Согласие на использование cookies

Этот сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта и анализа трафика на основании Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с нашей Политикой обработки персональных данных. Вы можете настроить свой браузер для отказа от файлов cookie, но это может повлиять на функциональность сайта. При несогласии - покиньте сайт

Петербургская филармония поздравляет слушателей с Международным днем музыки! Мы отмечаем наш общий праздник большим концертом-марафоном, билетов на который почти не осталось. 

Стремясь разделить этот важный день с аудиторией, превосходящей по численности количество мест в зале, Филармония предоставляет слушателям уникальную возможность приобрести билеты на избранные концерты октября со скидкой 50%. Промокод ДЕНЬ МУЗЫКИ действует до конца дня 2 октября, он применяется при покупке билетов в партер на следующие концерты:

2 октября, 20:00
Российский квартет саксофонистов: программа «Музыкальные столицы мира».

3 октября, 20:00
Альбина Шагимуратова представляет лауреатов XXVII Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки. Фрагменты из знаменитых опер прозвучат в исполнении блестящих вокалистов и АСО под управлением Андрея Аниханова.

5 октября, 20:00
ЗКР под управлением Вячеслава Валеева исполнит Симфонию № 41 Моцарта, а также шедевры Чайковского: Сюита № 4 «Моцартиана» и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, солист – Дмитрий Хрычев.

9 октября, 20:00 
Цикл концертов к 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова: Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр, дирижёр – Александр Титов. Прозвучит Симфония Свиридова и Второй фортепианный концерт Рахманинова, солист – Олег Вайнштейн.

10 октября, 20:00
Вечер музыки Астора Пьяццоллы. Ансамбль «Remolino» исполнит «Времена года в Буэнос-Айресе», Концерт для оркестра и Танго.

 

11 октября, 19:00 
Звезда мировой музыки, венгерский скрипач Кристоф Барати выйдет на сцену с Госоркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. В программе – Скрипичный концерт Бетховена и Четвёртая «Романтическая» симфония Антона Брукнера.

12 октября, 20:00
Цикл концертов к 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова: сюиту «Время, вперед!», а также музыку из кинофильмов «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Вам и не снилось», «Джентльмены удачи» и другие сочинения советских композиторов исполнит Симфонический оркестр «Таврический» под управлением Михаила Голикова.

Первыми об акциях и промокодах узнают подписчики филармонической рассылки.

Фото: Анна Флегонтова

29 сентября в здании Большого зала Петербургской филармонии состоялся круглый стол, посвящённый сохранению исторической памяти о работе учреждений культуры Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Впервые подобное мероприятие состоялось в стенах одного из ведущих культурных учреждений города, что подчеркнуло его символическое значение. Центральной темой встречи стала инициатива создания единого информационного портала, где будут собраны документы, воспоминания и архивные материалы о деятельности театров, музеев, киностудий и библиотек в военные годы. Соорганизаторами круглого стола выступили Петербургская филармония и Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. Участие в его работе приняли представители ведущих культурных институций города — Петербургской филармонии, Государственного Эрмитажа, Мариинского театра, киноконцерна «Ленфильм», Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургского государственного университета. На встрече также присутствовали члены общественных объединений блокадников.

«Мы пригласили коллег из самых разных учреждений культуры Петербурга – Ленинграда, как федеральных, так и региональных, чтобы они рассказали, какая ведется работа. А она ведется, просто о ней, к сожалению, мало известно, – сообщила Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. – Надеюсь, что итогом станет создание единого информационного ресурса об учреждениях культуры культурной столицы России».

Фото: Анна Флегонтова

«Мы организовали круглый стол, анализируя народные инициативы. У нас очень много людей, которые помнят и будут помнить этот тяжелый период. Очень важно, что эта тема продолжает волновать учреждения культуры и сегодня. Память важна для нас всех, и хочется, чтобы она сохранилась как можно в более полном объёме. Такой портал мог бы стать настоящей гордостью города», — подчеркнула Светлана Агапитова, Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге.

Представители Петербургской филармонии Юлия Кантор и Евгений Петровский (заместитель директора филармонии по творческой деятельности) в своем докладе обратились к истории филармонии в годы блокады. «Мы предпочитаем вспоминать об истории не только в важные дни, а помнить о ней всегда», — отметила Юлия Кантор. Она рассказала о сохранившихся афишах и программках, о гастрольных маршрутах Заслуженного коллектива Республики и Евгения Мравинского в период эвакуации в Сибирь, о выставочных проектах филармонии, организованных в память об этом времени. Евгений Петровский подчеркнул, что работа с этими архивными материалами сегодня становится частью традиции сохранения памяти и важнейшей задачей культурных институций. Он также отметил, что предстоящий сезон филармонии будет связан с осмыслением блокадной истории и творчеством Дмитрия Шостаковича, чья музыка во многом стала символом стойкости города.

