Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Сириус»

15 и 16 сентября Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева выступил в Парке науки и искусства «Сириус» в Сочи, солистом стал один из самых ярких молодых российских пианистов Филипп Копачевский. Концерты вошли в программу Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус»: проходящий с 15 июля по 18 сентября, он объединил выступления ведущих российских коллективов и солистов.

 

«Мы очень долго ждали, когда Заслуженный коллектив России – старейший и один из самых важных оркестров страны – посетит “Сириус”, – рассказал Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех», – Отношения с Петербургской филармонией для нас очень важны: Юрий Темирканов, художественный руководитель филармонии и Заслуженного коллектива России, стоял у истоков Фонда “Талант и успех”, он и сегодня входит в нашу команду – поэтому мы чувствуем поддержку друг друга с самых первых дней. Нам очень давно хотелось, чтобы оркестр Петербургской филармонии приехал к нам, и вот, наконец, Заслуженный коллектив России впервые выступает в “Сириусе”. Я благодарю оркестр и его главного дирижера Николая Алексеева за программы, которые они подготовили, и искренне надеюсь, что, начиная с этого года визиты оркестра в Сочи станут традицией». 

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Сириус»

«Я очень рад, что мы здесь: увиденное поражает, – поделился Илья Черкасов, директор Петербургской филармонии, – Спасибо всем, кто делает возможной работу “Сириуса”, за этих детишек, которые развивают здесь свои дарования, и в будущем, надеюсь, послужат стране».

С 15 июля по 18 сентября в рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» прошло 36 концертов. В дни после выступлений Заслуженного коллектива России фестиваль завершился концертами Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан. «Мне кажется, выступления оркестра Петербургской филармонии и оркестра Республики Татарстан – замечательная сильная точка в программе фестиваля», – отметил Ханс-Йоахим Фрай.

Концерты Заслуженного коллектива России под управлением Николая Алексеева прошли в Большом зале Парка науки и искусства «Сириус». 15 сентября в исполнении оркестра прозвучали хореографическая поэма для оркестра «Вальс» и Первый фортепианный концерт Равеля, а также оркестрованные Равелем знаменитые «Картинки с выставки» Мусоргского. 16 сентября оркестр исполнил музыку русских композиторов: марш из оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», Рапсодией на тему Паганини для фортепиано с оркестром Рахманинова и знаменитую Пятую симфонию Шостаковича, мировую премьеру которой в 1937 году в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского осуществил Заслуженный коллектив Республики, ныне – Заслуженный коллектив России.

Выступления в Сочи знаменовали возобновление гастрольной деятельности Заслуженного коллектива России, прерванной пандемией: предыдущая поездка оркестра состоялась в январе 2020 года, концерты прошли в Испании.

Парк науки и искусства «Сириус» создан Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. Парк, расположившийся в здании бывшего Главного медиацентра Олимпиады 2014 года, соединил в себе научные инновации и традиции мирового искусства: здесь располагаются лаборатории для проектной и научно-исследовательской работы, мастерские, экспозиции и выставочные залы, учебные аудитории и классы, в которых работают ученики Центра, проходят фестивали науки и творчества, концерты классической музыки и балета, художественные выставки. Большой зал Парка науки и искусства «Сириус» рассчитан на более чем 1200 зрительских мест.

Фото предоставлено пресс-службой Парка культуры и искусств «Сириус»
Фото предоставлено пресс-службой Парка культуры и искусств "Сириус"

15 и 16 сентября Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева выступит в Парке науки и искусства «Сириус» в Сочи, солистом в двух программах станет один из самых ярких молодых российских пианистов Филипп Копачевский. Концерты войду в программу Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус»: проходящий с 15 июля по 18 сентября, он объединяет выступления ведущих российских коллективов и солистов. 
Поездка в Сочи знаменует возобновление гастрольной деятельности Заслуженного коллектива России, прерванной пандемией: предыдущая поездка оркестра состоялась в январе 2020 года, концерты прошли в Испании.

