Фото: Анна Флегонтова

30 сентября свой сезон открыл Академический симфонический оркестр филармонии: концерт стал первым выступлением коллектива под управлением Димитриса Ботиниса в его новом статусе – художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Солистом выступил один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм, прозвучали Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева и Симфонические танцы Сергея Рахманинова. Концерт был посвящен 100-летию со дня рождения дирижера Арнольда Каца.

«Должен сказать, что за годы нашего сотрудничества с Петербургской филармонией, а это больше десяти лет, у нас установилось, как мне кажется, удивительное взаимопонимание и взаимоуважение, поэтому я очень рад, что наши отношения обретают теперь новую форму, думаю что у нее есть все шансы стать плодотворной и счастливой. Кроме того, мне, как представителю петербургской дирижерской школы, радостно вернуться в этот город и на более регулярной основе отдавать ему свои силы и свои умения, – отметил Димитрис Ботинис, – Академический симфонический оркестр – это оркестр с большой историей и с большими традициями. Но я думаю, что не стоит бояться нового, нельзя забывать, что мы тоже можем создавать новые традиции, и, я даже сказал бы, что это и есть задача дирижера – привносить свой исполнительский стиль, оставлять свой почерк. Думаю, что оркестр вступает в новую для себя эпоху, и мне бы хотелось чтобы она была живая, красочная и энергичная»

Новый художественный руководитель и главный дирижер называет первостепенной задачей установление с оркестром творческой связи и доверия, открытости. 

«Это – условие для того, чтобы двигаться дальше, – считает Димитрис Ботинис, – Основываясь на этом, мне кажется, мы можем достигнуть очень интересных творческих результатов».

Ближайшие выступления Димитриса Ботиниса в Большом зале состоятся 19 октября – вместе с также возглавляемым им Новосибирским академическим симфоническим оркестром дирижер исполнит сочинения Рахманинова и Прокофьева, 3 ноября – в исполнении Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии прозвучат Десятая симфония Шостаковича и Концерт № 20 Моцарта, солист – Дмитрий Шишкин.

Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии – один из старейших и лучших в стране, он ведет историю с 1931 года, именно этот оркестр в 1942 году под управлением Карла Элиасберга осуществил в Большом зале филармонии знаменитую блокадную премьеру Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича. 

С 1977 по 2018 год оркестр возглавлял Александр Дмитриев, ныне – дирижер-лауреат коллектива, с 1994 года дирижером оркестра является Владимир Альтшулер. Абонемент оркестра в этом концертном сезоне посвящен 90-летию Александра Дмитриева: 19 января 2025 года, в день рождения дирижера, коллектив выступит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева.

Коллектив ведет свою историю с 1931 года, начав свою деятельность как концертный ансамбль, а затем симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. В годы войны Оркестр Ленинградского радио был единственным симфоническим коллективом, оставшимся в блокадном городе. Несмотря на то, что в первую военную зиму оркестр фактически прекратил свое существование, ценой героических усилий 9 августа 1942 года его музыканты во главе с К. Элиасбергом представили ленинградскую премьеру Седьмой симфонии Шостаковича. Всего за время блокады коллектив выступил более 300 раз, часть концертов – в том числе премьера «Ленинградской» симфонии – состоялась в Большом зале филармонии.

Продолжая выходить на прославленную эстраду, оркестр в 1953 году получил статус филармонического. Им руководили Николай Рабинович, Карл Элиасберг, Арвид Янсонс, под управлением которого коллектив впервые предстал перед зарубежной публикой (Финляндия, 1965). В 1962–1963 годах свои сочинения исполнили с оркестром Игорь Стравинский и Бенджамин Бриттен. 

С 1968 по 1976 год оркестр возглавлял Юрий Темирканов. Дирижер инициировал бурный рост репертуара коллектива и сыграл важнейшую роль в обретении им признания за рубежом: оркестр гастролировал в Болгарии, скандинавских странах, Нидерландах (в том числе в амстердамском Концертгебау), Японии и США. 

27 сентября в Большом зале Петербургской филармонии под управлением Дмитрия Юровского выступил Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского: прозвучали фрагменты музыки балета «Спящая красавица» Чайковского и музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» Свиридова. Концерт открыл программу абонемента «Оркестровая география России».

В абонементе запланированы выступления Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского, скрипач Равиль Ислямов, Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан выступит под управлением Александра Сладковского, солистка – звезда мировой оперы, меццо-сопрано Екатерина Семенчук, Уральского академического филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса, солист – Борис Березовский, Уральского молодежного симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова, солист – Денис Мацуев.

Ближайший концерт абонемента состоится 19 октября: Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса исполнит Пятую симфонию Прокофьева и Третий фортепианный концерт Рахманинова, солист – Арсений Тарасевич-Николаев. Программа будет посвящена столетию со дня рождения Арнольда Каца – знаменитого дирижера, возглавлявшего новосибирский оркестр полвека. 

Фото: Анна Флегонтова
Фото: Стас Левшин

25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония, носящая имя композитора, открыла 104-й концертный сезон. Шестая симфония Шостаковича прозвучала в этот вечер в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Именно этот оркестр, чья история тесно связана с биографией композитора, осуществил мировую премьеру симфонии 85 лет назад под управлением Евгения Мравинского. Также на открытии сезона прозвучал Второй фортепианный концерт Брамса, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского Илья Папоян.

