10 апреля на площадке Открытой киностудии «ЛЕНДОК» прошел VI благотворительный фестиваль детского творчества «АртПоляна». В проекте, направленном на развитие и поддержку воспитанников детских домов, школ-интернатов и социально-реабилитационных центров, приняли участие 100 ребят из 14 социальных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 

Петербургская филармония выступила партнером фестиваля: артистка Академического симфонического оркестра филармонии Екатерина Семион вошла в состав его жюри, все участники номинации «Инструментальное творчество» получили билеты на концерты филармонии, а также подарки от официального спонсора Петербургской филармонии Банка ВТБ. Победителями в номинации стали воспитанник Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, пианист Иван Малышев (1 место), воспитанник Ленинградского областного государственного автономного учреждения «Всеволожский комплексный центр социального обслуживания населения», исполнитель на ударных инструментах Андрей Колосов (2 место), воспитанник Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга, пианист Даниил Сидоров (3 место). 

Тема фестиваля в этом году была определена как «Космическое путешествие», состязания прошли в трёх номинациях: вокальное, инструментальное и танцевальное творчество. Все участники получили памятные дипломы, а солисты и коллективы, вошедшие в тройку финалистов в каждой из номинаций – ценные призы от партнёров организатора Фестиваля, АНО «Волшебный Дирижабль».

В состав жюри фестиваля наряду с Екатериной Семион также вошли актер театра и кино Аскар Нигамедзянов, актриса театра “ЦЕХЪ» Екатерина Ильина, актер Санкт-Петербургского Городского театра Александр Манько, автор и исполнитель песен Виктория Плетнева.

Организатор Фестиваля – «Волшебный Дирижабль», автономная некоммерческая организация, которая уже около десяти лет помогает детям с ограниченными возможностями здоровья и сиротам получить достойное дополнительное образование и культурное развитие.

С декабря 2014 года Петербургская филармония выступает партнером АНО «Волшебный Дирижабль»: принимает подопечных организации на репертуарных концертах в своих залах, а также предоставляет площадки для совместных с проектом мероприятий, которые в течение концертного сезона проходят в среднем 2-4 раза в месяц. В течение 2023 года Филармония приняла особенных слушателей на тридцати девяти таких специально организованных программах.

Александр Чернушенко

16 апреля в Большом зале Петербургской филармонии монументальный Реквием Джузеппе Верди прозвучит в исполнении старейших отечественных симфонического оркестра и хора – Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, основанного в 1882 году Повелением императора Александра III, и Хора Государственной академической капеллы, ведущего историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков. За дирижерским пультом в этот вечер – народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Капеллы Александр Чернушенко. Сольные партии исполнят солисты Мариинского театра Жанна Домбровская, Екатерина Сергеева, Станислав Леонтьев, Илья Банник. Концерт входит в абонемент «Первый симфонический оркестр России», объединяющий программы Заслуженного коллектива России.

Реквием Джузеппе Верди – шедевр XIX века, входящий в число самых исполняемых сочинений своего жанра. Его премьера под управлением автора состоялась в Милане в 1874 году, в годовщину смерти писателя Алессандро Мандзони, чьей памяти посвящен опус. Уже в следующем, 1875 году, сочинение под управлением Верди услышал Санкт-Петербург и другие европейские столицы.

Особенность этого Реквиема, которой он обязан своей популярностью, заключается в том, что он написан не по канонам духовной музыки, он говорит ярким, эмоциональным языком оперы – естественным для Джузеппе Верди – крупнейшего оперного композитора XIX века.

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии – старейший в стране и один из лучших симфонических оркестров мира. Созданный Высочайшим Повелением Александра III от 16 июля 1882 года как Придворный музыкантский хор, вскоре переименованный в Придворный оркестр, позже известный как Государственный оркестр, Заслуженный коллектив Республики, именно этот оркестр стал главной причиной создания в 1921 году первой в стране – Петроградской филармонии.

Фото: Стас Левшин

5 апреля в Большом зале Петербургской филармонии выступил Денис Мацуев: один из крупнейших пианистов современности вместе с Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Филармонии, народного артиста России Николая Алексеева исполнил знаменитый Первый фортепианный концерт Петра Чайковского. Во втором отделении в исполнении оркестра прозвучала Шестая симфония Сергея Прокофьева – одно из самых многомерных, философских, неоднозначных сочинений композитора, в котором лирика и свет соседствуют с трагическими страницами. Концерт прошел в рамках абонемента «Первый симфонический оркестр России», посвященного памяти маэстро Юрия Темирканова.