15 сентября в исполнении Заслуженного коллектива России в Большом зале Парка науки и искусства «Сириус» прозвучат хореографическая поэма для оркестра «Вальс» и Первый фортепианный концерт Равеля, а также оркестрованные Равелем знаменитые «Картинки с выставки» Мусоргского.
16 сентября оркестр исполнит музыку русских композиторов: наряду с маршем из оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» и Рапсодией на тему Паганини для фортепиано с оркестром Рахманинова прозвучит одна из величайших написанных в XX веке – Пятая симфония Шостаковича, мировую премьеру которой в 1937 году в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского осуществил Заслуженный коллектив Республики, ныне – Заслуженный коллектив России.

Парк науки и искусства «Сириус» создан Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. Парк, расположившийся в здании бывшего Главного медиацентра Олимпиады 2014 года, соединил в себе научные инновации и традиции мирового искусства: здесь располагаются лаборатории для проектной и научно-исследовательской работы, мастерские, экспозиции и выставочные залы, учебные аудитории и классы, в которых работают ученики Центра, проходят фестивали науки и творчества, концерты классической музыки и балета, художественные выставки. 
Большой зал Парка науки и искусства «Сириус» рассчитан на более чем 1200 зрительских мест. Обладая естественной акустикой, позволяющей осуществлять звукозаписи академических коллективов, он также оснащен современной электронной акустической системой и оборудованием для видеопроекций.

С 20 по 24 января Заслуженный коллектив России под управлением Юрия Темирканова выступил в Мадриде, Сарагосе и Аликанте. В этот тур по Испании должен был отправиться Симфонический оркестр Баварского радио под управлением Мариса Янсонса, но после смерти дирижера коллектив был вынужден отменить эти выступления.

Марис Янсонс, последние сорок лет преимущественно выступая за рубежом, сотрудничая с лучшими оркестрами мира, более десяти лет возглавляя Королевский оркестр Концертгебау, более пятнадцати лет стоя во главе Симфонического оркестра Баварского радио, всегда сохранял тесную связь с Петербургской филармонией, именно поэтому предложение отправиться в запланированный тур по Испании было направлено Заслуженному коллективу России и Юрию Темирканову.

 

Концерты Заслуженного коллектива России под управлением Юрия Темирканова, солистами в которых выступят пианисты Николай Луганский и Бехзод Абдураимов, пройдут на сцене мадридского Национального концертного зала (Auditorio Nacional de Música), а также во Дворце конгрессов «Auditorio» Сарагосы (Auditorio – Palacio de Congresos de Zaragoza) и в Auditorio de la Diputación de Alicante. 

20 января в Сарагосе прозвучит Четвертая симфония Чайковского и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, солист – Николай Луганский. 

21 января в Мадриде и 24 января в Аликанте Заслуженный коллектив под управлением Юрия Темирканова исполнит Четвертую симфонию Брамса и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Чайковского; 23 января в Мадриде прозвучат Четвертая симфония Чайковского и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Бетховена. Солистом в трех названных программах выступит Бехзод Абдураимов.

Фото: Стас Левшин

Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии под управлением Народного артиста России Николая Алексеева выступил с программой русской музыки в крупных городах Китая: концерты в Тяньцзине, Ухане, Гуанчжоу и Нанкине прошли с 11 по 15 сентября. В исполнении коллектива прозвучали цикл «Картинки с выставки» Мусоргского и Симфония № 15 Шостаковича.

Гастроли стали уже третьим визитом Академического симфонического оркестра в Китай, предыдущие выступления с большим успехом прошли в 2015 и 2017 годах. Организатором тура выступило одно из ключевых китайских агентств Wu Promotion, которое ежегодно проводит более 500 концертов и спектаклей в Китае и по всему миру. «Концертные залы Азии достигли уровня, который позволяет поставить их в один ряд с крупнейшими международными концертными площадками. Wu Promotion представляет выступления прославленных мировых симфонических оркестров на самых престижных сценах Азии», – говорится на официальном сайте агентства. В числе коллективов, чьи турне Wu Promotion организовал в Китае в 2019 году – Дрезденская государственная капелла, Симфонический оркестр Юго-Западного радио Германии, Оркестр Люцернского фестиваля, Венский филармонический оркестр. 

