С 18 по 21 сентября в Большом зале филармонии состоялись конкурсные прослушивания в струнную группу Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра. Конкурсное жюри возглавил художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов. В состав жюри вошли главный дирижер Заслуженного коллектива России Николай Алексеев, концертмейстер оркестра Лев Клычков и концертмейстеры струнных групп оркестра. 

Фото: Анна Флегонтова
Фото: Анна Флегонтова

По результатам конкурсных прослушиваний

в Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии приняты 

в группу альтов - Техтелев Игорь Константинович

в группу виолончелей - Измайлов Илья Андресович

в группу контрабасов - 
Рыжков Евгений Сергеевич
Глазачев Михаил Юрьевич
Макин Никита Сергеевич
Рычагов Артем Анатольевич
Газизов Арсений Дмитриевич
Шубин Владимир Владимирович
Иванов Алексей Вениаминович
Чубачин Алексей Валерьевич
Гречин Виталий Сергеевич
Петров Арсений Никитич

20 сентября в 15 часов в Бетховенском фойе Большого зала Санкт-Петербургской филармонии состоялась итоговая пресс-конференция, посвященная открытию 102-го концертного сезона Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича.

Участники пресс-конференции:

  • Илья Сергеевич Черкасов, директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича;
  • Николай Геннадиевич Алексеев, заместитель художественного руководителя филармонии имени Д. Д. Шостаковича, главный дирижер Заслуженного коллектива России
  • Евгений Дмитриевич Петровский, заместитель художественного руководителя филармонии
  • Ирина Альбертовна Смукул, художественный руководитель Малого зала филармонии

Также в пресс-конференции в  онлайн-формате смогли принять участие солисты ближайших концертов Большого зала – виолончелист Александр Князев и пианистка Елизавета Леонская.

 

Александр Князев выступит с Заслуженным коллективом России под управлением Вячеслава Валеева 30 сентября.

Елизавета Леонская 27 сентября выступит на концерте-открытии сезона Академического симфонического оркестра (концерт пройдет под управлением Николая Алексеева) и 1 октября исполнит монографическую программу из фортепианных произведений Шуберта.

Фото: Анна Флегонтова

Полная презентация сезона 2022/2023 Петербургской филармонии доступна в видео трансляции, которая прошла на видео-платформе «ВКонтакте»

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Сириус»

15 и 16 сентября Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева выступил в Парке науки и искусства «Сириус» в Сочи, солистом стал один из самых ярких молодых российских пианистов Филипп Копачевский. Концерты вошли в программу Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус»: проходящий с 15 июля по 18 сентября, он объединил выступления ведущих российских коллективов и солистов.

 

«Мы очень долго ждали, когда Заслуженный коллектив России – старейший и один из самых важных оркестров страны – посетит “Сириус”, – рассказал Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех», – Отношения с Петербургской филармонией для нас очень важны: Юрий Темирканов, художественный руководитель филармонии и Заслуженного коллектива России, стоял у истоков Фонда “Талант и успех”, он и сегодня входит в нашу команду – поэтому мы чувствуем поддержку друг друга с самых первых дней. Нам очень давно хотелось, чтобы оркестр Петербургской филармонии приехал к нам, и вот, наконец, Заслуженный коллектив России впервые выступает в “Сириусе”. Я благодарю оркестр и его главного дирижера Николая Алексеева за программы, которые они подготовили, и искренне надеюсь, что, начиная с этого года визиты оркестра в Сочи станут традицией». 

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Сириус»

«Я очень рад, что мы здесь: увиденное поражает, – поделился Илья Черкасов, директор Петербургской филармонии, – Спасибо всем, кто делает возможной работу “Сириуса”, за этих детишек, которые развивают здесь свои дарования, и в будущем, надеюсь, послужат стране».

С 15 июля по 18 сентября в рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» прошло 36 концертов. В дни после выступлений Заслуженного коллектива России фестиваль завершился концертами Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан. «Мне кажется, выступления оркестра Петербургской филармонии и оркестра Республики Татарстан – замечательная сильная точка в программе фестиваля», – отметил Ханс-Йоахим Фрай.