В этот же день в фойе Чайковского Большого зала филармонии открылась выставка «Застывшая музыка», посвященная 185-летию здания Дворянского собрания

«Всем известна формула: “застывшая музыка” – это архитектура. Посмотрев на Площадь Искусств, конкретно на здание Большого зала, нетрудно убедиться, что это – истина в первой инстанции, – отметила на открытии выставки Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности, – Здание Петербургского, тогда столичного, Дворянского собрания – это творение архитекторов России и Жако. Это здание вписано в музыкальную и общественно-политическую историю нашего города, нашей страны и мира. Здесь и в XIX, и в XX веке звучала музыка, звучит она, конечно, и в XXI веке. Нам показалось важным рассказать о том, что здесь было помимо музыки. Подавляющее большинство документов и подлинных экспонатов, сохранившихся в Филармонии вопреки войнам и революциям, экспонируется впервые: они рассказывают о том, кто здесь творил историю и музыку, о том, как строилось это здание и что оно помнит».

Фото: Стас Левшин

Один из ключевых экспонатов выставки – уникальный «золотой рояль», подарок императора Александра III Придворному музыкантскому хору, ныне всемирно известному Заслуженному коллективу России, который не звучал публично более века. 2 и 15 октября его голос вновь зазвучит на концертах, которые пройдут в пространстве выставки. 

Также 25 сентября в Музитории филармонии состоялась первая лекция одного из шести лекционных абонементов – новшества сезона 2024-2025. Впервые в новейшей истории Петербургская филармония предложила слушателям абонементы не только в Большой и Малый залы, но и в Музиторий. Шесть тематических лекционных абонементов посвящены различным историко-музыкальным сюжетам ХVIII-ХХ веков.

30 сентября свой сезон откроет Академический симфонический оркестр филармонии: концерт станет первым выступлением коллектива под управлением Димитриса Ботиниса в его новом статусе – с началом сезона он вступает в должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Солист – один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм, прозвучат Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева и Симфонические танцы Сергея Рахманинова. Концерт будет посвящен 100-летию со дня рождения дирижера Арнольда Каца.

 

Наряду с билетами на концерты остаются доступными для покупки отдельные абонементы Большого и Малого залов филармонии.

Фото: Анна Флегонтова

25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония, носящая имя композитора, откроет 104-й концертный сезон. В этот день музыку Шостаковича исполнит старейший симфонический оркестр страны, чья история неотделима от его личной и творческой биографии: Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии выступит под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Прозвучит Шестая симфония Шостаковича, мировую премьеру которой в этом зале этот же оркестр (тогда – Заслуженный коллектив Республики), осуществил 85 лет назад, в 1939 году, под управлением Евгения Мравинского. Также прозвучит Второй фортепианный концерт Брамса, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского Илья Папоян.

30 сентября свой сезон откроет Академический симфонический оркестр филармонии: концерт станет первым выступлением коллектива под управлением Димитриса Ботиниса в его новом статусе – с началом сезона он вступает в должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Солист – один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм, прозвучат Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева и Симфонические танцы Сергея Рахманинова. Концерт будет посвящен 100-летию со дня рождения дирижера Арнольда Каца.

Фото: Анна Флегонтова

В новом сезоне в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучат два сочинения, написанные в XXI веке: исполнение Данте-симфонии № 5 «Рай» Бориса Тищенко будет посвящено 85-летию со дня рождения композитора (в 2009 году оркестр и дирижер осуществили мировую премьеру сочинения), на открытии XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» в декабре прозвучит мировая премьера симфонии современного композитора Валерия Воронова, посвященной Заслуженному коллективу России.

«Борис Иванович Тищенко был, не побоюсь этого слова, мои старшим другом. Мы очень уважительно относились друг к другу, и я просто люблю его музыку, поэтому, собственно, она и будет исполнена, – рассказал на пресс-конференции перед открытием сезона Николай Алексеев, народный артист России, главный дирижер Петербургской филармонии, – С Валерием Вороновым мы знакомы лет двадцать – и его музыку я исполню впервые. Он – ученик Кшиштофа Мейера, композитора и автора замечательной книги о Дмитрии Шостаковиче, его сочинения довольно часто звучат в нашей стране – в Перми, в Екатеринбурге, их часто исполняет Юрий Башмет, не так давно Фортепианный концерт звучал в Мариинском театре – так что имя Валерия Воронова известно. Симфония, которую нам предстоит исполнить, – первая у композитора, и она посвящена нашему оркестру».

Фото: Анна Флегонтова

На пресс-конференции, предваряющей открытие сезона, Димитрис Ботинис, вступающий в должность художественного руководителя и главного дирижера Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, поблагодарил руководство филармонии за оказанное доверие, а музыкантов – за доброе отношение.

«Должен сказать, что за годы нашего сотрудничества с Петербургской филармонией, а это больше десяти лет, у нас установилось, как мне кажется, удивительное взаимопонимание и взаимоуважение, поэтому я очень рад, что наши отношения обретают теперь новую форму, думаю что у нее есть все шансы стать плодотворной и счастливой. Кроме того, мне, как представителю петербургской дирижерской школы, радостно вернуться в этот город и на более регулярной основе отдавать ему свои силы и свои умения, – отметил Димитрис Ботинис, – Академический симфонический оркестр – это оркестр с большой историей и с большими традициями. Но я думаю, что не стоит бояться нового, нельзя забывать, что мы тоже можем создавать новые традиции, и, я даже сказал бы, что это и есть задача дирижера – привносить свой исполнительский стиль, оставлять свой почерк. Думаю, что оркестр вступает в новую для себя эпоху, и мне бы хотелось чтобы она была живая, красочная и энергичная»