Концертный сезон в Петербурге Академический симфонический оркестр открыл 25 сентября: сочинения Бетховена, Корнгольда и Шостаковича прозвучали под управлением Николая Алексеева, солист – Сергей Догадин, лауреат I премии XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

 
11.09.2019 19:00
Тяньцзинь
12.09.2019 19:00
Ухань
13.09.2019 19:00
Гуанчжоу
15.09.2019 19:00
Нанкин

6 и 7 июня в Финляндии состоялись совместные выступления Заслуженного коллектива России, Академического симфонического оркестра и камерного оркестра «Кюми-симфониетта». Сводный состав исполнил в городах Коувола и Котка программу из сочинений русских композиторов: прозвучали Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки, Симфония № 5 Чайковского, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Солистом выступил известный пианист, победитель ХIII Международного конкурса им. П.И.Чайковского Мирослав Култышев. За пультом – народный артист России, дирижер Заслуженного коллектива России Николай Алексеев.

Совместные выступления с петербургскими музыкантами 6 и 7 июня стали для камерного оркестра «Кюми-симфониетта» торжественным завершением 20-го концертного сезона. Коллектив является одним из лидирующих в Финляндии: он активно выступает с ведущими солистами и дирижерами, участвует в организации культурных событий, активно сотрудничает с современными композиторами. Хотя официальную историю «Кюми-симфониетта»  отсчитывает от 1 января 1999 года, она, объединившая музыкантов симфонических оркестров Котки и Коуволы, на самом деле обладает более продолжительными традициями.

Концерт 7 июня вошел в программу фестиваля Kymijoen Lohisoitto, который продлился с 5 по 9 июня в регионе Котка-Хамина и включил 18 событий – концертов различной жанровой направленности, семинаров и лекций. Совместная программа Заслуженного коллектива России, Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии и камерного оркестра «Кюми-симфониетта» стала кульминацией фестиваля: особый статус концерта был подчеркнут его посвящением 140-летию Котки – одного из крупнейших портовых городов на берегу Финского залива.

Петербургскую филармонию и камерный оркестр «Кюми-симфониетта» связывают годы тесного сотрудничества. Так, Заслуженный коллектив России и Академический симфонический оркестр неоднократно выступали вместе с финским камерным оркестром в Коуволе и Котке, в том числе и в рамках фестиваля Kymijoen Lohisoitto; камерный оркестр «Кюми-симфониетта» концертирует в Большом и Малом залах Петербургской филармонии.

 

С 9 по 18 мая Заслуженный коллектив России под управлением Юрия Темирканова выступил в Испании и Италии: концерты прошли в Парко-делла-Музика (Auditorium Parco della Musica) Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, во Дворце каталонской музыки в Барселоне, а также в Удине и Бари. Солистами в программах выступили пианист Бехзод Абдураимов и скрипачка Саяка Сёдзи.

В Риме Заслуженный коллектив России даст три концерта в Зале Санта-Чечилия – крупнейшем зале многофункционального комплекса Парко-делла-Музика, открытого в 2002 году. Концертная площадка, вмещающая 2800 слушателей, является «одной из самых инновационных в мире», говорится на ее официальном сайте. Здесь репетирует и большую часть сезона выступает знаменитый Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия, с 2005 года возглавляемый Антонио Паппано. Академия, ведущая историю от 1585 года, когда по указу папы Римского была основана «Конгрегация римских музыкантов», является одной из старейших музыкальных институций в мире.

