Фото: Стас Левшин

12 марта Заслуженный коллектив России под управлением народного артиста России, главного дирижера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликса Коробова исполнил программу «Моцарт и Штраус – два гения».

Прозвучали Увертюра к опере «Идоменей» и Второй концерт для флейты Моцарта, сольную партию исполнила артистка Заслуженного коллектива России Олеся Тертычная. В программу второго отделения вошли симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» и Танец Саломеи из оперы «Саломея» Рихарда Штрауса.

Фото: Стас Левшин
Фото: Стас Левшин

8 марта в Большом зале Петербургской филармонии выступила звезда мировой оперы, сопрано Ольга Перетятько: в программе «Сопрано тет-а-тет» прозвучали сочинения русских и европейских композиторов, написанные как в оперном, так и в камерно-вокальном жанре. Партию фортепиано исполнил лауреат международных конкурсов Виталий Щербаков.

Возвращаясь в Большой зал Петербургской филармонии спустя почти год после предыдущего выступления, Ольга Перетятько представила программу, в которой шедевры мировой оперы сочетались с жемчужинами камерно-вокального репертуара: наряду с сольными номерами из опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Искатели жемчуга» Бизе, «Ласточка» Пуччини, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Русалка» Дворжака прозвучали романсы Чайковского, Рахманинова, Глинки, Римского-Корсакова.

Фото: Стас Левшин

«У меня сейчас много концертов в России, но, конечно, Петербургская филармония для меня всегда будет наивысшей точкой. Столько всего было пережито в этом зале в мои студенческие годы! Здесь витают духи всех великих, которых я уважаю, люблю и ценю, и буду всегда любить. И ответственности, конечно, больше, но и радости больше, – отметила Ольга Перетятько, – Программа, которую я подготовила для концерта в Петербурге, показывает мой репертуар в данный момент, я специально включила в нее партии, актуальные для меня в этом сезоне: например, я исполню арию Магды из «Ласточки» Пуччини – в этой партии я только что дебютировала в Турине, или прозвучит каватина Лейлы из «Похитителей жемчуга» Бизе – я её пела только что, в январе, в Берлинской опере».

Певица рассказала, что сознательно стремилась представить в одной программе как оперные арии, так и сочинения камерного репертуара: «Делать исключительно оперную программу под рояль было бы странно, но и петь только камерную музыку тоже не хотелось – с такой программой я выступила в Петербургской филармонии в прошлом году. Поэтому я сознательно соединила оперную музыку и романсы, а одновременно и что-то новое, широкой публике неизвестное, с тем, что слушатели знают и любят – романсы Рахманинова, например».

 

Одна из самых востребованных сопрано в мире, петербурженка Ольга Перетятько получила международное признание после победы на престижном конкурсе Пласидо Доминго Operalia. С тех пор ее имя не сходит с афиш самых известных оперных театров и концертных залов мира.

Уникально притягательный голос и сценическое мастерство певицы позволяют ей исполнять самые разные оперные партии, как комические, так и трагические. Ольге Перетятько рукоплещет публика Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала, Венской государственной оперы, Берлинской государственной оперы, мадридского театра Реал, Гран-театра дель Лисеу в Барселоне, Парижской оперы, фестивалей в Зальцбурге, Баден-Бадене, Экс-ан-Провансе, Пезаро.

В этом концертном сезоне Ольга Перетятько дебютирует в партии Нормы в Гамбургской государственной опере, возвращается на сцены Оперного театра Цюриха («Турок в Италии» Россини) и Берлинской оперы («Идоменей» Моцарта и «Искатели жемчуга» Бизе)

Певица открыла сезон Парижской филармонии, исполнив партию сопрано в «Колоколах» Рахманинова, в конце января она представила программу «Моцарт и Сальери» на Неделе Моцарта в Зальцбурге. За последние пару лет география сольных выступлений певицы включила Амстердам, Цюрих, Люцерн, Страсбург, Брюссель, Неаполь, Таллин, Сингапур, Бухарест, Мадрид, Москву, Петербург. 

Ольга Перетятько выпустила шесть альбомов на Sony Classical и получила множество престижных наград, в том числе OPUS Klassik (2018), ECHO Klassik (лучший сольный альбом, 2015), премию имени Франко Аббьяти от итальянских музыкальных критиков.

В числе самых известных творческих партнеров певицы – знаменитые дирижеры Юрий Темирканов, Зубин Мета, Кент Нагано, Лорин Маазель, Валерий Гергиев, Даниэль Баренбойм, Кирилл Петренко, режиссеры Дмитрий Черняков и Робер Лепаж. 

