2 марта в Большом зале Петербургской филармонии состоится второй концерт цикла, посвященного 90-летию Академического симфонического оркестра. Коллектив под управлением народного артиста России Николая Алексеева исполнит историческую программу, которой дирижировал Арвид Янсонс, возглавлявший оркестр в 1964-1967 годах. Прозвучат Симфония № 1 «Классическая» Прокофьева, Симфония № 8 Бетховена и Скрипичный концерт Сибелиуса; солист – один из ярчайших скрипачей молодого поколения Айлен Притчин.

«Каждая филармония уникальна по-своему. Петербургская – это прежде всего великие традиции: в 2021 году мы отмечаем 100-летие концертной организации – этой дате посвящены нынешний и следующий концертные сезоны – но история ее восходит много дальше, к XIX-началу XX века, когда в Зале Дворянского собрания (ныне Большой зал филармонии) выступали величайшие музыканты своего времени – Лист, Берлиоз, Вагнер, Дворжак, Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин. Еще одна неповторимая черта Петербургской филармонии – в том, что она объединяет два симфонических коллектива: старейший в стране Заслуженный коллектив России, ведущий историю от 1882 года, когда по повелению Александра III был учрежден Придворный музыкантский хор, и Академический симфонический оркестр, созданный в 1931 году как концертный ансамбль Ленинградского радиокомитета. Именно он – еще не будучи филармоническим – 9 августа 1942 года осуществил в осажденном Ленинграде, в Большом зале филармонии, знаменитую “блокадную” премьеру Седьмой “Ленинградской” симфонии Шостаковича под управлением Карла Элиасберга», – рассказывает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии. 

Постоянная публика Филармонии хорошо знает и любит оба коллектива, но нередко бывает, что вне филармонической среды их названия путают, не понимают разницы между ними, иногда даже думают, что оркестр в филармонии один. 

«Представляя себе историю оркестров и ориентируясь в их репертуаре, перепутать один с другим невозможно, – говорит заместитель художественного руководителя филармонии, – Заслуженный коллектив России сохраняет стать и манеру придворного оркестра, исполняет прежде всего признанные шедевры. Академический симфонический оркестр в силу того, что первые десятилетия его работы проходили в живом радиоэфире, требовавшем стремительного освоения широчайшего репертуара, в том числе – и исполнения только что написанной музыки, до сих пор сохраняет эту поразительную гибкость, стилистическую разносторонность, открытость новому, каждый сезон исполняя современные сочинения – например, в сезоне 2020/2021 запланирована мировая премьера симфонии Слонимского, исполнение музыки Пендерецкого, уже прошел концерт, посвященный 90-летию со дня рождения Андрея Петрова, в исполнении коллектива звучала музыка Адамса и Радвиловича». 

Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии отмечает 90-летие в 2021 году. Цикл, посвященный этой дате, объединяет программы, звучавшие в Большом зале филармонии под управлением дирижеров, в разные годы возглавлявших оркестр. Цикл открылся 31 января программой Н.С. Рабиновича, прозвучавшей под управлением Василия Синайского, солистом выступил пианист Никита Мндоянц. 30 марта программой из сочинений, звучавших под управлением А.С. Дмитриева, продирижирует Владимир Федосеев, солист – виолончелист Алексей Массарский. Цикл завершится 22 июня легендарной программой Карла Элиасберга (главный дирижер в 1936-1949-м и 1954-1957-м годах): под управлением Владимира Альтшулера Академический симфонический оркестр исполнит Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича.

 
Фото: Стас Левшин

В преддверии Дня защитника Отечества Петербургская филармония предоставляет слушателям возможность сделать себе и своим близким прекрасный подарок. С 20 по 23 февраля включительно билеты на отдельные концерты февраля будут доступны со скидкой 50%; приобрести их можно будет как в кассе Большого зала (с 11 часов 20 февраля до 20 часов 23 февраля), так и на сайте, используя промокод ИДУ В ФИЛАРМОНИЮ (с 00:00 20 февраля до 23:59 23 февраля); скидка предоставляется только на билеты в партер.

