Новости
Первые военные афиши Петербургской филармонии, отреставрированные Институтом истории РАН, разместились на виртуальной выставке
В канун Дня Победы на официальном сайте Петербургской филармонии разместились цифровые копии первых отреставрированных Санкт-Петербургским институтом истории РАН афиш, относящихся к периоду работы Ленинградской – Петербургской филармонии в эвакуации в Новосибирске. Эти копии – первые результаты работы в рамках масштабного проекта «Военная летопись Филармонии», который продлится три года и завершится в 2025 году, в год 80-летия Победы.
На сайте Петербургской филармонии представлены фото афиш до и после реставрации, они относятся к концертам, прозвучавшим в Новосибирске с февраля 1942 по июнь 1943 года в исполнении Заслуженного коллектива Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского, Николая Рабиновича, Курта Зандерлинга с такими солистами, как Даниил Шафран, Борис Гольдштейн, Яков Зак, со вступительным словом к одному из этих концертов выступил художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Соллертинский.
В июне копии отреставрированных афиш войдут уже не в виртуальную, а в реальную экспозицию, посвященную 120-летию со дня рождения Евгения Мравинского – дирижера, 50 лет возглавлявшего Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) Ленинградской – Петербургской филармонии. Выставка разместится в фойе Большого зала филармонии.На сайте Петербургской филармонии представлены фото афиш до и после реставрации, они относятся к концертам, прозвучавшим в Новосибирске с февраля 1942 по июнь 1943 года в исполнении Заслуженного коллектива Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского, Николая Рабиновича, Курта Зандерлинга с такими солистами, как Даниил Шафран, Борис Гольдштейн, Яков Зак, со вступительным словом к одному из этих концертов выступил художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Соллертинский.
«Первый опыт сотрудничества нашего института и Петербургской филармонии посвящен истории военного времени, он дает возможность не только реконструировать концертную деятельность филармонии в блокадном Ленинграде, но и рассказать о военной повседневности оркестра филармонии, во главе с Евгением Мравинским находившегося в эвакуации в Новосибирске, – рассказывает Юлия Кантор, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН, куратор проекта "Военная летопись Филармонии", – В целом в реставрации будет находиться более 700 афиш, а также пригласительные билеты и программки.
Проект рассчитан на три года, он разделен на три этапа, на первом этапе, сейчас, реставраторы Петербургского института истории занимаются восстановлением 75 афиш, относящихся к жизни Заслуженного коллектива Республики во главе с Евгением Мравинским в эвакуации. В конце июня отреставрированные афиши вернутся домой, в Музыкальную библиотеку Петербургской филармонии, и к нам на реставрацию приедут афиши блокадного времени, их около двухсот.
К настоящему моменту отреставрировано в общей сложности около двух десятков афиш, 15 программок и пригласительные билеты на первое исполнение Седьмой “Ленинградской” симфонии Дмитрия Шостаковича в Новосибирске».
«Первый этап реставрации проекта “Военная летопись Филармонии” совершенно сознательно связан с именем Евгения Мравинского – крупнейшей фигуры в истории музыки, – отмечает Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии, – В начале июня исполнится 120 лет со дня рождения дирижера, этой дате будет посвящена большая выставка, связанная с жизнью и творчеством Евгения Александровича. Конечно, в экспозицию войдут копии афиш его выступлений, в том числе – афиш концертов в эвакуации, отреставрированных Санкт-Петербургским институтом истории РАН».
«Афиши – это расходный материал, который печатался на бумаге не самого лучшего качества, а в условиях военного времени часто использовали и вовсе любую подходящую и доступную бумагу – оберточную, упаковочную, так называемую “сахарную”, в которую расфасовывали сахар, поэтому некоторые афиши сохранились даже хуже, чем иные документы, написанные или напечатанные на добротной, дорогой бумаге, произведенной в XVIII веке. Именно поэтому реставрация афиш военного времени требует самой высокой квалификации и самого нежного подхода, – рассказывает Татьяна Базарова, руководитель проекта "Военная летопись Филармонии", – Перед началом процесса реставрации обязательно собирается совет, в который входят и реставраторы, и историки, и хранители. Вместе они определяют план реставрации и ее методы. Каждый документ проходит через несколько этапов – сухая чистка, промывка, увлажнение, восполнение утрат и заключительный этап – прессование. После прессования афиша приобретает практически тот вид, который она имела раньше, с учетом, конечно, того, что этой бумаге уже не один десяток лет».
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»