Ключевыми темами докладов стали история сохранения и осмысления культурного наследия блокадного города. Старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Анна Конивец рассказала о работе музея и судьбах сотрудников, чьи дневники и воспоминания помогают понять, как в тяжелейших условиях удавалось сохранять коллекции. Заведующая издательским отделом Мариинского театра Анна Петрова и начальник отдела по связям с общественностью киноконцерна «Ленфильм» Ольга Аграфенина поделились выявленными в архивах сведениями о жизни сотрудников в осаждённом городе.

Заведующая информационно-библиографическим отделом Российской национальной библиотеки Надежда Веденяпина подчеркнула, что библиотека «ни на день не прекращала свою работу». Фонд и ведомственный архив были сохранены, а сотрудники, понимая историческую значимость происходящего, инициировали создание «блокадной коллекции», состоящей из самых разных печатных продукций. Она также сообщила о ведении работы по созданию центра по сохранению исторической памяти о блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне.

В дискуссию вступили ветераны блокады, представители литературных архивов и преподаватели высших учебных заведений. После участники круглого стола, члены общественных объединений блокадников, посетили экскурсию по выставке «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика».

Итогом обсуждения стало решение об обращении к городским властям с инициативой о создании единого центра информации о деятельности учреждений культуры Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Рассматривается возможность формирования такого ресурса будет вестись под эгидой Российской Национальной библиотеки.

Фото: Анна Флегонтова

1 октября в Большом зале Петербургской филармонии пройдет уникальный четырехчасовой концерт-марафон, посвященный Международному дню музыки. Он начнется в 18 часов и продлится ориентировочно до 22 часов: две программы в рамках марафона исполнит Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослава Забояркина, солистом во второй выступит пианист, солист Санкт-Петербургского Дома музыки Тимофей Владимиров, на сцену также выйдут известная петербургская пианистка Елизавета Украинская и ансамбль медных духовых инструментов Olympic Brass.

Первый концерт-марафон в Международный день музыки прошел в Большом зале Петербургской филармонии в 2007 году, в 2016 году традиция прервалась, а в 2023 году возродилась. Особенностью концертов-марафонов, проходящих в Большом зале филармонии в Международный день музыки, является их общедоступный статус. Стоимость билетов составляет всего 200 рублей. В Международный день музыки филармония дает возможность прикоснуться к академическому искусству самой широкой публике.

При этом концерты с подобной ценовой политикой — не единичный случай в филармоническом сезоне: обеспечивая доступ к академическому искусству публике с самым разным уровнем дохода, Петербургская филармония ежемесячно проводит концерты общедоступного формата. Правда, октябрьский концерт-марафон среди них — единственный, остальные общедоступные концерты выдержаны в стандартном хронометраже — около двух часов.

Поскольку на концерт 1 октября остались только входные билеты, которые быстро раскупаются, Петербургская филармония, стремясь разделить важнейший для себя праздник — Международный день музыки — с максимально широкой аудиторией, превосходящей по численности количество мест в концертном зале, 1 и 2 октября предоставит слушателям уникальную возможность приобрести билеты на избранные концерты октября со скидкой 50%. Подробности будут опубликованы 1 октября, в Международный день музыки, в социальных сетях (ВКонтакте, Telegram, Одноклассники, Дзен) и на официальном сайте филармонии.

28 сентября в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр открыл свой концертный сезон под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса. Солистом в русско-французской программе из сочинений XX века выступил один из лучших пианистов мира Николай Луганский.

Программа концерта объединила сочинения XX века, ставшие знаковыми в биографиях своих создателей. Прозвучали симфоническая медитация для оркестра «Забытые приношения» Оливье Мессиана, Концерт соль мажор Мориса Равеля, сольную партию в котором исполнил Николай Луганский, и сюита из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского в редакции 1945 года.

Открывшийся сезон — второй в истории Академического симфонического оркестра, проходящий под управлением Димитриса Ботиниса. О его назначении на пост художественного руководителя и главного дирижера оркестра 13 мая 2024 года объявил главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев, 30 сентября 2024 года Академический симфонический оркестр открыл первый сезон под управлением нового главного дирижера.

«Мы с оркестром движемся в хорошем направлении. Репертуар должен быть разнообразным, в программу должны быть включены как редкие произведения прошлого, так и те, которые появляются сейчас. Мне кажется, разнообразие всегда интересно и оркестру, и публике, — отмечал накануне открытия нынешнего сезона Димитрис Ботинис, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии. – Нельзя забывать, что самое главное в нашем деле — создавать такие условия, при которых исполнение музыки становится чудом, событием, которое заставляет людей забыть обо всем, возвыситься и уйти с концерта с совершенно другими эмоциями и ощущениями».

