Новости
2 декабря в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка «Площадь милосердия», посвященная 110-летию организации в этом здании госпиталя Красного Креста и Петроградского дворянства.
Госпиталь открылся 2 (14) декабря 1914 года: предназначенный для воинов низших чинов, раненных на фронтах Первой мировой войны, он стал первым такого рода учреждением, созданным в общественном пространстве столицы Российской Империи. Госпиталь в Доме Петроградского Дворянского собрания просуществовал до начала 1918 года.
Спустя три года, в 1921 году, это здание унаследовала Петроградская филармония – первая в стране.
«Страница истории здания Дома Петроградского Дворянского собрания, ныне – Большого зала филармонии, связанная с работой здесь госпиталя, совершенно неизвестна, обойдена вниманием биографов и беллетристов. И открывающаяся выставка призвана, на наш взгляд, восстановить эту очень важную, я бы сказала – лирико-драматическую страницу в истории нашего города и нашей страны, – отметила на открытии выставки Юлия Кантор, автор идеи и руководитель проекта, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, – Дело в том, что госпиталь Красного креста и Петроградского дворянства был первым лазаретом, открывшимся в общественном пространстве тогдашней столицы – Петербурга, Петрограда. Известно, что госпиталь был открыт в Зимнем дворце – город и страна узнали об этом благодаря прекрасной выставке, представленной несколько лет назад в Эрмитаже: но тот госпиталь открылся в 1915 году – почти на год позже, чем госпиталь в Дворянском собрании. Сегодня мы открываем свою выставку – для того, чтобы все знали, как история тесно переплетается с литературой и музыкой, и насколько медицина и ее история вписаны в историю страны и политическую историю».
Юлия Кантор рассказала, что на протяжении всего времени существования госпиталя в здании Дворянского собрания, в нем не переставала звучать музыка: «Музыканты старейшего в нашей стране – Придворного оркестра, ныне – Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, в прямом смысле окормляли страждущих, вместе с медиками врачевали тела и души: здесь были концерты. И, реконструируя те события, мы проведем в пространстве выставки «концерты в палатах»: место, где мы сейчас находимся, известное как Бетховенское фойе, – это тоже госпитальная палата. Войдя в этот зал, вы видели фотографию 1915-го года, дающую представление о том, как этот зал выглядел в период работы госпиталя. Мы вообще решили не ограничивать пространство экспозиции фойе Чайковского, где разместились основные экспонаты, но разместили в разных частях здания фотографии с их же изображениями из уникального фотоальбома сестры милосердия, который хранится в Музыкальной библиотеке Петербургской филармонии — для того, чтобы каждый зритель, слушатель, который придет на концерты, мог представить, как было и как стало. Так оживает визуальная память».
«Ключом» к исследованию, легшему в основу выставки «Площадь милосердия», стал фотоальбом Татьяны Дмитриевны Носович – сестры милосердия госпиталя Красного Креста и Петроградского Дворянства. Переданный наследниками в 2015 году в дар в Музыкальную библиотеку филармонии, фотоальбом и масштабированные фотографии из него стали центральными экспонатами выставки, публике они представлены впервые.
Еще одна реликвия из филармонической библиотеки – капельмейстерская книга программ Придворного оркестра (ныне – Залуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии) – дает представление о концертах, которые этот уникальный оркестр, учрежденный императором Александром III в 1882 году, давал для раненых. В книге содержатся записи о выступлениях в госпитале с указанием состава музыкантов и программами концертов.
Артисты Заслуженного коллектива России также приняли участие в формировании выставки: предоставили музыкальные инструменты начала XX века из личных коллекций. Предполагается, что в январе музыканты оркестра выступят в пространстве выставки с концертами, реконструирующими программы их коллег, звучавшие здесь 110 лет назад.
Объемная картина обстоятельств работы госпиталя воссоздана с привлечением экспонатов, предоставленных партнерами Филармонии.
В частности, в ходе научно-исследовательской работы, проведенной для формирования концепции выставки, в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга были выявлены уникальные документы: журналы заседаний Попечительного Комитета; материалы о методах лечения, работе медицинского и обслуживающего персонала, а также об административно-финансовой стороне его содержания. Они дают представление о том, каким нелегким и дорогостоящим делом была организация и содержание госпиталя в неприспособленном для этих целей общественном пространстве, а также об огромном вкладе, внесенном в работу госпиталя пожертвованиями граждан и общественных организаций.
