Новости
2 декабря в Большом зале Петербургской филармонии вокально-симфонические шедевры двух столетий прозвучат, как приношение учителю: отмечая 110-летие со дня рождения дирижера и педагога Авенира Михайлова, за пульт Заслуженного коллектива России встанут его ученики – народный артист России, главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев и дирижер детского музыкального театра «Зазеркалье», художественный руководитель оркестра ССМШ Аркадий Штейнлухт.
Вместе с ними на сцене – блестящие солисты: сопрано Вера Чеканова, меццо-сопрано Дарья Росицкая, тенор Борис Степанов, бас Петр Мигунов, а также ведущие петербургские хоровые коллективы: Концертный хор Санкт-Петербурга, Петербургский камерный хор и Хор Санкт-Петербургской консерватории.
Программа концерта связана с творческой биографией Авенира Михайлова. Вместе с великими партитурами XIX века – лирически-камерной Мессой № 2 Франца Шуберта и главным шедевром Сергея Танеева, кантатой «Иоанн Дамаскин» – прозвучат выдающиеся вокально-симфонические партитуры XX века: написанная на латинский текст Симфония псалмов Игоря Стравинского и отразивший своеобразие венгерской музыки «Будаварский Te Deum» Золтана Кодая.
Авенир Михайлов в разные годы руководил такими ключевыми ленинградскими коллективами, как хоры Радиокомитета, Кировского (ныне – Мариинского) театра, Капеллы. Свыше двадцати лет музыкант возглавлял кафедру хорового дирижирования Ленинградской консерватории и руководил хором студентов, достигшим в это время «идеального звучания»: коллектив регулярно выступал на сцене Большого зала филармонии, участвуя в исполнении сложнейших программ – Военного реквиема Бриттена, Немецкого реквиема Брамса, Мессы № 2 Шуберта, Симфонии псалмов Стравинского, кантаты «Курские песни» Свиридова и многих других сочинений.
2 декабря в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка «Площадь милосердия», посвященная 110-летию организации в этом здании госпиталя Красного Креста и Петроградского дворянства.
Госпиталь открылся 2 (14) декабря 1914 года: предназначенный для воинов низших чинов, раненных на фронтах Первой мировой войны, он стал первым такого рода учреждением, созданном в общественном пространстве столицы Российской Империи. Госпиталь в Доме Петроградского Дворянского собрания просуществовал до начала 1918 года.
Спустя три года, в 1921 году, это здание унаследовала Петроградская филармония – первая в стране. Сегодня она открывает интереснейшую, незаслуженно забытую страницу своей истории.
«Ключом» к исследованию, легшему в основу выставки «Площадь милосердия», стал фотоальбом Татьяны Дмитриевны Носович – сестры милосердия госпиталя Красного Креста и Петроградского Дворянства. Переданный наследниками в 2015 году в дар в Музыкальную библиотеку филармонии, фотоальбом и масштабированные фотографии из него стали центральными экспонатами выставки, публике они будут представлены впервые.
Еще одна реликвия из филармонической библиотеки – капельмейстерская книга программ Придворного оркестра (ныне – Залуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии) – дает представление о концертах, которые этот уникальный оркестр, учрежденный императором Александром III в 1882 году, давал для раненых. В книге содержатся записи о выступлениях в госпитале с указанием состава музыкантов и программами концертов.
Артисты Заслуженного коллектива России также приняли участие в формировании выставки: предоставили музыкальные инструменты начала XX века из личных коллекций. Предполагается, что в январе музыканты оркестра выступят в пространстве выставки с концертами, реконструирующими программы их коллег, звучавшие здесь 110 лет назад.
Объемная картина обстоятельств работы госпиталя будет воссоздана с привлечением экспонатов, предоставленных партнерами Филармонии.
В частности, в ходе научно-исследовательской работы, проведенной для формирования концепции выставки, в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга были выявлены уникальные документы: журналы заседаний Попечительного Комитета; материалы о методах лечения, работе медицинского и обслуживающего персонала, а также об административно-финансовой стороне его содержания. Они дают представление о том, каким нелегким и дорогостоящим делом была организация и содержание госпиталя в неприспособленном для этих целей общественном пространстве, а также об огромном вкладе, внесенном в работу госпиталя пожертвованиями граждан и общественных организаций.