Фото: Анна Флегонтова
Фото: Анна Флегонтова

«Мне помнится, что первый раз с Академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии я выступал в 2000 году, дирижером был замечательный, к сожалению, ныне покойный дирижер Равиль Мартынов. Но еще больше мне запомнился концерт, состоявшийся буквально пару-тройку месяцев спустя. Летом, на фестивале в Монпелье, я впервые встретился на одной сцене с величайшим музыкантом, с которым когда-либо вообще имел дело, — с Юрием Хатуевичем Темиркановым. Он стоял за пультом Академического симфонического оркестра, мы играли Второй концерт Рахманинова, — вспоминает Николай Луганский. — Это довольно редко бывает среди дирижеров, но мне кажется, Юрий Хатуевич и Александр Сергеевич Дмитриев дружили и потому так легко “менялись ролями”. Выступление в Монпелье — первое с Темиркановым и, наверное, второе или третье с АСО, конечно, мне очень запомнилось. Но позже и с Александром Сергеевичем Дмитриевым я играл с большим удовольствием — и на европейских фестивалях, и в Концертном зале Чайковского в Москве. Так что история моих выступлений с АСО достаточно обширная, и так получается, что во главе его стоят замечательные дирижеры. Юрий Темирканов — это, конечно, совершенно особая страница в истории русского дирижирования; Александр Дмитриев — изумительный музыкант, я вспоминаю встречи с ним с огромным удовольствием; Димитрис Ботинис — один из моих самых любимых нынешних дирижеров. И я очень рад, что после того, как я не один и не два раза играл на открытии сезона с Заслуженным коллективом России — и с Юрием Темиркановым, и с Николаем Алексеевым, — сейчас я открываю сезон с Академическим симфоническим оркестром и Димитрисом Ботинисом».

В прошлом сезоне Академический симфонический оркестр под управлением Димитриса Ботиниса по приглашению Николая Луганского и совместно с ним открыл программу 43-го Международного музыкального фестиваля имени С.В. Рахманинова в Тамбове: знаменитый пианист выступает художественным руководителем фестиваля. На июнь 2026 года запланировано совместное выступление оркестра, дирижера и солиста в Московском концертном зале «Зарядье». 

Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии – один из лучших российских симфонических коллективов — ведет свою историю с 1931 года. В годы войны он, носивший тогда имя Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, был единственным симфоническим коллективом, оставшимся в блокадном городе. 9 августа 1942 года  во главе с Карлом Элиасбергом оркестр осуществил в Большом зале филармонии легендарную блокадную премьеру Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича. 

В 1953 году коллектив получил статус филармонического. Им руководили Николай Рабинович, Карл Элиасберг, Арвид Янсонс, под управлением которого в 1965 году коллектив впервые выступил за рубежом – в Финляндии. 

C 1968 по 1976 год художественным руководителем и главным дирижером оркестра был Юрий Темирканов, с 1977 по 2018 год его возглавлял Александр Дмитриев: приняв решение оставить пост, маэстро был удостоен почетного пожизненного титула дирижера-лауреата коллектива. С 1994 года штатным дирижером Академического симфонического оркестра является Владимир Альтшулер.

С 2018 по 2024 год оркестр работал без главного дирижера. Наиболее важные концерты — открывающие и закрывающие сезон — проходили под управлением народного артиста России Николая Алексеева, дирижера Заслуженного коллектива России, с 2022 года — главного дирижера ЗКР, с 2024 года — главного дирижера Петербургской филармонии.

В сентябре 2024 оркестр возглавил Димитрис Ботинис.

В течение прошлого сезона под управлением Димитриса Ботиниса Академический симфонический оркестр представил публике такие масштабные партитуры, как Десятая симфония Шостаковича, Первая симфония Рахманинова, «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса, Четвертая симфония Малера (солистка — Анна Денисова), Скрипичный концерт Берга (солист — Никита Борисоглебский), Четвертая симфония Прокофьева. Одним из наиболее значимых событий филармонического сезона стал концерт 10 мая, ставший одновременно кульминацией обширной концертно-выставочной программы, подготовленной Петербургской филармонией к 80-летию Победы: в этот вечер Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича была исполнена сводным оркестром, объединившим Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии и Новосибирский академический симфонический оркестр — коллективы, возглавляемые Димитрисом Ботинисом. 22 июня два оркестра вновь объединились под управлением дирижера, чтобы исполнить Седьмую симфонию уже в Новосибирске.

В предстоящем сезоне в совместных планах Академического симфонического оркестра и его художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса — исполнение Первой симфонии Малера и Скрипичного концерта Мендельсона, солист — Гайк Казазян (9 ноября), Седьмой симфонии Прокофьева, музыкальных картин из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, Скрипичного концерта Глазунова, солист — Никита Борисоглебский (24 января), Девятой симфонии Шуберта и фантастических вариаций на тему рыцарского характера «Дон Кихот» Р. Штрауса, солисты — Борис Андрианов и Даниил Меерович (22 февраля), Первого фортепианного концерта Брамса и Виолончельного концерта Элгара, солисты — Илья Папоян и Александр Рамм (10 апреля), Второй симфонии Рахманинова и Альтового концерта Губайдулиной, солист — Илья Тарасенко (22 мая).

