2 марта в Большом зале Петербургской филармонии состоится второй концерт цикла, посвященного 90-летию Академического симфонического оркестра. Коллектив под управлением народного артиста России Николая Алексеева исполнит историческую программу, которой дирижировал Арвид Янсонс, возглавлявший оркестр в 1964-1967 годах. Прозвучат Симфония № 1 «Классическая» Прокофьева, Симфония № 8 Бетховена и Скрипичный концерт Сибелиуса; солист – один из ярчайших скрипачей молодого поколения Айлен Притчин.

«Каждая филармония уникальна по-своему. Петербургская – это прежде всего великие традиции: в 2021 году мы отмечаем 100-летие концертной организации – этой дате посвящены нынешний и следующий концертные сезоны – но история ее восходит много дальше, к XIX-началу XX века, когда в Зале Дворянского собрания (ныне Большой зал филармонии) выступали величайшие музыканты своего времени – Лист, Берлиоз, Вагнер, Дворжак, Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин. Еще одна неповторимая черта Петербургской филармонии – в том, что она объединяет два симфонических коллектива: старейший в стране Заслуженный коллектив России, ведущий историю от 1882 года, когда по повелению Александра III был учрежден Придворный музыкантский хор, и Академический симфонический оркестр, созданный в 1931 году как концертный ансамбль Ленинградского радиокомитета. Именно он – еще не будучи филармоническим – 9 августа 1942 года осуществил в осажденном Ленинграде, в Большом зале филармонии, знаменитую “блокадную” премьеру Седьмой “Ленинградской” симфонии Шостаковича под управлением Карла Элиасберга», – рассказывает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии. 

Постоянная публика Филармонии хорошо знает и любит оба коллектива, но нередко бывает, что вне филармонической среды их названия путают, не понимают разницы между ними, иногда даже думают, что оркестр в филармонии один. 

«Представляя себе историю оркестров и ориентируясь в их репертуаре, перепутать один с другим невозможно, – говорит заместитель художественного руководителя филармонии, – Заслуженный коллектив России сохраняет стать и манеру придворного оркестра, исполняет прежде всего признанные шедевры. Академический симфонический оркестр в силу того, что первые десятилетия его работы проходили в живом радиоэфире, требовавшем стремительного освоения широчайшего репертуара, в том числе – и исполнения только что написанной музыки, до сих пор сохраняет эту поразительную гибкость, стилистическую разносторонность, открытость новому, каждый сезон исполняя современные сочинения – например, в сезоне 2020/2021 запланирована мировая премьера симфонии Слонимского, исполнение музыки Пендерецкого, уже прошел концерт, посвященный 90-летию со дня рождения Андрея Петрова, в исполнении коллектива звучала музыка Адамса и Радвиловича». 

Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии отмечает 90-летие в 2021 году. Цикл, посвященный этой дате, объединяет программы, звучавшие в Большом зале филармонии под управлением дирижеров, в разные годы возглавлявших оркестр. Цикл открылся 31 января программой Н.С. Рабиновича, прозвучавшей под управлением Василия Синайского, солистом выступил пианист Никита Мндоянц. 30 марта программой из сочинений, звучавших под управлением А.С. Дмитриева, продирижирует Владимир Федосеев, солист – виолончелист Алексей Массарский. Цикл завершится 22 июня легендарной программой Карла Элиасберга (главный дирижер в 1936-1949-м и 1954-1957-м годах): под управлением Владимира Альтшулера Академический симфонический оркестр исполнит Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича.

 

Губернатор Александр Беглов встретился сегодня с художественным руководителем Санкт‑Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича Юрием Темиркановым.

В ходе беседы обсуждались планы участия филармонии в общегородских мероприятиях, а также информационная поддержка филармонии в городских СМИ.

В этом году из-за пандемии не состоялся Международный зимний фестиваль «Площадь искусств». Из-за ограничительных мер и трудностей в международном сообщении в Петербург не смогли приехать звезды мировой музыки. Сейчас обсуждается возможность их гастролей в случае значительного улучшения эпидемической ситуации.

Александр Беглов и Юрий Темирканов договорились об особых условиях вакцинации для музыкантов старшей возрастной группы.

На встрече также обсуждались общие вопросы взаимодействия города с организациями культуры федерального подчинения.

Александр Беглов пожелал Юрию Темирканову и всему коллективу Филармонии творческих успехов и реализации намеченных планов.