В Риме, Удине и Бари в исполнении Заслуженного коллектива России прозвучит Концерт для скрипки с оркестром Чайковского. Солистка – Саяка Сёдзи – самая молодая победительница Конкурса имени Паганини в Генуе, сегодня выступающая с ведущими мировыми дирижерами, в числе которых – Юрий Темирканов, Зубин Мета, Марис Янсонс и многие другие.

 

Гастроли открылись в Барселоне исполнением Концерта № 1 для фортепиано с оркестром Чайковского. Солист – Бехзод Абдураимов, взлет карьеры которого начался с победы на престижном Международном конкурсе пианистов в Лондоне в 2009 году. Сегодня музыкант выступает с прославленными мировыми оркестрами, в числе которых – Лос-Анджелесская и Мюнхенская филармонии, Лондонский симфонический оркестр, Симфонический оркестр NHK, оркестр Концертгебау, Симфонический оркестр Би-би-си, Филармонический оркестр Осло.

Наряду с названными сочинениями на концертах в Испании и Италии также прозвучали Пятая и Шестая симфонии, полонез из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, Пятая симфония Прокофьева.

Программа тура формируется согласно пожеланиям зарубежных партнеров, ее основу традиционно составляют сочинения русских композиторов. В случае с Заслуженным коллективом России условия, выдвигаемые принимающей стороной, менее всего обусловлены стереотипом «русский оркестр должен играть русский репертуар». Причина скорее кроется в том, что коллектив обладает мировой славой одного из лучших интерпретаторов русской музыки. Недаром после одного из туров по США The New York Times писала о Заслуженном коллективе как о «самом русском из великих русских оркестров».

Первая половина концертного сезона прошла для Заслуженного коллектива России под знаком юбилея Юрия Темирканова: 10 декабря маэстро исполнилось 80 лет. В течение сезона 2018-2019 оркестр концертировал на самых престижных сценах мира – в Вене, Зальцбурге, Париже, Лондоне, Берлине, Гамбурге, Женеве, Люцерне и других городах.

27 марта выступлением Заслуженного коллектива России под управлением Юрия Темирканова в Большом зале консерватории в Москве открылась программа юбилейного X Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. Солистом выступил Энрико Диндо – виолончелист-виртуоз, победитель Международного конкурса Мстислава Ростроповича в Париже в 1997 году. Прозвучали Увертюра к опере «Эврианта» Вебера, Симфония № 9 «Из Нового Света» Дворжака и Концерт для виолончели с оркестром Шумана. Приветствие участникам, организаторам и гостям смотра направил Президент Российской Федерации Владимир Путин. На протяжении десяти лет дата торжественного открытия Фестиваля остается неизменной: 27 марта – день рождения Мстислава Ростроповича. Телеканал «Культура» покажет запись концерта 31 марта, начало – в 22.15.

«Для меня этот концерт просто праздник души и сердца, – рассказала в интервью Первому каналу художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович, – У нас дирижирует Юрий Темирканов, и по совпадению получилось так, что он же открывал самый первый фестиваль Ростроповича, теперь десять лет спустя ровно день в день мы опять имеем счастье быть вместе в день рождения папы».

«Я с удовольствием приезжаю на этот фестиваль, потому что Мстислав Ростропович – один из немногих людей, кто ушел и кого не хватает и как великого музыканта, и как личности, – отметил в разговоре с корреспондентом Первого канала Юрий Темирканов, – И вообще он был красивый человек, такого возрожденческого масштаба».

«При жизни Мстислава Ростроповича музыкантов связывали не только многолетние профессиональные отношения, но и искренняя дружба, что неизменно подчеркивает маэстро Темирканов, который не в первый раз вместе со своим оркестром принимает участие в Фестивале», – говорится на официальном сайте Фестиваля. Концерты Заслуженного коллектива России под управлением Юрия Темирканова открывали программу Фестиваля в Москве в 2010, 2015, 2017 годах; в 2014 и 2017 годах музыканты выступали в программе Фестиваля Мстислава Ростроповича в Баку.

