Новости
10 декабря, в день рождения Юрия Темирканова, в Большом зале Петербургской филармонии пройдет посвященный дате концерт: с Академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Бубельникова выступит одна из крупнейших пианисток современности Элисо Вирсаладзе.
Прозвучат увертюра Вебера к опере «Вольный стрелок», Концерт № 21 для фортепиано с оркестром Моцарта и Четвертая симфония Феликса Мендельсона: сам композитор называл ее одним из самых светлых и радостных своих сочинений.
Все участники концерта 10 декабря были связаны с Юрием Темиркановым не только профессиональными, но и теплыми личными отношениями.
Первое совместное выступление Элисо Вирсаладзе и Юрия Темирканова состоялось в 1968 году в Литве, во время гастролей Заслуженного коллектива Республики (ныне – Заслуженный коллектив России). На протяжении всего творческого пути Юрий Темирканов многократно выступал с Элисо Вирсаладзе – как на сцене Ленинградской – Петербургской филармонии, так и во время многочисленных гастролей ее симфонических оркестров. Совместно музыканты дали более ста концертов.
Элисо Вирсаладзе – не только одна из самых прославленных исполнительниц современности, выступающая на самых престижных сценах мира, но и один из ведущих мировых педагогов. Профессор Московской консерватории, она дает мастер-классы по всему миру, в числе ее учеников – Борис Березовский, Яков Кацнельсон, Алексей Володин и многие другие известные исполнители.
Академический симфонический оркестр Ленинградской – Петербургской филармонии – коллектив, с сотрудничества с которым началась филармоническая биография Юрия Темирканова. Возглавив оркестр в 1968 году в возрасте 29 лет, молодой дирижер вывел его на новый исполнительский уровень, открыл оркестру мир, а миру – оркестр: именно тогда зарубежные гастроли коллектива стали регулярной практикой.
«Собственно, второй оркестр и научил меня дирижировать. У меня и репертуара не было никакого, и мне надо было каждый раз доказывать, что я имею право перед ними стоять», – вспоминал Юрий Темирканов.
Дирижер руководил Академическим симфоническим оркестром до 1976 года, когда перешел на работу в Кировский театр. Юрий Темирканов вернулся в филармонию в 1988 году чтобы возглавить Заслуженный коллектив России – старейший симфонический оркестр страны, один из лучших оркестров мира, художественным руководителем которого музыкант оставался до конца жизни.
В годовщину ухода дирижера из жизни, 2 ноября, Петербургская филармония посвятила его памяти концерт, фотовыставку, которая доступна для посещения слушателям концертов в Малом зале филармонии и встречу-воспоминание.
В середине ноября как приношение памяти Маэстро в Московской консерватории прошли концерты Заслуженного коллектива России и открылась выставка, подготовленная Петербургской филармонией и Московской консерваторией.
14 декабря в Петербурге откроется XXIV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», основанный Юрием Темиркановым в 1999 году: он вновь соберет в филармонических залах звезд мировой классической музыки.
4 декабря на сцене Большого зала филармонии выступит легендарный Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки – коллектив и дирижер, ставшие соавторами (первыми и самыми известными исполнителями) огромного количества знаменитых киномелодий. Концерт, посвященный столетию оркестра, пройдет в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». Программа из музыки отечественного и зарубежного кино прозвучит в абонементе «Концерты во фраках и в джинсах», ведущий – известный журналист и продюсер Александр Малич.
На концерте в Большом зале Петербургской филармонии Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки исполнит знаменитые кинокомпозиции Сергея Баневича, Владимира Дашкевича, Александры Пахмутовой, Геннадия Гладкова, Андрея Петрова и других композиторов из таких фильмов, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Три тополя на Плющихе», «Сибирский цирюльник», «Родня», «Формула любви», «Невероятные приключения итальянцев в России», также прозвучат музыка зарубежного кино.
История оркестра восходит к ноябрю 1924 года, когда в знаменитом московском кинотеатре «Арс» на Арбате место перед экраном занял не пианист-тапёр, а оркестр. Коллектив внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного времени таких выдающихся режиссеров, как Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Григорий Козинцев, Иван Пырьев, музыку к которым писали Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев.
