Фото: Анна Флегонтова

22 февраля новый абонемент Петербургской филармонии «Мастер и Маргарита» продолжился хоровым концертом-перформансом «Славное море, священный Байкал»: фрагменты романа прочел Николай Буров, в исполнении Хоровой коллегии Санкт-Петербурга под управлением Николая Бурова прозвучали сочинения композиторов трех веков – от Франца Шуберта до Игоря Корнелюка.

Абонемент «Мастер и Маргарита» объединяет шесть разножанровых программ, в следующих его концертах публику ждет выступление Jazz Philharmonic Orchestra, исполнение «Страстей по Иоанну» И.С.Баха и шедевров симфонической музыки. Фрагменты романа прозвучат в исполнении Николая Бурова и Николая Мартона.

Ярослав Забояркин. Фото: Анна Флегонтова

21 февраля в Большом зале Петербургской филармонии впервые в России прозвучала «Эпитафия 2 Федерико Гарсиа Лорке» для флейты и камерного оркестра Луиджи Ноно – итальянского авангардиста, одного из крупнейших композиторов XX века. Исполнение посвящено 100-летию со дня его рождения. Также в программе – знаменитые концерты «Времена года» Антонио Вивальди, Адажио для органа и струнных, Концерт для струнных и континуо Томазо Альбинони.

На сцене в этот вечер выступили Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослав Забояркина и солисты – флейтистка Марианна Мурзина, скрипачка, солистка Санкт-Петербургского Дома Музыки Анна Савкина. Ведущий концерта – Ярослав Тимофеев – один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.

Концерт 21 февраля продолжил программу нового абонемента Петербургской филармонии «Классика. Новое». Поскольку все композиторы, чья музыка прозвучит в этот вечер, родились в одной из крупнейших музыкальных столиц мира – Венеции – концерт получил название «Три великих венецианца».

Ярослав Тимофеев. Фото: Анна Флегонтова

Абонемент «Классика. Новое» открылся 25 ноября концертом к 100-летию со дня рождения Дьердя Лигети. В четырех концертах абонемента известная музыка прошлого сочетается с музыкой современности: от Вивальди, Чайковского и Дебюсси до Дьердя Лигети, Луиджи Ноно и Тору Такемицу. В июньской программе абонемента запланирована мировая премьера: специально по заказу филармонии петербургский композитор Настасья Хрущева создаст совершенно новое сочинение для симфонического оркестра. Четыре концерта абонемента – это увлекательный маршрут сквозь время по главным музыкальным стилям, знакомство (или новая встреча) с шедеврами великой классики и погружение в новую музыку.

«Эпитафия 2 Федерико Гарсиа Лорке» (1952-1953) – раннее сочинение Луиджи Ноно. Одна из трех эпитафий, посвященных погибшему в 38 лет испанскому поэту, она не содержит вокальной партии, зато предваряется заголовком из стихотворения «Погребальный плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» – знаменитому тореадору, другу Лорки, смертельно раненому на арене: «Y su sangre ya viene cantando» – «Льется кровь его, как песня». Ноно воссоздает в звуках атмосферу текста, используя солирующую флейту и поручая развернутые сольные фрагменты другим оркестровым инструментам.

Луиджи Ноно – один из крупнейших композиторов-авангардистов XX века. Он стал одной из центральных фигур знаменитых Дармштадтской курсов в первые годы их существования: важнейший центр обмена опытом в области радикальных музыкальных практик, существующий и сегодня, сыграл ведущую роль в развитии музыки второй половины XX века. 

Именно Ноно принадлежит сам термин «Дармштадтская школа»: так он описал музыку, созданную в 1950-е годы им самим, а также такими крупнейшими авангардистами, как Пьер Булез, Бруно Мадерна, Карлхайнц Штокхаузен. Композитор сравнивал значение школы с ролью течения Баухаус в изобразительном искусстве и архитектуре.

