Фото: Анна Флегонтова

4 июня в Большом зале филармонии Заслуженный коллектив России под управлением известного немецкого дирижера Лео Кремера исполнил Сороковую симфонию Моцарта и Девятую симфонию Брукнера. Концерт был посвящен дню рождения одного из крупнейших дирижеров XX века Евгения Мравинского, на протяжении полувека возглавлявшего оркестр, тогда носивший имя Заслуженный коллектив Республики. 

Музыка Брукнера занимала в репертуаре Евгения Мравинского важное место: «В декабре 1938-го Мравинский дирижирует Четвертую симфонию, повторит ее в 1942-м в эвакуации, в декабре 1939-го – Седьмую, которую исполняет до 1974-го, в 1971-м – Пятую и в течение сорока лет – Девятую симфонию (музыкант возвращается к ней раз в десятилетие, последний раз 30 января 1980 года)», –  сообщает статья о дирижере на сайте  Digital-проекта «Столетие филармонии». Девятой симфонией Брукнера Евгений Мравинский не только неоднократно дирижировал, но также сделал ее запись. В своих программах он чаще всего сочетал ее с симфониями Моцарта.

Концерт Заслуженного коллектива России под управлением Лео Кремера прошел в рамках абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик», который Петербургская филармония посвящает двухсотлетию со дня рождения композитора: эту дату весь мир отмечает в 2024 году.

В центре каждой абонементной программы – одна из симфоний Брукнера, абонемент продолжится в следующем концертном сезоне, приобрести его можно в кассах и на сайте филармонии

Фото: Анна Флегонтова

3 июня в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка «Пушкин и музыка», приуроченная к 225-летию со дня рождения поэта. В проекте представлены: уникальные партитуры, нотные автографы, афиши и программки концертов из коллекции Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии, а также копии рукописных автографов и зарисовок Пушкина из собрания Института русской литературы РАН. Выставка продлится до конца концертного сезона филармонии: он завершится 28 июня. Выставка доступна для слушателей концертов Большого зала филармонии.

«Связь Пушкина и музыки многообразна. На сюжеты его произведений – как стихотворных, так и прозаических – написано огромное количество гениальных музыкальных произведений. Но ведь и в произведениях Пушкина звучит музыка – и это тоже предмет для изучения как филологов, историков, так и музыковедов. Собственно это обстоятельство и стало стержнем концепции той выставки, которую вы видите, – отметила Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, – Выставка размещена в знаковом месте для Петербурга – для его истории, литературы и музыки. Здесь – Большой зал Петербургской академической филармонии имени Шостаковича, здесь – Петербургское Дворянское собрание, со светской жизнью которого связана биография Пушкина».

Фото: Анна Флегонтова

«Институт русской литературы Российской академии наук сохраняет свое историческое название – Пушкинский дом. Наверное, в академической системе нет другого такого учреждения, института, который бы носил такое теплое, уютное название, – рассказала Татьяна Краснобородько, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН, ученый хранитель Пушкинского рукописного фонда, – Я бы определила Пушкинский дом как то единственное место в мире, где хранится полный Пушкин – практически весь, 98% всех известных рукописей. Режим хранения строгий, регламентный, поэтому рукописи не покидают стен Института. Но в торжественные юбилеи мы отпускаем рукописи поэта (конечно, не оригиналы, а копии) по всей стране – как посланцев Пушкинского дома.

Накануне 225-летия со дня рождения поэта сканы его рукописей переданы в Румянцевский музей – филиал Музея истории города, они отправляются в Архангельское в гости к князьям Юсуповым, в Юсуповскую усадьбу, в Оренбург, по местам Пугачевского восстания и – в Петербургскую филармонию».

«Решение Петербургской филармонии сотрудничать с Институтом русской литературы очень естественно и исторически обусловлено – не только потому что обе наши организации играют важную роль в истории русской культуры. Хочу напомнить, что Петербургская филармония, являясь наследницей Придворного оркестра, ведущего историю от 1882 года, как институциональная организация возникла все же в 1921 году и находилась она в ведомстве Главнауки, которое было тогда подразделением Народного комиссариата просвещения, куда входил и Пушкинский дом тоже, так что мы в каком-то смысле родственники», – отметил Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии. 

В выставочном проекте представлены уникальные партитуры, нотные автографы, афиши и программки концертов из коллекции Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии, а также копии рукописных автографов и зарисовок Пушкина из собрания ИРЛИ РАН.

