Согласие на использование cookies

Этот сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта и анализа трафика на основании Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с нашей Политикой обработки персональных данных. Вы можете настроить свой браузер для отказа от файлов cookie, но это может повлиять на функциональность сайта. При несогласии - покиньте сайт
28 августа 2025

Открылась выставка «В Выборг концертировать…» к 160-летию со дня рождения Александра Глазунова и Яна Сибелиуса: соорганизатором проекта выступила Петербургская филармония

Фото: Алёна Головач

27 августа в Главном корпусе Выборгского замка открылась выставка «В Выборг концертировать…», организованная Выборгским объединенным музеем-заповедником и Петербургской филармонией в рамках совместного выставочно-просветительского проекта к 160-летию со дня рождения двух выдающихся композиторов – Александра Константиновича Глазунова и Яна Сибелиуса.

«Сотрудничество с библиотеками и музеями в разных регионах нашей страны для Петербургской филармонии – логичное продолжение ее музыкальной и историко-просветительской миссии. Старейшая концертная организация страны, в состав которой входит старейший в стране симфонический коллектив, бывший Придворный оркестр, созданный в эпоху Александра III, в силу исторических причин обладает богатейшим нотным и книжным собранием, хранящимся в филармонической Музыкальной библиотеке. Основу выставки в значительной степени составили материалы Выборгского музея-заповедника, отчасти – Музея музыкального и театрального искусства, и в значительной мере на ней представлены уникальнейшие экспонаты из фондов нашей Музыкальной библиотеки, – рассказала на открытии выставки Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. – Для нас важно, что этот проект не только выставочный, но и музыкально-лекционный: в его рамках пройдет сольный концерт нашего блестящего пианиста, профессора Петербургской консерватории Николая Мажары и интереснейшие авторские лекции с интерпретациями фактов и событий нашей общей истории сотрудников филармонии, кандидатов искусствоведения: доцента Петербургской консерватории, сотрудника Музыкальной библиотеки Михаила Алейникова и руководителя отдела по связям с общественностью Марины Монаховой». 

Фото: Алёна Головач

«Эта выставка – не только яркое культурное событие, но и шаг в укреплении связей между учреждениями, музеями и городами, – отметила Анастасия Шульженко, заместитель директора Выборгского объединенного музея-заповедника по культурно-просветительской работе. – Благодарю всех за кропотливую, продуманную, сложную работу, благодарю за идею, за возможность прикоснуться к истории музыки через предметы, а также проследить живую связь в лицах между Петербургом и Выборгом».

«Выбирая программу для концерта, я решил остановиться на небольших, но очень ярких сочинениях этих композиторов, все они для меня новые, и вообще – Сибелиус и Глазунов – не те композиторы, которых много играют пианисты, хотя, как выяснилось при изучении, фортепианной музыки у них достаточно много, – рассказывает пианист Николай Мажара. –  Из обширного фортепианного творчества Сибелиуса я выбрал то, что его характеризует, как мне кажется, ярче всего. Во-первых, цикл пьес, который называется “Деревья” – пять “портретов” северных растений, пожалуй уникальный в истории музыки случай подобного живописания природы.  Другой цикл – “Кюлликки” – три разнохарактерные пьесы, посвященные истории любви – финской легенде с не самым веселым концом. И, поскольку мне показалось, что в программу нужно взять пьесу наиболее популярную, которую знают все, я выбрал для концерта авторское переложение для фортепиано знаменитого Грустного вальса Сибелиуса. В случае с Глазуновым у меня была “в запасе” его большая фортепианная соната, но я решил, что это не совсем то, что подходит для этого концерта, поэтому выбрал новую для себя музыку: цикл миниатюр – Пастораль, Полька и Вальс – очень яркие жанровые пьесы в русской традиции, напоминающие сочинения Глинки и Лядова. В качестве хорошо знакомой слушателю музыки я выбрал авторские переложения пьес из балета “Раймонда”».

На выставке представлены нотные издания произведений Глазунова и Сибелиуса, афиши, программы концертов, открытки, приглашения на музыкальные вечера, фотографии, музыкальные инструменты из собрания Выборгского музея-заповедника и Санкт-Петербургской академической филармонии.

В числе особо ценных экспонатов – фотопортрет Александра Глазунова (1920-х годов) с текстовым и нотным автографом композитора, бюст Яна Сибелиуса работы скульптора Мауно Ойттинена (1929), подаренный советским музыкантам Обществом дружбы «СССР-Финляндия» во время первых зарубежных гастролей Заслуженного коллектива Республики в 1946 году, памятная медаль, отчеканенная к 50-летию Сибелиуса. Кроме того, на выставке использованы копии фотографий из мемориальной коллекции Александра Глазунова в собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а также предметы из частных коллекций. 

Рассказ о двух композиторах-юбилярах дополняют экспонаты, связанные с близким окружением Александра Глазунова и Яна Сибелиуса – Николаем Римским-Корсаковым, Робертом Каянусос, Александром Зилоти, Цецилией Ганзен, а также предметы из коллекции пианиста Николая Буренина – близкого родственника Глазунова.

Одногодки, встречавшиеся лично и состоявшие в переписке, Александр Глазунов и Ян Сибелиус были друзьями и коллегами, связанными чувством глубокого духовного родства.

Важное место в судьбах двух композиторов занимают Выборг и Выборгская губерния. Для Глазунова летние месяцы, проведенные под Выборгом в 1881–1882 годах, стали временем первых заметных творческих свершений. Здесь он завершал работу над своей Первой симфонией, обдумывал план симфонической картины «Лес», сочинял романсы. Музыку Глазунова особенно любили и часто исполняли в Великом княжестве Финляндском. Сибелиус на протяжении всей жизни поддерживал связь с выборгскими музыкантами, писал музыку для выборгских хоров, давал концерты в зале Центральной народной школы. Три картины «Карельской сюиты» Сибелиуса посвящены событиям выборгской истории.

Многолетняя дружба связывала Глазунова с дирижером и пропагандистом финской музыки Робертом Каянусом, познакомившим двух композиторов. В феврале 1906 года в Национальном театре в Гельсингфорсе Каянусом был организован концерт, на котором звучали в одной программе произведения Глазунова и Сибелиуса. А в декабре того же года Сибелиус встречался с Глазуновым в Санкт-Петербурге на премьере своей симфонической фантазии «Дева Севера»,  исполненной оркестром Мариинского театра.

Выставка «В Выборг концертировать…» будет открыта до 30 ноября 2025 года.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»