Член итальянской коммунистической партии, Луиджи Ноно неоднократно приезжал в СССР. В 1975 году выдающийся режиссер Юрий Любимов осуществил первую постановку оперы Ноно «Под жарким солнцем любви» на сцене миланского театра Ла Скала.

Фото: Анна Флегонтова

Одна из самых востребованных российских певиц, Хибла Герзмава вернулась на сцену Петербургской филармонии с сольным концертом: 18 февраля в Большом зале вместе со своим постоянным творческим партнером, пианисткой Екатериной Ганелиной она исполнила романсы и циклы русских композиторов – Глинки, Рахманинова, Мясковского, Прокофьева, Ипполитова-Иванова.

Хибла Герзмава – ведущая солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, первая в истории обладательница Гран-при Международного конкурса имени Чайковского, неоднократная обладательница Национальной премии «Золотая маска», Лауреат Государственной премии Российской Федерации за вклад в развитие отечественного и мирового искусства, народная артистка России и Абхазии.

В Петербурге наряду с романсами Глинки и Рахманинова в исполнении Хиблы Герзмава и Екатерины Ганелиной прозвучали циклы: «Пять японских стихотворений» (на слова неизвестных авторов и поэта XIII-XIV веков Тимонори) Михаила Ипполитова-Иванова, Сюита «Мадригал» Николая Мясковского на стихи Константина Бальмонта, «Пять стихотворений Анны Ахматовой» Сергея Прокофьева и «Шесть стихотворений» Сергея Рахманинова на стихи Александра Блока, Андрея Белого, Игоря Северянина, Валерия Бросова, Федора Сологуба, Константина Бальмонта. 

Хибла Герзмава – звезда мировой оперы, она пела в Шатле и Шанз-Элизе в Париже, в театре Коммунале во Флоренции, в Софийской опере, в Театро дель Лисеу в Барселоне и Палау де лес Артс Рейна София в Валенсии, в Мариинском театре и в токийском Бунка Кайкан, в Королевском оперном театре Ковент Гарден в Лондоне и на сцене Метрополитен-опера, в Баварской государственной и Римской операх.

Фото: Стас Левшин

13 февраля известный актер Александр Галибин прочел фрагменты романа Булгакова «Мастер и Маргарита» в Большом зале Петербургской филармонии.

Концертом «Отрезанная голова Берлиоза» продолжился абонемент «Мастер и Маргарита», посвященный 50-летию со дня публикации полной версии романа в СССР. Текст романа в этот вечер прозвучал в исполнении Александра Галибина, сыгравшего Мастера в экранизации романа Владимира Бортко. Произведения Берлиоза, Петрова и Шнитке исполнил Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Максима Алексеева.

Фото: Сергей Тягин

6 февраля известный актер Андрей Ургант прочел фрагменты романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в Петербургской филармонии.

Концертом «Черная магия и ее разоблачение» открылся новый абонемент филармонии, посвященный 50-летию со дня публикации полной версии романа в СССР. Вместе с Андреем Ургантом в этот вечер выступили Заслуженный коллектив России под управлением Алексея Ньяги, пианист Павел Райкерус и бас Юрий Власов. Прозвучли как упомянутые в романе сочинения – песня Шуберта «Приют», полонез из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, – так и шедевры мировой музыки, связанные с темой потустороннего.

Абонемент «Мастер и Маргарита» объединяет шесть разножанровых программ, наряду с симфоническими концертами в исполнении оркестров филармонии он включает также джазовый концерт и хоровой концерт-перформанс. В следующих программах абонемента текст романа прозвучит в исполнении Александра Бурова, Николая Бурова и Николая Мартона.

