В день рождения одного из крупнейших дирижеров XX века Евгения Мравинского Заслуженный коллектив России, работавший под началом маэстро полвека, исполнит сочинения из его репертуара: Симфонию № 40 Моцарта и Симфонию № 9 Антона Брукнера. За пультом – известный немецкий дирижер Лео Кремер.
Концерт входит в абонементный цикл «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик», который Петербургская филармония посвящает двухсотлетию со дня рождения композитора: эту дату весь мир отмечает в 2024 году. В центре каждой абонементной программы – одна из симфоний Брукнера, и у абонемента обязательно будет продолжение: за один концертный сезон исполнить все его симфонии невозможно.
Никому из крупнейших композиторов романтической эпохи не удалось избежать «проклятья Девятой симфонии», ушел из жизни, не успев окончить своей Девятой, и Антон Брукнер. «Полугений-полупростак» – одно из метких прозвищ, которыми во множестве наделяли композитора современники. Над ним, безусловно, иронизировали – выходец из Верхней Австрии, из самой простой и бедной семьи, Брукнер не вписывался в венское общество, да и манеры его не были лишены чудаковатости.
Однако, при проницательном взгляде все странности Брукнера оказываются знаком непринадлежности к обыденному миру: глубоко религиозный человек, он пронес веру через всю жизнь, именно в ней черпал силы в самые отчаянные моменты, вел постоянный диалог со Всевышним и будто бы и симфонии писал не столько для земного слушателя, сколько для небесного.
Именно ему – «Возлюбленному Богу» – композитор и посвятил свою последнюю симфонию. Он писал ее долгие девять лет, вынужденный отвлекаться на переделку предыдущих сочинений. К этому времени (работа началась в 1887 году, Брукнеру шестьдесят три) он наконец дождался и признания, и достатка: теперь он был волен заниматься только тем, чем хотел – сочинением – но начало подводить здоровье, сказалось в том числе и нервное истощение, в состоянии которого композитор жил долгие годы.
Симфония, трансцендентный масштаб которой встает в первых же ее звуках, осталась незаконченной: как ни надеялся Брукнер на то, что в благодарность за посвящение Господь даст ему сил довести работу до конца, написать он успел три части из запланированных четырех. В последние дни, предвидя исход, в качестве возможного финала композитор назвал исполнение своего вокально-симфонического Te Deum. При множестве вариантов финала, предложенном современниками и последователями Брукнера после его смерти, чаще всего симфонию исполняют такой, какой успел написать ее автор: в последней завершенной, медленной части (Adagio) звучат темы более ранних брукнеровских сочинений – звучат будто прощание с жизнью, подведение ее итога – и потому в значительной мере утверждают самодостаточность этой трехчастной, неканонической структуры.