Среди экспонируемых реликвий: экземпляр партитуры оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Данный экземпляр был приобретен Придворным оркестром в Санкт-Петербурге 5 марта 1903 года, о чем свидетельствует надпись и подпись издателя Василия Бесселя, подтверждающая право владения приобретенным экземпляром. Кроме того, на выставке можно увидеть партитуру Торжественной кантаты Александра Глазунова, написанной в память столетия со дня рождения Пушкина, изданную в Лейпциге издательством Митрофана Беляева в 1900 году. Партитуры опер Александра Даргомыжского «Русалка» и «Каменный гость» из библиотеки Николая Финдейзена, музыкального критика, издателя «Русской музыкальной газеты», заведующего музеем Петроградской (Ленинградской) филармонии.

Среди прочих редких изданий и рукописных нотных альбомов на выставке представлен нотный автограф Михаила Гнесина 1936 года «Песня Лауры» к «Каменному гостю» с пометкой автора о специальном сочинении для Ленинградской филармонии, а также каталоги и справочники советского периода о выходе в печать музыкальных произведений, созданных по мотивам произведений Пушкина, статьи и монографии о роли музыки в жизни и творчестве поэта и его роли в музыкальном искусстве.

Кураторы не оставили без внимания и серию памятных мероприятий, проходивших в Советском Союзе и за рубежом в 1937 году, посвященных 100-летию со дня смерти поэта. Ленинградская филармония принимала участие в юбилейных днях, в ее стенах проходила выставка «А.С. Пушкин в музыке» и был создан рукописный Альбом с одноименным названием. Сегодня эти реликвии из фондов Музыкальной библиотеки филармонии также представлены на выставке «Пушкин и музыка».

Фото: Стас Левшин

30 мая концерт Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева открыл программу XVII Международного фестиваля «Музыкальная коллекция». Оркестр и дирижер, вернувшиеся в начале этой недели с триумфальных гастролей по Китаю, исполнили Первую симфонию Густава Малера и Третий фортепианный концерт Бетховена, солистом выступил один из ведущих российских пианистов Николай Луганский.

Фестиваль «Музыкальная коллекция» продлится с 30 мая по 28 июня: восемнадцать его концертов объединяют выступления филармонических коллективов – Заслуженного коллектива России и Академического симфонического оркестра, а также ведущих российских и зарубежных дирижеров и солистов.

Акценты в программе фестиваля – концерты открытия и закрытия, которые Заслуженный коллектив России исполнит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева (солисты – Николай Луганский и Александр Рами), а также программа с сочинениями Рахманинова и Лютославского (дирижёр – Феликс Коробов, солист – Борис Березовский), концерт-посвящение ко дню рождения Евгения Мравинского, моноспектакль Константина Райкина к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина, фортепианные вечера Дмитрия Шишкина и Мирослава Култышева, вокальный вечер Юлии Музыченко, мировая премьера сочинения Настасьи Хрущевой, написанного по заказу филармонии.

Фестиваль проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт‑Петербурга. Полная программа доступна на странице фестиваля.

31 мая Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии выступил на Дворцовой площади в рамках масштабного проекта «Классика на Дворцовой»: в исполнении коллектива прозвучала музыка Моцарта, Верди, Россини, Делиба, Пуччини, Дворжака, Бизе, Гершвина и других композиторов. С оркестром под управлением Артема Абашева выступили оперные звезды из России, Италии, Армении, ЮАР, Израиля, Бразилии.

Проект «Классика на Дворцовой», задуманный как современное шоу на основе классического репертуара в исполнении лучших голосов планеты на фоне естественных декораций Зимнего дворца и легендарной петербургской белой ночи, состоялся уже в тринадцатый раз. Четвертый раз ключевым участником проекта – симфоническим коллективом, исполняющим всю программу – стал Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии.

В концерте приняли участие звезды мировой сцены: сопрано Пумеза Матшикиза и Юлия Музыченко, меццо-сопрано Майя Гоур, тенора Витторио Григоло и Игорь Морозов, баритон Семен Антаков, бас Матеус Франса, виолончелист Борислав Струлёв.

Проекту «Классика на Дворцовой» дважды – в 2018 и 2023 годах – был присвоен статус Национального события России.

«”Классика на Дворцовой” – уникальный праздник, где слилось все лучшее, что свойственно нашему городу: страсть к прекрасному и увлечение новыми технологиями, имперский размах и внимание к деталям, яркие краски и утонченный стиль. Здесь музыка вдохновляет, хореография впечатляет, декорации потрясают, а профессионализм – поражает» – говорится на официальном сайте проекта.

