20 апреля в Большом зале Петербургской филармонии пройдет дебютный концерт Георгия Албегова – молодого дирижера, в 2020 году возглавившего Бурятский театр оперы и балета. В исполнении Академического симфонического оркестра под его управлением прозвучат сюита из оперы «Кармен» Бизе, симфоническая поэма Гершвина «Американец в Париже», а также Концерт для виолончели с оркестром Сен-Санса и Концерт для ударных Мийо. Солистами выступят артисты оркестра, известные петербургские музыканты Сергей Печатин и Тимур Федоров. 

 

Георгий Албегов впервые встал за дирижерский пульт в 15 лет. Выпускник Петербургского музыкального колледжа и Петербургской консерватории, в 2016 году он дебютировал как оперный дирижер со спектаклем «Евгений Онегин» на сцене Петербургского театра «Мюзик-Холл». Музыкант сотрудничал с оркестрами Мариинского театра, итальянского театра Mancinelli, филиала Мариинского театра в Северной Осетии, Санкт-Петербургской консерватории, Молодежным оркестром им. А.Р.Паулавичюса, выступал в Концертном зале Мариинского театра, на Новой сцене Большого театра, в Малом зале Петербургской филармонии, в Teatro Mancinelli в Орвието, в «Геликон-Опере». 

В 2019 году Георгий Албегов стал дипломантом международного конкурса дирижеров имени Н. Тлендиева (Нур-Султан, Казахстан), тогда же началось его активное сотрудничество с Бурятским театром оперы и балета. Под управлением Георгия Албегова театр представил балет «Талисман» Дриго на сцене «Геликон-Оперы» в Москве, выступление прошло в рамках фестиваля «Золотая маска». В ноябре 2020 года Георгий Албегов был приглашен на должность главного дирижера Бурятского театра оперы и балета. 

Выступления молодых дирижеров – неотъемлемая часть афиши Петербургской филармонии. В течение двух сезонов до пандемии на сцене Большого зала регулярно проходили концерты возрожденного по инициативе Маэстро Юрия Темирканова абонемента «Дебюты молодых дирижеров», в рамках которого с филармоническими оркестрами выступили победитель конкурса молодых дирижеров в Зальцбурге Азиз Шохакимов, лауреат Международного конкурса дирижеров им. Г.Фительберга Ярослав Забояркин, Финалист 55-го Международного конкурса молодых дирижеров в Безансоне Иван Демидов, Лауреат премии ECHO Klassik 2016, номинант Премии Grammy 2017 Максим Емельянычев, Победитель 55-го международного конкурса молодых дирижеров в Безансоне Бен Глассберг и другие музыканты.

18 апреля в Большом зале Петербургской филармонии известный пианист Петр Лаул и Заслуженный коллектив России под управлением народного артиста России, художественного руководителя Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликса Коробова исполнят все пять созданных Бетховеном фортепианных концертов. Программа, посвященная 250-летию со дня рождения композитора, прозвучит в трех отделениях. 

В отличие от сонат, симфоний и квартетов, которые композитор писал на протяжении всей жизни, время создания фортепианных концертов ограничилось примерно двадцатью годами – от первых лет после переезда Бетховена в Вену, когда он стремительно делал себе имя и был известен в первую очередь как пианист-виртуоз (в том числе выступая и с исполнением собственных концертов) до 1811 года, когда был завершен и исполнен Концерт № 5 «Император». Он был первым и единственным, премьеру которого Бетховен не смог осуществить лично: к этому времени он слышал уже крайне плохо, выступление за роялем представлялось рискованным, потому партия солиста была доверена его ученику Карлу Черни. 

Движение от Первого к Пятому концерту – это путь от классической к романтической трактовке жанра, от виртуозных сочинений, предназначенных для исполнения в аристократических салонах, в которых оркестр выступал скорее аккомпаниатором – к сложным концептуальным партитурам, где солист и оркестр находятся в диалоге, а масштаб проблематики и звучности ориентированы на большие концертные залы с предельно широкой аудиторией. 

Спустя несколько лет после премьеры Пятого концерта композитор начал работу над Шестым, но она так и осталась незавершенной – сохранилось около семидесяти страниц эскизов. Этот остов части концерта остается одним из наиболее значительных нереализованных проектов Бетховена.

