25 июня в 15.00 в Бетховенском фойе Большого зала Петербургской филармонии состоится церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Петербургской филармонией и Московской консерваторией. Участие в церемонии примут директор Петербургской филармонии Илья Черкасов и и.о. ректора Московской консерватории Александр Соколов.

Несмотря на теснейшие связи двух крупнейших музыкальных организаций страны, обусловленные самой историей развития отечественного музыкального и исполнительского искусства, официальное Соглашение о сотрудничестве между ними будет подписано впервые.

Соглашение предполагает многообразие сфер взаимодействия – как творческого, так и научно-просветительского. Предполагается, что оно выведет на новый уровень работу по привлечению к концертной деятельности молодых исполнителей, а также даст возможность источниковедческих практик будущих музыковедов, будет способствовать претворению в жизнь высокой миссии исторического просвещения.

Первым совместным проектом Петербургской филармонии и Московской консерватории станет «Барокко в белые ночи»: два концерта традиционного формата (2 и 4 июля, 22.00) и один концерт-беседа (4 июля, 15.00, вход бесплатный по регистрации), которые пройдут в роскошных интерьерах Малого зала филармонии – бывшего Дома Энгельгардта. Студенты и ассистенты-стажеры Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории исполнят музыку Ренессанса и барокко. Участие во всех событиях примет известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

Петербургская филармония - старейшая в стране: организация была учреждена в 1921 году, но ее предыстория уходит вглубь XIX века – к 1882 году, когда был образован Придворный оркестр, ныне под именем Заслуженный коллектив России входящий в состав Петербургской филармонии; и далее, к 1839 году, когда был построен Зал Дворянского собрания, ныне – Большой зал Петербургской филармонии – в котором уже в первой половине XIX века началась концертная жизнь.

Московская консерватория стала вторым высшим музыкальным учреждением России: она была открыта в 1866 году, спустя четыре года после Петербургской.
Сегодня Московская консерватория носит имя Петра Чайковского – одного из крупнейших российских композиторов, первого профессора по классу композиции в истории учебного заведения. Творческая жизнь Чайковского теснейшим образом была связана как с Петербургом в целом, так и с Залом Дворянского собрания в частности, где неоднократно звучала его музыка, в том числе и под управлением автора: именно здесь Чайковский дирижировал последним в своей жизни концертом.
Дмитрий Шостакович, биография которого неотделима от истории Ленинградской филармонии, с 1975 года носящей его имя, где состоялись мировые премьеры множества его сочинений, также преподавал в Московской консерватории.
Почетным профессором Московской консерватории был Юрий Темирканов – один из крупнейших дирижеров нашего времени, возглавлявший Петербургскую филармонию и Заслуженный коллектив России до ухода из жизни в ноябре 2023 года.

 

21 июня в Большом зале Петербургской филармонии состоится мировая премьера сочинения Настасьи Хрущевой, написанного специально по заказу филармонии. «Книга меланхолии» для фортепиано с оркестром прозвучит в исполнении Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением Юрия Лебедева, сольную партию исполнит автор. В программе второго отделения – Первый фортепианный концерт Чайковского, солист – один из самых востребованных петербургских пианистов Мирослав Култышев. Концерт завершит программу абонемента «Классика. Новое», ведущим концертов которого выступает известный музыковед Ярослав Тимофеев.

«Для меня невероятная честь получить заказ от Большого зала филармонии. Я к этому отношусь с намного большим трепетом чем к любым и зарубежным заказам, и к заказам от лучших драматических и музыкальных театров, потому что Большой зал Петербургской филармонии –  совершенно особый для петербургского музыканта, я даже не буду говорить, какие факты истории этому способствуют, думаю, все это понимают. И дело не только в фактах истории, а в том, что я сюда приходила с детства, для меня это абсолютный храм музыки в самом полном смысле слова. Для меня эта премьера – главное событие года», – говорит Настасья Хрущева.

Композитор отмечает, что этот заказ – не первый, полученный ей от Петербургской филармонии, до этого по заказу филармонии были написаны «Красота» – три песни для голоса с оркестром, и «Медленно и неправильно» для фортепиано с оркестром.

