Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Сириус»

25 августа выступление Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева завершило программу Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус». Концерт старейшего симфонического оркестра страны прошел в Большом зале Парка науки и искусства «Сириус», солистом выступил народный артист России, виолончелист Сергей Ролдугин, чья судьба неразрывно связана с Заслуженным коллективом России: будучи студентом, музыкант был принят в оркестр, возглавляемый легендарным Евгением Мравинским, и выступал в его составе в течение десяти лет. Концерт Заслуженного коллектива России на Большом летнем музыкальном фестивале «Сириус» прошел при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

«Мы рады, что выступление в конце августа на Большом летнем музыкальном фестивале “Сириус” стало для нашего оркестра традицией, – рассказал главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев, – Составление программы – всегда процесс коллективный, каждый раз это сочетание творческих и художественных пристрастий, пожеланий и интересов солиста, дирижера, оркестра, а в случае гастрольных выступлений – и принимающей стороны. У фестивалей чаще всего есть своя программа, тема, это нужно учитывать. Фестиваль “Сириус” и Сергей Павлович Ролдугин выбрали один из самых известных и популярных в виолончельном репертуаре – Концерт Дворжака, а мы дополнили его Четвертой симфонией Чайковского – одним из великих шедевров русской музыки, а также изысканной сюитой вальсов Рихарда Штрауса, которая, на мой взгляд, эффектно оттеняет тепло и лирику остальных сочинений».

«В концертной программе “Сириуса“ учитывается, что его целью является формирование новой российской элиты, поэтому здесь выступают элитные оркестры России: Мариинский, Большой театр и, естественно, знаменитая Ленинградская – Петербургская филармония. Есть оркестры, которые еще должны тянуться к этому рангу, но все – без исключения – очень интересные работы в этом фестивале. Я проработал в Заслуженном коллективе Республики десять лет: это было великое время, великий маэстро Евгений Мравинский. Если бы этого периода в моей жизни не было, о нем можно было бы только мечтать».

«Фестиваль состоялся, более 30 тысяч человек его посетило – и я считаю, что уровень концертов и исполнения, уровень интереса, запроса публики такой, что мы готовы к открытию нового концертного центра, – отметила Елена Шмелева, председатель Совета федеральной территории «Сириус», руководитель Фонда «Талант и успех», – У нас есть понимание того, с кем мы сотрудничаем, как мы развиваем – в том числе просветительские программы – вокруг той очень серьезной, академической, высочайшего уровня программы, которая сложилась в рамках фестиваля. Я очень рада, признательна всем, кто участвовал в его подготовке и проведении, от всех жителей федеральной территории говорю “спасибо“ всем, кто приезжал к нам».

В 2024 году Большой летний музыкальный фестиваль «Сириус» проходил с 13 июля по 25 августа. «Мы проводим <...> фестиваль, сохраняя его главную идею – представить в одном месте, в “Сириусе”, звезд классической сцены. Это единственный летний фестиваль в России, объединяющий ведущих артистов страны», – отмечал Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех», накануне открытия фестиваля. Наряду с Заслуженным коллективом России под управлением Николая Алексеева и Сергеем Ролдугиным участие в фестивале приняли Валерий Гергиев, Светлана Захарова, Хибла Герзмава, Денис Мацуев, Дмитрий Корчак, Елена Стихина, Ильдар Абдразаков, Ольга Перетятько.

Образовательный центр «Сириус», а также Парк науки и искусства «Сириус» созданы Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Цель работы Образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

Центр работает круглый год. Ежемесячно в «Сириус» приезжают 800 детей в возрасте 10-17 лет из всех регионов России. Их сопровождают более 100 преподавателей и тренеров, повышающих в Центре свою квалификацию. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства.

Парк науки и искусства «Сириус», расположившийся в здании бывшего Главного медиацентра Олимпиады 2014 года, соединил в себе научные инновации и традиции мирового искусства: здесь располагаются лаборатории для проектной и научно-исследовательской работы, мастерские, экспозиции и выставочные залы, учебные аудитории и классы, в которых работают ученики Центра, проходят фестивали науки и творчества, концерты классической музыки и балета, художественные выставки. Большой зал Парка науки и искусства «Сириус» рассчитан на более чем 1200 зрительских мест.

