Новости
Согласие на использование cookies
8 сентября, в 84-ю годовщину начала блокады Ленинграда, Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича представила программу памяти, посвящённую музыке, созданной в осаждённом городе. В фойе Большого зала известный петербургский пианист, артист Академического симфонического оркестра Филармонии Николай Мажара исполнил уникальную программу «Ленинградский блокнот», объединившую сочинения ленинградских композиторов: Валериана Богданова-Березовского, Юлия Кремлёва, Бориса Гольца, Ореста Евлахова, Юрия Кочурова и Александра Каменского. Программа возникла в процессе изучения нотного материала, хранящегося в Музыкальной библиотеке филармонии. С комментариями к ней выступила заместитель директора Филармонии Юлия Кантор. Перед концертом представители Филармонии возложили цветы к расположенной на фасаде Большого зала мемориальной доске, посвященной блокадной премьере Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.
«Каждый год в этот день мы склоняем головы, помня о тех, кто приблизил победу — иногда ценой своей жизни. На протяжении всей Великой Отечественной войны в филармонии звучала музыка, которая помогала выжить и победить», — отметила Юлия Кантор.

«На концерте прозвучали произведения композиторов, которые остались в блокадном городе, работали здесь, испытали на себе все ужасы войны», – подчеркнул Николай Мажара. Все они являются выпускниками Ленинградской консерватории. Среди них Валериан Михайлович Богданов-Березовский – не только композитор, но и один из ведущих музыкальных критиков Ленинграда, автор более 250 книг и статей о русской и советской музыке, оперном и балетном театре. Николай Мажара исполнил три пьесы из его цикла «Русские пейзажи» – «Волжская даль», «Степные просторы» и «Туманы над рекой».
Также в программе – сочинения Юлия Анатольевича Кремлёва, композитора и пианиста, чьи выступления по радио в годы войны поддерживали жителей осаждённого города. «В этих пьесах чувствуется особая опоэтизированная атмосфера: лёгкость первых вальсов постепенно сменяется мрачными и затаёнными интонациями; становится очевидно, что речь идёт о зимних сумерках блокадного Ленинграда», – отметил Николай Мажара о цикле «Вальсы зимних сумерек».
В блокадном Ленинграде жил и работал композитор Борис Григорьевич Гольц. Его фортепианный цикл «24 прелюдии» частично прозвучал на концерте. «Это сочинение было создано ещё до войны, но фигура Гольца для нас принципиально важна, – подчеркнул Николай Мажара. – Его творчество высоко ценили современники, среди них Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В годы блокады Гольц писал главным образом массовые песни, призванные поддерживать боевой дух жителей, однако к фортепианной музыке уже не возвращался. Сам он погиб во время голодной зимы».
Центральное место в программе занял цикл Ореста Александровича Евлахова «Ленинградский блокнот», давший название всему концерту. Это важнейшее сочинение вечера: в четырёх циклах – «Город», «Весна», «Рассказ» и «Марш» показана судьба Ленинграда, дано звуковое описание города, а в последней части раскрывается надежда и чувство приближающейся победы.
Прозвучало также Интермеццо Юрия Владимировича Кочурова, посвящённое пианисту А.Д. Каменскому, который во время войны дал более 500 концертов в осаждённом городе – не только в залах филармонии, но и на заводах, в госпиталях и других местах, где музыка давала людям силы. Юлия Кантор рассказала: «История фортепианной музыки в блокадном Ленинграде известна гораздо меньше, чем оркестровой. Единственным пианистом-солистом, оставшимся в городе, был Александр Каменский. Он поставил перед собой цель — знакомить ленинградцев с фортепианной музыкой своих земляков-современников».
Завершила вечер Сюита-фантазия Александра Даниловича Каменского на темы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». «Эта музыка насыщена яркими образами – зловещими фигурами врагов и светлым финалом с колокольным звоном, – поясняет Мажара. – Она рисует то ощущение, которое так нужно было страдающему городу: ужас нападения, ожидание и вера в неизбежную победу».
Новый концертный сезон Петербургской филармонии откроется 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучат Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти Дмитрия Шостаковича (солист – баритон Борис Пинхасович), а также симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Петра Чайковского.






8 сентября, в 84-ю годовщину начала блокады Ленинграда, Санкт-Петербургская филармония представит программу памяти, посвящённую музыке, созданной в осаждённом городе. В фойе Большого зала известный петербургский пианист Николай Мажара исполнит уникальную программу «Ленинградский блокнот», объединившую сочинения ленинградских композиторов: Валериана Богданова-Березовского, Юлия Кремлёва, Бориса Гольца, Ореста Евлахова, Юрия Кочурова и Александра Каменского. Программа возникла в процессе изучения нотного материала, хранящегося в Музыкальной библиотеке филармонии. С комментариями выступит доктор исторических наук Юлия Кантор.
Филармония, в зале которой все военные годы – за исключением месяцев первой, самой страшной блокадной зимы – звучала музыка, чтит память о тех драматических днях и о музыкантах, благодаря которым концертная жизнь в осажденном городе продолжалась. «Для нас принципиально важно, что вновь будет звучать музыка композиторов-ленинградцев, многие из которых не дожили до Победы. Этот концерт – дань памяти», – отмечает Юлия Кантор.