На выставке представлены медицинские инструменты и инвентарь, больничный халат пациента военного лазарета – аутентичные экспонаты времен Первой мировой войны из собрания Военно-медицинского музея. Облачение сестры милосердия 1914 – 1918 годов – реконструкция, переданная на выставку из частного собрания. Заняв достойное место в выставочном пространстве, эти реликвии позволяют составить представление о медицинском быте тех лет и придают законченность художественному образу выставки.
Заметное место уделено сведениям об организованном в лазарете обучении раненых «мирным» профессиям, как и теме социализации пациентов, удовлетворению их духовных потребностей: сюжет с упомянутыми концертами Придворного оркестра продолжает организация богослужений (о чём свидетельствуют фото из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга), а также театральных представлений.
Выставка «Площадь милосердия» – свидетельство неразрывной связи времен, возможность в неожиданном ракурсе увидеть историю Дома Дворянского Собрания – Петербургской филармонии на фоне глобальных событий. Выставка рассказывает о гуманистическом локусе на карте событий Первой мировой, где Медицина и Музыка исцеляли тела и души. Она – и дань уважения тем, кто сохранил Память, оказавшуюся сильнее забвения.
Выставка доступна к посещению слушателям концертов Большого зала филармонии. Также, начиная с 4 декабря, в ее пространстве организованы экскурсии, расписание и билеты доступны по ссылке.
Выставка «Площадь милосердия» организована Санкт-Петербургской государственной академической филармонией им. Д.Д. Шостаковича совместно с Военно-медицинским музеем Министерства обороны Российской Федерации, Центральным государственным историческим архивом Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб) и Российской национальной библиотекой (РНБ).
3 ноября в Большом зале Петербургской филармонии прозвучала Десятая симфония Дмитрия Шостаковича – одна из ключевых партитур в наследии композитора, мировая премьера которой состоялась в этом же зале 17 декабря 1953 года под управлением Евгения Мравинского.
Симфонию исполнил Академический симфонический оркестр филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса. Также в программу вошел Концерт № 20 для фортепиано с оркестром Моцарта, солистом выступил один из самых ярких пианистов нового поколения Дмитрий Шишкин.
Десятая симфония прозвучала в рамках абонемента «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича», представляющего сочинения, чьи мировые премьеры прошли в Большом зале Ленинградской – Петербургской филармонии. Абонемент посвящен 50-летию присвоения филармонии имени композитора, чья судьба неотделима от судеб филармонии и города на Неве. Подробная статья о биографических и творческих связях Дмитрия Шостаковича и Ленинградской филармонии размещена на сайте «Столетие филармонии».
Концерт транслировался онлайн в социальных сетях филармонии, над трансляцией работала съемочная группа телеканала «Культура». Позже концерт будет показан в эфире телеканала.
2 ноября исполнился год с даты ухода из жизни Юрия Темирканова – выдающегося дирижера, более 35 лет возглавлявшего Петербургскую филармонию и входящий в ее состав Заслуженный коллектив России – старейший в стране и один из лучших мировых оркестров.
В день памяти Юрия Темирканова в Большом зале филармонии выступил Заслуженный коллектив России, чье имя на протяжении десятилетий для всего мира было неотделимо от имени маэстро. Под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, прозвучали сочинения Шуберта, Шумана и Брамса. Сольную партию исполнила Елизавета Леонская – прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира.
В этот же день в Малом зале филармонии открылась выставка «Юрий Темирканов. Мгновения…»: 3 ноября в ее пространстве прошла открытая встреча с концертмейстером ЗКР Львом Клычковым, получившая название «Юрий Темирканов. Непрошедшее время».
2 ноября в Большом зале филармонии на концерте, посвященном памяти маэстро Юрия Темирканова, прозвучали шедевры романтической эпохи: антракт из музыки к драме В. фон Чези «Розамунда» Шуберта, Фортепианный концерт Шумана и Вторая симфония Брамса – самая безмятежная и гармоничная в наследии композитора, партитура, будто бы сотканная из света.