Название каждой из программ абонемента, как и их содержание отсылает к темам, образам или ситуациям романа: здесь и знаменитые вальсы Штрауса, звучавшие на балу у Воланда, и сцена массового помешательства конторских работников, против воли распевающих «Славное море – священный Байкал», и фокстрот «Аллилуйя», под который неистово танцевали еще ничего не подозревающие члены МАССОЛИТа в тот роковой день, когда Аннушка разлила масло…

Фото: Анна Флегонтова

28 января в Большом зале филармонии выступлением Владимира Спивакова и Национального филармонического оркестра России завершилась программа цикла концертов, посвященного 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. Концерт прошел при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

В исполнении одного из ведущих симфонических оркестров страны в этот вечер прозвучали знаменитое Адажио Сэмюэля Барбера, Камерная симфония Шостаковича – оркестровое переложение его знаменитого Восьмого квартета, официально посвященного «Памяти жертв фашизма и войны», а также Концерт для оркестра «Желтые звезды» Исаака Шварца. Композитор рассказывал: «Идея написать это сочинение возникла под впечатлением от документальных записок одной из узниц Каунасского гетто. Эта страшная повесть особенно потрясла меня описанием празднования Пурима – одного из самых светлых и веселых праздников еврейского народа, ставшего в нечеловеческих условиях лагеря смерти “праздником с петлей на шее”. Тогда я словно заново осмыслил философский символический смысл, заключенный в этой вновь повторяющейся спустя века библейской истории…».

В восьми программах цикла, посвященного Петербургской филармонией блокадной дате, прозвучали сочинения, созданные в годы войны, музыка, посвященной блокаде, программы, звучавших в блокадные годы на сцене филармонии.

Цикл открылся 18 января исполнением написанной в годы войны Третьей «Героической» симфонии композитора-блокадника Гавриила Попова. Кульминацией цикла стал концерт 27 января, в день 80-летия полного освобождения Ленинграда: Заслуженный коллектив России, расширенный музыкантами Академического симфонического оркестра, исполнил под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича: ее блокадная премьера 9 августа 1942 года стала символом мужества осажденного города. 

Под знаком 80-летия со дня освобождения Ленинграда также состоялись события, проходящие в рамках проекта «Военная летопись Филармонии», который Петербургская филармония осуществляет совместно с Санкт-Петербургским институтом истории РАН: выставка отреставрированных блокадных афиш, Всероссийская научная конференция «Звуки блокадного города». Отдельным событием программы юбилейных мероприятий Филармонии стала презентация книги доктора исторических наук Юлии Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти».

Самый известный эпизод блокадной истории Ленинградской филармонии – это блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича 9 августа 1942 года. Тот далекий концерт стал символом мужества и силы духа жителей осажденного города. Однако этой легендарной премьерой деятельность Ленинградской филармонии в годы блокады не исчерпывается: все четыре военных сезона филармония не прекращала работу. Единственный перерыв настал в декабре 1941 года, в первую суровую блокадную зиму, но 1 мая 1942 года выступления возобновились.

С августа 1941 года по август 1944 года оркестр Ленинградской филармонии – Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) во главе с Евгением Мравинским находился в эвакуации в Новосибирске. Главными героями филармонических концертов в это время стал дирижер Карл Элиасберг и Оркестр Ленинградского радиокомитета – единственный симфонический коллектив, оставшийся в блокадном городе. Также в блокадные годы на сцене Большого зала филармонии выступали артисты Кировского театра, Театра музыкальной комедии, Театра Балтийского флота, концертировали штабные духовые оркестры, в сборных концертах появлялись артисты эстрады и даже цирка. Публика блокадного города слушала концерты в верхней одежде: не только потому, что зал не отапливался, но и потому что так было легче и быстрее спуститься в бомбоубежище в случае налета.

Начиная с весны 1943 года в город начали приезжать гастролеры – советские музыканты с мировыми именами: на филармонических сценах концертировали Давид Ойстрах, Мария Юдина, Лев Оборин, Яков Зак, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер. 

Последний военный концертный сезон в октябре 1944 года, уже после освобождения города от блокады, открыл вернувшийся из эвакуации Заслуженный коллектив Республики под управлением Евгения Мравинского. Символично, что концерт 9 мая 1945 года, который войдет в историю как День Победы, был запланирован и прозвучал в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета и дирижера Карла Элиасберга – музыкантов, переживших все тяготы этого страшного времени в блокадном городе.