Сегодня наряду с работой в кино важное место в жизни оркестра занимают концерты, на которых звучат не только кинокомпозиции, но и произведения русской и зарубежной классики.
Знаменитый композитор Андрей Петрова вспоминал: «Очень многое связывает меня с Российским государственным оркестром кинематографии. С замечательными музыкантами этого коллектива я записывал музыку ко многим фильмам наших ведущих режиссеров – Георгия Данелии, Эльдара Рязанова, Ролана Быкова. В этом коллективе существует как бы несколько разных оркестров: полнокровный симфонический состав легко преображается в эстрадный, в ансамбль солистов-виртуозов, может исполнять и джазовую, и камерную музыку. Поэтому с этим коллективом мы постоянно встречаемся не только в титрах кино и телефильмов, но и на афишах концертных залов».
4 декабря в Музыкальной библиотеке филармонии «на полях» выставки «Площадь милосердия. К 110-летию открытия госпиталя Красного креста и Петроградского дворянства», открывшейся 2 декабря в фойе Большого зала, состоится представление трехтомника «Военная медицина Российской империи в Первой мировой войне 1914–1918 годов (свидетельствует лейб-хирург Н.А. Вельяминов)», подготовленного Военно-медицинским музеем. Издание, вышедшее в свет к 110-летию начала Первой мировой войны, является уникальным фундаментальным трудом, дающим наиболее полное в историографии описание ее медицинских аспектов.
В первый том вошли биографический очерк об участнике войны, лейб-хирурге, академике Николае Вельяминове (1855-1920) и материалы, относящиеся к организации медицинской службы Русской армии в начале войны. Второй том
освещает общие вопросы медицинского обеспечения Русской армии во время Первой мировой войны. В третьем томе рассказывается о благотворительности и милосердии на поле боя и в тылу, пребывании Николая Вельяминова на посту начальника санитарного отдела Войск Гвардии в 1916 году, основных подходах к медицинскому обеспечению иностранных армий (Франция, Великобритания, США, Германия). Издание содержит ранее не публиковавшиеся материалы и фотографии из фондов Военно-медицинского музея.
3 декабря исполнение великих шедевров русской и французской музыки XX века – монооперы «Человеческий голос» Пуленка и Второго фортепианного концерта Рахманинова – продолжит абонемент, посвященный 90-летию Александра Дмитриева. Выдающийся дирижер, в репертуаре которого важное место всегда занимала французская музыка, возглавлял Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии с 1977 по 2018 год, ныне он дирижер-лауреат коллектива, в январе филармония готовится отметить его 90-летие.
Исполнение монооперы Франсиса Пуленка организовано Петербургской филармонией в сотрудничестве с фестивалем «Опера Априори».
3 декабря вместе с Академическим симфоническим оркестром под управлением Артема Абашева выступят одна из самых ярких российских певиц, обладательница премии «Золотая маска», участница крупнейших мировых фестивалей, сопрано Надежда Павлова и известный петербургский пианист Александр Кашпурин.
В центре программы – моноопера Франсиса Пуленка, в основе которой – одноименная пьеса (1928) Жана Кокто. Написанный великим драматургом диалог молодой женщины с бывшим возлюбленным, раскрывающий все грани ее переживаний (а по сути – драматический монолог, ведь реплики собеседника нам не слышны, вместо него на сцене – лишь телефонная трубка) – отразился в культуре многократно. Эту роль играли большие актрисы, затем – исполняли выдающиеся певицы, по пьесе Кокто написано несколько моноопер, сняты фильмы Роберто Росселини и Педро Альмодовара.
В сезоне 2023/2024 моноопера «Человеческий голос» была поставлена Дмитрием Волкостреловым в Пермском оперном театре специально для Надежды Павловой.
Певица – лауреат премий Ассоциации музыкальных критиков (2016) и «Золотая маска» (2017) за роль Виолетты в опере «Травиата» Джузеппе Верди в постановке Роберта Уилсона и Теодора Курентзиса, а также оперной премии Casta Diva в номинации «Певица года» (2020). Надежда Павлова регулярно выступает на Зальцбургском и Люцернском фестивалях, «Флорентийском музыкальном мае» (дебютировала в 2023 году в сотворчестве с Зубином Метой), а также в крупнейших оперных театрах и концертных залах Европы, среди которых Баварская государственная опера, Цюрихский оперный театр, Гамбургский оперный театр, Большой театр Люксембурга, Эльбская филармония, венский Концертхаус, Кёльнская филармония и Концертхаус Дортмунда.
