп.)
Шуберт. Симфония № 2
Стравинский. «Весна священная», сцены языческой Руси (музыка балета)

2 июня 1988 г.
Третий Международный музыкальный фестиваль в СССР «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами»
Нью-Йоркский Филармонический оркестр
146-й концертный сезон (11175-й концерт)
Р. Штраус. «Так говорил Заратустра», симфоническая поэма
Брамс. Симфония № 2

2 мая 1990 г.
Израильский Филармонический оркестр
Копытман. «Память», композиция для альта с оркестром (Исп. Шила Беншари)
Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром
Исп. Итцхак Перлман
Бетховен. Симфония № 7

3 мая 1990 г.
Израильский Филармонический оркестр
Бен-Хаим. Псалмы
Моцарт. Симфония № 36 (Линцская), KV 425
Малер. Симфония № 5

2 ноября 2003 г.
Фестиваль культуры Италии в России
Симфонический оркестр Maggio Musicale Fiorentino (Италия)
Брамс. Симфония № 1
Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»  

6 апреля 2011 г. 
II Международный фестиваль Мстислава Ростроповича
Симфонический оркестр Maggio Musicale Fiorentino
Малер. Симфония № 1 «Титан» ре мажор
Барток. Концерт для оркестра

Уважаемые участники конкурса, будьте внимательны!

Даты жеребьевки и конкурсных прослушиваний по специальностям «фагот» и «бас-тромбон» изменены

Жеребьёвка по специальностям «фагот» и «бас-тромбон» состоится 25 января 2022 года (вторник)

- по специальности «фагот» состоится 25 января с 15:00 до 15:30

- по специальности «бас-тромбон» состоится 25 января с 15:30 до 16:00

 

Конкурсные прослушивания по специальностям «фагот» и «бас-тромбон» состоятся 26 января 2022 года. Начало прослушиваний в 10:00

Вход через подъезд № 5 Большого зала Санкт-Петербургской академической филармонии им.Д.Д.Шостаковича

По результатам конкурсного прослушивания по специальности «кларнет»

в Академический симфонический оркестр филармонии принимаются: 

РАКОВ Ренат (концертмейстер группы кларнетов)

ТЕРВИНСКИЙ Савелий (регулятор группы кларнетов)

СЕРДЮКОВ Семён (второй кларнет)

 

По результатам конкурсного прослушивания по специальности «гобой»

в Академический симфонический оркестр филармонии принимаются: 

ШИМОРИН Михаил (регулятор группы гобоев)

БЕЛОУСОВА Светлана (второй гобой)

Я крайне сожалею, что не смогла приехать в Санкт-Петербург и выступить с сольным концертом 17 декабря. Также я невероятно расстроена, что вынуждена отменить все мои выступления в декабре из-за моего заболевания коронавирусом. Выражаю мою глубокую признательность Санкт-Петербургской филармонии, которая нашла новую дату уже в этом сезоне - 18 апреля 2022 года. Так что я смогу исполнить специально подготовленную мной программу сольного концерта в вашем прекрасном концертном зале и выступить перед одной из самых чудесных, знающих и благодарных во всем мире, - перед публикой Санкт-Петербурга. 

 

Желаю вам всем счастливого Нового года и с нетерпением жду возвращения в ваш прекрасный город в апреле!

 

С наилучшими пожеланиями,

Элина Гаранча

 

16 декабря 2021 года

С 8 ноября 2021 года при посещении концертов Большого и Малого зала необходимо предъявлять на контроле QR-код о полном курсе вакцинации или о перенесенном заболевании, либо справку о наличии медицинского отвода от вакцинации вместе с отрицательным результатом ПЦР-теста (на основании новой редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 121 от 13.03.2020 и Приказа Директора филармонии № 60)

29 сентября Заслуженный артист России, кавалер ордена Дружбы, профессор, дирижер Академического симфонического оркестра Владимир Альтшулер отмечает 75-летие. В этот день музыканты коллектива, с которым судьба дирижера связана на протяжении более полувека, будут чествовать его на концерте в Малом зале филармонии, в программе – их сольные и ансамблевые выступления. 