В течение сезона с коллективом наряду с художественным руководителем и главным дирижером Димитрисом Ботинисом и дирижером оркестра Владимиром Альтшулером выступят такие ведущие российские и зарубежные дирижеры, как Дмитрий Юровский, Андрей Аниханов, Феликс Коробов, Александр Соловьев, Павел Балефф (Германия/Болгария), Николя Краузе (Франция), Деян Савич (Сербия), Валерий Овсяников, Максим Алексеев, Анатолий Рыбалко, Алексей Ньяга, Пётр Максимов, Ярослав Забояркин, Павел Петренко, Андрей Колясников, Николай Цинман.

А. Шагимуратова. Фото: Стас Левшин

3 октября в Большом зале Петербургской филармонии с Академическим симфоническим оркестром под управлением Андрея Аниханова выступит звезда мировой оперы Альбина Шагимуратова. Вместе с ней на сцену выйдут лауреаты XXVII Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки — одного из самых престижных состязаний, художественным руководителем и председателем жюри которого выступает певица. Петербург — не единственный город, который услышит молодых звезд вокального искусства: с 30 августа по 21 декабря лауреаты конкурса выступают в рамках большого гастрольного тура в городах России, Узбекистана, Казахстана, Турции, Армении и Белоруссии. Символично, что этот большой концертный тур, ставший возможным благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, проходит в год столетия со дня рождения Ирины Архиповой — легендарной певицы, более сорока лет возглавлявшей жюри Конкурса имени Глинки.

«Миссия конкурса — не только рассмотреть в певце талант и безусловный творческий потенциал, наградить премией, но и помочь молодым исполнителям начать сольную деятельность, показать их талант и красоту голосов зрителям, подсказать в каком направлении им надо двигаться в творческом пути. И, конечно, без помощи Фонда мы не смогли бы организовать такие масштабные гастроли», — отмечает председатель жюри конкурса Альбина Шагимуратова.

Фрагменты знаменитых русских и зарубежных опер прозвучат в Большом зале филармонии в исполнении Альбины Шагимуратовой и лауреатов конкурса: сопрано Екатерины Савинкова (III премия), Екатерины Бегунович (II премия), Валентины Правдиной (IV премия), меццо-сопрано Екатерины Лукаш (I премия), теноров Кирилла Попов (дипломант конкурса) и Данила Сахарова (IV премия), баса Мирослава Молчанова (IV премия).

Легендарный Международный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки проводится с 1960 года, в разные годы его триумфаторами становились Ирина Богачева, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Альбина Шагимуратова, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Аскар Абдразаков, Ильдар Абдразаков и другие знаменитые певцы.

Более сорока лет председателем жюри конкурса была выдающаяся певица и педагог, народная артистка СССР Ирина Архипова. После ухода Ирины Константиновны конкурс был возрожден в 2019 году по инициативе заслуженной артистки России, народной артистки Республики Татарстан, лауреата I премии XXI Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки Альбины Шагимуратовой.

XXVII Международный конкурс имени М.И. Глинки прошел в октябре 2024 года в Москве, а в декабре стало известно, что проект большого гастрольного тура его лауреатов в городах России и ближнего зарубежья получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив.

Фото: Стас Левшин

25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония открыла новый 105-й концертный сезон исполнением музыки композитора, чье имя носит уже полвека. Сюита на слова Микеланджело Буонарроти прозвучала в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. По приглашению главного дирижера филармонии сольную партию исполнил звезда мировой оперы, баритон Борис Пинхасович. В программу также вошли симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко, ученика Шостаковича, и фантазия «Франческа да Римини» Петра Чайковского. Участие в концерте принял Петербургский камерный хор.

50-летие присвоения филармонии имени Дмитрия Шостаковича – одна из важнейших дат, под знаком которой пройдет новый концертный сезон.

Сюита на слова Микеланджело Буонарроти, созданная в последний год жизни Дмитрия Шостаковича, стала своего рода духовным завещанием композитора. В основе цикла — сонеты Микеланджело о мудрости, любви, творчестве, смерти и бессмертии. Композитор признавался, что его поразила «глубина мыслей, простота и гениальность» великого итальянца.

Фото: Стас Левшин

«С огромным трепетом я подхожу к исполнению этого цикла: я знаю его очень давно, но никогда не думал, что представится возможность его исполнить. Для меня Шостакович – композитор номер один. И то, что Николай Геннадиевич именно во мне услышал потенциал исполнить это произведение, делает событие вдвойне ценным, – рассказал Борис Пинхасович. – Для меня Шостакович — это, прежде всего, строгое мышление в процессе интонирования. Его музыка подобна архитектуре: четкие, строго выверенные мазки без прикрас, “сахара”, ненужных слез и надрывов. Я очень рад нашей очередной встрече с маэстро Николаем Геннадиевичем. Он — человек, которому я безмерно доверяю и которого очень уважаю. Он на 100% владеет искусством дирижирования – самым трудным среди всех жанров и направлений музыки, и наряду с этим остаётся большим музыкантом. Такая комбинация — редкость в наше время».