В этом году Надежда Павлова выступила на сцене Баварской оперы в «Травиате» и на Зальцбургском фестивале в партии Донны Анны в постановке Ромео Кастеллуччи «Дон Жуана» с Теодором Курентзисом за дирижерским пультом.
2025 год откроется партией Цербинетты («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса) в новой постановке Дмитрия Чернякова и Кента Нагано в Гамбурге и продолжится выступлением на фестивале в Любляне вместе с Шарлем Дютуа в «Военном реквиеме» Бриттена.
2 декабря в Большом зале Петербургской филармонии вокально-симфонические шедевры двух столетий прозвучат, как приношение учителю: отмечая 110-летие со дня рождения дирижера и педагога Авенира Михайлова, за пульт Заслуженного коллектива России встанут его ученики – народный артист России, главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев и дирижер детского музыкального театра «Зазеркалье», художественный руководитель оркестра ССМШ Аркадий Штейнлухт.
Вместе с ними на сцене – блестящие солисты: сопрано Вера Чеканова, меццо-сопрано Дарья Росицкая, тенор Борис Степанов, бас Петр Мигунов, а также ведущие петербургские хоровые коллективы: Концертный хор Санкт-Петербурга, Петербургский камерный хор и Хор Санкт-Петербургской консерватории.
Программа концерта связана с творческой биографией Авенира Михайлова. Вместе с великими партитурами XIX века – лирически-камерной Мессой № 2 Франца Шуберта и главным шедевром Сергея Танеева, кантатой «Иоанн Дамаскин» – прозвучат выдающиеся вокально-симфонические партитуры XX века: написанная на латинский текст Симфония псалмов Игоря Стравинского и отразивший своеобразие венгерской музыки «Будаварский Te Deum» Золтана Кодая.
Авенир Михайлов в разные годы руководил такими ключевыми ленинградскими коллективами, как хоры Радиокомитета, Кировского (ныне – Мариинского) театра, Капеллы. Свыше двадцати лет музыкант возглавлял кафедру хорового дирижирования Ленинградской консерватории и руководил хором студентов, достигшим в это время «идеального звучания»: коллектив регулярно выступал на сцене Большого зала филармонии, участвуя в исполнении сложнейших программ – Военного реквиема Бриттена, Немецкого реквиема Брамса, Мессы № 2 Шуберта, Симфонии псалмов Стравинского, кантаты «Курские песни» Свиридова и многих других сочинений.
2 декабря в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка «Площадь милосердия», посвященная 110-летию организации в этом здании госпиталя Красного Креста и Петроградского дворянства.
Госпиталь открылся 2 (14) декабря 1914 года: предназначенный для воинов низших чинов, раненных на фронтах Первой мировой войны, он стал первым такого рода учреждением, созданном в общественном пространстве столицы Российской Империи. Госпиталь в Доме Петроградского Дворянского собрания просуществовал до начала 1918 года.
Спустя три года, в 1921 году, это здание унаследовала Петроградская филармония – первая в стране. Сегодня она открывает интереснейшую, незаслуженно забытую страницу своей истории.
«Ключом» к исследованию, легшему в основу выставки «Площадь милосердия», стал фотоальбом Татьяны Дмитриевны Носович – сестры милосердия госпиталя Красного Креста и Петроградского Дворянства. Переданный наследниками в 2015 году в дар в Музыкальную библиотеку филармонии, фотоальбом и масштабированные фотографии из него стали центральными экспонатами выставки, публике они будут представлены впервые.
Еще одна реликвия из филармонической библиотеки – капельмейстерская книга программ Придворного оркестра (ныне – Залуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии) – дает представление о концертах, которые этот уникальный оркестр, учрежденный императором Александром III в 1882 году, давал для раненых. В книге содержатся записи о выступлениях в госпитале с указанием состава музыкантов и программами концертов.