1 апреля в Большом зале Петербургской филармонии состоится концерт «Звуки галактики»: Академический симфонический оркестр под управлением Анатолия Рыбалко исполнит программу из сочинений, связанных с темой космоса. Прозвучат сюита Густава Холста «Планеты» и сюита из музыки к кинофильму «Звездные войны» Джона Уильямса. Участие в концерте примет Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств. 

 

«Возможно, эта программа привлечет и постоянных филармонических слушателей, но адресуем мы ее в первую очередь тем, кто обычно в филармонию по каким-то причинам не ходит: этот концерт – прекрасный повод сделать это впервые или вернуться к нам после большого перерыва, – рассказывает Евгений Петровский, – В афише – сверхпопулярная музыка Уильямса из киносаги “Звездные войны”, которая, думаю, будет привлекательна для предельно широкой аудитории. В первом отделении прозвучит сюита Густава Холста “Планеты”, вдохновленная не столько астрономией, сколько модными в начале XX века идеями астрологии – сочинение более академическое, но тоже очень популярное и при этом, несомненно, послужившее одним из источников вдохновения для Джона Уильямса при работе над музыкой к “Звездным войнам”».

Сочетание в программах популярных и более академических сочинений, связанных определенной идеей, является главным принципом абонемента Петербургской филармонии «Концерты во фраках и в джинсах», который успешно собирает публику на протяжении более чем десяти лет.

 
Фото: Сергей Тягин
Фото: Сергей Тягин
Фото: Стас Левшин

9 апреля в Большом зале филармонии впервые в этом сезоне с Заслуженным коллективом России выступит главный приглашенный дирижер оркестра маэстро Шарль Дютуа: в программу, которой филармония отмечает 50-летие со дня смерти одного из крупнейших композиторов XX века Игоря Стравинского, вошла его музыка балета «Весна священная». Также в этот вечер прозвучат увертюра Римского-Корсакова «Светлый праздник» и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова, сольную партию в ней исполнит известный пианист Александр Гиндин.

О назначении Шарля Дютуа главным приглашенным дирижером Заслуженного коллектива России Юрий Темирканов объявил в начале концертного сезона 2018/2019: «После работы с каждым дирижером коллектив проводит тайное голосование – нравится он музыкантам или не нравится, – отмечал тогда маэстро, – И одним из самых популярных в этом смысле оказалось имя Шарля Дютуа. Именно поэтому я остановил свой выбор на нем: мне хотелось пригласить музыканта, с которым хочет работать коллектив и который нравится публике».

Шарль Дютуа отмечен сотрудничеством с такими крупными симфоническими коллективами мира, как лондонский Королевский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр NHK, Филадельфийский оркестр, Симфонический оркестр Монреаля и многими другими. Записи Шарля Дютуа были девять раз номинированы на Grammy и дважды удостаивались этой престижной премии; всего же записи, осуществленные под управлением дирижера, были отмечены престижными международными наградами более 70 раз. Сам музыкант удостоен более 40 международных наград и отличий.

Премьера балета Стравинского «Весна священная» состоялась в парижском Театре Елисейских полей в 1913 году и обернулась величайшим скандалом в истории музыки: публика свистела и кричала – такой была ее реакция и на новаторский музыкальный язык, который использовал композитор, и на хореографию Вацлава Нижинского, подрывающую сами устои классического балета. Считается, что именно эта премьера открыла новую эпоху в истории искусства, а сама «Весна священная» обрела статус знакового сочинения XX века:  в 2013 году широко отмечалось столетие со дня ее первого представления.

Игорь Стравинский, покинувший Россию в 1914 году и добившийся мирового признания, живя сначала во Франции, а затем в США, вернулся в родную страну лишь в 1962 году: его трехнедельное пребывание в СССР, в том числе – концерты из его сочинений в Москве и Ленинграде – было приурочено к 80-летию музыканта. 

 

Концерты в Большом зале Ленинградской филармонии состоялись 8 и 9 октября 1962 года: в исполнении Симфонического оркестра филармонии (ныне – Академический симфонический оркестр) под управлением Игоря Стравинского прозвучали фантазия для оркестра «Фейерверк» и сюита из балета «Жар-птица».

