Афиша
«Русская музыка 2.0»
Московский ансамбль современной музыки
6+
Музыка, выросшая из песни The Doors, «Песня сторожа», недостижимый рай эпохи барокко, музыкальный некролог американскому музыковеду Ричарду Тарускину, – так пунктиром можно охарактеризовать пьесы из программы «Русская музыка 2.0», которая прозвучит в Малом зале филармонии.
Сочинения лучших современных российских композиторов исполнит Московский ансамбль современной музыки – один из немногих отечественных коллективов, ставящих своей целью исполнение сочинений XX и XXI века и обладающих в этой области экспертным статусом. За тридцать лет существования ансамбль осуществил более 1000 российских и мировых премьер.
Концерт получил название по имени программы, запущенной в 2020 году Aksenov Family Foundation: международный экспертный совет определяет лауреатов программы, которые при поддержке Фонда и по его заказу пишут новую музыку. Все авторы, чьи сочинения прозвучат в Малом зале филармонии, становились лауреатами программы, в их числе: Алексей Сысоев, Дмитрий Бурцев, Антон Светличный, Олег Гудачев, Владимир Раннев, Марк Булошников.
Концерт пройдет в рамках Фестиваля русской музыки XIX-XXI веков «Рахманинов и (не) его время», который Петербургская филармония посвящает 150-летию со дня рождения великого русского композитора. Это определило концепцию программы: сочинения для концерта подобраны таким образом, чтобы их сочетание давало объемную картину современной русской музыки, в которой сосуществуют две большие стилистические линии – условно романтическая, олицетворением которой в свое время был Сергей Рахманинов, и условно авангардная, которая Рахманинову противостояла и отрицала его музыку. Эти тенденции актуальны и сегодня, программа «Русская музыка 2.0» – тому доказательство.
Пьеса «Прогноз погоды» Алексея Сысоева написана на текст, представляющий собой «всего-навсего» реди-мейд из описания стормгласса, найденного московским поэтом Андреем Черкасовым. «Как часто бывает у Андрея, даже найденные им в самых "неказистых" местах тексты способны перешагнуть в области высоких поэтических абстракций», – пишет о пьесе Алексей Сысоев.
“Revisite” Дмитрия Бурцева вдохновлена музыкой французского композитора XVIII века Антуана Форкре: сохраняя родство с первоисточником, пьеса не становится стилизацией, она устроена много сложнее, каждый «барочный» ее элемент уравновешивается усложняющим его элементом музыкального языка. Хрупкая нежность этой музыки определяется постоянным мерцанием фокуса внимания, при каждом его сдвиге «райская» лирика оборачивается тревогой: рай здесь, рядом, но в него не проникнуть.
“Taruskin” Антона Светличного – музыкальный некролог американскому музыковеду и публичному интеллектуалу Ричарду Тарускину. Первоначальная мультимедийная композиция наряду с живым звучанием МАСМ включала аудиоколлажи, декламацию текстов Тарускина и видеоарт, в Петербурге впервые прозвучит концертная версия пьесы. «Текст и видеоряд отпали; полностью сохранена только партитура МАСМа. Она состоит из нескольких коротких пьес; каждая из них основана на сочинении кого-то из классиков русской музыки (Глинки, Бородина, Мусоргского или Чайковского). Чужие ноты, разумеется, подвергнуты переработке, иногда до неузнаваемости. Изначально пьес было пять; для фестиваля, посвященного Рахманинову, я дописал еще одну», – говорит Антон Светличный.
Пьеса “Before you slip into unconsciousness” Олега Гудачева выросла внутри нескольких тактов песни “The Crystal Ship” группы “The Doors”. Ее инструментальная основа обвивает гармонию этих тактов, ее электронная часть содержит по большей части производные этой песни, а также саундскейпы, отголоски реальности, саунд-отпечатки нашего времени.
Основой произведения Владимира Раннева “Enfin je suis Libre” стал текст Николая Оболенского жене Вере, написанный 15 апреля 1945 года в освобожденном Бухенвальде. Вот его первые строки: «Вики, моя дорогая! Я от всего сердца надеюсь, что ты уже давно на свободе, что ты себя хорошо чувствуешь, и что мы скоро будем вместе. Меня все время поддерживала уверенность в том, что после нашего общего испытания мы станем ближе, сильнее и еще более счастливыми, чем когда-либо, и что никакая облачность не сможет нас разделить».
«Песня сторожа» Марка Булошникова написана в диалоге с короткометражной кинолентой-исследованием о городе. Одним из ее невольных героев стал человек на крыше гаража, безмолвно созерцающий жизнь шумного мегаполиса. «Этот образ трансформировался у меня в ситуацию определенных взаимоотношений в ансамбле, – говорит композитор, – По сути, эта вещь — своеобразный фортепианный анти-концерт, где вместо трансцендентности и соперничества (нередко характерного для жанра концерта) лишь ожидание, наблюдение».
2 часа 20 минут с одним антрактом
При поддержке
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»