Фото: Анна Флегонтова

21 августа в Большом зале филармонии начались клининговые работы: бригада специалистов, работающих с культурными объектами, моет знаменитые хрустальные люстры – один из главных символов Петербургской филармонии. Впервые этот обычно скрытый от внешних глаз, но такой красивый процесс стал доступен публике: филармония пригласила стать его свидетелями журналистов.

 

Восемь знаменитых хрустальных 350-килограммовых люстр – один из символов Большого зала Петербургской филармонии. Их первое письменное упоминание как элемента интерьера относится к 1860-м годам, но с высокой долей уверенности можно предположить, что они были установлены здесь уже в момент открытия Зала Дворянского собрания – в 1839 году.

В XIX веке зал освещался свечами, на фотографиях конца XIX – начала XX века наряду с подсвечниками (теперь выполнявшими декоративную функцию) видно множество небольших плафонов с газовыми лампами, позже им на смену пришло электрическое освещение. Еще 15 лет назад в люстрах были установлены лампы накаливания, в 2014 году им на смену пришли сверхмощные свтодиодные лампы, которые с прошлого концертного сезона (2023-2024) также работают в режиме диммирования: процесс набора лампами яркости и ее угасания стал управляемым.

Об одном из драматичных эпизодов из истории люстр журналистам рассказал Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии: «Когда началась Великая отечественная война, концертная жизнь филармонии не прекратилась. Прервалась она лишь 14 декабря 1941 года вместе с замиранием всей жизни Ленинграда, но перерыв длился недолго – фактически до весны. Весной, 5 апреля 1942 года, был дан первый концерт симфонического оркестра в помещении Театра драмы имени А.С. Пушкина, а с 1 мая 1942 года возобновилась концертная деятельность Большого зала филармонии. Все это имеет непосредственное отношение к истории с люстрами.

21 ноября 1941 года директор Большого зала Борис Эммануилович Хаис, который оставался здесь, в блокадном Ленинграде, обратился к председателю комитета по делам искусств с просьбой демонтировать часть люстр. То есть привычная нам их форма была изменена: подвески были сняты – с целью безопасности. Люстры не утратили яркости, но утратили свою оригинальность и прелесть. Восстановлены они были только после войны, в 1948 году».

Наличие или отсутствие подвесок на люстрах позволяет с точностью датировать фотографии Большого зала 1940-х годов.

«В Большом зале филармонии люстры очень старые, скорее всего бесценные, поэтому работа максимально деликатная, люди сюда выходят опытные, отдохнувшие, обученные для работы с такими сложными элементами, – рассказывает Михаил Черемисинов, специалист по клинингу культурных объектов, – Работая в разных культурных учреждениях, мы имеем дело как с историческими, так и с новыми люстрами. С уверенностью могу сказать: здесь, в исторических люстрах, все держащие элементы намного прочнее. В современных металл мягче, а здесь, в филармонических – металл хоть и очень тонкий, но и очень прочный: раньше все делали на века.

Чтобы помыть люстру мы спускаем ее на уровень пола, устанавливаем рядом специальные леса. Затем, двигаясь сверху вниз, последовательно орошаем элементы конструкции водой – но делаем это слегка, чтобы не залить электрические узлы! – и после этого начинаем обработку каждого элемента. После того как работа закончена, люстру минимум сутки не включают – нужно дать время для того, чтобы влага испарилась. На одну люстру уходит 3-4 часа работы у команды из двух человек. Помытая люстра сразу же сверкает ярче, это очень хорошо видно в сравнении».

18 августа Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослава Забояркина выступил в Москве на закрытии II Фестиваля юношеских оркестров мира – уникальном проекте, созданном Юрием Башметом. Концерт прошел на сцене Большого амфитеатра Парка Зарядья – одной из крупнейших открытых концертных площадок в центре Москвы, вмещающей до 1500 слушателей.