В предстоящем сезоне Петербургская филармония готовится отметить несколько важных дат:

50-летие присвоения Ленинградской – Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича  – дате посвящен Абонемент № 6 «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича», в котором прозвучат сочинения, ставшие вехами в тесно связанных биографиях композитора и филармонии;

80-летие Победы – дате посвящен Абонемент № 5 «Великие симфонии военных лет» (в его программе – сочинения Сергея Прокофьева, Николая Мясковского, Мечислава Вайнберга, Арама Хачатуряна и симфонии Дмитрия Шостаковича, неразрывно связанные с историей Ленинградской – Петербургской филармонии), а также лекционный абонемент «Слушай, Ленинград!” и грандиозная, основанная на уникальных артефактах, выставка «Возвращение», посвященная реэвакуации оркестра Ленинградской филармонии и концертной афише Филармонии 1944-45 годов;

90-летие дирижера-лауреата Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии Александра Дмитриева, возглавлявшего коллектив с 1977 по 2018 год. Многие сочинения, исполнение которых вошло в совместную историю оркестра и дирижера, прозвучат в программах Абонемента № 4 «Академический симфонический оркестр филармонии». Его кульминацией станет концерт 19 января 2025 года, в день 90-летия Александра Дмитриева: в этот вечер оркестр выступит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, сольную партию исполнит Николай Мажара;

90-летие присвоения оркестру Ленинградской филармонии, старейшему симфоническому коллективу страны, почетного звания, ставшего именем собственным – Заслуженный коллектив Республики, сегодня оркестр известен как Заслуженный коллектив России. С посвящением дате пройдут концерты Абонемента № 3 «Первый симфонический оркестр России»;

200-летие со дня рождения композитора Антона Брукнера: второй сезон Петербургская филармония вместе со всем музыкальным миром отмечает юбилей одного из главных симфонистов: пять из десяти его симфоний прозвучали в прошлом сезоне, в этом Абонемент № 2 «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» продолжится.

На декабрь запланированы события XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который в этом году будет посвящен 25-летию основания Юрием Темиркановым.

 

2 ноября, в годовщину ухода из жизни маэстро Юрия Темирканова, в Большом зале филармонии состоится концерт, посвященный памяти дирижера: Заслуженный коллектив России, на протяжении 35 лет неразрывно связанный с Юрием Темиркановым, исполнит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева Вторую симфонию Брамса, антракт из музыки к драме «Розамунда» Шуберта и Фортепианный концерт Шумана, солистка – Елизавета Леонская, прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира.

«Этот сезон – первый, который мы встречаем без Юрия Хатуевича Темирканова. 2 ноября исполнится год, как он ушел. Естественно мы об этом помним – и 2 ноября в Малом зале филармонии откроется мемориальная выставка “Юрий Темирканов. Мгновения…”. В Москве, в Московской государственной консерватории имени Чайковского, с которой мы в июне заключили Соглашение о сотрудничестве, также откроется выставка, посвященная Юрию Хатуевичу Темирканову как дирижеру и педагогу – напомню, что он был почетным профессором Московской консерватории. Такой запрос, очень правильный и своевременный, к нам поступил, мы над этой выставкой сейчас работаем», – рассказала Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям.

Наряду с упомянутыми выставками «Застывшая музыка», посвященной 185-летию здания Санкт-Петербургского Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии), «Возвращение», посвященной 80-летию Победы, Юлия Кантор анонсировала намеченную на декабрь выставку «Дом милосердия», посвященную малоизвестным страницам в истории здания Дворянского собрания, где в 1914 году был открыт госпиталь. 

«Мы соблюдаем все требования музейной безопасности, при этом – мы не музей. Ни в одном музее, когда в экспозиции появляется подлинный музыкальный инструмент, являющийся экспонатом, он никогда не звучит. Но, поскольку мы не музей, на ближайшей выставке – “Застывшая музыка” – мы сделаем два концерта на императорском рояле Александра III из коллекции Петербургского Дворянского собрания, ныне – Петербургской филармонии. На двух концертах прямо в пространстве выставки, в фойе Чайковского Большого зала, прозвучат те произведения, которые исполнялись на этом рояле в последней трети XIX века: этот рояль молчал 110 лет, он последний раз публично звучал летом 1914 года».

8 сентября в Большом зале Петербургской филармонии состоялся концерт, посвященный годовщине начала блокады Ленинграда. В исполнении Оркестра штаба Ленинградского военного округа под управлением Григория Велько и Алексея Валынкина прозвучала музыка военного времени и сочинения, посвященные Ленинграду. Концерт 8 сентября, приуроченный к блокадной дате, принципиально важен для Петербургской филармонии: это единственный концерт, который филармония проводит до официального открытия сезона 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича.

 

Даты, связанные с блокадной и военной историей, находят отражение в афише Петербургской филармонии ежегодно. В прошлом сезоне филармония широко отметила 80-летие со дня полного освобождения Ленинграда от блокады, в этом сезоне 80-летию Победы будут посвящены абонемент Большого зала «Великие симфонии военных лет» и лекционный абонемент «Слушай, Ленинград!».

Фото: Стас Левшин

Абонемент «Великие симфонии военных лет» включит партитуры, созданные ведущими отечественными композиторами во время Великой Отечественной войны. Героизм и трагедия этого времени оживают на страницах симфоний Сергея Прокофьева, Николая Мясковского, Мечислава Вайнберга, Арама Хачатуряна. Конечно, программа абонемента немыслима без великих сочинений Дмитрия Шостаковича, неразрывно связанных с историей Ленинградской – Петербургской филармонии. 

