Уважаемые слушатели!
К сожалению, в программе концерта в Большом зале Филармонии 28 января не прозвучало Адажио Барбера. Невозможность исполнения этого 8-минутного сочинения стала очевидна перед самым началом второго отделения, непосредственно перед выходом оркестра на сцену. Вследствие этого не было сделано объявление о частичном изменении программы. Надеемся, однако, что джазовые импровизации, щедро исполненные солистами на бис во втором отделении, с лихвой восполнили отсутствие первого оркестрового сочинения. 
Приносим извинения за доставленные неудобства.

Администрация Филармонии

Результаты предварительного прослушивания для участия в конкурсе по специальности «гобой»:

1. Новиченков Юрий Вадимович 4. Цыбиков Дугар Пурбоевич 7. Николаева Наталия Андреевна
2. Белоусова Светлана Юрьевна 5. Беляев Петр Денисович 8. Ворошилова Екатерина Сергеевна
3. Финоедов Сергей Сергеевич 6. Булгак Аркадий Дмитриевич  9. Симонова Александра Витальевна

 Жеребьевка участников конкурса по специальности «гобой» состоится 28 января с 13:00 до 13:15. Вход через подъезд №5.

Результаты предварительного прослушивания для участия в конкурсе по специальности «английский рожок»:

1. Бюллер Герман Вадимович 3. Шипкова Анастасия Александровна  
2. Савельева Наталия Александровна 4. Шапкина София Михайловна

Жеребьевка участников конкурса по специальности «английский рожок» состоится 28 января с 13:15 до 13:30. Вход через подъезд №5.

Результаты предварительного прослушивания для участия в конкурсе по специальности «валторна»:

1. Микаелян Артем Гришаевич 6. Микаелян Всеволод Артемович 11. Робиков Петр Валерьевич
2. Сорокин Дмитрий Викторович 7. Родин Дмитрий Петрович 12. Корнилов Павел Николаевич
3. Глаголев Никита Евгеньевич 8. Таннер Алексей Викторович 13. Андрейчиков Антон Сергеевич
4. Николаев Вячеслав Павлович 9. Марцинкевич Александр Владимирович  
5. Дзедик Яков Владиславович 10. Фурцев Игорь Сергеевич  

 

Жеребьевка участников конкурса по специальности «валторна» состоится 28 января с 13:30 до 13:45. Вход через подъезд №5.

Результаты предварительного прослушивания для участия в конкурсе по специальности «альт»:

1. Бекеле Давид Вакгариевич 4. Тарасова Анастасия Александровна 7. Маковский Михаил Петрович
2. Козырицкая Полина Андреевна 5. Серкова Ольга Сергеевна 8. Соколов Евгений Сергеевич
3. Рихтер Екатерина Александровна 6.  Исаева Анастасия Дмитриевна 9. Селюгина Дарья Александровна

Жеребьевка участников конкурса по специальности «альт» состоится 28 января с 13:45 до 14:00. Вход через подъезд №5.

Результаты предварительного прослушивания для участия в конкурсе по специальности «туба»:

1. Сухов Вячеслав Константинович 3. Дзедик Давид Владиславович 5. Бондаренко Дмитрий Анатольевич
2. Богданов Александр Викторович 4. Матвеев Алексей Валерьевич  

Жеребьевка участников конкурса по специальности «туба» состоится 28 января с 14:00 до 14:15. Вход через подъезд №5.

Результаты предварительного прослушивания для участия в конкурсе по специальности «виолончель»:

1. Киселев Роман Сергеевич 5. Озонова Наталья Романовна 9. Тлеубаев Руслан Георгиевич
2. Карташев Илья Борисович 6. Бабенкова Олеся Васильевна 10. Карнилович Елена Анатольевна
3. Батырова Екатерина Альбертовна 7. Игнатов Михаил Сергеевич 11. Таченко Кирилл Юрьевич
4. Пастухов Сергей Владимирович 8. Нечаев Филипп Владимирович 12. Михайлычев Сергей Евгеньевич

Жеребьевка участников конкурса по специальности «виолончель» состоится 4 февраля с 14:00 до 14:15. Вход через подъезд №5.

Результаты предварительного прослушивания для участия в конкурсе по специальности «контрабас»:

1. Мясников Иван Владимирович 5. Гладков Юрий Леонидович 9. Хаецкий Виктор Александрович
2. Гогитидзе Петр Гивич 6. Абакумов Андрей Анатольевич 10. Головченко Дмитрий Сергеевич
3. Дмитриев Сергей Викторович 7. Мурзин Кирилл Юрьевич  
4. Царев Андрей Валерьевич 8. Каракасадов Герман Эдуардович  

Жеребьевка участников конкурса по специальности «контрабас» состоится 4 февраля с 14:15 до 14:30. Вход через подъезд №5.

