Новости
Одна из самых востребованных российских певиц, Хибла Герзмава возвращается на сцену Петербургской филармонии с сольным концертом: 27 сентября в Большом зале вместе со своим постоянным творческим партнером, пианисткой Екатериной Ганелиной она исполнит романсы Чайковского и Рахманинова.
Хибла Герзмава – ведущая солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, первая в истории обладательница Гран-при Международного конкурса имени Чайковского, неоднократная обладательница Национальной премии «Золотая маска», Лауреат Государственной премии Российской Федерации за вклад в развитие отечественного и мирового искусства, народная артистка России и Абхазии.
Предыдущий концерт Хиблы Герзмава в Большом зале Петербургской филармонии состоялся в декабре 2022 года вместе с Заслуженным коллективом России под управлением Феликса Коробова, выступление триумфально завершило программу главного события филармонического сезона – Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».

В новом концертном сезоне выступление Хиблы Герзмава – одно из ярчайших событий его первых дней: 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, сезон откроется выступлением Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Николая Алексеева, прозвучит Десятая симфония Шостаковича, исполнение приурочено к 70-летию премьеры; 26 сентября с сольным концертом в Большом зале выступит один из крупнейших современных пианистов Борис Березовский.
Хибла Герзмава – звезда мировой оперы, она пела в Шатле и Шанз-Элизе в Париже, в театре Коммунале во Флоренции, в Софийской опере, в Театро дель Лисеу в Барселоне и Палау де лес Артс Рейна София в Валенсии, в Мариинском театре и в токийском Бунка Кайкан, в Королевском оперном театре Ковент Гарден в Лондоне и на сцене Метрополитен-опера, в Баварской государственной и Римской операх.
26 сентября один из крупнейших российских пианистов Борис Березовский исполнит в Большом зале филармонии программу, в которой сонаты Бетховена сочетаются с музыкой XIX и XX веков – сочинениями Мендельсона, Крейслера – Рахманинова, Прокофьева. Фортепианный вечер станет одним из первых концертов нового, 103-го концертного сезона Петербургской филармонии: сезон пройдет под знаком 85-летия художественного руководителя Филармонии и Заслуженного коллектива России, одного из крупнейших дирижеров современности Юрия Темирканова.
«Я – пианистический Гаргантюа, мне хочется играть много, и не только Бетховена, поэтому я буду разбавлять его сонаты эффектными и красивыми вкраплениями из музыки других авторов, – объясняет идею программы Борис Березовский, – С бетховенскими сонатами соседствуют разные сочинения. Иногда это сюрпризы – пьесы, редко исполняемые, но заслуживающие восхищения – например, три этюда Мендельсона, короткие и безумно красивые, в концертах они не звучат. Иногда сочинения совпадают по тональности и настроению, иногда это – сочетание на контрастах».

Борис Березовский отмечен сотрудничеством с крупнейшими оркестрами, среди которых Нью-Йоркский и Берлинский филармонические, Филадельфийский симфонический, Лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би-Би-Си, Мюнхенский филармонический оркестр и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и Филармонический оркестр Осло, Оркестр Амстердамского Концертгебау, Национальный оркестр Франции и многие другие. В обширной дискографии пианиста около 40 сольных и ансамблевых CD и DVD. Они были неоднократно отмечены экспертами изданий Le Monde de la Musique, Diapason, BBC Music Magazine, Independent on Sunday, становились выбором журналов Le Monde de la Musique и Gramophone, были удостоены премий Diapason d'Or и RTL d'Or, «Эхо-Классик», Премии немецких критиков и британского журнала BBC Music Magazine.
Концертный сезон Петербургской филармонии откроется 25 сентября, в день рождения композитора Дмитрия Шостаковича, чье имя филармония носит. В этот вечер Заслуженный коллектив России – старейший и один из исторически самых важных оркестров страны – исполнит под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева Десятую симфонию Шостаковича, чьи премьера состоялась в этом же зале 70 лет назад.