Фото: Стас Левшин

2 марта в Большом зале Петербургской филармонии прозвучала Торжественная месса Людвига ван Бетховена, исполнение было приурочено к двухсотлетию мировой премьеры: впервые в своей истории великий шедевр прозвучал в Петербурге 26 марта 1824 года. Более того – исполнение, состоявшееся по инициативе князя Николая Голицына в зале купца Кусовникова (ныне – Малый зал филармонии), стало не только первым, но и единственным, осуществленным при жизни композитора. Вена услышала Мессу, которую сам Бетховен ставил едва ли не выше своей Девятой симфонии, лишь спустя месяц, да и то – не полностью.

Торжественная месса Людвига ван Бетховена – одного из крупнейших композиторов в истории мировой музыки – прозвучала в Большом зале филармонии в исполнении Камерного оркестра Заслуженного коллектива России и Хора Санкт-Петербургской консерватории под управлением известного немецкого дирижера Лео Кремера. Сольные партии исполнили солисты Мариинского театра Жанна Домбровская, Дарья Рябоконь, Александр Тимченко и специализирующийся в области старинной музыки, лауреат многочисленных международных конкурсов, бас Илья Мазуров.

«Что же можно сказать об этой вершине перед нами, о Торжественной мессе Бетховена? Это своеобразный итог его жизни и творчества, – отметил дирижер Лео Кремер, – Это намного больше, что хорошая музыка, это космос. Я всегда говорю, что это своего рода Десятая симфония Бетховена».

«Всё сочинение являет собой сокровищницу красот, и можно сказать, что Ваш гений опередил века и что, быть может, пока нет настолько просвещенных слушателей, которые смогли бы сполна насладиться красотой Вашей музыки, однако потомки воздадут Вам почести и благословят Вашу память в гораздо большей мере, чем это в состоянии сделать Ваши современники», – писал князь Николай Голицын Людвигу ван Бетховену после мировой премьеры Торжественной мессы.

Торжественная месса прозвучала в Большом зале филармонии в рамках абонемента «Филармония от “Сотворения мира”», объединяющего великие сочинения, чьи премьеры стали вехами в филармонической истории Петербурга. В предстоящих концертах исторического абонемента прозвучат, в частности, Пятая симфония Шостаковича, мировую премьеру которой в Большом зале Ленинградской филармонии осуществил Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского, Второй фортепианный концерт Рахманинова, прозвучавший в Зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии) в исполнении автора, симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» Арнольда Шенберга, исполненная в этом зале под управлением композитора.

Формально Петроградская филармония была образована в 1921 году, но все перечисленные концерты по праву считаются частью ее большой истории, которая неотделима и от истории образованного в 1882 году Придворного оркестра (ныне – Заслуженный коллектив России), и от истории построенного в 1839 году зала Дворянского собрания, в котором в том числе проходили концерты – ныне это здание – Большой зал Петербургской филармонии. И, безусловно, филармония является преемницей Санкт-Петербургского филармонического общества.

Оно возникло в 1802 году, когда в Петербурге впервые было организовано исполнение оратории Гайдна «Сотворение мира»: это сочинение открыло программу исторического абонемента Петербургской филармонии в этом концертном сезоне. 

Лео Кремер – органист и дирижер, профессор Высшей школы музыки в Саарбрюккене и Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Мангейме. В качестве дирижера выступает в Германии, Италии, Японии, Корее, Мексике, России. Регулярно выступает с Камерным оркестром Заслуженного коллектива России, представляя стили от раннего барокко до позднего романтизма и экспрессионизма. 

Фото: Стас Левшин

3 марта всемирно известный пианист Денис Мацуев выступил в Большом зале Петербургской филармонии вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Прозвучали Второй фортепианный концерт Прокофьева и «Фантастическая симфония» Берлиоза. Концерт продолжил программу нового абонемента филармонии «Оркестровая география России», объединившего пять концертов ведущих камерных и симфонических коллективов страны. 

Концерт 3 марта стал первым выступлением Госоркестра Республики Татарстан в Большом зале Петербургской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского: в октябре 2022 года коллектив выступил здесь под управлением Сесара Альвареса, предыдущие его выступления на этой сцене состоялись в 1996 году под управлением Фуата Мансурова.

Фото: Стас Левшин

«Петербург – это город, в котором я учился дирижированию, и Большой зал Петербургской филармонии для меня – Мекка, музыкальная Мекка. Пересекая этот порог, выходя на эту сцену, я испытываю невероятный трепет. Помимо впечатлений от выступлений дирижеров, оркестров, которые я слышал здесь, для меня этот зал очень дорог потому, что в 1999 году мне посчастливилось выиграть премию на Конкурсе имени С.С. Прокофьева – и я очень хорошо помню ощущение, когда я первый раз вышел на эту сцену, когда Юрий Хатуевич Темирканов вручал мне диплом лауреата, – рассказал Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, – В том же году состоялась и моя первая встреча с Заслуженным коллективом России – это был специальный приз. Выходить к этому оркестру – особенно, когда делаешь первые шаги как дирижер – было не только почетно, ответственно, но и очень трепетно для меня. Это ощущение осталось во мне и я его несу, оно очень глубоко внутри.