 
Фото: Александр Куров

Фестиваль Мстислава Ростроповича традиционно объединяет в своей программе имена лучших солистов и коллективов. Программа Фестиваля в 2019 году подтверждает тот высокий художественный уровень, который был определен его руководителем – заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Ольгой Ростропович еще на первом Фестивале. По ее словам, при составлении программы она всегда думает о том, одобрил бы Мстислав Ростропович выбор тех или иных участников и произведений – это главный критерий: «Я рада, что у нас есть возможность на неделю сделать Москву местом, куда съезжаются крупнейшие музыканты со всего мира». Концерты юбилейного Фестиваля пройдут в Большом зале консерватории, Концертном зале имени П.И.Чайковского и Концертном зале «Зарядье».

За девять лет на Международном фестивале Мстислава Ростроповича выступили 35 оркестров, 100 солистов, 14 хоровых коллективов, 38 дирижеров, в их числе – Лондонский филармонический оркестр, English Chamber Orchestra, Оркестр де Пари, Филармонический оркестр радио Франции, Оркестр академии Санта-Чечилия, Maggio Musicale Fiorentino, дирижеры Зубин Мета, Марис Янсонс, Кристоф Эшенбах, Мюнг-Вун Чунг, Антонио Паппано, Юрий Темирканов, Владимир Юровский, солисты Рамон Варгас, Маттиас Герне, Гидон Кремер, Николай Цнайдер, Максим Венгеров, Денис Мацуев, Рудольф Бухбиндер, Люка Дебарг, Юджа Вонг, Энрико Диндо, Трулс Морк, Алиса Вайлерштайн. Концерты Фестиваля посетили более 90 тысяч слушателей.

В 2019 году наряду с концертом Заслуженного коллектива России под управлением Юрия Темирканова и Энрико Диндо программа фестиваля включает также выступления таких коллективов и солистов, как Симфонический оркестр Teatro Real под управлением Густаво Химено, оркестр Национальной Академии Санта-Чечилия под управлением Антонио Паппано, оркестр «Йокогама симфониетта» под управлением Казуки Ямады, а также скрипачек Летисии Морено (Испания), Вильде Франг (Норвегия), пианистов Франческо Пьемонтези (Швейцария), Нобуюки Цудзии (Япония). В рамках Фестиваля в фойе Большого зала консерватории состоится выставка, посвященная жизни и творчеству Мстислава Ростроповича, специально подготовленная к юбилею Фестиваля Фондом Мстислава Ростроповича.

«Cоздатель и художественный руководитель Фестиваля Ольга Ростропович так определяет концепцию Фестиваля: “На его концертах должны звучать произведения высочайшего уровня и в самом лучшем исполнении”. Успешность этой простой и эффективной формулы подтверждают исключительно самые высокие оценки критиков и музыкальной общественности. Фестиваль, достойный личности Мстислава Ростроповича, безусловно, стоит в ряду главных музыкальных событий мира», – говорится на официальном сайте Фестиваля.

()
Трансляция концерта Маэстро Темирканова на радио "Орфей". Большой зал консерватории (Москва)
Фото: Александр Куров

27 марта выступлением Заслуженного коллектива России под управлением Юрия Темирканова в Большом зале консерватории в Москве откроется программа юбилейного X Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. Солистом выступит Энрико Диндо – виолончелист-виртуоз, победитель Международного конкурса Мстислава Ростроповича в Париже в 1997 году. Прозвучат Увертюра к опере «Эврианта» Вебера, Симфония № 9 «Из Нового Света» Дворжака и Концерт для виолончели с оркестром Шумана. На протяжении десяти лет дата торжественного открытия Фестиваля остается неизменной: 27 марта – день рождения Мстислава Ростроповича.