Выступление Молодежного камерного оркестра ЗКР представило не только разнообразную программу, включившую сочинения четырех столетий – от классика Гайдна до композиторов XX-XXI веков Яана Ряэтса и Белы Ковача, но и продемонстрировало созвездие блестящих солистов – артистов оркестра. Сольные партии исполнили народный артист России, концертмейстер Заслуженного коллектива России, скрипач Лев Клычков, концертмейстер группы вторых скрипок Заслуженного коллектива России Илья Козлов, концертмейстер группы контрабасов ЗКР Евгений Рыжков, артист группы кларнетов ЗКР, лауреат международных конкурсов Никита Лютиков.

В рамках II Фестиваля юношеских оркестров мира с 16 по 18 августа в Большом амфитеатре парка «Зарядье» наряду с петербургским выступили коллективы из Китая, Сербии, Казахстана, Санкт-Петербурга, Челябинска и Ижевска, а также Всероссийский юношеский симфонический оркестр, основатель, художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Башмет.

Фото: Алексей Молчановский
Роман Насонов. Фото: Стас Левшин

2 и 4 июля Малый зал Петербургской филармонии принял три события совместного проекта старейшей концертной организации и крупнейшего музыкального вуза России: студенты и ассистенты-стажеры Факультета исторического и современного исполнительского искусства представили в роскошных интерьерах бывшего Дома Энгельгардта музыку Ренессанса и барокко. Участие во всех событиях – двух концертах традиционного формата и концерте-беседе – принял известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

Проект ознаменовал начало сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории: Соглашение, закрепляющее это сотрудничество, было подписано директором Петербургской филармонии Ильей Черкасовым и и. о. ректора Московской консерватории Александром Соколовым 25 июня.

«Сочетание великолепных интерьеров Дома Энгельгардта и старинной музыки, которую исполняют лучшие студенты Факультета исторического исполнительства, – важные составляющие нашего проекта, – рассказывает Роман Насонов. – Это первая ласточка, начало долгосрочного сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории, двух старинных и уважаемых российских культурных институций. В Москве, конечно, тоже немало замечательных исторических зданий и роскошных интерьеров, но такой красоты как в Малом зале Петербургской филармонии всё-таки не так много. Думаю, что именно в этих пространствах погружение в красоты старинной музыки особенно уместно».

Фото: Стас Левшин

Поздним вечером 2 июля в Малом зале филармонии танцевальная музыка XVI–XVII веков в исполнении Консорта блокфлейт Московской консерватории чередовалась с сольными пьесами для клавесина в исполнении Ирины Красной. Мелодии из разных европейских стран – итальянские, французские, английские, немецкие – прозвучали в изысканных аранжировках. На сцене зрители увидели образцы исторического танца в исполнении Светланы Зверевой, в заключительной части концерта музыканты представили «академический» репертуар — инструментальные пьесы Генделя, Локателли. Слушатели могли убедиться, что скромная блокфлейта в умелых руках становится виртуозным инструментом – об этом свидетельствовали овации, которых удостоились переложения пьес Ф. Куперена в интерпретации Маргариты Канашкиной. А на бис художественный руководитель ансамбля Алексей Шеин порадовал публику блестящими пассажами в Бранле Я. ван Эйка.