Одна из самых монументальных и трагичных в наследии композитора, Восьмая симфония прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева: автор посвятил симфонию Евгению Мравинскому – соавтору множества мировых премьер своих сочинений, легендарному дирижеру, возглавлявшему Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, вплоть до ухода из жизни в 1988 году.

Седьмая «Ленинградская» симфония, чью вошедшую в историю блокадную премьеру осуществил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета 9 августа 1942 года под управлением Карла Элиасберга в Большом зале филармонии, прозвучит в исполнении этого же коллектива, ныне носящего имя Академический симфонический оркестр филармонии, под управлением его главного дирижера Димитриса Ботиниса.

 

Новый концертный сезон Петербургской филармонии 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, откроет Заслуженный коллектив России: под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучат Шестая симфония Шостаковича и Второй фортепианный концерт Иоганнеса Брамса, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского и многих других престижных состязаний Илья Папоян.

30 сентября свой сезон откроет Академический симфонический оркестр филармонии: концерт станет первым выступлением коллектива под управлением Димитриса Ботиниса в его новом статусе – в сентябре он вступает в должность главного дирижера оркестра. Солист – один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм, прозвучат Симфония-концерт для виолончели с оркестром Прокофьева и Симфонические танцы Рахманинова. 

Исполнение Седьмой симфонии Шостаковича – самый известный концерт, состоявшийся в Ленинградской филармонии в блокаду, но далеко не единственный. Филармония работала все четыре военных сезона. Единственный перерыв настал в декабре 1941 года, в первую суровую блокадную зиму, но 1 мая 1942 года выступления возобновились.

С августа 1941 года по август 1944 года главный филармонический оркестр – Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) во главе с Евгением Мравинским находился в эвакуации в Новосибирске. Главными героями филармонических концертов в это время стал дирижер Карл Элиасберг и оркестр радиокомитета – единственный симфонический коллектив, оставшийся в блокадном городе. Также в блокадные годы на сцене Большого зала филармонии выступали артисты Кировского театра, Театра музыкальной комедии, Театра Балтийского флота, концертировали штабные духовые оркестры, в сборных концертах появлялись артисты эстрады и даже цирка. Публика блокадного города слушала концерты в верхней одежде: не только потому, что зал не отапливался, но и потому что так было легче и быстрее спуститься в бомбоубежище в случае налета.

Начиная с весны 1943 года в город начали приезжать гастролеры – советские музыканты с мировыми именами: на филармонических сценах концертировали Давид Ойстрах, Мария Юдина, Лев Оборин, Яков Зак, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер. 

Последний военный концертный сезон в октябре 1944 года, уже после освобождения города от блокады, открыл вернувшийся из эвакуации Заслуженный коллектив Республики под управлением Евгения Мравинского. Символично, что концерт 9 мая 1945 года, который войдет в историю как День Победы, был запланирован и прозвучал в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета и дирижера Карла Элиасберга – музыкантов, переживших все тяготы этого страшного времени в блокадном городе.

Подробная информация о жизни Ленинградской филармонии в годы войны доступна в историческом разделе официального сайта филармонии, а также на сайте «Столетие филармонии».

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Сириус»

25 августа выступление Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева завершило программу Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус». Концерт старейшего симфонического оркестра страны прошел в Большом зале Парка науки и искусства «Сириус», солистом выступил народный артист России, виолончелист Сергей Ролдугин, чья судьба неразрывно связана с Заслуженным коллективом России: будучи студентом, музыкант был принят в оркестр, возглавляемый легендарным Евгением Мравинским, и выступал в его составе в течение десяти лет. Концерт Заслуженного коллектива России на Большом летнем музыкальном фестивале «Сириус» прошел при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

«Мы рады, что выступление в конце августа на Большом летнем музыкальном фестивале “Сириус” стало для нашего оркестра традицией, – рассказал главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев, – Составление программы – всегда процесс коллективный, каждый раз это сочетание творческих и художественных пристрастий, пожеланий и интересов солиста, дирижера, оркестра, а в случае гастрольных выступлений – и принимающей стороны. У фестивалей чаще всего есть своя программа, тема, это нужно учитывать. Фестиваль “Сириус” и Сергей Павлович Ролдугин выбрали один из самых известных и популярных в виолончельном репертуаре – Концерт Дворжака, а мы дополнили его Четвертой симфонией Чайковского – одним из великих шедевров русской музыки, а также изысканной сюитой вальсов Рихарда Штрауса, которая, на мой взгляд, эффектно оттеняет тепло и лирику остальных сочинений».

«В концертной программе “Сириуса“ учитывается, что его целью является формирование новой российской элиты, поэтому здесь выступают элитные оркестры России: Мариинский, Большой театр и, естественно, знаменитая Ленинградская – Петербургская филармония. Есть оркестры, которые еще должны тянуться к этому рангу, но все – без исключения – очень интересные работы в этом фестивале. Я проработал в Заслуженном коллективе Республики десять лет: это было великое время, великий маэстро Евгений Мравинский. Если бы этого периода в моей жизни не было, о нем можно было бы только мечтать».

«Фестиваль состоялся, более 30 тысяч человек его посетило – и я считаю, что уровень концертов и исполнения, уровень интереса, запроса публики такой, что мы готовы к открытию нового концертного центра, – отметила Елена Шмелева, председатель Совета федеральной территории «Сириус», руководитель Фонда «Талант и успех», – У нас есть понимание того, с кем мы сотрудничаем, как мы развиваем – в том числе просветительские программы – вокруг той очень серьезной, академической, высочайшего уровня программы, которая сложилась в рамках фестиваля. Я очень рада, признательна всем, кто участвовал в его подготовке и проведении, от всех жителей федеральной территории говорю “спасибо“ всем, кто приезжал к нам».