«В каком-то смысле это новое произведение станет продолжением моего фортепианного сочинения «Русские тупики», его оркестровым вариантом, – говорит композитор, – Мне очень понравилось название, которое филармония предложила для программы, в рамках которой состоится премьера, – “Алхимия русской ностальгии”: в первом отделении прозвучит моя пьеса «Книга меланхолии», а во втором – Первый фортепианный концерт Чайковского. Вообще мне везет на соединение в программах с Петром Ильичом, и для меня это соседство очень важно, сакрально в некотором смысле. В процессе сочинения я занималась изучением русского кода XIX века – чем в том числе является и Чайковский, и одновременно искала ответ на вопрос, чем является Чайковский сегодня для нас».

Сочинение «Книга меланхолии» состоит из 27 «микрочастей», как их определяет автор, у каждой есть название, а все они объединены подзаголовком: «Типы меланхолии, изображенные в “Книге меланхолии”».

Настасья Хрущева – одна из самых ярких петербургских и российских композиторов наших дней. Ученица одного из мэтров XX века Сергея Слонимского, сегодня она – автор шести балетов, поставленных в России и Германии, музыки более чем к тридцати пяти драматическим спектаклям, включая постановки БДТ им Г.А. Товстоногова и Александринского театра. Автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее», которая была удостоена премии им. Сергея Курёхина и премии Андрея Белого. Симфонические и камерные произведения Настасьи Хрущевой выпускаются лейблами «Мелодия» и FANCYMUSIC.

Абонемент «Классика. Новое», программы которого объединяют признанные шедевры, сочинения новой музыки и комментарий музыковеда Ярослава Тимофеева, продолжится в следующем концертном сезоне. Абонемент доступен для покупки в кассах и на сайте. В его рамках запланировано исполнение сочинений Альфреда Шнитке, Кшиштофа Пендерецкого, Александра Радвиловича, Лучано Берио.

16 июня Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии выступит в Воронеже в рамках Платоновского фестиваля искусств. Под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучат сочинения Римского-Корсакова, Глазунова и Шостаковича, солистом выступит артист оркестра, лауреат международных конкурсов Илья Козлов.

«Программа фестиваля построена вокруг имени и творчества выдающегося русского писателя Андрея Платонова. Поэтому и на концерте Заслуженного коллектива России, согласно пожеланиям фестивальной дирекции, прозвучит русская музыка первой половины XX века — эпохи, в которую жил и творил Платонов, — рассказал Николай Алексеев, главный дирижер Петербургской филармонии, — Запланировано, что репетиция оркестра перед концертом пройдет в открытом формате: это хорошая идея, обычно на такие репетиции приходят те, кто не смог купить билет или не может быть на концерте по какой-то иной причине, приходят музыканты, коллеги».

В Воронежском концертном зале в исполнении Заслуженного коллектива России прозвучат музыкальные картины из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Скрипичный концерт Глазунова, сольную партию в котором исполнит лауреат международных конкурсов Илья Козлов, и одна из величайших партитур XX века, знаковая для Петербургской филармонии: Пятая симфония Дмитрия Шостаковича. Мировую премьеру сочинения этот же оркестр, тогда носивший имя Заслуженный коллектив Республики, осуществил в присутствии автора в 1937 году под управлением Евгения Мравинского в Большом зале Ленинградской филармонии.

Платоновский фестиваль искусств, названный именем выдающегося прозаика XX века Андрея Платонова, проходит на родине писателя с 2011 года. В специальную «Платоновскую программу» входят проекты, созданные на основе произведений Андрея Платонова или созвучные его духу и эпохе.

Программа фестиваля традиционно состоит из направлений «Театр», «Музыка», «Выставки» и «Литература» и представляет собой собрание ярчайших явлений и имен современной российской и мировой культуры.

«С момента основания Платоновский фестиваль следует своей главной цели: открыть Воронежу большой мир искусства и открыть миру Воронеж», — говорится на официальном сайте фестиваля. За годы существования фестиваля в воронежских концертных залах выступали Камерата Королевского оркестра Концертгебау и Иерусалимский квартет, Российский национальный оркестр и Большой симфонический оркестр им. Чайковского, пианисты Михаил Плетнев, Люка Дебарг, Давид Фрай и Элис Сара Отт, виолончелисты Давид Герингас, Марио Брунелло, Миша Майский, скрипачи Максим Венгеров, Гидон Кремер, Вадим Репин и многие другие музыканты.