В числе слушателей концерта были председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко и Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Денис Мацуев выступил с Заслуженным коллективом России под управлением Николая Алексеева спустя более чем год после предыдущего совместного концерта: он состоялся в январе 2023 года. После этого пианист выступал в Петербургской филармонии с сольными программами, а в начале марта вышел на сцену Большого зала с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского.

Фото: Стас Левшин

5 апреля в Минском государственном лингвистическом университете состоялась презентация монографии Юлии Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти», посвященной культурной памяти Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в годы Великой Отечественной войны. Исследование было издано под эгидой Петербургской филармонии.

Включенные в монографию «Ленинградская симфония. Партитура памяти» неизвестные документы из российских федеральных, региональных и ведомственных архивов (АВП РФ, РГАСПИ, РГАЛИ, ЦГАЛИ СПб, архива УФСБ по СПб и ЛО и др.), а также музейных фондов, позволяют не только существенно дополнить знания о «знаменитой ленинградке», но и узнать новые имена и в неожиданном ракурсе взглянуть на уже известные.
Участие в презентации книги в Минском государственном лингвистическом университете приняли представители Института истории Национальной академии наук Республики Беларусь, Белорусской академии музыки, Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, Национальной библиотеки Беларуси, Белорусского государственного университета культуры, Витебского музыкального колледжа им. И.И. Соллертинского. 

На презентации автор ответила на вопросы экспертов в области истории Великой отечественной войны, музыковедения, культурологии. Вопросы были разнообразными: о документальных источниках, включая личные, о том, помогает ли книга в передаче «кода» памяти молодежи, можно ли ее использовать в экскурсиях и на курсах повышения квалификации музейных и музыкально-педагогических кадров, контактировали ли эвакуированные в различные регионы ленинградские музыканты друг с другом. Участников презентации интересовали подробности биографий связанных с Белоруссией участников легендарной истории: минчанина Карла Элиасберга, витебчан Ивана Соллертинского и Исаака Гликмана. Прозвучали и вопрос о том, что больше всего удивило автора в процессе работы над монографией. Юлия Кантор ответила, что больше всего удивило то, какое количество материала не исследовано в столь, казалось бы, изученной теме: как показывает опыт, история неисчерпаема.
В дар участникам презентации были переданы экземпляры монографии «Ленинградская симфония. Партитура памяти», а также сборники докладов научной конференции, посвященной первому исполнению Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде (состоялась в Петербургской филармонии в 2022 году, к 80-летию блокадной премьеры симфонии).

Автор монографии Юлия Зораховна Кантор – доктор исторических наук, заместитель директора по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Автор более ста научных публикаций, шести монографий, среди них «Война и мир Михаила Тухачевского» (М., 2005), «Невидимый фронт. Музеи России. 1941–1945» (М., 2017). Юлия Зораховна выступала в роли куратора выставочных проектов, посвященных роли интеллигенции в жизни общества, таких как «Уральский ковчег. Творческая интеллигенция в эвакуации в Свердловской области» в Объединенном музее писателей Урала (Екатеринбург, 2020), «Пермский балет. Эпоха Екатерины» в Пермском государственном хореографическом училище (Пермь, 2020), «Единственный защитник заключенного. Медикам-узникам ГУЛАГа посвящается» в Государственном музее политической истории России (Санкт-Петербург, 2021). В сезоне 2017–2018 гг. была автором идеи и ведущей абонемента Петербургской филармонии «Музыка революции. Два цвета времени», в 2022 году – автором и куратором историко-музыкального проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти» в Санкт-Петербургской академической филармонией им. Д. Д. Шостаковича, с 2023 г. – руководитель историко-реставрационного проекта «Военная летопись Филармонии», в рамках которого прошли выставки «Сибирские сезоны ленинградской филармонии. К 80-летию гастролей» в Омском музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (Омск, 2023), «Слушай, Ленинград» к 80-летию снятия блокады Ленинграда в Мурманском областном художественном музее (Мурманск, 2024).

Фото предоставлены Минским государственным лингвистическим университетом.
Фото: Анна Флегонтова

В апреле Петербургская филармония примет на своей сцене звезд мировой академической музыки Дениса Мацуева, Николая Луганского, Вадима Репина, а также один из лучших симфонических коллективов страны – Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина, солистом в программе которого станет триумфатор XVII Международного конкурса имени Чайковского, пианист Сергей Давыдченко. В Большом зале пройдут концерты с участием музыкантов из Азербайджана и Ирана, прозвучит музыка японского композитора XX века Тору Такемицу, продолжатся абонементы, посвященные великим премьерам в истории филармонии, 200-летию со дня рождения Антона Брукнера, 50-летию со дня публикации полной версии романа «Мастер и Маргарита» в СССР.

