С 19 октября Петербургская филармония запустила льготную программу для студентов: теперь при предъявлении в кассах Большого и Малого залов соответствующего документа у студентов есть возможность приобрести билеты на концерты филармонии со скидкой 50%. В льготную программу входит большинство концертов ноября и декабря. Обращаем внимание на то, что покупка билетов по льготной цене возможна только в кассах Большого и Малого залов филармонии, на покупку билетов онлайн предложение не распространяется.

 

Подробности о льготной программе для студентов можно узнать в кассах филармонии, а также по номеру телефона (812) 240-01-00 и по электронной почте ticket@philharmonia.spb.ru.

 
Фото: Анна Флегонтова

5 и 6 декабря в Большом зале Петербургской филармонии выступят Юрий Башмет, Камерный ансамбль «Солисты Москвы», а также актеры театра и кино. Программы войдут в цикл «Российские и зарубежные оркестры и ансамбли», приуроченный к первому юбилейному сезону Петербургской филармонии: в июне 2021 года старейшая концертная организация страны отметит столетие. 

5 декабря в исполнении Юрий Башмета, Камерного ансамбля «Солисты Москвы», а также актеров театра и кино Григория Сиятвинды, Ольги Смирновой и Андрея Мерзликина прозвучат музыкально-литературные композиции на основе «Маленьких трагедий» Пушкина. В композицию на основе пьесы «Моцарт и Сальери» вошла музыка обоих композиторов. «Это очень интересно, потому что мы до сих пор знаем о жизни этих музыкантов очень мало, вот и решили соединить их композиции, чтобы слушатели смогли оценить музыкальный язык того времени», – отмечал Юрий Башмет. В композицию на основе пьесы «Каменный гость» вошла музыка Боккерини, Воан-Уильямса, Тавенера, Моцарта, Турина и Локателли.

6 декабря в исполнении Камерного ансамбля «Солисты Москвы» прозвучат сочинения Грига, Шумана, Моцарта и Чайковского, солистом выступит Юрий Башмет.

Наряду с выступлениями Камерного ансамбля «Солисты Москвы» и Юрия Башмета в цикле «Российские и зарубежные оркестры и ансамбли», посвященном 100-летию Петербургской филармонии, в этом сезоне также запланированы выступления Монреальского симфонического оркестра под управлением Кента Нагано, солист – Александр Канторов, Хора Монтеверди и Английских барочных солистов под управлением Сэра Джона Элиота Гардинера, Камерного оркестра Europa Galante под управлением Фабио Бьонди, британского камерного оркестра «Академия старинной музыки» под управлением Ричарда Эгарра. Цикл открылся в октябре выступлением Российского национального оркестра и Михаила Плетнева, продолжился в ноябре концертом Государственного академического симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова и Владимира Юровского.

Фото: Стас Левшин

7 ноября в Большом зале Петербургской филармонии под управлением одного из самых востребованных и харизматичных дирижеров мира Владимира Юровского выступил Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, солистка – сопрано Светлана Создателева. По словам Владимира Юровского, за два дня до назначенной даты концерт был под угрозой срыва, так как дирижер не мог попасть на территорию России. Выступление состоялось вопреки обстоятельствам, оно вошло в цикл «Российские и зарубежные оркестры и ансамбли», приуроченный к первому юбилейному сезону Петербургской филармонии: в июне 2021 года старейшая концертная организация страны отметит столетие. Цикл открылся 10 октября выступлением Михаила Плетнева и Российского национального оркестра.

Фото: Стас Левшин

«Я пользуюсь случаем поздравить вас со столетием замечательной Петербургской филармонии и сказать, как мы счастливы, что нам все-таки несмотря ни на что удалось приехать сюда. За этот печальный год мы уже привыкли к тому что объявления “концерт отменен” или “концерт переносится” стали повседневной рутиной. Меняются программы, меняются исполнители, вы все знаете почему. Так вот сегодняшний концерт еще позавчера вечером был под угрозой полного срыва, – обратился Владимир Юровский к публике перед началом концерта, – Связано это было с тем, что дирижер сегодняшнего концерта физически не мог попасть на территорию России. Потому что у него был вернувшийся из лаборатории негативный тест на COVID-19, но он был в телефоне, а на границе его известили о том, что тест обязательно должен быть распечатан. <...> В итоге меня отправили домой. Я был готов в тот же вечер приступить к работе со своим оркестром, который не видел с января. Но попасть в Москву я смог только на сутки позже, и нам надо было принимать какое-то решение». 

Сложность заключалась в том, что в программе концерта была заявлена сорокаминутная сюита из музыки оперы Вагнера «Гибель богов», которую нынешнее поколение музыкантов Государственного академического симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова никогда не исполняло, подготовить которую при потере одной репетиции не представлялось возможным. В итоге было принято решение, во-первых, наряду с запланированной ранее вагнеровской «Зигфрид-идиллией» исполнить не всю сюиту «Гибель богов», но только заключительную сцену – последние 20 минут оперы, которые часто исполняются как отдельный номер. Также решено было поменять порядок исполнения сочинений: концерт начался с музыки Вагнера, а завершился исполнением Седьмой симфонии Бетховена. 