 

Под знаком юбилея Владимира Альтшулера пройдет его концерт с Академическим симфоническим оркестром 21 ноября: солистом выступит Александр Рудин, в этот вечер прозвучат Виолончельный концерт Шумана, симфоническая поэма Листа «Прелюды» и Четвертая симфония Брамса.  

Также в планах Академического симфонического оркестра и Владимира Альтшулера на сезон 2021-2022 – концерт, посвященный памяти жертв Холокоста, концерт памяти Сергея Слонимского, на котором впервые в Петербурге прозвучит Симфония №23, посвященная дирижеру, запланированы юбилейные концерты в честь Александра Цемлинского (150-летие со дня рождения, 19 октября) и Феликса Мендельсона (175-летие смерти). Солисты в программах Владимира Альтшулера в этом сезоне — Элисо Вирсаладзе, Сергей Накаряков, Иван Рудин, Анастасия Калагина, Александр Кашпурин и другие исполнители. 

Владимир Альтшулер пришел в Академический симфонический оркестр в 1969-м, за год до окончания Ленинградской консерватории (класс альта Ю. Крамарова), а спустя 25 лет занял пост дирижера Академического симфонического оркестра.

Вехами этого большого пути стало создание по инициативе Владимира Альтшулера Струнного квартета филармонии (1972 год), назначение музыканта концертмейстером группы альтов (1982 год), окончание Ленинградской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования у Александра Дмитриева (1983), дирижерский дебют с Академическим симфоническим оркестром (1984).

Фото: Даниил Рабовский
Фото: Стас Левшин

Владимир Альтшулер – яркий представитель ленинградской-петербургской дирижерской школы. Его отличает строгий художественный вкус и широкая эрудиция; дирижеру присущ живой интерес и открытость новому, стилевой диапазон его программ впечатляет своим охватом и разнообразием. По инициативе Владимира Альтшулера многие классические партитуры прозвучали в Петербурге впервые (в их числе – оратория Генделя «Саул», опера Монтеверди «Орфей»). Постоянный участник международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна», он осуществил множество мировых премьер сочинений современных петербургских композиторов, в том числе – и посвященных ему лично. Среди особых достижений Владимира Альтшулера – исполнение цикла из всех симфоний Брукнера.

Концертная деятельность Владимир Альтшулера охватывает как российские города, так и зарубежье: дирижер выступал в Германии, Великобритании, Ирландии, Португалии, Испании, Швейцарии, Финляндии, Норвегии, Турции, Хорватии, Македонии, в странах Балтии и в Республике Корея. Солистами в программах, звучащих под управлением Владимира Альтшулера, становятся всемирно известные музыканты, такие, как Давид Герингас, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Кун Ву Пак, Питер Донохоу, Елизавета Леонская, Сергей Накаряков.

Кандидат искусствоведения, профессор, Владимир Альтшулер уделяет значительное внимание преподаванию (среди его выпускников немало успешных дирижеров) и научным исследованиям, однако основное место в деятельности музыканта по-прежнему занимает работа с Академическим симфоническим оркестром, совместные петербургские выступления и гастроли с этим коллективом.

12 июня Заслуженный коллектив России исполнил ту самую программу, которая прозвучала на торжественном открытии Петроградской филармонии 12 июня 1921 года. Концерт в день столетия филармонии стал кульминацией первого юбилейного сезона.

 

Программа из сочинений Чайковского, с которой началась история филармонии, была исполнена под управлением народного артиста России Николая Алексеева, солист – Сергей Догадин, победитель Международного конкурса имени Чайковского, выступающий с лучшими оркестрами мира. Прозвучала Шестая «Патетическая» симфония, чья премьера состоялась в Зале Дворянского собрания (ныне Большой зал филармонии) под управлением автора, а также – Скрипичный концерт и фантазия «Франческа да Римини».

Перед началом исполнения народным артистом России Николаем Буровым со сцены было зачитано поздравление Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Фото: Стас Левшин

Концерт 12 июня вошел в программу Международного фестиваля «Музыкальная коллекция», проходящего под знаком 100-летия Петербургской филармонии, который открылся 26 мая выступлением Госоркестра имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского. В программу фестиваля вошли концерты, посвященные чествованию как музыкантов филармонических оркестров, так и представителей административно-технического персонала филармонии: такое посвящение восходит к первым годам работы Петроградской филармонии. 