Фото: Анна Флегонтова

29 мая в Бетховенском фойе Большого зала филармонии впервые прошел интерактивный концерт-лекция для детей с ограниченными возможностями.

Выступление артистов Академического симфонического оркестра филармонии Екатерины Семион (арфа) и Георгия Долгова (флейта) ознаменовало возрождение многолетней и важной традиции выступлений филармонических музыкантов для особенных детей в Бетховенском фойе.

Программа концерта «Знакомство с арфой» была тщательно продумана и выверена: короткие рассказы об истории арфы, её строении, вариантах извлечения звука перемежались с музыкальными фрагментами, иллюстрирующими повествование. Вкрапление произведений для арфы и флейты украсили и разнообразили концерт.

Музыка имеет мощный терапевтический эффект, поэтому ее слушание крайне важно для человека в целом и тем более для детей с ограниченными возможностями. Дети с интересом и восторгом воспринимали происходящее. Вишенкой на торте стала возможность всем желающим поближе познакомиться с арфой. Ребята с удовольствием и благоговением прикасались к струнам инструмента.

Чтобы стать слушателем специальных мероприятий Филармонии и проекта «Волшебный Дирижабль», не обязательно принадлежать к названным организациям. Информацию о запланированных концертах для детей с особенностями здоровья всегда с удовольствием предоставит Мария Угрюмова: телефон 318-69-30, e-mail: ugrumovam@mail.ru

19 мая абонемент «Мастер и Маргарита», посвященный 50-летию публикации полной версии романа в СССР, завершился концертом Академического симфонического оркестра под управлением Максима Алексеева. Сольную партию исполнил солист Санкт-Петербургского дома музыки, скрипач Андрей Зубенко, фрагменты романа Булгакова прочли известные актеры Александр Галибин и Ирина Савицкова. 

В заключительной программе абонемента, получившей название «Великий бал полнолуния», прозвучали шедевры мировой музыки, вдохновленные образами Вальпургиевой ночи, а также музыка Иоганна Штрауса – несравненного короля вальсов, дирижировавшего оркестром на балу у Воланда. 

Музыка и текст бессмертного романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова звучали в Большом зале филармонии в течение сезона. В программах абонемента, посвященного 50-летию публикации полной версии романа в СССР, вместе с петербургскими музыкальными коллективами выступали звезды театра и кино Андрей Ургант, Николай Буров, Николай Мартон. 

Фото: Стас Левшин
Фото: Анна Флегонтова

Петербургская филармония приняла в «Ночь музеев» в своих залах около 12 000 слушателей и стала самой посещаемой площадкой акции в городе. Всего на событиях акции в Петербурге, по информации организаторов, побывало более 50 000 человек.

Концертная программа в Большом зале филармонии продолжалась с 18 часов 18 мая до 6 часов утра 19 мая, в Малом зале концерты прошли 18 мая с 18 до 23 часов. В Большом зале наряду с концертной программой публике были предложены викторины и конкурсы с возможностью выиграть призы от партнеров филармонии. Филармоническая программа включила тринадцать концертов, в которых петербургские коллективы и музыканты исполнили сочинения классического репертуара, а также джаз и современную музыку.

Тема «Ночи музеев – 2023» – «Лексикон» – преломилась в филармонической программе многогранно. «Лексикон» Филармонии и выступающих на ее сцене музыкантов – это музыкальные жанры. Классика, джаз или современная музыка – это целая Вселенная символов и смыслов, которая позволяет слушателям перемещаться во времени и пространстве, погружаясь в культуру разных эпох, вступая в диалог с великими композиторами. Отдельные концерты «Ночи музеев» в Большом зале были также посвящены диалогу и с великими писателями: Александром Пушкиным, Владимиром Набоковым, Михаилом Булгаковым.

Участие в концертах «Ночи музеев» приняли Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Максима Алексеева, Санкт-Петербургский симфонический оркестр «Классика», Jazz Philharmonic Orchestra, Камерный оркестр «Дивертисмент», Камерный хор “Festino”, композитор Настасья Хрущева, актер Илья Носков и пианист Олег Вайнштейн, органистка Елена Малева и другие исполнители.