Заслуженный коллектив России выступил под управлением народного артиста России, главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева: творческая судьба музыканта неразрывно связана с судьбой Юрия Темирканова – по его приглашению в 2000 году Николай Алексеев занял пост дирижера Заслуженного коллектива России, по решению Маэстро в 2022 году был назначен главным дирижером оркестра.
Сольную партию в Концерте Шумана исполнила Елизавета Леонская – прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира. Исполнительница признавалась, что помнит все концерты, на которых выступала с Юрием Темиркановым, да и все его концерты, которые она слушала из зала, памятны ей не меньше. Самый первый из них состоялся в Большом зале Ленинградской филармонии: в партере – Елизавета Леонская, еще студентка Московской консерватории, на сцене – совсем молодой Юрий Темирканов. Звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича.
«Главное открытие, которое я сделала благодаря Юрию Хатуевичу – поняла, какая колоссальная преобразующая сила заключена в дирижерском жесте. Его сила воздействия на оркестр была необыкновенной, это была магия, настоящее волшебство. Вот он появляется на репетиции – всегда в костюме, в галстуке, – сухо всех приветствует, деловито надевает очки, делает первый жест – и оркестр сразу звучит так, что я думаю: “А зачем, собственно, репетировать?” – вспоминала Елизавета Леонская, – Не раз я была свидетелем тому, как Юрий Хатуевич вставал за пульт знакомых мне оркестров, и под его руками, с первых же нот они преображались до неузнаваемости, звучали так, будто бы на сцене находился совершенно другой коллектив. Объяснить это иначе как магическим излучением, которым обладал Юрий Темирканов, я не могу».
В стремлении объединить чествованием маэстро Темирканова все филармонические пространства, 2 ноября филармония открыла выставку «Юрий Темирканов. Мгновения…» в фойе Малого зала. Документальную часть экспозиции составили афиши избранных концертов музыканта – от первого выступления двадцативосьмилетнего Юрия Темирканова в Большом зале, в рамках абонемента «Дебюты молодых дирижеров», 15 января 1967 года, до последнего концерта 12 января 2020 года. Также на выставке представлены фото Юрия Темирканова разных лет – знаменитая серия портретов, выполненная в 1970-е годы Валерием Плотниковым, а также разнохарактерные фотомгновения, запечатленные такими фотохудожниками, как Валентин Барановский, Павел Маркин, Виктор Самсонов, Анна Флегонтова.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, посетивший открытие выставки в день памяти дирижера, поделился впечатлениями: «Филармонические афиши на выставке не только рассказывают о Маэстро Юрии Темриканове, о его творческом пути, но и дают возможность узнать об истории нашего города. А фото интересно рассматривать, погружаясь в атмосферу творчества Мастера и в воспоминания о встречах с ним... Юрий Темирканов прожил яркую насыщенную жизнь, умел ей радоваться, но умел и держать удар. Он как-то сказал: "Зло можно победить только добром". И это очень много говорит о нем и как о музыканте, и как о человеке».
Открытие выставки также посетили вице-губернатор Борис Пиотровский и председатель комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга Федор Болтин.
«Выставка условно поделена на три пространства памяти, образующих единое целое. В первом вы видите человека, увлеченного городом, его архитектурой и его природой. Здесь есть чудесная фотография, сделанная на берегу Финского залива, где „есть покой и воля“, — рассказывает Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, — Вообще, Юрий Хатуевич всегда говорил о том, что Петербург его создал как творческую личность. И он очень любил русскую классику — достаточно вспомнить легендарные постановки, сделанные в Мариинском театре: „Евгения Онегина“ или „Пиковую даму“, например, и то, с каким пиететом, с каким глубоким знанием русской литературы и поэзии он работал над произведениями уже наших современников. Здесь мы показываем разные этапы жизни Темирканова, от молодости до творческой зрелости через пространство залов Филармонии, Мариинского театра.
Следующий зал полностью посвящен афишам, и по ним можно реконструировать творческую биографию: здесь — афиши филармонических залов, афиши-свидетели творческих союзов Юрия Темирканова с крупнейшими музыкантами современности, афиши важнейших зарубежных гастролей, например, в легендарном театре Ла Скала.