Отдельным событием филармонической афиши станет исполнение монументального Реквиема Джузеппе Верди.

Денис Мацуев

Звездные имена – солисты и оркестры: Денис Мацуев, Александр Рудин и Российский национальный оркестр, Вадим Репин, Николай Луганский

5 апреля Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева исполнит программу из шедевров русской музыки. Солист – один из крупнейших пианистов современности Денис Мацуев. Прозвучит Первый фортепианный концерт Чайковского и Шестая симфония Прокофьева.

8 апреля «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха прозвучат в исполнении Симфонического оркестра и хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Участие в концерте примет Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарева.

11 апреля выступлением скрипача с мировым именем Вадима Репина продолжится главный абонемент филармонии «Оркестр Юрия Темирканова»: дирижировать Заслуженным коллективом России в этот вечер будет один из самых ярких российских дирижеров нового поколения Димитрис Ботинис. В программе – сочинения Мориса Равеля и Сергея Прокофьева.

12 апреля абонемент «Оркестровая география России» продолжится выступлением одного из лучших в стране – Российского национального оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера Александра Рудина. Солист – победитель XVII Международного конкурса имени Чайковского Сергей Давыдченко. В программе – сочинения Сергея Рахманинова (в том числе знаменитый Второй фортепианный концерт) и Отторино Респиги.

20 апреля с сольной программой в Большом зале филармонии выступит всемирно известный пианист Николай Луганский. Международная критика называет его «романтическим героем современного фортепиано». Прозвучат шедевры композиторов-романтиков – Феликса Мендельсона, Фридерика Шопена, Сергея Рахманинова, Рихарда Вагнера.

Два концерта апрельской афиши будут посвящены музыкальной культуре Ирана и Азербайджана:

18 апреля великие шедевры русской академической музыки  – сочинения Глинки и Чайковского – прозвучат в Большом зале филармонии вместе с музыкой иранских композиторов, демонстрируя самобытность двух великих культур. На сцене – Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослава Забояркина, виолончелист Дмитрий Ганенко и музыканты из Исламской Республики Иран.

23 апреля выдающиеся музыканты Азербайджана выступят в Большом зале филармонии вместе с Академическим симфоническим оркестром. Дирижер – Эйюб Кулиев, выступающий на таких прославленных сценах, как нью-йоркский Карнеги-холл и венский Концертхаус, солисты – выдающиеся азербайджанские пианисты: народный артист СССР, Лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, композитор и педагог Фархад Бадалбейли и народный артист Азербайджана Мурад Адыгезалзаде. Прозвучат шедевры азербайджанской и русской академической музыки, созданные Кара Караевым, Фикретом Амировым, Сергеем Рахманиновым и Петром Чайковским.

Антон Брукнер

Великие премьеры в истории Петербургской филармонии, юбилейные даты: Антон Брукнер, «Мастер и Маргарита»

7 апреля Академический симфонический оркестр под управлением дирижера коллектива Владимира Альтшулера исполнит великие сочинения, чьи исторические исполнения – мировые премьеры или исполнения с участием автора – прошли в Большом зале. Прозвучат увертюра Глинки «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», премьера которой состоялась в Зале Дворянского собрания в 1852 году, Третий фортепианный концерт Прокофьева, который звучал в исполнении автора в Большом зале в 1927 году, сольную партию исполнит известный петербургский пианист Николай Мажара. В программе второго отделения – одна из самых значительных из написанных в XX веке – Пятая симфония Шостаковича, чья мировая премьера состоялась в Ленинградской филармонии 21 ноября 1937 года под управлением Евгения Мравинского.

19 апреля абонементный цикл «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик», посвященный двухсотлетию со дня рождения композитора, продолжится исполнением его «Нулевой» симфонии, также в программе – музыка семьи Штраусов. На сцене – Академический симфонический оркестр под управлением представителя знаменитой музыкальной династии Дмитрия Юровского.