«Дело в том, что мы очень трепетно относимся к каждому приезду в Петербург, и каждый раз для нас это огромная честь и огромное счастье. И я не могу позволить ни себе, ни своим коллегам демонстрировать наши выдающиеся способности в чтении с листа и не хочу этого делать, потому что это не честно, – объяснил свое решение Владимир Юровский, – Вот то, что мы за этот один репетиционный день освоили, мы вам сегодня покажем. Я надеюсь, вы в этом найдете для себя не только музыкальное наслаждение, но, может быть, это заставит вас задуматься о чем-то еще, потому что мостик от Вагнера к Бетховену, а не наоборот, на самом деле крайне важен в наше время: апокалиптического, сумеречного и гибельного в нашей жизни столько, что остро не хватает радости жизни, оптимизма и веры в то, что все будет хорошо, Бетховен нам эту веру как раз дает». 

 

«ГАСО имени Светланова – не частый гость в Петербурге. Последний раз коллектив под управлением Владимира Юровского выступал у нас в декабре 2012 года на Международном зимнем фестивале "Площадь Искусств", то есть этой встречи мы ждали долгие восемь лет, – отмечает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии, – Первый юбилейный сезон, посвященный столетию филармонии, к сожалению, совпал с пандемией и всеми сложностями и ограничениями, которые она привносит в работу концертных организаций. В силу разных обстоятельств мы слишком часто в этом сезоне вынуждены менять программы концертов, заменять дирижеров и солистов. И на фоне этой нестабильности каким-то чудом, которое, впрочем, достигается ценой усилий конкретных людей – и с нашей стороны, и со стороны приезжающих к нам коллективов, – нам удается проводить важнейшие концерты, входящие цикл, посвященный столетию филармонии. В октябре он открылся выступлением Михаила Плетнева и Российского национального оркестра, которое мы готовили несколько лет. Сейчас у нас выступил ГАСО, и мы признательны и Владимиру Юровскому, и всем музыкантам, что вопреки обстоятельствам, они не отказались от этого концерта. Мы надеемся, что следующее выступление коллектива состоится в текущем же сезоне: оно запланировано на май 2021 года».  

Выступление Государственного академического симфонического оркестра под управлением Владимира Юровского транслировалось онлайн в официальных аккаунтах Петербургской филармонии в социальных сетях «ВКонтакте» и Youtube, видео остается доступным для пользователей и по окончании трансляции.

Наряду с концертом Государственного академического симфонического оркестра и Владимира Юровского  в цикле «Российские и зарубежные оркестры и ансамбли», посвященном 100-летию Петербургской филармонии, в этом сезоне также запланированы выступления Симфонического оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, Монреальского симфонического оркестра под управлением Кента Нагано, солист – Александр Канторов, Хора Монтеверди и Английских барочных солистов под управлением Сэра Джона Элиота Гардинера, Камерного оркестра Europa Galante под управлением Фабио Бьонди, британского камерного оркестра «Академия старинной музыки» под управлением Ричарда Эгарра.

Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», запланированный на вторую половину декабря, не состоится, решение об этом принято руководством Петербургской филармонии.

Рассказывая в сентябре о ситуации, в которой филармония начинает сезон, заместитель художественного руководителя филармонии Евгений Петровский отмечал, что афиша первых месяцев сезона оказалась значительно скорректирована обстоятельствами: «У нас было запланировано достаточно много выступлений зарубежных исполнителей, которые сейчас физически не могут к нам приехать – невозможно получить визы, невозможно осуществить международный перелет, поэтому мы вынуждены переносить эти концерты на другие сроки. Однако мы очень надеемся, что к декабрю ситуация может улучшиться, поскольку на этот месяц мы традиционно планируем концерты Международного фестиваля “Площадь Искусств”. Представить событие такого уровня без участия зарубежных исполнителей крайне сложно»

Петербургской филармонией были достигнуты договоренности об участии в Международном зимнем фестивале «Площадь Искусств» крупнейших мировых исполнителей – пианистов Рудольфа Бухбиндера, Элисо Вирсаладзе, Николая Луганского, Бориса Березовского, баритона Матиаса Гёрне, виолончелиста Александра Рудина, скрипача Никиты Борисоглебского, Симфонического оркестра города Лахти и других музыкантов. Фестиваль должен был пройти под знаком 250-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена.

Однако, поскольку положительных изменений в вопросе международного сообщения и получения виз не происходит, эпидемиологическая ситуации как в Европе, так, к сожалению, и в России только осложняется, а сохранение фестивалем международного статуса без участия значительного количества зарубежных исполнителей невозможно, руководством филармонии было принято решение о том, что в 2020 году Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» не состоится.

