St.Petersburg Symphony Orchestra

St.Petersburg Symphony Orchestra celebrates its 90th anniversary in 2021. The celebration of this anniversary began in the last season, which, like the current one, was timed to coincide with another important date, the 100th anniversary of the St. Petersburg Philharmonia. In the cycle of historical concerts which were dedicated to the anniversary of the orchestra, the programs were held in the Grand Hall under the baton of B. Walter, A. Kluitans, E. Mravinsky, M. Jansons, K. Sanderling. Programs from the repertoire of N. Rabinovich, K. Eliasberg, A. Jansons, A. Dmitriev, who headed the orchestra in different years. June 22 marked the start of the Great World War with the performance of Shostakovich's legendary Seventh Symphony. This concert, which included the honoring of the musicians of the St.Petersburg Symphony Orchestra, was conducted by Vladimir Altschuler.

The history of the St. Petersburg Symphony Orchestra traces back to 1931. It started as a concert ensemble and became the Leningrad Radio Symphony Orchestra later.  Working in live broadcast, the musicians mastered a diverse repertoire. Mobility of the orchestra, which was led by H. Unger, then I. Alterman, facilitated through cooperation with many conductors: O. Fried, F. Stiedry, A. Gauk, V. Dranishnikov, N. Golovanov, E. Mravinsky, I. Musin, B. Khaikin, E. Grikurov, K. Eliasberg, N. Rabinovich, K. Kondrashin.

During the war, the Leningrad Radio Orchestra was the only one to remain in the besieged city. Despite the fact that in the first winter of the war the orchestra actually ceased to exist, nonetheless, after heroic efforts, on 9th August 1942, headed by K. Eliasberg, it performed the Leningrad premiere of Shostakovich's Seventh Symphony. Currently, critics state that «the performance by the St. Petersburg Symphony Orchestra can be called highly authentic: there is a feeling that the musicians have inherited the tradition of orchestral performance of the «Leningrad Symphony» from the older generation» (Tianjin Daily, 2015). During the siege the Orchestra performed over 300 times, part of the concerts - including the premiere of the «Leningrad Symphony» – took place at the Grand Philharmonic Hall.

Continuing to play on the famous stage, the orchestra received the status of the Philharmonic in 1953. It was headed by N. Rabinovich, K. Eliasberg and A. Jansons, who took the orchestra on its first foreign tours (Finland, 1965). In 1962–1963, I. Stravinsky and B. Britten performed their compositions with the orchestra. S. Baudo, I. Markevitch, K. Masur, L. Maazel, E. Svetlanov and G. Rozhdestvensky conducted the orchestra; V. Cliburn, S. Richter, E. Gilels, I. Stern, Y. Menuhin, D. Oistrakh, M. Rostropovich, D. Shostakovich soloed with it.

In 1968, the orchestra was headed by Y. Temirkanov. The conductor initiated a rapid growth of the orchestra’s repertoire and played a major role in gaining international recognition: the orchestra toured in Bulgaria, Scandinavian countries, the Netherlands (including the Amsterdam Concertgebouw), Japan and the United States. "Leningrad is a magnificent city, it deserves two great orchestras. And it has them..." (New York Post, 1977, after a concert at Carnegie Hall).

From April 1977 to June 2018, the orchestra was led by Alexander Dmitriev. During this phase of the orchestra’s history, it was awarded the "Academic" title (1985), its biography and repertoire were replenished with first in our city performances of works by Handel, Mahler, R. Strauss, Debussy, Ravel, Scriabin, Schreker, Honegger, Tippett, Orff, Dutilleux, Arvo Pärt, Schnittke, Nono, Ligeti, Adams, Crumb, Piazzolla as well as Leningrad – St. Petersburg composers, and recording of all the symphonies of Beethoven and Schubert, works by Tchaikovsky and Rachmaninov, Ravel and Britten. Conductors N. Järvi, A. Katz, D. Kitaenko,  Y. Simonov, V. Fedoseyev, A. Lazarev, E. Serov, R. Barshai, J. Domarkas, R. Martynov, V. Ziva, E. Klas, P. Kogan, M. Shostakovich, V. Sinaisky, S. Sondeckis, A. Titov, M. Rostropovich, P. Berglund, M. Jurowski, J.-C. Casadesus, Y.P. Tortelier, A. Buribaev; composers Gyorgy Ligeti and Krzysztof Penderecki; soloists G. Sokolov, N. Gutman, E. Virsaladze, Y. Bashmet, V. Tretyakov, J. Lill, J. Ogdon, R. Holl, P. Donohoe and F. Kempf were the orchestra’s creative partners.

