Пресса

Musiekverein: взрывная сила из России

Денис Мацуев — пианист-хулиган, гладиатор фортепиано. Его игра потрясает акробатической силой и музыкантским самосознанием. Достойно восхищения то, с какой свободой и точностью он заставляет громоподобно звучать сложнейшие последовательности аккордов, как разрастается и становится объемным звук, при этом ни на секунду не превращаясь в жесткий и уж тем более лязгающий. Неудивительно, что в Вене подобные «буря и натиск» вызвали полный восторг. Между тем потрясающая сила звучания сопровождается чрезмерной напористостью: так, в Третьем фортепианном концерте Рахманинова Мацуеву непременно хотелось постоянно быть в центре внимания. И, если, по замыслу композитора, в первой части пианист должен тихонько обвивать тематические вступления деревянных духовых арабесками, то Мацуев выводит их на первый (по звучанию) план, словно резцом вырубая из клавиатуры.

 

Той элегической интонацией, которая должна превалировать почти во всем произведении, той полной нюансов динамикой, которых требует Рахманинов, блестящий пианист интересуется гораздо в меньшей степени. Его прочтение отличается виртуозным блеском и лишь иногда — нежностью. А потому получается, что Мацуев-музыкант заметно отстает от Мацуева-виртуоза, во всяком случае в произведении Рахманинова. А вот при исполнении на бис, в восхитительном перезвоне музыкальных часов из лядовской «Музыкальной табакерки» он проявил всю возможную деликатность, а затем, в заключение, с блеском исполнил Этюд ре-диез минор Скрябина, оп. 8/12.

Складывается впечатление, что Юрий Темирканов, который почти 30 лет является главным дирижером Заслуженного коллектива России, предоставил Мацуеву полную творческую свободу. Возможно, потому, что сам наслаждается величественной, полной первозданной силы, игрой...

Десять контрабасов

В музыкальном отношении более захватывающей оказалась Пятая симфония Чайковского, исполненная после антракта. Легкими, будто невесомыми руками — трепещущими, взывающими, поглаживающими, а иногда внезапно падающими — Темирканов держит оркестр, не отпуская ни на мгновение. Даже в те моменты, когда, казалось бы, маэстро ничего не делает. Пожалуй, при той взрывной силе, которую показала, не зная устали, группа медных духовых (она располагалась справа, что разгрузило сидящую по центру группу деревянных духовых), расширенный состав струнных с 10 контрабасами и сидящими друг против друга скрипачами, был необходим: именно так проявилось их особое, интригующее и берущее за душу звучание.

Разумеется, и здесь в пылу эмоций какие-то нюансы были потеряны. Но как же замечательно удаются Темирканову соотношения темпов, как он связывает воедино части симфонии! Как трогательно, сдержанно и благородно разворачивается в Andante соло валторны (часто вызывающее усмешку публики, но в этом случае напрочь лишенное налета сентиментальности). И главное: в Финале победа провозглашается не сразу — прежде торжественно и с должной помпезностью обозначается решительный бой. На бис группа струнных изящно и остроумно исполнила «Музыкальный момент» фа минор Шуберта.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»