5 февраля в Большом зале Петербургской филармонии впервые с большой сольной программой выступит Петербургский МолОт-ансамбль – коллектив, специализирующийся на исполнении музыки XX-XXI веков. На концерте «Постоянный/переменный ток» прозвучат сочинения американских и русских минималистов и постминималистов: от классика американской музыки Стива Райха и членов культовой нью-йоркской композиторской группы Bang on a Can – до наших современников и соотечественников, известных петербургских композиторов Анатолия Королева и Настасьи Хрущевой.

3 февраля в Арт-галерее филармонии состоится встреча с Анатолием Королевым, Настасьей Хрущевой и скрипачом, композитором, артистом и директором Петербургского МолОт-ансамбля Артуром Зобниным, посвященная программе 5 февраля, вход для обладателей билетов на концерт – свободный по регистрации

Наряду с традиционными музыкальными инструментами в программе 5 февраля будут использованы и необычные: в исполнении пьесы Дэвида Лэнга “Cheating, Lying, Stealing” задействованы тормозные автомобильные диски, а сочинение Стива Райха “New York Counterpoint”, написанное для одиннадцати кларнетов, исполнит один единственный музыкант в ансамбле с самим собой: остальные десять партий будут исполнены им заранее, записаны и сведены. 

«Будет новая музыка, в известной мере дружелюбная для публики. Будет музыка, которая не стесняется аллюзий на классику прошлого и взаимодействия с неакадемическими жанрами настоящего. При общем сходстве методов каждый из авторов концерта демонстрирует свой уникальный индивидуальный подход, что делает программу очень разнообразной по звучанию», – рассказывает Артур Зобнин.

В этот вечер состоятся две российские премьеры: впервые в нашей стране прозвучат пьесы “Cheating, Lying, Stealing” Дэвида Лэнга и “Big, Beautiful, Dark and Scary” Джулии Вулф.

«На деле под провокационным названием пьесы Лэнга, которое можно перевести как “Мошенничество, ложь, воровство”, скрывается искусно сделанная музыка для нестандартного состава ансамбля, в котором кроме виолончели, бас-кларнета, фортепиано и ударных участвуют исполнители на автомобильных тормозных дисках. Вся команда вместе исполняет вполне благозвучную честную партитуру, сотканную из небольших энергичных мотивов, кстати, более чем характерных для музыкального языка Лэнга, так что уличить автора в воровстве не получится, – рассказывает Артур Зобнин, – А вот название пьесы Джулии Вулф “Big, Beautiful, Dark and Scary” как раз отражает характер музыки: хард-рок и метал от академического музыканта – и на девять минут слушатель Большого зала филармонии перенесется в андеграундный нью-йоркский рок-клуб».

Фото: Стас Левшин

28 января один из самых известных российских пианистов Денис Мацуев выступит в Петербургской филармонии с Заслуженным коллективом России под управлением его главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева. Солист в этот вечер выйдет на сцену в обоих отделениях концерта – и в первом, классическом, исполнив Третий фортепианный концерт Бетховена, и во втором, «джазовом», с Рапсодией в стиле блюз Гершвина. В первом отделении также прозвучит увертюра Бетховена «Эгмонт», во втором – знаменитое Адажио Барбера.

В этот вечер пианист впервые исполнит в Большом зале филармонии знаменитую Рапсодию в стиле блюз Джорджа Гершвина с собственной развернутой джазовой каденцией, причем не сольно, а в составе джазового трио – вместе с контрабасистом Андреем Ивановым и исполнителем на ударных Александром Зингером.

«Мы вместе с Андреем Ивановым и Александром Зингером (это потрясающие джазовые музыканты, с которыми мы делаем свою программу) придумали эту историю внутри Рапсодии – свои импровизации, свои каденции. Это уже слышало, наверное, 20 стран мира, много городов России», – комментировал Денис Мацуев несколько лет назад.