7 марта в Петербурге состоится сольный концерт Люки Дебарга, ставшего открытием XV Международного конкурса имени Чайковского. В Большом зале филармонии французский пианист исполнит сочинения Баха, Шумана, Форе и Скрябина.

 

Из всех музыкантов, входящих сегодня в исполнительскую элиту, Люка Дебарг обладает одной из самых нестандартных биографий: он начал заниматься музыкой очень поздно – в 11 лет, решение стать профессиональным музыкантом принял в двадцать, а в двадцать четыре года стал открытием и настоящим потрясением для публики одного из самых престижных в мире Международного конкурса имени Чайковского. Пианист, до участия в конкурсе ни разу не игравший с оркестром, стал лауреатом IV премии и обладателем специального приза Ассоциации музыкальных критиков Москвы как музыкант, «чьи выступления стали заметным художественным явлением и чьи уникальное дарование, творческая свобода и красота музыкальных трактовок произвели большое впечатление на публику и критику».

С тех пор карьера Люки Дебарга развивается стремительно: он сотрудничает с крупнейшими исполнителями нашего времени и выступает в самых престижных концертных залах, в числе которых Берлинская филармония, Концертгебау, венский Концертхаус, Театр Елисейских полей и Парижская филармония, лондонские Вигмор-холл и Королевский фестивальный зал, Сантори-холл, Карнеги-холл и многие другие. Его записи выходят на лейбле Sony Classical, последний альбом, посвященный музыке Скарлатти, был высоко оценен The New York Times, а также назван NPR в числе «10 альбомов классической музыки, с которых стоит начать новое десятилетие». История участия Люки Дебарга в Конкурсе имени Чайковского легла в основу документального фильма «Все ради музыки» («Tout à la musique») режиссера Мартана Мирабеля.

Наряду с академической музыкой Люка Дебарг также исполняет джаз, черпает вдохновение в литературе, кино и живописи, значительную часть времени посвящает композиции: он – автор более двадцати сочинений для фортепиано соло и камерного ансамбля. Мировую премьеру его концертино Orpheo di camera осуществил камерный оркестр «Кремерата Балтика», сейчас по заказу коллектива Люка Дебарг сочиняет камерную оперу.

Фото: Xiomara Bender
Фото: Стас Левшин

Петербургская филармония обращает внимание слушателей на то, что в сети Интернет появились сайты-дублеры официального сайта филармонии.

Пожалуйста, будьте внимательны и помните, что только покупка билетов на официальном сайте гарантирует вам как самую низкую цену, так и отсутствие непредвиденных ситуаций на контроле при входе в концертные залы.

Будьте, пожалуйста, внимательны и – до встречи в филармонии!

Главная страница официального сайта Филармонии

13 декабря в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка «”Бетховенские дни” в Филармонии», посвященная 250-летию со дня рождения композитора. Экспозиция, подготовленная навстречу дню рождения Бетховена (16 декабря), открылась в тот вечер, когда в Большом зале звучала его музыка: Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели исполнили Борис Березовский, Никита Борисоглебский, Александр Рудин и Академический симфонический оркестр филармонии; выступление прошло без дирижера.

 

«События, посвященные 250-летию со дня рождения Бетховена, были организованы в филармонии на протяжении прошедшего и нынешнего концертных сезонов: состоялись концерты абонемента «Бетховен +», в программе которых музыка композитора вступала в диалог с музыкой как его, так и наших современников. Кульминацией торжеств призван был стать XXI Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», который должен был пройти в этом декабре. В его программе было запланировано участие солистов и хора Большого театра, симфонического оркестра финского города Лахти, вокальный вечер Маттиаса Гёрне, все пять фортепианных концертов Бетховена в исполнении Рудольфа Бухбиндера, концерты Шарля Дютуа, маэстро Темирканова и другие события. К сожалению, в условиях пандемии проведение международного форума, отвечающего статусу главного филармонического фестиваля, оказалось невозможным, тем не менее в декабрьской афише сохранилось несколько фестивальных концертов, в том числе концерт 13-го и фортепианный вечер Николая Луганского 19 декабря. Поэтому дата 13 декабря и была выбрана как дата открытия выставки» – говорит Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии. 

