В ходе историко-музейной подготовки проекта «Партитура памяти», посвященного 80-летию со дня блокадной премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, автором идеи и куратором проекта Юлией Кантор были сделаны уникальные находки, среди которых письма Жавдета Айдарова – музыканта, участвовавшего в исполнении.

«Ленинградской» симфонии 9 августа 1942 года. В его судьбе руководитель оркестра Радиокомитета Карл Элиасберг сыграл особую роль. Письма, позволяющие погрузиться в блокадную реальность периода подготовки к премьере в осажденном городе, были адресованы родителям Айдарова, находившимся в эвакуации, и 80 лет хранились в его семье.

21 июня в 13 часов в Бетховенском фойе Большого зала Санкт-Петербургской филармонии состоялась пресс-конференция, на которой широкой общественности впервые были представлены эти уникальные артефакты.

Участники пресс-конференции:

  • Илья Сергеевич Черкасов, директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича;
  • Евгений Дмитриевич Петровский, заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича;
  • Юлия Зораховна Кантор, куратор проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти», доктор исторических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН;
  • Надим Жавдетович Айдаров, кандидат искусствоведения, сотрудник Института музыки, театра и хореографии РГПУ имени А. И. Герцена.

В 2022 году – 80 лет событию, навсегда вошедшему в мировую историю: премьере в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. Исполнение этого произведения 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением К. И. Элиасберга стало не только уникальным явлением в культуре, но и важнейшим социально-политическим событием периода Великой Отечественной войны, по праву названным «первыми залпами по Берлину». Оно явилось и своего рода кульминацией «путешествия» этого музыкального произведения по РСФСР и другим союзным республикам, а также по столицам стран-союзниц СССР.

Куйбышев и Москва, Ташкент и Новосибирск, Свердловск и Ереван, Лондон и Нью-Йорк… Историческая карта событий объединяет поколения, позволяя документам, артефактам, исследованиям воссоздать полифоническую картину – Партитуру памяти.

Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича

объявляет конкурс в Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр на замещение следующих вакантных должностей:

  • Одно место в группе первых скрипок
  • Заместитель концертмейстера группы альтов
  • Одно место в группе альтов
  • Два места в группе виолончелей
  • Помощник концертмейстера группы контрабасов

Конкурс проводится с 18 по 21 сентября 2022 года в Большом зале филармонии

Конкурсная программа на замещение вакантной должности в группе первых скрипок включает одно обязательное произведение и одно произведение крупной формы композиторов второй половины XIX века, либо XX века, по выбору исполнителя, а также исполнение оркестровых партий из репертуара оркестра.

Обязательное произведение (на выбор):

Моцарт. Концерт № 3, № 4 или № 5 для скрипки с оркестром (I часть целиком, с каденцией)

Конкурсная программа на замещение вакантных должностей в группе альтов включает одно обязательное произведение и одно произведение крупной формы композиторов второй половины XIX века, либо XX века, по выбору исполнителя, а также исполнение оркестровых партий из репертуара оркестра.

Обязательное произведение (на выбор):

Стамиц. Концерт для альта с оркестром ре мажор (I часть целиком, с каденцией)

Хоффмайстер. Концерт для альта с оркестром ре мажор (I часть целиком, с каденцией)

Конкурсная программа на замещение вакантных должностей в группе виолончелей включает одно обязательное произведение и одно произведение крупной формы композиторов второй половины XIX века, либо XX века, по выбору исполнителя, а также исполнение оркестровых партий из репертуара оркестра.

Обязательное произведение:

Гайдн. Концерт для виолончели с оркестром ре мажор (I часть целиком, с каденцией в редакции М.Жендрона)

Конкурсная программа на замещение вакантной должности помощника концертмейстера группы контрабасов включает одно обязательное произведение, а также исполнение оркестровых партий из репертуара оркестра.

Обязательное произведение (на выбор):

Хоффмайстер. Концерт № 3 для контрабаса с оркестром (I часть целиком, с каденцией). Издательство Hofmeister Musikverlag (HF.FH-2592)

Шпергер. Концерт № 8 для контрабаса с оркестром (I часть целиком, с каденцией в редакции А.Чиркова). Издательство IKURO Edition (IKURO 210303)

Исполнять обязательное произведение следует в сольном или оркестровом строе

 

Оркестровые партии:

Гайдн. Симфония № 31 "Hornsignal" (IV часть, вариация № 7)

Хинастера. Variaciones concertantes (вариация № 11)

Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла» (Vivace)

Шостакович. Симфония № 5 (I часть, такт 56)

Исполнять оркестровые партии следует на 5-струнном контрабасе в оркестровом строе.