«Шестьдесят восемь лет тому назад я сидел в том углу [зала] с моей матерью и слышал концерт из музыки Чайковского, которым дирижировал Направник, – обратился Игорь Стравинский к публике Большого зала филармонии со сцены, – Это было через неделю или через две недели после смерти Чайковского, которого я очень хорошо помню. И дирижировал Направник той же самой программой, которой дирижировал Петр Ильич Чайковский за две недели до своей смерти. Это был очень памятный для меня концерт: я был в первый раз в этом зале, а сегодня я впервый раз в этом зале сам дирижирую и это для меня большущий праздник».

6 апреля в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера исполнит Концерт для фортепиано с оркестром «Воскресение» Кшиштофа Пендерецкого, солистом выступит молодой российский пианист Филипп Копачевский. Также в этот вечер прозвучит Пятая симфония Чайковского. Филармония посвящает концерт памяти Кшиштофа Пендерецкого, одного из крупнейших современных композиторов, ушедшего из жизни год назад: его музыка составляет неотъемлемую часть филармонической афиши, сам музыкант  неоднократно дирижировал в Большом зале, в том числе в последний раз – концертом из собственных сочинений, посвященным его 80-летию (2013).

 

«Я начал писать Концерт в июне (2001 года) и через несколько месяцев наполовину закончил его; получалось что-то вроде каприччио. Но после трагедии 11 сентября концепция полностью изменилась, – приводит слова композитора буклет фестиваля «Варшавская осень» (2002), – Я решил написать более мрачное и серьезное произведение. Я изъял часть материала, вернулся к определенному моменту в структуре Концерта и добавил в нее хорал». Также композитор добавил в партитуру звучание церковных колоколов, которое воспроизводится в записи.

«Название “Воскресение” следует понимать в широком, символическом смысле. Оно связано с хоралом, который венчает произведение, и становится символом победы жизни над смертью, символом веры, приносящей утешение. Я сочинил этот хорал сразу же после трагедии в Нью-Йорке. С одной стороны, это был естественный для меня человеческий поступок, с другой – жест протеста против жестокости», – цитирует композитора сайт Schott Music Corporation.

Мировая премьера Концерта состоялась 9 мая 2002 года в нью-йоркском Карнеги-холле, вскоре концерт прозвучал на фестивале «Варшавская осень» и вызвал волну критики. 

«Тем не менее, наряду с замечаниями о сходстве с музыкой Бетховена, Шопена, Шумана, Листа, Брукнера, Брамса, Чайковского, Грига, Падеревского, Малера, Рахманинова, Равеля, Бартока, Энеску, Прокофьева и Шостаковича, Концерт, несмотря на свою эклектичность, встретил не только “бичевание”, но и признание, – говорится на сайте проекта польского Национального аудиовизуального института, посвященного трем крупнейшим польским композиторам, – После премьеры в Карнеги-холле Концерт исполнялся множество раз. Количество пианистов, включивших это произведение в свой репертуар, уже превышает десяток».

Вторая редакция Концерта прозвучала под управлением автора и Симфонического оркестра Цинциннати в 2007 году, солистом выступил известный британский пианист Барри Дуглас.

Вскоре после концерта в Петербурге Владимир Альтшулер вновь продирижирует Фортепианным концертом Пендерецкого на концерте-открытии X Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia в Казани. Сочинение прозвучит в исполнении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан и Филиппа Копачевского; также в программу войдут Симфония № 23 Слонимского и Сюита из музыки к кинофильму «Судьба человека» Баснера.

2 апреля в Большом зале филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением народного артиста России Николая Алексеева прозвучит Четвертая симфония Шостаковича: ее премьера, которая должна была состояться в Ленинградской филармонии в 1936 году, в последний момент была отменена, впервые сочинение прозвучало лишь спустя 25 лет. Также в программу вошел Второй скрипичный концерт Прокофьева, сольную партию в котором исполнит победитель Международного конкурса Чайковского Сергей Догадин.