В 2024 году Большой летний музыкальный фестиваль «Сириус» проходил с 13 июля по 25 августа. «Мы проводим <...> фестиваль, сохраняя его главную идею – представить в одном месте, в “Сириусе”, звезд классической сцены. Это единственный летний фестиваль в России, объединяющий ведущих артистов страны», – отмечал Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех», накануне открытия фестиваля. Наряду с Заслуженным коллективом России под управлением Николая Алексеева и Сергеем Ролдугиным участие в фестивале приняли Валерий Гергиев, Светлана Захарова, Хибла Герзмава, Денис Мацуев, Дмитрий Корчак, Елена Стихина, Ильдар Абдразаков, Ольга Перетятько.

Образовательный центр «Сириус», а также Парк науки и искусства «Сириус» созданы Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Цель работы Образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

Центр работает круглый год. Ежемесячно в «Сириус» приезжают 800 детей в возрасте 10-17 лет из всех регионов России. Их сопровождают более 100 преподавателей и тренеров, повышающих в Центре свою квалификацию. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства.

Парк науки и искусства «Сириус», расположившийся в здании бывшего Главного медиацентра Олимпиады 2014 года, соединил в себе научные инновации и традиции мирового искусства: здесь располагаются лаборатории для проектной и научно-исследовательской работы, мастерские, экспозиции и выставочные залы, учебные аудитории и классы, в которых работают ученики Центра, проходят фестивали науки и творчества, концерты классической музыки и балета, художественные выставки. Большой зал Парка науки и искусства «Сириус» рассчитан на более чем 1200 зрительских мест.

Фото: Анна Флегонтова

21 августа в Большом зале филармонии начались клининговые работы: бригада специалистов, работающих с культурными объектами, моет знаменитые хрустальные люстры – один из главных символов Петербургской филармонии. Впервые этот обычно скрытый от внешних глаз, но такой красивый процесс стал доступен публике: филармония пригласила стать его свидетелями журналистов.

 

Восемь знаменитых хрустальных 350-килограммовых люстр – один из символов Большого зала Петербургской филармонии. Их первое письменное упоминание как элемента интерьера относится к 1860-м годам, но с высокой долей уверенности можно предположить, что они были установлены здесь уже в момент открытия Зала Дворянского собрания – в 1839 году.

В XIX веке зал освещался свечами, на фотографиях конца XIX – начала XX века наряду с подсвечниками (теперь выполнявшими декоративную функцию) видно множество небольших плафонов с газовыми лампами, позже им на смену пришло электрическое освещение. Еще 15 лет назад в люстрах были установлены лампы накаливания, в 2014 году им на смену пришли сверхмощные светодиодные лампы, которые с прошлого концертного сезона (2023-2024) также работают в режиме диммирования: процесс набора лампами яркости и ее угасания стал управляемым.

Об одном из драматичных эпизодов из истории люстр журналистам рассказал Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии: «Когда началась Великая отечественная война, концертная жизнь филармонии не прекратилась. Прервалась она лишь 14 декабря 1941 года вместе с замиранием всей жизни Ленинграда, но перерыв длился недолго – фактически до весны. Весной, 5 апреля 1942 года, был дан первый концерт симфонического оркестра в помещении Театра драмы имени А.С. Пушкина, а с 1 мая 1942 года возобновилась концертная деятельность Большого зала филармонии. Все это имеет непосредственное отношение к истории с люстрами.

21 ноября 1941 года директор Большого зала Борис Эммануилович Хаис, который оставался здесь, в блокадном Ленинграде, обратился к председателю комитета по делам искусств с просьбой демонтировать часть люстр. То есть привычная нам их форма была изменена: подвески были сняты – с целью безопасности. Люстры не утратили яркости, но утратили свою оригинальность и прелесть. Восстановлены они были только после войны, в 1948 году».

Наличие или отсутствие подвесок на люстрах позволяет с точностью датировать фотографии Большого зала 1940-х годов.

«В Большом зале филармонии люстры очень старые, скорее всего бесценные, поэтому работа максимально деликатная, люди сюда выходят опытные, отдохнувшие, обученные для работы с такими сложными элементами, – рассказывает Михаил Черемисинов, специалист по клинингу культурных объектов, – Работая в разных культурных учреждениях, мы имеем дело как с историческими, так и с новыми люстрами. С уверенностью могу сказать: здесь, в исторических люстрах, все держащие элементы намного прочнее. В современных металл мягче, а здесь, в филармонических – металл хоть и очень тонкий, но и очень прочный: раньше все делали на века.

Чтобы помыть люстру мы спускаем ее на уровень пола, устанавливаем рядом специальные леса. Затем, двигаясь сверху вниз, последовательно орошаем элементы конструкции водой – но делаем это слегка, чтобы не залить электрические узлы! – и после этого начинаем обработку каждого элемента. После того как работа закончена, люстру минимум сутки не включают – нужно дать время для того, чтобы влага испарилась. На одну люстру уходит 3-4 часа работы у команды из двух человек. Помытая люстра сразу же сверкает ярче, это очень хорошо видно в сравнении».