Третий зал, очень камерный по интонации, — это пространство дирижерского жеста. Там все говорит жест — и о человеке, и о произведении. Иногда по фотографиям даже видно, какое произведение сейчас репетируется. И мы показываем это пространство от первого до последнего концерта, последнего ухода из зала и ухода из жизни. Но уход из жизни не означает уход из исторической и культурной памяти».
3 ноября в пространстве выставки «Юрий Темирканов. Мгновения…» в Малом зале филармонии прошла открытая встреча с концертмейстером Заслуженного коллектива России, народным артистом России Львом Клычковым – в беседе с Юлией Кантор музыкант поделился воспоминаниями о маэстро, с которым работал теснейшим образом более 35 лет.
Видеоэкскурсия по выставке
27 октября в Большом зале Петербургской филармонии открылся второй сезон абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик», посвященный 200-летию со дня рождения одного из величайших симфонистов в истории. В этот вечер Заслуженный коллектив России исполнил под управлением немецкого дирижера Лео Кремера Шестую симфонию Антона Брукнера и знаменитую Восьмую «Неоконченную» симфонию Франца Шуберта. Концерт прошел при переполненном Большом зале.
200-летие со дня рождения Антона Брукнера Петербургская филармония отмечает два концертных сезона исполнением всех его симфоний: в прошлом сезоне прозвучали «Нулевая», Третья, Четвертая, Седьмая и Девятая, в этом сезоне запланировано исполнение Первой, Второй, Пятой, Шестой и Восьмой симфоний. Каждая из них прозвучит в сопоставлении с сочинениями других композиторов – Моцарта, Бетховена, Шуберта, Листа, Малера, вписывающими брукнеровскую музыку в разный стилистический и смысловой контекст.
В концертах абонемента за пульт обоих филармонических оркестров – Заслуженного коллектива России и Академического симфонического оркестра наряду с Лео Кремером встанут дирижер Академического симфонического оркестра Владимир Альтшулер, главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов и представитель прославленной дирижерской династии Дмитрий Юровский. Солистом в заключительной программе абонемента станет Денис Мацуев, также публику ждет встреча с такими известными пианистами, как Андрей Коробейников и Мирослав Култышев.
Лео Кремер – органист и дирижер, профессор Высшей школы музыки в Саарбрюккене и Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Мангейме. В качестве дирижера выступает в Германии, Италии, Японии, Корее, Мексике, России. Регулярно выступает с Камерным оркестром Заслуженного коллектива России, представляя стили от раннего барокко до позднего романтизма и экспрессионизма. В прошлом сезоне Лео Кремер с большим успехом исполнил вместе с Заслуженным коллективом России Девятую симфонию Брукнера в Большом зале Петербургской филармонии.
Антон Брукнер – «наполовину гений, наполовину простак», как охарактеризовал его дирижер Ганс фон Бюлов, глубоко религиозный человек, посвятивший одну из своих симфоний «Возлюбленному Богу», стремился выразить в своей музыке величие Вселенной. От большинства великих композиторов Брукнера отличает поздно пришедшее признание. Кажется, что путь Брукнера к признанию продолжается до сих пор, и его юбилейный год – лучший повод исполнить в Большом зале Петербургской филармонии все симфонии композитора: опередившие свое время, монументальные, величественные, обращенные будто бы не к земному, а к небесному слушателю.
Следующий концерт абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» состоится 13 февраля: Заслуженный коллектив России исполнит под управлением Дмитрия Юровского Первую симфонию Брукнера и Концерт № 27 для фортепиано с оркестром Моцарта, солистом выступит Мирослав Култышев.
20 октября в Большом зале Петербургской филармонии выступила звезда мировой оперы, сопрано Хибла Герзмава. Вместе с органистом, лауреатом международных конкурсов Иваном Царевым певица представила уникальную программу из музыки для голоса и органа: прозвучали сочинения трех столетий – от Перселла и Баха до Масканьи и Ана.