Фото: Стас Левшин
Фото: Стас Левшин

Экспозиция, расположившаяся в фойе Большого зала, включила материалы из архивов Музыкальной библиотеки Филармонии: программки и афиши концертов с 1920-х годов до нынешнего времени, а также копию посмертной маски композитора, хранящуюся в фондах библиотеки.

«Наша выставка – вторая в череде юбилейных мероприятий к 100-летию Санкт-Петербургской филармонии, и посвящена она «Бетховенским дням» – прежде всего юбилейным и монографическим концертам в репертуаре филармонии, а также отдельным исполнениям произведений Бетховена», – говорится в аннотации, где также отмечается, что за время существования филармонии сочинения Бетховена были исполнены в ее залах около трех тысяч раз.

«В истории филармонии можно выделить несколько бетховенских юбилеев. Весь мир отмечал в 1927 году столетнюю годовщину смерти Бетховена, и Ленинградская филармония организовала “Бетховенский цикл” – программу из двух абонементов <...>. Кроме постоянных дирижеров филармонии, Александра Гаука и Николая Малько, работать с симфоническим оркестром были приглашены крупнейшие европейские дирижеры – Отто Клемперер и Ганс Кнаппертсбуш, а также выдающиеся солисты – скрипач Жозеф Сигети и пианист Артур Шнабель», – отмечает автор аннотации.

Наряду с именами дирижеров филармонии – Евгения Мравинского, Юрия Темирканова, Арвида и Мариса Янсонсов, Курта Зандерлинга, Александра Дмитриева, Николая Алексеева – в программках и афишах, представленных в экспозиции, – имена Александра Глазунова, Александра Цемлинского, Ильи Мусина, Марии Юдиной, Святослава Рихтера, Глена Гульда, Элисо Вирсаладзе, Курта Мазура, Григория Соколова, Елизаветы Леонской, Александра Лазарева, Маурицио Поллини, Герберта фон Караяна, Клаудио Аббадо, сэра Георга Шолти, Артуро Бенедетти Микеланджели, Кента Нагано, Лорина Маазеля, Зубина Меты и многих других всемирно известных музыкантов.

Выставка «Бетховенские дни» открыта для слушателей концертов, проходящих в Большом зале филармонии, она продлится до начала февраля.

 
Фото: Стас Левшин

7 ноября в Большом зале Петербургской филармонии под управлением одного из самых востребованных и харизматичных дирижеров мира Владимира Юровского выступил Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, солистка – сопрано Светлана Создателева. По словам Владимира Юровского, за два дня до назначенной даты концерт был под угрозой срыва, так как дирижер не мог попасть на территорию России. Выступление состоялось вопреки обстоятельствам, оно вошло в цикл «Российские и зарубежные оркестры и ансамбли», приуроченный к первому юбилейному сезону Петербургской филармонии: в июне 2021 года старейшая концертная организация страны отметит столетие. Цикл открылся 10 октября выступлением Михаила Плетнева и Российского национального оркестра.

Фото: Стас Левшин

«Я пользуюсь случаем поздравить вас со столетием замечательной Петербургской филармонии и сказать, как мы счастливы, что нам все-таки несмотря ни на что удалось приехать сюда. За этот печальный год мы уже привыкли к тому что объявления “концерт отменен” или “концерт переносится” стали повседневной рутиной. Меняются программы, меняются исполнители, вы все знаете почему. Так вот сегодняшний концерт еще позавчера вечером был под угрозой полного срыва, – обратился Владимир Юровский к публике перед началом концерта, – Связано это было с тем, что дирижер сегодняшнего концерта физически не мог попасть на территорию России. Потому что у него был вернувшийся из лаборатории негативный тест на COVID-19, но он был в телефоне, а на границе его известили о том, что тест обязательно должен быть распечатан. <...> В итоге меня отправили домой. Я был готов в тот же вечер приступить к работе со своим оркестром, который не видел с января. Но попасть в Москву я смог только на сутки позже, и нам надо было принимать какое-то решение». 

Сложность заключалась в том, что в программе концерта была заявлена сорокаминутная сюита из музыки оперы Вагнера «Гибель богов», которую нынешнее поколение музыкантов Государственного академического симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова никогда не исполняло, подготовить которую при потере одной репетиции не представлялось возможным. В итоге было принято решение, во-первых, наряду с запланированной ранее вагнеровской «Зигфрид-идиллией» исполнить не всю сюиту «Гибель богов», но только заключительную сцену – последние 20 минут оперы, которые часто исполняются как отдельный номер. Также решено было поменять порядок исполнения сочинений: концерт начался с музыки Вагнера, а завершился исполнением Седьмой симфонии Бетховена. 