«На концерте прозвучат произведения композиторов, которые остались в блокадном городе, работали здесь, испытали на себе все ужасы войны», – подчёркивает Николай Мажара. Все они – выпускники Ленинградской консерватории. Среди них Валериан Михайлович Богданов-Березовский – не только композитор, но и один из ведущих музыкальных критиков Ленинграда, автор более 250 книг и статей о русской и советской музыке, оперном и балетном театре. Николай Мажара исполнит три пьесы из его цикла «Русские пейзажи» – «Волжская даль», «Степные просторы» и «Туманы над рекой».
Также в программе – сочинения Юлия Анатольевича Кремлёва, композитора и пианиста, чьи выступления по радио в годы войны поддерживали жителей осаждённого города. «В этих пьесах чувствуется особая опоэтизированная атмосфера: лёгкость первых вальсов постепенно сменяется мрачными и затаёнными интонациями; становится очевидно, что речь идёт о зимних сумерках блокадного Ленинграда», – отмечает Николай Мажара о цикле «Вальсы зимних сумерек».
В блокадном Ленинграде жил и работал композитор Борис Григорьевич Гольц. Его фортепианный цикл «24 прелюдии» частично прозвучит на концерте. «Это сочинение было создано ещё до войны, но фигура Гольца для нас принципиально важна, – подчёркивает Николай Мажара. – Его творчество высоко ценили современники, среди них Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В годы блокады Гольц писал главным образом массовые песни, призванные поддерживать боевой дух жителей, однако к фортепианной музыке уже не возвращался. Сам он погиб во время голодной зимы».
Центральное место в программе занимает цикл Ореста Александровича Евлахова «Ленинградский блокнот», давший название всему концерту. Это важнейшее сочинение вечера: в четырёх циклах – «Город», «Весна», «Рассказ» и «Марш» показана судьба Ленинграда, а в последней части раскрывается надежда и чувство приближающейся победы.
Прозвучит также Интермеццо Юрия Владимировича Кочурова, посвящённое пианисту А.Д. Каменскому, который во время войны дал более 500 концертов в осаждённом городе – не только в залах филармонии, но и на заводах, в госпиталях и других местах, где музыка давала людям силы. Завершит программу Сюита-фантазия Александра Даниловича Каменского на темы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». «Эта музыка насыщена яркими образами – зловещими фигурами врагов и светлым финалом с колокольным звоном, – поясняет Мажара. – Она рисует то ощущение, которое так нужно было страдающему городу: ужас нападения, ожидание и вера в неизбежную победу».
Новый концертный сезон Петербургской филармонии откроется 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучат Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти Дмитрия Шостаковича (солист – баритон Борис Пинхасович), а также симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Петра Чайковского.
Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича скорбит в связи с уходом из жизни Родиона Константиновича Щедрина – одного из крупнейших композиторов нашего времени, чья личная и творческая биография была тесно связана с Филармонией и ее многолетним художественным руководителем, выдающимся дирижером Юрием Темиркановым.
Музыка двадцатитрехлетнего Родиона Щедрина – фрагменты из балета «Конек-Горбунок» – впервые прозвучала в Большом зале в 1956 году. Спустя три года композитор вышел на эту сцену сам: солировал в своем Первом фортепианном концерте.
В историю исполнений музыки Щедрина в Ленинградской филармонии вписано множество славных имен: его сочинениями здесь дирижировали такие большие музыканты, как Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Кирилл Кондрашин, Арвид Янсонс, Александр Дмитриев, Марис Янсонс, Неэме Ярви, Саулюс Сондецкис и многие другие.
Огромную главу биографии композитора составила его совместная работа с Юрием Темиркановым. В 1969 году дирижер, возглавлявший тогда Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, впервые обратился к музыке Щедрина – исполнил Концерт для оркестра «Озорные частушки». Артистическая близость, личная симпатия вылились в сотрудничество длиной в полвека, подарившее публике множество ярких творческих событий.


В 1970-е в Филармонии Юрий Темирканов дирижирует четырьмя авторскими концертами Щедрина, ленинградскими премьерами его сочинений. Позже осуществляет первое исполнение оперы «Мертвые души» – сначала в Большом, затем в Кировском театре, который тогда возглавляет. В 1990-е, вернувшись в филармонию в статусе художественного руководителя и главного дирижера Заслуженного коллектива России, проводит несколько юбилейных концертов композитора. На одном из них, в 1997 году, Родион Щедрин в последний раз выходит на эту сцену в роли солиста – вновь исполняет тот самый Первый фортепианный концерт, с которого 41 год назад началась история его выступлений в этом зале.
В последний раз филармоническая публика рукоплещет композитору в 2017-м, на концерте к его 85-летию, которым – по отделению – дирижируют Юрий Темирканов и Николай Алексеев. В тот вечер Родион Щедрин в последний раз поднимается на эту сцену – одну из важнейших для него. Десятью годами ранее в филармонической «Золотой книге» он пишет: «Воистину счастлив быть в этом святом для каждого музыканта зале-легенде».
Юрий Темирканов и Родион Щедрин, отмечавшие дни рождения в декабре, с разницей в шесть дней, на протяжении многих лет неизменно поздравляли друг друга. Обмен письмами прервался в 2023 году со смертью Юрия Хатуевича.