Концерты Заслуженного коллектива России под управлением Николая Алексеева прошли в Большом зале Парка науки и искусства «Сириус». 15 сентября в исполнении оркестра прозвучали хореографическая поэма для оркестра «Вальс» и Первый фортепианный концерт Равеля, а также оркестрованные Равелем знаменитые «Картинки с выставки» Мусоргского. 16 сентября оркестр исполнил музыку русских композиторов: марш из оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», Рапсодией на тему Паганини для фортепиано с оркестром Рахманинова и знаменитую Пятую симфонию Шостаковича, мировую премьеру которой в 1937 году в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского осуществил Заслуженный коллектив Республики, ныне – Заслуженный коллектив России.

Выступления в Сочи знаменовали возобновление гастрольной деятельности Заслуженного коллектива России, прерванной пандемией: предыдущая поездка оркестра состоялась в январе 2020 года, концерты прошли в Испании.

Парк науки и искусства «Сириус» создан Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. Парк, расположившийся в здании бывшего Главного медиацентра Олимпиады 2014 года, соединил в себе научные инновации и традиции мирового искусства: здесь располагаются лаборатории для проектной и научно-исследовательской работы, мастерские, экспозиции и выставочные залы, учебные аудитории и классы, в которых работают ученики Центра, проходят фестивали науки и творчества, концерты классической музыки и балета, художественные выставки. Большой зал Парка науки и искусства «Сириус» рассчитан на более чем 1200 зрительских мест.

Фото предоставлено пресс-службой Парка культуры и искусств «Сириус»

Санкт-Петербургская филармония провела круглый стол «Цели, задачи и способы развития доступной среды и инклюзии в свете анализа накопленного опыта» с участием представителей культурных учреждений Петербурга и Москвы, а также бизнес-структур. Круглый стол прошел при поддержке спонсора Филармонии – Банка ВТБ

Фото: Стас Левшин

Об опыте работы театров в области инклюзии рассказали директор Государственного драматического театра «На Литейном»  Сергей Морозов, директор Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке Ольга Романецкая и директор Санкт-Петербургского академического Театра имени Ленсовета Валерий Градковский.

Наряду с оборудованием зданий и подготовкой персонала все названные театры предоставляют артистам с ограниченными возможностями возможность выйти на профессиональную сцену, а также занимаются развитием программы тифлокомментирования, позволяющей незрячим и слабовидящим посетителям составить максимально полное представление о спектакле. Тифлокомментаторами выступают прошедшие специальное обучение артисты театров.

В репертуаре театра «На Литейном» уже порядка десяти спектаклей с тифлокомментарием – как классика, так и современная драматургия, постановки как для взрослых, так и для детей. Ежемесячно театр включает в репертуар два-три спектакля с тифлокомментариями.

Рассказывая об опыте проведения проектов с участием актеров с особенностями здоровья, в том числе в сотрудничестве с благотворительными организациями, занимающимися театральной подготовкой особенных детей и подростков, директор Театра «На Литейном» подчеркнул, что для него критерием правильности выбора того или иного проекта, является его ценность с точки зрения театрального искусства.

«Театр создан для насыщения своего пространства творческой энергией, и, когда мы предоставляем для проекта сцену, в ответ мы вправе ожидать серьезную театральную составляющую, – пояснил Сергей Морозов, – Когда человек на коляске в спектакле начинает “летать” по сцене и обретает с помощью театра ту свободу движения, которую он в силу физических особенностей никогда не обретет в жизни, – для меня это составляющая театра. Мы не занимаемся “добренькой” благотворительностью, мы делаем особенный театр с особенной энергией и с тем особым содержанием, которое может произвести только особенный актер».