В праздничной акции участвуют семь концертов из афиши Большого зала и две программы Малого зала, в их числе – выступления таких коллективов, как Заслуженный коллектив России, Академический симфонический оркестр, Mussorgsky Jazz Orchestra, Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы.

Фото: Стас Левшин

Концерты Большого зала, участвующие в акции:

 

21 февраля, воскресенье 15:00
«В тридевятом царстве»

Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Виктория Добровольская
Лядов, Римский-Корсаков, Стравинский, Мусоргский

22 февраля, понедельник 20:00
Классика и джаз

Mussorgsky Jazz Orchestra
Руководитель – Сергей Богданов
Ведущий – Владимир Фейертаг
Произведения Чайковского, Грига, Гершвина, Брамса, Римского-Корсакова в джазовых аранжировках

23 февраля, вторник 20:00
«Музыка военных кораблей»

Старинные военные марши и вальсы
Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы
Дирижеры – Валентин Лященко, Никита Игнатов

24 февраля, среда 20:00
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Максим Алексеев
Солист – Никита Борисоглебский

Брамс. Концерт для скрипки с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3

25 февраля, четверг 20:00
Стеклянная арфа и волшебная флейта

Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер - Алексей Ньяга
Солисты - Георгий Долгов (флейта), Александр Лемешев (стеклянная арфа)
Моцарт, Чайковский, Дворжак, И.С.Бах, Шуберт, Брамс: оригинальные пьесы и переложения для стеклянной арфы (бокалов)

27 февраля, суббота 20:00
Органный вечер

Владимир Королевский – орган
И.С.Бах, Лист, Видор, Брамс и Боэльман

28 февраля, воскресенье 20:00
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Анатолий Рыбалко
Солист – Илья Козлов
Ведущая – Наталия Энтелис
Бизе. «Кармен», Сарасате. «Цыганские напевы», Равель. «Цыганка», Шабрие. «Испания», Де Фалья. «Треуголка»

Фото: Стас Левшин

Концерты Малого зала, участвующие в акции:

26 февраля, пятница 19:00
«Теория ошибок» (роковых и счастливых)

Хор "Signum"
Хормейстер – Пётр Гайдуков
Комментарии – Ирина Шарапова
Моцарт, Беллини, Чайковский, Стравинский, Сати, Слонимский, Кальман, Планкетт, Ллойд Уэббер

28 февраля, воскресенье 15:00
«Как возникли музыкальные инструменты и почему они такие разные»

«Хольц-квинтет» Академического симфонического оркестра
«Пушкин-квартет»
Ансамбль ударных инструментов ДШИ на Петроградской
Ведущая – Ирина Смукул
Моцарт, Штраус, А.Петров, Динику, Агаи, Арнольд, Мирошников, Минков

Петербургская филармония посвящает концерт Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива России под управлением Ярослава Забояркина памяти Сергея Слонимского – одного из крупнейших современных русских композиторов, ушедшего из жизни в феврале 2020 года. Наряду с «Весенним» Скрипичным концертом Слонимского, солистом в котором выступит лауреат международных конкурсов Илья Козлов, в этот вечер также прозвучат сочинения Калинникова, Хиндемита и Свиридова. 

 

Музыка Сергея Слонимского давно стала неотъемлемой частью филармонического репертуара: исполнением его сочинений, в том числе и премьерным, в залах филармонии неоднократно дирижировал Юрий Темирканов и другие известные дирижеры, среди которых Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский, Арвид Янсонс, Александр Лазарев, Михаил Юровский, Юрий Симонов, Александр Дмитриев, Равиль Мартынов, Николай Алексеев, Владимир Альтшулер. Каждый раз, когда в филармонии звучали сочинения Сергея Михайловича, он старался присутствовать на концерте. Больно осознавать, что год назад этой традиции пришел конец и все будущие исполнения, в том числе и мировые премьеры, пройдут уже не в присутствии автора. 

Мировые премьеры двух симфоний Сергей Слонимского – № 23 и № 34 – должны были пройти в Большом зале филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Владимира Альтшулера в мае-июне 2020 года, но оказались отложены из-за пандемии. Планируется, что премьеры состоятся в апреле и мае этого года, одна – в Казани, другая – в Петербурге. 