Роман Насонов. Фото: Стас Левшин

2 и 4 июля Малый зал Петербургской филармонии принял три события совместного проекта старейшей концертной организации и крупнейшего музыкального вуза России: студенты и ассистенты-стажеры Факультета исторического и современного исполнительского искусства представили в роскошных интерьерах бывшего Дома Энгельгардта музыку Ренессанса и барокко. Участие во всех событиях – двух концертах традиционного формата и концерте-беседе – принял известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

Проект ознаменовал начало сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории: Соглашение, закрепляющее это сотрудничество, было подписано директором Петербургской филармонии Ильей Черкасовым и и. о. ректора Московской консерватории Александром Соколовым 25 июня.

«Сочетание великолепных интерьеров Дома Энгельгардта и старинной музыки, которую исполняют лучшие студенты Факультета исторического исполнительства, – важные составляющие нашего проекта, – рассказывает Роман Насонов. – Это первая ласточка, начало долгосрочного сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории, двух старинных и уважаемых российских культурных институций. В Москве, конечно, тоже немало замечательных исторических зданий и роскошных интерьеров, но такой красоты как в Малом зале Петербургской филармонии всё-таки не так много. Думаю, что именно в этих пространствах погружение в красоты старинной музыки особенно уместно».

Фото: Стас Левшин

Поздним вечером 2 июля в Малом зале филармонии танцевальная музыка XVI–XVII веков в исполнении Консорта блокфлейт Московской консерватории чередовалась с сольными пьесами для клавесина в исполнении Ирины Красной. Мелодии из разных европейских стран – итальянские, французские, английские, немецкие – прозвучали в изысканных аранжировках. На сцене зрители увидели образцы исторического танца в исполнении Светланы Зверевой, в заключительной части концерта музыканты представили «академический» репертуар — инструментальные пьесы Генделя, Локателли. Слушатели могли убедиться, что скромная блокфлейта в умелых руках становится виртуозным инструментом – об этом свидетельствовали овации, которых удостоились переложения пьес Ф. Куперена в интерпретации Маргариты Канашкиной. А на бис художественный руководитель ансамбля Алексей Шеин порадовал публику блестящими пассажами в Бранле Я. ван Эйка.

Фото: Анна Флегонтова

Программа 4 июля («Барочная практика») состояла из двух частей: дневной концерт-беседа «Французская увертюра» и поздневечерний «Итальянский концерт». Перед началом первого мероприятия, прошедшего в Красном фойе Малого зала, Роман Насонов осветил культурно-исторический контекст формирования двух больших национальных стилей в музыке барокко. Прозвучавшие далее произведения Маре, Ф. Франкёра и Клерамбо предварялись экскурсами в особенности барочной практики, с которыми выступили соответственно Рене Строжевская (сменившая блокфлейту на виолу да гамба), клавесинистка Ульяна Ловчикова и певица Мария Ладыгина. Интерпретация всех сочинений, в том числе такого большого и сложного ансамбля, как сольная кантата Клерамбо «Орфей», отличалась прекрасным качеством и вкусом.
Необычайно увлекательным оказался заключительный «номер» программы – ток-шоу с участниками проекта. Такой жанр стал «пробой пера» в практике Петербургской филармонии. Студенты поведали множество увлекательных подробностей о происхождении своих инструментов и особенностях их использования, рассказали жизненные истории, благодаря которым избрали старинную музыку своей профессией; состоялся откровенный разговор о том, каковы перспективы барочного музыканта в нашей стране и какие жизненные стратегии приходится избирать для того, чтобы сохранить верность любимому делу. Благодаря эмпатии петербургской публики и интересным вопросам из зала беседа продлилась почти час (вместо запланированных 20 минут). «Для нас принципиально важна не только собственно музыкальная составляющая проекта, но и именно историко-просветительская. Возможность «обратной связи» - диалога исполнителей с публикой - дает редкую возможность культурологического сотворчества», - подчеркнула заместитель директора Филармонии Юлия Кантор. Она также отметила, что такого рода взаимодействие музыкантов и аудитории позволяет привлечь к   старинной музыке, а значит, – и увлечь историей, молодежь.

Фото: Стас Левшин

Вечерняя программа – «Итальянский концерт» – была выдержана в традиционном формате, прозвучали сочинения Генделя, Вивальди, А. Скарлатти, Бибера и других композиторов: инструментальные сонаты и сюиты для разных составов чередовались с барочным вокалом. Об успехе предшествующей части фестиваля свидетельствовало отсутствие в зале свободных мест – энтузиазм публики подогревало эмоциональное вступительное слово Романа Насонова. Далее ведущий передал микрофон автору концепции этого вечера Ульяне Ловчиковой, которая кратко и содержательно анонсировала номера.

Основу концерта составил дуэт Ловчиковой и скрипачки Кристины Тахи, покорившей публику свободным, страстным и стилистическим тонким исполнением разнообразного репертуара. В заключительном номере, Трио-сонате соль мажор Генделя, французская и итальянская манера пришли к согласию, а к героиням вечера присоединились участники всех трех частей фестиваля – Рене Строжевская с гамбой и Сергей Насонов с траверс-флейтой.

Особенно тепло публика приветствовала вокальные номера – кантату Генделя и арию из кантаты А. Скарлатти – в интеллигентной интерпретации Марии Ладыгиной. Досрочным бисом и виртуозной вершиной концерта стало сольное выступление Ульяной Ловчиковой – с переложением арии из оперы Генделя «Ринальдо». По словам Ульяны, знакомство с подобными пьесами помогает ей вырабатывать собственную, стремящуюся к максимальной исторической достоверности манеру импровизации континуо – наука и музыкальная практика в барочном исполнительстве идут рука об руку.

