Проект «Партитура памяти»
Линия времени
«Эта победа, минута которой еще не определена, уже чувствуется в каждом звуке»
80 лет назад в Куйбышеве состоялась мировая премьера Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича
Великая история Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича включает в себя и Куйбышевскую – Самарскую премьеру. В ней немало мелких деталей и фактов второго плана. Общеизвестно, что Седьмая впервые прозвучала 5 марта 1942 г., в зале Куйбышевского Дворца культуры (ныне Самарский академический театр оперы и балета). Это исполнение вызвало колоссальный мировой отклик.
Город на Волге называли в войну «запасной столицей». Сюда были эвакуированы правительство, дипломатический корпус, ТАСС и другие крупнейшие информационные агентства. Их расселили в старой, купеческой части города. Здесь же, в центре, находился возведенный уже в советские годы монументальный Куйбышевский театр оперы и балета.
В пяти минутах ходьбы от театра стоял респектабельный дом, в котором поселили оркестр Большого театра. В этом доме, на улице, которая теперь носит имя Шостаковича, композитору в декабре 1941 г. была выделена маленькая квартирка.
Итак, 5 марта 1942 г., оркестром Большого театра под управлением известного оперного дирижера Самуила Самосуда Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышеве – Самаре. Обратим внимание на корреляцию некоторых дат и событий куйбышевского периода Шостаковича. Прежде всего, необыкновенная рабочая и творческая энергия. Композитор сам отмечал, что никогда раньше не чувствовал такого подъема. Помимо ежедневных репетиций Седьмой симфонии, Шостакович записывал практически каждый день часовую программу на радио. Именно в эти месяцы, несмотря на безумную занятость, он провел серию заседаний местного отделения Союза композиторов. Его члены в декабре 1941г. одними из первых услышали все четыре части Седьмой симфонии в фортепианном исполнении автора. Но помимо творческой жизни коллег, Шостакович смог позаботиться и об их быте. Например, смог добиться получения доппайка для всех членов Союза. (С отъездом Шостаковича в 1943 г. композиторская организация в Куйбышеве, к сожалению, прекратила свое существование, к концу войны уехали все москвичи – члены Союза композиторов. Собственная композиторская организация появилась в Самаре только в 1989 г.).
Теперь к самому главному событию Куйбышевского периода Шостаковича – премьере Седьмой симфонии. Еще задолго до Куйбышевской – Самарской премьеры, 16 февраля 1942 г., в «Правде» была опубликована статья Алексея Толстого «На репетиции Седьмой симфонии Шостаковича».
Единственная известная подробность о том, как она «возникла»: композитор пригласил писателя, приехавшего в "запасную столицу" по служебным делам, на репетицию Седьмой симфонии. То, что Алексей Николаевич услышал на репетиции, в фойе Оперного театра, потрясло его до глубины души. 16 февраля 1942 г., через два дня после его приезда, статья А.Н. Толстого «На репетиции седьмой симфонии Шостаковича» была опубликована в газете «Правда». Ключевая фраза: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа…».
Поздним вечером после триумфальной премьеры, «едва умолкли торжественные звуки вдохновенной Седьмой симфонии», состоялась встреча композитора с оркестром и коллективом Большого театра. «Все, что возможно было дать в исполнении и трактовке симфонии, дано Самуилом Абрамовичем Самосудом и оркестром, – сказал он, – все, что было мною задумано, талантливо передано вами слушателю».
Среди первых откликов на первое исполнение – впечатления Р.Глиэра, А.Мессерера, многих других деятелей культуры. А своеобразное пророческое резюме сделал на страницах газеты «Волжская Коммуна» генерал А.Игнатьев, автор знаменитой автобиографии «Пятьдесят лет в строю»: «Эта победа, минута которой еще не определена, уже чувствуется в каждом звуке. Седьмая симфония – это крупнейшая победа Шостаковича, сумевшего в военное время создать самое художественное, самое патриотическое произведение. Оно станет бессмертным».
А что еще было создано Шостаковичем в годы войны и эвакуации?
В списке «куйбышевского периода» можно назвать не только Седьмую симфонию, но и большие разделы следующей, Восьмой симфонии.
Нельзя упустить и начало работы над Фортепианным трио памяти Ивана Ивановича Соллертинского – одного из ближайших друзей Шостаковича, скончавшегося в 1944г. К куйбышевскому периоду относится также цикл «Романсов на стихи английских поэтов», – уникальный по неприятию зла и трагизму. А еще композитор феноменально быстро создал новую оркестровку «Хованщины» М.П. Мусоргского. Опера при этом приобрела не просто новую оркестровую ткань, но заново выстроенную философию войны и мира…В современных театрах она чаще всего исполняется в этой редакции Шостаковича. Нельзя не упомянуть и другие «долги памяти и сердца». Например, завершение в Куйбышеве оперы «Скрипка Ротшильда» Вениамина Флейшмана, его ученика, погибшего на фронте. Благодаря Шостаковичу, опера ставилась в Нью-Йорке, Лондоне, Ленинграде.
Наконец, к куйбышевскому периоду Шостаковича относятся «Игроки» - еще одна опера. Этот опус был посвящен ученице Шостаковича – Галине Уствольской. Сочинение нигде не шло при жизни автора.
Только в 1990-е гг. это сочинение Шостаковича, написанное по текстам Гоголя, поставили почти параллельно сразу три театра: Большой театр, Камерная опера и «Санктъ-Петербургъ Опера».
В Куйбышеве – Самаре трепетно берегут память о гениальном композиторе и выдающемся гуманисте. Эта связь состоит еще и в том, что несколько поколений куйбышевских-самарских музыкантов и музыковедов учились в Ленинградской - Петербургской консерватории. Музыка Шостаковича и нравственная философия композитора сформировали целый пласт культурной памяти – памятники и спектакли, концерты и фестивали Д.Д. Шостаковича в городе на Волге.
Елена Бурлина, Член Союза композиторов, профессор, кандидат искусствоведения, доктор философских наук