«Тем не менее, некоторые концерты, входившие в программу фестиваля, мы планируем провести и вне "Площади Искусств". В частности, это касается концерта маэстро Юрия Темирканова, запланированного на конец декабря, выступлений в Петербурге Николая Луганского, Бориса Березовского, Александра Рудина, Никиты Борисоглебского», – отмечает Евгений Петровский.

Это второй случай за двадцатиоднолетнюю историю Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», когда он не состоится. В сезоне 2006-2007 форум не был проведен потому, что Большой зал филармонии был закрыт на реставрацию.

 
Фото: Стас Левшин

На прошедшей неделе Петербургская филармония начала продажу абонементов Малого зала на вторую половину сезона, первые их концерты состоятся в январе. Публике предложены тринадцать абонементов с вечерними концертами и три дневных абонемента для юных слушателей и для всей семьи.

Привычный график филармонической жизни, когда продажа абонементов открывалась   весной, а сами абонементные циклы начинались в сентябре, был нарушен пандемией. Учитывая сложившиеся обстоятельства, руководство Малого зала филармонии решило сделать цикл абонементов, концерты которых пройдут с января по июнь.

«Конечно, наши абонементы в их традиционном виде были готовы еще весной, но, учитывая то, сколько сложностей и ограничений принесла нам новая жизнь, мы, чтобы быть более маневренными, отвечая на ее вызовы, расформировали первую половину сезона на отдельные концерты, – рассказывает Ирина Смукул, художественный руководитель Малого зала филармонии, – Абонементные циклы, которые откроются в январе, это не просто механически отнятая часть ранее сформированных абонементов: мы скорректировали программы, исходя из наших новых обстоятельств». 

В числе поступивших в продажу абонементов Малого зала – «В кругу великих имен», концерты которого посвящены юбилейным датам композиторов – от Бетховена до Сергея Баневича, «Вокальные вечера», «Фортепианные вечера», «Магия смычка», «Музыка для всех», объединяющий программы разных жанров, от фламенко до старинной музыки и другие. Полные программы абонементов Малого зала, а также возможность их покупки онлайн доступны на официальном сайте Петербургской филармонии.

 

10 октября в Большом зале Петербургской филармонии вместе с Российским национальным оркестром под управлением Андрея Рубцова выступил художественный руководитель коллектива, один из крупнейших пианистов мира Михаил Плетнев. Концерт стал важным событием филармонической афиши, возвращением музыкантов в этот зал после большого перерыва: Михаил Плетнев не выступал здесь в качестве пианиста с 2004 года, предыдущее выступление Российского национального оркестра в Петербургской филармонии состоялось в 2013 году. Нынешняя программа открыла цикл концертов «Российские и зарубежные оркестры и ансамбли», приуроченный к первому юбилейному сезону Петербургской филармонии: в июне 2021 года старейшая концертная организация страны отметит свое столетие.

Фото: Стас Левшин
Фото: Стас Левшин
Фото: Стас Левшин

Михаил Плетнев выступил в обоих отделениях концерта. Прозвучали Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Бетховена, 250-летие со дня рождения которого в этом году отмечает весь музыкальный мир, и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Сен-Санса. 

Концерт Российского национального оркестра в Санкт-Петербурге прошел в рамках российского гастрольного тура, в который коллектив отправился, завершив традиционный Большой фестиваль РНО в Москве. 

«Выступление Михаила Васильевича и его оркестра в Большом зале филармонии – событие огромной важности для нас, – отмечает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии, – Все то время, когда наша публика была лишена счастья слышать Михаила Плетнева и его коллектив, мы не прекращали попыток организовать их концерт, но в силу разного рода обстоятельств они долгое время оставались безрезультатными. Большая удача, что в этом сезоне, когда планировать что-то особенно трудно, это без преувеличения историческое событие состоялось. В конце концерта зал встал, продемонстрировав тем самым высшую степень уважения и благодарности за блестящий концерт. Я уверен, что этот прием дал музыкантам почувствовать, насколько их выступление важно для петербургской публики, а это, надеюсь, значит, что следующей встречи с ними нам не придется ждать так долго».

 

Цикл «Российские и зарубежные оркестры и ансамбли», посвященный 100-летию Петербургской филармонии, открывшийся концертом Российского национального оркестра, объединяет выступления ведущих коллективов и музыкантов: в ноябре в Большом зале запланированы выступления Государственного симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского (7 ноября) и Симфонического оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса (23 ноября).

Далее в сезоне ожидаются выступления Монреальского симфонического оркестра под управлением Кента Нагано, солист – Александр Канторов, Хора Монтеверди и Английских барочных солистов под управлением Сэра Джона Элиота Гардинера, британского камерного оркестра «Академия старинной музыки» под управлением Ричарда Эгарра, Камерного оркестра Europa Galante под управлением Фабио Бьонди.