В декабре того года Филармония по традиции проводила фестиваль «Площадь Искусств», который должен был стать поздравлением с юбилеем дирижера, а оказался посвящен его памяти. Последней пьесой заключительной фестивальной программы – гала-концерта, превратившегося в вечер воспоминаний – стало «Танго Альбениса» Щедрина, прозвучавшее прощальным, полным тепла и нежности словом ушедшему другу.
В предстоящем концертном сезоне Филармония обязательно произнесет музыкальное, полное благодарности слово вслед ушедшему большому композитору: в Большом зале обязательно состоится концерт, посвященный памяти Родиона Щедрина.
Коллектив Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича






27 и 28 августа Заслуженный коллектив России выступил в Музыкальном театре Нальчика. Концерты прошли в рамках «Темиркановских вечеров» – одного из крупнейших музыкальных событий Кабардино-Балкарской Республики, посвященного памяти ее всемирно известного уроженца, выдающегося дирижера Юрия Темирканова, 35 лет возглавлявшего Заслуженный коллектив России.
28 августа Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева исполнил Симфонию № 1 «Классическую» и Сюиту «1941 год» Сергея Прокофьева, а также сочинения Петра Чайковского: Фантазию для оркестра «Франческа да Римини» и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, солировал Дмитрий Хрычев.
«Сергей Сергеевич Прокофьев свое сочинение “1941 год” написал в Нальчике, когда был здесь в эвакуации. Тогда же, по заказу комитета по культуре, которым руководил отец Юрия Хатуевича Темирканова, он написал и Квартет на кабардино-балкарские темы. Как ни странно, в нашем исполнении сюита “1941 год” в Нальчике прозвучала впервые. Это сочинение создано в самом начале войны, заканчивается оно не апофеозом победы, а надеждой на лучшее будущее», – рассказал Николай Алексеев, главный дирижер Петербургской филармонии.
27 августа под управлением Алексея Ньяги и главного дирижера Музыкального театра Кабардино-Балкарской Республики Азамата Лакунова в исполнении Заслуженного коллектива России прозвучала программа, объединившая сочинения Бриттена, Римского-Корсакова, Сен-Санса, Элгара, Стравинского и симфонические миниатюры современных композиторов.
Прославленный петербургский оркестр выступил в Нальчике третий год подряд, концерты прошли при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики.
Фестиваль «Темиркановские вечера» открылся 25 августа, наряду с симфоническими концертами его программа включила показы документальных фильмов о Юрии Темирканове и записей выступлений знаменитого дирижера, а также фотовыставки перед зданием и в фойе Музыкального театра, посвященные творческому пути Маэстро.
Ближайшее выступление Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева на родной сцене состоится 25 сентября: в день рождения Дмитрия Шостаковича филармония откроет сезон исполнением музыки композитора, чье имя с гордостью носит. Прозвучит «Сюита на слова Микеланджело Буонарроти», сольную партию исполнит Борис Пинхасович. В программу также вошли сочинения Петра Чайковского и Бориса Тищенко – ученика Дмитрия Шостаковича и продолжателя его традиций: оба они посвящены образу Франчески да Римини, оставшемуся в веках благодаря Данте Алигьери.

27 августа в Главном корпусе Выборгского замка открылась выставка «В Выборг концертировать…», организованная Выборгским объединенным музеем-заповедником и Петербургской филармонией в рамках совместного выставочно-просветительского проекта к 160-летию со дня рождения двух выдающихся композиторов – Александра Константиновича Глазунова и Яна Сибелиуса.
«Сотрудничество с библиотеками и музеями в разных регионах нашей страны для Петербургской филармонии – логичное продолжение ее музыкальной и историко-просветительской миссии. Старейшая концертная организация страны, в состав которой входит старейший в стране симфонический коллектив, бывший Придворный оркестр, созданный в эпоху Александра III, в силу исторических причин обладает богатейшим нотным и книжным собранием, хранящимся в филармонической Музыкальной библиотеке. Основу выставки в значительной степени составили материалы Выборгского музея-заповедника, отчасти – Музея музыкального и театрального искусства, и в значительной мере на ней представлены уникальнейшие экспонаты из фондов нашей Музыкальной библиотеки, – рассказала на открытии выставки Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. – Для нас важно, что этот проект не только выставочный, но и музыкально-лекционный: в его рамках пройдет сольный концерт нашего блестящего пианиста, профессора Петербургской консерватории Николая Мажары и интереснейшие авторские лекции с интерпретациями фактов и событий нашей общей истории сотрудников филармонии, кандидатов искусствоведения: доцента Петербургской консерватории, сотрудника Музыкальной библиотеки Михаила Алейникова и руководителя отдела по связям с общественностью Марины Монаховой».
«Эта выставка – не только яркое культурное событие, но и шаг в укреплении связей между учреждениями, музеями и городами, – отметила Анастасия Шульженко, заместитель директора Выборгского объединенного музея-заповедника по культурно-просветительской работе. – Благодарю всех за кропотливую, продуманную, сложную работу, благодарю за идею, за возможность прикоснуться к истории музыки через предметы, а также проследить живую связь в лицах между Петербургом и Выборгом».