События нового концертного сезона Петербургской филармонии проходят при поддержке ее генерального партнера ПАО «НК «Роснефть». В течение многих лет «Роснефть», продолжая традиции меценатства, поддерживает проекты Петербургской филармонии, направленные на сохранение национальных ценностей и развитие отечественной культуры.
Петербургская филармония откроет концертный сезон в день рождения Дмитрия Шостаковича – композитора, чье имя с гордостью носит.
25 сентября на сцене – главный оркестр филармонии, старейший симфонический оркестр страны – Заслуженный коллектив России и его главный дирижер – народный артист России Николай Алексеев. Прозвучит Десятая симфония Шостаковича, исполнение будет приурочено к 70-летию мировой премьеры партитуры, которую осуществил 17 декабря 1953 года в Большом зале Ленинградской филармонии этот же оркестр, тогда носивший имя Заслуженный коллектив Республики, под управлением Евгения Мравинского. Также в программе – музыка Сергея Рахманинова: симфоническая поэма «Остров мертвых» и Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского и других престижных состязаний, один из лучших российских пианистов нового поколения Дмитрий Шишкин.
30 сентября свой сезон откроет Академический симфонический оркестр филармонии: под управлением Николая Алексеева прозвучат Вариации на тему Гайдна Иоганнеса Брамса, Концерт № 23 для фортепиано с оркестром Моцарта и Девятая симфония «Из Нового Света» Дворжака. Солист – лауреат международных конкурсов, один из самых востребованных молодых российских пианистов Филипп Копачевский

Ключевое событие, под знаком которого пройдет весь новый концертный сезон Петербургской филармонии, – юбилей художественного руководителя филармонии и Заслуженного коллектива России Юрия Темирканова. В декабре дирижеру исполнится 85 лет. Этой дате посвящены оба главных абонемента Заслуженного коллектива России: Абонемент № 1 «Оркестр Юрия Темирканова» и Абонемент № 3 «Первый симфонический оркестр России».
Под знаком юбилея пройдет XXIII Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств». «Фестиваль пройдет с 14 по 24 декабря и, хотя его программа пока официально не объявлена, хочу приоткрыть завесу и назвать имена некоторых участников, – рассказал на пресс-конференции, приуроченной к открытию сезона Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии, – Главным событием концерта-открытия фестиваля станет исполнение Тринадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича, которая, наряду с другими симфониями композитора, занимает одно из ключевых мест в репертуаре маэстро Темирканова. Симфония будет исполнена Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Николая Геннадиевича Алексеева при участии Хора Большого театра России, солист – бас Алексей Тихомиров. На фестивале также вместе с Юрием Башметом и Константином Хабенским выступит Камерный ансамбль «Солисты Москвы», Академический симфонический оркестр даст концерт под управлением Димитриса Ботиниса, солист – Фредди Кемпф, будет такой необычный концерт на сцене Большого зала как “Музыка и танцы эпохи барокко” с участием Фаруха Рузиматова, Илзе Лиепа, Ивана Васильева и восходящей звезды мировой оперной сцены Василисы Бержанской. Заслуженный коллектив России выступит вместе с дирижером Ионом Марином, на юбилейный фестиваль Юрия Хатуевича приедет Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» вместе с Владимиром Спиваковым, будет у нас и Госоркестр имени Светланова с Николаем Луганским, с сольным концертом выступит Денис Мацуев. Закроется фестиваль гала-концертом, также посвященным юбилею Юрия Хатуевича».
Предстоящему юбилею маэстро Темирканова также были посвящены выступления Заслуженного коллектива России под управлением Николая Алексеева в Нальчике, родном городе Юрия Темирканова, они состоялись 29 и 30 августа. Солистом выступил лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского и других престижных состязаний, пианист Илья Папоян.