Выступления молодых артистов были встречены с большим энтузиазмом отзывчивой петербургской публикой. В свою очередь, участники концертов от всей души благодарят администрацию филармонии и всех трудившихся над проектом сотрудников за возможность показать свое мастерство. Приведем в заключение их слова.

Кристина Таха:

Замечательный фестиваль «Барокко в белые ночи» запомнится мне чуткой и интересующейся публикой, невероятным отношением Филармонии к музыкантам (что достойно особой благодарности!), возможностью поиграть любимые сочинения в прекрасном зале. Расцениваю это важное для моей артистической карьеры событие как настоящий праздник искусства!!!

Ульяна Ловчикова:

Я очень рада, что администрация Филармонии проявила интерес к барочному репертуару и аутентичному методу исполнения музыки этой эпохи, предоставила свободу выбора концепции и конкретных сочинений. Исторически информированное исполнительство продолжает развиваться, распространяться, оказывать влияние и на слушательское восприятие, и на профессиональных музыкантов. Можно смело заявить, что проект, воплощенный в Малом зале, стал новым этапом в его российской истории. Именно здесь репертуар XVII и XVIII веков звучит особенно естественно. Для меня рассказывать об исполняемых произведениях и выступать в Филармонии – большая радость и честь. Годы учебы на ФИСИИ Московской консерватории позволили подойти к реализации проекта профессионально, с аутентичной стороны, отчего я чувствую себя счастливой. Очень интересно было познакомиться с публикой Петербурга и встретить теплый, воодушевляющий прием!

Фото: Анна Флегонтова

1 июля в Петербургской филармонии запустила регулярные экскурсии по зданию Большого зала, в ходе которых можно не только узнать о происходивших здесь событиях, ставших частью истории России, но и увидеть закулисье, интерьеры которого сохранились с дореволюционных времен. Проект приурочен к 185-летию Зала Дворянского собрания – ныне Большого зала Петербургской филармонии.

Рассказывает Маргарита Самойлова, специалист по библиотечно-экспозиционной деятельности Петербургской филармонии:
«Санкт-Петербург, 1 июля, 11:58, термометры застыли на рекордных +32. Изнывая от жары у здания Филармонии собираются счастливые обладатели билетов на экскурсию в бывший дом Санкт-Петербургского Дворянского собрания. Им первым стало известно, что Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича запустила экскурсии по зданию Большого зала. Музыкальный сезон закончен, но теперь это повод побывать в филармонических залах, увидеть и услышать историю знаменитого дома № 2 по Михайловской улице. Часы на Думской башне отбивают полдень – путешествие начинается...

 

В течении полутора часов Дом открывает тайны своей дофилармонической и филармонической жизни: построенный Полем Жако по проекту Карло ди Джованни Росси, в 1839 году он стал местом не только музыкальной, но и общественной жизни. В нём решали проблемы дворянства Петербургской губернии, обсуждали вопросы народного образования, устраивали «Балы невест», благотворительные Концерты-маскарады и базары. Здесь в 1872 году проходил первый Международный статистический конгресс, инициатором и руководителем которого являлся Семёнов Тян-Шанский. А в 1906-1908 годах Большой зал Дворянского собрания арендовал для своих заседаний Государственный Совет. Подробности этих и многих других событий, происходивших в указанном доме узнали экскурсанты. Кульминацией маршрута стало знакомство с устройством филармонического органа, возможность услышать его звучание и задать вопросы профессиональному органисту. Главный вопрос первого дня: «А правда, что у вас специальная обувь?».

В заключении экскурсанты побывали в Императорской гостиной, узнали где перед концертом настраиваются на выступление солисты и дирижёр, посидели на диванах и креслах Императорского вестибюля и покинули бывший дом Дворянского собрания через Императорский подъезд.

В Филармонию уже начали поступать восторженные отзывы, чему мы несказанно рады, поскольку все наши авантюрные (как нам иной раз кажется) проекты, мы придумываем для Вас, петербуржцы и гости города.

К слову, билеты на июльские экскурсии уже раскуплены, но если поспешите, то станете счастливым обладателем билета на одну из августовских экскурсий. До встречи!»

Фото: Анна Флегонтова

25 июня в Бетховенском фойе Большого зала Петербургской филармонии состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Петербургской филармонией и Московской консерваторией. Участие в церемонии приняли директор Петербургской филармонии Илья Черкасов и и.о. ректора Московской консерватории Александр Соколов. Соглашение стало не только первым в истории двух крупнейших музыкальных организаций страны, но и первым Соглашением, которое Московская консерватория подписала с концертной организацией.

«Подписание Соглашения – своего рода итог наших давних и добрых отношений: в современной истории они в достаточной степени были определены личностью маэстро Юрия Хатуевича Темирканова, – рассказал Илья Черкасов, – На протяжении ряда лет Заслуженный коллектив России под управлением маэстро принимал участие в концертных программах в Большом зале консерватории. Последние мастер-классы, которые давал Юрий Хатуевич, прошли как раз в Московской консерватории, впоследствии он был удостоен звания “почетный профессор” и очень дорожил – и званием, и возможностью показать молодым музыкантам, что такое профессия дирижера».

«Я также воспринимаю подписание Соглашения как духовное завещание Юрия Хатуевича, – сказал Александр Соколов, – Делая следующий шаг, мы благодарно кланяемся маэстро и определяемся, в каком направлении можем устремиться сообща».

Илья Черкасов и Александр Соколов выразили готовность объединить усилия возглавляемых ими организаций для увековечения памяти Юрия Темирканова.