«Выбирая программу для концерта, я решил остановиться на небольших, но очень ярких сочинениях этих композиторов, все они для меня новые, и вообще – Сибелиус и Глазунов – не те композиторы, которых много играют пианисты, хотя, как выяснилось при изучении, фортепианной музыки у них достаточно много, – рассказывает пианист Николай Мажара. – Из обширного фортепианного творчества Сибелиуса я выбрал то, что его характеризует, как мне кажется, ярче всего. Во-первых, цикл пьес, который называется “Деревья” – пять “портретов” северных растений, пожалуй уникальный в истории музыки случай подобного живописания природы. Другой цикл – “Кюлликки” – три разнохарактерные пьесы, посвященные истории любви – финской легенде с не самым веселым концом. И, поскольку мне показалось, что в программу нужно взять пьесу наиболее популярную, которую знают все, я выбрал для концерта авторское переложение для фортепиано знаменитого Грустного вальса Сибелиуса. В случае с Глазуновым у меня была “в запасе” его большая фортепианная соната, но я решил, что это не совсем то, что подходит для этого концерта, поэтому выбрал новую для себя музыку: цикл миниатюр – Пастораль, Полька и Вальс – очень яркие жанровые пьесы в русской традиции, напоминающие сочинения Глинки и Лядова. В качестве хорошо знакомой слушателю музыки я выбрал авторские переложения пьес из балета “Раймонда”».
На выставке представлены нотные издания произведений Глазунова и Сибелиуса, афиши, программы концертов, открытки, приглашения на музыкальные вечера, фотографии, музыкальные инструменты из собрания Выборгского музея-заповедника и Санкт-Петербургской академической филармонии.
В числе особо ценных экспонатов – фотопортрет Александра Глазунова (1920-х годов) с текстовым и нотным автографом композитора, бюст Яна Сибелиуса работы скульптора Мауно Ойттинена (1929), подаренный советским музыкантам Обществом дружбы «СССР-Финляндия» во время первых зарубежных гастролей Заслуженного коллектива Республики в 1946 году, памятная медаль, отчеканенная к 50-летию Сибелиуса. Кроме того, на выставке использованы копии фотографий из мемориальной коллекции Александра Глазунова в собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а также предметы из частных коллекций.
Рассказ о двух композиторах-юбилярах дополняют экспонаты, связанные с близким окружением Александра Глазунова и Яна Сибелиуса – Николаем Римским-Корсаковым, Робертом Каянусос, Александром Зилоти, Цецилией Ганзен, а также предметы из коллекции пианиста Николая Буренина – близкого родственника Глазунова.
Одногодки, встречавшиеся лично и состоявшие в переписке, Александр Глазунов и Ян Сибелиус были друзьями и коллегами, связанными чувством глубокого духовного родства.
Важное место в судьбах двух композиторов занимают Выборг и Выборгская губерния. Для Глазунова летние месяцы, проведенные под Выборгом в 1881–1882 годах, стали временем первых заметных творческих свершений. Здесь он завершал работу над своей Первой симфонией, обдумывал план симфонической картины «Лес», сочинял романсы. Музыку Глазунова особенно любили и часто исполняли в Великом княжестве Финляндском. Сибелиус на протяжении всей жизни поддерживал связь с выборгскими музыкантами, писал музыку для выборгских хоров, давал концерты в зале Центральной народной школы. Три картины «Карельской сюиты» Сибелиуса посвящены событиям выборгской истории.
Многолетняя дружба связывала Глазунова с дирижером и пропагандистом финской музыки Робертом Каянусом, познакомившим двух композиторов. В феврале 1906 года в Национальном театре в Гельсингфорсе Каянусом был организован концерт, на котором звучали в одной программе произведения Глазунова и Сибелиуса. А в декабре того же года Сибелиус встречался с Глазуновым в Санкт-Петербурге на премьере своей симфонической фантазии «Дева Севера», исполненной оркестром Мариинского театра.
Выставка «В Выборг концертировать…» будет открыта до 30 ноября 2025 года.




24 августа Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева завершил Большой летний музыкальный фестиваль «Сириус» концертом из сочинений Петра Чайковского. Программа, приуроченная к 185-летию со дня рождения композитора, одновременно стала посвящением Юрию Темирканову – выдающемуся дирижеру, 35 лет возглавлявшему Заслуженный коллектив России – старейший в стране, один из лучших оркестров мира.
С 19 по 24 августа в рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» Заслуженный коллектив России дал четыре концерта: ключевые выступления прошли под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева, оркестром также дирижировали Александр Сладковский и Алексей Ньяга, солистами выступили тенор Витторио Григоло и скрипач Павел Милюков.
Одну из репетиций Заслуженный коллектив России провел на Главной сцене Концертного центра «Сириус», опробовав акустические возможности нового пространства.
На территории Парка науки и искусства «Сириус» Заслуженный коллектив России выступает четвертый год подряд, впервые представив столь обширную программу. Концерты прошли при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
«Программа концерта-закрытия фестиваля объединила известные сочинения Чайковского. Это в том числе – посвящение Юрию Хатуевичу Темирканову. К каким-то из этих произведений он впервые обращался еще в самом начале карьеры, а Четвертая симфония стала одним из последних сочинений, которым он дирижировал. Этот концерт – наше приношение Маэстро», – отметил Николай Алексеев, главный дирижер Петербургской филармонии.
На заключительном концерте Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» прозвучали Фантазия для оркестра «Франческа да Римини», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и Четвертая симфония Чайковского.