Юрий Темирканов и Даниэле Гатти, Кент Нагано и сэр Джон Элиот Гардинер, Михаил Плетнев и Ефим Бронфман, XXI Международный фестиваль «Площадь Искусств» к 250-летию Бетховена

Санкт-Петербургская академическая филармония по традиции открывает концертный сезон в день рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – композитора, чье имя с гордостью она носит. 25 сентября на сцене Большого зала – Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии под управлением Николая Алексеева, солист – Николай Луганский. Прозвучат Первая симфония Шостаковича и Третий фортепианный концерт Рахманинова. Второе и главное посвящение программы – к 100-летию филармонии. Под знаком этой внушительной даты пройдут два ближайших филармонических сезона. 

Традиция исполнения академической музыки в филармонических залах восходит к XIX столетию, когда здесь выступали Лист, Берлиоз, Вагнер, Дворжак, Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин и другие крупнейшие музыканты своего времени. Однако собственно филармония (на тот момент Петроградская), первая в нашей стране, была учреждена 13 мая 1921 года, а 12 июня состоялся первый в ее истории концерт. 12 июня 2021 года программа первого концерта Петроградской филармонии прозвучит вновь: Заслуженный коллектив России под управлением Юрия Темирканова исполнит Шестую «Патетическую» симфонию и Скрипичный концерт Чайковского, солист – Максим Венгеров.

 

Насыщенная концертная программа, сотрудничество с ведущими мировыми исполнителями, организация ярких выступлений и международных фестивалей, проведение востребованных сейчас высокотехнологичных онлайн-трансляций, развитие образовательной деятельности становятся возможными благодаря генеральному спонсору филармонии – ПАО НК «Роснефть». Компания активно поддерживает значимые события и явления российской культурной жизни, проекты, направленные на возрождение духовных и национальных ценностей. ПАО «НК «Роснефть» оказывает финансовую помощь концертной деятельности филармонии с 2015 года, это сотрудничество продолжится в юбилейном сезоне и в ближайшие годы.

Мы глубоко признательны нашему многолетнему партнеру за предоставленную возможность подготовки современных и масштабных проектов, украшающих филармоническую афишу, культурную жизнь Петербурга и всей России.

 

«Наш сезон начнется с учетом всех рекомендаций Роспотребнадзора, –  рассказал на пресс-конференции к открытию сезона Илья Черкасов, директор Петербургской филармонии, – Ограничения не такие жесткие, какими они были еще совсем недавно, мы будем работать в строгом соответствии с ними: публика будет допускаться в зал исключительно в масках и после замера температуры, всюду будут размещены дезинфицирующие средства. Пока заболевших у нас нет. Несколько человек переболело по весне, и мы очень надеемся что с нами не случится того, что с происходит иногда с коллегами, которые вынуждены отменять концерты и спектакли потому, что кто-то из участников заболел. Мы очень рассчитываем на то, что в скором времени залы будут наполняться не хуже, чем до начала пандемии».

Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии, отметил, что «поскольку нынешний сезон посвящен 100-летию филармонии, в программу его первого концерта вошли два знаковых произведения, связанные с историей как собственно вековой филармонической так и дофилармонической. В частности, премьера Первой симфонии Шостаковича состоялась в нашем зале в 1926 году в исполнении того же оркестра, который исполнит ее и на открытии нынешнего сезона, именно с этой премьеры началось всемирное признание Шостаковича-композитора. Третий концерт Рахманинова также впервые прозвучал в Петербурге именно в нашем зале в 1911 году в исполнении автора». 

Заместитель художественного руководителя филармонии рассказал о сложностях, с которыми сейчас сталкивается любая концертная организация в попытках спланировать сезон: «Не открою большого секрета, сказав, что наша афиша октября – это «план Б». У нас было запланировано достаточно много выступлений зарубежных исполнителей, которые сейчас физически не могут к нам приехать – невозможно получить визы, невозможно осуществить международный перелет, поэтому мы вынуждены переносить эти концерты на другие сроки. Однако мы очень надеемся, что к декабрю ситуация может улучшиться, поскольку на этот месяц мы традиционно планируем концерты Международного фестиваля «Площадь Искусств». Представить событие такого уровня без участия зарубежных исполнителей крайне сложно»

Отвечая на вопрос о современной музыке и мировых премьерах в новом филармоническом сезоне Евгений Петровский рассказал о том, что столетию филармонии должно быть посвящено новое сочинение Родиона Щедрина: «Родион Константинович обещал, что сочинит или симфоническую поэму, или концертную увертюру, которая впервые прозвучит в филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России и будет посвящена нашему юбилею. Эта премьера должна состояться в рамка одного из исторических циклов, который мы запланировали на этот сезон. Он называется «Вчера, сегодня, завтра. Санкт-Петербургская филармония от “Сотворения мира”», в одном из его концертов должна прозвучать оратория Гайдна «Сотворение мира», с которой собственно и началась прафилармониеская история, своего рода филармонический Ветхий Завет – сочинение прозвучало в 1802 году, это был первый концерт Петербургского филармонического общества, одного из первых в Европе. А в завершающем концерте этого цикла должно прозвучать то сочинение, которое пока еще не создано, но будет написано к лету 2021 года».