«В течение этого сезона в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Николая Геннадиевича Алексеева прозвучат три симфонии Шостаковича – Десятая, Тринадцатая – на открытии Международного фестиваля “Площадь Искусств” и Седьмая – в день 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, и это, как мне кажется, своеобразный предыкт, прелюдия к 2025 году – году пятидесятилетия со дня смерти Шостаковича и, соответственно, пятидесятилетия присвоения Ленинградской – Петербургской филармонии его имени. Таким образом, совершенно естественно вырисовывается год Шостаковича в Петербургской филармонии – 2025-й», – отметил на пресс-конференции, приуроченной к открытию сезона Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии.
События нового концертного сезона Петербургской филармонии пройдут при поддержке ее генерального партнера ПАО «НК «Роснефть». В течение многих лет «Роснефть», продолжая традиции меценатства, поддерживает проекты Петербургской филармонии, направленные на сохранение национальных ценностей и развитие отечественной культуры.
Билеты на концерт-открытие сезона Петербургской филармонии 25 сентября и концерт-открытие сезона Академического симфонического оркестра 30 сентября доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.










29 и 30 августа Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии выступит под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева в Музыкальном театре Нальчика – родного города Юрия Темирканова, художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Выступления пройдут под знаком приближающегося юбилея Маэстро: 10 декабря Юрию Темирканову исполнится 85 лет. Концерты Заслуженного коллектива России в Нальчике организует Петербургская филармония совместно с Министерством культуры Кабардино-Балкарской Республики.
Основу двух программ оркестра составили шедевры русских композиторов, исполнение которых Заслуженным коллективом России высоко ценится и считается эталонным во всем мире: в первый вечер прозвучат Первый фортепианный концерт и Пятая симфония Чайковского; во второй вечер – Второй фортепианный концерт Рахманинова и Четвертая симфония немецкого композитора Иоганнеса Брамса – одна из важнейших партитур в репертуаре оркестра. Солистом в концертах 29 и 30 августа станет молодой петербургский пианист, лауреат Международного конкурса имени Чайковского (2023), Международного конкурса имени Рахманинова (2022) и других престижных состязаний Илья Папоян.
Юрий Темирканов – один из крупнейших мировых дирижеров. С 1988 года маэстро возглавляет Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии – старейший симфонический коллектив страны, один из лучших оркестров мира.
Под управлением Маэстро Заслуженный коллектив России выступал на самых престижных сценах мира. Юрий Темирканов также сотрудничает с такими ведущими оркестрами Европы, как Берлинский филармонический, Венский филармонический, Дрезденская государственная капелла, Лондонский филармонический, Лондонский симфонический, оркестр «Филармония», Королевский оркестр Концертгебау, оркестры Академии Санта-Чечилия в Риме, театра Ла Скала в Милане и многими другими.

15 июня концертом в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии триумфально открыл программу гастрольного тура по Китаю. Под управлением главного дирижера оркестра Николая Алексеева прозвучали Вторая симфония и Второй фортепианный концерт Рахманинова, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского (2015), пианист Даниил Харитонов.
На выступлении Заслуженного коллектива России в Пекине присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Китайской Народной Республике Игорь Моргулов. Прием китайской публики был очень теплым, в ответ на продолжительные аплодисменты музыканты исполнили два сочинения на бис –прозвучали пьеса английского композитора Элгара «Салют d'Amour» и «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» Чайковского. Уже сегодня, 16 июня, турне старейшего симфонического оркестра России продолжится выступлением в Тяньцзине.
Гастроли в Китай – первая зарубежная поездка Заслуженного коллектива России после трехлетнего перерыва. Уже за месяц до выступлений все билеты на концерты старейшего симфонического оркестра России, одного из лучших мировых симфонических коллективов, были раскуплены, сообщали организаторы тура, компания Wu Promotion.
Гастроли проходят при поддержке Банка ВТБ. Такое сотрудничество помогает расширению культурных связей между Россией и Китаем.