9 августа исполнилось 50 лет со дня смерти композитора, 2 декабря исполнится полвека со дня выхода Постановления Совета Министров СССР об увековечении памяти Дмитрия Шостаковича, согласно которому Ленинградской филармонии было присвоено его имя.

В дату смерти композитора филармония почтила его память концертом: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония. Накануне памятного концерта, 8 августа, в фойе Большого зала филармонии открылась выставка «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», посвященная 50-летию присвоения филармонии имени композитора. Выставка продлится до 31 октября.

50-летию присвоения имени композитора посвящен абонемент «(Не)Знакомый Шостакович», который объединит балетные сюиты, антракты из оперы «Катерина Измайлова», музыку к пьесе «Человеческая комедия», сюиту из музыки к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый», музыку к кинофильмам «Гамлет» и «Овод».

Сочинения Дмитрия Шостаковича традиционно занимают важное место афише Петербургской филармонии. Важными ее событиями в новом сезоне станут исполнение Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева Первой симфонии Дмитрия Дмитриевича – к столетию мировой премьеры, осуществленной этим же оркестром (1 мая). 24 октября Заслуженный коллектив России и главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев исполнят Четвертую симфонию Шостаковича: в 1936 году именно этот оркестр готовил партитуру к премьере, которая должна была состояться в Большом зале, но оказалась отменена в последний момент. Впервые симфония прозвучала лишь спустя четверть века.

Фото: Анна Флегонтова

Петербургская филармония откроет 105-й концертный сезон 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, чьё имя с гордостью носит уже 50 лет: эта дата станет ключевой в филармоническом сезоне, ей будет посвящен абонемент и множество отдельных программ. В декабре в филармонических залах пройдут события юбилейного, XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», в апреле-мае — XIX Международного фестиваля «Музыкальная коллекция». На карте гастролей Заслуженного коллектива России появится новая страна — Вьетнам. Серию многовекторных просветительских проектов, приуроченных к датам отечественной истории и культуры, в этом сезоне филармония представляет в регионах России — Выборге, Великом Новгороде, Омске, Гатчине — и в своих залах. 

25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, его музыку по традиции исполнит старейший симфонический оркестр страны, сыгравший важную роль в личной и творческой биографии композитора: Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии выступит под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Прозвучит поздний шедевр Шостаковича — Сюита на слова Микеланджело Буонарроти. По приглашению главного дирижера филармонии сольную партию исполнит звезда мировой оперы, баритон Борис Пинхасович. В программу также вошли симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и симфоническая фантазия «Франческа да Римини» Чайковского. В концеррте примет участие Петербургский камерный хор.

Фото: Стас Левшин

Под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева в новом сезоне прозвучат ключевые программы Заслуженного коллектива России, особое место в их ряду в год 50-летия присвоения Филармонии имени Дмитрия Шостаковича займут его сочинения: Четвертая симфония (24 октября), Первая симфония (1 мая) — к 100-летию премьеры, состоявшейся в Большом зале в исполнении этого же оркестра, с которой началась мировая слава композитора.

В предстоящем сезоне на гастрольной карте Заслуженного коллектива России и главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева появится новое направление: в начале ноября они впервые выступят в столице Вьетнама, Ханое, на сцене новейшего культурного центра – оперы Хо Гуом (Ho Guom Opera). В течение сезона также запланированы выступления коллектива и дирижера на заключительном концерте Симфонического форума в Екатеринбурге, в программе Международного фестиваля Мстислава Ростроповича в Москве, на Фестивале, посвященном 80-летию со дня рождения Евгения Колобова, в Московском театре «Новая Опера».

Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала, отмечая роль новой музыки в филармонической афише, подчеркнул, что новые и редко звучащие сочинения входят в ключевые программы — открытия сезонов обоих филармонических оркестров.

Фото: Стас Левшин

Евгений Петровский, заместитель директора Филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала, отмечая роль новой музыки в филармонической афише, подчеркнул, что новые и редко звучащие сочинения входят в ключевые программы — открытия сезонов обоих филармонических оркестров.

Так, 28 сентября Академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса откроет свой новый концертный сезон французско-русской программой из сочинений XX века. Прозвучат симфоническая медитация для оркестра «Забытые приношения» Оливье Мессиана, Концерт соль мажор Мориса Равеля, солист — Николай Луганский, и сюита из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского в редакции 1945 года.

«Мы с оркестром движемся в хорошем направлении. Репертуар должен быть разнообразным, в программу должны быть включены как редкие произведения прошлого, так и те, которые появляются сейчас. Мне кажется, разнообразие всегда интересно и оркестру, и публике, — отмечает Димитрис Ботинис, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии. — Нельзя забывать, что самое главное в нашем деле — создавать такие условия, при которых исполнение музыки становится чудом, событием, заставляющим людей забыть обо всем, возвыситься и уйти с концерта с совершенно другими эмоциями и ощущениями».