На выставке будут представлены медицинские инструменты и инвентарь, больничный халат пациента военного лазарета – аутентичные экспонаты времен Первой мировой войны из собрания Военно-медицинского музея. Облачение сестры милосердия 1914 – 1918 годов – реконструкция, переданная на выставку из частного собрания. Заняв достойное место в выставочном пространстве, эти реликвии позволят составить представление о медицинском быте тех лет и придадут законченность художественному образу выставки.
Заметное место будет уделено сведениям об организованном в лазарете обучении раненых «мирным» профессиям, как и теме социализации пациентов, удовлетворению их духовных потребностей: сюжет с упомянутыми концертами Придворного оркестра продолжает организация богослужений (о чём свидетельствуют фото из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга), а также театральных представлений.
Выставка «Площадь милосердия» – свидетельство неразрывной связи времен, возможность в неожиданном ракурсе увидеть историю Дома Дворянского Собрания – Петербургской филармонии на фоне глобальных событий. Выставка рассказывает о гуманистическом локусе на карте событий Первой мировой, где Медицина и Музыка исцеляли тела и души. Она – и дань уважения тем, кто сохранил Память, оказавшуюся сильнее забвения.
Выставка доступна к посещению слушателям концертов Большого зала филармонии. Начиная с 4 декабря в ее пространстве организованы экскурсии, расписание и билеты доступны по ссылке.
Выставка «Площадь милосердия» организована Санкт-Петербургской государственной академической филармонией им. Д.Д. Шостаковича совместно с Военно-медицинскиим музеем Министерства обороны Российской Федерации, Центральным государственным историческим архивом Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) и Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб) и Российской национальной библиотекой (РНБ).
24 ноября, в день 90-летия со дня рождения одного из крупнейших композиторов XX века Альфреда Шнитке, Петербургская филармония представит монографический концерт, на котором прозвучат «Гоголь-сюита» – музыка к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» и знаменитая Симфония № 1, названная самим автором «антисимфонией». Жанр некогда скандального и даже «полузапрещенного» сочинения выходит за пределы чисто музыкального, скорее это – музыкальный театр, в частности, начинается симфония с того, что артисты оркестра, играя на инструментах, один за другим появляются на сцене.
Программа прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением народного артиста России, главного дирижера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, приглашенного дирижера Большого симфонического оркестра имени Чайковского Феликса Коробова. Ведущий концерта – Ярослав Тимофеев, один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.
Концерт, получивший название «Альфред Шнитке: новое или классика?», откроет программу абонемента «Классика. Новое», в программах которого музыка XX-XXI веков сочетается со знаменитыми сочинениями академического репертуара. В частности, в этом сезоне абонемента запланировано исполнение сочинений Кшиштофа Пендерецкого, Лучано Берио и современного петербургского композитора Александра Радвиловича.
Один из самых значительных композиторов второй половины XX века, ключевая фигура советского авангарда, чьи концептуальные сочинения если и исполнялись, то с большими препятствиями, Альфред Шнитке вынужденно много работал в театре и кино – при этом его так называемая прикладная музыка, несмотря на требования жанра, точно так же отразила специфику мышления и почерка большого художника.
Заслуженный коллектив России под управлением Феликса Коробова представит в один вечер обе линии в наследии Шнитке: наряду с «Гоголь-сюитой», составленной из музыки к спектаклю Юрия Любимова «Ревизская сказка», прозвучит знаковая Первая симфония, или, как определил ее жанр сам автор, – «антисимфония».
Исполнение будет посвящено 50-летию со дня мировой премьеры, состоявшейся под управлением Геннадия Рождественского в 1974 году в Горьком (ныне – Нижний Новгород): место и время определились после того, когда стало ясно, что ни в Москве, ни в Ленинграде симфонию исполнить не получится.
Использование Шнитке полистилистики, приемов инструментального театра, алеаторики и техники коллажа вызвали острую и неоднозначную реакцию на произведение. И, хотя после премьеры София Губайдулина отозвалась о симфонии как об «одном из самых сильных впечатлений, которое мы – музыканты и слушатели – получили за последнее десятилетие», партитура попала в число полузапрещенных: в Москве она впервые прозвучала только в 1986 году. Современное сложно-диссонантное письмо соседствует в ней с ритмом официозных триумфальных маршей, цитаты из классических сочинений Бетховена, Чайковского, Грига, Шопена – с джазовыми импровизациями. Исследователи видят в форме симфонии иронические отсылки к знаменитой «Прощальной симфонии» Гайдна: исполнители во время игры то уходят, то возвращаются, в конце же на сцене не остается никого – и только звучит в записи фрагмент гайдновской партитуры.