4 июня, на концерте Заслуженного коллектива России, который прошел под управлением главного приглашенного дирижера Шарля Дютуа (солистка – Елизавета Леонская), состоялось чествование музыкантов оркестра: шестнадцати музыкантам и директору оркестра были вручены Благодарность Министра культуры России Ольги Любимовой, а также Благодарности и Благодарственные письма Комитета по культуре Санкт-Петербурга; тринадцати музыкантам, проработавшим в оркестре более 30 лет, были вручены Благодарственные письма за подписью художественного руководителя филармонии Юрия Темирканова и директора филармонии Ильи Черкасова.

8 июня, на концерте Заслуженного коллектива России под управлением Николая Алексеева (солист – Симон Трпчески) состоялось чествование работников администрации и представителей технического персонала, в том числе старейших сотрудников, которые отдали работе в Петербургской филармонии свыше 30 лет: они были отмечены Благодарственным письмом Вице-губернатора Санкт-Петербурга Бориса Пиотровского, а также Благодарственными письмами за подписью директора филармонии Ильи Черкасова.

22 июня, на концерте Академического симфонического оркестра под управлением Владимира Альтшулера, на котором прозвучит легендарная Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича, состоится чествование музыкантов этого коллектива.

12 июня 1921 года, в день торжественного открытия Петроградской филармонии, ее оркестром (бывшим Придворным оркестром, позже получившим имя Заслуженный коллектив Республики, ныне — Заслуженный коллектив России) дирижировал первый директор и главный дирижер филармонии Эмиль Купер, солировала Цецилия Ганзен – выпускница Петербургской консерватории, которую вскоре ожидала эмиграция, а далее –  международная карьера.

На сайте «100-летие филармонии», запущенном 12 мая, накануне столетия со дня подписания Положения о государственной филармонии Петрограда, в числе прочих материалов размещена и афиша первого в истории филармонии концерта

По клику на имя Эмиля Купера, под управлением которого прошел концерт, открывается не только его биография, но также и памятный адрес – «Скромная памятка о трудном предприятии открытия Филармонии в день ее первого концерта 12-го июня 1921-го года», на котором различима подпись композитора Александра Глазунова и всех музыкантов оркестра.

13 мая, в день столетия со дня подписания Положения об основании Петроградской филармонии, заработал digital-проект «100-летие филармонии», посвященный дате, под знаком которой проходит нынешний и пройдет следующий концертный сезон Петербургской филармонии.

На сайте размещены эксклюзивные материалы, ранее недоступные широкой аудитории: программы концертных сезонов, программки концертов, фрагменты из «Золотой книги», в которой собраны автографы выдающихся, выступавших в филармонии, исполнителей и композиторов, а также их биографии, раскрывающие их связь с концертной организацией.

«Когда десять лет назад мы отмечали 90-летие филармонии, мне довелось поднять несколько интересных исторических документов, которые открыли взгляд на филармонию с другой стороны, тогда и родилась идея раскрыть ее историю не только для тех кто в ней служит, хотя и они не всегда знают все факты – но и для широкой аудитории», – рассказала Ирина Родионова, автор digital-проекта «100-летие филармонии».

Над наполнением сайта работает большая команда, в его основе – исторические материалы из фондов Музыкальной библиотеки филармонии, сотрудники которой, по словам Ирины Родионовой, «своими руками переписали, перевели к компьютерный набор сто сезонов Большого зала и почти сто сезонов Малого зала филармонии».

«Мы вместе с моим соавтором Ольгой Радвилович пишем биографии музыкантов и отдельные статьи чтобы заполнять сайт, – рассказала автор проекта, – Написано уже более пятидесяти сезонов, но на сайте к сожалению технически пока удалось разместить лишь пятнадцать. Но прошу обратить внимание на то, что и пятнадцать сезонов – это огромный объем информации, почти полторы тысячи статей – читателю мало не покажется». Сайт постоянно пополняется.

На сайте в числе прочих многочисленных материалов размещена и афиша первого в истории Петроградской филармонии концерта. Его программа прозвучит вновь 12 июня 2021: этот концерт станет одной из кульминаций юбилейного филармонического сезона.