С «королем инструментов» Хиблу Герзмава связывают особые отношения: его неповторимый тембр стал неотъемлемой частью ее детства, прошедшего вблизи Концертного зала Пицундского храма, где постоянно звучала органная музыка. Хибла Герзмава признается, что хотела стать органисткой. «Но орган – это все же отдельное дело. Ему нужно отдать практически всю жизнь, точно так же, как и пению. Поэтому в определенный момент мой путь все-таки был дальше уже связан с пением, и я очень рада этому», – рассказывает певица.
Хибла Герзмава – обладательница Гран-при Международного конкурса имени П.И. Чайковского, неоднократная обладательница Национальной премии «Золотая маска», Лауреат Государственной премии Российской Федерации за вклад в развитие отечественного и мирового искусства.
Следующее выступление звезды мировой оперы в Большом зале Петербургской филармонии состоится 15 декабря, в рамках XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств»: вместе с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова певица исполнит арии из опер Верди, Пуччини, Чилеа.
19 октября в Большом зале Петербургской филармонии выступил Новосибирский академический симфонический оркестр. Под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса коллектив исполнил Пятую симфонию Сергея Прокофьева и Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова, солистом выступил лауреат международных конкурсов, один из самых ярких пианистов своего поколения Арсений Тарасевич-Николаев.
Концерт был посвящен столетию со дня рождения Арнольда Каца – выдающегося дирижера, выпускника класса Ильи Мусина, с чьим именем история Новосибирского академического симфонического оркестра была неразрывно связана на протяжении более чем пятидесяти лет. Арнольд Кац неоднократно выступал в Ленинграде — Петербурге – как вместе с возглавляемым им Новосибирским академическим симфоническим оркестром, так и как приглашенный дирижер.
Художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис в сентябре 2024 года также возглавил Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии: сейчас дирижер совмещает руководство новосибирским и петербургским коллективами.
Концерт прошел в рамках абонемента «Оркестровая география России», представляющего на сцене Большого зала Петербургской филармонии выступления ведущих симфонических и камерных коллективов страны.
18 октября Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева исполнил в Большом зале Данте-симфонию № 5 «Рай» Бориса Тищенко. Исполнение одной из самых значительных симфонических партитур начала XXI века было посвящено 85-летию со дня рождения композитора. Также в этот вечер прозвучал Второй фортепианный концерт Прокофьева, солистом выступил Борис Березовский.
Мировая премьера Данте-симфонии № 5 «Рай» состоялась в Большом зале Петербургской филармонии в 2009 году: авторами первого в ее истории исполнения стали Заслуженный коллектив России и Николай Алексеев.
Эта партитура – заключительная часть колоссальной композиции: сам Тищенко определил ее жанр как хорео-симфоническая циклиада, озаглавив «Беатриче». Исследователи называют это сочинение, над которым композитор работал с 1996 года (а идея которого вызревала более 35 лет), новым этапом в музыкальной «дантологии», истоки которой уходят в XIX век, к «Данте-симфонии» Ференца Листа.
Симфония за симфонией, часть за частью Тищенко воссоздал в звуках события песен «Божественной комедии» Данте, но музыка их не просто иллюстрирует (хотя связь циклиады с балетным театром, безусловно, влияет на характер ее тем и образов), а скорее предлагает психологическое осмысление.
Концерт открыл абонемент Заслуженного коллектива России, посвященный в этом концертном сезоне 90-летию со дня присвоения оркестру почетного звания «Заслуженный коллектив Республики», которое стало его именем собственным.
В социальных сетях филармонии доступна запись онлайн-трансляции концерта.
2 и 15 октября в фойе Чайковского Большого зала Петербургской филармонии прошли концерты, на которых впервые с 1914 года публично зазвучал уникальный, созданный в единственном экземпляре «золотой рояль» – Steinway из коллекции императора Александра III, подаренный самодержцем созданному им Придворному музыкантскому хору. Ныне этот коллектив называется Заслуженным коллективом России и входит в состав Петербургской филармонии, более того, сама филармония была учреждена в 1921 году – первой в стране – чтобы сохранить этот уникальный оркестр.
На концертах «Соло для Императорского рояля» выступил артист Петербургской филармонии, известный петербургский пианист и композитор Николай Мажара. Он вернул голос уникальному музыкальному инструменту. «Золотой» Steinway с уникальными росписями многие десятилетия был безмолвным свидетелем смены исторических эпох: к его клавиатуре прикасались большие музыканты, поскольку какое-то время рояль размещался в артистической Большого зала, но его голос не звучал публично больше века.