Оркестровые трудности будут выданы участникам конкурса во время жеребьевки.

 

Конкурсные прослушивания по специальности «гобой» состоятся 29 января с 10:00.

Конкурсные прослушивания по специальности «английский рожок» состоятся 29 января с 11:00.

 Конкурсные прослушивания по специальности «валторна» состоятся 29 января с 12:00.

 

 Конкурсные прослушивания по специальности «альт» состоятся 30 января с 16:00.

 Конкурсные прослушивания по специальности «туба» состоятся 30 января с 18:00.

 

Конкурсные прослушивания по специальности «виолончель» состоятся 6 февраля с 16:00.

Конкурсные прослушивания по специальности «контрабас» состоятся 6 февраля с 18:00.

 

Вход участников конкурсных прослушиваний через подъезд №5.

На конкурсные прослушивания допускаются участники согласно спискам.

22 января в Большом зале Петербургской филармонии состоялся концерт «Приношение Дэвиду Боуи»: в этот вечер Академический симфонический оркестр под управлением известного дирижера Алексея Ньяги осуществил петербургскую премьеру Симфонии № 4 «Heroes» (1996) Филипа Гласса, в основу которой легли темы песен с одноименного альбома Дэвида Боуи. Во втором отделении прозвучали симфонические обработки песен Боуи, написанные известным петербургским композитором Антоном Таноновым эксклюзивно для этого концерта. Исполнение Симфонии приурочено к 85-летию Филипа Гласса, ведущий концерта – Александр Малич. Концерт «Приношение Дэвиду Боуи» входит в абонемент «Концерты во фраках и в джинсах», программы которого сочетают популярные и академические сочинения.

Филип Гласс – живой классик, одна из ключевых фигур стиля минимализм и современной академической музыки в целом, композитор, входящий в пятерку самых исполняемых современных авторов в мире. Перу Гласа принадлежат оперы, симфонии, инструментальные концерты, а также музыка более чем к 50 кинокартинам, в их числе – «Кундун», «Шоу Трумана», «Часы», за работу над которыми Гласс был номинирован на «Золотой глобус».

«Симфония “Heroes”, как и Симфония “Low”, основаны на музыке Дэвида Боуи и Брайана Ино. В серии новаторских записей, сделанных в конце 70-х, Дэвид и Брайан объединили влияние этнической музыки, экспериментального авангарда и рок-н-ролла – и тем самым изменили будущее популярной музыки. Непрекращающееся влияние этих произведений закрепило за ними статус новой «классики» нашего времени. Подобно тому, как композиторы прошлого обращались к музыке своего времени для создания новых произведений, творчество Боуи и Ино стало источником вдохновения и отправной точкой для создания моих собственных симфоний», – комментировал Филип Гласс.

13 января в Большом зале Петербургской филармонии впервые в Петербурге прозвучали симфонические картины «Русские художники» Владимира Юровского – цикл из семи картин, названия которых соответствуют названиям известных живописных полотен. Сочинение исполнил Заслуженный коллектив России под управлением известного петербургского дирижера Анатолия Рыбалко. Также в программе – знаменитые «Времена года» Чайковского в версии для оркестра.

Концерт входит в совместный абонемент Петербургской филармонии и Русского музея «Диалоги о русском искусстве».

13 января в 18.30 для обладателей абонементов и билетов на концерт в Арт-галерее филармонии состоялась посвященная его программе лекция сотрудника Русского музея, кандидата искусствоведения Валерия Ахунова. Лекция транслировалась онлайн в официальных аккаунтах Петербургской филармонии в социальной сети «ВКонтакте» и на платформе Youtube.

Сочинение «Русские художники» было написано в 1959 году, первого исполнения ему пришлось ждать полвека: 28 ноября 2011 года его осуществил сын композитора, дирижер Михаил Юровский, вместе со Норрчепингским симфоническим оркестром. Они же в 2013 году сделали первую запись произведения.

Владимир Юровский – известный композитор, родоначальник знаменитой дирижерской династии: отец Михаила Юровского, дед Владимира и Дмитрия Юровских; автор оперы, балетов, пяти симфоний, оратории, а также музыки к кино и мультфильмам.