27 апреля – продолжение абонемента «Мастер и Маргарита», посвященного 50-летию публикации полной версии романа Булгакова в СССР. Прозвучат «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха, описывающие последние события земной жизни Христа – те, что составляют одну из сюжетных линий романа. На сцене в этот вечер – Камерный оркестр Заслуженного коллектива России и Хор Петербургской консерватории под управлением известного немецкого дирижера Лео Кремера, солисты – сопрано Александра Репина и тенор Егор Семенков. Фрагменты романа прочтет народный артист России Николай Мартон.

Ярослав Тимофеев. Фото: Стас Левшин

Особенными событиями филармонической афиши станут исполнение монументального Реквиема Джузеппе Верди и концерт абонемента «Классика.Новое», на котором прозвучит музыка японского композитора XX века Тору Такемицу

16 апреля абонемент «Первый симфонический оркестр России», объединяющий программы Заслуженного коллектива России, продолжится исполнением монументального Реквиема Джузеппе Верди. Вместе с оркестром на сцене в этот вечер – Хор Государственной академической капеллы и блистательные солисты Жанна Домбровская, Екатерина Сергеева, Александр Тимченко, Илья Банник. Дирижер – народный артист России, главный дирижер Симфонического оркестра Государственной академической капеллы Александр Чернушенко.

22 апреля новый абонемент Петербургской филармонии «Классика. Новое», в котором великие шедевры классики сочетаются с музыкой XX-XXI веков, продолжится программой из сочинений Николай Римского-Корсакова, Клода Дебюсси и японского композитора XX века Тору Такемицу. На сцене – Заслуженный коллектив России под управлением музыкального руководителя и главного дирижера Михайловского театра Александра Соловьева, солистка – Антонина Попрас, ведущий абонемента – Ярослав Тимофеев – один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.

Фото: Анна Флегонтова

22 марта Первый абонемент Большого зала Петербургской филармонии, объединивший шесть концертов прославленного Заслуженного коллектива России, продолжился программой из шедевров музыки эпохи романтизма. Под управлением известного дирижера, представителя музыкальной династии Дмитрия Юровского прозвучал Первый фортепианный концерт Ференца Листа, сольную партию исполнил лауреат многочисленных конкурсов, победитель «Классического Евровидения» в Эдинбурге Иван Бессонов. Также в программу концерта вошла монументальная Седьмая симфония Антона Брукнера.

«Сегодня я дирижирую симфонией Брукнера впервые в жизни, – рассказал Дмитрий Юровский накануне, – Я планировал начать свои взаимоотношения с этим композитором с “Нулевой” симфонии – здесь же, в Петербурге, в апреле, с Академическим симфоническим оркестром, в мае у меня запланирована Первая симфония с Госоркестром в Москве. Но обстоятельства так сложились, что отношения начались раньше запланированного, и сразу с одной из ключевых в наследии Брукнера – Седьмой симфонии. 

В той или иной степени мне сейчас достаточно легко общаться с этой музыкой, потому что она написана под влиянием Рихарда Вагнера, а Вагнером я дирижировал неоднократно. И, поскольку музыкальный театр мне очень близок, то “создать” его в Седьмой симфонии Брукнера в чем-то даже проще, чем в его более ранних опусах».

19 апреля Дмитрий Юровский продирижирует «Нулевой» симфонией Антона Брукнера, также в этот вечер в исполнении Академического симфонического оркестра прозвучит музыка семьи Штраусов. 20 июня Заслуженный коллектив России под управлением дирижера вновь исполнит Седьмую симфонию Брукнера, также в исполнении оркестра и известного петербургского пианиста Мирослава Култышева прозвучит Второй фортепианный концерт Шопена. Исполнение этой программы в рамках абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» было запланировано на 24 марта, после отмены всех концертов 23 и 24 марта в связи с трагическими событиями в Подмосковье была объявлена новая дата концерта.

Фото: Анна Флегонтова

Концерт 25 марта в Большом зале филармонии – первый после трагической паузы, наставшей в афише после теракта в «Крокус Сити Холле» – начался с минуты молчания. 

«Чудовищное преступление, совершенное 22 марта в Красногорске, в “Крокус Сити Холле”, – наша общая боль и трагедия. Страна потрясена и возмущена терактом, унесшим жизни невинных людей – обратился к публике народный артист России Николай Буров, – Коллектив Петербургской филармонии выражает поддержку пострадавшим от варварского злодеяния и желает им скорейшего выздоровления. Мы приносим глубокие соболезнования родственникам погибших. Скорбя вместе с теми, кто потерял во время теракта в Подмосковье своих близких, просим почтить память жертв минутой молчания». 