Список документов для участия в конкурсе:

  • Анкета
  • Автобиография
  • Характеристика с места работы или заверенная копия трудовой книжки
  • Фотография (для документов, не больше 6х6 см)
  • Согласие на обработку персональных данных
  • Аудиозапись сольного исполнения длительностью от пяти минут на любом цифровом носителе

 

Приём документов производится с 7 июня 2022 г. по 5 сентября 2022 г. по рабочим дням с 11:00 до 15:00 (обед с 13:00 до 14:00) в администрации Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии по адресу:

Санкт-Петербург, ул. Михайловская, д. 2, каб. № 417 и в отделе кадров каб. № 411.

 

Результаты предварительного отбора и список участников, допущенных к конкурсному прослушиванию, будут опубликованы 12 сентября 2022 г.

Обращаем внимание, что филармония не предоставляет аккомпаниатора.

Справки по телефонам: (812) 314-90-50, (812) 710-40-70 с 11:00 до 15:00.

2 июня в Петербургской филармонии прошел круглый стол, посвященный развитию инклюзивной среды: участие в нем наряду с представителями концертной организации приняли врачи, педагоги, родители детей с ограниченными возможностями, руководители соответствующих фондов и общественных объединений, собственно люди с ограниченными возможностями. Проведение круглого стола стало первым этапом в реализации масштабной программы развития доступной среды в Петербургской филармонии.

 

Участие в круглом столе 2 июня приняли Наталия Андрущенко – врач-невролог, к.м.н., доцент Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, СПбГУ., Ольга Смирнова – первый заместитель руководителя Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», Дмитрий  Погудин – руководитель отдела доступной среды Санкт-петербургской благотворительной общественной организации «Продвижение», Александра Хирецкая – сурдопедагог, дефектолог, специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации, Владимир Бочаров – директор, художественный руководитель и режиссер Санкт-Петербургского театра глухих, Анна Титова – учитель высшей категории, Государственное бюджетное образовательное учреждение Ленинградской области “Мгинская школа-интернат, реализующая адаптированные программы для детей с нарушениями зрения”., Нина Балан - председатель Местной организации незрячих специалистов, Валерия Соколова – генеральный директор АНО «Международный творческий фестиваль "Шаг навстречу!"», Член общественного Совета при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте Российской Федерации, Квочкина Ольга Ивановна заведующая отделом развития Государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих.

Итогом круглого стола стал план действий, обеспечивающих технические требования по формированию доступной среды, в их числе - оборудование помещений, адаптация сайта и информационных ресурсов, подготовка персонала.

Начало второго этапа программы по созданию доступной среды запланировано на сентябрь 2022 года. Он предполагает, во-первых, проведение круглого стола с участием руководителей концертных организаций, имеющих опыт создания доступной среды, и представителей бизнес-структур, успешно реализующих инклюзивные программы. Во-вторых, в сезоне 2022/2023 филармония организует ряд инклюзивных мероприятий - образовательные и развивающие, выездные концерты и лекции, музыкальные проекты с участием людей с ограниченными возможностями.

Реализация третьего этапа программы по созданию доступной среды заключается в обеспечении систематической работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья как отдельной категорией посетителей филармонии.

29 апреля в Смольном губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов вручил работникам сферы культуры, здравоохранения, строительства, промышленности и других отраслей государственные награды и поощрения Президента России.

Главному дирижеру Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Николаю Алексееву губернатором был вручен орден Дружбы.

Нагрудный знак в связи с присвоением высшего почетного звания «Народный артист Российской Федерации» был вручен артисту Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Льву Клычкову.

21 апреля 2022 г. в 13:00 в Бетховенском фойе Большого зала филармонии состоялась пресс-конференция, приуроченная к 80-летию возобновления концертной деятельности Филармонии в блокадном Ленинграде. Пресс-конференция прошла также в онлайн-формате: запись трансляции доступна в официальном паблике Филармонии ВКонтакте.

80 лет назад, 1 мая 1942 года, в блокадном Ленинграде после зимней трагической паузы возобновились концерты в Большом зале Филармонии. Единственный оставшийся в городе симфонический коллектив – оркестр Радиокомитета под управлением Карла Ильича Элиасберга, потерявший к этому времени более половины своих музыкантов, начал возрождаться. Впереди, от репетиции к репетиции, от концерта к концерту, был драматический и мужественный путь к вершине творческой деятельности военного периода – ленинградской премьере Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. Исполнение этого произведения 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде, в Большом зале Филармонии, оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением К. И. Элиасберга стало не только уникальным явлением в культуре, но и важнейшим социально-политическим событием периода Второй мировой войны. Оно было и своего рода финальным аккордом, завершившим «путешествие» этого музыкального произведения по регионам нашей страны и по столицам стран-союзниц СССР к берегам Невы. 