«Дело в том, что мы очень трепетно относимся к каждому приезду в Петербург, и каждый раз для нас это огромная честь и огромное счастье. И я не могу позволить ни себе, ни своим коллегам демонстрировать наши выдающиеся способности в чтении с листа и не хочу этого делать, потому что это не честно, – объяснил свое решение Владимир Юровский, – Вот то, что мы за этот один репетиционный день освоили, мы вам сегодня покажем. Я надеюсь, вы в этом найдете для себя не только музыкальное наслаждение, но, может быть, это заставит вас задуматься о чем-то еще, потому что мостик от Вагнера к Бетховену, а не наоборот, на самом деле крайне важен в наше время: апокалиптического, сумеречного и гибельного в нашей жизни столько, что остро не хватает радости жизни, оптимизма и веры в то, что все будет хорошо, Бетховен нам эту веру как раз дает». 

 

«ГАСО имени Светланова – не частый гость в Петербурге. Последний раз коллектив под управлением Владимира Юровского выступал у нас в декабре 2012 года на Международном зимнем фестивале "Площадь Искусств", то есть этой встречи мы ждали долгие восемь лет, – отмечает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии, – Первый юбилейный сезон, посвященный столетию филармонии, к сожалению, совпал с пандемией и всеми сложностями и ограничениями, которые она привносит в работу концертных организаций. В силу разных обстоятельств мы слишком часто в этом сезоне вынуждены менять программы концертов, заменять дирижеров и солистов. И на фоне этой нестабильности каким-то чудом, которое, впрочем, достигается ценой усилий конкретных людей – и с нашей стороны, и со стороны приезжающих к нам коллективов, – нам удается проводить важнейшие концерты, входящие цикл, посвященный столетию филармонии. В октябре он открылся выступлением Михаила Плетнева и Российского национального оркестра, которое мы готовили несколько лет. Сейчас у нас выступил ГАСО, и мы признательны и Владимиру Юровскому, и всем музыкантам, что вопреки обстоятельствам, они не отказались от этого концерта. Мы надеемся, что следующее выступление коллектива состоится в текущем же сезоне: оно запланировано на май 2021 года».  

Выступление Государственного академического симфонического оркестра под управлением Владимира Юровского транслировалось онлайн в официальных аккаунтах Петербургской филармонии в социальных сетях «ВКонтакте» и Youtube, видео остается доступным для пользователей и по окончании трансляции.

Наряду с концертом Государственного академического симфонического оркестра и Владимира Юровского  в цикле «Российские и зарубежные оркестры и ансамбли», посвященном 100-летию Петербургской филармонии, в этом сезоне также запланированы выступления Симфонического оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, Монреальского симфонического оркестра под управлением Кента Нагано, солист – Александр Канторов, Хора Монтеверди и Английских барочных солистов под управлением Сэра Джона Элиота Гардинера, Камерного оркестра Europa Galante под управлением Фабио Бьонди, британского камерного оркестра «Академия старинной музыки» под управлением Ричарда Эгарра.

10 октября в Большом зале Петербургской филармонии вместе с Российским национальным оркестром под управлением Андрея Рубцова выступил художественный руководитель коллектива, один из крупнейших пианистов мира Михаил Плетнев. Концерт стал важным событием филармонической афиши, возвращением музыкантов в этот зал после большого перерыва: Михаил Плетнев не выступал здесь в качестве пианиста с 2004 года, предыдущее выступление Российского национального оркестра в Петербургской филармонии состоялось в 2013 году. Нынешняя программа открыла цикл концертов «Российские и зарубежные оркестры и ансамбли», приуроченный к первому юбилейному сезону Петербургской филармонии: в июне 2021 года старейшая концертная организация страны отметит свое столетие.

Фото: Стас Левшин
Фото: Стас Левшин
Фото: Стас Левшин

Михаил Плетнев выступил в обоих отделениях концерта. Прозвучали Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Бетховена, 250-летие со дня рождения которого в этом году отмечает весь музыкальный мир, и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Сен-Санса. 