Я обожаю этот зал, поэтому выступление здесь с Госоркестром Республики Татарстан для меня – особая радость. Я уже 14 лет работаю в Казани: и я думаю, что, наверное, все эти 14 лет мы готовились к тому, чтобы выступить в этом зале». 

ГАСО Республики Татарстан, основанный в 1966 году, открыл новую страницу своей истории в 2010 году, с приходом Александра Сладковского.  Сегодня этот коллектив – первый российский региональный оркестр, записанный на телеканалах Medici.tv и Mezzo. В его биографии – выступления на знаменитых европейских концертных площадках (в том числе – в Золотом зале венского Музикферайн) и в программах престижных европейских фестивалей, сотрудничество с ведущими солистами и дирижерами. 

По праву гордясь своими симфоническими коллективами, входящими в число лучших в стране – Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром – Петербургская филармония ежегодно представляет в своей афише и концерты ведущих приглашенных оркестров, в сезоне 2023/2024 они объединены в абонемент.

Рядом с названиями прославленных коллективов в нем – имена больших музыкантов: в рамках абонемента в Большом зале уже выступили Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Государственный академический камерный оркестр России, дирижер и солист – Алексей Уткин, Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса. 

Завершится программа абонемента 12 апреля выступлением Российского национального оркестра под управлением Александра Рудина.

Фото: Стас Левшин
Фото: Анна Флегонтова

22 февраля новый абонемент Петербургской филармонии «Мастер и Маргарита» продолжился хоровым концертом-перформансом «Славное море, священный Байкал»: фрагменты романа прочел Николай Буров, в исполнении Хоровой коллегии Санкт-Петербурга под управлением Николая Бурова прозвучали сочинения композиторов трех веков – от Франца Шуберта до Игоря Корнелюка.

Абонемент «Мастер и Маргарита» объединяет шесть разножанровых программ, в следующих его концертах публику ждет выступление Jazz Philharmonic Orchestra, исполнение «Страстей по Иоанну» И.С.Баха и шедевров симфонической музыки. Фрагменты романа прозвучат в исполнении Николая Бурова и Николая Мартона.

Ярослав Забояркин. Фото: Анна Флегонтова

21 февраля в Большом зале Петербургской филармонии впервые в России прозвучала «Эпитафия 2 Федерико Гарсиа Лорке» для флейты и камерного оркестра Луиджи Ноно – итальянского авангардиста, одного из крупнейших композиторов XX века. Исполнение посвящено 100-летию со дня его рождения. Также в программе – знаменитые концерты «Времена года» Антонио Вивальди, Адажио для органа и струнных, Концерт для струнных и континуо Томазо Альбинони.

На сцене в этот вечер выступили Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослав Забояркина и солисты – флейтистка Марианна Мурзина, скрипачка, солистка Санкт-Петербургского Дома Музыки Анна Савкина. Ведущий концерта – Ярослав Тимофеев – один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.

Концерт 21 февраля продолжил программу нового абонемента Петербургской филармонии «Классика. Новое». Поскольку все композиторы, чья музыка прозвучит в этот вечер, родились в одной из крупнейших музыкальных столиц мира – Венеции – концерт получил название «Три великих венецианца».

Ярослав Тимофеев. Фото: Анна Флегонтова

Абонемент «Классика. Новое» открылся 25 ноября концертом к 100-летию со дня рождения Дьердя Лигети. В четырех концертах абонемента известная музыка прошлого сочетается с музыкой современности: от Вивальди, Чайковского и Дебюсси до Дьердя Лигети, Луиджи Ноно и Тору Такемицу. В июньской программе абонемента запланирована мировая премьера: специально по заказу филармонии петербургский композитор Настасья Хрущева создаст совершенно новое сочинение для симфонического оркестра. Четыре концерта абонемента – это увлекательный маршрут сквозь время по главным музыкальным стилям, знакомство (или новая встреча) с шедеврами великой классики и погружение в новую музыку.

«Эпитафия 2 Федерико Гарсиа Лорке» (1952-1953) – раннее сочинение Луиджи Ноно. Одна из трех эпитафий, посвященных погибшему в 38 лет испанскому поэту, она не содержит вокальной партии, зато предваряется заголовком из стихотворения «Погребальный плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» – знаменитому тореадору, другу Лорки, смертельно раненому на арене: «Y su sangre ya viene cantando» – «Льется кровь его, как песня». Ноно воссоздает в звуках атмосферу текста, используя солирующую флейту и поручая развернутые сольные фрагменты другим оркестровым инструментам.