Были показаны спектакли Роберта Уилсона и Михаэля Тальхаймера, Филиппа Жанти и Даниэле Финци Паски, Деклана Доннеллана и Эймунтаса Някрошюса, Пиппо Дельбоно и Корнеля Мундруцо, Анжелена Прельжокажа и Уэйна МакГрегора, Анатолия Васильева и Римаса Туминаса, Льва Додина и Оскараса Коршуноваса, Андрея Могучего и Юрия Бутусова. На фестивале прошли выставки работ из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковской галереи, Русского музея, Московского музея современного искусства, Мультимедиа Арт Музея и других музеев и галерей.

За десять лет форум стал одним из самых масштабных и содержательных фестивалей искусств в России. Только в 2019 году на фестивальных событиях побывало более 80 000 зрителей из разных городов. А количество зрителей за все годы проведения Платоновского фестиваля превышает отметку полмиллиона.

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича — старейший и самый исторически важный симфонический оркестр нашей страны. Его история началась 16 июля 1882 года с Повеления императора Александра III о создании Придворного музыкантского хора, который вскоре был преобразован в Придворный оркестр. Присущие придворному коллективу артистократизм звучания и стать Заслуженный коллектив России пронес через все свою историю. Для сохранения уникального оркестра в непростое для страны время в 1921 году в Петрограде была учреждена первая в стране филармония.

Эпохи в истории коллектива составили годы его работы под руководством крупнейших дирижеров Евгения Мравинского (1938-1988) и Юрия Темирканова (1988-2022). С 2022 года коллектив возглавляет народный артист России Николай Алексеев, работающий с оркестром уже свыше 20 лет.

По признанию международной критики, Заслуженный коллектив России входит в число лучших оркестров мира, его исполнение русской классики является эталонной для миллионов слушателей, как в нашей стране, так и за рубежом.

Николай Алексеев. Фото: Стас Левшин

30 мая концерт Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева откроет программу XVII Международного фестиваля «Музыкальная коллекция». Оркестр и дирижер, вернувшиеся в начале этой недели с триумфальных гастролей по Китаю, исполнят Третий фортепианный концерт Бетховена, солист – один из ведущих российских пианистов Николай Луганский, а также Первую симфонию Густава Малера.

Фестиваль «Музыкальная коллекция» продлится с 30 мая по 28 июня: восемнадцать его концертов объединяют выступления филармонических коллективов – Заслуженного коллектива России и Академического симфонического оркестра, а также ведущих российских и зарубежных дирижеров и солистов.

Акценты в программе фестиваля – концерты открытия и закрытия, которые Заслуженный коллектив России исполнит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева (солисты – Николай Луганский и Александр Рами), а также программа с сочинениями Рахманинова и Лютославского (дирижёр – Феликс Коробов, солист – Борис Березовский), концерт-посвящение ко дню рождения Евгения Мравинского, моноспектакль Константина Райкина к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина, фортепианные вечера Дмитрия Шишкина и Мирослава Култышева, вокальный вечер Юлии Музыченко, мировая премьера сочинения Настасьи Хрущевой, написанного по заказу филармонии.

Фестиваль проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Фестиваль откроется и завершится выступлением Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Солистом в программе открытия фестиваля 30 мая станет один из крупнейших российских пианистов Николай Луганский: он исполнит с оркестром Третий фортепианный концерт Бетховена, также в этот вечер прозвучит Первая симфония Малера. Солистом концерта-закрытия фестиваля 28 июня, который также завершит весь филармонический сезон, станет один из ведущих молодых российских виолончелистов Александр Рамм: с оркестром он исполнит Виолончельный концерт Дворжака, также в программе – Третья симфония Брамса.

В рамках фестивальной программы Заслуженный коллектив России представит еще пять программ:

4 июня, в день рождения Евгения Мравинского, оркестр, во главе которого легендарный дирижер стоял на протяжении полувека (1938-1988), исполнит Девятую симфонию Брукнера и Симфонию № 40 Моцарта; за пультом – немецкий дирижер Лео Кремер.