В числе других композиторов XX века, чья музыка прозвучит в сезоне – имена Кшиштофа Пендерецкого, Анри Дютийё, Леонида Десятникова, Сергея Слонимского, мировые премьеры симфоний которого должны были состояться в филармонии еще прошедшим летом, но по понятным причинам были перенесены на новый сезон.

 

Николай Луганский, солист первого концерта нового сезона, комментируя ситуацию, в которой оказались концертные организации в связи с пандемией, отметил, что, по его мнению, «рассадка в зале должна быть полная, а поездки в метро, автобусе и лифте представляют для здоровья большую опасность, чем посещение концертного зала».

«В конце августа я сыграл сольный концерт в Варшаве, а в начале сентября – в венском Концертхаусе, летал и туда и обратно я через Лондон, что само по себе уже достаточно комично. И в Польше, и в Австрии на тот момент все было относительно спокойно, но я слышал что сейчас в этих странах, по крайней мере в Австрии, ситуация начала меняться в худшую сторону. После этих концертов у меня вновь пошли отмены, в октябре и в первой половине ноября в Европу я видимо не поеду, но к счастью в России достаточно замечательных концертных залов», – заключил пианист.

В ознаменование 100-летия первой российской филармонии в новом сезоне запланированы концерты с филармоническими оркестрами крупнейших дирижеров и солистов, а также выступления ведущих исполнителей и коллективов мира: 

С Заслуженным коллективом России наряду с художественным руководителем и главным дирижером Юрием Темиркановым, дирижером оркестра Николаем Алексеевым и главным приглашенным дирижером Шарлем Дютуа выступят: Даниэле Гатти (с двумя концертами), Элиаху Инбал, Эммануэль Кривин, Ион Марин, Юничи Хироками, Василий Синайский. Солисты: пианисты Николай Луганский, Рудольф Бухбиндер, Элисо Вирсаладзе, Ефим Бронфман, Симон Трпчески, Кирилл Герштейн, Елизавета Леонская, Денис Мацуев; скрипачи Максим Венгеров, Сергей Догадин, Никита Борисоглебский, Даниэль Лозакович; виолончелист Борис Андрианов и другие исполнители.

Академический симфонический оркестр откроет свой сезон 26 сентября. Под управлением Николая Алексеева прозвучит программа, посвященная 180-летию со дня рождения Чайковского: коллектив исполнит увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», Симфонию № 4 и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, солист – Нарек Ахназарян, победитель XIV Международного конкурса имени Чайковского (2011). Концерт пройдет при поддержке галереи «Времена года». 

В 2021 году, в год 100-летия Филармонии, Академический симфонический оркестр, бывший Оркестр Ленинградского радиокомитета, отметит 90-летие со дня основания, этой дате посвящен тематический цикл коллектива, который объединил программы всех шести его главных дирижеров, возглавлявших оркестр в разные годы: Хайнца Унгера (дирижер А. Бурибаев), Николая Рабиновича (В. Синайский), Юрия Темирканова (Ю. Темирканов), Арвида Янсонса (Н. Алексеев), Александра Дмитриева (дирижер-лауреат оркестра А. Дмитриев), Карла Элиасберга (дирижер оркестра В. Альтшулер). 

Солистами в программах оркестра станут такие известные музыканты, как пианисты Жан-Ив Тибоде, Борис Березовский, Барри Дуглас, Вадим Руденко, Андрей Гугнин, Валерий Кулешов; скрипачи – Илья Грингольц, Никита Борисоглебский, Мария Дуэньяс; виолончелисты – Нарек Ахназарян, Александр Рудин, Пабло Феррандес, Александр Рамм; трубач Сергей Накаряков, саксофонист Федерико Мондельчи и другие музыканты.

 

Среди выступлений крупнейших российских и зарубежных коллективов и солистов петербургскую публику ждут концерты Михаила Плетнева и Российского национального оркестра (дирижер Михаил Татарников) (октябрь), Государственного симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского (ноябрь 2020 и май 2021), Симфонического оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса (ноябрь 2020 и май 2021), а также Камерного оркестра Europa Galante под управлением Фабио Бьонди, Монреальского симфонического оркестра под управлением Кента Нагано, солист – Александр Канторов, Хора Монтеверди и Английских барочных солистов под управлнием Сэра Джона Элиота Гардинера, британского камерного оркестра «Академия старинной музыки» под управлением Ричарда Эгарра; сольные концерты Николая Луганского, Григория Соколова, Люки Дебарга, Бориса Березовского, Джошуа Белла, Даниила Трифонова.