Фото: Стас Левшин

Размышлениями об опыте приглашения особенных артистов к работе над спектаклями поделился директор Театра имени Ленсовета Валерий Градковский. Подчеркнув терапевтический эффект творчества, и его роль в жизни людей с ограниченными возможностями, он рассказал о незрячей девочке, которой по счастливому стечению обстоятельств представилась возможность выступить на сцене перед полным залом, и о том, насколько изменилась ее жизнь после этого опыта: «Полина превратилась в жизнедеятельного творца – она поет, пишет стихи, участвует в телевизионных проектах».

Опыт выступления на профессиональной сцене, предоставляющий людям с ограниченными возможностями свободу самовыражения, раскрывающий их творческий потенциал и тем самым меняющий качество жизни, оказывается столь же важным и для театра, и для общества в целом: по сути это и есть воплощенная в жизнь идея инклюзии.

«Инклюзивное действие провоцирует зрителя на новую степень откровения, – уверен Валерий Градковский, – Артист с физиологическими особенностями, став неотъемлемой частью спектакля, усиливает его художественное высказывание». В качестве примера директор театра назвал спектакль «Дон Кихот».

«Деятельность театра направлена на гуманизацию общества, на нас особая миссия. Помня об этом, важно для самих себя разделять проекты, которые дают нам возможность заработать деньги, и проекты, которые требуют поддержки. А значит, следует взвешенно подходить к тому, что нам требуется с точки зрения коммерции, и тому, что нам требуется с точки зрения сердца», – заключил Валерий Градковский.

Фото: Стас Левшин

О работе и об опыте своих организаций рассказали заместитель генерального директора Государственной капеллы Юлия Шалишева, ведущий специалист отдела социокультурных коммуникаций Русского музея Альфия Шагеева и куратор отдела инклюзивных практик Еврейского музея и центра толерантности (Москва) Екатерина Селезнева.

Инклюзивное направление в работе Русского музея развивается на протяжении уже тридцати лет. За это время отделом социокультурных коммуникаций проведена колоссальная работа с участием самых разных специалистов: художников, психологов, методистов. Организованы тысячи мероприятий, разработано множество специальных инклюзивных форматов и продуктов, учитывающих все возможные особенности здоровья посетителей. Наряду с форматами, адаптирующими экспозиции для людей с различными возможностями здоровья, сотрудники Русского музея развивают направление арт-терапии, готовят волонтеров, проводят мастер-классы и организуют выставки работ художников с особенностями здоровья, суммируют свой опыт в методической литературе.

Анализируя результаты, которых удалось достичь Еврейскому музею и центру толерантности, Екатерина Селезнева подчеркнула важность взаимодействия с аудиторией, для которой эти мероприятия создаются. Специалист рассказала о формате тестирования инклюзивных продуктов специально приглашенными музеем людьми с особенностями здоровья, о проведенных по итогам тестирования глубинных интервью, показавших, насколько значителен зазор между представлениями организаторов и опытом аудитории, для которой они работают. Благодаря заинтересованности в обратной связи музею удалось повысить комфорт и усилить ощущение безопасности особенных посетителей и, как следствие, увеличить их количество.

Фото: Стас Левшин

Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Ия Ростомашвили посвятила выступление этическим аспектам реализации инклюзивных практик, подчеркнув, что не менее важной, чем физическая доступность социокультурных объектов, для посетителей является их социально-психологическая доступность.

«Залогом этичного отношения к людям с особенностями здоровья становится компетентность специалистов, адекватное понимание ими сущности инвалидности, понимание возникающих трудностей, но одновременно и понимание возможностей и способностей человека, находящегося не по своей воле в условиях ограничения состояния здоровья», – отметила Ия Ростомашвили, подчеркнув, что компетентность сотрудников становится одним из важнейших критериев в определении рейтинга учреждения культуры в области обеспечения доступной среды. «Инклюзия – это не проблема, это возможность. Давайте вместе создавать инклюзивное пространство и совместно реализовывать наши возможности», – заключила эксперт.