На пресс-конференции, приуроченной к 80-летию возобновления концертов в Большом зале Филармонии в осажденной Северной столице, рассказали об уникальном историко-музыкальном проекте «Седьмая симфония. Партитура памяти». В нем, пожалуй, впервые в «биографии» Филармонии равноправно соединились история, музыка и музейное дело. Партнеры проекта – крупнейшие музеи и архивы обеих столиц, среди которых Российский национальный музей музыки, Музей театрального и музыкального искусства, Музей истории Петербурга, Музей политической истории России, Российский государственный архив социально-политической истории, Архив внешней политики МИД РФ, Центральный архив литературы и искусства, архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти, а также архивы, библиотеки и музеи Самары и Новосибирска. О музейных открытиях и сенсационных архивных находках, сделанных в ходе работы над проектом, о составляющих его «трехчастной композиции» – научной конференции, выставке и, конечно, мемориальном концерте рассказали

  • Директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича Илья Сергеевич Черкасов;
  • Заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича Евгений Дмитриевич Петровский;
  • Куратор проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти» – д. и. н., заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН Юлия Зораховна Кантор.

С 2015 года спонсорскую поддержку Санкт-Петербургской филармонии оказывает компания «Роснефть», что позволяет организовывать современные и масштабные проекты, украшающие культурную жизнь Петербурга и всей России. Это успешное сотрудничество продолжается и в текущем сезоне.

Благодаря инициативе ПАО «Ростелеком» проект «Партитура памяти» приобретает всероссийский охват: концерт, который состоится 9 августа 2022 года, будет транслироваться во многих городах России. Свердловская филармония (г. Екатеринбург) будет транслировать концерт на всю сеть виртуальных концертных залов, которых в Уральском регионе сейчас более ста. Также участвовать в трансляции и демонстрировать ее запись будут: Новосибирская филармония, Оперный театр Самары, Тюменская филармония, Пермская филармония, Концертно-театральный центр «Югра-Классик» Ханты-Мансийского автономного округа и другие, список постоянно пополняется.

При поддержке банка ВТБ осуществляется одна из важнейших частей данного проекта - создание монографии «Партитура памяти», посвященная исторической рефлексии на события, связанные с созданием Ленинградской симфонии и ее исполнением в 1942 году. Главы монографии будут посвящены «географии» исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, общественно-политическому резонансу этого события в нашей стране и за ее пределами, а также месту «Ленинградской» симфонии в культурной и исторической памяти.

15 апреля на сайте и в кассах Петербургской филармонии начнутся продажи абонементов Малого зала на новый концертный сезон. Публике предложены двенадцать абонементов с вечерними концертами и три дневных абонемента для юных слушателей и для всей семьи.

В числе поступающих в продажу – как традиционные, так и совершенно новые абонементы: например, в сезоне 2022/2023 Малый зал представляет абонемент «Классика встречает джаз», посвященный столетию российского джаза,  камерный оркестр «Дивертисмент» отметит 30-летие образования коллектива абонементом «Лучшее и новое», в концертах которого прозвучит как музыка классиков, так и сочинения современных композиторов.

В новом сезоне сохранятся такие любимые публикой абонементы, как «В кругу великих имен», концерты которого посвящены юбилейным датам композиторов, «Вокальные вечера», в программе которого заявлены выступления Ольги Кондиной, Олеси Петровой,  Светланы Москаленко, Елены Стихиной, Екатерины Семенчук, Романа Бурденко, Владислава Сулимского, «Фортепианные вечера», где публику ждут встречи с Мирославом Култышевым, Константином Емельяновым, Иваном Бессоновым, «Музыкальный фейерверк», объединяющий программы разных жанров, от народной музыки до мюзикла. 

Юным слушателям и всей семье адресованы абонементы «Большая музыка для маленьких», программы которого покажут, как в музыке воплощаются темы природы, сказки, детства (ведущая – Ирина Смукул); «На солнечной стороне музыки. О творчестве, озаряющем жизнь», концерты котрого построены вокруг имен таких композиторов, как Вивальди, Моцарт, Григ, Глинка, Прокофьев (ведущая – Наталия Энтелис), а также абонемент «Великие имена Санкт-Петербурга. От золотого века до наших дней» (ведущий – Александр Галицкий).    

Полные программы абонементов Малого зала, а также возможность их покупки онлайн станут доступны 15 апреля в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.

8 марта музыканты Петербургской филармонии выступили с камерной программой в Доме ветеранов сцены. В исполнении артистов Академического симфонического оркестра флейтиста Георгия Долгова, альтиста Ильи Семиона и арфистки Екатерины Семион прозвучали сочинения Баха, Сати, Рамо, Дамаза, Бассано, Сен-Санса и Ибера.

В свое время многие великие артисты, такие как Федор Шаляпин и Александр Вертинский, выступали в Доме ветеранов сцены. Традиция выездных камерных концертов для пожилых людей существовала в филармонии много лет: артисты регулярно выступали там с шефскими концертами и считали это проявлением уважения и благодарности людям, отдавшим всю свою жизнь служению сцене.