На декабрь запланированы события ежегодного Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который в этом году будет посвящен 250-летию со дня рождения Бетховена. Творчеству композитора отведено главное место в фестивальной программе. В течение четырнадцати дней будут исполнены ряд симфоний композитора, все инструментальные концерты (пять фортепианных, скрипичный и тройной), избранные фортепианные и камерно-инструментальные сочинения. В фестивале примут участие Юрий Темирканов, Шарль Дютуа, Николай Алексеев, Николай Луганский, Борис Березовский, Рудольф Бухбиндер, Элисо Вирсаладзе, Маттиас Гёрне, Даниэль Лозакович и другие музыканты. События фестивальной афиши традиционно включат проекты партнеров Филармонии – Михайловского театра, Русского музея, Театра музыкальной комедии, Собора Воскресения Христова (Спаса на крови).

Также 100-летию филармонии посвящены программы нескольких исторических циклов концертов Большого зала. Первый сезон нового двухгодичного цикла «Филармония – 100. История в зеркале десятилетий» объединит знаковые программы, которыми на филармонической сцене с 1920-х по 1950-е годы продирижировали Фриц Штидри, Бруно Вальтер, Евгений Мравинский, Андре Клюитанс, Эмиль Купер. В цикле «Вчера, сегодня, завтра. Санкт-Петербургская филармония от “Сотворения мира”» прозвучат партитуры, исполнение которых (в том числе мировые премьеры) оставило яркий след в филармонической истории Петербурга; так в рамках цикла будет исполнена оратория Гайдна «Сотворение мира» – сочинение, прозвучавшее в самом первом концерте Санкт-Петербургского филармонического общества в 1802 году.

На юбилейный 2021-й год запланирована презентация масштабного digital-проекта «Столетие филармонии» – цифровой летописи, в которой будет собрана информация обо всех программах, исполненных в филармонических залах за 100 лет (это более 15000 концертов). Здесь же будут размещены биографии всех выступавших в Большом зале артистов, хронографы их концертов в Большом и Малом залах, тексты их автографов со словами благодарности, оставленные в рукописном альбоме, который филармония ведет с 1927 года, а также записи избранных концертов, видеозаписи встреч с музыкантами, подкасты, лекции и образовательные курсы. Здесь же разместятся тексты публикаций в СМИ, в которых отразилась как история концертной организации, так и история всей страны. По словам автора проекта Ирины Родионовой, в соответствующий раздел сайта войдут, «и краткие информационные сообщения, и обстоятельные рецензии, и жалобы недовольных слушателей, и панегирики мудрым вождям, определявшим Постановлениями пути развития культуры, и разгромные статьи о тех, кого еще недавно превозносили, а сегодня ругают за формализм».

В день открытия сезона 2020-2021 в двух фойе Большого зала филармонии откроется экспозиция «Санкт-Петербургская филармония. Годы становления: 1921-1929», посвященная первому десятилетию филармонической истории. В нее вошли уникальные материалы из собрания Музыкальной библиотеки филармонии – афиши, программки, документы.

 

Малый зал филармонии открыл свои двери для слушателей 23 сентября: на концерте известного петербургского пианиста Олега Вайнштейна прозвучали сочинения Чайковского, программа была приурочена к 180-летию со дня рождения композитора.

В течение сезона в Малом зале филармонии также выступят такие известные исполнители, как пианисты – Элисо Вирсаладзе, Екатерина Мечетина, Андрей Коробейников, Петр Лаул, Павел Райкерус, Мирослав Култышев; скрипачи – Максим Федотов, Айлен Притчин, Михаил Гантварг, Илья Иофф; виолончелист Денис Шаповалов; вокалисты Василий Герелло, Мигран Агаджанян, Богдан Волков, Роман Бурденко, а также такие коллективы, как Камерный оркестр «Дивертисмент», Камерный оркестр театра «Мюзик-холл» «Северная симфониетта», «Балтийский камерный оркестр», Квартет имени Танеева, ансамбль «Виртуозы Якутии», ансамбль старинной музыки «Новая Голландия», хор Festino, ансамбль «Коневец-квартет» и многие другие.

Юной аудитории Малый зал филармонии предлагает три абонемента, их ведущие – Ирина Смукул, Наталия Энтелис и Александр Галицкий.

В новом сезоне Филармония продолжит развивать образовательное и просветительское направление своей деятельности. Наряду с традиционными вступительными лекциями, с которыми известные музыковеды выступают перед симфоническими концертами в Арт-галерее, афишу актуальных образовательных событий предложит слушателям Музиторий Филармонии – площадка, успешно работающая уже третий сезон. Частично события Музитория пройдут digital-формате, например, на платформе «ВКонтакте» будет выходить подкаст Анны Виленской «В помощь слушателю» – о том, как понять и полюбить классическую музыку; запланирован выход подкаста об истории музыки Античности. 