21 августа под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева Заслуженный коллектив России исполнил Симфонию № 1 «Классическую» и Сюиту «1941 год» Сергея Прокофьева, также прозвучал Первый скрипичный концерт Дмитрия Шостаковича, солировал Павел Милюков. Мировую премьеру этого Концерта Заслуженный коллектив осуществил в 1955 году в Большом зале Ленинградской филармонии.

«Наш коллектив впервые исполнял большинство сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, очень много, я не буду их все перечислять, легче было бы перечислить, что мы не исполняли в качестве премьеры, – рассказал Николай Алексеев, главный дирижер Петербургской филармонии. – Первым солистом в истории Скрипичного концерта был Давид Федорович Ойстрах. Премьера готовилась долго, Евгений Александрович Мравинский в высшей степени тщательно подошел к исполнению этого сочинения, и с тех пор оно регулярно появляется в нашем репертуаре. Концерт очень трудный для солиста, но тем более приятно его исполнять».
В рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» Заслуженный коллектив России 19 августа также исполнил программу под управлением Александра Сладковского: наряду с Четвертой «Итальянской» симфонией Мендельсона и Итальянским каприччио Чайковского прозвучали фрагменты из знаменитых опер Верди, Пуччини, Доницетти, Леонкавалло, Масканьи, Массне, солировал тенор Витторио Григоло. 22 августа оркестр под управлением Алексея Ньяги представил Концерт для детей и молодежи, объединивший сочинения «выдающихся мастеров юмористической оркестровой музыки».
Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех», неизменно подчеркивает особенный статус для проектов Фонда Петербургской филармонии и Заслуженного коллектива России, обусловленный личностью многолетнего художественного руководителя филармонии и оркестра, выдающегося дирижера Юрия Темирканова, стоявшего у истоков Фонда «Талант и успех».
В 2025 году Большой летний музыкальный фестиваль «Сириус» продлился с 15 июля по 24 августа. Крупнейшее музыкальное событие федеральной территории наряду с выступлениями Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева включил также концерты Симфонического оркестра и солистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Симфонического оркестра и солистов Большого театра под управлением Павла Сорокина, Симфонического оркестра «Филармония наций» под управлением Юстуса Франца, Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, а также Дениса Мацуева, Сергея Ролдугина, Елены Стихиной, Ольги Перетятько, Динары Алиевой, Альбины Шагимуратовой и других коллективов и музыкантов.
Образовательный центр «Сириус», а также Парк науки и искусства «Сириус» созданы Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина.
Завершив серию выступлений на Большом летнем музыкальном фестивале «Сириус», Заслуженный коллектив России и главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев отправляются в Нальчик: 27 и 28 августа оркестр выступит здесь в рамках «Темиркановских вечеров» – одного из крупнейших музыкальных событий Кабардино-Балкарской Республики, посвященного памяти ее всемирно известного уроженца, выдающегося дирижера Юрия Темирканова, 35 лет возглавлявшего прославленный Заслуженный коллектив России.
Новый концертный сезон Петербургской филармонии Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева по традиции откроет 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, исполнением его музыки: прозвучат Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти, солист – баритон Борис Пинхасович, в программе также – фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Петра Чайковского и симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко.






27 августа 2025 года в 15.00 в Главном корпусе Выборгского замка открывается выставка «В Выборг концертировать…», организованная Выборгским объединенным музеем-заповедником и Санкт-Петербургской академической филармонией имени Д.Д. Шостаковича в рамках совместного выставочно-просветительского проекта, приуроченного к 160-летию со дня рождения двух выдающихся композиторов – Александра Константиновича Глазунова и Яна Сибелиуса.
Одногодки, встречавшиеся лично и состоявшие в переписке, Александр Глазунов и Ян Сибелиус были друзьями и коллегами, связанными чувством глубокого духовного родства.
Важное место в судьбах двух композиторов занимают Выборг и Выборгская губерния. Для Глазунова летние месяцы, проведенные под Выборгом в 1881–1882 годах, стали временем первых заметных творческих свершений. Здесь он завершал работу над своей Первой симфонией, обдумывал план симфонической картины «Лес», сочинял романсы. Музыку Глазунова особенно любили и часто исполняли в Великом княжестве Финляндском. Сибелиус на протяжении всей жизни поддерживал связь с выборгскими музыкантами, писал музыку для выборгских хоров, давал концерты в зале Центральной народной школы. Три картины «Карельской сюиты» Сибелиуса посвящены событиям выборгской истории.
Многолетняя дружба связывала Глазунова с дирижером и пропагандистом финской музыки Робертом Каянусом, познакомившим двух композиторов. В феврале 1906 года в Национальном театре в Гельсингфорсе Каянусом был организован концерт, на котором звучали в одной программе произведения Глазунова и Сибелиуса. А в декабре того же года Сибелиус встречался с Глазуновым в Санкт-Петербурге на премьере своей симфонической фантазии «Дева Севера», исполненной оркестром Мариинского театра.
На выставке представлены нотные издания произведений Глазунова и Сибелиуса, афиши, программы концертов, открытки, приглашения на музыкальные вечера, фотографии, музыкальные инструменты из собрания Выборгского музея-заповедника и Санкт-Петербургской академической филармонии. В числе особо ценных экспонатов – фотопортрет А.К. Глазунова (1920-х гг.) с текстовым и нотным автографом композитора, бюст Сибелиуса работы скульптора М. Ойттинена (1929), подаренный советским музыкантам Обществом дружбы «СССР-Финляндия» во время первых зарубежных гастролей Заслуженного коллектива РСФСР Симфонического оркестра Ленинградской филармонии в 1946 году, памятная медаль, отчеканенная к 50-летию Сибелиуса. Кроме того, на выставке использованы копии фотографий из мемориальной коллекции А.К. Глазунова в собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а также предметы из частных коллекций.
