Согласие на использование cookies

Этот сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта и анализа трафика на основании Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с нашей Политикой обработки персональных данных. Вы можете настроить свой браузер для отказа от файлов cookie, но это может повлиять на функциональность сайта. При несогласии - покиньте сайт
9 сентября 2025

«Музыка как героический и трагический современник»: Петербургская филармония посвятила концерт годовщине блокады

Фото: Стас Левшин

8 сентября, в 84-ю годовщину начала блокады Ленинграда, Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича представила программу памяти, посвящённую музыке, созданной в осаждённом городе. В фойе Большого зала известный петербургский пианист, артист Академического симфонического оркестра Филармонии Николай Мажара исполнил уникальную программу «Ленинградский блокнот», объединившую сочинения ленинградских композиторов: Валериана Богданова-Березовского, Юлия Кремлёва, Бориса Гольца, Ореста Евлахова, Юрия Кочурова и Александра Каменского. Программа возникла в процессе изучения нотного материала, хранящегося в Музыкальной библиотеке филармонии. С комментариями к ней выступила заместитель директора Филармонии Юлия Кантор. Перед концертом представители Филармонии возложили цветы к расположенной на фасаде Большого зала мемориальной доске, посвященной блокадной премьере Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.

«Каждый год в этот день мы склоняем головы, помня о тех, кто приблизил победу — иногда ценой своей жизни. На протяжении всей Великой Отечественной войны в филармонии звучала музыка, которая помогала выжить и победить», — отметила Юлия Кантор.

Фото: Стас Левшин

«На концерте прозвучали произведения композиторов, которые остались в блокадном городе, работали здесь, испытали на себе все ужасы войны», – подчеркнул Николай Мажара. Все они являются выпускниками Ленинградской консерватории. Среди них Валериан Михайлович Богданов-Березовский – не только композитор, но и один из ведущих музыкальных критиков Ленинграда, автор более 250 книг и статей о русской и советской музыке, оперном и балетном театре. Николай Мажара исполнил три пьесы из его цикла «Русские пейзажи» – «Волжская даль», «Степные просторы» и «Туманы над рекой».

Также в программе – сочинения Юлия Анатольевича Кремлёва, композитора и пианиста, чьи выступления по радио в годы войны поддерживали жителей осаждённого города. «В этих пьесах чувствуется особая опоэтизированная атмосфера: лёгкость первых вальсов постепенно сменяется мрачными и затаёнными интонациями; становится очевидно, что речь идёт о зимних сумерках блокадного Ленинграда», – отметил Николай Мажара о цикле «Вальсы зимних сумерек».

В блокадном Ленинграде жил и работал композитор Борис Григорьевич Гольц. Его фортепианный цикл «24 прелюдии» частично прозвучал на концерте. «Это сочинение было создано ещё до войны, но фигура Гольца для нас принципиально важна, – подчеркнул Николай Мажара. – Его творчество высоко ценили современники, среди них Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В годы блокады Гольц писал главным образом массовые песни, призванные поддерживать боевой дух жителей, однако к фортепианной музыке уже не возвращался. Сам он погиб во время голодной зимы».

Центральное место в программе занял цикл Ореста Александровича Евлахова «Ленинградский блокнот», давший название всему концерту. Это важнейшее сочинение вечера: в четырёх циклах – «Город», «Весна», «Рассказ» и «Марш» показана судьба Ленинграда, дано звуковое описание города, а в последней части раскрывается надежда и чувство приближающейся победы.

Прозвучало также Интермеццо Юрия Владимировича Кочурова, посвящённое пианисту А.Д. Каменскому, который во время войны дал более 500 концертов в осаждённом городе – не только в залах филармонии, но и на заводах, в госпиталях и других местах, где музыка давала людям силы. Юлия Кантор рассказала: «История фортепианной музыки в блокадном Ленинграде известна гораздо меньше, чем оркестровой. Единственным пианистом-солистом, оставшимся в городе, был Александр Каменский. Он поставил перед собой цель — знакомить ленинградцев с фортепианной музыкой своих земляков-современников».

Завершила вечер Сюита-фантазия Александра Даниловича Каменского на темы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». «Эта музыка насыщена яркими образами – зловещими фигурами врагов и светлым финалом с колокольным звоном, – поясняет Мажара. – Она рисует то ощущение, которое так нужно было страдающему городу: ужас нападения, ожидание и вера в неизбежную победу».

Новый концертный сезон Петербургской филармонии откроется 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучат Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти Дмитрия Шостаковича (солист – баритон Борис Пинхасович), а также симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Петра Чайковского.

 

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»