Филармония продолжает взаимодействие со слушателями в социальных сетях, сохраняя в этой области положение одного из лидеров среди всех концертных организаций страны. Неотъемлемой и важной частью присутствия Филармонии в сети Интернет в этом сезоне останутся онлайн-трансляции концертов, которые проходят на официальной странице Филармонии в социальной сети «ВКонтакте» при поддержке ПАО «Ростелеком».

 

Возобновляя концертную деятельность, приостановленную в середине марта, Петербургская филармония будет придерживаться принятого в организации Стандарта безопасности, предполагающего соблюдение требований Роспотребнадзора, препятствующих распространению новой коронавирусной инфекции. В частности, вход посетителей в здания филармонии будет возможен только после контроля температуры тела с помощью тепловизора или бесконтактного термометра; слушатели без защитных масок в филармонические залы допущены не будут; все сотрудники филармонии, участвующие в приеме слушателей, будут работать в защитных масках и перчатках. Полный текст Стандарта безопасности размещен на официальном сайте Петербургской филармонии.

 

Невостребованные билеты на абонементные концерты сезона 2019/20 слушатели могут использовать в течение сезона 2020/21

 

Данная возможность актуальна только для посещения неаншлаговых концертов, организованных филармонией

По всем вопросам можно обратиться по телефонам

+7 (812) 240-01-80

+7 (812) 240-01-00,

а также по электронной почте ticket@philharmonia.spb.ru

Санкт-Петербургская филармония работает по Стандарту безопасности

1. Вход посетителей в здания Филармонии осуществляется только после контроля температуры тела с помощью тепловизора или бесконтактного термометра и визуального осмотра. В случае ожидания при входе посетители должны соблюдать минимальную допустимую социальную дистанцию 1,5 метра. Посетители с температурой тела выше 37°С и (или) имеющие визуальные симптомы респираторных заболеваний (кашель, насморк, слабость), на территорию  Филармонии  не  допускаются.  При  этом посетителям рекомендуется  направиться в медицинское учреждение для диагностики и получения медицинской помощи с соблюдением мер предосторожности.

2. На информационных стендах в кассовом фойе и на сайте Филармонии размещена информация о правилах личной и общественной гигиены и необходимости их соблюдения посетителями в течение всего пребывания на территории Филармонии, о недопустимости посещения Филармонии при температуре тела более 37°С и (или) при наличии симптомов респираторных заболеваний (кашель, насморк, слабость); необходимости ношения посетителями респираторов или одноразовых масок в помещениях; необходимости соблюдения социального дистанцирования в зданиях  Филармонии,  размещена  информацию о действиях в случае появления симптомов острого респираторного заболевания.

3. Перед началом концерта, по его завершении, во время антракта Филармония обеспечивает звуковое оповещение о необходимости соблюдения социальной дистанции, необходимости занимать места, указанные в билете, и других мер защиты.

4. В филармонии установлен режим доступа слушателей в защитных масках и перчатках, вход на территорию Филармонии лиц без защитных масок не допускается.

5.  Все сотрудники Филармонии, участвующие в организации приема слушателей, должны работать в защитных масках и перчатках.

6. Перед, во время и после проведения спектаклей ответственные лица Филармонии или специализированной организации осуществляют дезинфекцию поверхностей и обеззараживание  воздуха  в  зрительская и артистических частях.

7. Зрительская часть филармонии оборудованы дозаторами с антисептическими средствами.

8. По возможности в кассах Филармонии посетителям рекомендуется использовать бесконтактные способы оплаты билетов с помощью банковских карт, технологий оплаты смартфонами и т.д., избегать использования наличных  денег,  при  наличии  возможности  реализацию  билетов рекомендовано осуществлять преимущественно бесконтактным способом.

9. Посетители/слушатели и работники Филармонии должны обеспечить соблюдение дистанции не менее 1,5 метра при нахождении в зонах кассового обслуживания, фойе и буфетов филармонии, при входе в зрительный зал и выходе из него, при расстановке столов в кафе и буфетах, а также сидячих мест в фойе (кресла, диваны, стулья). С этой целью Филармония обеспечивает нанесение на поверхность пола при входе в здание Филармонии, а также в иных местах, где возможно скопление людей, разметки с обозначением минимальной допустимой социальной дистанции 1,5 метра.

10. Осуществлять организацию торговли и общественного питания в соответствии  с Методическими Рекомендациями МР 3.1/2.3.6.0190-20 «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в  условиях  сохранения  рисков  распространения  COVID-19»,  МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли»; запретить во время проведения мероприятий реализацию продуктов питания, за исключением воды и напитков в промышленной упаковке. 

