Согласие на использование cookies

Этот сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта и анализа трафика на основании Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с нашей Политикой обработки персональных данных. Вы можете настроить свой браузер для отказа от файлов cookie, но это может повлиять на функциональность сайта. При несогласии - покиньте сайт
9 августа 2025

«Я люблю Шостаковича, люблю его музыку. То, что я чувствовал, я пытался выразить в своих рисунках»: в Петербургской филармонии к пятидесятилетию присвоения ей имени композитора открылась выставка Александра Траугота «Время Шостаковича»

И. Кушнир, М. Давтян, Ю. Кантор, А. Траугот. Фото: Анна Флегонтова

8 августа в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», посвященная 50-летию присвоения филармонии имени композитора. 9 августа, в день 50-летия смерти великого музыканта, Петербургская филармония почтит его память концертом: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучит Седьмая «Ленинградская» симфония.

История Заслуженного коллектива России неразрывно связана с судьбой композитора. Именно этот оркестр осуществил мировые премьеры большинства его симфонических сочинений, создал под управлением выдающегося дирижера Евгения Мравинского их эталонные интерпретации. С Мравинским, возглавлявшим Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, Шостакович был связан дружбой, посвятил ему Восьмую симфонию. В июле 1942 года композитор специально прилетел в Новосибирск, куда были эвакуированы оркестр и дирижер, чтобы присутствовать на первом исполнении ими Седьмой симфонии.

Фото: Анна Флегонтова

Накануне, 8 августа, в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка произведений выдающегося ленинградско-петербургского художника Александра Траугота «Время Шостаковича», посвященная великому композитору.

«События этих дней экстраординарны. Крайне редко филармония открывает свои двери не в сезон, но сегодня и завтра мы представляем выставку и концерт, которые просто не могут состояться в другом месте, в другое время и с другими действующими лицами, – отметила на открытии выставки Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. – Название выставки говорит само за себя – «Время Шостаковича», монографическая выставка Александра Георгиевича Траугота, ленинградца-петербуржца, блокадника, человека, который впитал в себя всю ленинградско-петербургскую ауру – художественную, музыкальную, архитектурную.

В этом году исполняется 50 лет со дня кончины Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Большой зал как никакой другой связан с его творческой и личной биографией. Бывают неслучайные сближенья. 13 мая 1921 года была учреждена Петроградская филармония, а пять лет спустя, 12 мая 1926-го, здесь состоялась премьера Первой симфонии девятнадцатилетнего Шостаковича: с этого момента началось его восхождение к вершине музыкального Олимпа. И на протяжении всей жизни он был связан с этим залом – с Евгением Мравинским, Иваном Соллертинским, с Заслуженным коллективом Республики, ныне – Заслуженным коллективом России. В наши дни Петербургская филармония традиционно открывает сезон в день рождения композитора, 25 сентября».

Юлия Кантор подчеркнула, что 9 августа – дата, вписанная в гуманитарную историю Второй мировой – Великой Отечественной войны благодаря исполнению в осажденном Ленинграде, в Большом зале филармонии Седьмой «Ленинградской» симфонии: «Это было 9 августа 1942 года. 33 года спустя, 9 августа 1975-го, остановилось сердце Дмитрия Шостаковича. 9 августа 2025 года в этом зале прозвучит Седьмая симфония – в память о кончине композитора. Вскоре после смерти Дмитрия Дмитриевича было принято решение о том, что Ленинградская филармония будет носить его имя – по праву и бесспорно. Выставка Александра Траугота посвящена присвоению филармонии имени великого композитора».