Концерт Российского национального оркестра в Санкт-Петербурге прошел в рамках российского гастрольного тура, в который коллектив отправился, завершив традиционный Большой фестиваль РНО в Москве. 

«Выступление Михаила Васильевича и его оркестра в Большом зале филармонии – событие огромной важности для нас, – отмечает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии, – Все то время, когда наша публика была лишена счастья слышать Михаила Плетнева и его коллектив, мы не прекращали попыток организовать их концерт, но в силу разного рода обстоятельств они долгое время оставались безрезультатными. Большая удача, что в этом сезоне, когда планировать что-то особенно трудно, это без преувеличения историческое событие состоялось. В конце концерта зал встал, продемонстрировав тем самым высшую степень уважения и благодарности за блестящий концерт. Я уверен, что этот прием дал музыкантам почувствовать, насколько их выступление важно для петербургской публики, а это, надеюсь, значит, что следующей встречи с ними нам не придется ждать так долго».

 

Цикл «Российские и зарубежные оркестры и ансамбли», посвященный 100-летию Петербургской филармонии, открывшийся концертом Российского национального оркестра, объединяет выступления ведущих коллективов и музыкантов: в ноябре в Большом зале запланированы выступления Государственного симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского (7 ноября) и Симфонического оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса (23 ноября).

Далее в сезоне ожидаются выступления Монреальского симфонического оркестра под управлением Кента Нагано, солист – Александр Канторов, Хора Монтеверди и Английских барочных солистов под управлением Сэра Джона Элиота Гардинера, британского камерного оркестра «Академия старинной музыки» под управлением Ричарда Эгарра, Камерного оркестра Europa Galante под управлением Фабио Бьонди.

Юрий Темирканов и Даниэле Гатти, Кент Нагано и сэр Джон Элиот Гардинер, Михаил Плетнев и Ефим Бронфман, XXI Международный фестиваль «Площадь Искусств» к 250-летию Бетховена

Санкт-Петербургская академическая филармония по традиции открывает концертный сезон в день рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – композитора, чье имя с гордостью она носит. 25 сентября на сцене Большого зала – Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии под управлением Николая Алексеева, солист – Николай Луганский. Прозвучат Первая симфония Шостаковича и Третий фортепианный концерт Рахманинова. Второе и главное посвящение программы – к 100-летию филармонии. Под знаком этой внушительной даты пройдут два ближайших филармонических сезона. 

Традиция исполнения академической музыки в филармонических залах восходит к XIX столетию, когда здесь выступали Лист, Берлиоз, Вагнер, Дворжак, Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин и другие крупнейшие музыканты своего времени. Однако собственно филармония (на тот момент Петроградская), первая в нашей стране, была учреждена 13 мая 1921 года, а 12 июня состоялся первый в ее истории концерт. 12 июня 2021 года программа первого концерта Петроградской филармонии прозвучит вновь: Заслуженный коллектив России под управлением Юрия Темирканова исполнит Шестую «Патетическую» симфонию и Скрипичный концерт Чайковского, солист – Максим Венгеров.

 

Насыщенная концертная программа, сотрудничество с ведущими мировыми исполнителями, организация ярких выступлений и международных фестивалей, проведение востребованных сейчас высокотехнологичных онлайн-трансляций, развитие образовательной деятельности становятся возможными благодаря генеральному спонсору филармонии – ПАО НК «Роснефть». Компания активно поддерживает значимые события и явления российской культурной жизни, проекты, направленные на возрождение духовных и национальных ценностей. ПАО «НК «Роснефть» оказывает финансовую помощь концертной деятельности филармонии с 2015 года, это сотрудничество продолжится в юбилейном сезоне и в ближайшие годы.

Мы глубоко признательны нашему многолетнему партнеру за предоставленную возможность подготовки современных и масштабных проектов, украшающих филармоническую афишу, культурную жизнь Петербурга и всей России.

 

«Наш сезон начнется с учетом всех рекомендаций Роспотребнадзора, –  рассказал на пресс-конференции к открытию сезона Илья Черкасов, директор Петербургской филармонии, – Ограничения не такие жесткие, какими они были еще совсем недавно, мы будем работать в строгом соответствии с ними: публика будет допускаться в зал исключительно в масках и после замера температуры, всюду будут размещены дезинфицирующие средства. Пока заболевших у нас нет. Несколько человек переболело по весне, и мы очень надеемся что с нами не случится того, что с происходит иногда с коллегами, которые вынуждены отменять концерты и спектакли потому, что кто-то из участников заболел. Мы очень рассчитываем на то, что в скором времени залы будут наполняться не хуже, чем до начала пандемии».

Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии, отметил, что «поскольку нынешний сезон посвящен 100-летию филармонии, в программу его первого концерта вошли два знаковых произведения, связанные с историей как собственно вековой филармонической так и дофилармонической. В частности, премьера Первой симфонии Шостаковича состоялась в нашем зале в 1926 году в исполнении того же оркестра, который исполнит ее и на открытии нынешнего сезона, именно с этой премьеры началось всемирное признание Шостаковича-композитора. Третий концерт Рахманинова также впервые прозвучал в Петербурге именно в нашем зале в 1911 году в исполнении автора». 

Заместитель художественного руководителя филармонии рассказал о сложностях, с которыми сейчас сталкивается любая концертная организация в попытках спланировать сезон: «Не открою большого секрета, сказав, что наша афиша октября – это «план Б». У нас было запланировано достаточно много выступлений зарубежных исполнителей, которые сейчас физически не могут к нам приехать – невозможно получить визы, невозможно осуществить международный перелет, поэтому мы вынуждены переносить эти концерты на другие сроки. Однако мы очень надеемся, что к декабрю ситуация может улучшиться, поскольку на этот месяц мы традиционно планируем концерты Международного фестиваля «Площадь Искусств». Представить событие такого уровня без участия зарубежных исполнителей крайне сложно»

Отвечая на вопрос о современной музыке и мировых премьерах в новом филармоническом сезоне Евгений Петровский рассказал о том, что столетию филармонии должно быть посвящено новое сочинение Родиона Щедрина: «Родион Константинович обещал, что сочинит или симфоническую поэму, или концертную увертюру, которая впервые прозвучит в филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России и будет посвящена нашему юбилею. Эта премьера должна состояться в рамка одного из исторических циклов, который мы запланировали на этот сезон. Он называется «Вчера, сегодня, завтра. Санкт-Петербургская филармония от “Сотворения мира”», в одном из его концертов должна прозвучать оратория Гайдна «Сотворение мира», с которой собственно и началась прафилармониеская история, своего рода филармонический Ветхий Завет – сочинение прозвучало в 1802 году, это был первый концерт Петербургского филармонического общества, одного из первых в Европе. А в завершающем концерте этого цикла должно прозвучать то сочинение, которое пока еще не создано, но будет написано к лету 2021 года».

В числе других композиторов XX века, чья музыка прозвучит в сезоне – имена Кшиштофа Пендерецкого, Анри Дютийё, Леонида Десятникова, Сергея Слонимского, мировые премьеры симфоний которого должны были состояться в филармонии еще прошедшим летом, но по понятным причинам были перенесены на новый сезон.

 

Николай Луганский, солист первого концерта нового сезона, комментируя ситуацию, в которой оказались концертные организации в связи с пандемией, отметил, что, по его мнению, «рассадка в зале должна быть полная, а поездки в метро, автобусе и лифте представляют для здоровья большую опасность, чем посещение концертного зала».

«В конце августа я сыграл сольный концерт в Варшаве, а в начале сентября – в венском Концертхаусе, летал и туда и обратно я через Лондон, что само по себе уже достаточно комично. И в Польше, и в Австрии на тот момент все было относительно спокойно, но я слышал что сейчас в этих странах, по крайней мере в Австрии, ситуация начала меняться в худшую сторону. После этих концертов у меня вновь пошли отмены, в октябре и в первой половине ноября в Европу я видимо не поеду, но к счастью в России достаточно замечательных концертных залов», – заключил пианист.

В ознаменование 100-летия первой российской филармонии в новом сезоне запланированы концерты с филармоническими оркестрами крупнейших дирижеров и солистов, а также выступления ведущих исполнителей и коллективов мира: 

С Заслуженным коллективом России наряду с художественным руководителем и главным дирижером Юрием Темиркановым, дирижером оркестра Николаем Алексеевым и главным приглашенным дирижером Шарлем Дютуа выступят: Даниэле Гатти (с двумя концертами), Элиаху Инбал, Эммануэль Кривин, Ион Марин, Юничи Хироками, Василий Синайский. Солисты: пианисты Николай Луганский, Рудольф Бухбиндер, Элисо Вирсаладзе, Ефим Бронфман, Симон Трпчески, Кирилл Герштейн, Елизавета Леонская, Денис Мацуев; скрипачи Максим Венгеров, Сергей Догадин, Никита Борисоглебский, Даниэль Лозакович; виолончелист Борис Андрианов и другие исполнители.