Фото: Сергей Тягин

Под управлением Димитриса Ботиниса Академический симфонический оркестр в течение сезона исполнит такие масштабные партитуры, как Первая симфония Малера, Седьмая симфония Прокофьева Девятая симфония Шуберта, Вторая симфония Рахманинова и другие сочинения.

В июне 2026 года запланированы гастроли Академического симфонического оркестра в концертном зале «Зарядье»: под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса прозвучат сочинения Рахманинова, солистом выступит Николай Луганский.

«Этот год следует назвать годом Шостаковича: 2 декабря мы отмечаем 50-летие со дня присвоения Филармонии имени композитора», — подчеркнул Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала филармонии. Под знаком этого события прошел и предыдущий сезон (2024/2025), в котором Филармония представила публике абонемент «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича». В новом сезоне эту смысловую линию продолжит абонемент «(Не)Знакомый Шостакович», объединивший как популярные сочинения композитора, так и редко исполняемые в концертных залах.

Музыка Шостаковича будет звучать в течение предстоящего сезона и вне связи с тематическим абонементом. Наряду с упомянутыми выше исполнениями Первой и Четвертой симфоний Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева Евгений Петровский назвал также монографическую программу, которую Заслуженный коллектив России исполнит под управлением Владимира Спивакова: она объединит Девятую симфонию, Сюиту для променадного оркестра и Первый фортепианный концерт, солист — Денис Мацуев.

«В сезоне также прозвучит Симфония № 11 — одна из немногих, чья премьера состоялась силами не Заслуженного коллектива России, а Госоркестра. Именно этот коллектив — Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова — исполнит ее под управлением Александра Лазарева в рамках Международного зимнего фестиваля “Площадь Искусств”».

Евгений Петровский подчеркнул, что в течение двух сезонов, объединенных датой присвоения Филармонии имени Шостаковича, складывается единая линия исполнения симфоний композитора: «В прошлом сезоне мы исполнили Первую, Пятую, Шестую, Седьмую, Восьмую и Десятую симфонии, а в этом — прозвучат Первая, Четвертая, Девятая и Одиннадцатая. Таким образом, на протяжении двух сезонов будет представлена большая часть симфонического цикла Шостаковича».

В числе дат, которые филармония также отмечает в своей афише: 110-летие со дня рождения Георгия Свиридова (цикл из шести концертов, которые пройдут в Большом и Малом залах с 9 по 23 октября); 270-летие со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта. В рамках посвященного дате абонемента «Моцарт +», наряду с исполнением музыки самого композитора, а также его современников, последователей и почитателей, запланирована мировая премьера сочинения лауреата II Международного конкурса пианистов, дирижеров и композиторов имени С.В. Рахманинова Алексея Крашенинникова, которое композитор пишет по заказу Петербургской филармонии. Абонемент «Филармония и Дом музыки» посвящен 20-летию основания Санкт-Петербургского Дома музыки, его кульминацией станет концерт 3 февраля, на котором с Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева выступит художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки, виолончелист Сергей Ролдугин.

Продолжая разговор о новейшей и редко исполняемой музыке XX века в филармонической афише, Евгений Петровский наряду с мировой премьерой сочинения Алексея Крашенинникова назвал также мировую премьеру произведения *≠* (Неравенство) Анатолия Королева, авторский вечер Александра Чайковского, объединенные в абонементе «Классика. Новое» «Учение о гармонии» Джона Кулиджа Адамса, «Аркану» Эдгара Вареза, Альтовый концерт Софии Губайдулиной, а также партитуры Анри Дютийё, Карла Амадеуса Хартмана и Пауля Хиндемита: его кантата «Apparebit repentina dies» для смешанного хора и медных духовых инструментов прозвучит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева в Малом зале филармонии.

Малый зал филармонии открыл свой сезон 21 сентября. «Нас ждет множество концертов-юбилеев, выступлений молодых исполнителей и программ памяти великих музыкантов, — рассказала Ирина Смукул, художественный руководитель Малого зала филармонии. — Зал примет на своей сцене такие яркие события, как Международный фестиваль новой музыки “Звуковые пути”, фестиваль старинной музыки “Барокко в белую ночь”, камерные программы Международного зимнего фестиваля “Площадь Искусств”».

«В нынешнем сезоне филармония представит многовекторные проекты, объединяющие выставки, концерты и лекции. В этом сезоне мы начинаем работать с регионами нашей страны, как близко расположенными по отношению к Петербургу, так и далекими, — рассказала Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. — Ауфтактом к сезону стала выставка в Выборгском музее-заповеднике, посвященная 160-летию со дня рождения Александра Глазунова и Яна Сибелиуса. Помимо выставки проект включил сольный концерт Николая Мажары и лекции наших сотрудников, посвященные обоим композиторам. Хочу подчеркнуть: это не отдельные блоки, это триединый проект. И в таком формате проекты будут идти в течение сезона».

