Согласие на использование cookies

Состав


История оркестра
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ в 2021 году отметил свое 90-летие, а прошлый сезон провел под знаком 70-летия вхождения в состав Филармонии. Коллектив ведет свою историю с 1931 года, начав свою деятельность как концертный ансамбль, а затем Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Работая в живом радиоэфире, музыканты овладевали разнообразным репертуаром. Мобильности коллектива, которым руководили Х. Унгер, затем И. Альтерман, способствовало и сотрудничество со многими дирижерами: О. Фридом, Ф. Штидри, А. Гауком, В. Дранишниковым, Н. Головановым, Е. Мравинским, И. Мусиным, Б. Хайкиным, Э. Грикуровым, К. Элиасбергом, Н. Рабиновичем, К. Кондрашиным.
В годы войны Оркестр Ленинградского радио был единственным симфоническим коллективом, оставшимся в блокадном городе. Несмотря на то, что в первую военную зиму оркестр фактически прекратил свое существование, ценой героических усилий 9 августа 1942 года его музыканты во главе с К. Элиасбергом представили ленинградскую премьеру Седьмой симфонии Шостаковича. В настоящее время критики утверждают, что «игру Академического симфонического оркестра можно назвать максимально аутентичной: чувствуется, что музыканты унаследовали от старшего поколения оркестрантов традицию исполнения “Ленинградской” симфонии» (Tianjin Daily, 2015). Всего за время блокады коллектив выступил более 300 раз, часть концертов – в том числе премьера «Ленинградской» симфонии — состоялась в Большом зале филармонии.
Продолжая выходить на прославленную эстраду, оркестр в 1953 году получил статус филармонического. Им руководили Н. Рабинович, К. Элиасберг, А. Янсонс, под управлением которого коллектив впервые предстал перед зарубежной публикой (Финляндия, 1965). В 1962–1963 годах свои сочинения исполнили с оркестром И. Стравинский и Б. Бриттен. За пультом коллектива выступали также С. Бодо, И. Маркевич, К. Мазур, Л. Маазель, Е. Светланов и Г. Рождественский, солировали В. Клиберн, С. Рихтер, Э. Гилельс, И. Стерн, И. Менухин, Д. Ойстрах, М. Ростропович, Д. Шостакович.
В 1968 году оркестр возглавил Юрий Темирканов. Дирижер инициировал бурный рост репертуара коллектива и сыграл важнейшую роль в обретении им признания за рубежом: оркестр гастролировал в Болгарии, скандинавских странах, Нидерландах (в том числе в амстердамском Концертгебау), Японии и США. «Ленинград — великолепный город, он заслуживает два великих оркестра. И он их имеет…» (New York Post, 1977, после концерта в Карнеги-холле).
С апреля 1977-го по июнь 2018 года оркестр возглавлял Александр Дмитриев. Этот этап деятельности коллектива отмечен присвоением ему звания «академический» (1985); его биография и репертуар пополнились первыми в нашем городе исполнениями сочинений Генделя, Малера, Р. Штрауса, Дебюсси, Равеля, Скрябина, Шрекера, Онеггера, Типпета, Орфа, Дютийё, Пярта, Шнитке, Ноно, Лигети, Адамса, Крама, Пьяццоллы и ленинградских-петербургских авторов, записями всех симфоний Бетховена и Шуберта, произведений Чайковского и Рахманинова, Равеля и Бриттена. Творческими партнерами коллектива стали дирижеры Н. Ярви, А. Кац, Д. Китаенко, Ю. Симонов, В. Федосеев, А. Лазарев, Э. Серов, Р. Баршай, Ю. Домаркас, Р. Мартынов, В. Зива, Э. Клас, П. Коган, М. Шостакович, В. Синайский, С. Сондецкис, А. Титов, М. Ростропович, П. Берглунд, М. Юровский, Ж.-К. Казадезюс, Я.-П. Тортелье, А. Бурибаев, композитор К. Пендерецкий, солисты Г. Соколов, Н. Гутман, Э. Вирсаладзе, Ю. Башмет, В. Третьяков, Дж. Лилл, Дж. Огдон, Р. Холл, П. Донохоу и Ф. Кемпф.
