Андрей Аниханов. Фото: Куликов

15 марта в Большом зале Петербургской филармонии откроется Международный фестиваль «День Римского-Корсакова», приуроченный к 180-летию со дня рождения композитора. В исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова прозвучит симфоническая поэма Римского-Корсакова «Антар», а также сюита из балета «Жар-птица» Стравинского и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова, сольную партию в которой исполнит победитель XVII Международного конкурса имени Чайковского, пианист Сергей Давыдченко.  

Сочетание музыки Римского-Корсакова с сочинениями Стравинского и Рахманинова в программе концерта не случайно: Стравинский – пожалуй, самый талантливый ученик композитора, а Рахманинов – музыкант, к которому Римский-Корсаков относился с глубоким и взаимным уважением: именно он был первым, кто продирижировал в Петербурге музыкой совсем молодого автора.

Сергей Давыдченко. БЗФ, 27.10.2023. Фото: Стас Левшин

Симфоническая поэма «Антар» звучала в Зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал филармонии) в присутствии автора, на знаковом для него концерте: «20 декабря 1890 года истекало 25-летие моей композиторской деятельности (со времени исполнения Первойй симфонии). Товарищи мои постановили отпраздновать мой юбилей: Беляев соорудил концерт из моих сочинений в зале Дворянского собрания под управлением Дютша и Глазунова, – описывал Римский-Корсаков концерт в «Летописи моей музыкальной жизни», – Исполнялись: Первая симфония, «Антар», фортепианный концерт (Лавров) и т. д., а также романс «Ель и пальма» (Фриде), незадолго перед тем оркестрованный мною и изданный сюрпризом для меня в партитуре. Публики было довольно много; были многочисленные вызовы, подношения, речи, венки и проч».

В Зале Дворянского собрания Римский-Корсаков дирижировал более тридцати лет, здесь звучали премьеры многих его сочинений, например, в 1888 году под управлением автора была впервые исполнена симфоническая сюита «Шехеразада».

Николай Римский-Корсаков – титаническая фигура, без которой судьба русской музыки сложилась бы иначе, менее счастливо и плодотворно. Человек необычайной дисциплины и воли, за отпущенные ему 64 года Римский-Корсаков сделал так много, что хватило бы, кажется, на две жизни: написал полтора десятка собственных опер, три симфонии, блистательные симфонические увертюры и сюиты, множество романсов. При этом – дописал неоконченную музыку своих товарищей по Могучей кучке, в зрелые годы обучился в консерватории, стал ее профессором, воспитал тех, кто определил лицо музыки XX века.

Международный фестиваль «День Римского-Корсакова», приуроченный к 180-летию композитора, пройдет в Петербурге с 15 по 18 марта. Фестиваль организован Фондом развития Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Комитета по культуре Санкт-Петербурга и призван привлечь широкое внимание к имени композитора, направлен на популяризацию его наследия, исполнение редко звучащих произведений.

Для реализации этого проекта музей объединил усилия различных организаций — театров, музеев, филармоний, учебных заведений по всей России. Мероприятия пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Йошкар-Оле, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Пскове, Саратове, Астрахани, Вятке, Петрозаводске, Краснодаре, Кисловодске, Кызыле, Хабаровске, Казани, Самаре, Владивостоке. К участию в фестивале присоединился и Большой театр Беларуси, где в эти дни можно будет послушать оперы Римского-Корсакова.

Подробности о фестивале – на сайте Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

Ольга Перетятько, Семен Скигин. БЗФ. 26 апреля 2023. Фото: Александр Иванов

8 марта в Большом зале Петербургской филармонии выступит звезда мировой оперы, сопрано Ольга Перетятько: в программе «Сопрано тет-а-тет» прозвучат сочинения русских и европейских композиторов, написанные как в оперном, так и в камерно-вокальном жанре. Партию фортепиано исполнит лауреат международных конкурсов Виталий Щербаков.

Возвращаясь в Большой зал Петербургской филармонии спустя почти год после предыдущего выступления, Ольга Перетятько представит программу, в которой шедевры мировой оперы сочетаются с жемчужинами камерно-вокального репертуара: наряду с сольными номерами из опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Искатели жемчуга» Бизе, «Ласточка» Пуччини, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Русалка» Дворжака прозвучат романсы Чайковского, Рахманинова, Глинки,  Римского-Корсакова.

Одна из самых востребованных сопрано в мире, петербурженка Ольга Перетятько получила международное признание после победы на престижном конкурсе Пласидо Доминго Operalia. С тех пор ее имя не сходит с афиш самых известных оперных театров и концертных залов мира.