Старший вице-президент Банка ВТБ Юрий Левченко. Фото: Стас Левшин

Старший вице-президент Банка ВТБ Юрий Левченко, рассказав об опыте работы Банка с особенными клиентами, подчеркнул, что при оказании спонсорской поддержки учреждениям культуры для Банка все большее значение приобретает наличие в них инклюзивных программ: «Могу сказать, что мы чувствуем моральное предпочтение по отношению к таким организациям», – признался эксперт.

При поддержке Банка ВТБ реализованы инклюзивные программы во множестве российских культурных институций, в их числе: Государственный Эрмитаж, Русский музей, Пушкинский музей, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Еврейский музей и центр толерантности.

Выступая партнером Петербургской филармонии, Банк ВТБ оказывает поддержку реализуемой Филармонией программе по развитию доступной среды, в которую в том числе вошел и круглый стол, посвященный вопросам развития инклюзии в учреждениях культуры.

8 сентября, в день начала блокады, опубликована видео-экскурсия по выставке, посвящённой премьере Седьмой симфонии Шостаковича в Ленинграде 9 августа 1942 года. 

Ровно 80 лет спустя - 9 августа 2022 года - «Ленинградская» симфония вновь прозвучала в Большом зале Петербургской филармонии. Её исполнением завершился историко-музыкальный проект «Партитура памяти», в рамках которого в этот же день открылась мемориальная выставка и прошла научная конференция.  Видео-экскурсия доступна на сайте, а также на официальных страницах социальных сетей Филармонии.  

Выставка будет доступна для слушателей перед концертами в Большом зале до 20 октября. А прямо сейчас с её уникальными экспонатами можно познакомиться в этом видео. Экскурсию по выставке проводит автор и куратор проекта Юлия Кантор.

5 августа в 13 часов в Бетховенском фойе Большого зала Санкт-Петербургской филармонии состоялась итоговая пресс-конференция, посвященная историко-музыкальному проекту «Партитура памяти». 

В рамках конференции аудитории стало известно, какой оркестр под управлением Николая Алексеева исполнит на сцене Большого зала филармонии Седьмую симфонию к 80-летию ее премьеры в блокадном Ленинграде.

Автор и куратор проекта, д.и.н. Юлия Кантор подробно рассказала о темах и участниках заявленной в рамках проекта научной конференции «Ленинградская симфония. История, география, рефлексия».
Также на конференции будет представлен уникальный экспонат, найденный Юлией Кантор в результате работы над историко-музейной частью проекта. Этот подлинник позволяет уточнить еще одну точку географии исполнения Седьмой симфонии в 1942 году.

Участники пресс-конференции:

- Илья Сергеевич Черкасов, директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича;
- Николай Геннадиевич Алексеев, заместитель художественного руководителя филармонии имени Д. Д. Шостаковича;
- Юлия Зораховна Кантор, куратор проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти», доктор исторических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН;
- Евгений Дмитриевич Петровский, заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича;
- Михаил Аркадьевич Брызгалов, генеральный директор ФГБУК «Российский национальный музей музыки»;
- Наталья Ивановна Метелица, директор Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства;
- Александр Евгеньевич Логинов, вице-президент - директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком».

В 2022 году – 80 лет событию, навсегда вошедшему в мировую историю: премьере в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. Исполнение этого произведения 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением К. И. Элиасберга стало не только уникальным явлением в культуре, но и важнейшим социально-политическим событием периода Великой Отечественной войны, по праву названным «первыми залпами по Берлину». Оно явилось и своего рода кульминацией «путешествия» этого музыкального произведения по РСФСР и другим союзным республикам, а также по столицам стран-союзниц СССР.

Куйбышев и Москва, Ташкент и Новосибирск, Свердловск и Ереван, Лондон и Нью-Йорк… Историческая карта событий объединяет поколения, позволяя документам, артефактам, исследованиям воссоздать полифоническую картину – Партитуру памяти.

Санкт-Петербургская академическая филармония открыла продажу абонементов на концерты Большого зала в новом концертном сезоне: абонементы можно будет приобрести в кассах и на сайте

В семи абонементных циклах Большого зала публику ждет встреча с прославленными филармоническими оркестрами и великими шедеврами мировой музыки.