Рассказ о двух композиторах-юбилярах дополняют экспонаты, связанные с близким окружением Глазунова и Сибелиуса (Н.А. Римский-Корсаков, Р. Каянус, А.И. Зилоти, Ц.Г. Ганзен), и предметы из коллекции пианиста Николая Буренина – близкого родственника А.К. Глазунова.
Помимо совместной выставки, проект «В Выборг концертировать…» включает в себя просветительскую программу:
- 30 августа 2025 года, 17.00, Библиотека Алвара Аалто, лекционный зал (Выборг, пр. Суворова, 4). Сольный концерт артиста Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, лауреата международных конкурсов Николая Мажары, который представит фортепианные сочинения Глазунова и Сибелиуса.
- 6 сентября 2025 года (Выборгский музей-заповедник). Лекция музыковеда, кандидата искусствоведения, сотрудника Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской филармонии М.И. Алейникова «Финские мотивы в жизни и творчестве А.К. Глазунова»,
- 20 сентября 2025 года (Выборгский музей-заповедник). Лекция кандидата искусствоведения, руководителя отдела по связям с общественностью Санкт-Петербургской филармонии М.В. Монаховой «Сибелиус / Выборг / Петербург».
Выставка «В Выборг концертировать…» будет открыта до 30 ноября 2025 года.

Старейший симфонический оркестр страны, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, отправляется на гастроли: с 19 по 24 августа он даст четыре концерта в рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус», 27 и 28 августа выступит в Нальчике на фестивале «Темиркановские вечера». Ключевые выступления пройдут под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, также в рамках тура за пульт ЗКР встанут: в «Сириусе» – Александр Сладковский и Алексей Ньяга, в Нальчике – Алексей Ньяга и Азамат Лакунов, солисты гастрольных программ – тенор Витторио Григоло, скрипач Павел Милюков, виолончелист Дмитрий Хрычёв.
Выступления Заслуженного коллектива России в «Сириусе» и Нальчике – традиция: в Парке науки и искусства «Сириус» оркестр выступает четвертый год подряд, концерты состоятся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, в Музыкальном театре Нальчика – родного города Юрия Темирканова – третий год, выступления пройдут при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики.
Впервые в рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» Заслуженный коллектив России представит столь развернутую программу: кульминацией серии выступлений оркестра станет концерт-закрытие фестиваля – 24 августа ЗКР исполнит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева монографическую программу из произведений Петра Чайковского, посвященную 185-летию со дня рождения композитора. Прозвучат Фантазия для оркестра «Франческа да Римини», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и Четвертая симфония.

Под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева также прозвучит программа 21 августа, объединившая Симфонию № 1 «Классическую» и Сюиту «1941 год» Сергея Прокофьева, а также Первый скрипичный концерт Дмитрия Шостаковича, солистом выступит Павел Милюков. Мировую премьеру этого концерта Заслуженный коллектив осуществил в 1955 году в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, солировал Давид Ойстрах, которому автор посвятил сочинение.
Выбор этого Концерта для программы обладает особым значением: Заслуженный коллектив России и Ленинградская – Петербургская филармония связаны с именем и творчеством Дмитрия Шостаковича теснейшим образом. Именно этот оркестр исполнил мировые премьеры большинства симфонических сочинений композитора, создал под управлением выдающегося дирижера Евгения Мравинского их эталонные интерпретации. С Мравинским, возглавлявшим Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, Шостакович был связан дружбой, посвятил ему Восьмую симфонию. В 1975 году, когда Дмитрий Шостакович ушел из жизни, было принято решение о присвоении Ленинградской филармонии его имени. 9 августа 2025 года, в день 50-летия смерти композитора, Петербургская филармония почтила память композитора концертом Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева, прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония. Накануне в фойе Большого зала открылась выставка «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика». Новый концертный сезон филармония по традиции откроет 25 сентября, в день рождения композитора, исполнением его музыки: Заслуженный коллектив России и главный дирижер Петербургской филармонии Николая Алексеева представят Сюиту на стихи Микеланджело Буонарроти, солист – баритон Борис Пинхасович.
В рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» Заслуженный коллектив России 19 августа также исполнит программу под управлением Александра Сладковского: наряду Четвертой «Итальянской» симфонией Мендельсона и Итальянским каприччио Чайковского прозвучат фрагменты из знаменитых опер Верди, Пуччини, Доницетти, Леонкавалло, Масканьи, Массне, солист – тенор Витторио Григоло. 22 августа оркестр под управлением Алексея Ньяги представит Концерт для детей и молодежи, объединивший сочинения «выдающихся мастеров юмористической оркестровой музыки».
Все концерты Заслуженного коллектива России пройдут в Большом зале Университета «Сириус».
Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех», неизменно подчеркивает особенный статус для проектов Фонда Петербургской филармонии и Заслуженного коллектива России, обусловленный личностью многолетнего художественного руководителя филармонии и оркестра, выдающегося дирижера Юрия Темирканова, стоявшего у истоков Фонда «Талант и успех».