Артисты Заслуженного коллектива России также приняли участие в формировании выставки: предоставили музыкальные инструменты начала XX века из личных коллекций. Предполагается, что в январе музыканты оркестра выступят в пространстве выставки с концертами, реконструирующими программы их коллег, звучавшие здесь 110 лет назад.
Объемная картина обстоятельств работы госпиталя воссоздана с привлечением экспонатов, предоставленных партнерами Филармонии.
В частности, в ходе научно-исследовательской работы, проведенной для формирования концепции выставки, в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга были выявлены уникальные документы: журналы заседаний Попечительного Комитета; материалы о методах лечения, работе медицинского и обслуживающего персонала, а также об административно-финансовой стороне его содержания. Они дают представление о том, каким нелегким и дорогостоящим делом была организация и содержание госпиталя в неприспособленном для этих целей общественном пространстве, а также об огромном вкладе, внесенном в работу госпиталя пожертвованиями граждан и общественных организаций.
На выставке представлены медицинские инструменты и инвентарь, больничный халат пациента военного лазарета – аутентичные экспонаты времен Первой мировой войны из собрания Военно-медицинского музея. Облачение сестры милосердия 1914 – 1918 годов – реконструкция, переданная на выставку из частного собрания. Заняв достойное место в выставочном пространстве, эти реликвии позволяют составить представление о медицинском быте тех лет и придают законченность художественному образу выставки.
Заметное место уделено сведениям об организованном в лазарете обучении раненых «мирным» профессиям, как и теме социализации пациентов, удовлетворению их духовных потребностей: сюжет с упомянутыми концертами Придворного оркестра продолжает организация богослужений (о чём свидетельствуют фото из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга), а также театральных представлений.
Выставка «Площадь милосердия» – свидетельство неразрывной связи времен, возможность в неожиданном ракурсе увидеть историю Дома Дворянского Собрания – Петербургской филармонии на фоне глобальных событий. Выставка рассказывает о гуманистическом локусе на карте событий Первой мировой, где Медицина и Музыка исцеляли тела и души. Она – и дань уважения тем, кто сохранил Память, оказавшуюся сильнее забвения.
Выставка доступна к посещению слушателям концертов Большого зала филармонии. Начиная с 4 декабря в ее пространстве организованы экскурсии, расписание и билеты доступны по ссылке.
Выставка «Площадь милосердия» организована Санкт-Петербургской государственной академической филармонией им. Д.Д. Шостаковича совместно с Военно-медицинскиим музеем Министерства обороны Российской Федерации, Центральным государственным историческим архивом Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) и Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб) и Российской национальной библиотекой (РНБ).
24 ноября, в день 90-летия со дня рождения одного из крупнейших композиторов XX века Альфреда Шнитке, Петербургская филармония представит монографический концерт, на котором прозвучат «Гоголь-сюита» – музыка к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» и знаменитая Симфония № 1, названная самим автором «антисимфонией». Жанр некогда скандального и даже «полузапрещенного» сочинения выходит за пределы чисто музыкального, скорее это – музыкальный театр, в частности, начинается симфония с того, что артисты оркестра, играя на инструментах, один за другим появляются на сцене.
Программа прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением народного артиста России, главного дирижера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, приглашенного дирижера Большого симфонического оркестра имени Чайковского Феликса Коробова. Ведущий концерта – Ярослав Тимофеев, один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.
Концерт, получивший название «Альфред Шнитке: новое или классика?», откроет программу абонемента «Классика. Новое», в программах которого музыка XX-XXI веков сочетается со знаменитыми сочинениями академического репертуара. В частности, в этом сезоне абонемента запланировано исполнение сочинений Кшиштофа Пендерецкого, Лучано Берио и современного петербургского композитора Александра Радвиловича.
Один из самых значительных композиторов второй половины XX века, ключевая фигура советского авангарда, чьи концептуальные сочинения если и исполнялись, то с большими препятствиями, Альфред Шнитке вынужденно много работал в театре и кино – при этом его так называемая прикладная музыка, несмотря на требования жанра, точно так же отразила специфику мышления и почерка большого художника.
Заслуженный коллектив России под управлением Феликса Коробова представит в один вечер обе линии в наследии Шнитке: наряду с «Гоголь-сюитой», составленной из музыки к спектаклю Юрия Любимова «Ревизская сказка», прозвучит знаковая Первая симфония, или, как определил ее жанр сам автор, – «антисимфония».