«Отец не был глух к музыке других композиторов, но его собственная музыка не походила ни на чью другую, – вспоминал Михаил Юровский в статье, опубликованной в 2015 году в журнале «Музыкальная жизнь», к столетию со дня рождения Владимира Юровского, – Он был исключительно самобытным композитором. Он обладал очень развитым внутренним слухом и сочинял без фортепиано, прямо в партитуре. Когда сочинение было завершено, он “безжалостно” уничтожал эскизы. “Пап, – говорил я ему, – это же хороший материал, жалко выбрасывать…” – “Ничего, сочиним новый”, – говорил он смеясь».

«Русские художники» – образец «живописно-музыкального романтизма», цикл из семи картин, названия которых соответствуют названиям известных полотен: «Над вечным покоем», «Иван царевич на сером волке», «Неизвестная», «Утро стрелецкой казни», Зимняя сцена, «Аленушка», «Масленица».

Фото: Стас Левшин
Фото: Сергей Тягин

17 декабря в Большом зале филармонии с Национальным филармоническим оркестром России выступил Владимир Спиваков – один из крупнейших российских музыкантов, солист – победитель Международного конкурса имени Рахманинова Александр Ключко.

Концерт вошел в программу XXII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», посвященного 140-летию Заслуженного коллектива России – старейшего симфонического оркестра страны. Концерт состоялся при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Владимир Спиваков вернулся на сцену Петербургской филармонии после многолетнего перерыва: предыдущее организованное филармонией выступление музыканта прошло здесь в декабре 2016 года, Национального филармонического оркестра России – в сентябре 2011 года. Возобновившееся сотрудничество продолжится в этом же концертном сезоне: 17 мая 2023 года в Большом зале филармонии запланировано выступление Владимира Спивакова вместе с Камерным оркестром «Виртуозы Москвы».

Фото: Сергей Тягин

«Владимир Спиваков, родившись в эвакуации в Уфе, прожил там полгода, а последующие шестнадцать лет он жил, учился и стал личностью, принял все главные музыкальные решения в своей жизни – кем быть и где учиться – здесь, в Санкт-Петербурге, он считает себя петербуржцем, – рассказал Георгий Агеев, директор Национального филармонического оркестра России, – Он учился вместе с Томасом Зандерлингом, Марисом Янсонсом, Давидом Голощекиным, они одноклассники, для него Петербург – святой город, у него мама блокадница. Поэтому Владимир Теодорович чувствует себя в этом городе совершенно особенным образом, и ответственность наша перед выступлениями в этом городе выше, чем перед выступлениями в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Для нас огромное значение имеет каждый приезд и каждое выступление в Большом зале Петербургской филармонии. Более того – никакого другого зала [в Петербурге], кроме этого зала, для Спивакова и, соответственно, для нас не существует».

«Мы помним, что вашему легендарному оркестру – Заслуженному коллективу России – 140 лет, и это важно для нас, поскольку этот оркестр всегда был для нас примером, - отметил Георгий Агеев, - Наш оркестр молодой, в этом сезоне мы отмечаем двадцатилетие, по сравнению с вашей датой наш юбилей выглядит, конечно, скромно, но мне хотелось бы, чтобы вы о нем знали – мы отметим нашу дату в марте следующего года».

Георгий Агеев рассказал, что исполнением «Поэмы экстаза» Скрябина Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова в том числе отмечает столетие со дня рождения Вениамина Марголина – легендарного трубача, который почти сорок лет был солистом Заслуженного коллектива Республики (ныне – Заслуженный коллектив России): «Он был одним из лучших трубачей нашей страны точно, а может быть и мира. На протяжении многих лет и десятилетий Вениамин Марголин исполнял сольную партию в «Поэме экстаза», у него была своя философия исполнения этого произведения – его манеру отличала не только безупречная техника, но и особое духовное наполнение. По одним источникам, он родился в июне, по другим, в июле 1922 года, но многие говорят, что он родился именно сегодня, 17 декабря, ровно 100 лет назад, – и это один из юбилеев, который мы хотели бы отметить».

8 декабря состоялась пресс-конференция, посвященная XXII Международному зимнему фестивалю «Площадь Искусств». О фестивале, который пройдет с 13 по 25 декабря, рассказали:

 — директор Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича Илья Сергеевич Черкасов,

— заместитель художественного руководителя филармонии, главный дирижёр Заслуженного коллектива России, народный артист России Николай Геннадиевич Алексеев,

— заместитель художественного руководителя филармонии Евгений Дмитриевич Петровский,

— заместитель генерального директора Государственного Русского музея по развитию и образовательной деятельности Анна Юрьевна Цветкова,

— генеральный директор Театра музыкальной комедии Юрий Алексеевич Шварцкопф.

Прямая трансляция пресс-конференции доступна на официальном сакйте Петербургской филармонии.