«При жизни Мстислава Ростроповича музыкантов связывали не только многолетние профессиональные отношения, но и искренняя дружба, что неизменно подчеркивает маэстро Темирканов, который не в первый раз вместе со своим оркестром принимает участие в Фестивале», – говорится на официальном сайте Фестиваля. Концерты Заслуженного коллектива России под управлением Юрия Темирканова открывали программу Фестиваля в Москве в 2010, 2015, 2017 годах; в 2014 и 2017 годах музыканты выступали в программе Фестиваля Мстислава Ростроповича в Баку.

Фестиваль Мстислава Ростроповича традиционно объединяет в своей программе имена лучших солистов и коллективов. Программа Фестиваля в 2019 году подтверждает тот высокий художественный уровень, который был определен его руководителем – заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Ольгой Ростропович еще на первом Фестивале. По ее словам, при составлении программы она всегда думает о том, одобрил бы Мстислав Ростропович выбор тех или иных участников и произведений – это главный критерий: «Я рада, что у нас есть возможность на неделю сделать Москву местом, куда съезжаются крупнейшие музыканты со всего мира». Концерты юбилейного Фестиваля пройдут в Большом зале консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского и Концертном зале «Зарядье».

За девять лет на Международном фестивале Мстислава Ростроповича выступили 35 оркестров, 100 солистов, 14 хоровых коллективов, 38 дирижеров, в их числе – Лондонский филармонический оркестр, English Chamber Orchestra, Оркестр де Пари, Филармонический оркестр радио Франции, Оркестр академии Санта-Чечилия, Maggio Musicale Fiorentino, дирижеры Зубин Мета, Марис Янсонс, Кристоф Эшенбах, Мюнг-Вун Чунг, Антонио Паппано, Юрий Темирканов, Владимир Юровский, солисты Рамон Варгас, Маттиас Герне, Гидон Кремер, Николай Цнайдер, Максим Венгеров, Денис Мацуев, Рудольф Бухбиндер, Люка Дебарг, Юджа Вонг, Энрико Диндо, Трулс Морк, Алиса Вайлерштайн. Концерты Фестиваля посетили более 90 тысяч слушателей.

 

Фото: Александр Куров
Фото: Александр Куров

В 2019 году наряду с концертом Заслуженного коллектива России под управлением Юрия Темирканова и Энрико Диндо программа фестиваля включает также выступления таких коллективов и солистов, как Симфонический оркестр Teatro Real под управлением Густаво Химено, оркестр Национальной Академии Санта-Чечилия под управлением Антонио Паппано, оркестр «Йокогама симфониетта» под управлением Казуки Ямады, а также скрипачек Летисии Морено (Испания), Вильде Франг (Норвегия), пианистов Франческо Пьемонтези (Швейцария), Нобуюки Цудзии (Япония). В рамках Фестиваля в фойе Большого зала консерватории состоится выставка, посвященная жизни и творчеству Мстислава Ростроповича, специально подготовленная к юбилею Фестиваля Фондом Мстислава Ростроповича.

«Cоздатель и художественный руководитель Фестиваля Ольга Ростропович так определяет концепцию Фестиваля: “На его концертах должны звучать произведения высочайшего уровня и в самом лучшем исполнении”. Успешность этой простой и эффективной формулы подтверждают исключительно самые высокие оценки критиков и музыкальной общественности. Фестиваль, достойный личности Мстислава Ростроповича, безусловно, стоит в ряду главных музыкальных событий мира», – говорится на официальном сайте Фестиваля.

С 23 января по 7 февраля Заслуженный коллектив России под управлением Василия Синайского выступил во Франции, Великобритании и Испании: концерты прошли на сценах Театра Елисейских Полей в Париже и Ройял-фестивал-холла в Лондоне, а также в концертных залах Лидса, Гейтсхеда, Эдинбурга, Бирмингема, Манчестера, Бейсингстока, Тенерифе и Лас-Пальмаса. Солистами в программах выступили пианисты Борис Березовский, Фредди Кемпф (Великобритания), Джордж Ли (Китай), скрипачи Сергей Догадин и Юлия Фишер (Германия), сопрано Анна Девин (Ирландия).

