Войти
Регистрация
Произведения
Симфония № 40
Соль-минорная симфония – едва ли не самое популярное произведение Моцарта. Лирическая непосредственность, эмоциональная открытость и исповедальность тона придают ей свойства особой общительности. Уже с первых тактов – с первых беспокойно-взволнованных звуков струнных, начинающих этот драматически напряженный и проникновенный монолог, – симфония захватывает всецело, и эта сопричастность, сопереживание музыке не прерывается ни на мгновение.
Соль-минорная симфония уникальна – и не только как творение моцартовского гения. В ней впервые в истории жанра композитор подходит к тому кругу идей и настроений, которые до него не получали своего воплощения в симфонической музыке. Впервые в симфонии «лейттемой» становится тема мятущейся, страдающей человеческой личности. Моцарт вновь опережает свое время. Г.Чичерин справедливо видел в нем прародителя психологического романа ХIХ века. Но с тем же основанием Моцарта можно считать праотцом лирико-психологической драмы как жанровой ветви симфонизма ХIХ – ХХ столетий.
Образный мир соль-минорной симфонии многогранен и сложен. Но, прежде всего, это мир напряженных исканий устойчивости, гармоничности, некоего высшего порядка. Однако острые душевные переживания, горестные чувства, фаталистически мрачные настроения не находят здесь всеразрешающего, освобождающего выхода-развязки. Душевные порывы остаются бесплодными, духовные усилия – безрезультатными. В отличие от большинства современников, Моцарт в симфонии не только ставит под сомнение неколебимую у классиков уверенность в гармонии мира (пусть даже, как позже, у Бетховена, и обретенной путем неимоверной борьбы и преодолений), но и утверждает невозможность ее достижения. Сочинение проникнуто сознанием непреодолимости противоречий, неразрешимости коллизий и, в конечном счете, острым ощущением трагизма человеческой жизни как части мироздания. Сороковая симфония Моцарта, одна их самых трагических симфонических концепций ХVIII столетия, явилась едва ли не первой провозвестницей музыкального романтизма – и своей «штюрмерской» лирикой, и – в еще большей мере – своей трагической тональностью.
Философски сложное содержание произведения выражается невероятно просто (типично моцартовская иллюзия простоты!) – без всякого стремления к внешней значительности, без любого намека на аффектацию, патетику. Музыка изливается естественно и свободно, «сама собой», как поток живой человеческой речи, но при этом облекается в формы, покоряющие абсолютной законченностью и художественной красотой.
Соль-минорная симфония – подлинный шедевр музыкальной драматургии. Логика ее развития строго последовательна, структура совершенна. Каждая музыкальная «посылка» здесь обоснована, каждый поворот органичен и закономерен, каждый вывод убедителен.
Cветлый, одухотворенно тонкий образ, рожденный в побочной теме сонатного аллегро, по-новому, во всем своем внутреннем богатстве, раскрывается в божественно спокойном, кристально чистом, возвышенном Andante, образный мир которого бесконечно далек от драматической стихии чувств, бушующих в I части. Композитор устремляется в сферу поэтически прекрасного, словно, найдя в этом созерцании-упоении красотой один из возможных путей обретения искомой гармонии и, быть может, сознательно испытывая истинность этого пути. Однако непрочность, неустойчивость пленительного мира со всей очевидностью обнаруживается уже внутри Andante, и менуэт вновь возвращает к драматической образности I части, но значительно преобразованной, лишенной лирического тепла, трогательной беззащитности. В мрачно-суровой силе, в холодной непреклонности и жесткой непреложности – еще одна возможность выхода из конфликта. «Героически-безнадежный» (А.Эйнштейн) менуэт подготавливает финал, который замыкает трагический круг симфонии. Обращенный к I части, словно на расстоянии вступающий с ней в уверенный диалог, финал отвечает на все ее «вопросы», как и на все вопросы симфонии.
Симфония написана для камерного состава оркестра: струнные, деревянные духовые и две валторны. «Итак, симфония без литавр и труб! Да и к чему они здесь, в этом исполненном фатализма камерном произведении!» – риторически вопрошает Эйнштейн, справедливо добавляя, что, пожалуй, ни в одном другом сочинении «не проявляется столь отчетливо независимость Моцарта от Гайдна, его непреклонность, с которой так контрастирует бодрый оптимизм Гайдна». Эта моцартовская «непреклонность» и в той изобретательности, с какой композитор удерживается на протяжении всего цикла в тональности соль-минор, и в поразительном мастерстве разработок, с их неслыханно смелыми по тем временам модуляциями, которые не пришли бы в голову и Гайдну.
Поразительно, что романтики, многим обязанные Моцарту и его соль-минорной симфонии, восприняли это творение совершенно неадекватно. Ведь даже у Шумана, наиболее, казалось бы, чуткого из них, эта музыка вызывала ассоциации с «парящей греческой грацией».
Концерты
29
ноября,2024
19:00
04
июня, 2024
20:00
06
апреля, 2024
19:00
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
Создание сайта — Интернет-Технологии, 2016 год