Новости
Филармония впервые показала журналистам, как ухаживают за люстрами Большого зала
Фоторепортаж
21 августа в Большом зале филармонии начались клининговые работы: бригада специалистов, работающих с культурными объектами, моет знаменитые хрустальные люстры – один из главных символов Петербургской филармонии. Впервые этот обычно скрытый от внешних глаз, но такой красивый процесс стал доступен публике: филармония пригласила стать его свидетелями журналистов.
Восемь знаменитых хрустальных 350-килограммовых люстр – один из символов Большого зала Петербургской филармонии. Их первое письменное упоминание как элемента интерьера относится к 1860-м годам, но с высокой долей уверенности можно предположить, что они были установлены здесь уже в момент открытия Зала Дворянского собрания – в 1839 году.
В XIX веке зал освещался свечами, на фотографиях конца XIX – начала XX века наряду с подсвечниками (теперь выполнявшими декоративную функцию) видно множество небольших плафонов с газовыми лампами, позже им на смену пришло электрическое освещение. Еще 15 лет назад в люстрах были установлены лампы накаливания, в 2014 году им на смену пришли сверхмощные светодиодные лампы, которые с прошлого концертного сезона (2023-2024) также работают в режиме диммирования: процесс набора лампами яркости и ее угасания стал управляемым.
Об одном из драматичных эпизодов из истории люстр журналистам рассказал Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии: «Когда началась Великая отечественная война, концертная жизнь филармонии не прекратилась. Прервалась она лишь 14 декабря 1941 года вместе с замиранием всей жизни Ленинграда, но перерыв длился недолго – фактически до весны. Весной, 5 апреля 1942 года, был дан первый концерт симфонического оркестра в помещении Театра драмы имени А.С. Пушкина, а с 1 мая 1942 года возобновилась концертная деятельность Большого зала филармонии. Все это имеет непосредственное отношение к истории с люстрами.
21 ноября 1941 года директор Большого зала Борис Эммануилович Хаис, который оставался здесь, в блокадном Ленинграде, обратился к председателю комитета по делам искусств с просьбой демонтировать часть люстр. То есть привычная нам их форма была изменена: подвески были сняты – с целью безопасности. Люстры не утратили яркости, но утратили свою оригинальность и прелесть. Восстановлены они были только после войны, в 1948 году».
Наличие или отсутствие подвесок на люстрах позволяет с точностью датировать фотографии Большого зала 1940-х годов.
«В Большом зале филармонии люстры очень старые, скорее всего бесценные, поэтому работа максимально деликатная, люди сюда выходят опытные, отдохнувшие, обученные для работы с такими сложными элементами, – рассказывает Михаил Черемисинов, специалист по клинингу культурных объектов, – Работая в разных культурных учреждениях, мы имеем дело как с историческими, так и с новыми люстрами. С уверенностью могу сказать: здесь, в исторических люстрах, все держащие элементы намного прочнее. В современных металл мягче, а здесь, в филармонических – металл хоть и очень тонкий, но и очень прочный: раньше все делали на века.
Чтобы помыть люстру мы спускаем ее на уровень пола, устанавливаем рядом специальные леса. Затем, двигаясь сверху вниз, последовательно орошаем элементы конструкции водой – но делаем это слегка, чтобы не залить электрические узлы! – и после этого начинаем обработку каждого элемента. После того как работа закончена, люстру минимум сутки не включают – нужно дать время для того, чтобы влага испарилась. На одну люстру уходит 3-4 часа работы у команды из двух человек. Помытая люстра сразу же сверкает ярче, это очень хорошо видно в сравнении».
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»