С 18 по 21 сентября в Большом зале филармонии состоялись конкурсные прослушивания в струнную группу Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра. Конкурсное жюри возглавил художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов. В состав жюри вошли главный дирижер Заслуженного коллектива России Николай Алексеев, концертмейстер оркестра Лев Клычков и концертмейстеры струнных групп оркестра. 

Фото: Анна Флегонтова
Фото: Анна Флегонтова

По результатам конкурсных прослушиваний

в Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии приняты 

в группу альтов - Техтелев Игорь Константинович

в группу виолончелей - Измайлов Илья Андресович

в группу контрабасов - 
Рыжков Евгений Сергеевич
Глазачев Михаил Юрьевич
Макин Никита Сергеевич
Рычагов Артем Анатольевич
Газизов Арсений Дмитриевич
Шубин Владимир Владимирович
Иванов Алексей Вениаминович
Чубачин Алексей Валерьевич
Гречин Виталий Сергеевич
Петров Арсений Никитич

20 сентября в 15 часов в Бетховенском фойе Большого зала Санкт-Петербургской филармонии состоялась итоговая пресс-конференция, посвященная открытию 102-го концертного сезона Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича.

Участники пресс-конференции:

  • Илья Сергеевич Черкасов, директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича;
  • Николай Геннадиевич Алексеев, заместитель художественного руководителя филармонии имени Д. Д. Шостаковича, главный дирижер Заслуженного коллектива России
  • Евгений Дмитриевич Петровский, заместитель художественного руководителя филармонии
  • Ирина Альбертовна Смукул, художественный руководитель Малого зала филармонии

Также в пресс-конференции в  онлайн-формате смогли принять участие солисты ближайших концертов Большого зала – виолончелист Александр Князев и пианистка Елизавета Леонская.

 

Александр Князев выступит с Заслуженным коллективом России под управлением Вячеслава Валеева 30 сентября.

Елизавета Леонская 27 сентября выступит на концерте-открытии сезона Академического симфонического оркестра (концерт пройдет под управлением Николая Алексеева) и 1 октября исполнит монографическую программу из фортепианных произведений Шуберта.

Фото: Анна Флегонтова

Полная презентация сезона 2022/2023 Петербургской филармонии доступна в видео трансляции, которая прошла на видео-платформе «ВКонтакте»

Санкт-Петербургская филармония провела круглый стол «Цели, задачи и способы развития доступной среды и инклюзии в свете анализа накопленного опыта» с участием представителей культурных учреждений Петербурга и Москвы, а также бизнес-структур. Круглый стол прошел при поддержке спонсора Филармонии – Банка ВТБ

Фото: Стас Левшин

Об опыте работы театров в области инклюзии рассказали директор Государственного драматического театра «На Литейном»  Сергей Морозов, директор Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке Ольга Романецкая и директор Санкт-Петербургского академического Театра имени Ленсовета Валерий Градковский.

Наряду с оборудованием зданий и подготовкой персонала все названные театры предоставляют артистам с ограниченными возможностями возможность выйти на профессиональную сцену, а также занимаются развитием программы тифлокомментирования, позволяющей незрячим и слабовидящим посетителям составить максимально полное представление о спектакле. Тифлокомментаторами выступают прошедшие специальное обучение артисты театров.

В репертуаре театра «На Литейном» уже порядка десяти спектаклей с тифлокомментарием – как классика, так и современная драматургия, постановки как для взрослых, так и для детей. Ежемесячно театр включает в репертуар два-три спектакля с тифлокомментариями.

Рассказывая об опыте проведения проектов с участием актеров с особенностями здоровья, в том числе в сотрудничестве с благотворительными организациями, занимающимися театральной подготовкой особенных детей и подростков, директор Театра «На Литейном» подчеркнул, что для него критерием правильности выбора того или иного проекта, является его ценность с точки зрения театрального искусства.

«Театр создан для насыщения своего пространства творческой энергией, и, когда мы предоставляем для проекта сцену, в ответ мы вправе ожидать серьезную театральную составляющую, – пояснил Сергей Морозов, – Когда человек на коляске в спектакле начинает “летать” по сцене и обретает с помощью театра ту свободу движения, которую он в силу физических особенностей никогда не обретет в жизни, – для меня это составляющая театра. Мы не занимаемся “добренькой” благотворительностью, мы делаем особенный театр с особенной энергией и с тем особым содержанием, которое может произвести только особенный актер».

Фото: Стас Левшин

Размышлениями об опыте приглашения особенных артистов к работе над спектаклями поделился директор Театра имени Ленсовета Валерий Градковский. Подчеркнув терапевтический эффект творчества, и его роль в жизни людей с ограниченными возможностями, он рассказал о незрячей девочке, которой по счастливому стечению обстоятельств представилась возможность выступить на сцене перед полным залом, и о том, насколько изменилась ее жизнь после этого опыта: «Полина превратилась в жизнедеятельного творца – она поет, пишет стихи, участвует в телевизионных проектах».