Фото: Анна Флегонтова

Программа 4 июля («Барочная практика») состояла из двух частей: дневной концерт-беседа «Французская увертюра» и поздневечерний «Итальянский концерт». Перед началом первого мероприятия, прошедшего в Красном фойе Малого зала, Роман Насонов осветил культурно-исторический контекст формирования двух больших национальных стилей в музыке барокко. Прозвучавшие далее произведения Маре, Ф. Франкёра и Клерамбо предварялись экскурсами в особенности барочной практики, с которыми выступили соответственно Рене Строжевская (сменившая блокфлейту на виолу да гамба), клавесинистка Ульяна Ловчикова и певица Мария Ладыгина. Интерпретация всех сочинений, в том числе такого большого и сложного ансамбля, как сольная кантата Клерамбо «Орфей», отличалась прекрасным качеством и вкусом.
Необычайно увлекательным оказался заключительный «номер» программы – ток-шоу с участниками проекта. Такой жанр стал «пробой пера» в практике Петербургской филармонии. Студенты поведали множество увлекательных подробностей о происхождении своих инструментов и особенностях их использования, рассказали жизненные истории, благодаря которым избрали старинную музыку своей профессией; состоялся откровенный разговор о том, каковы перспективы барочного музыканта в нашей стране и какие жизненные стратегии приходится избирать для того, чтобы сохранить верность любимому делу. Благодаря эмпатии петербургской публики и интересным вопросам из зала беседа продлилась почти час (вместо запланированных 20 минут). «Для нас принципиально важна не только собственно музыкальная составляющая проекта, но и именно историко-просветительская. Возможность «обратной связи» - диалога исполнителей с публикой - дает редкую возможность культурологического сотворчества», - подчеркнула заместитель директора Филармонии Юлия Кантор. Она также отметила, что такого рода взаимодействие музыкантов и аудитории позволяет привлечь к   старинной музыке, а значит, – и увлечь историей, молодежь.

Фото: Стас Левшин

Вечерняя программа – «Итальянский концерт» – была выдержана в традиционном формате, прозвучали сочинения Генделя, Вивальди, А. Скарлатти, Бибера и других композиторов: инструментальные сонаты и сюиты для разных составов чередовались с барочным вокалом. Об успехе предшествующей части фестиваля свидетельствовало отсутствие в зале свободных мест – энтузиазм публики подогревало эмоциональное вступительное слово Романа Насонова. Далее ведущий передал микрофон автору концепции этого вечера Ульяне Ловчиковой, которая кратко и содержательно анонсировала номера.

Основу концерта составил дуэт Ловчиковой и скрипачки Кристины Тахи, покорившей публику свободным, страстным и стилистическим тонким исполнением разнообразного репертуара. В заключительном номере, Трио-сонате соль мажор Генделя, французская и итальянская манера пришли к согласию, а к героиням вечера присоединились участники всех трех частей фестиваля – Рене Строжевская с гамбой и Сергей Насонов с траверс-флейтой.

Особенно тепло публика приветствовала вокальные номера – кантату Генделя и арию из кантаты А. Скарлатти – в интеллигентной интерпретации Марии Ладыгиной. Досрочным бисом и виртуозной вершиной концерта стало сольное выступление Ульяной Ловчиковой – с переложением арии из оперы Генделя «Ринальдо». По словам Ульяны, знакомство с подобными пьесами помогает ей вырабатывать собственную, стремящуюся к максимальной исторической достоверности манеру импровизации континуо – наука и музыкальная практика в барочном исполнительстве идут рука об руку.

Выступления молодых артистов были встречены с большим энтузиазмом отзывчивой петербургской публикой. В свою очередь, участники концертов от всей души благодарят администрацию филармонии и всех трудившихся над проектом сотрудников за возможность показать свое мастерство. Приведем в заключение их слова.

Кристина Таха:

Замечательный фестиваль «Барокко в белые ночи» запомнится мне чуткой и интересующейся публикой, невероятным отношением Филармонии к музыкантам (что достойно особой благодарности!), возможностью поиграть любимые сочинения в прекрасном зале. Расцениваю это важное для моей артистической карьеры событие как настоящий праздник искусства!!!

Ульяна Ловчикова:

Я очень рада, что администрация Филармонии проявила интерес к барочному репертуару и аутентичному методу исполнения музыки этой эпохи, предоставила свободу выбора концепции и конкретных сочинений. Исторически информированное исполнительство продолжает развиваться, распространяться, оказывать влияние и на слушательское восприятие, и на профессиональных музыкантов. Можно смело заявить, что проект, воплощенный в Малом зале, стал новым этапом в его российской истории. Именно здесь репертуар XVII и XVIII веков звучит особенно естественно. Для меня рассказывать об исполняемых произведениях и выступать в Филармонии – большая радость и честь. Годы учебы на ФИСИИ Московской консерватории позволили подойти к реализации проекта профессионально, с аутентичной стороны, отчего я чувствую себя счастливой. Очень интересно было познакомиться с публикой Петербурга и встретить теплый, воодушевляющий прием!