«Он звучит немножко по-другому [по сравнению с современными инструментами], разговаривает с нами другим голосом. И я специально подобрал программу из сочинений, современных роялю. Это поздние сочинения Михаила Глинки, произведения Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Александра Бородина. Вся эта музыка была написана довольно близко ко времени создания рояля, то есть сегодня мы можем услышать ее примерно так, как слышали ее создатели», – рассказывает пианист Николай Мажара.
«Инструмент пережил революции и войны, он был здесь и в блокаду. Начиная с 1960-70-х годов этот великолепный инструмент находился в так называемой свитской – пространстве за сценой, где императора, когда он появлялся в столичном Дворянском собрании, ждала свита. После революции она стала артистической Большого зала, ныне известной как Красная гостиная», – рассказала Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии.
Сегодня рояль – один из ключевых экспонатов выставки «Застывшая музыка. К 185-летию здания Дворянского собрания», которая продлится до 5 ноября. Выставка доступна к посещению слушателями концертов в Большом зале филармонии и на экскурсиях.
12 октября в Большом зале филармонии открылся абонемент «Великие симфонии военных лет», посвященный 80-летию Победы. Симфония № 2 «С колоколом» Арама Хачатуряна прозвучала в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Карена Дургарян – известного армянского дирижера, отмеченного сотрудничеством с крупнейшими европейскими оркестрами, музыкального руководителя Армянского национального театра оперы и балета. Также были исполнены Праздничная увертюра Александра Арутюняна и Героическая баллада для фортепиано с оркестром Арно Бабаджаняна, солистом выступил известный армянский пианист Ваг Папян.
«Я должен поблагодарить руководство оркестра и сам оркестр, потому что получить такое приглашение – большая честь для меня. Это наша вторая встреча, впервые я выступал с Заслуженным коллективом России в начале двухтысячных – это легендарный, очень высокого уровня оркестр, поэтому для меня было важно не делать ничего лишнего и, как я люблю говорить, не мешать оркестру, – рассказал Карен Дургарян, – Программу концерта предложил я, и идея эта была филармонией поддержана. Для меня было важно исполнить именно Вторую симфонию Хачатуряна, потому что она редко исполняется. Все знают «Танец с саблями», «Гаянэ», «Спартак», Скрипичный концерт. Вторая же симфония редко звучит, и для меня большая честь представлять армянскую музыку, притом военных лет. Все произведения этой программы относятся к периоду 1940-50-х годов. Военные, послевоенные годы – это период, когда весь народ был сплочен одной идеей – быть счастливыми людьми. А для этого нужно было пройти все трудности войны. И в музыке всего этого периода наряду со всеми военными символами вы слышите, что всё-таки на первом месте – счастье человека».
Симфония Хачатуряна, благодаря составу оркестра и важности в ней темы набата получившая название «Симфония с колоколом», впервые прозвучала 30 декабря 1943 года в Большом зале Московской консерватории: ее замысел, возникший с началом войны, вызревал постепенно, музыка же была написана стремительно, за два месяца. «Моя новая, Вторая симфония, – писал Арам Хачатурян, – не имеет литературной программы; создавая ее, я старался воплотить в обобщенных музыкальных образах те думы и чувства, которыми живет сегодня наш народ».
Характерные для стиля Хачатуряна ориентальная красота мелодий дополнились в этой музыке героико-трагической образностью. Национальное ладовое своеобразие музыкального языка сочетается с традициями европейского симфонизма: в симфонии звучит тема знаменитой средневековой секвенции Dies irae («День гнева»), танцевальные темы скерцо переливаются скрытой в них зловещей сущностью – традиция подобных Danse macabre восходит к XIX веку.
Абонемент «Великие симфонии военных лет» объединяет партитуры, созданные ведущими отечественными композиторами во время Великой Отечественной войны. Героизм и трагедия этого времени оживают на страницах симфоний Сергея Прокофьева, Николая Мясковского, Мечислава Вайнберга, Арама Хачатуряна. Программа абонемента невозможна без великих сочинений Дмитрия Шостаковича, неразрывно связанных с историей Ленинградской – Петербургской филармонии, носящей ныне имя композитора.