Ключ к пониманию симфонии наряду с явно выраженным в музыке противопоставлением хаоса и гармонии формулирует сам автор: «Сочиняя симфонию, я параллельно работал над музыкой к последнему фильму Михаила Ромма “Я верю”. Вместе со съемочной группой я просмотрел тысячи метров документального материала. Постепенно они складывались во внешне хаотическую, но внутренне строго организованную хронику XX века, воплотившую в новом отражении гениальные гиперболы древних — прометеевская дерзость научных и технических завоеваний, грандиозные военные и социальные потрясения, борьба сатанинского зла и непреклонного самоотверженного духа. Симфония не имеет программы. У меня не было также намерения координировать две параллельные работы. Однако если бы в моем сознании не отпечаталась трагическая и прекрасная хроника нашего времени, я никогда бы не написал этой музыки».
До первого концерта сохраняется возможность приобрести абонемент «Классика. Новое» полностью.
19 ноября в Малом зале филармонии кроссжанровыми проектом «Сирин выходит из комнаты» откроется XXXV Международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути». Старейший российский форум современной академической музыки продлится до 30 ноября, объединив в своей программе события в нескольких концертных пространствах Петербурга. Во главе проекта, по идее организаторов, – мифическая птица Сирин: вокруг нее выстроена легенда «Звуковых путей-2024».
«Программы фестиваля этого года презентуют музыку композиторов России, стран СНГ, Китая. Центральным событием станет кроссжанровый проект “Сирин выходит из комнаты”, музыку для него специально пишут четверо композиторов – Артур Зобнин, Алексей Глазков, Константин Степанов и Глеб Лукомец, а режиссеры Ирина Криворукова и Иван Заславец отвечают за сценическое и визуальное воплощение, – отмечает художественный руководитель фестиваля Артур Зобнин, – Не хотелось бы раскрывать все карты, но, как ясно из названия, это – своеобразное путешествие архетипической русской птицы Сирин. Чтобы визуализировать его будут использованы и видеопроекции, и VR-технологии, и свет, и средства уличного кукольного театра. Музыка также привлекает не только исполнительские возможности “МолОт-ансамбля” и солистов-вокалистов, но и электронику. Для нас очень важно, что такой проект пройдет именно в потрясающем историческом, намоленном зале».
Фестиваль новой музыки «Звуковые пути» – старейший форум современной академической музыки в России. Основанный в 1989 году композитором, профессором Александром Радвиловичем, фестиваль стал проводником в мир музыкального авангарда для нескольких поколений петербургских слушателей и гостей города на Неве.
В 2022 году композитор Александр Радвилович принял решение о передаче форума в руки молодой команды, успевшей реализовать немало проектов в области современного искусства. Новым художественным руководителем фестиваля стал директор «Петербургского МолОт-ансамбля», скрипач и композитор Артур Зобнин.
Полная программа XXXV Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути» размещена на его официальном сайте.
19 ноября Владимир Спиваков выступит в Большом зале Петербургской филармонии: спустя тридцать лет он вновь встанет за пульт старейшего симфонического оркестра страны – Заслуженного коллектива России. На концерте, посвященном юбилею дирижера, прозвучит музыка Рахманинова: Симфонические танцы и Третий фортепианный концерт. Солист – всемирно известный пианист Денис Мацуев.
История выступлений Владимира Спивакова в Большом зале Ленинградской – Петербургской филармонии охватывает больше шестидесяти лет. Впервые музыкант вышел на сцену легендарного зала 14 мая 1961 года: ученик десятого класса Средней специальной музыкальной школы при Ленинградской консерватории, он исполнил тогда Интродукцию и рондо-каприччиозо Сен-Санса – в сопровождении рояля.
Первое выступление с оркестром в этом зале состоялось спустя десять лет, 4 марта 1972 года: соавторами исполнения Скрипичного концерта Чайковского стали Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) и дирижер Марис Янсонс.
В 1982 году началась новая глава в отношениях музыканта и филармонии: впервые он выступил здесь со своим знаменитым камерным оркестром «Виртуозы Москвы», уже в двухтысячные представил Петербургу Национальный филармонический оркестр России.