Одним из ключевых в поездке стало выступление на сцене парижского Театра Елисейских Полей 23 января. Заслуженный коллектив России является единственным российским оркестром-резидентом этого всемирно известного зала, он выступает здесь ежегодно, на данный момент даты концертов определены до 2021-го года. В этом сезоне наряду с петербургским оркестром публика Театра Елисейских Полей также услышит выступления таких коллективов, как Симфонический оркестр Венской филармонии, Национальный оркестр Франции, Лондонский филармонический, Роттердамский филармонический оркестры и многие другие.

«Заслуженный коллектив России всецело принадлежит к узкому кругу лучших симфонических оркестров мира. По моему мнению, он стал одним из лучших послов русской культуры за рубежом благодаря многочисленным турне как в Европе, так в Соединенных Штатах и в Азии, – отмечал ранее Мишель Франк, генеральный директор Театра Елисейских Полей.

В Театре Елисейских Полей Заслуженный коллектив России исполнил Шестую симфонию и Концерт №1 для фортепиано с оркестром Чайковского, солистом выступил Борис Березовский, один из самых востребованных пианистов современности, названный журналом Gramophone «истинным последователем великой русской фортепианной школы».

«Зал Театра Елисейских Полей в этот вечер был полон: ведь в Париж приехал знаменитый оркестр с потрясающим пианистом и многообещающей программой, – писал в рецензии на сайте ConcertoNet.com Оливье Брюнель, отмечая что «”король концертов” русского репертуара – Первый концерт Чайковского прозвучал в исполнении Бориса Березовского без нарочитого форса и эффектов, но красиво и полнозвучно», а во время звучания Шестой симфонии Чайковского оркестр «продемонстрировал высокую дисциплину и придал сочинению значительность, не впадая в пафос — даже в длинном финальном Adagio lamentoso, исполненном мощно и страстно».

29 января в лондонском Ройял-фестивал-холле в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Василия Синайского прозвучала Первая «Классическая» симфония Прокофьева, Пятая симфония Чайковского и Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона, солистка – Юлия Фишер.

«Те, кто собрался в концертном зале, были вознаграждены настоящим вихрем из всего лучшего, что умеют русские в мире классической музыки, – отмечал Атеш Орга на сайте Classical Source, – [В Первой симфонии Прокофьева] Синайский, руководя оркестром без дирижерской палочки, бережно выстраивал всю эту конструкцию, заботясь о том, чтобы выжать максимум из сочетания голосов, текстур и динамических перестроений. И это сполна окупилось в произведении, которое слишком часто раскрывает слабые стороны ансамблей».

Тот же автор писал по поводу интерпретации Концерта для скрипки с оркестром Мендельсона: «Фишер давно заняла свое место в одном ряду с легендами: ее элегантность и манера вести себя на сцене, вычурные позы и свобода, с которой ее рука со смычком намечает и «прозванивает» кульминационные точки, оставляют захватывающее впечатление. Она отказалась от статичности и использовала сцену как театральные подмостки: то кружилась по ней, апеллируя к оркестру, то подзадоривала дирижера, то выступала вперед, чтобы обратиться к слушателям».

Скрипачка, регулярно выступающая в программах Заслуженного коллектива России, после исполнения Концерта Мендельсона неожиданно вновь вышла на сцену во втором отделении, на этот раз – чтобы присоединиться к оркестру во время звучания Пятой симфонии Чайковского. «Мало кто из суперзвезд соглашается на подобное, но Фишер, казалось, получала удовольствие от того, что была частью симфонии, – писал обозреватель Evening Standard Ник Кимберли, – Ощущение музыкального ландшафта, развернувшегося на всю ширину сцены, придавало настоящую глубину этому исполнению: дисциплина в нем сочеталась с бесшабашностью, временами граничившей с безрассудством».   