В этот вечер на сцене Большого зала программу из сочинений Петра Чайковского, Гавриила Попова, Пола Маккартни и современного петербургского композитора Сергея Екимова под управлением Юрия Серова исполнили Санкт-Петербургский молодежный симфонический оркестр им. М.П. Мусоргского, Хор мальчиков Хорового училища им. М.И. Глинки, Хор Санкт-Петербургской консерватории, Концертный хор Санкт-Петербургского музыкального училища им. М.П. Мусоргского. Солировали – Алексей Васильев (виолончель) и Полина Лаптева (сопрано). 

Фото: Анна Флегонтова

20 марта в Большом зале Петербургской филармонии выступил Московский ансамбль современной музыки – один из лучших российских коллективов, исполняющих сочинения XX и XXI веков. На концерте «Голос кита 2.0», который пришел при поддержке Министерства культуры России, прозвучали пьесы американских композиторов: от создателя музыкального «Черного квадрата» Джона Кейджа и классика минимализма Стива Райха – до авангардиста Джорджа Крама и постминималиста, обладателя Grammy, автора музыки к фильмам Паоло Соррентино Дэвида Лэнга.

Наряду с традиционными музыкальными инструментами на концерте прозвучали и необычные: пьесы Кейджа были исполнены на препарированном рояле – его звучание было изменено с помощью дополнительного оборудования, пьеса Райха «Разные поезда» сложилась из звучания квартета музыкантов и записи звуков поездов и фрагментов препарированной речи, для исполнения «Голоса кита» Крама все исполнители, согласно идее композитора, надели маски, а пианист играл не только на клавишах, но и на струнах рояля. 

На создание пьесы «Голос кита» (1971) Джорджа Крама вдохновили «песни» горбатого кита. По замыслу автора, сочинение охватывает события от начала до конца времен, его средние части-вариации носят названия геологических периодов – от Архейской эры (4 миллиарда лет назад) через Мезозойскую, когда Землю населяли динозавры, к Кайнозойской, в которой живет современное человечество. 

Пьесы «Примитив» и «Тотемный предок» были написаны великим композитором и философом XX века Джоном Кейджем в 1940-е годы, когда он подрабатывал аккомпаниатором в классах современной хореографии. Создатель знаменитой пьесы 4’33 – музыкального «Черного квадрата», манифестирующего принципиально новое отношение к музыкальному времени и музыкальному звуку, Кейдж также изобрел так называемое «подготовленное фортепиано». В стремлении расширить возможности традиционного инструмента, он открыл в нем непредсказуемые тембры, усилив ударное начало. 

«Разные поезда» (1988) Стива Райха – классика американской музыки, одного из основоположников минимализма – это композиция для квартета и фонограммы со звуками поездов и перекомпонованной речью: именно речь становится основополагающим компонентом целого, из ее интонаций вырастают мелодии. 

«Идея пьесы пришла из моего детства, – поясняет композитор, – Когда мне был год, родители развелись [и стали жить в разных городах], из-за этого в 1939-1942 годах я часто переезжал на поезде из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и обратно. В то время поездки казались мне захватывающими и романтичными. А теперь, оглядываясь назад, я думаю, что, если бы я был в Европе в те годы, то как еврей я бы поехал на совсем другом поезде. Имея это ввиду, я хотел создать произведение, которое точно отразило бы эту ситуацию». 

Пьеса состоит из трех частей: «Америка – Перед войной», «Европа – В годы войны», «После войны»: в основу первой из них положена записанная речь гувернантки композитора, с которой он в детстве ездил между городами, в основу второй – воспоминания бывших узников концлагерей. 

Пьеса «Мой совершенно пустой рот» (1999) обладателя Пулитцеровской премии и премии Grammy, автора музыки к кинофильмам Паоло Соррентино, постминималиста Дэвида Лэнга – возникла из фразы (My Very Empty Mouth), которой его учили в детстве, помогая запомнить порядок планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс. «Теперь я уже не помню всего предложения, и потому остальная часть солнечной система утрачена». 

В 2003 году композиция вышла на альбоме Child, ставшего для Лэнга «попыткой изучить разные переживания, какими я их помню из своего детства». «Что мне больше всего интересно, особенно сейчас, когда у меня есть свои дети, так это то, что детство – это время, когда человек учится думать, чувствовать, двигаться вперед, – говорится в авторской аннотации к альбому, – Поскольку каждое музыкальное произведение каким-то образом должно научить слушателя своим собственным правилам, показать, как именно оно работает, это сравнение я считаю содержательным».