Интересно, что за более чем шестидесятилетнюю историю выступлений в Ленинградской – Петербургской филармонии за пультом Заслуженного коллектива России Владимир Спиваков стоял лишь дважды – в начале 1990-х. Спустя тридцать лет в историю отношений старейшего симфонического оркестра страны и выдающегося музыканта будет вписана новая страница.
В декабре Владимир Спиваков и Денис Мацуев вернутся в Большой зал филармонии чтобы выступить в программе XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». Программа фестиваля и билеты доступны по ссылке.
«Филармоническая» биография Владимира Спивакова и архивные кадры с его выступлений в Большом зале – на сайте «Столетие филармонии».
18 ноября в Малом зале Петербургской филармонии легендарный петербургский камерный коллектив – Квартет имени Танеева – и известный теле- и радиоведущий Артем Варгафтик представят программу «История одного шедевра», посвященную Пятнадцатому квартету Дмитрия Шостаковича и истории его мировой премьеры, осуществленной в 1974 году эти же коллективом. Также в этот вечер прозвучат избранные страницы Струнных квартетов №№ 11, 12, 13, 14.
Мировая премьера одного из главных камерных шедевров XX века состоялась в Ленинграде полвека назад, 15 ноября 1974 года, ее соавтором стал Квартет имени Танеева. С 2019 года этот легендарный, основанный в 1946 году коллектив выступает в новом составе: его участники, молодые исполнители, лауреаты престижных международных конкурсов, сохраняют со своими предшественниками тесную профессиональную связь.
Шостакович – пожалуй, главный квартетный композитор XX века: за 36 лет, которые он посвятил этому жанру, свет увидели 15 квартетов. В них отразился и творческий, и жизненный путь композитора. Содержание последнего квартета не вызвало у первых его слушателей разночтений: это было прощание.
«”Играть не могу. Смотри ее сам”, — сказал Шостакович, вручая Дмитрию Цыганову (первой скрипке Квартета имени Бетховена) пятьдесят три страницы рукописи, с трудом написанной уже почти безжизненной рукой», – пишет один из биографов композитора Кшиштоф Мейер. Вскоре после начала репетиций ушел из жизни виолончелист квартета, Сергей Ширинский, и Шостакович передал партитуру и голоса ленинградскому Квартету имени Танеева.
«Первое исполнение Пятнадцатого квартета 15 ноября 1974 года состоялось в необычной обстановке. В переполненном зале рядом со своей женой сидел в кресле пожилой человек, почти неспособный двигаться. <...> Все присутствовавшие чувствовали, что приближается время, когда композитор уже не сможет бывать на концертах. И как только pianissimo отзвучали последние аккорды квартета, в зале воцарилась абсолютная тишина, и все в молчании встали, чтобы воздать честь творцу музыки. Позже аплодисментам не было конца, но композитор был не в состоянии выйти на сцену; беспомощно улыбавшийся и смущенный, он лишь попытался подняться с кресла», – пишет Мейер.
В рецензии на первое исполнение квартета ученик Дмитрия Шостаковича Борис Тищенко отмечал: «Эта необычная система времени порождает соответствующее ощущение: когда кончается весьма продолжительное сочинение, кажется, что оно только начиналось, и хочется слушать его еще и еще».
В этом концертном сезоне, отмечая 50-летие присвоения имени композитора, Петербургская филармония представляет публике абонемент «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича». Ближайшая абонементная программа прозвучит в феврале: Академический симфонический оркестр исполнит под управлением Феликса Коробова знаковую Пятую симфонию композитора.
16 ноября Симфонический оркестр и Хор Московского театра «Новая Опера» под управлением известного петербургского дирижера Федора Леднева исполнят в Большом зале филармонии удивительную по красоте и редкости программу, воссоздающую музыкальную атмосферу позднеромантической Вены. Вместе с произведениями великого Антона Брукнера, чье 200-летие со дня рождения отмечает в этом году весь мир, прозвучат сочинения его ученика Ханса Ротта – предвосхитившего будущее, непризнанного при жизни, умершего в психиатрической клинике в 25 лет.
В программе – Сюита для оркестра и Первая симфония Ханса Ротта, кантата Helgoland для мужского хора и оркестра и Псалом № 150 для сопрано, смешанного хора и оркестра Антона Брукнера.