Грандиозная Четвертая симфония была для молодого Шостаковича творческим вызовом: впервые после «идеологических» Второй и Третьей симфонии, завершающихся хором, он обратился к чисто инструментальному, развернутому, концептуально насыщенному циклу, написанному сложным модернистским языком, одним из источников вдохновения для которого стали симфонии Густава Малера. 

На время работы над симфонией пришлось событие, ставшее для композитора страшным ударом и повлиявшее на траекторию его творческого развития: в январе 1936 года в газете «Правда» была опубликована печально известная статья «Сумбур вместо музыки», посвященная опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», а точнее – критике его стиля как «не соответствующего ожиданиям советского народа». В ситуации, когда идеология искусства определялась высшим партийным руководством, а маховик репрессий набирал обороты, последствия такой публикации могли быть крайне серьезными, если не фатальными.

Что бы ни пережил Шостакович после выхода статьи, он завершил Четвертую симфонию, стиль которой – очевидно – также «не соответствовал ожиданиям советского народа», более того – была назначена дата премьеры: 30 декабря 1936 года партитура должна была прозвучать в исполнении оркестра Ленинградской филармонии под управлением Фрица Штидри, но в процессе репетиций симфония была с премьеры снята. По свидетельству Исаака Гликмана, близкого друга Шостаковича, чья книга является одним из самых надежных источников для исследователей творчества композитора, причиной отмены стала «настоятельная рекомендация (директора филармонии) И.М. Рензина, не пожелавшего использовать административные меры и упросившего автора самому отказаться от исполнения симфонии».

В военные годы партитура была утеряна, а позже – благодаря обнаруженным оркестровым партиям – восстановлена. Ее премьера, отложенная на 25 лет, состоялась по инициативе Кирилла Кондрашина 30 декабря 1961 года в Москве.

30 марта в Большом зале филармонии состоится третий концерт цикла, посвященного 90-летию Академического симфонического оркестра: коллектив выступит под управлением одного из крупнейших российских дирижеров, народного артиста СССР Владимира Федосеева. 

Символично, что карьеру симфонического дирижера Владимир Федосеев начал совместным выступлением с Заслуженным коллективом Республики в Большом зале Ленинградской филармонии ровно 50 лет назад – 14 марта 1971 года: дебют состоялся по приглашению Евгения Мравинского. 

В программу, которую дирижер исполнит вместе с Академическим симфоническим оркестром войдут сочинения, звучавшие в разные годы под управлением Александра Дмитриева – художественного руководителя и главного дирижера коллектива в 1977-2018 годах: Четвертая симфония Чайковского и Концерт для виолончели с оркестром Дворжака, солист – Алексей Массарский. 

 

Владимир Федосеев более четырех десятилетий возглавляет Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, при этом он активно сотрудничает с ведущими мировыми коллективами. Так, Владимир Федосеев – первый приглашенный дирижер оркестра Токийской филармонии, приглашенный дирижер оркестра Баварского радио, Национального филармонического оркестра Французского радио, Симфонического оркестра Финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2005 год Владимир Федосеев возглавлял Венский симфонический оркестр. 

 

«Каждая филармония уникальна по-своему. Петербургская – это прежде всего великие традиции: в 2021 году мы отмечаем 100-летие концертной организации – этой дате посвящены нынешний и следующий концертные сезоны – но история ее восходит много дальше, к XIX-началу XX века, когда в Зале Дворянского собрания (ныне Большой зал филармонии) выступали величайшие музыканты своего времени – Лист, Берлиоз, Вагнер, Дворжак, Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин. Еще одна неповторимая черта Петербургской филармонии – в том, что она объединяет два симфонических коллектива: старейший в стране Заслуженный коллектив России, ведущий историю от 1882 года, когда по повелению Александра III был учрежден Придворный музыкантский хор, и Академический симфонический оркестр, созданный в 1931 году как концертный ансамбль Ленинградского радиокомитета. Именно он – еще не будучи филармоническим – 9 августа 1942 года осуществил в осажденном Ленинграде, в Большом зале филармонии, знаменитую “блокадную” премьеру Седьмой “Ленинградской” симфонии Шостаковича под управлением Карла Элиасберга», – рассказывает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии. 