«Петербуржцы напомнили нам, что в своей советской инкарнации под именем Ленинградского филармонического оркестра под руководством Евгения Мравинского именно они создали классический облик симфоний Чайковского середины ХХ века, – отмечал Атеш Орга (Classical Source), – Ведомые Львом Клычковым – харизматичным лидером, который был принят в оркестр Мравинским и стал концертмейстером при Темирканове, – оркестранты представили впечатляюще солидное прочтение Пятой симфонии».

«Финал был наполнен всесокрушающей силой природы, хтонические басы олицетворяли собой саму стихию. Отдельные фрагменты звучали почти первобытно, а все вместе было пронизано невероятным вниманием к деталям, объединявшимся в цельное полотно. Мастерски!» – отозвался об исполнении Пятой симфонии Чайковского Колин Кларк (Seen and Heard International).

Наряду с уже названными сочинениями в программу тура также вошли фрагменты музыки балета «Лебединое озеро» Чайковского, «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» Мусоргского, Вторая симфония, а также Концерты № 2 и № 3 для фортепиано с оркестром Рахманинова, Четвертая симфония Малера.

Об интерпретации Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Фредди Кемпфом и Заслуженным коллективом России под управлением Василия Синайского автор Edinburgh Guide Барбара Брайан писала: «Этот концерт требует от исполнителя отточенной техники, и солировавший в этот вечер Фредди Кемпф продемонстрировал превосходное исполнение. Он вник в самую суть мелодической красоты произведения. Вместе с Синайским и секцией струнных, которые делали романтические темы изумительно выпуклыми, они предложили запоминающуюся интерпретацию этого красивейшего сочинения». Исполнение Фредди Кемпфом Концерта № 1 для фортепиано с оркестром Прокофьева в Гейтсхеде получило следующую оценку Джейн Шаттлворт (Bachtrack): «Солист Фредди Кемпф решительно взялся за дело, однако его яростная энергия не помешала ему точно и выразительно исполнить даже самые сложные пассажи».

Высоко оценил исполнение Четвертой симфонии Малера в Эдинбурге Грегор Тэсси (Seen and Heard International): «Это было идеальное исполнение высочайшего класса: волшебные струнные, спокойно и уверенно направляемые рукой маэстро. <...> В финале над нами словно вспыхнул луч солнца, уносящий в мир гармонии: мы услышали блистательное пение ирландской сопрано Анны Девин чуть более пронзительное, чем лучистое, как это обычно и требуется. Тем не менее с чутким аккомпанементом Синайского ее пение подкупало и пленяло».

«Синайский – выходец из ленинградской школы Ильи Мусина. <...> Не пользуясь палочкой, он невозмутимо направляет оркестр спокойными и решительными жестами обеих рук, иногда быстрым взмахом вывернутой кисти, и старается избегать любой театральщины. В Четвертой симфонии Малера русский дирижер проявил себя как великолепный интерпретатор австро-немецкого репертуара», – отмечает Грегор Тесси. По оценке рецензента, второе отделение концерта, в котором прозвучала Четвертая симфония Малера, стало «одним из лучших выступлений», которые ему довелось слышать в Эдинбурге «за последние несколько лет».

Программа тура Заслуженного коллектива России была сформирована согласно пожеланиям зарубежных партнеров, ее основу традиционно составили сочинения русских композиторов. В данном случае условия, предлагаемые принимающей стороной, менее всего обусловлены стереотипом «русский оркестр должен играть русский репертуар». Причина скорее кроется в том, что коллектив обладает мировой славой одного из лучших интерпретаторов русской музыки. Недаром после одного из туров по США The New York Times писала о Заслуженном коллективе как о «самом русском из великих русских оркестров».

В первой половине концертного сезона Заслуженный коллектив России дал 30 концертов за рубежом: выступления состоялись на самых престижных сценах мира в Вене, Зальцбурге, Берлине, Гамбурге, Женеве, Люцерне и других городах.

Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2022
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»