Илья Черкасов также отметил, что из всех направлений сотрудничества для него особой важностью обладает именно научная и выставочная деятельность, в рамках которой, благодаря объединению усилий, уникальные памятники истории музыкального и исполнительского искусства, хранящиеся в Музыкальной библиотеке филармонии, станут общественным достоянием. 

Александр Соколов рассказал, что в качестве исполнительских сил, представляющих Московскую консерваторию на сцене Петербургской филармонии, он видит не только отдельных исполнителей, но и коллективы консерватории. Одним из перспективных направлений совместной работы в русле концертных программ и.о. ректора видит аутентичное исполнительство.

Руководители организаций отметили, что в силу естественной, длящейся десятилетиями, связи Петербургской филармонии с Петербургской консерваторией, а Московской консерватории с Московской филармонией, подписание подобных соглашений между этими организациями не выглядит необходимым шагом.

«Сотрудничество же между Петербургской филармонией и Московской консерваторией – шаг исключительный, именно поэтому он и является предметом специального Соглашения. Такие шаги должны проникать в публичную сферу, быть на виду и являться примером части нашей культурной жизни» – отметил Илья Черкасов.

Александр Соколов подчеркнул, что Соглашение с Петербургской филармонии для Московской консерватории обладает особенным значением: в числе около пятидесяти двухсторонних Соглашений, участником которых выступает консерватория, это первый и единственный документ, подписанный не с учебным заведением, а с концертной организацией.

Кураторами проектов, реализуемых в рамках Соглашения, со стороны Московской консерватории стали проректор по концертной деятельности Виталий Катков и научный руководитель Студенческого научно-творческого общества Роман Насонов. Со стороны Петербургской филармонии куратором проекта выступает заместитель директора по просветительской работе и внешним коммуникациям Юлия Кантор, координатором – заведующая отделом по связям с общественностью Марина Монахова.

Фото: Анна Флегонтова

Первым совместным проектом Петербургской филармонии и Московской консерватории станет «Барокко в белые ночи»: два концерта традиционного формата (2 и 4 июля, начало в 22.00) и один концерт-беседа (4 июля, 15.00), которые пройдут в роскошных интерьерах Малого зала филармонии – бывшего Дома Энгельгардта. Студенты и ассистенты-стажеры Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории исполнят музыку Ренессанса и барокко. Участие во всех событиях примет известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

«Начало концертов, запланированных в рамках проекта “Барокко в белые ночи”, намечено на 22 часа — это сознательный шаг, мы рассчитываем, что на программы, которые исполнят молодые силы Московской консерватории, придут также молодые слушатели, — рассказал Илья Черкасов, — У нас перед глазами хороший пример — акция “Ночь музеев”, в которую филармония в свое время вошла с концертами-марафонами, продолжающимися до утра, и из года в год это аншлаги, нон-стоп. Публика этих концертов – в первую очередь очень молодые люди, которых на других программах в наших залах мы в таком количестве не видим. Глядишь, зайдя случайно, в ночи, они заинтересуются классической культурой надолго. Вот на них и расчет».

«Проект “Барокко в белые ночи” – прекрасная иллюстрация того, что подписанный документ фиксирует de jure то, что существует de facto: проект, реализуемый в рамках Соглашения, был спланирован и анонсирован задолго до фактического подписания. Уверен, что в процессе дальнейшего общения мы наверняка найдем возможности, которые будут связаны с демонстрацией всех наших ресурсов и не только концертных, но и научных, – отметил Александр Соколов, – Сейчас неизгладимое впечатление я получил от раритетов, хранящихся в Музыкальной библиотеке Петербургской филармонии. Это ценнейший материал, который, конечно, нужно хранить и реставрировать, но также и изучать, оцифровывать, делать доступным для молодежи. У нас есть программа “Возрождение русской оперной классики”, в рамках которой находки редчайших партитур оборачиваются подготовкой их к исполнению, а затем и научной атрибуцией.  Уверен, что в анналах филармонии немало таких шедевров, которые совместными усилиями мы можем представить публике, исполнителям и ученым. Перспектива эта крайне разнообразная и привлекательная».

Петербургская филармония – старейшая в стране: организация была учреждена в 1921 году, но ее пред-история уходит вглубь XIX века – к 1882 году, когда был образован Придворный оркестр, ныне под именем Заслуженный коллектив России входящий в состав Петербургской филармонии; и далее, к 1839 году, когда был построен Зал Дворянского собрания, ныне – Большой зал Петербургской филармонии – в котором уже в первой половине XIX века началась концертная жизнь.

Московская консерватория стала вторым высшим музыкальным учреждением России: она была открыта в 1866 году, спустя четыре года после Петербургской.

Сегодня Московская консерватория носит имя Петра Чайковского – одного из крупнейших российских композиторов, первого профессора по классу композиции в истории учебного заведения. Творческая жизнь Чайковского теснейшим образом была связана как с Петербургом в целом, так и с Залом Дворянского собрания в частности, где неоднократно звучала его музыка, в том числе и под управлением автора: именно здесь Чайковский дирижировал последним в своей жизни концертом.

Дмитрий Шостакович, биография которого неотделима от истории Ленинградской филармонии, с 1975 года носящей его имя, где состоялись мировые премьеры множества его сочинений, также преподавал в Московской консерватории.

Почетным профессором Московской консерватории был Юрий Темирканов – один из крупнейших дирижеров нашего времени, возглавлявший Петербургскую филармонию и Заслуженный коллектив России до ухода из жизни в ноябре 2023 года.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»