В ноябре в Великом Новгороде совместно с Новгородским музеем-заповедником будет представлен проект к 170-летию со дня рождения Анатолия Лядова. Декабрь ознаменуется проектом «Александр III и Чайковский: царь и композитор», реализуемым филармонией совместно с Музеем-заповедником «Гатчина»; март – участием в амбициозном проекте «Врубель и музыка» в Омске, организатором которого выступает Омский музей изобразительных искусств, носящий имя художника (проект приурочен к 120-летию со дня рождения уроженца Омска Михаила Врубеля). Музыкальная программа двух последних проектов будет реализована силами Молодежного камерного оркестра ЗКР под управлением Ярослава Забояркина.

«В Омск музыканты Заслуженного коллектива России приедут впервые за 80 лет. Предыдущее выступление состоялось здесь в 1943 году, во время эвакуации оркестра в Новосибирск», — подчеркнула Юлия Кантор.

В ряду просветительских проектов, которые в течение сезона пройдут в филармонических залах, — выставка и концерт, посвященные 200-летию событий 14 декабря 1825 года на Сенатской площади и 50-летию фильма «Звезда пленительного счастья», музыку к которому Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии записал под управлением Юрия Темирканова. На май запланировано открытие выставки, посвященной 120-летию начала работы в этом здании (тогда — Зале Дворянского собрания) Государственного совета Российской империи.

«Есть еще одна страница, которую в равной мере можно назвать просветительской, можно музыкальной. Это сотрудничество с Московской консерваторией имени П.И. Чайковского, Соглашение о которой было подписано в прошлом году, оно очень интересно развивается, — рассказала Юлия Кантор. — Огромное событие и для нас, и для московских коллег состоится весной 2026 года — это мастер-класс Николая Геннадиевича Алексеева для студентов-аспирантов Московской консерватории. Этого ждем мы, этого с большим уважением и трепетом ждут в Москве. И конечно применительно к сезону это будет пик нашего сотрудничества с Московской консерваторией». 

Фото: Анна Кобзарь

20 сентября в Большом зале филармонии состоялся третий Петровский оперный бал. Обращаясь к историческим традициям Санкт-Петербурга, современный проект объединил их с концертной практикой XXI века. Событие стало частью концертной и образовательной программы фестиваля «Чайковский. Перезагрузка». Приветствие участникам, организаторам и гостям Петровского бала направил Президент России Владимир Путин. 

«Этот масштабный творческий проект прочно вошёл в число значимых культурных и общественных событий. Продолжая замечательные отечественные традиции благотворительности, меценатства, просветительства, Петровский бал служит развитию музыкального и хореографического искусства, вносит вклад в сбережение богатейшего наследия нашей оперной и балетной школы, знакомит с яркими страницами истории России, – говорится в приветствии Президента России. – Уверен, нынешний Петровский бал пройдет с успехом, будет способствовать продвижению плодотворного межкультурного диалога, укреплению гуманитарных контактов. И конечно, запомнится участникам торжественной, по-настоящему праздничной атмосферой и насыщенной программой».

Фото: Анна Кобзарь

В программе Петровского бала выступили итальянский тенор Витторио Григоло, сопрано Кристина Кляйн, виолончелист, народный артист России Сергей Ролдугин, скрипач, народный артист России Лев Клычков, артисты Большого театра Мария Шувалова и Игорь Пугачев, Симфонический оркестр «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело, хор «Festino», а также певица Фидан Фрай, Брасс-ансамбль Петербургской филармонии под управлением Алексея Ньяги, в поздней части вечера – группа «Браво». Традиционно в программе бала приняли участие дебютанты — молодые танцоры, для которых выход на сцену стал символом вступления в культурную и светскую жизнь. 

«Бал – это возвращение к традициям нашего зала – здания Дворянского собрания, к его истории, которая неразрывно связана с историей нашего города, страны. Традиция балов существовала на протяжении всей жизни зала – с некоторым перерывом. Многие из них запечатлены на полотнах выдающихся живописцев: посмотреть, как это выглядело, можно в Русском музее, в Эрмитаже. Филармония благодарна господину Фраю и фестивалю за то, что эта история к нам возвращается, и, я надеюсь, мы ее будем продолжать без длительных перерывов, вызванных пандемией и другими обстоятельствами. Ждем продолжения в следующем и последующих годах», – отметил Илья Черкасов, директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича.

Художественный руководитель проекта – немецкий культурный менеджер и театральный режиссер Ханс-Йоахим Фрай, советник генерального директора Большого театра России, руководитель фонда «Сириус – Талант и успех». Важная глава профессиональной биографии господина Фрая – президентство Международного Дрезденского оперного бала. Петербургский проект стал прямым преемником дрезденской инициативы, но обрел собственное развитие и формат.

 

Важной составляющей Петровского бала стала благотворительность: гости события оказали поддержку Фонду «Белый пароход», работающему с одаренными детьми и молодежью, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми из многодетных, неполных и социально незащищенных семей.