10 июня Филармония начнет продажу абонементов Большого зала сезона 2022/2023. Покупка абонементов станет доступна 10 июня как в кассах Большого зала, так и онлайн на сайте филармонии.
Ознакомиться с абонементами Большого зала можно уже сейчас.

6 июня Петербургская филармония провела презентацию обновленной системы «Говорящий город», обеспечивающей комфорт слепых и слабовидящих посетителей в обоих филармонических залах.
Филармония – единственное учреждение культуры в Петербурге, обеспечившее работу системы «Говорящий город» не только снаружи, но и внутри своих помещений в таком серьезном объеме.
При этом Филармония – единственный партнер системы «Говорящий город», который предоставляет ее пользователям не только информацию, необходимую для навигации, но и справочную информацию об истории и жизни Филармонии сегодня.
Программу по развитию доступной среды Петербургская филармония реализует при поддержке Банка ВТБ.
После пресс-конференции, на которой речь шла как об уникальных возможностях установленной в Филармонии обновленной системы «Говорящий город», так и о работе Филармонии по созданию доступной среды в целом, работа системы была продемонстрирована слепым человеком – Максимом Озеровым, библиотекарем Издательского отдела Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих. Ориентируясь на сигналы радиомаяков, установленных снаружи и внутри здания Большого зала филармонии, а также на инструкции приложения «Говорящий город» в своем смартфоне (для удобства участников пресс-тура они передавались не в наушники пользователя, а в портативную колонку и были слышны всем), он без посторонней помощи прошел по маршруту от входа в здание Большого зала филармонии через гардероб, вверх по центральной лестнице – до зоны контроля билетов и далее ко входу непосредственно в концертный зал, сориентировался относительно расположения и прошел в направлении туалетных комнат, зрительского фойе и буфетов.
Уникальная система, позволяющая незрячим посетителям ориентироваться внутри помещений, а также узнать об истории и актуальной жизни Филармонии заработала в Большом и Малом залах в мае.
При этом специальные радиоинформаторы и звуковые маяки, помогающие незрячим людям найти основной вход, а также кассовое фойе Большого зала филармонии, были установлены на здании еще в 2016 году, когда Петербургская филармония только присоединилась к проекту «Говорящий город».
В 2023 году Большой зал, а вместе с ним и Малый зал Петербургской филармонии были оснащены дополнительным оборудованием – радиоинформаторами и звуковыми маяками, размещенными внутри зданий: теперь незрячие и слабовидящие посетители могут не только найти вход в здания филармонических залов и получить информацию, о том, как безопасно подойти к ним, но и имеют возможность самостоятельно сориентироваться внутри помещений – представить, где расположены гардеробы, кассы, лестницы, буфеты, туалетные комнаты.
Филармония – единственное учреждение культуры в Петербурге, обеспечившее работу системы «Говорящий город» не только снаружи, но и внутри своих помещений в таком серьезном объеме.
При этом Филармония – единственный партнер системы «Говорящий город», который предоставляет ее пользователям не только информацию, необходимую для навигации, но и справочную информацию об истории и жизни Филармонии сегодня.
Справочно-информационные блоки, подготовленные Петербургской филармонией для системы «Говорящий город», посвящены истории организации, выступавшим в филармонических залах великим артистам, знаменитым симфоническим оркестрам Филармонии, архитектурным особенностям и внутреннем убранстве ее зданий.
«Филармонические залы во многом были адаптированы для визита слушателей с ограниченными возможностями и ранее, большую работу в этом направлении мы ведем достаточно давно, но в последний год Филармония выбрала работу по созданию доступной среды одним из принципиальных своих приоритетов – и успела сделать в этом направлении достаточно много, – рассказала Мария Угрюмова, специалист по доступной среде Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, – Мы провели два круглых стола – с врачами и с представителями учреждений культуры, имеющих соответствующий опыт – чтобы понять, как грамотно построить свою работу. В результате мы достаточно предсказуемо удостоверились в том, что люди с нарушением слуха в визите в филармонию не заинтересованы: кроме того, установка индукционных петель – специальных устройств, купирующих посторонние звуки и позволяющих пользователям сосредоточиться на главном источнике звука, в наших залах невозможна в силу большого объема помещений. Сложно обеспечить комфорт и при посещении филармонии и слушателей с ментальными особенностями: в этом случае очень высока индивидуальность нарушений, учесть все их варианты – если, например, человек не готов к громкому звуку, яркому свету или боится скоплений людей – невозможно. Получается, основные две группы слушателей с особенностями здоровья, на обеспечении чьего комфорта мы сосредоточены – это слушатели с нарушением опорно-двигательного аппарата и слушатели с нарушением зрения».
Мария Угрюмова рассказала, что для комфорта слушателей с нарушением опорно-двигательного аппарата Большой зал филармонии уже более 15 лет оборудован подъемной платформой и лифтом, – это большая редкость для исторического здания. Малый зал филармонии в скором времени будет оборудован аппарелями, возможность размещения в здании лифта находится в стадии согласования.
Для комфорта слушателей с нарушением зрения Большой зал оборудован табличками с шрифтом Брайля (от обеспечения здания мнемосхемами после интервью с потенциальными их пользователями Филармония сознательно отказалась), в гардеробе таким слушателям выдаются тактильно-рельефные альбомы, содержащие информацию как о конфигурации помещения, так и об истории филармонии, составе симфонического оркестра, установленном в Большом зале филармонии органе. Установка и обновление системы «Говорящий город» – одно из важнейших и технологически самых сложных направлений в этой работе.
«Наш проект зародился более 10 лет назад и первой нашей задачей было повышение безопасности людей с нарушениями зрения при переходе улиц, в итоге получились «говорящие» светофоры. Сейчас помимо «говорящих» светофоров у нас есть «говорящий» транспорт, метро, здания, – правда для всех нас они молчат, но при этом неслышно для окружающих общаются с нашими пользователями через специальные устройства, – рассказала Мария Ромашова, генеральный директор компании «Говорящий город», – Классическая музыка доступна для всех, но вот места, где к ней можно прикоснуться в массе своей – к сожалению, нет. Таблички со шрифтом Брайля не помогут найти входную дверь, не подскажут, какие препятствия находятся рядом – и эти задачи успешно решает система радиоинформирования и звукового ориентирования.
Ряд объектов культуры уже подключился к нашему проекту, но в Филармонии он работает в уникальном формате: здесь объединяются как его функция обеспечения ориентирования в пространстве, так и возможность получения информационно-исторической справки, позволяющей погрузиться в атмосферу особенного места перед прослушиванием концерта. Эта идея – инициатива специалистов Филармонии: от себя, и от лица наших пользователей мы благодарим коллег не только за инициативу, но и за понимание существующих проблем, за креативный подход и за социальную ответственность.
Задача нашего проекта в целом – создавать доступную среду с помощью умных технологий, которые помогают людям с ограниченными возможностями передвигаться более безопасно, комфортно и при этом самостоятельно в сложных условиях города. Проект, который мы сегодня демонстрируем – прекрасный пример для построения доступной среды».
«Для меня как для пользователя cистема «Говорящий город» в Филармонии впервые стала аудиогидом – предоставила возможность интересно и познавательно провести время в ожидании начала концерта. Как в детском стишке: ”Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять – И почитать!”» – рассказал Максим Озеров, библиотекарь Издательского отдела Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих.
Юрий Левченко, старший вице-президент Банка ВТБ, при поддержке которого Филармония реализует программу по развитию доступной среды, рассказал о том, как банк обеспечивает комфорт своим клиентам с особенностями здоровья: делает офисы физически доступными для людей с ограниченными возможностями, оснащает банкоматы специальными программами для слабовидящих, совместно с Всероссийским обществом инвалидов реализует программы финансовой грамотности.
«У нас обширная программа поддержки учреждений культуры по всей стране, и несколько лет назад мы, осуществляя тот или иной совместный проект, начали обращать внимание на то, как этим учреждением решаются вопросы инклюзивности. Это не жесткое требование для оказания поддержки банком, но желательное, – отметил Юрий Левченко, – Музей-заповедник «Петергоф», Театральный музей, музей-заповедник «Павловск», Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Пушкинский музей – это навскидку те партнеры, с которыми мы уже прошли значительный совместный путь, в работе с кем есть результаты.
Петербургскую филармонию я хотел бы назвать в этом ряду особо – конечно, она как организация должна была сделать что-то в смысле обеспечения доступной среды в соответствии с требованиями, но коллеги подошли к реализации проекта совсем не формально: они вкладывают душу, силы, средства – и являются своего рода паровозом этого процесса, показывая хороший пример всему нашему обществу, как нужно жить».

В канун Дня Победы на официальном сайте Петербургской филармонии разместились цифровые копии первых отреставрированных Санкт-Петербургским институтом истории РАН афиш, относящихся к периоду работы Ленинградской – Петербургской филармонии в эвакуации в Новосибирске. Эти копии – первые результаты работы в рамках масштабного проекта «Военная летопись Филармонии», который продлится три года и завершится в 2025 году, в год 80-летия Победы.
На сайте Петербургской филармонии представлены фото афиш до и после реставрации, они относятся к концертам, прозвучавшим в Новосибирске с февраля 1942 по июнь 1943 года в исполнении Заслуженного коллектива Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского, Николая Рабиновича, Курта Зандерлинга с такими солистами, как Даниил Шафран, Борис Гольдштейн, Яков Зак, со вступительным словом к одному из этих концертов выступил художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Соллертинский.
В июне копии отреставрированных афиш войдут уже не в виртуальную, а в реальную экспозицию, посвященную 120-летию со дня рождения Евгения Мравинского – дирижера, 50 лет возглавлявшего Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) Ленинградской – Петербургской филармонии. Выставка разместится в фойе Большого зала филармонии.На сайте Петербургской филармонии представлены фото афиш до и после реставрации, они относятся к концертам, прозвучавшим в Новосибирске с февраля 1942 по июнь 1943 года в исполнении Заслуженного коллектива Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского, Николая Рабиновича, Курта Зандерлинга с такими солистами, как Даниил Шафран, Борис Гольдштейн, Яков Зак, со вступительным словом к одному из этих концертов выступил художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Соллертинский.



«Первый опыт сотрудничества нашего института и Петербургской филармонии посвящен истории военного времени, он дает возможность не только реконструировать концертную деятельность филармонии в блокадном Ленинграде, но и рассказать о военной повседневности оркестра филармонии, во главе с Евгением Мравинским находившегося в эвакуации в Новосибирске, – рассказывает Юлия Кантор, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН, куратор проекта "Военная летопись Филармонии", – В целом в реставрации будет находиться более 700 афиш, а также пригласительные билеты и программки.
Проект рассчитан на три года, он разделен на три этапа, на первом этапе, сейчас, реставраторы Петербургского института истории занимаются восстановлением 75 афиш, относящихся к жизни Заслуженного коллектива Республики во главе с Евгением Мравинским в эвакуации. В конце июня отреставрированные афиши вернутся домой, в Музыкальную библиотеку Петербургской филармонии, и к нам на реставрацию приедут афиши блокадного времени, их около двухсот.
К настоящему моменту отреставрировано в общей сложности около двух десятков афиш, 15 программок и пригласительные билеты на первое исполнение Седьмой “Ленинградской” симфонии Дмитрия Шостаковича в Новосибирске».