А. Траугот. Фото: Анна Флегонтова

«Я не люблю слово “великий”, для меня существуют – любимые. Любимым моим музыкантом всегда был Шостакович, – рассказал Александр Траугот. – Я помню его на концертах, помню гонения, которые он претерпел, кстати, с огромным достоинством, я всегда ощущал его присутствие, его музыку. Помню, как он сидел за роялем, это было какое-то невыразимое впечатление. Я знаю прекрасно музыкантов, в том, как каждый сидит за роялем, видны его особенности. Шостакович сидел так …скромно, в этом проявлялись черты его неповторимой личности… Когда я был здесь с родителями в блокаду, помню, как на всех улицах были установлены огромные микрофоны, по которым звучала классическая музыка, и только воздушные тревоги ее останавливали, начинался метроном… Потом я знал немножко семью Шостаковича, его племянницу, она рассказывала о нем, о его постоянной тревоге, о его постоянной сосредоточенности. Вот эта его сосредоточенность очаровывала. Я люблю Шостаковича, люблю его музыку, и то, что я чувствовал, я пытался выразить в своих рисунках».

На выставке «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика» представлено более полутора сотен  произведений, созданных мастером с середины 2010-х по 2025 год. Это выставка – художественное видение биографии композитора на фоне сложнейшей эпохи, в которой ему суждено было жить и творить. Благодаря рисункам Александра Траугота материализуются образы «Реквиема» Ахматовой и  «Двенадцати» Блока, «звучит» драма «Леди Макбет Мценского уезда», оживают персонажи немого кино. На выставке отчетливо просматривается – в прямом и переносном смысле – тема Петрограда – Ленинграда – Петербурга, столь важная и для композитора, и для художника.

Фото: Анна Флегонтова

Особенно значима серия работ 2025 года, посвященная композитору и выполненная специально для выставки. Впервые экспонируются и предметы декоративно-прикладного искусства из коллекции Александра Траугота, с созданными автором визуальными сюжетами, дополняющими тематический контент.

На выставке также представлены нотные издания с автографами и авторскими пометками Дмитрия Шостаковича из фондов Музыкальной библиотеки Филармонии.

Для Александра Траугота тема личности и творчества Дмитрия Шостаковича священна и «сопровождает» его всю жизнь. Искусство композитора пришло к нему с войной и блокадой. Седьмая симфония, которую десятилетний мальчик услышал по радио в блокадном городе, стала одним из самых сильных музыкальных впечатлений его жизни.

Шостаковича Траугот изображает в самых разных ситуациях и состояниях: он дирижирует оркестром, пишет музыку, вслушивается в архитектурные ритмы ночных улиц, погружается в глубокие раздумья, находится во власти вдохновения... Здесь и «мальчик в матроске», впитывающий в себя картины родного города, и сцены его балетов, опер, драматических постановок, исполнение Ленинградской симфонии, образы его друзей и великих современников.

Идея высокого предназначения гения, получившего божественный дар таланта, — нести в мир свет, любовь и добро — пронизывает весь цикл Александра Траугота о Дмитрии Шостаковиче, ставший очень личностным, искренним и глубоким воплощением образа великого музыканта.

В рамках проекта «Время Шостаковича» подготовлен каталог, в который вошли тридцать изображений, из числа экспонирующихся на выставке, а также статьи, посвященные анализу графической серии Александра Траугота и роли Ленинградской филармонии в жизни и судьбе композитора.

Выставка продлится до 31 октября, посетить  ее можно перед концертами и во время экскурсий.

Куратор проекта – Исаак Кушнир

Координатор проекта – Игорь Наумов

Куратор выставки – Микаел Давтян

Консультант – Юлия Кантор

Новый концертный сезон Петербургской филармонии откроется 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучат Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти Дмитрия Шостаковича (солист – баритон Борис Пинхасович), а также симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Петра Чайковского.

Отмечая в 2025 году 50-летие присвоение имени Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония предлагает публике тематические абонементы: в течение сезона 2024-2025 в Большом зале звучали “Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича”, в сезоне 2025-2026 пройдут концерты абонемента “(Не)Знакомый Шостакович”.  Шесть концертов представят разные грани творчества всемирно известного музыканта.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»