Оркестр принимает участие в престижных международных фестивалях, гастролирует в странах Европы, Азии, Америки. Оценки рецензентов всегда были высокими: «Первоклассный Чайковский и впечатляющий Шостакович от Академического симфонического оркестра» (Bachtrack, 2015); «Музыканты, бесспорно, продемонстрировали абсолютное проникновение в суть музыки своей родины и показали, что понимают и любят ее. Темпы и динамика были безукоризненными, а сама игра – просто удивительной; эти исполнители умеют справляться с любой композицией и контролировать каждый такт и каждую ноту. Они жили и дышали музыкой, демонстрируя достойное подражания мастерство игры, и этой игрой плавно и уверенно руководил Дмитриев, в манере которого нет ни капли театральности» (Bristol.сom, 2017); «Настоящая страсть: Александр Дмитриев привез в Лондон яркость и динамизм из Санкт-Петербурга» (Bachtrack, 2017); «Римский-Корсаков был восхитителен: в первой части можно было ощутить морское волнение и шум ветра, как будто оказавшись на корабле вместе с Синдбадом» (Rugby Advertiser, 2017).
В течение последних шести сезонов с коллективом успешно сотрудничал Николай Алексеев. Под его руководством проходили концерты-открытия сезона оркестра, зарубежные гастроли, а в минувшем сезоне ярким событием стал концерт, приуроченный к 90-летию дирижера-лауреата оркестра Александра Дмитриева.
В сезоне 2024/2025 на пост художественного руководителя и главного дирижера коллектива был назначен Димитрис Ботинис. В новом сезоне под его руководством проходят концерты открытия и закрытия сезона оркестра, музыкальный вечер в рамках Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». В концертной афише — симфонии Малера, Прокофьева, Шуберта, Рахманинова, сюита из балета «Жар-птица» Стравинского, Третья сюита Чайковского и сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, «Дон Кихот» Р. Штрауса, «Забытые приношения» Мессиана, инструментальные концерты Равеля, Мендельсона, Глазунова, Брамса, Элгара, Дютийё, Губайдулиной, авторский концерт А. Чайковского (к 80-летию композитора) и другие яркие события.
Под управлением Владимира Альтшулера, работающего с Академическим симфоническим оркестром филармонии в должности штатного дирижера уже более 25 лет, в минувшем сезоне была исполнена монументальная Восьмая симфония Брукнера (в рамках двухгодичного цикла из всех симфоний композитора, посвященного 200-летию со дня его рождения), состоялась петербургская премьера Симфонии № 21 Вайнберга, прошел авторский вечер к 100-летию со дня рождения Баснера. В текущем сезоне дирижер исполняет сочинения Вебера, Листа, Брамса, Лядова, Рахманинова, Чайковского, Шумана, Брукнера, Альбениса, Энеску, а также Concerto funebre Карла Амадеуса Хартмана в рамках проекта «Желтые звезды».
В ноябре коллектив под управлением А. Рыбалко представит мировую премьеру оркестрового сочинения Королёва *≠* (неравенство), в апреле под руководством М. Алексеева — мировую премьеру заказанного Петербургской филармонией симфонического сочинения, посвященного 40-летию со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС, а в январе впервые в России прозвучит полная версия «Человеческой комедии» Шостаковича (дирижер — Д. Юровский).
В числе приглашенных дирижеров – Ф. Коробов, А. Аниханов, А. Соловьев, П. Бубельников, П. Балефф (Германия), Д. Савич (Сербия), Н. Краузе (Франция), В. Овсяников.
Среди солистов – пианисты Н. Луганский, Б. Березовский, В. Кулешов, П. Лаул, И. Папоян; скрипачи Г. Казазян, Н. Борисоглебский, Р. Ислямов; виолончелисты А. Рудин, А. Рамм, Б. Андрианов, А. Массарский; саксофонист Ф. Мондельчи (Италия); сопрано А. Шагимуратова, Д. Алиева, А. Гарифуллина.
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»