Опыт выступления на профессиональной сцене, предоставляющий людям с ограниченными возможностями свободу самовыражения, раскрывающий их творческий потенциал и тем самым меняющий качество жизни, оказывается столь же важным и для театра, и для общества в целом: по сути это и есть воплощенная в жизнь идея инклюзии.

«Инклюзивное действие провоцирует зрителя на новую степень откровения, – уверен Валерий Градковский, – Артист с физиологическими особенностями, став неотъемлемой частью спектакля, усиливает его художественное высказывание». В качестве примера директор театра назвал спектакль «Дон Кихот».

«Деятельность театра направлена на гуманизацию общества, на нас особая миссия. Помня об этом, важно для самих себя разделять проекты, которые дают нам возможность заработать деньги, и проекты, которые требуют поддержки. А значит, следует взвешенно подходить к тому, что нам требуется с точки зрения коммерции, и тому, что нам требуется с точки зрения сердца», – заключил Валерий Градковский.

Фото: Стас Левшин

О работе и об опыте своих организаций рассказали заместитель генерального директора Государственной капеллы Юлия Шалишева, ведущий специалист отдела социокультурных коммуникаций Русского музея Альфия Шагеева и куратор отдела инклюзивных практик Еврейского музея и центра толерантности (Москва) Екатерина Селезнева.

Инклюзивное направление в работе Русского музея развивается на протяжении уже тридцати лет. За это время отделом социокультурных коммуникаций проведена колоссальная работа с участием самых разных специалистов: художников, психологов, методистов. Организованы тысячи мероприятий, разработано множество специальных инклюзивных форматов и продуктов, учитывающих все возможные особенности здоровья посетителей. Наряду с форматами, адаптирующими экспозиции для людей с различными возможностями здоровья, сотрудники Русского музея развивают направление арт-терапии, готовят волонтеров, проводят мастер-классы и организуют выставки работ художников с особенностями здоровья, суммируют свой опыт в методической литературе.

Анализируя результаты, которых удалось достичь Еврейскому музею и центру толерантности, Екатерина Селезнева подчеркнула важность взаимодействия с аудиторией, для которой эти мероприятия создаются. Специалист рассказала о формате тестирования инклюзивных продуктов специально приглашенными музеем людьми с особенностями здоровья, о проведенных по итогам тестирования глубинных интервью, показавших, насколько значителен зазор между представлениями организаторов и опытом аудитории, для которой они работают. Благодаря заинтересованности в обратной связи музею удалось повысить комфорт и усилить ощущение безопасности особенных посетителей и, как следствие, увеличить их количество.

Фото: Стас Левшин

Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Ия Ростомашвили посвятила выступление этическим аспектам реализации инклюзивных практик, подчеркнув, что не менее важной, чем физическая доступность социокультурных объектов, для посетителей является их социально-психологическая доступность.

«Залогом этичного отношения к людям с особенностями здоровья становится компетентность специалистов, адекватное понимание ими сущности инвалидности, понимание возникающих трудностей, но одновременно и понимание возможностей и способностей человека, находящегося не по своей воле в условиях ограничения состояния здоровья», – отметила Ия Ростомашвили, подчеркнув, что компетентность сотрудников становится одним из важнейших критериев в определении рейтинга учреждения культуры в области обеспечения доступной среды. «Инклюзия – это не проблема, это возможность. Давайте вместе создавать инклюзивное пространство и совместно реализовывать наши возможности», – заключила эксперт.

Старший вице-президент Банка ВТБ Юрий Левченко. Фото: Стас Левшин

Старший вице-президент Банка ВТБ Юрий Левченко, рассказав об опыте работы Банка с особенными клиентами, подчеркнул, что при оказании спонсорской поддержки учреждениям культуры для Банка все большее значение приобретает наличие в них инклюзивных программ: «Могу сказать, что мы чувствуем моральное предпочтение по отношению к таким организациям», – признался эксперт.

При поддержке Банка ВТБ реализованы инклюзивные программы во множестве российских культурных институций, в их числе: Государственный Эрмитаж, Русский музей, Пушкинский музей, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Еврейский музей и центр толерантности.

Выступая партнером Петербургской филармонии, Банк ВТБ оказывает поддержку реализуемой Филармонией программе по развитию доступной среды, в которую в том числе вошел и круглый стол, посвященный вопросам развития инклюзии в учреждениях культуры.

Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2023
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»