Организатором Петровского бала выступил фонд «Мост искусств» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

 

18 сентября в Бетховенском фойе Петербургской филармонии прошёл концерт для детей с ограниченными возможностями: звучала «космическая» музыка в исполнении трио Hang Made Project. Ее представили Антон Назарко (ханг), Владимир Шубин (контрабас) – артисты Заслуженного коллектива России – и Йоэль Гонсалес (перкуссия), а главным «ответственным» за волшебство звука и был уникальный инструмент ханг, по звучанию напоминающий арфу, тибетские поющие чаши и стеклянный орган одновременно. 

«Центр города, красивое здание, музыка и музыканты в непосредственной близости...» – так звучит один из частых отзывов родителей и детей, которые приходят в Бетховенское фойе на серию концертов-лекций, организованных Петербургской филармонией совместно с Банком ВТБ. 

«Всем известно, что музыка оказывает исцеляющее воздействие на человека. Именно поэтому кроме основных концертов Петербургская филармония уже давно поддерживает традицию концертов-лекций для детей с особенностями. Влияние музыки на таких слушателей – это очень тонкая материя. Многим из этих детей доступна только музыка. Поэтому дарить малышам эти такие важные и необходимые для них впечатления – наша ответственность и особенная радость», – говорит Мария Угрюмова, специалист по организации доступной среды и инклюзивным проектам Петербургской филармонии. 

Серия концертов для детей с ограниченными возможностями непременно продолжится, следите за нашими соцсетями.

Фото: Анна Флегонтова
Фото: Стас Левшин

25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония откроет 105-й концертный сезон исполнением музыки композитора, чье имя носит уже полвека. Сюита на слова Микеланджело Буонарроти прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. По приглашению главного дирижера филармонии сольную партию исполнит звезда мировой оперы, баритон Борис Пинхасович. В программу также вошли симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия «Франческа да Римини» Чайковского. Участие в концерте примет Петербургский камерный хор.

50-летие присвоения филармонии имени Дмитрия Шостаковича – одна из важнейших дат, под знаком которой пройдет новый концертный сезон.

Сюита на слова Микеланджело Буонарроти, созданная в последний год жизни Дмитрия Шостаковича, стала своего рода духовным завещанием композитора. В основе цикла — сонеты Микеланджело о мудрости, любви, творчестве, смерти и бессмертии. Композитор признавался, что его поразила «глубина мыслей, простота и гениальность» великого итальянца.

«С огромным трепетом я подхожу к исполнению этого цикла: я знаю его очень давно, но никогда не думал, что представится возможность его исполнить. Для меня Шостакович – композитор номер один. И то, что Николай Геннадиевич именно во мне услышал потенциал исполнить это произведение, делает событие вдвойне ценным, — рассказывает Борис Пинхасович. — Для меня Шостакович — это, прежде всего, строгое мышление в процессе интонирования. Его музыка подобна архитектуре: четкие, строго выверенные мазки без прикрас, “сахара”, ненужных слез и надрывов».

Предыдущий опыт сотрудничества дирижера и солиста относится к 2016 году, когда в Большом зале филармонии под управлением Николая Алексеева прозвучала оратория Гайдна «Сотворение мира».

«Я очень рад нашей очередной встрече с маэстро Николаем Геннадиевичем, — признаётся Борис Пинхасович. — Он — человек, которому я безмерно доверяю и которого очень уважаю. Он на 100% владеет искусством дирижирования, самым трудным среди всех жанров и направлений музыки, и наряду с этим остаётся большим музыкантом. Такая комбинация — редкость в наше время».

9 августа исполнилось 50 лет со дня смерти композитора, 2 декабря исполнится полвека со дня выхода Постановления Совета Министров СССР об увековечении памяти Дмитрия Шостаковича, согласно которому Ленинградской филармонии было присвоено его имя.

В дату смерти композитора филармония почтила его память концертом: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония. Накануне памятного концерта, 8 августа, в фойе Большого зала филармонии открылась выставка «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», посвященная 50-летию присвоения филармонии имени композитора. Выставка продлится до 31 октября.

50-летию присвоения имени композитора посвящен абонемент «(Не)Знакомый Шостакович», который объединит балетные сюиты, антракты из оперы «Катерина Измайлова», музыку к пьесе «Человеческая комедия», сюиту из музыки к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый», музыку к кинофильмам «Гамлет» и «Овод».

Сочинения Дмитрия Шостаковича традиционно занимают важное место афише Петербургской филармонии. Важными ее событиями в новом сезоне станут исполнение Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева Первой симфонии Дмитрия Дмитриевича – к столетию мировой премьеры, осуществленной этим же оркестром (1 мая). 24 октября Заслуженный коллектив России и главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев исполнят Четвертую симфонию Шостаковича: в 1936 году именно этот оркестр готовил партитуру к премьере, которая должна была состояться в Большом зале, но оказалась отменена в последний момент. Впервые симфония прозвучала лишь спустя четверть века.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»