Академический симфонический оркестр откроет свой сезон 26 сентября. Под управлением Николая Алексеева прозвучит программа, посвященная 180-летию со дня рождения Чайковского: коллектив исполнит увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», Симфонию № 4 и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, солист – Нарек Ахназарян, победитель XIV Международного конкурса имени Чайковского (2011). Концерт пройдет при поддержке галереи «Времена года». 

В 2021 году, в год 100-летия Филармонии, Академический симфонический оркестр, бывший Оркестр Ленинградского радиокомитета, отметит 90-летие со дня основания, этой дате посвящен тематический цикл коллектива, который объединил программы всех шести его главных дирижеров, возглавлявших оркестр в разные годы: Хайнца Унгера (дирижер А. Бурибаев), Николая Рабиновича (В. Синайский), Юрия Темирканова (Ю. Темирканов), Арвида Янсонса (Н. Алексеев), Александра Дмитриева (дирижер-лауреат оркестра А. Дмитриев), Карла Элиасберга (дирижер оркестра В. Альтшулер). 

Солистами в программах оркестра станут такие известные музыканты, как пианисты Жан-Ив Тибоде, Борис Березовский, Барри Дуглас, Вадим Руденко, Андрей Гугнин, Валерий Кулешов; скрипачи – Илья Грингольц, Никита Борисоглебский, Мария Дуэньяс; виолончелисты – Нарек Ахназарян, Александр Рудин, Пабло Феррандес, Александр Рамм; трубач Сергей Накаряков, саксофонист Федерико Мондельчи и другие музыканты.

 

Среди выступлений крупнейших российских и зарубежных коллективов и солистов петербургскую публику ждут концерты Михаила Плетнева и Российского национального оркестра (дирижер Михаил Татарников) (октябрь), Государственного симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского (ноябрь 2020 и май 2021), Симфонического оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса (ноябрь 2020 и май 2021), а также Камерного оркестра Europa Galante под управлением Фабио Бьонди, Монреальского симфонического оркестра под управлением Кента Нагано, солист – Александр Канторов, Хора Монтеверди и Английских барочных солистов под управлнием Сэра Джона Элиота Гардинера, британского камерного оркестра «Академия старинной музыки» под управлением Ричарда Эгарра; сольные концерты Николая Луганского, Григория Соколова, Люки Дебарга, Бориса Березовского, Джошуа Белла, Даниила Трифонова.

На декабрь запланированы события ежегодного Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который в этом году будет посвящен 250-летию со дня рождения Бетховена. Творчеству композитора отведено главное место в фестивальной программе. В течение четырнадцати дней будут исполнены ряд симфоний композитора, все инструментальные концерты (пять фортепианных, скрипичный и тройной), избранные фортепианные и камерно-инструментальные сочинения. В фестивале примут участие Юрий Темирканов, Шарль Дютуа, Николай Алексеев, Николай Луганский, Борис Березовский, Рудольф Бухбиндер, Элисо Вирсаладзе, Маттиас Гёрне, Даниэль Лозакович и другие музыканты. События фестивальной афиши традиционно включат проекты партнеров Филармонии – Михайловского театра, Русского музея, Театра музыкальной комедии, Собора Воскресения Христова (Спаса на крови).

Также 100-летию филармонии посвящены программы нескольких исторических циклов концертов Большого зала. Первый сезон нового двухгодичного цикла «Филармония – 100. История в зеркале десятилетий» объединит знаковые программы, которыми на филармонической сцене с 1920-х по 1950-е годы продирижировали Фриц Штидри, Бруно Вальтер, Евгений Мравинский, Андре Клюитанс, Эмиль Купер. В цикле «Вчера, сегодня, завтра. Санкт-Петербургская филармония от “Сотворения мира”» прозвучат партитуры, исполнение которых (в том числе мировые премьеры) оставило яркий след в филармонической истории Петербурга; так в рамках цикла будет исполнена оратория Гайдна «Сотворение мира» – сочинение, прозвучавшее в самом первом концерте Санкт-Петербургского филармонического общества в 1802 году.