С 20 до 00 часов в Большом зале филармонии также работали интерактивные площадки, на которых слушатели воспользовались возможностью погрузиться в виртуальную филармоническую реальность с помощью VR-очков, разобрались в музыкальных терминах, узнали музыкальные фрагменты по их визуальным образам-графикам, проверили эрудицию, ответив на вопросы о жизни литературных сюжетов в музыке и отправили музыкальные телеграммы.

Самые активные, музыкальные и эрудированные участники получили призы от партнеров филармонии – официального спонсора Банка ВТБ, официального провайдера цифровых услуг ПАО «Ростелеком», спонсора Санкт-Петербургской Валютной Биржи, официальных напитков Greenfield и Jardin, партнера Рив Гош.

Фото: Стас Левшин
18.05.2024 18:00
Ночь музеев
18.05.2024 18:00
Ночь музеев
Фото: Li Lewei

16 мая в Гуанчжоу состоялся первый концерт гастрольного тура Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева. Тур продлится до 26 мая, он включает выступления на самых престижных академических сценах Китая, в том числе в крупнейших городах страны – Пекине и Шанхае, где турне завершится грандиозным концертом под открытым небом. 

Выступления Заслуженного коллектива России в Китае входят в программу перекрестных Годов культуры России – Китая. Гастроли проходят при поддержке Банка ВТБ.

В Гуанчжоу, в концертном зале Синхай (Xinghai Concert Hall), вмещающем 1500 слушателей и славящемся своей акустикой, в исполнении старейшего симфонического оркестра России прозвучали фрагменты из оперы «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, Фортепианный концерт соль мажор Мориса Равеля, сольную партию в котором исполнил лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского Илья Папоян, и одна из величайших партитур XX века, знаковая для Петербургской филармонии: Пятая симфония Дмитрия Шостаковича, мировую премьеру которой этот же оркестр, тогда носивший имя Заслуженный коллектив Республики, осуществил в присутствии автора в 1937 году под управлением Евгения Мравинского в Большом зале Ленинградской филармонии.

Эта же программа прозвучит далее в Концертных залах Шэньчжэня (18 мая), Чанши (24 мая), а также на крупнейшей и самой значимой академической сцене страны: в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине (21 мая).

Завершится тур 26 мая, в Шанхае, грандиозным концертом на сцене под открытым небом, установленной в знаменитом Шанхайском ботаническом саду: Заслуженный коллектив России под управлением Николая Алексеева исполнит программу, полностью составленную из музыки Петра Чайковского. Прозвучат Итальянское каприччио, фрагменты музыки балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», а также знаменитый Первый фортепианный концерт, обладающий статусом одного из главных символов русского музыкального искусства. Солистом выступит китайский пианист Кун Сяндун.

Предыдущие гастроли Заслуженного коллектива России и Николая Алексеева в Китай прошли в июне 2023 года: они стали первой зарубежной поездкой оркестра после трехлетнего перерыва, вызванного пандемией. Эти выступления были крайне важны для китайской публики: они стали первыми концертами зарубежного коллектива, состоявшимися после отмены продолжительных антиковидных ограничений. Турне прошло с триумфальным успехом, тогда же были достигнуты рамочные договоренности о нынешних гастролях.

Фото: Анна Флегонтова

9 мая в Большом зале Петербургской филармонии прошел Праздничный благотворительный концерт в память о победе в Великой Отечественной войне, на котором песни военных лет прозвучали в исполнении баритона Петра Захарова, тенора Бориса Степанова и Академического симфонического оркестра филармонии, чья биография неразрывно связана с военными годами: именно этот коллектив, тогда носивший имя Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, 9 августа 1942 года осуществил в Ленинграде легендарную блокадную премьеру Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича.  Дирижером концерта 9 мая выступил Эдуард Кротман, участие в концерте приняли Хор Санкт-Петербургского государственного университета и Детский хор Филармонического общества Санкт-Петербурга.

Праздничный благотворительный концерт в память о победе в Великой Отечественной войне был организован Международным фондом культурных инициатив Маэстро Темирканова, билеты на него распространялись через ветеранские организации Петербурга.

 
Фото: Анна Флегонтова

7 мая, в день рождения одного из крупнейших композиторов XIX века, Иоганнеса Брамса, в Большом зале Петербургской филармонии прозвучали оба фортепианных концерта, написанных композитором: их исполнил Заслуженный коллектив России под управлением народного артиста России Феликса Коробова, солистом выступил известный петербургский пианист Петр Лаул. Музыканты не впервые представили собрание фортепианных концертов одного автора в одной программе: в 2021 году они исполнили все пять фортепианных концертов Бетховена в один вечер.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»