Подробная информация о жизни Ленинградской филармонии в годы войны доступна в историческом разделе официального сайта филармонии, а также на сайте «Столетие филармонии», запущенном в 2021 году к столетнему юбилею старейшей концертной организации страны.

Фото: Анна Флегонтова

27 января, 80-ю годовщину со Дня полного освобождения Ленинграда от блокады, в Большом зале Петербургской филармонии прозвучала знаменитая Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича – ее блокадная премьера 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии стала символом мужества осажденного города.

Симфонию исполнил Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, который был расширен музыкантами Академического симфонического оркестра филармонии – того самого оркестра, который под управлением Карла Элиасберга в 1942 году осуществил блокадную премьеру симфонии (тогда он назывался Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета). Партитура прозвучала под управлением главного дирижера ЗКР, народного артиста России Николая Алексеева.

Поскольку все билеты на концерт были проданы, Петербургская филармония, стремясь поделиться этим важнейшим событием с максимально широкой аудиторией, провела онлайн-трансляцию концерта в своих официальных аккаунтах в социальных сетях.

Отдельным событием мероприятий Филармонии, посвященных 80-летию освобождения Ленинграда от блокады, стала презентация книги доктора исторических наук Юлии Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти»: она состоялась в Бетховенском фойе Большого зала филармонии перед концертом.

В этот день в Большом зале также прошла Всероссийская научная конференция «Звуки блокадного города» (в рамках совместного проекта «Военная летопись Филармонии», реализуемого Петербургской филармонией совместно с Санкт-Петербургским институтом истории РАН).

Исполнение Седьмой симфонии Шостаковича стало кульминацией цикла концертов, который Петербургская филармония посвятила 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. Он открылся 18 января исполнением Третьей «Героической» симфонии композитора-блокадника Гавриила Попова. В этот же день в фойе Большого зала филармонии открылась выставка блокадных афиш филармонии, отреставрированных Санкт-Петербургским институтом истории РАН в рамках совместного с Петербургской филармонией проекта «Военная летопись Филармонии».

Цикл концертов к 80-летию освобождения Ленинграда от блокады – посвящение мужеству музыкантов, продолжавших концертировать в осажденном городе: в его рамках в филармонии звучат сочинения, созданные в годы войны, музыка, посвященная блокаде, а также программы, звучавшие в блокадные годы на сцене филармонии.

«9 августа 2022 года, когда мы отмечали 80-летие со дня блокадной премьеры Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича ее исполнением, название оркестра на афише было обозначено так: Симфонический оркестр филармонии. Потому что это было совместное исполнение, в нем участвовали и Заслуженный коллектив России, и Академический симфонический оркестр, то есть в концерте принимали участие музыканты обоих филармонических коллективов, – рассказал на пресс-конференции, посвященной открытию блокадного цикла концертов, главный дирижер Заслуженного коллектива России Николай Алексеев, – Так же будет и 27 января, и, мне кажется, эту традицию нужно оставить и в дальнейшем. Любое исполнение этой симфонии должно быть совместным».

«27 января 2024 года в дату 80-летия со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Ленинградскую» симфонию Дмитрия Шостаковича исполняет расширенный состав Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии, в который включены артисты Академического симфонического оркестра филармонии. Это глубоко символично, ведь оба коллектива напрямую связаны с судьбой легендарной симфонии, – говорилось в программке концерта, – Заслуженный коллектив Республики 9 июля 1942 года провел под руководством Евгения Мравинского одно из первых исполнений Седьмой симфонии, находясь в эвакуации в Новосибирске. А силами артистов Академического симфонического оркестра, в те годы еще оркестра Ленинградского радиокомитета, под управлением Карла Элиасберга была исполнена легендарная блокадная премьера 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии. В памятный день оба выдающихся коллектива объединились в том самом белоколонном зале, чтобы отдать дань памяти одному из самых значительных событий в отечественной истории».

Фото: Анна Флегонтова

27 января в Бетховенском фойе Большого зала филармонии состоялась презентация книги доктора исторических наук Юлии Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти».

