Произведения

Пассакалия


«Скажи, как ты сочиняешь? Для меня дело обстоит так: я до тех пор ношу в себе какое-нибудь переживание, пока оно не становится музыкой... Иногда вплоть до деталей... За исключением скрипичных пьес и некоторых моих последних вещей для оркестра, все мои сочинения, начиная с «Пассакалии», связаны со смертью моей матери...»
(Из письма А.Бергу)

Пока Антон фон Веберн был жив, и пока фашистский террор не заставил его музыку искать тайного убежища, - о чем она сама, кажется, мечтала, - он для общественного сознания был или пугалом, или побочным, сторонним явлением. Пугалом - из-за краткости большинства сочинений, краткости, вызывавшей шок, ибо она оставляла слушателя наедине с тишиной прежде, чем он начинал вообще что-то воспринимать... Побочным, сторонним явлением - постольку, поскольку в его творчестве над всем властвует один, как бы изолированный аспект музыки его учителя Шёнберга, аспект крайней концентрации, доведенной до самых последних пределов...
С тех пор, как в 1945 году шальная пуля оборвала жизнь композитора, творца небывалых пианиссимо, его эзотерическая слава стала экзотерической.
Идея Веберна - это идея абсолютного лиризма: попытка растворить в чистом звучании всю материальность музыки, все объективные моменты музыкальной структуры... Абсолютное звучание души, в каковом она обнаруживает самое себя как простую природу, для музыки Веберна есть образ и подобие мгновения смерти. Музыка воплощает это мгновение, следуя легенде о душе, эфемерной и невесомой, вылетающей из тела, как бабочка. Эта музыка - эпитафия. Вот в чем выразительность творчества Веберна - он всецело поглощен попытками подражать шороху движений бесплотного, нематериального.

Без всякого развития Веберн начинает сразу «Пассакалией» для оркестра ор. 1 - вполне совершенным произведением, в противоположность своему другу Бергу, которому мастерство давалось с большим трудом, чем углубившемуся в свои мысли аскету... «Пассакалия», как того требует форма, - пьеса до последней ноты строго построенная, при этом бесконечно экспрессивная, красочная и отличающаяся серьезнейшим настроением. Новонемецкая школа, к которой она принадлежит по своему широкому, страстно мятущемуся мелодизму, не знает ничего, что было бы столь лишено внешней красивости, эффектности и в то же время столь сдержанно, хотя один раз - и единственный за всю жизнь Веберна! - эта музыка вдруг расцветает роскошными красками. Само собой разумеется, что «Пассакалия», особенно вначале, отдаленно напоминает финал Четвертой симфонии Брамса. Но она гораздо свободнее, по-штраусовски разрыхленнее. Материал ее берет начало в тональной системе, расширенной до предела, какой она была у Шёнберга в пору написания Второго квартета, - гармонически свободно использованы самостоятельные хроматические ступени... Музыку Веберна нужно играть, погружая в свойственную ей атмосферу тишины... в противном случае муза Веберна накажет поспешного исполнителя оскорбительной абсурдностью или вообще ускользнет от него.

(Теодор В.Адорно. «Антон фон Веберн»)

Концерты

19
ноября, 2016
20:00
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»