Пресса

Заслуженный коллектив России потряс исполнением музыки Шостаковича

Если какой-нибудь оркестр и имеет право исполнять на гастролях довольно заигранную Пятую симфонию Шостаковича, то это Заслуженный коллектив России. Именно он осуществил премьеру этого сочинения в 1937, записал его в 1938, а затем на протяжении почти 40 лет находился в теснейших взаимоотношениях с композитором как никакой другой оркестр мира.

Если и этого недостаточно — премьера Симфонии состоялась в ноябре ровно 80 лет назад, а Юрий Темирканов, художественный руководитель и главный дирижер Заслуженного коллектива, в этом году отмечает 50-летие со дня своего дебюта с этим оркестром. Поэтому в воскресенье вечером Пятая Шостаковича прозвучала в Chicago Orchestra Hall как праздничное событие, что не только искупило излишний консерватизм программы, но и повлияло на трактовку симфонии ничуть не менее, чем любой из величайших ее интерпретаторов.

Молодой Темирканов был дирижером-ассистентом Евгения Мравинского, первого апологета Пятой, который воплощал ее в жизнь, вероятно, как никакой другой дирижер. Несомненно, что-то в понимании Симфонии было передано в те ранние годы их общения. Но электрическую напряженность, которую вкладывал в исполнение Мравинский, Темирканов в это воскресенье во многом заменил на спокойное, даже благоговейное развертывание. Уже в первых тактах первой части он показал, что не важно, сколько раз оркестр играл это сочинение — реакция коллектива остается острой, ни одна деталь не обходится без внимания, и ни один выразительный оттенок не бывает проигнорирован. Это было не просто точное воспроизведение написанного в партитуре — оркестр передал дух, выходящий за рамки нотного текста. В этом смысле то было яркое воспоминание о днях, когда вы слышали, что музыканты вкладывают все свое сердце и душу в исполнение.

Артикуляция, интонация, окраска звука и баланс были безупречны. Но нельзя не упомянуть и о поэтической образности, в особенности у солирующих деревянных духовых и группы струнных. Например, серый призрачный тон — пробирающий до дрожи и нереальный — достигнутый в некоторых мягких скрипичных пассажах, был подобен звуковому воплощению движений тумана. Импульсивность, сарказм, трагизм, многозначность и мучительный триумф прозвучали без какого-либо преувеличения. При этом вам не нужно было знать об обстоятельствах, окружавших возникновение Симфонии, или о напряженных взаимоотношениях Шостаковича с Иосифом Сталиным. Все, что вам нужно было почувствовать, заключалось в звуке и было передано  совершенно неотразимо.

Первым сочинением вечера был Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Брамса, исполненный Николаем Луганским и оркестром с мягкостью и спокойствием: никакой искусственной взволнованности. Луганский контролировал могучую силу Концерта — красочного, ровного и многообразного. Не раз у слушателя могло возникнуть желание услышать больше напряжения или, как в финале, игривости. Тем не менее публика приветствовала Луганского. На бис он исполнил струящееся Интермеццо из «Венского карнавала» Роберта Шумана.

В качестве оркестрового биса прозвучал заключительный номер из балета Сергея Прокофьева «Золушка», так восхитительно сыгранный, что одна слушательница воскликнула «Спасибо!» по-русски.

Alan Artner

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»