The orchestra participates in prestigious international festivals, tours around Europe, Asia and America: in recent seasons it has visited the UK and China twice, for the first time - Israel, as well as Finland and Spain. The reviews were high: "First-class Tchaikovsky and impressive Shostakovich from the St. Petersburg Symphony Orchestra" (Bachtrack, 2015); "Musicians undoubtedly demonstrated absolute insight into the music of their homeland and showed that they understand and love it. The tempo and dynamics were impeccable, and the playing was amazing; these performers are able to handle any composition and control every beat and note. They lived in and breathed by music, demonstrating a worth imitation skill of playing, and this performance was smoothly and confidently led by Dmitriev, in the manner of which there is not a drop of theatricality" (Bristol.com, 2017); "True passion: Alexander Dmitriev brought brightness and dynamism from St. Petersburg to London" (Bachtrack, 2017); "Rimsky-Korsakov was delightful: in the first part you could feel the sea waves and the noise of the wind, as if you were on a ship with Sinbad" (Rugby Advertiser, 2017).

For the fourth season Nikolay Alexeev has been actively cooperating with the St. Petersburg Symphony Orchestra, performing the opening and closing season concerts, going on tours.

In the 2019/2020 season, the orchestra leaded by N. Alexeev performed in China, toured Latvia with the Boris Eifman Ballet Theater. The conductor's tour with the Orchestra is planned in China at the end of December this year. N. Alexeev also opens (with S. Dogadin) and closes the season with the St.Petersburg Symphony Orchestra, under his conducting will be performed Brahms’ and Beethoven’s Violin Concertos, Tishchenko’s Dante Symphony No.5 and other works. In December 2021, the St.Petersburg Symphony Orchestra, together with N. Alexeev, will take part in the Gala Concert of the “Arts Square” International Festival dedicated to the 100th anniversary of the Philharmonia. The conductor will also hold one of the musical evenings dedicated to the 90th anniversary of the Orchestra at the festival. The program of the evening will be composed of pieces performed by Y. Temirkanov when Maestro was the chief conductor of this Orchestra in 1968-1976. The Orchestra conducted by N. Alexeev will take part in the “Musical Collection” Festival at the end of the season.

Conductor Vladimir Altschuler, who has been working with the St.Petersburg Symphony Orchestra for over 25 years, is celebrating his 75th birthday this season. The concert dedicated to this anniversary with soloist A. Rudin will be performed in November. The program of the concert includes Schumann's Cello Concerto, Brahms's Fourth Symphony and Liszt's Preludes. In January, the conductor will traditionally hold a concert dedicated to the memory of the victims of the Holocaust. In the cycle of concerts dedicated to the 100th anniversary of the Philharmonia, a concert in memory of S. Slonimsky will take place. S. Slonimsky’s 23rd symphony - dedicated to Vladimir Altschuler, will be performed by the Orchestra and the conductor for the first time in  St.Petersburg. In addition, the conductor will perform concerts in honor of Zemlinsky (150th anniversary of his birth) and Mendelssohn (175th anniversary of death). In April, the repertoire of the Orchestra will feature Mahler's First Symphony, which is also conducted by Vladimir Altschuler, and Haydn's Trumpet Concerto (soloist S. Nakaryakov). And in May and June, the orchestra and conductor are expected to perform at the opening of the 57th “St. Petersburg Musical Spring” International Festival and at the “Musical Collection” Festival (together with E. Virsaladze).

In the 2021/2022 season, the St.Petersburg Symphony Orchestra will take part in a series of concerts dedicated to the 150th anniversary of Scriabin’s birth and the 225th anniversary of Schubert’s birth, as well as in programs for the 75th John Adams’ anniversary and the 90th anniversary of Rodion Shchedrin.

Among the guest conductors this season are V. Fedoseyev, A. Buribaev, S. Kochanovsky, A. Libreich, A. Titov, J. MacMillan, V. Uryupin, P. Baleff, D. Liss, A. Anikhanov, F. Korobov; soloists include pianists E. Virsaladze, A. Gindin, A. Kashpurin, N. Mndoyants, I. Rudin, A. Tarasevich-Nikolaev, A. Melnikov; violinists S. Dogadin, P. Milyukov, A. Rozhdestvensky, V. Repin; cellists A. Rudin, Z. Fang; singers O. Petrova, A. Kalagina, M. Agadzhanyan and others.