Фото: Анна Флегонтова

1 июля в Петербургской филармонии запустила регулярные экскурсии по зданию Большого зала, в ходе которых можно не только узнать о происходивших здесь событиях, ставших частью истории России, но и увидеть закулисье, интерьеры которого сохранились с дореволюционных времен. Проект приурочен к 185-летию Зала Дворянского собрания – ныне Большого зала Петербургской филармонии.

Рассказывает Маргарита Самойлова, специалист по библиотечно-экспозиционной деятельности Петербургской филармонии:
«Санкт-Петербург, 1 июля, 11:58, термометры застыли на рекордных +32. Изнывая от жары у здания Филармонии собираются счастливые обладатели билетов на экскурсию в бывший дом Санкт-Петербургского Дворянского собрания. Им первым стало известно, что Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича запустила экскурсии по зданию Большого зала. Музыкальный сезон закончен, но теперь это повод побывать в филармонических залах, увидеть и услышать историю знаменитого дома № 2 по Михайловской улице. Часы на Думской башне отбивают полдень – путешествие начинается...

 

В течении полутора часов Дом открывает тайны своей дофилармонической и филармонической жизни: построенный Полем Жако по проекту Карло ди Джованни Росси, в 1839 году он стал местом не только музыкальной, но и общественной жизни. В нём решали проблемы дворянства Петербургской губернии, обсуждали вопросы народного образования, устраивали «Балы невест», благотворительные Концерты-маскарады и базары. Здесь в 1872 году проходил первый Международный статистический конгресс, инициатором и руководителем которого являлся Семёнов Тян-Шанский. А в 1906-1908 годах Большой зал Дворянского собрания арендовал для своих заседаний Государственный Совет. Подробности этих и многих других событий, происходивших в указанном доме узнали экскурсанты. Кульминацией маршрута стало знакомство с устройством филармонического органа, возможность услышать его звучание и задать вопросы профессиональному органисту. Главный вопрос первого дня: «А правда, что у вас специальная обувь?».

В заключении экскурсанты побывали в Императорской гостиной, узнали где перед концертом настраиваются на выступление солисты и дирижёр, посидели на диванах и креслах Императорского вестибюля и покинули бывший дом Дворянского собрания через Императорский подъезд.

В Филармонию уже начали поступать восторженные отзывы, чему мы несказанно рады, поскольку все наши авантюрные (как нам иной раз кажется) проекты, мы придумываем для Вас, петербуржцы и гости города.

К слову, билеты на июльские экскурсии уже раскуплены, но если поспешите, то станете счастливым обладателем билета на одну из августовских экскурсий. До встречи!»

Фото: Анна Флегонтова

25 июня в Бетховенском фойе Большого зала Петербургской филармонии состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Петербургской филармонией и Московской консерваторией. Участие в церемонии приняли директор Петербургской филармонии Илья Черкасов и и.о. ректора Московской консерватории Александр Соколов. Соглашение стало не только первым в истории двух крупнейших музыкальных организаций страны, но и первым Соглашением, которое Московская консерватория подписала с концертной организацией.

«Подписание Соглашения – своего рода итог наших давних и добрых отношений: в современной истории они в достаточной степени были определены личностью маэстро Юрия Хатуевича Темирканова, – рассказал Илья Черкасов, – На протяжении ряда лет Заслуженный коллектив России под управлением маэстро принимал участие в концертных программах в Большом зале консерватории. Последние мастер-классы, которые давал Юрий Хатуевич, прошли как раз в Московской консерватории, впоследствии он был удостоен звания “почетный профессор” и очень дорожил – и званием, и возможностью показать молодым музыкантам, что такое профессия дирижера».

«Я также воспринимаю подписание Соглашения как духовное завещание Юрия Хатуевича, – сказал Александр Соколов, – Делая следующий шаг, мы благодарно кланяемся маэстро и определяемся, в каком направлении можем устремиться сообща».