9 июня в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением народного артиста России Феликса Коробова прозвучат Третий концерт Рахманинова, сольную партию в котором исполнит один из крупнейших российских пианистов Борис Березовский, и Концерт для оркестра классика XX века Витольда Лютославского.

14 июня в программе под управлением народного артиста России, главного хормейстера Большого театра России Валерия Борисова прозвучат знаменитые партитуры XIX века – Фортепианный концерт Грига, сольную партию в котором исполнит Филипп Копачевский, симфоническая поэма «Влтава» Сметаны и Девятая симфония «Из Нового Света» Дворжака.

20 июня, завершая первый год абонемента, посвященного 200-летию со дня рождения Антона Брукнера, Заслуженный коллектив России исполнит под управлением представителя знаменитой дирижерской династии Дмитрия Юровского Седьмую симфонию композитора, также прозвучит Второй фортепианный концерт Шопена, солист – Мирослав Култышев.

23 июня Заслуженный коллектив России выступит под управлением одного из самых авторитетных российских музыкантов, народного артиста России Александра Рудина: в программе – знаменитая Пятая симфония Бетховена, «Приглашение к танцу» Вебера и Пятый скрипичный концерт Вьетана, солист – второй концертмейстер Заслуженного коллектива России Павел Попов. 

Академический симфонический оркестр филармонии в рамках фестиваля даст пять концертов:

7 июня под управлением дирижера Андрея Данилова пройдет Гала-концерт к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина: наряду с сочинениями, посвященными поэту, прозвучат фрагменты знаменитых сценических произведений, написанных великими русскими композиторами на пушкинские сюжеты, солисты — сопрано Жанна Домбровская и баритон Владимир Целебровский.

11 июня с оркестром выступит известный итальянский саксофонист Федерико Мондельчи, дирижером программы «Золотой саксофон» станет Анатолий Рыбалко. В первом отделении прозвучит музыка французских композиторов – Мориса Равеля, Дариуса Мийо и Поль Морис, во втором отделении солист и оркестр исполнят обработки песен великих соул-певцов. Ведущий концерта – Александр Малич.

16 июня Академический симфонический оркестр исполнит под управлением народного артиста России Феликса Коробова исполнит Первый виолончельный концерт Сен-Санса, солистом в котором выступит известный виолончелист Борис Андрианов, Четвертую симфонию Чайковского и Балетную сюиту из оперы-сказки «Путешествие на Луну» Оффенбаха.

21 июня Академический симфонический оркестр станет соавтором мировой премьеры сочинения Настасьи Хрущевой «Книга меланхолии», сольную партию исполнит композитор: партитура была написана по заказу Петербургской филармонии. Также в программе концерта, который пройдет под управлением дирижера Юрия Лебедева – знаменитый Первый фортепианный концерт Чайковского, солист – солист Санкт-Петербургского Дома музыки Мирослав Култышев, ведущий – известный музыковед Ярослав Тимофеев.

25 июня коллектив завершит свой концертный сезон выступлением под управлением дирижера оркестра Владимира Альтшулера: прозвучит Скрипичный концерт Чайковского, солист – Гайк Казазян, и Вторая симфония Рахманинова.

Одна из фестивальных программ прозвучит в исполнении Камерного оркестра «Дивертисмент» в Малом зале филармонии: 25 июня музыканты исполнят знаменитый цикл концертов Вивальди «Времена года» и Концерт № 2 «Американские времена года» для скрипки с оркестром Филипа Гласса, солист и художественный руководитель – Илья Иофф.

Наряду с симфоническими концертами в программе фестиваля «Музыкальная коллекция» – моноспектакль Константина Райкина «…ай да сукин сын!», посвященный 225-летию со дня рождения Александра Пушкина (5 июня, Большой зал филармонии), фортепианные вечера Дмитрия Шишкина (13 июня, Большой зал филармонии) и Мирослава Култышева (27 июня, Малый зал филармонии), Вокальный вечер сопрано Юлии Музыченко (14 июня, Малый зал филармонии).

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»