На юбилейный 2021-й год запланирована презентация масштабного digital-проекта «Столетие филармонии» – цифровой летописи, в которой будет собрана информация обо всех программах, исполненных в филармонических залах за 100 лет (это более 15000 концертов). Здесь же будут размещены биографии всех выступавших в Большом зале артистов, хронографы их концертов в Большом и Малом залах, тексты их автографов со словами благодарности, оставленные в рукописном альбоме, который филармония ведет с 1927 года, а также записи избранных концертов, видеозаписи встреч с музыкантами, подкасты, лекции и образовательные курсы. Здесь же разместятся тексты публикаций в СМИ, в которых отразилась как история концертной организации, так и история всей страны. По словам автора проекта Ирины Родионовой, в соответствующий раздел сайта войдут, «и краткие информационные сообщения, и обстоятельные рецензии, и жалобы недовольных слушателей, и панегирики мудрым вождям, определявшим Постановлениями пути развития культуры, и разгромные статьи о тех, кого еще недавно превозносили, а сегодня ругают за формализм».

В день открытия сезона 2020-2021 в двух фойе Большого зала филармонии откроется экспозиция «Санкт-Петербургская филармония. Годы становления: 1921-1929», посвященная первому десятилетию филармонической истории. В нее вошли уникальные материалы из собрания Музыкальной библиотеки филармонии – афиши, программки, документы.

 

Малый зал филармонии открыл свои двери для слушателей 23 сентября: на концерте известного петербургского пианиста Олега Вайнштейна прозвучали сочинения Чайковского, программа была приурочена к 180-летию со дня рождения композитора.

В течение сезона в Малом зале филармонии также выступят такие известные исполнители, как пианисты – Элисо Вирсаладзе, Екатерина Мечетина, Андрей Коробейников, Петр Лаул, Павел Райкерус, Мирослав Култышев; скрипачи – Максим Федотов, Айлен Притчин, Михаил Гантварг, Илья Иофф; виолончелист Денис Шаповалов; вокалисты Василий Герелло, Мигран Агаджанян, Богдан Волков, Роман Бурденко, а также такие коллективы, как Камерный оркестр «Дивертисмент», Камерный оркестр театра «Мюзик-холл» «Северная симфониетта», «Балтийский камерный оркестр», Квартет имени Танеева, ансамбль «Виртуозы Якутии», ансамбль старинной музыки «Новая Голландия», хор Festino, ансамбль «Коневец-квартет» и многие другие.

Юной аудитории Малый зал филармонии предлагает три абонемента, их ведущие – Ирина Смукул, Наталия Энтелис и Александр Галицкий.

В новом сезоне Филармония продолжит развивать образовательное и просветительское направление своей деятельности. Наряду с традиционными вступительными лекциями, с которыми известные музыковеды выступают перед симфоническими концертами в Арт-галерее, афишу актуальных образовательных событий предложит слушателям Музиторий Филармонии – площадка, успешно работающая уже третий сезон. Частично события Музитория пройдут digital-формате, например, на платформе «ВКонтакте» будет выходить подкаст Анны Виленской «В помощь слушателю» – о том, как понять и полюбить классическую музыку; запланирован выход подкаста об истории музыки Античности. 

Филармония продолжает взаимодействие со слушателями в социальных сетях, сохраняя в этой области положение одного из лидеров среди всех концертных организаций страны. Неотъемлемой и важной частью присутствия Филармонии в сети Интернет в этом сезоне останутся онлайн-трансляции концертов, которые проходят на официальной странице Филармонии в социальной сети «ВКонтакте» при поддержке ПАО «Ростелеком».

 

Возобновляя концертную деятельность, приостановленную в середине марта, Петербургская филармония будет придерживаться принятого в организации Стандарта безопасности, предполагающего соблюдение требований Роспотребнадзора, препятствующих распространению новой коронавирусной инфекции. В частности, вход посетителей в здания филармонии будет возможен только после контроля температуры тела с помощью тепловизора или бесконтактного термометра; слушатели без защитных масок в филармонические залы допущены не будут; все сотрудники филармонии, участвующие в приеме слушателей, будут работать в защитных масках и перчатках. Полный текст Стандарта безопасности размещен на официальном сайте Петербургской филармонии.

 
Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00, 064
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 571-83-33, 064
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2021
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»