11. Работники Филармонии осуществляют контроль за соблюдением правил личной и общественной гигиены и социального дистанцирования. Лица, нарушающие  указанные  правила личной и общественной гигиены, в Филармонию не допускаются, а при нахождении на территории Филармонии не обслуживаются.

12.  Контроль билетов при входе на концерты Филармонии осуществляется работниками  Филармонии бесконтактными способами с использованием сканеров штрих-кодов.

13. С целью предотвращения скопления зрителей у входов в залы допуск слушателей в филармонию осуществляется не менее чем за 60 минут до начала концерта.

14. Капельдинеры должны контролировать строгое соблюдение слушателями мест, указанных в билете.

15. После концерта запрещается вручать цветы артистам.

16. Филармония обеспечивает установление интервалов между концертами, достаточных для проведения проветривания и уборки залов с применением дезинфицирующих средств. 

17. По возможности ответственные лица Филармонии организовывают проветривание помещений в здания Филармонии после начала концерта и после антракта, и по окончании концерта. 

18. Филармония оставляет за собой право не допускать посетителей в здание и слушателей на концерты, не выполняющих правила настоящего Стандарта.

Петербургская филармония запускает проект «Открытая Филармония»: в соответствующем разделе официального сайта стали доступны онлайн-экскурсии и подкасты, выпуски которых включают как выступления петербургских музыковедов, так и интервью с музыкантами филармонических оркестров. Наряду с сайтом филармонии подкасты в ближайшее время станут доступны и на стриминговых платформах. Также сайт анонсирует серию образовательных вебинаров «Школа слушателя», старт которой запланирован на июнь.

Фото: Стас Левшин
Фото: Стас Левшин

Запуск новых форматов в то время, когда филармония не может проводить концерты, становится для нее возможностью сохранить связь со своим слушателем. Новые форматы дополнят разнообразие образовательного онлайн-контента, производству которого Петербургская филармония традиционно уделяет значительное внимание: на официальном сайте филармонии доступны записи концертов, снятые в Большом и Малом залах филармонии (их онлайн-трансляции в социальной сети «Вконтакте», сопровождаемые комментариями музыковедов, традиционно собирают сотни тысяч просмотров); на канале филармонии на сервисе YouTube доступны записи образовательных событий различных форматов, прошедших в Арт-галерее.

На сайте филармонии опубликовано получасовое видео с записью обзорной экскурсии по зданию Большого зала филармонии, которую провела музыковед Ксения Быстрова. Маршрут проходит «через залы, в которые слушателю не попасть – гостиную для солистов и для дирижеров; через закулисья и фойе – на сцену. По истории страны, которая здесь отпечаталась, и судьбам великих музыкантов, которые здесь работали и выступали», говорится в описании. Видео было записано в пустующем Большом зале филармонии в дни вынужденной приостановки его работы, оно размещено также на официальном канале филармонии на сервисе YouTube и в социальных сетях. Раздел сайта, посвященный онлайн-экскурсиям, будет дополнен серией более подробных аудиорассказов о событиях из истории Дворянского собрания, о выступавших здесь музыкантах, о военном и блокадном периодах истории филармонии. Автор серии – музыковед Ксения Быстрова.

Фото: Стас Левшин

На официальный сайт филармонии загружены первые выпуски серии подкастов, которые будут постоянно обновляться, а в скором времени станут также доступны на стриминговых платформах: 

  • «Время перемен» – подкаст, посвященный тому, как реагировало музыкальное искусство на радикальные изменения в жизни человечества (создан на основе авторского курса музыковеда Ольги Скорбященской);
  • подкаст «В помощь слушателю» включит аудиоверсии лучших лекций, прочитанных в филармонии, в числе лекторов – Александр Харьковский, Ольга Скорбященская, Георгий Ковалевский, Анна Виленская; 
  • серия «Соло в оркестре» объединит подкасты, в которых музыканты филармонических оркестров поделятся историями о карьере, традициях, ярких репетиционных и концертных событиях; а также видео на официальном канале Филармонии на сервисе YouTube, в которых музыканты оркестров расскажут об инструментах, на которых играют (уже опубликованы выпуски с концертмейстером Заслуженного коллектива России Львом Клычковым и концертмейстером группы гобоев Заслуженного коллектива России Артемом Исаевым);

Серия вебинаров «Школа слушателя» предложит пользователям практику слушания и говорения о музыке, станет импульсом для расширения музыкального кругозора. Первым событием Школы станет опыт сравнения разных интерпретаций Шестой симфонии Чайковского, а также попытка разобраться в устройстве этой партитуры; вебинар проведет музыковед Марина Монахова. Проект адресован аудитории без специального музыкального образования. Участие в нем будет доступно после прохождения регистрации на сайте.

Фото: Стас Левшин
Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00, 064
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 571-83-33, 064
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2020
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»