Илья Черкасов и Александр Соколов выразили готовность объединить усилия возглавляемых ими организаций для увековечения памяти Юрия Темирканова.

Илья Черкасов также отметил, что из всех направлений сотрудничества для него особой важностью обладает именно научная и выставочная деятельность, в рамках которой, благодаря объединению усилий, уникальные памятники истории музыкального и исполнительского искусства, хранящиеся в Музыкальной библиотеке филармонии, станут общественным достоянием. 

Александр Соколов рассказал, что в качестве исполнительских сил, представляющих Московскую консерваторию на сцене Петербургской филармонии, он видит не только отдельных исполнителей, но и коллективы консерватории. Одним из перспективных направлений совместной работы в русле концертных программ и.о. ректора видит аутентичное исполнительство.

Руководители организаций отметили, что в силу естественной, длящейся десятилетиями, связи Петербургской филармонии с Петербургской консерваторией, а Московской консерватории с Московской филармонией, подписание подобных соглашений между этими организациями не выглядит необходимым шагом.

«Сотрудничество же между Петербургской филармонией и Московской консерваторией – шаг исключительный, именно поэтому он и является предметом специального Соглашения. Такие шаги должны проникать в публичную сферу, быть на виду и являться примером части нашей культурной жизни» – отметил Илья Черкасов.

Александр Соколов подчеркнул, что Соглашение с Петербургской филармонии для Московской консерватории обладает особенным значением: в числе около пятидесяти двухсторонних Соглашений, участником которых выступает консерватория, это первый и единственный документ, подписанный не с учебным заведением, а с концертной организацией.

Кураторами проектов, реализуемых в рамках Соглашения, со стороны Московской консерватории стали проректор по концертной деятельности Виталий Катков и научный руководитель Студенческого научно-творческого общества Роман Насонов. Со стороны Петербургской филармонии куратором проекта выступает заместитель директора по просветительской работе и внешним коммуникациям Юлия Кантор, координатором – заведующая отделом по связям с общественностью Марина Монахова.

Фото: Анна Флегонтова

Первым совместным проектом Петербургской филармонии и Московской консерватории станет «Барокко в белые ночи»: два концерта традиционного формата (2 и 4 июля, начало в 22.00) и один концерт-беседа (4 июля, 15.00), которые пройдут в роскошных интерьерах Малого зала филармонии – бывшего Дома Энгельгардта. Студенты и ассистенты-стажеры Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории исполнят музыку Ренессанса и барокко. Участие во всех событиях примет известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

«Начало концертов, запланированных в рамках проекта “Барокко в белые ночи”, намечено на 22 часа — это сознательный шаг, мы рассчитываем, что на программы, которые исполнят молодые силы Московской консерватории, придут также молодые слушатели, — рассказал Илья Черкасов, — У нас перед глазами хороший пример — акция “Ночь музеев”, в которую филармония в свое время вошла с концертами-марафонами, продолжающимися до утра, и из года в год это аншлаги, нон-стоп. Публика этих концертов – в первую очередь очень молодые люди, которых на других программах в наших залах мы в таком количестве не видим. Глядишь, зайдя случайно, в ночи, они заинтересуются классической культурой надолго. Вот на них и расчет».

«Проект “Барокко в белые ночи” – прекрасная иллюстрация того, что подписанный документ фиксирует de jure то, что существует de facto: проект, реализуемый в рамках Соглашения, был спланирован и анонсирован задолго до фактического подписания. Уверен, что в процессе дальнейшего общения мы наверняка найдем возможности, которые будут связаны с демонстрацией всех наших ресурсов и не только концертных, но и научных, – отметил Александр Соколов, – Сейчас неизгладимое впечатление я получил от раритетов, хранящихся в Музыкальной библиотеке Петербургской филармонии. Это ценнейший материал, который, конечно, нужно хранить и реставрировать, но также и изучать, оцифровывать, делать доступным для молодежи. У нас есть программа “Возрождение русской оперной классики”, в рамках которой находки редчайших партитур оборачиваются подготовкой их к исполнению, а затем и научной атрибуцией.  Уверен, что в анналах филармонии немало таких шедевров, которые совместными усилиями мы можем представить публике, исполнителям и ученым. Перспектива эта крайне разнообразная и привлекательная».

