Линия времени

День Победы среди войны

«Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в моем родном городе, который вдохновил меня на ее создание», – цитировали «Известия» слова Д.Д.Шостаковича после премьер в Куйбышеве, Москве и Новосибирске. 9 августа 1942 года эта мечта композитора сбылась.

Оркестр Ленинградского радиокомитета был единственным симфоническим коллективом, оставшимся в блокадном городе, но страшной зимой 1941–1942 годов он фактически перестал существовать. Но уже в марте его руководитель, замечательный дирижер Карл Элиасберг начинает возрождать оркестр. На первую репетицию пришли менее 30 человек... И тогда радио объявило «мобилизацию»: «Всем музыкантам Ленинграда явиться в Радиокомитет». И уже 5 апреля состоялся первый концерт в буквальном смысле ожившего коллектива.

Партитура «Ленинградской» была самолетом доставлена на берега Невы 2 июля 1942 года. 10 июля Ольга Берггольц объявила по радио: «Оркестр Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга начал готовить Седьмую симфонию Шостаковича. Через месяц – полтора в открытом дневнике города – на славных стенах его – появится афиша, извещающая о первом исполнении Седьмой симфонии в Ленинграде».

Двадцать лет назад, накануне 60-летия первого исполнения Ленинградской симфонии в блокадном городе, я встретилась с музыкантами, принимавшими участие в той, навсегда вошедшей в военную и музыкальную историю, премьере. Ксения Матус, тогда студентка Ленинградской консерватории,  рассказывает: «Мы репетировали каждый день, с весны 1942-го. Было страшно холодно – в здании Радиокомитета, сидели в пальто, в шапках. Пальцы не гнулись совсем, стыли. Не было сил держать инструмент, не то что играть. Шли в Радиокомитет, держась за стены, падали, поднимались и шли. Помню, очень переживали из-за бомбежек – можно было опоздать на репетицию. Наш дирижер – Карл Элиасберг сам еле передвигался, его, пока не растаял снег, привозили на детских саночках. Но он работал так, как будто не было войны!». Ксения Матус проработала в Оркестре Радиокомитета 31 год, но не было у нее «воспоминаний, ярче блокадного концерта и репетиции Ленинградской симфонии». «До сих пор не могу удержаться от слез, когда вспоминаю: начали играть, и вдруг так затряслись люстры, грохот начался. Мы испугались – думали, гитлеровская бомбежка, что не дадут доиграть». Они волновались, что не дадут ДОИГРАТЬ, о том, что не дадут ДОЖИТЬ, не задумывались… Потом уже они узнали, что город охраняли с воздуха и с земли. Это была знаменитая операция «Шквал», которой командовал генерал Говоров, ставший впоследствии маршалом. Галина Ершова тоже помнит «Шквал»: «Мы играем в грохоте, но лицо у дирижера спокойное. Ну, значит, думаю, все в порядке». В 1941 году ей исполнилось 20 лет, она только что закончила Музыкальное училище имени Мусоргского. «Не до музыки было, и я пошла работать на завод. Флейта моя забытой лежала дома. Когда услышала объявление по радио – удивилась, но пошла. Думала – не дойду, сил не было: от истощения к весне 42-го у меня началась цинга… На репетиции самых слабых привозили на саночках. Помню, как мой коллега все повторял: “Только бы дожить до премьеры”. Не дожил… Умершим приходилось сразу искать замену – репетиции не останавливались». После концерта 9 августа Ершова, у которой в блокадном городе погибли все родственники, ушла на фронт.

Репетиции не останавливались. Дирижер понимал: остановка равносильна гибели замысла. «Я служил в оркестре Ленинградского военного округа и был прикомандирован к оркестру Радиокомитета, – вспоминает Михаил Парфенов. – Репетировали по 15–20 минут с перерывами – больше не было сил. Работать с Элиасбергом было захватывающе интересно, как будто отсту- пала война. Но, честно, скажу – поначалу не верилось, что мы, еле волочившие ноги, сможем что-то сделать. А Элиасберг верил».
У кларнетиста Виктора Козлова перехватывало дыхание, когда он рассказывал о премьере 9 августа 1942 года и ее подготовке: «Элиасберг был требователен как никогда, и мы понимали, что это возвращает нас к жизни. За требовательностью скрывалась сила духа, психологическая защита. Просто невозможно, стыдно было не подражать ему… Мы, выйдя на сцену, увидели, сколько людей, истощенных, шатающихся от голода, пришло на концерт. Ленинградцы оделись в оставшиеся нарядные платья, которые теперь были им страшно велики. Двери Большого зала филармо- нии открыты настежь, он не смог вместить всех пришедших. Мы все думали – только бы не оплошать, доказать, что мы сильнее врага… Я помню, как началась музыка, я помню, какие были аплодисменты, какое ликование!». В 1942-м Козлову было 19 лет. Концерт транслировало Ленинградское радио, его слышали не только в городе – но и во вражеских окопах, сжимавших блокад- ное кольцо. Шел 335 день блокады. Во вражеском кольце городу оставалось жить еще почти полтора года. Но это была Победа…

 

Юлия Кантор, 

куратор проекта «Партитура памяти»,

Доктор исторических наук

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»