 

Фото: Стас Левшин

Молодежный камерный оркестр ЗКР дал свой первый концерт в марте 2020 года. Возглавляемый дирижером Ярославом Забояркиным, объединяющий музыкантов Заслуженного коллектива России, оркестр ориентирован в первую очередь на исполнение музыки XX и XXI веков.

«Рождение нового коллектива – Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива России – стало возможно благодаря поддержке моей инициативы Юрием Хатуевичем Темиркановым, – рассказывает дирижер Ярослав Забояркин, – Я очень ценю профессиональное доверие маэстро, который неоднократно проявлял его, участвуя в моей судьбе: в то же время, когда я стал лауреатом Международного конкурса им. Фительберга, Юрий Хатуевич доверил мне провести мой первый концерт на сцене Большого зала филармонии. В этот вечер он был в зале, что, конечно, стало для меня мощным импульсом к дальнейшему развитию».

7 и 13 февраля в Большом зале Петербургской филармонии Заслуженный коллектив России выступит под управлением народного артиста России Николая Алексеева: прозвучат две великие симфонии, созданные в XX веке – последняя из завершенных Малером, Девятая и знаменитая Пятая симфония Шостаковича, чью историческую премьеру Заслуженный коллектив осуществил под управлением Евгения Мравинского в 1937 году. В программу концерта 7 февраля также вошел Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова, солист – один из ярчайших пианистов молодого поколения Филипп Копачевский.

 

Концерт Заслуженного коллектива 7 февраля входит в цикл «Филармония – 100. История в зеркале десятилетий», посвященный 100-летию Петербургской филармонии, которое она отмечает в 2021 году.  Цикл объединяет программы знаменитых дирижеров, исполненные в разное время в Большом зале: 7 февраля прозвучат партитуры, вошедшие в программы Евгения Мравинского – одного из крупнейших советских дирижеров, пятьдесят лет возглавлявшего Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России). 

Именно Мравинский 21 ноября 1937 осуществил премьеру Пятой симфонии Шостаковича – композитора, чей стиль за полтора года до этого был подвергнут критике как «не соответствующий ожиданиям советского народа». Этот приговор прозвучал  в печально известной статье «Сумбур вместо музыки» – и представить сегодня серьезность последствий, которыми он грозил художнику в 1930-е годы, когда идеология искусства определялась высшим партийным руководством, а маховик репрессий набирал обороты, не так просто. Выход статьи стал для Шостаковича страшным ударом, изменившим траекторию его творческого развития и необратимо повлиявшим на его личность.

Успех на премьере симфонии был ошеломляющим. Во время финала слушатели непроизвольно поднялись со своих мест, овации длились более получаса, публика не расходилась, выражая солидарность с композитором. Формально сочинение стало «ответом советского художника на справедливую критику», однако споры о том, какое именно содержание композитор вложил в эту партитуру, что скрывается за сверкающим триумфом финала – жизнеутверждение или угроза, не умолкают и сегодня. 

13 февраля Заслуженный коллектив России исполнит под управлением Николая Алексеева последнюю завершенную, Девятую симфонию Малера. Создавая ее, композитор знал, что жизнь его клонится к закату. «Мир лежал перед ним в мягком свете прощания, – вспоминал Бруно Вальтер – один из величайших дирижеров XX века, осуществивший в том числе и мировую премьеру Девятой симфонии, – „Милая земля“, песню о которой он написал, казалась ему такой прекрасной, что все его мысли и слова были таинственно полны каким-то изумлением перед новой прелестью старой жизни». Упомянутая «Песнь о земле», хотя и была по сути симфонией, избегла этого имени, а главное – девятого номера. Известно, что с тех пор, когда Девятая симфония стала последней в жизни Бетховена, композиторы испытывали перед этой цифрой суеверный страх. Видимо, преодолев его, Малер дал этот номер своему следующему симфоническому опусу – и тот стал последним, который композитор успел завершить. 

Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00, 064
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 571-83-33, 064
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2021
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»