Уникально притягательный голос и сценическое мастерство певицы позволяют ей исполнять самые разные оперные партии, как комические, так и трагические. Ольге Перетятько рукоплещет публика Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала, Венской государственной оперы, Берлинской государственной оперы, мадридского театра Реал, Гран-театра дель Лисеу в Барселоне, Парижской оперы, фестивалей в Зальцбурге, Баден-Бадене, Экс-ан-Провансе, Пезаро.

В этом концертном сезоне Ольга Перетятько дебютирует в партии Нормы в Гамбургской государственной опере, возвращается на сцены Оперного театра Цюриха («Турок в Италии» Россини) и Берлинской оперы («Идоменей» Моцарта и «Искатели жемчуга» Бизе). Певица открыла сезон Парижской филармонии, исполнив партию сопрано в «Колоколах» Рахманинова, в конце января она представила программу «Моцарт и Сальери» на Неделе Моцарта в Зальцбурге. За последние пару лет география сольных выступлений певицы включила Амстердам, Цюрих, Люцерн, Страсбург, Брюссель, Неаполь, Таллин, Сингапур, Бухарест, Мадрид, Москву, Петербург.

Ольга Перетятько выпустила шесть альбомов на Sony Classical и получила множество престижных наград, в том числе OPUS Klassik (2018), ECHO Klassik (лучший сольный альбом, 2015), премию имени Франко Аббьяти от итальянских музыкальных критиков.

В числе самых известных творческих партнеров певицы – знаменитые дирижеры Юрий Темирканов, Зубин Мета, Кент Нагано, Лорин Маазель, Валерий Гергиев, Даниэль Баренбойм, Кирилл Петренко, режиссеры Дмитрий Черняков и Робер Лепаж. 

Фото: Стас Левшин

5 марта в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр под управлением дирижера коллектива Владимира Альтшулера исполнит шедевры австро-немецкого симфонизма, две великие симфонии, объединенные темой прощания – Симфонию № 45 Йозефа Гайдна и «Песнь о Земле» Густава Малера. Солистами выступят артисты крупнейших музыкальных театров страны – меццо-сопрано Екатерина Сергеева (Мариинский театр) и тенор Илья Селиванов (Большой театр).

Симфония № 45 (1772) Гайдна, позже так и названная – «Прощальная» – была написана сорокалетним композитором во время службы при дворе князя Эстергази. При всей классицистской стройности эта партитура отмечена обостренным чувствованием и патетикой движения «Буря и натиск», предвосхитившего романтизм: позже оно же вдохновило и знаменитую Сороковую симфонию Моцарта. Названием симфония обязана своему удивительному финалу: один за другим музыканты оркестра постепенно покидают сцену, последние ноты доигрывают две скрипки. При жизни Гайдна музыканты, уходя со сцены, гасили свечи на пультах – и последние такты симфонии звучали почти в полной темноте.

Густав Малер, приступая к сочинению новой симфонии, каждый раз создавал новую Вселенную: ни один из его симфонических циклов не похож на другой, они отличаются и по количеству частей, и по составу, и, безусловно, каждый из них уникален концептуально. «Песнь о Земле» (1909) – симфония в песнях (на этом определении настаивал сам автор), написанная на стихи китайских поэтов XVIII-IX веков в вольном переводе на немецкий Ганса Бетге.

По словам крупнейшего исследователя музыки Малера Инны Барсовой, в этих текстах композитора, пережившего потерю маленькой дочери и узнавшего о своей тяжелой болезни, привлекла «...исключительно тонко выраженная, проникнутая тихой печалью гармония осеннего и зимнего пейзажа и — человеческой старости, заката солнца и — ухода человека из жизни».

Денис Мацуев

3 марта всемирно известный пианист Денис Мацуев выступит в Большом зале Петербургской филармонии вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Прозвучит Второй фортепианный концерт Прокофьева, во втором отделении оркестр исполнит «Фантастическую симфонию» Берлиоза. Концерт входит в программу нового абонемента филармонии «Оркестровая география России», объединившего пять концертов ведущих камерных и симфонических коллективов страны.

Предстоящий концерт – первое выступление Госоркестра Республики Татарстан в Большом зале Петербургской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского: в октябре 2022 года коллектив выступил здесь под управлением Сесара Альвареса, предыдущие его выступления на этой сцене состоялись в 1996 году под управлением Фуата Мансурова.