Рапсодия в стиле блюз – визитная карточка Джорджа Гершвина, который вошел в историю как человек, которому удалось соединить классику и джаз, и тем самым открыть последнему дорогу на академическую сцену. Знаменитое начальное соло кларнета (которое, кстати, оформилось в своем нынешнем виде совершенно случайно, когда на репетиции музыкант оркестра то ли в шутку, то ли от скуки, соединил две отдаленные ноты раскатистым глиссандо) называют одним из самых узнаваемых в истории музыки, а саму Рапсодию – самым знаменитым сочинением Гершвина.

27 января, в годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в Большом зале филармонии прозвучит программа, исполненная в тот знаменательный день, 27 января 1944 года, под управлением Карла Элиасберга.

27 января 1944 года праздничная торжественная программа, в которую вошли сочинения Чайковского, Глинки, Бизе, Иоганна Штрауса, была исполнена под управлением Карла Элиасберга Оркестром Ленинградского Радиокомитета. Полутора годами ранее, 9 августа 1942 года, именно эти коллектив и дирижер стали авторами знаменитой блокадной премьеры Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича.

«Вечером ленинградцы услышали долгожданную, выстраданную весть: город полностью освобожден от блокадного кольца, – пишет Андрей Крюков, автор книги “Музыка в дни блокады: Хроника”, – Прогремели залпы праздничного салюта. К. Элиасберг, сказав краткое приветственное слово, провел праздничный концерт».

Программа 27 января 1944 года была исполнена на радио, она транслировалась в прямом эфире. Очевидно, в связи с новостью о полном освобождении города от блокады, она была откорректирована в соответствии с историческим моментом: среди популярных номеров из опер и балетов в ней выделяется торжественная увертюра «1812 год» Чайковского, написанная к 70-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Наряду с ней прозвучали также Вальс и Полонез из оперы «Евгений Онегин», Вальс из балета «Спящая красавица» и Чардаш из балета «Лебединое озеро» Чайковского, увертюра и куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» Бизе, вальсы Штрауса.

27 января 2023 года эта же программа прозвучит в исполнении того же коллектива, что исполнял ее 79 лет назад: ныне он носит название Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии. За дирижерским пультом в этот вечер – музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев, солистом выступит артист Михайловского театра, баритон Александр Кузнецов.

17 января в 14.00 в здании Большого зала Петербургской филармонии состоится пресс-конференция, посвященная проекту «Военная летопись Филармонии», который в течение трех лет будет реализован Петербургской филармонией и Санкт-Петербургским Институтом истории РАН. Начало проекта приурочено к 80-летию прорыва блокады Ленинграда

Участие в пресс-конференции примут:

  • Илья Черкасов, директор Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича;
  • Алексей Сиренов, директор Санкт-Петербургского института истории РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук;
  • Юлия Кантор, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН, доктор исторических наук;
  • Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича кандидат искусствоведения.

17 января в Фойе Шостаковича Большого зала филармонии также откроется выставка афиш и программок концертов, прошедших в зале в военные годы.

27 января филармония, традиционно отмечая дату полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, проведет в Большом зале концерт, на котором Академический симфонический оркестр под управлением Александра Соловьева исполнит программу, звучавшую в исполнении этого же коллектива (тогда носившего имя Оркестр Ленинградского Радиокомитета) 27 января 1944 года под управлением Карла Элиасберга

Проект «Военная летопись Филармонии» включит научную реставрацию афиш, программ, а также рукописных материалов военного времени, которая будет осуществлена впервые, изучение неизвестных страниц творческой деятельности Большого симфонического оркестра Радиокомитета в Ленинграде и Заслуженного коллектива Республики симфонического оркестра Филармонии в Новосибирске, а также научные конференции и выставки.

Реставрация будет осуществлена специалистами по реставрации и консервации памятников письменности Научно-исторического архива СПбИИ РАН (хранящего документы XII-ХХ вв.), имеющими большой опыт исследования и восстановления документов различных эпох на бумажных носителях.

В военное время Филармония не только не прекратила свою работу, но увеличила объем выступлений — если суммировать выступления Симфонического оркестра Ленинградской филармонии (ныне – Заслуженного коллектива России) в эвакуации в Новосибирске и концертную деятельность в блокадном Ленинграде.