Одна из самых монументальных и трагичных в наследии Шостаковича, Восьмая симфония, прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева: автор посвятил симфонию Евгению Мравинскому – соавтору множества мировых премьер своих сочинений, легендарному дирижеру, возглавлявшему Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, вплоть до ухода из жизни в 1988 году.
Седьмая «Ленинградская» симфония, чью вошедшую в историю блокадную премьеру осуществил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета 9 августа 1942 года под управлением Карла Элиасберга в Большом зале филармонии, прозвучит в исполнении этого же коллектива, ныне носящего имя Академический симфонический оркестр филармонии, под управлением его главного дирижера Димитриса Ботиниса.
80-летию Победы наряду с концертным абонементом «Великие симфонии военных лет» также посвящены лекционный абонемент «Слушай, Ленинград!» и запланированная на весну 2025 года грандиозная, основанная на уникальных артефактах, выставка «Возвращение», посвященная реэвакуации оркестра Ленинградской филармонии и концертной афише Филармонии 1944-45 годов.
30 сентября свой сезон открыл Академический симфонический оркестр филармонии: концерт стал первым выступлением коллектива под управлением Димитриса Ботиниса в его новом статусе – художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Солистом выступил один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм, прозвучали Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева и Симфонические танцы Сергея Рахманинова. Концерт был посвящен 100-летию со дня рождения дирижера Арнольда Каца.
Новый художественный руководитель и главный дирижер называет первостепенной задачей установление с оркестром творческой связи и доверия, открытости.
«Это – условие для того, чтобы двигаться дальше, – считает Димитрис Ботинис, – Основываясь на этом, мне кажется, мы можем достигнуть очень интересных творческих результатов».
Ближайшие выступления Димитриса Ботиниса в Большом зале состоятся 19 октября – вместе с также возглавляемым им Новосибирским академическим симфоническим оркестром дирижер исполнит сочинения Рахманинова и Прокофьева, 3 ноября – в исполнении Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии прозвучат Десятая симфония Шостаковича и Концерт № 20 Моцарта, солист – Дмитрий Шишкин.
Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии – один из старейших и лучших в стране, он ведет историю с 1931 года, именно этот оркестр в 1942 году под управлением Карла Элиасберга осуществил в Большом зале филармонии знаменитую блокадную премьеру Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича.
С 1977 по 2018 год оркестр возглавлял Александр Дмитриев, ныне – дирижер-лауреат коллектива, с 1994 года дирижером оркестра является Владимир Альтшулер. Абонемент оркестра в этом концертном сезоне посвящен 90-летию Александра Дмитриева: 19 января 2025 года, в день рождения дирижера, коллектив выступит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева.
Коллектив ведет свою историю с 1931 года, начав свою деятельность как концертный ансамбль, а затем симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. В годы войны Оркестр Ленинградского радио был единственным симфоническим коллективом, оставшимся в блокадном городе. Несмотря на то, что в первую военную зиму оркестр фактически прекратил свое существование, ценой героических усилий 9 августа 1942 года его музыканты во главе с К. Элиасбергом представили ленинградскую премьеру Седьмой симфонии Шостаковича. Всего за время блокады коллектив выступил более 300 раз, часть концертов – в том числе премьера «Ленинградской» симфонии – состоялась в Большом зале филармонии.
Продолжая выходить на прославленную эстраду, оркестр в 1953 году получил статус филармонического. Им руководили Николай Рабинович, Карл Элиасберг, Арвид Янсонс, под управлением которого коллектив впервые предстал перед зарубежной публикой (Финляндия, 1965). В 1962–1963 годах свои сочинения исполнили с оркестром Игорь Стравинский и Бенджамин Бриттен.
С 1968 по 1976 год оркестр возглавлял Юрий Темирканов. Дирижер инициировал бурный рост репертуара коллектива и сыграл важнейшую роль в обретении им признания за рубежом: оркестр гастролировал в Болгарии, скандинавских странах, Нидерландах (в том числе в амстердамском Концертгебау), Японии и США.
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»