Основой концертного сезона традиционно остаются Абонемент №1 «Юрий Темирканов и его оркестр»Абонемент №3 «Первый симфонический оркестр России», в концертах котороых на сцену выйдет Заслуженный коллектив России, и Абонемент №4 «Академический симфонический оркестр филармонии», посвященный 70-летию вхождения оркестра в состав Филармонии.

Публику также ждет встреча с полюбившимися циклами «Диалоги о русском искусстве» (Абонемент №5, который филармония представляет совместно с Государственным Русским музеем) и «Концерты во фраках и джинсах» (Абонемент №6).

В 2023 году мир отметит 150-летие со дня рождения одного из крупнейших русских композиторов – Сергея Рахманинова. Петербургская филармония представляет публике абонемент (Абонемент №2 «Рахманинов. Страницы дневника»), в концертах которого прозвучат все симфонические сочинения композитора, (некоторые – в нескольких редакциях) – от первых опытов до поздних шедевров: это – своего рода страницы дневника, на которых запечатлелись взлеты и падения, страстные устремления и разочарования большого русского художника, последние двадцать шесть лет вынужденно прожившего вдали от родины.

В новом сезоне программы абонемента известного петербургского музыковеда и просветителя Наталии Энтелис построены вокруг величайших шедевров в истории музыки: «Лебединое озеро» Чайковского и Реквием Моцарта, «Времена года» Вивальди и «Шехеразада» Римского-Корсакова, Скрипичный концерт Сибелиуса и Первая симфония Шостаковича. Каждый концерт абонемента № 7 «Шесть шедевров» – это погружение в мир одного сочинения, которое становится ближе и понятней благодаря воссозданному вокруг него музыкальному контексту и, конечно, яркому и увлекательному профессиональному комментарию.

С программами абонементов Большого зала филармонии можно ознакомиться здесь.

Напоминаем также, что также доступны к продаже абонементы Малого зала филармонии.

В ходе историко-музейной подготовки проекта «Партитура памяти», посвященного 80-летию со дня блокадной премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, автором идеи и куратором проекта Юлией Кантор были сделаны уникальные находки, среди которых письма Жавдета Айдарова – музыканта, участвовавшего в исполнении.

«Ленинградской» симфонии 9 августа 1942 года. В его судьбе руководитель оркестра Радиокомитета Карл Элиасберг сыграл особую роль. Письма, позволяющие погрузиться в блокадную реальность периода подготовки к премьере в осажденном городе, были адресованы родителям Айдарова, находившимся в эвакуации, и 80 лет хранились в его семье.

21 июня в 13 часов в Бетховенском фойе Большого зала Санкт-Петербургской филармонии состоялась пресс-конференция, на которой широкой общественности впервые были представлены эти уникальные артефакты.

Участники пресс-конференции:

  • Илья Сергеевич Черкасов, директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича;
  • Евгений Дмитриевич Петровский, заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича;
  • Юлия Зораховна Кантор, куратор проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти», доктор исторических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН;
  • Надим Жавдетович Айдаров, кандидат искусствоведения, сотрудник Института музыки, театра и хореографии РГПУ имени А. И. Герцена.

В 2022 году – 80 лет событию, навсегда вошедшему в мировую историю: премьере в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. Исполнение этого произведения 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением К. И. Элиасберга стало не только уникальным явлением в культуре, но и важнейшим социально-политическим событием периода Великой Отечественной войны, по праву названным «первыми залпами по Берлину». Оно явилось и своего рода кульминацией «путешествия» этого музыкального произведения по РСФСР и другим союзным республикам, а также по столицам стран-союзниц СССР.

Куйбышев и Москва, Ташкент и Новосибирск, Свердловск и Ереван, Лондон и Нью-Йорк… Историческая карта событий объединяет поколения, позволяя документам, артефактам, исследованиям воссоздать полифоническую картину – Партитуру памяти.

Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2022
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»