Эта эпоха представлена в Музыкальной библиотеке Филармонии различными документами, прежде всего, программами и афишами, обладающими уникальной ценностью. Кроме того, сохранились немногочисленные, и оттого еще более ценные, документы военных лет — блокадная концертная книга Большого зала филармонии, рукописные брошюры, подготовленные в Новосибирске, фотографии и отдельные документы.

Итогами проекта «Военная летопись Филармонии» станут более семисот отреставрированных документов, их изучение и введение в научный оборот, публикация результатов исследований, а в широком плане — включение их в общекультурный контекст, способствующий укреплению исторической памяти.

Важной составляющей проекта станет проведение научных мероприятий: в январе 2024 года, к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда, Филармония и СПбИИ РАН организуют конференцию, посвященную звуковому образу города военной поры, а в декабре 2024 года – конференцию, посвященную анализу восстановления и реставрации памятников письменности на бумажных носителях в ХХ веке.

 

Проект будет реализован при поддержке генерального спонсора филармонии ПАО «НК «Роснефть». Не только в этом году, но и в течение многих лет нефтяная компания «Роснефть», продолжая давние традиции меценатства, поддерживает множество проектов, возрождающих нравственные и национальные ценности.

4 января известный петербургский пианист Мирослав Култышев исполнит в Большом зале Петербургской филармонии сольную программу из сочинений Рахманинова, Шопена и Брамса. Музыкант посвящает концерт памяти Михаила Бялика – легендарного журналиста и критика, ушедшего из жизни в октябре 2022 года.

«С уходом Михаила Григорьевича Бялика музыкальный Петербург осиротел. Он был покровителем, а лучше сказать, старшим другом нескольких поколений петербургских музыкантов. Его потеря невосполнима. Михаил Григорьевич знал меня с детских лет, никогда не забуду его доброжелательное и в высшей степени заинтересованное внимание к моим буквально самым первым выходам на сцену, – рассказывает Мирослав Култышев, – Мне казалось, он был всегда: наше общение не прерывалось, мы переписывались до последних месяцев его жизни. Было очень важно ощущать его поддержку в самые непростые моменты и совпадать с ним в оценках и понимании событий и явлений. Его интеллект и знания были всеобъемлющими, но особенно близка ему была музыка композиторов-романтиков: их сочинения и составят программу концерта, который я посвящаю его светлой памяти».

4 января в Большом зале филармонии в исполнении Мирослава Култышева прозвучат Вариации на тему Корелли Сергея Рахманинова – насколько виртуозные, настолько и глубоко философские, в которых знаменитая тема фолии становится символом всей эпохи барокко как недостижимого, оставшегося в прошлом идеала. Также в программе – Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан» Шопена и Третья соната Брамса.

Фото: Стас Левшин

24 декабря в Большом зале Петербургской филармонии выступил знаменитый Камерный оркестр Musica Viva. Художественный руководитель коллектива, народный артист России Александр Рудин в этот вечер не только встал за дирижерский пульт, но и выступил в амплуа солиста, исполнив Виолончельный концерт Михаэля Гайдна. Также прозвучали две великие симфонии, ставшие символом классической эпохи: последняя из написанных Моцартом, Симфония № 41, за олимпийский размах получившая название «Юпитер», и легендарная Симфония № 45 «Прощальная» Гайдна, в финале которой музыканты постепенно покидают сцену и гасят свет, последние ноты почти в полной темноте доигрывают две скрипки.

Фото: Стас Левшин

Московский камерный оркестр Musica Viva, возникший более сорока лет назад как содружество молодых энтузиастов, сегодня входит в число ведущих коллективов страны. В своих программах музыканты представляют всемирно известные сочинения, стремясь воссоздать их первозданное звучание, и открывают для широкой публики незаслуженно забытые партитуры старых мастеров. Сотрудничая с ведущими зарубежными певцами и дирижерами, коллектив предлагает публике крупные проекты — оперы в концертном исполнении и оратории. Неотъемлемой частью репертуара Musica Viva также является современная академическая музыка.

С 1988 года оркестр возглавляет Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, сотрудничающий как с симфоническими, так и с камерными оркестрами, пианист, выдающийся ансамблист, педагог – профессор Московской консерватории, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений, составитель уникальных тематических циклов.

Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2023
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»