Постоянная публика Филармонии хорошо знает и любит оба коллектива, но нередко бывает, что вне филармонической среды их названия путают, не понимают разницы между ними, иногда даже думают, что оркестр в филармонии один. 

«Представляя себе историю оркестров и ориентируясь в их репертуаре, перепутать один с другим невозможно, – говорит заместитель художественного руководителя филармонии, – Заслуженный коллектив России сохраняет стать и манеру придворного оркестра, исполняет прежде всего признанные шедевры. Академический симфонический оркестр в силу того, что первые десятилетия его работы проходили в живом радиоэфире, требовавшем стремительного освоения широчайшего репертуара, в том числе – и исполнения только что написанной музыки, до сих пор сохраняет эту поразительную гибкость, стилистическую разносторонность, открытость новому, каждый сезон исполняя современные сочинения – например, в сезоне 2020/2021 запланирована мировая премьера Cимфонии № 34 Слонимского, исполнение музыки Пендерецкого, уже прошел концерт, посвященный 90-летию со дня рождения Андрея Петрова, в исполнении коллектива звучала музыка Адамса и Радвиловича». 

Фото: Стас Левшин

Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии отмечает 90-летие в 2021 году. Цикл, посвященный этой дате, объединяет программы, звучавшие в Большом зале филармонии под управлением дирижеров, в разные годы возглавлявших оркестр. Цикл открылся 31 января программой Н.С. Рабиновича, прозвучавшей под управлением Василия Синайского, солистом выступил пианист Никита Мндоянц. 2 марта программой из сочинений, звучавших под управлением А.К. Янсонса, продирижировал Николай Алексеев, солист – Айлен Притчин. Цикл завершится 22 июня легендарной программой Карла Элиасберга (главный дирижер в 1936-1949-м и 1954-1957-м годах): под управлением Владимира Альтшулера Академический симфонический оркестр исполнит Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича

20 марта Петербургская филармония представит первый концерт совместного с Государственным Русским музеем цикла «Диалоги об искусстве». Первая программа будет посвящена воплощению былинных и богатырских тем в русской музыке и живописи. В исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Андрея Аниханова прозвучат музыкальные картины из оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и монументальная симфония Рейнгольда Глиэра «Илья Муромец». Сочинение, премьера которого состоялась в 1912 году в Москве, прозвучит в Петербургской филармонии вновь спустя 66 лет после первого исполнения на этой сцене, которое 26 декабря 1955 года осуществил Симфонический оркестр филармонии (ныне Академический симфонический оркестр) под управлением автора.

«Идея исполнить симфонию в Петербурге возникла у нас совместно с руководством филармонии, и дело здесь не только в том, что эта музыка – раритет, она довольно редко исполняется, но и в том, что в свое время “Илья Муромец” стал большим культурным событием, – рассказывает Андрей Аниханов, – В начале XX века, несмотря на все потрясения в обществе, в искусстве происходил всплеск, настоящий взрыв – эмоциональный, творческий, художественный. Это время, когда писали Рахманинов и Скрябин, преклонных лет Римский-Корсаков создал свои поздние шедевры, которые смотрели вперед, в новое столетие. И Глиэр тонко чувствовал это время: в музыке симфонии наряду с условно русскими народными темами заметно интонационное родство с музыкой и Стравинского, и Скрябина. Это выдающееся сочинение: не случайно оно очень быстро ушло за границу и обрело там популярность, им дирижировал Стоковский и давал восторженные отклики на эту музыку. А нам, получается, эту русскую культурную традицию нужно публике возвращать». 

Андрей Аниханов рассказывает, что год назад симфония прозвучала под его управлением в Волгограде. «Мое обращение к этой музыке состоялось во многом потому, что у меня уже довольно давний контакт с представителями семьи композитора, – рассказывает дирижер, – Мы дружим уже лет десять, с тех пор как познакомились в Риме, где я был дирижером-постановщиком балета Глиэра “Красный мак”. Его правнук, Кирилл Новосельский не пропускает ни одного события связанного с музыкой прадеда. Члены семьи присутствовали на исполнении симфонии “Илья Муромец” в Волгограде, насколько мне известно, они планируют приехать и в Петербург».

Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00, 064
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 571-83-33, 064
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2021
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»