Луиджи Ноно – один из крупнейших композиторов-авангардистов XX века. Он стал одной из центральных фигур знаменитых Дармштадтской курсов в первые годы их существования: важнейший центр обмена опытом в области радикальных музыкальных практик, существующий и сегодня, сыграл ведущую роль в развитии музыки второй половины XX века. 

Именно Ноно принадлежит сам термин «Дармштадтская школа»: так он описал музыку, созданную в 1950-е годы им самим, а также такими крупнейшими авангардистами, как Пьер Булез, Бруно Мадерна, Карлхайнц Штокхаузен. Композитор сравнивал значение школы с ролью течения Баухаус в изобразительном искусстве и архитектуре.

Член итальянской коммунистической партии, Луиджи Ноно неоднократно приезжал в СССР. В 1975 году выдающийся режиссер Юрий Любимов осуществил первую постановку оперы Ноно «Под жарким солнцем любви» на сцене миланского театра Ла Скала.

Фото: Анна Флегонтова

Одна из самых востребованных российских певиц, Хибла Герзмава вернулась на сцену Петербургской филармонии с сольным концертом: 18 февраля в Большом зале вместе со своим постоянным творческим партнером, пианисткой Екатериной Ганелиной она исполнила романсы и циклы русских композиторов – Глинки, Рахманинова, Мясковского, Прокофьева, Ипполитова-Иванова.

Хибла Герзмава – ведущая солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, первая в истории обладательница Гран-при Международного конкурса имени Чайковского, неоднократная обладательница Национальной премии «Золотая маска», Лауреат Государственной премии Российской Федерации за вклад в развитие отечественного и мирового искусства, народная артистка России и Абхазии.

В Петербурге наряду с романсами Глинки и Рахманинова в исполнении Хиблы Герзмава и Екатерины Ганелиной прозвучали циклы: «Пять японских стихотворений» (на слова неизвестных авторов и поэта XIII-XIV веков Тимонори) Михаила Ипполитова-Иванова, Сюита «Мадригал» Николая Мясковского на стихи Константина Бальмонта, «Пять стихотворений Анны Ахматовой» Сергея Прокофьева и «Шесть стихотворений» Сергея Рахманинова на стихи Александра Блока, Андрея Белого, Игоря Северянина, Валерия Бросова, Федора Сологуба, Константина Бальмонта. 

Хибла Герзмава – звезда мировой оперы, она пела в Шатле и Шанз-Элизе в Париже, в театре Коммунале во Флоренции, в Софийской опере, в Театро дель Лисеу в Барселоне и Палау де лес Артс Рейна София в Валенсии, в Мариинском театре и в токийском Бунка Кайкан, в Королевском оперном театре Ковент Гарден в Лондоне и на сцене Метрополитен-опера, в Баварской государственной и Римской операх.

Фото: Стас Левшин

13 февраля известный актер Александр Галибин прочел фрагменты романа Булгакова «Мастер и Маргарита» в Большом зале Петербургской филармонии.

Концертом «Отрезанная голова Берлиоза» продолжился абонемент «Мастер и Маргарита», посвященный 50-летию со дня публикации полной версии романа в СССР. Текст романа в этот вечер прозвучал в исполнении Александра Галибина, сыгравшего Мастера в экранизации романа Владимира Бортко. Произведения Берлиоза, Петрова и Шнитке исполнил Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Максима Алексеева.

Фото: Сергей Тягин

6 февраля известный актер Андрей Ургант прочел фрагменты романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в Петербургской филармонии.

Концертом «Черная магия и ее разоблачение» открылся новый абонемент филармонии, посвященный 50-летию со дня публикации полной версии романа в СССР. Вместе с Андреем Ургантом в этот вечер выступили Заслуженный коллектив России под управлением Алексея Ньяги, пианист Павел Райкерус и бас Юрий Власов. Прозвучли как упомянутые в романе сочинения – песня Шуберта «Приют», полонез из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, – так и шедевры мировой музыки, связанные с темой потустороннего.

Абонемент «Мастер и Маргарита» объединяет шесть разножанровых программ, наряду с симфоническими концертами в исполнении оркестров филармонии он включает также джазовый концерт и хоровой концерт-перформанс. В следующих программах абонемента текст романа прозвучит в исполнении Александра Бурова, Николая Бурова и Николая Мартона.

Название каждой из программ абонемента, как и их содержание отсылает к темам, образам или ситуациям романа: здесь и знаменитые вальсы Штрауса, звучавшие на балу у Воланда, и сцена массового помешательства конторских работников, против воли распевающих «Славное море – священный Байкал», и фокстрот «Аллилуйя», под который неистово танцевали еще ничего не подозревающие члены МАССОЛИТа в тот роковой день, когда Аннушка разлила масло…

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»