ГАСО Республики Татарстан, основанный в 1966 году, открыл новую страницу своей истории в 2010 году, с приходом Александра Сладковского.  Сегодня этот коллектив – первый российский региональный оркестр, записанный на телеканалах Medici.tv и Mezzo. В его биографии – выступления на знаменитых европейских концертных площадках (в том числе – в Золотом зале венского Музикферайн) и в программах престижных европейских фестивалей, сотрудничество с ведущими солистами и дирижерами.

Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан

В петербургской программе оркестра прозвучит Второй фортепианный концерт Прокофьева – одно из самых новаторских сочинений своего времени. Премьера концерта вылилась в скандал: пресса писала о «дебюте фортепианного кубиста и футуриста», публика возмущалась дерзостью, неистовым «скифством» этой музыки. «Фантастическая симфония», написанная Берлиозом в 26 лет, стала самым известным и популярным его сочинением, а в историю вошла как одна из первых программных симфоний.

 

По праву гордясь своими симфоническими коллективами, входящими в число лучших в стране – Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром – Петербургская филармония ежегодно представляет в своей афише и концерты ведущих приглашенных оркестров, в сезоне 2023/2024 они объединены в абонемент.

Рядом с названиями прославленных коллективов в нем – имена больших музыкантов: в рамках абонемента в Большом зале уже выступили Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Государственный академический камерный оркестр России, дирижер и солист – Алексей Уткин, Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса. Завершится программа абонемента 12 апреля выступлением Российского национального оркестра под управлением Александра Рудина.

Фото: Стас Левшин

2 марта в Большом зале Петербургской филармонии прозвучит Торжественная месса Людвига ван Бетховена. Исполнение будет приурочено к двухсотлетию мировой премьеры: впервые в своей истории великий шедевр прозвучал в Петербурге 26 марта 1824 года. Более того – исполнение, состоявшееся по инициативе князя Николая Голицына в зале купца Кусовникова (ныне – Малый зал филармонии), стало не только первым, но и единственным, осуществленным при жизни композитора. Вена услышала Мессу, которую сам Бетховен ставил едва ли не выше своей Девятой симфонии, лишь спустя месяц, да и то – не полностью.

Торжественная месса Людвига ван Бетховена – одного из крупнейших композиторов в истории мировой музыки – прозвучит в Большом зале филармонии в исполнении Камерного оркестра Заслуженного коллектива России и Хора Санкт-Петербургской консерватории под управлением известного немецкого дирижера Лео Кремера. Сольные партии исполнят солисты Мариинского театра Жанна Домбровская, Дарья Рябоконь, Александр Тимченко и специализирующийся в области старинной музыки, лауреат многочисленных международных конкурсов, бас Илья Мазуров.

«Всё сочинение являет собой сокровищницу красот, и можно сказать, что Ваш гений опередил века и что, быть может, пока нет настолько просвещенных слушателей, которые смогли бы сполна насладиться красотой Вашей музыки, однако потомки воздадут Вам почести и благословят Вашу память в гораздо большей мере, чем это в состоянии сделать Ваши современники», – писал князь Николай Голицын Людвигу ван Бетховену после мировой премьеры Торжественной мессы.

Торжественная месса прозвучит в Большом зале филармонии в рамках абонемента «Филармония от “Сотворения мира”», объединяющего великие сочинения, чьи премьеры стали вехами в филармонической истории Петербурга. В предстоящих концертах исторического абонемента прозвучат, в частности, Пятая симфония Шостаковича, мировую премьеру которой в Большом зале Ленинградской филармонии осуществил Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского, Второй фортепианный концерт Рахманинова, прозвучавший в Зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии) в исполнении автора, симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» Арнольда Шенберга, исполненная в этом зале под управлением композитора.

Формально Петроградская филармония была образована в 1921 году, но все перечисленные концерты по праву считаются частью ее большой истории, которая неотделима и от истории образованного в 1882 году Придворного оркестра (ныне – Заслуженный коллектив России), и от истории построенного в 1839 году зала Дворянского собрания, в котором в том числе проходили концерты – ныне это здание – Большой зал Петербургской филармонии. И, безусловно, филармония является преемницей Санкт-Петербургского филармонического общества.

Оно возникло в 1802 году, когда в Петербурге впервые было организовано исполнение оратории Гайдна «Сотворение мира»: это сочинение открыло программу исторического абонемента Петербургской филармонии в этом концертном сезоне.

Лео Кремер – органист и дирижер, профессор Высшей школы музыки в Саарбрюккене и Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Мангейме. В качестве дирижера выступает в Германии, Италии, Японии, Корее, Мексике, России. Регулярно выступает с Камерным оркестром Заслуженного коллектива России, представляя стили от раннего барокко до позднего романтизма и экспрессионизма.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»