Петербургская филармония – старейшая в стране: организация была учреждена в 1921 году, но ее пред-история уходит вглубь XIX века – к 1882 году, когда был образован Придворный оркестр, ныне под именем Заслуженный коллектив России входящий в состав Петербургской филармонии; и далее, к 1839 году, когда был построен Зал Дворянского собрания, ныне – Большой зал Петербургской филармонии – в котором уже в первой половине XIX века началась концертная жизнь.

Московская консерватория стала вторым высшим музыкальным учреждением России: она была открыта в 1866 году, спустя четыре года после Петербургской.

Сегодня Московская консерватория носит имя Петра Чайковского – одного из крупнейших российских композиторов, первого профессора по классу композиции в истории учебного заведения. Творческая жизнь Чайковского теснейшим образом была связана как с Петербургом в целом, так и с Залом Дворянского собрания в частности, где неоднократно звучала его музыка, в том числе и под управлением автора: именно здесь Чайковский дирижировал последним в своей жизни концертом.

Дмитрий Шостакович, биография которого неотделима от истории Ленинградской филармонии, с 1975 года носящей его имя, где состоялись мировые премьеры множества его сочинений, также преподавал в Московской консерватории.

Почетным профессором Московской консерватории был Юрий Темирканов – один из крупнейших дирижеров нашего времени, возглавлявший Петербургскую филармонию и Заслуженный коллектив России до ухода из жизни в ноябре 2023 года.

Фото: Ирина Туминене

25 июня Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии завершил свой сезон.  Под управлением дирижера оркестра, профессора Петербургской консерватории Владимира Альтшулера прозвучали Вторая симфония Рахманинова и Скрипичный концерт Чайковского, солистом выступил один из самых востребованных музыкантов своего поколения, скрипач Гайк Казазян. 

Новый концертный сезон оркестр откроет  30 сентября: это будет первый концерт под управлением нового главного дирижера коллектива Димитриса Ботиниса. Об этом назначении в мае 2024 года  объявил главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев. 

Коллектив, входящий в число лучших российских оркестров, работал без главного дирижера с 2018 года, когда Александр Дмитриев, возглавлявший коллектив с 1977 года, принял решение оставить свой пост: маэстро был удостоен почетного пожизненного титула дирижера-лауреата оркестра. 

В грядущем сезоне абонемент Академического симфонического оркестра будет посвящен 90-летию Александра Дмитриева.

Фото: Анна Флегонтова

23 июня в Большом зале филармонии Заслуженный коллектив России исполнил под управлением одного из самых авторитетных отечественных музыкантов Александра Рудина шедевры XIX века. Прозвучали блестящее рондо "Приглашение к танцу" Вебера, знаменитая Пятая симфония Бетховена и Пятый скрипичный концерт Вьетана, солистом в котором выступил известный петербургский скрипач, второй концертмейстер Заслуженного коллектива России Павел Попов.

Фото: Анна Флегонтова

21 июня в Большом зале Петербургской филармонии состоялась мировая премьера сочинения Настасьи Хрущевой, написанного специально по заказу филармонии. «Книга меланхолии» для фортепиано с оркестром прозвучала в исполнении Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением Юрия Лебедева, сольную партию исполнила автор. Во втором отделении прозвучал Первый фортепианный концерт Чайковского, солистом выступил один из самых востребованных петербургских пианистов Мирослав Култышев. Концерт завершил программу абонемента «Классика. Новое», ведущим концертов которого выступает известный музыковед Ярослав Тимофеев. В следующем сезоне в концертах абонемента, программы которого сочетают шедевры классической музыки с сочинениями XX-XXI веков, прозвучит музыка Альфреда Шнитке, Александра Радвиловича, Кшиштофа Пендерецкого и Лучано Берио. 