Книга Юлии Кантор является первым целостным повествованием об исполнениях «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича в годы Второй мировой войны. Создание такого труда заполняет лакуну в истории советской музыки и в социально-политической истории соответствующих лет. История создания «Ленинградской» симфонии Шостаковича вписана яркими штрихами в культурную память поколений, однако имеет большое количество лакун. Парадоксально, но факт: за 80 с лишним лет, прошедших с премьеры, многие детали подготовки и исполнения неизвестны вовсе или мифологизированы, как не вполне изучены «география» и «календарь» исполнений. В тени внимания исследователей остаются и так называемые привходящие обстоятельства – блокадные будни ленинградского оркестра, проблемы размещения прибывших в эвакуацию ленинградских музыкантов и их взаимоотношения с местными деятелями культуры, вынужденными уступать им не только сцену, но и свое жилье… Используемые в монографии неизвестные документы из федеральных, региональных и ведомственных архивов (АВП РФ, РГАСПИ, РГАЛИ, ЦГАЛИ СПб, архива УФСБ по СПб и ЛО и др.), а также музейных фондов (ГМИ СПб, Музея музыкального и театрального искусства, Музея политической истории России и др.), позволяют существенно дополнить знания о «знаменитой ленинградке», узнать новые имена и в неожиданном ракурсе взглянуть на уже известные.

Книга Юлии Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти» (М., РОССПЭН, 2024) позволяет как специалистам, так и всем, кто интересуется социальной историей Великой Отечественной, узнать неизвестные сюжеты, связанные с подготовкой премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в СССР и за рубежом, а также – с ее общественно-политическим эффектом в годы Второй мировой войны. Она дает возможность не только узнать новые факты об этом уникальном явлении гуманитарной истории Второй мировой, но и побуждает задуматься о роли Искусства в мире, охваченном войной.

Самый известный эпизод блокадной истории Ленинградской филармонии – это блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича 9 августа 1942 года. Тот далекий концерт стал символом мужества и силы духа жителей осажденного города. Однако этой легендарной премьерой деятельность Ленинградской филармонии в годы блокады не исчерпывается: все четыре военных сезона филармония не прекращала работу. Единственный перерыв настал в декабре 1941 года, в первую суровую блокадную зиму, но 1 мая 1942 года выступления возобновились.

С августа 1941 года по август 1944 года оркестр Ленинградской филармонии – Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) во главе с Евгением Мравинским находился в эвакуации в Новосибирске. Главными героями филармонических концертов в это время стал дирижер Карл Элиасберг и Оркестр Ленинградского радиокомитета – единственный симфонический коллектив, оставшийся в блокадном городе. 

Также в блокадные годы на сцене Большого зала филармонии выступали артисты Кировского театра, Театра музыкальной комедии, Театра Балтийского флота, концертировали штабные духовые оркестры, в сборных концертах появлялись артисты эстрады и даже цирка. Публика блокадного города слушала концерты в верхней одежде: не только потому, что зал не отапливался, но и потому что так было легче и быстрее спуститься в бомбоубежище в случае налета.

Начиная с весны 1943 года в город начали приезжать гастролеры – советские музыканты с мировыми именами: на филармонических сценах концертировали Давид Ойстрах, Мария Юдина, Лев Оборин, Яков Зак, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер.

Последний военный концертный сезон в октябре 1944 года, уже после освобождения города от блокады, открыл вернувшийся из эвакуации Заслуженный коллектив Республики под управлением Евгения Мравинского. Символично, что концерт 9 мая 1945 года, который войдет в историю как День Победы, был запланирован и прозвучал в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета и дирижера Карла Элиасберга – музыкантов, переживших все тяготы этого страшного времени в блокадном городе.

Подробная информация о жизни Ленинградской филармонии в годы войны доступна в историческом разделе официального сайта филармонии, а также на сайте «Столетие филармонии», запущенном в 2021 году к столетнему юбилею старейшей концертной организации страны.

Фото: Анна Флегонтова
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»