В 2025 году Большой летний музыкальный фестиваль «Сириус» проходит с 15 июля по 24 августа. Крупнейшее музыкальное событие федеральной территории наряду с выступлениями Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева включил также концерты Симфонического оркестра и солистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Симфонического оркестра и солистов Большого театра под управлением Павла Сорокина, Симфонического оркестра «Филармония наций» под управлением Юстуса Франца, Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, а также Дениса Мацуева, Сергея Ролдугина, Елены Стихиной, Ольги Перетятько, Динары Алиевой, Альбины Шагимуратовой и других коллективов и музыкантов.
Образовательный центр «Сириус», а также Парк науки и искусства «Сириус» созданы Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина.
27 и 28 августа Заслуженный коллектив России выступит в Музыкальном театре Нальчика. Концерты пройдут в рамках «Темиркановских вечеров» – одного из крупнейших музыкальных событий Кабардино-Балкарской Республики, посвященного памяти ее всемирно известного уроженца, выдающегося дирижера Юрия Темирканова, 35 лет возглавлявшего прославленный Заслуженный коллектив России.
28 августа оркестр под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева исполнит Симфонию № 1 «Классическую» и Сюиту «1941 год» Сергея Прокофьева, а также сочинения Петра Чайковского: Фантазию для оркестра «Франческа да Римини» и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, солист – Дмитрий Хрычев.
27 августа под управлением Алексея Ньяги и главного дирижера Музыкального театра Кабардино-Балкарской Республики Азамата Лакунова прозвучит программа, объединившая сочинения Бриттена, Римского-Корсакова, Сен-Санса, Элгара, Стравинского и симфонические миниатюры современных композиторов.
9 августа, в день 50-летия смерти Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония почтила память композитора, чье имя носит, концертом: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония.
Накануне, 8 августа, в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», посвященная 50-летию присвоения филармонии имени композитора.
Композитор ушел из жизни в дату, ставшую знаковой как в его биографии, так и в музыкальной и общественно-политической истории: 9 августа 1942 года в Ленинграде, в Большом зале филармонии, состоялась блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии, имевшая всемирный резонанс. Создание симфонии – символа мужества и воли, – предрекавшей Победу, утвердило за Дмитрием Шостаковичем репутацию признанного классика.
9 августа 1975 года композитора не стало, в декабре 1975 года было принято решение о присвоении Ленинградской филармонии имени Дмитрия Шостаковича.
История Заслуженного коллектива России неразрывно связана с судьбой композитора. Именно этот оркестр осуществил мировые премьеры большинства его симфонических сочинений, создал под управлением выдающегося дирижера Евгения Мравинского их эталонные интерпретации. С Мравинским, возглавлявшим Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, Шостакович был связан дружбой, посвятил ему Восьмую симфонию. В июле 1942 года композитор специально прилетел в Новосибирск, куда были эвакуированы оркестр и дирижер, чтобы присутствовать на первом исполнении ими Седьмой симфонии.
Новый концертный сезон Петербургской филармонии откроется 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучат Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти Дмитрия Шостаковича (солист – баритон Борис Пинхасович), а также симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Петра Чайковского.
Отмечая в 2025 году 50-летие присвоение имени Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония предлагает публике тематические абонементы: в течение сезона 2024-2025 в Большом зале звучали «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича», в сезоне 2025-2026 пройдут концерты абонемента «(Не)Знакомый Шостакович». Шесть концертов представят разные грани творчества всемирно известного музыканта.
Увидеть выставку «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика» все посетители филармонии смогут перед концертами в Большом зале или во время антрактов.






8 августа в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», посвященная 50-летию присвоения филармонии имени композитора. 9 августа, в день 50-летия смерти великого музыканта, Петербургская филармония почтит его память концертом: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучит Седьмая «Ленинградская» симфония.
История Заслуженного коллектива России неразрывно связана с судьбой композитора. Именно этот оркестр осуществил мировые премьеры большинства его симфонических сочинений, создал под управлением выдающегося дирижера Евгения Мравинского их эталонные интерпретации. С Мравинским, возглавлявшим Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, Шостакович был связан дружбой, посвятил ему Восьмую симфонию. В июле 1942 года композитор специально прилетел в Новосибирск, куда были эвакуированы оркестр и дирижер, чтобы присутствовать на первом исполнении ими Седьмой симфонии.

Накануне, 8 августа, в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка произведений выдающегося ленинградско-петербургского художника Александра Траугота «Время Шостаковича», посвященная великому композитору.
«События этих дней экстраординарны. Крайне редко филармония открывает свои двери не в сезон, но сегодня и завтра мы представляем выставку и концерт, которые просто не могут состояться в другом месте, в другое время и с другими действующими лицами, – отметила на открытии выставки Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. – Название выставки говорит само за себя – «Время Шостаковича», монографическая выставка Александра Георгиевича Траугота, ленинградца-петербуржца, блокадника, человека, который впитал в себя всю ленинградско-петербургскую ауру – художественную, музыкальную, архитектурную.