«Для меня невероятная честь получить заказ от Большого зала филармонии. Я к этому отношусь с намного большим трепетом чем к любым и зарубежным заказам, и к заказам от лучших драматических и музыкальных театров, потому что Большой зал Петербургской филармонии – совершенно особый для петербургского музыканта, я даже не буду говорить, какие факты истории этому способствуют, думаю, все это понимают. И дело не только в фактах истории, а в том, что я сюда приходила с детства, для меня это абсолютный храм музыки в самом полном смысле слова. Для меня эта премьера – главное событие года», – говорила накануне премьеры  Настасья Хрущева. 

Композитор отмечает, что этот заказ – не первый, полученный ей от Петербургской филармонии, до этого по заказу филармонии были написаны «Красота» – три песни для голоса с оркестром, и «Медленно и неправильно» для фортепиано с оркестром.

«В каком-то смысле это новое произведение стало продолжением моего фортепианного сочинения «Русские тупики», его оркестровым вариантом, – говорит композитор, – Мне очень понравилось название, которое филармония предложила для программы, в рамках которой состоялась премьера, – “Алхимия русской ностальгии”: в первом отделении прозвучала моя пьеса «Книга меланхолии», во втором – Первый фортепианный концерт Чайковского. Вообще мне везет на соединение в программах с Петром Ильичом, и для меня это соседство очень важно, сакрально в некотором смысле. В процессе сочинения я занималась изучением русского кода XIX века – чем в том числе является и Чайковский, и одновременно искала ответ на вопрос, чем является Чайковский сегодня для нас».

Настасья Хрущева – одна из самых ярких петербургских и российских композиторов наших дней. Ученица одного из мэтров XX века Сергея Слонимского, сегодня она – автор шести балетов, поставленных в России и Германии, музыки более чем к тридцати пяти драматическим спектаклям, включая постановки БДТ им Г.А. Товстоногова и Александринского театра. Автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее», которая была удостоена премии им. Сергея Курёхина и премии Андрея Белого. Симфонические и камерные произведения Настасьи Хрущевой выпускаются лейблами «Мелодия» и FANCYMUSIC.

Абонемент «Классика. Новое», программы которого объединяют признанные шедевры, сочинения новой музыки и комментарий музыковеда Ярослава Тимофеева, продолжится в следующем концертном сезоне. Абонемент доступен для покупки в кассах и на сайте. В его рамках запланировано исполнение сочинений Альфреда Шнитке, Кшиштофа Пендерецкого, Александра Радвиловича, Лучано Берио.

Фото: Анна Флегонтова

4 июня в Большом зале филармонии Заслуженный коллектив России под управлением известного немецкого дирижера Лео Кремера исполнил Сороковую симфонию Моцарта и Девятую симфонию Брукнера. Концерт был посвящен дню рождения одного из крупнейших дирижеров XX века Евгения Мравинского, на протяжении полувека возглавлявшего оркестр, тогда носивший имя Заслуженный коллектив Республики. 

Музыка Брукнера занимала в репертуаре Евгения Мравинского важное место: «В декабре 1938-го Мравинский дирижирует Четвертую симфонию, повторит ее в 1942-м в эвакуации, в декабре 1939-го – Седьмую, которую исполняет до 1974-го, в 1971-м – Пятую и в течение сорока лет – Девятую симфонию (музыкант возвращается к ней раз в десятилетие, последний раз 30 января 1980 года)», –  сообщает статья о дирижере на сайте  Digital-проекта «Столетие филармонии». Девятой симфонией Брукнера Евгений Мравинский не только неоднократно дирижировал, но также сделал ее запись. В своих программах он чаще всего сочетал ее с симфониями Моцарта.

Концерт Заслуженного коллектива России под управлением Лео Кремера прошел в рамках абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик», который Петербургская филармония посвящает двухсотлетию со дня рождения композитора: эту дату весь мир отмечает в 2024 году.

В центре каждой абонементной программы – одна из симфоний Брукнера, абонемент продолжится в следующем концертном сезоне, приобрести его можно в кассах и на сайте филармонии

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»