«Совершенно невозможно оценить, что потеряла с его уходом музыка, – писал Густав Малер – сверстник, соученик и всемирно признанный коллега Ханса Ротта, – Его гений взлетает до таких высот даже в первой симфонии, написанной в двадцатилетнем возрасте, что делает его — без преувеличения – основоположником новой симфонии, как я ее понимаю».
Первая симфония Ханса Ротта дождалась мировой премьеры в 1989 году, спустя более столетия после создания, и это исполнение вернуло имя композитора из небытия: его личность, судьба, его музыка стали одним из главных музыковедческих открытий 1990-х годов. В сочинениях Ротта – те находки, которые известны нам по музыке Малера: теперь ясно, что они не были малеровским изобретением, но продолжали и, безусловно, развивали уже прозвучавшие в произведениях коллеги идеи – вплоть до буквального цитирования! Наряду с Первой симфонией Ханса Ротта в этот вечер прозвучит написанная им в те же ученические годы Сюита для оркестра.
Рядом с музыкой безвременно покинувшего мир молодого гения – хоровые сочинения его учителя, Антона Брукнера: он прожил долгую жизнь, но точно так же был знаком и с критикой, и с неуверенностью в себе, и с манией преследования, и с жаждой признания.
Композиторской славы Брукнер дождался лишь в поздние годы. Именно тогда, в период работы над последней, так и оставшейся незаконченной Девятой симфонией, композитор создал два хоровых сочинения, которые прозвучат в этот вечер – Псалом 150, текст которого – один из самых музыкальных – призывает славить Господа музыкой и танцем, а также светскую кантату "Helgoland", рисующую картину божественного спасения жителей Гельголанда от вторжения римлян: поводом для создания сочинения стала передача острова Великобританией Германии в 1890-м году.
15 ноября в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова – выдающегося дирижера, возглавляющего коллектив более 25 лет – исполнит шедевры эпохи романтизма, в том числе – редакцию Юрия Симонова знаменитых «Венгерских танцев» Иоганнеса Брамса. Солист в программе – лауреат XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского и множества других престижных конкурсов, скрипач Равиль Ислямов. Концерт пройдет в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».
В программу Академического симфонического оркестра Московской филармонии вошли сотканная из света и радости жизни увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Рихарда Вагнера, великий шедевр Петра Чайковского, один из символов русской симфонической музыки – Скрипичный концерт и «Симфония в танце» Иоганнеса Брамса. В каталоге сочинений композитора опуса с таким названием нет, эта «Симфония» – редакция Юрия Симонова знаменитых «Венгерских танцев». Невероятный успех четырех тетрадей танцев, изначальной написанных для фортепиано в четыре руки, стал причиной стремительного возникновения многочисленных их переложений – как для камерных составов, так и для симфонического оркестра. Версия Юрия Симонова, подчеркивающая симфоническую природу этой музыки, продолжает эту линию.
Академический симфонический оркестр Московской филармонии – один из лучших российских оркестров, ведущий историю от 1951 года. Во главе коллектива стояли такие крупные музыканты, как Самуил Самосуд, Натан Рахлин, Кирилл Кондрашин, Дмитрий Китаенко, Василий Синайский, Марк Эрмлер; с 1998 года оркестр возглавляет народный артист СССР Юрий Симонов. С оркестром работали крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры, такие как Шарль Мюнш, Зубин Мета, Марис Янсонс, Курт Мазур, Евгений Светланов, с коллективом выступали Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский и Кшиштоф Пендерецкий. В числе солистов, сотрудничавших с оркестром, такие значимые исполнители, как Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Мстислав Ростропович и многие другие.
Сегодня Академический симфонический оркестр Московской филармонии – «одна из опор российской филармонической жизни»: за последние десять лет коллектив выступил в более чем 40 городах России, оркестр регулярно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
Концерт Академического симфонического оркестра Московской филармонии пройдет в рамках абонемента «Оркестровая география России», представляющего на сцене Большого зала Петербургской филармонии выступления ведущих симфонических и камерных коллективов страны.
Следующим концертом в рамках абонемента станет выступление Уральского молодежного симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова, солист – всемирно известный пианист Денис Мацуев.