В этом году исполняется 50 лет со дня кончины Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Большой зал как никакой другой связан с его творческой и личной биографией. Бывают неслучайные сближенья. 13 мая 1921 года была учреждена Петроградская филармония, а пять лет спустя, 12 мая 1926-го, здесь состоялась премьера Первой симфонии девятнадцатилетнего Шостаковича: с этого момента началось его восхождение к вершине музыкального Олимпа. И на протяжении всей жизни он был связан с этим залом – с Евгением Мравинским, Иваном Соллертинским, с Заслуженным коллективом Республики, ныне – Заслуженным коллективом России. В наши дни Петербургская филармония традиционно открывает сезон в день рождения композитора, 25 сентября».
Юлия Кантор подчеркнула, что 9 августа – дата, вписанная в гуманитарную историю Второй мировой – Великой Отечественной войны благодаря исполнению в осажденном Ленинграде, в Большом зале филармонии Седьмой «Ленинградской» симфонии: «Это было 9 августа 1942 года. 33 года спустя, 9 августа 1975-го, остановилось сердце Дмитрия Шостаковича. 9 августа 2025 года в этом зале прозвучит Седьмая симфония – в память о кончине композитора. Вскоре после смерти Дмитрия Дмитриевича было принято решение о том, что Ленинградская филармония будет носить его имя – по праву и бесспорно. Выставка Александра Траугота посвящена присвоению филармонии имени великого композитора».
«Я не люблю слово “великий”, для меня существуют – любимые. Любимым моим музыкантом всегда был Шостакович, – рассказал Александр Траугот. – Я помню его на концертах, помню гонения, которые он претерпел, кстати, с огромным достоинством, я всегда ощущал его присутствие, его музыку. Помню, как он сидел за роялем, это было какое-то невыразимое впечатление. Я знаю прекрасно музыкантов, в том, как каждый сидит за роялем, видны его особенности. Шостакович сидел так …скромно, в этом проявлялись черты его неповторимой личности… Когда я был здесь с родителями в блокаду, помню, как на всех улицах были установлены огромные микрофоны, по которым звучала классическая музыка, и только воздушные тревоги ее останавливали, начинался метроном… Потом я знал немножко семью Шостаковича, его племянницу, она рассказывала о нем, о его постоянной тревоге, о его постоянной сосредоточенности. Вот эта его сосредоточенность очаровывала. Я люблю Шостаковича, люблю его музыку, и то, что я чувствовал, я пытался выразить в своих рисунках».
На выставке «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика» представлено более полутора сотен произведений, созданных мастером с середины 2010-х по 2025 год. Это выставка – художественное видение биографии композитора на фоне сложнейшей эпохи, в которой ему суждено было жить и творить. Благодаря рисункам Александра Траугота материализуются образы «Реквиема» Ахматовой и «Двенадцати» Блока, «звучит» драма «Леди Макбет Мценского уезда», оживают персонажи немого кино. На выставке отчетливо просматривается – в прямом и переносном смысле – тема Петрограда – Ленинграда – Петербурга, столь важная и для композитора, и для художника.
Особенно значима серия работ 2025 года, посвященная композитору и выполненная специально для выставки. Впервые экспонируются и предметы декоративно-прикладного искусства из коллекции Александра Траугота, с созданными автором визуальными сюжетами, дополняющими тематический контент.
На выставке также представлены нотные издания с автографами и авторскими пометками Дмитрия Шостаковича из фондов Музыкальной библиотеки Филармонии.
Для Александра Траугота тема личности и творчества Дмитрия Шостаковича священна и «сопровождает» его всю жизнь. Искусство композитора пришло к нему с войной и блокадой. Седьмая симфония, которую десятилетний мальчик услышал по радио в блокадном городе, стала одним из самых сильных музыкальных впечатлений его жизни.
Шостаковича Траугот изображает в самых разных ситуациях и состояниях: он дирижирует оркестром, пишет музыку, вслушивается в архитектурные ритмы ночных улиц, погружается в глубокие раздумья, находится во власти вдохновения... Здесь и «мальчик в матроске», впитывающий в себя картины родного города, и сцены его балетов, опер, драматических постановок, исполнение Ленинградской симфонии, образы его друзей и великих современников.
Идея высокого предназначения гения, получившего божественный дар таланта, — нести в мир свет, любовь и добро — пронизывает весь цикл Александра Траугота о Дмитрии Шостаковиче, ставший очень личностным, искренним и глубоким воплощением образа великого музыканта.
В рамках проекта «Время Шостаковича» подготовлен каталог, в который вошли тридцать изображений, из числа экспонирующихся на выставке, а также статьи, посвященные анализу графической серии Александра Траугота и роли Ленинградской филармонии в жизни и судьбе композитора.
Выставка продлится до 31 октября, посетить ее можно перед концертами и во время экскурсий.
Куратор проекта – Исаак Кушнир
Координатор проекта – Игорь Наумов
Куратор выставки – Микаел Давтян
Консультант – Юлия Кантор
Новый концертный сезон Петербургской филармонии откроется 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучат Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти Дмитрия Шостаковича (солист – баритон Борис Пинхасович), а также симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Петра Чайковского.
Отмечая в 2025 году 50-летие присвоение имени Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония предлагает публике тематические абонементы: в течение сезона 2024-2025 в Большом зале звучали “Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича”, в сезоне 2025-2026 пройдут концерты абонемента “(Не)Знакомый Шостакович”. Шесть концертов представят разные грани творчества всемирно известного музыканта.






+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»