Концертом 8 марта Петербургская филармония возобновила многолетнюю и важную традицию встреч в стенах Дома ветеранов сцены.

Следующий концерт намечен на 19 апреля 2022 года.

 

21 января 2022 года решением художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии маэстро Юрия Темирканова дирижер Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии Николай Алексеев назначен главным дирижером оркестра

27 января в Большом зале филармонии состоялась пресс-конференция, посвященная концерту при участии дирижера Зубина Меты. Маэстро ответил на вопросы журналистов, вспомнил о своих прошлых концертах на этой площадке, а также рассказал и о несостоявшихся гастролях. 

30 января в Петербургской филармонии выступит один из крупнейших дирижеров современности, «почетный дирижер» ведущих мировых оркестров Зубин Мета. С Заслуженным коллективом России он исполнит Третью симфонию Густава Малера, участие в исполнении примет Хор мальчиков Хорового училища имени М.И.Глинки и Женская группа Хора Санкт-Петербургской консерватории. Концерт, посвященный 100-летию Петербургской филармонии, пройдет при поддержке Международного фонда культурных инициатив Маэстро Темирканова.

 

29 сентября Заслуженный артист России, кавалер ордена Дружбы, профессор, дирижер Академического симфонического оркестра Владимир Альтшулер отмечает 75-летие. В этот день музыканты коллектива, с которым судьба дирижера связана на протяжении более полувека, будут чествовать его на концерте в Малом зале филармонии, в программе – их сольные и ансамблевые выступления. 

 

Под знаком юбилея Владимира Альтшулера пройдет его концерт с Академическим симфоническим оркестром 21 ноября: солистом выступит Александр Рудин, в этот вечер прозвучат Виолончельный концерт Шумана, симфоническая поэма Листа «Прелюды» и Четвертая симфония Брамса.  

Также в планах Академического симфонического оркестра и Владимира Альтшулера на сезон 2021-2022 – концерт, посвященный памяти жертв Холокоста, концерт памяти Сергея Слонимского, на котором впервые в Петербурге прозвучит Симфония №23, посвященная дирижеру, запланированы юбилейные концерты в честь Александра Цемлинского (150-летие со дня рождения, 19 октября) и Феликса Мендельсона (175-летие смерти). Солисты в программах Владимира Альтшулера в этом сезоне — Элисо Вирсаладзе, Сергей Накаряков, Иван Рудин, Анастасия Калагина, Александр Кашпурин и другие исполнители. 

Владимир Альтшулер пришел в Академический симфонический оркестр в 1969-м, за год до окончания Ленинградской консерватории (класс альта Ю. Крамарова), а спустя 25 лет занял пост дирижера Академического симфонического оркестра.

Вехами этого большого пути стало создание по инициативе Владимира Альтшулера Струнного квартета филармонии (1972 год), назначение музыканта концертмейстером группы альтов (1982 год), окончание Ленинградской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования у Александра Дмитриева (1983), дирижерский дебют с Академическим симфоническим оркестром (1984).

Фото: Даниил Рабовский
Фото: Стас Левшин

Владимир Альтшулер – яркий представитель ленинградской-петербургской дирижерской школы. Его отличает строгий художественный вкус и широкая эрудиция; дирижеру присущ живой интерес и открытость новому, стилевой диапазон его программ впечатляет своим охватом и разнообразием. По инициативе Владимира Альтшулера многие классические партитуры прозвучали в Петербурге впервые (в их числе – оратория Генделя «Саул», опера Монтеверди «Орфей»). Постоянный участник международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна», он осуществил множество мировых премьер сочинений современных петербургских композиторов, в том числе – и посвященных ему лично. Среди особых достижений Владимира Альтшулера – исполнение цикла из всех симфоний Брукнера.

Концертная деятельность Владимир Альтшулера охватывает как российские города, так и зарубежье: дирижер выступал в Германии, Великобритании, Ирландии, Португалии, Испании, Швейцарии, Финляндии, Норвегии, Турции, Хорватии, Македонии, в странах Балтии и в Республике Корея. Солистами в программах, звучащих под управлением Владимира Альтшулера, становятся всемирно известные музыканты, такие, как Давид Герингас, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Кун Ву Пак, Питер Донохоу, Елизавета Леонская, Сергей Накаряков.

Кандидат искусствоведения, профессор, Владимир Альтшулер уделяет значительное внимание преподаванию (среди его выпускников немало успешных дирижеров) и научным исследованиям, однако основное место в деятельности музыканта по-прежнему занимает работа с Академическим симфоническим оркестром, совместные петербургские выступления и гастроли с этим коллективом.

Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2022
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»