15 и 16 ноября старейший симфонический оркестр страны, Заслуженный коллектив России, выступит в Большом зале Московской консерватории в рамках XIV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева и итальянского дирижера Франческо Оммассини. Концерты на фестивале – традиция, начавшаяся вместе с самой фестивальной историей, обусловленная близкими отношениями Мстислава Ростроповича и Юрия Темирканова.
15 ноября в фойе Большого зала Московской консерватории, перед концертом Заслуженного коллектива России, состоится открытие масштабной выставки «Юрий Темирканов. Петербург – Москва. Непрошедшее время»: ее организаторами выступают Петербургская филармония и Московская консерватория, в июне 2024 года подписавшие Соглашение о сотрудничестве. Участие в формировании экспозиции также приняли Российский национальный музей музыки, Фонд культурных и гуманитарных программ имени М.Л. Ростроповича, Мариинский театр.
15 ноября в Большом зале Московской консерватории Заслуженный коллектив России исполнит под управлением итальянского дирижера Франческо Оммассини шедевры эпохи романтизма: симфоническую поэму «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса и Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса, солисты – лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского (2023 год, I премия), южнокорейская скрипачка Ким Ке Хи и один из самых ярких российских виолончелистов, также лауреат многочисленных конкурсов Александр Рамм. 13 ноября эту же программу оркестр и дирижер исполнят в Большом зале Петербургской филармонии, солистами в Двойном концерте Брамса станут Ким Ке Хи и артист Заслуженного коллектива России, лауреат международных конкурсов, виолончелист Дмитрий Хрычев.
16 ноября в Большом зале Московской консерватории Заслуженный коллектив России выступит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского, пианист Илья Папоян. Прозвучат Второй фортепианный концерт Прокофьева и знаменитая Пятая симфония Шостаковича, чью знаковую мировую премьеру этот же оркестр (тогда – Заслуженный коллектив Республики) осуществил в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского в присутствии автора в 1937 году.
15 ноября, перед концертом Заслуженного коллектива России, в фойе Большого зала Московской консерватории откроется выставка «Юрий Темирканов. Петербург – Москва. Непрошедшее время», основу которой составили экспонаты Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии. В частности, филармония предоставляет для выставки партитуры с пометками дирижера, уникальные артефакты из его филармонического кабинета – среди них книга основоположника отечественной дирижерской школы Ильи Мусина с дарственной надписью автора, литография «Петербургское Губернское земское собрание», сувенирная дирижерская палочка с факсимильным автографом Юрия Темирканова, а также буклеты фестиваля «Площадь Искусств», уникальные фото, многие из которых прежде не публиковались, официальные документы, передающие реалии времени, и, конечно, афиши, отражающие ключевые периоды творческого пути дирижера.
Большинство выступлений маэстро Темирканова состоялось в Большом зале Ленинградской – Петербургской филармонии, при этом значительной вехой его творческого пути стала работа в Мариинском (в советское время – Кировском) театре: для выставки театр предоставил программки легендарных спектаклей, поставленных маэстро Темиркановым, а также фотографии Юрия Хатуевича этого периода.
При этом одним из любимых залов дирижера за пределами Петербурга оставался Большой зал Московской консерватории. Именно здесь в последние годы он выступал с Заслуженным коллективом России ежегодно – 27 марта, в день рождения Мстислава Ростроповича, на фестивале, учрежденном в 2010 году в память о великом музыканте. Афиши и фотографии с этих концертов из коллекции Фонда имени М.Л. Ростроповича будут представлены на выставке.
Здесь же разместятся экспонаты из фондов Московской консерватории, связанные с одной из ярких страниц ее истории, когда в 2016 году, в связи с празднованием 150-летия учебного заведения, Юрий Темирканов откликнулся на приглашение ректора Александра Соколова выступить с одним из консерваторских симфонических коллективов. В том же году дирижеру было присвоено звание Почетного профессора Московской консерватории.
Также посетители выставки увидят фотографии из фондов Российского национального музея музыки, запечатлевшие выступления маэстро Темирканова в рамках фестиваля «Русская зима», организованного Московской консерваторией в 1980-е годы.
Один из лейтмотивов экспозиции – «перекличка» между столицами: на представленных афишах – выступления Юрия Темирканова с московскими музыкантами, профессорами Московской консерватории, и диалог поколений – работа со студентами.
Выставка продлится до 30 ноября и будет доступна к посещению слушателям концертов в Большом зале Московской консерватории.
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»