Московский ансамбль современной музыки – один из немногих в нашей стране коллективов, ставящих своей целью исполнение сочинений XX и XXI века и обладающих в этой области экспертным статусом. Созданный в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова, к настоящему моменту ансамбль осуществил более 1000 российских и мировых премьер.

Фото: Анна Флегонтова

19 марта в Большом зале филармонии с Академическим симфоническим оркестром под управлением Евгения Бушкова выступила исполнительница на терменвоксе Олеся Ростовская. Звук уникального электронного инструмента, напоминающий человеческий голос, рождается из воздействия исполнителя на электромагнитные поля, или, как может показаться со стороны, просто из воздуха. 

Концерт прошел в рамках абонемента «Концерты во фраках и в джинсах»,  в концертах которого классика звучит рядом с «зарифмованной по смыслу» музыкой популярного жанра. 3 мая абонемент продолжится программой «Джаз и рок», в программе – композиции группы Pink Floyd в версии для симфонического оркестра и сочинения Николая Капустина. Ведущий абонемента – журналист и продюсер Александр Малич.

«Я думаю, что все люди так или иначе слышали терменвокс главным образом в “старообразных” фильмах про космос. Это – одно из клише, которое сопровождает инструмент на протяжении всей его истории», – рассказала Олеся Ростовская. 

Программа концерта продемонстрировала, что инструмент, изобретенный Львом Терменом, способен выражать образы намного более широкого спектра: прозвучали как переложения известных композиций Рахманинова, Гершвина, Вила-Лобоса, Пьяццоллы, так и специально написанная для терменвокса и симфонического оркестра Первая аэрофоническая сюита Иосифа Шиллингера – человека удивительной судьбы и разнообразных талантов, друга Дмитрия Шостаковича и Льва Термена (именно тот и осуществил мировую премьеру Сюиты в США), позже у Шиллингера учился Джордж Гершвин. Музыка Гершвина также звучала в этот вечер: его знаменитую Рапсодия в стиле блюз вместе с оркестром исполнил исполнил известный петербургский пианист Николай Мажара. 

Первый концерт на терменвоксе его изобретатель, специалист в области радиотехники Лев Термен дал в 1920-м году в Петрограде. Первоначально он был занят изобретением электроизмерительного прибора, у которого обнаружилось побочное свойство – он издавал и менял звук в зависимости от изменения положения руки в пространстве. Термен неоднократно выступал в Петроградской филармонии c демонстрацией своего изобретения: 19 декабря 1922 года в Большом зале состоялся концерт под названием «Радио-музыка», на котором демонстрировался «вновь изобретенный музыкальный инструмент», у которого к тому моменту еще не было названия (афиша доступна в статье о Льве Термене на сайте digital-проекта «Столетие филармонии»).

Сохранились воспоминания Льва Термена о том, что во время визита изобретателя в Кремль на его удивительном инструменте играл Владимир Ленин: «После этого я стал играть <... > Во время игры интересно было следить за выражением лица Владимира Ильича: оно менялось в зависимости от характера фраз. Если фраза минорная – у него лицо делалось печальным, а если часть мажорная – у него лицо было радостное. После каждой вещи он сильно аплодировал. А после “Жаворонка” <...> ему захотелось попробовать самому. Он подошел к инструменту, я встал сзади, взял его за правую и левую руки, чтобы можно было ими двигать вперед и назад, и “в четыре руки”, мы сыграли “Жаворонка”». [Цит. по: Самохин В.П., Мещеринова К.В., Тихомирова Е.А.. Лев Сергеевич Термен (120-летие со дня рождения) // Наука и образование, ноябрь 2016.)]

15 марта в Большом зале Петербургской филармонии открылся Международный фестиваль «День Римского-Корсакова», приуроченный к 180-летию со дня рождения композитора. В исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова прозвучали симфоническая поэма Римского-Корсакова «Антар», а также сюита из балета «Жар-птица» Стравинского и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова, сольную партию в которой исполнил победитель XVII Международного конкурса имени Чайковского, пианист Сергей Давыдченко.  

Международный фестиваль «День Римского-Корсакова», приуроченный к 180-летию композитора, пройдет в Петербурге с 15 по 18 марта. Фестиваль организован Фондом развития Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Комитета по культуре Санкт-Петербурга и призван привлечь широкое внимание к имени композитора, направлен на популяризацию его наследия, исполнение редко звучащих произведений.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»