St. Petersburg Philharmonia Title Partner
Grand Hall:
191186, St. Petersburg, Mikhailovskaya st., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Small Hall:
191011, St. Petersburg, Nevsky av., 30
+7 (812) 240-01-70
Write us:
Box office opening hours: 11 am to 8 pm (on concerts days to 8.30 pm)
Lunch Break: 3 pm to 4 pm
Box office opening hours: from 11 am to 7 pm (on concerts days to 7.30 pm)
Lunch Break: 3 pm to 4 pm
© 20002022
Saint-Petersburg Philharmonia

Академический симфонический оркестр филармонии

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМ ФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР САНКТ-ПЕТЕР БУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ в 2021 году отмечает свое 90-летие. Празднование этого юбилея началось в прошедшем сезоне, который, как и нынешний, был приурочен к другой важнейшей дате ‑ 100-летию Санкт-Петербургской филармонии. В цикле исторических концертов оркестром были исполнены программы, звучавшие в Большом зале под управлением Б. Вальтера, А. Клюитанса, Е. Мравинского, М. Янсонса, К. Зандерлинга.  Юбилею оркестра были посвящены программы из репертуара Н. Рабиновича, К. Элиасберга, А. Янсонса, А. Дмитриева, возглавлявших оркестр в разные годы. 22 июня исполнением легендарной Седьмой симфонии Шостаковича был отмечен день начала Великой Отечественной войны. Этим концертом, в рамках которого состоялось чествование музыкантов Академического симфонического оркестра, дирижировал Владимир Альтшулер.

Коллектив ведет свою историю с 1931 года, начав свою деятельность как концертный ансамбль, а затем симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Работая в живом радиоэфире, музыканты овладевали разнообразным репертуаром. Мобильности коллектива, которым руководили Х.Унгер, затем И.Альтерман, способствовало и сотрудничество со многими дирижерами: О.Фридом, Ф.Штидри, А.Гауком, В.Дранишниковым, Н.Головановым, Е.Мравинским, И.Мусиным, Б.Хайкиным, Э.Грикуровым, К.Элиасбергом, Н.Рабиновичем, К.Кондрашиным.
В годы войны оркестр Ленинградского радио был единственным симфоническим коллективом, оставшимся в блокадном городе. Несмотря на то, что в первую военную зиму оркестр фактически прекратил свое существование, ценой героических усилий 9 августа 1942 года его музыканты во главе с К.Элиасбергом представили ленинградскую премьеру Седьмой симфонии Шостаковича. В настоящее время критики утверждают, что «игру Академического симфонического оркестра можно назвать максимально аутентичной: чувствуется, что музыканты унаследовали от старшего поколения оркестрантов традицию исполнения «Ленинградской» симфонии» (Tianjin Daily, 2015). Всего за время блокады коллектив выступил более 300 раз, часть концертов – в том числе премьера «Ленинградской» симфонии – состоялась в Большом зале филармонии.
Продолжая выходить на прославленную эстраду, оркестр в 1953 году получил статус филармонического. Им руководили Н.Рабинович, К.Элиасберг, А.Янсонс, под управлением которого коллектив впервые предстал перед зарубежной публикой (Финляндия, 1965). В 1962–1963 годах свои сочинения исполнили с оркестром И.Стравинский и Б.Бриттен. За пультом коллектива выступали также С.Бодо, И.Маркевич, К.Мазур, Л.Маазель, Е.Светланов и Г.Рождественский, солировали В.Клиберн, С.Рихтер, Э.Гилельс, И.Стерн, И.Менухин, Д.Ойстрах, М.Ростропович, Д.Шостакович.
В 1968 году оркестр возглавил Юрий Темирканов. Дирижер инициировал бурный рост репертуара коллектива и сыграл важнейшую роль в обретении им признания за рубежом: оркестр гастролировал в Болгарии, скандинавских странах, Нидерландах (в том числе в амстердамском Концертгебау), Японии и США. «Ленинград – великолепный город, он заслуживает два великих оркестра. И он их имеет…» (New York Post, 1977, после концерта в Карнеги-холле).

С апреля 1977-го по июнь 2018 года оркестр возглавлял Александр Дмитриев. Этот этап деятельности коллектива отмечен присвоением ему звания «академический» (1985); его биография и репертуар пополнились первыми в нашем городе исполнениями сочинений Генделя, Малера, Р.Штрауса, Дебюсси, Равеля, Скрябина, Шрекера, Онеггера, Типпета, Орфа, Дютийё, Пярта, Шнитке, Ноно, Лигети, Адамса, Крама, