Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии завершает сезон программой из шедевров Чайковского и Рахманинова. За пультом в этот вечер — дирижер оркестра, профессор Петербургской консерватории Владимир Альтшулер, солист — один из самых востребованных музыкантов своего поколения, скрипач Гайк Казазян.
Свой великий Скрипичный концерт (1878) Чайковский написал в период глубокого кризиса, вызванного импульсивной и несчастливой женитьбой. Созданием Концерта мы во многом обязаны Йозефу Котеку — бывшему ученику Чайковского, блестящему скрипачу, который, навестив композитора в деревушке на берегу Женевского озера, привез ему партитуру Испанской симфонии для скрипки с оркестром Лало. Знакомство с ней и стало для Чайковского импульсом к началу работы над собственным Скрипичным концертом, написанным стремительно и вдохновенно.
Один из самых именитых русских скрипачей, Леопольд Ауэр, которому тогда еще не очень известный Чайковский, надеясь на первое исполнение, посвятил партитуру, раскритиковал сольную партию и за исполнение не взялся. Но время все расставило на места: позже, как и в истории с Фортепианным концертом и поначалу отвергшим его Николаем Рубинштейном, Леопольд Ауэр стал выдающимся исполнителем Концерта, а также — великий педагог, родоначальник русской скрипичной школы — обучил его исполнению своих многочисленных выдающихся учеников.
Появление Второй симфонии (1908) Рахманинова стало не менее знаковым, чем появление Второго концерта, и по той же причине: Рахманинов смог вернуться к жанру симфонии лишь спустя долгие тринадцать лет после первого неудачного опыта. Премьерой симфонии, которая прошла в Петербурге, дирижировал автор — и успех был оглушительным.
У симфонии нет программных заголовков, но главной ее темой безошибочно ощущается тема родины: не цитируя напрямую народных мелодий, Рахманинов свободно говорит на языке, сотканном из этих подлинных, восходящих к фольклору интонаций. Набегающие на совершенный музыкальный пейзаж мрачные, тревожные тени — отголосок того времени, когда создавалась симфония. Принадлежность к русской культуре, мысли о родине и ее будущем особенно остро проживались крупнейшими художниками в те годы: это был отклик на Первую русскую революцию, которая, как показало время, стала лишь первым звеном в цепи потрясений.