По клику на имя первого директора и главного дирижера Петроградской филармонии Эмиля Купера, под управлением которого прошел первый в истории филармонии концерт, открывается не только его биография, но также и памятный адрес – «Скромная памятка о трудном предприятии открытия Филармонии в день ее первого концерта 12-го июня 1921-го года», на котором различима подпись композитора Александра Глазунова и всех музыкантов Государственного оркестра – ранее Придворного оркестра, ныне – Заслуженного коллектива России. 

«Собственно для спасения этого оркестра и создавалась филармония: народный комиссар просвещения Анатолий Луначарским проводил пиар-кампанию в поддержку этой идеи, писал что в наследство от царской власти нам досталось не только плохое но и хорошее, и один из таких примеров – это как раз придворный оркестр», – пояснила Ирина Родионова.

О том, как Петербургская филармония отмечает столетие, рассказал Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя филармонии: «Уже концерты, открывающие этот сезон, были посвящены столетию. В течение сезона продолжается один из наших концертных циклов «Филармония 100 – история в зеркале десятилетий», где мы прослеживаем ключевые знаковые программы, которые проходили в Петроградской-Ленинградской филармонии. Из ближайших посвященных столетию событий – XV Международный фестиваль «Музыкальная коллекция», который пройдет с 26 мая по 1 июля. В его программе нам удалось собрать целый ряд замечательных музыкантов – достаточно сказать, что его программу откроет Госоркестр имени Светланова под управлением Владимир Юровского, солист Рудольф Бухбиндер. В числе ярких событий фестиваля – сольный концерт Джошуа Белла, выступления Шарля Дютуа, Элиаху Инбал. В рамках фестиваля пройдут концерты-чествования музыкантов обоих оркестров и сотрудников администрации филармонии – это традиция, восходящая к нашей истории. Чествовать музыкантов Академического симфонического оркестра мы будем 22 июня программой, которая также завершит цикл, посвященный 90-летию коллектива – прозвучит Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича, легендарную блокадную премьеру которой этот самый оркестр осуществил в 1942 году. Многие посвященные столетию события запланированы на следующий сезон, в частности, под знаком юбилея пройдет международный фестиваль “Площадь Искусств”».

Традиция исполнения академической музыки в филармонических залах восходит к XIX столетию, когда здесь выступали Лист, Берлиоз, Вагнер, Дворжак, Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин и другие крупнейшие музыканты своего времени. Однако собственно филармония (на тот момент Петроградская), первая в нашей стране, была учреждена 13 мая 1921 года, а 12 июня состоялся первый в ее истории концерт.

12 мая  в 12:00 пресс-центр «Интерфакса» в Санкт-Петербурге провел онлайн пресс-конференцию на тему «100-летие Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича».

В пресс-конференции приняли участие заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской филармонии им.Д.Д.Шостаковича Евгений Петровский и автор digital-проекта «100-летие филармонии» Ирина Родионова.

В рамках пресс-конференции состочлась презентация и открытие сайта «100-лет филармонии».

Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании столетия Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Текст документа опубликован в четверг на официальном интернет-портале правовой информации.

«Постановляю: провести в 2021-2022 гг. мероприятия, посвященные празднованию 100-летия Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича», - говорится в тексте указа главы российского государства.

 

Правительству РФ поручено в трехмесячный срок сформировать оргкомитет по подготовке и проведению празднования, а также обеспечить разработку и утверждение плана основных событий юбилея. Кроме того, согласно тексту указа, органам госвласти субъектов РФ рекомендовано принять участие в подготовке и проведении мероприятий в честь знаменательной даты.

Первая в стране филармония была учреждена 13 мая 1921 года, а спустя месяц прошел первый в ее истории концерт. Она была создана на основе традиции исполнения академической музыки в филармонических залах в ХIХ веке, когда в Санкт-Петербурге выступали Лист, Берлиоз, Вагнер, Дворжак, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин, Сибелиус. Они давали концерты в зале Дворянского собрания, где ныне расположен Большой зал филармонии. Филармония носит имя Дмитрия Шостаковича в память о том, что в Большом и Малом залах на протяжении всей жизни композитора прозвучали премьеры большинства его симфонических и многих камерных произведений. 

Источник: ТАСС

Фото: Стас Левшин
Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2022
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»