Исполнение будет посвящено 50-летию со дня мировой премьеры, состоявшейся под управлением Геннадия Рождественского в 1974 году в Горьком (ныне – Нижний Новгород): место и время определились после того, когда стало ясно, что ни в Москве, ни в Ленинграде симфонию исполнить не получится.
Использование Шнитке полистилистики, приемов инструментального театра, алеаторики и техники коллажа вызвали острую и неоднозначную реакцию на произведение. И, хотя после премьеры София Губайдулина отозвалась о симфонии как об «одном из самых сильных впечатлений, которое мы – музыканты и слушатели – получили за последнее десятилетие», партитура попала в число полузапрещенных: в Москве она впервые прозвучала только в 1986 году. Современное сложно-диссонантное письмо соседствует в ней с ритмом официозных триумфальных маршей, цитаты из классических сочинений Бетховена, Чайковского, Грига, Шопена – с джазовыми импровизациями. Исследователи видят в форме симфонии иронические отсылки к знаменитой «Прощальной симфонии» Гайдна: исполнители во время игры то уходят, то возвращаются, в конце же на сцене не остается никого – и только звучит в записи фрагмент гайдновской партитуры.
Ключ к пониманию симфонии наряду с явно выраженным в музыке противопоставлением хаоса и гармонии формулирует сам автор: «Сочиняя симфонию, я параллельно работал над музыкой к последнему фильму Михаила Ромма “Я верю”. Вместе со съемочной группой я просмотрел тысячи метров документального материала. Постепенно они складывались во внешне хаотическую, но внутренне строго организованную хронику XX века, воплотившую в новом отражении гениальные гиперболы древних — прометеевская дерзость научных и технических завоеваний, грандиозные военные и социальные потрясения, борьба сатанинского зла и непреклонного самоотверженного духа. Симфония не имеет программы. У меня не было также намерения координировать две параллельные работы. Однако если бы в моем сознании не отпечаталась трагическая и прекрасная хроника нашего времени, я никогда бы не написал этой музыки».
До первого концерта сохраняется возможность приобрести абонемент «Классика. Новое» полностью.
19 ноября в Малом зале филармонии кроссжанровыми проектом «Сирин выходит из комнаты» откроется XXXV Международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути». Старейший российский форум современной академической музыки продлится до 30 ноября, объединив в своей программе события в нескольких концертных пространствах Петербурга. Во главе проекта, по идее организаторов, – мифическая птица Сирин: вокруг нее выстроена легенда «Звуковых путей-2024».
«Программы фестиваля этого года презентуют музыку композиторов России, стран СНГ, Китая. Центральным событием станет кроссжанровый проект “Сирин выходит из комнаты”, музыку для него специально пишут четверо композиторов – Артур Зобнин, Алексей Глазков, Константин Степанов и Глеб Лукомец, а режиссеры Ирина Криворукова и Иван Заславец отвечают за сценическое и визуальное воплощение, – отмечает художественный руководитель фестиваля Артур Зобнин, – Не хотелось бы раскрывать все карты, но, как ясно из названия, это – своеобразное путешествие архетипической русской птицы Сирин. Чтобы визуализировать его будут использованы и видеопроекции, и VR-технологии, и свет, и средства уличного кукольного театра. Музыка также привлекает не только исполнительские возможности “МолОт-ансамбля” и солистов-вокалистов, но и электронику. Для нас очень важно, что такой проект пройдет именно в потрясающем историческом, намоленном зале».
Фестиваль новой музыки «Звуковые пути» – старейший форум современной академической музыки в России. Основанный в 1989 году композитором, профессором Александром Радвиловичем, фестиваль стал проводником в мир музыкального авангарда для нескольких поколений петербургских слушателей и гостей города на Неве.
В 2022 году композитор Александр Радвилович принял решение о передаче форума в руки молодой команды, успевшей реализовать немало проектов в области современного искусства. Новым художественным руководителем фестиваля стал директор «Петербургского МолОт-ансамбля», скрипач и композитор Артур Зобнин.
Полная программа XXXV Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути» размещена на его официальном сайте.
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»