«Первый этап реставрации проекта “Военная летопись Филармонии” совершенно сознательно связан с именем Евгения Мравинского – крупнейшей фигуры в истории музыки, – отмечает Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии, – В начале июня исполнится 120 лет со дня рождения дирижера, этой дате будет посвящена большая выставка, связанная с жизнью и творчеством Евгения Александровича. Конечно, в экспозицию войдут копии афиш его выступлений, в том числе – афиш концертов в эвакуации, отреставрированных Санкт-Петербургским институтом истории РАН».
«Афиши – это расходный материал, который печатался на бумаге не самого лучшего качества, а в условиях военного времени часто использовали и вовсе любую подходящую и доступную бумагу – оберточную, упаковочную, так называемую “сахарную”, в которую расфасовывали сахар, поэтому некоторые афиши сохранились даже хуже, чем иные документы, написанные или напечатанные на добротной, дорогой бумаге, произведенной в XVIII веке. Именно поэтому реставрация афиш военного времени требует самой высокой квалификации и самого нежного подхода, – рассказывает Татьяна Базарова, руководитель проекта "Военная летопись Филармонии", – Перед началом процесса реставрации обязательно собирается совет, в который входят и реставраторы, и историки, и хранители. Вместе они определяют план реставрации и ее методы. Каждый документ проходит через несколько этапов – сухая чистка, промывка, увлажнение, восполнение утрат и заключительный этап – прессование. После прессования афиша приобретает практически тот вид, который она имела раньше, с учетом, конечно, того, что этой бумаге уже не один десяток лет».

10 апреля на сайте и в кассах Петербургской филармонии начались продажи абонементов Малого зала – одной из самых акустически совершенных российских концертных площадок. Публике предложены двенадцать абонементов с вечерними концертами и три дневных абонемента для юных слушателей и для всей семьи.
Абонемент «Музыка для всех» представит концерты разных жанров, от русской и армянской народной музыки до джаза и танго, абонемент «В легком жанре», в основном посвященный джазу, также предложит публике концерты в стиле босса нова и кроссовер.
Камерный оркестр «Дивертисмент», в уходящем сезоне посвятивший 30-летию образования коллектива абонемент «Лучшее и новое», продолжит отмечать дату абонементом «Лучшее и новое. Сезон второй»: слушателей ждут изысканные и интересные программы, сочетающие новую музыку с сочинениями классиков.
Большая часть абонементных программ Малого зала будет посвящена камерному музицированию: великие шедевры и музыкальные открытия ждут слушателей на концертах абонементов «Musica dа сamera» и «Ансамблевые вечера», в программах абонемента «Смычку волшебному послушна» наряду с известными петербургскими музыкантами выступят скрипачи Максим Федотов, Андрей Баранов и Гайк Казазян, виолончелисты Александр Князев и Александр Рамм, пианист Филипп Копачевский, ярким акцентом в программе абонемента «Артисты оркестров филармонии соло и в ансамблях» станет выступление Элисо Вирсаладзе с Квартетом имени Танеева.
Абонемент «I love оркестр!» подарит встречу с множеством петербургских оркестров самого разного состава – от симфонического до камерного, от духового до оркестра народных инструментов.
Для дошкольников и младших школьников придуман абонемент «”Мы едем, едем, едем…”. Музыкальные путешествия», программы которого обещают знакомство с музыкальными инструментами и ансамблями самых разных составов, а также путешествие в сказку и путешествие во времени. Школьников Малый зал филармонии и известный музыковед и ведущая Наталия Энтелис приглашают на концерты абонемента «Шесть непослушных мальчишек, которые стали великими композиторами», на которых ребят ждут увлекательные истории про великих композиторов – Бетховена, Шопена, Россини, Мусоргского и Штрауса, которые когда-то тоже были детьми.
Всей семье адресован абонемент «”В ней что-то чудотворное горит”. Музыка и другие виды искусства», на концертах которого речь пойдет о связи музыки с архитектурой, живописью, театром, поэзией и прозой (ведущий – Александр Галицкий).
Полные программы абонементов Малого зала доступны на соответствующей странице официального сайта Филармонии.
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»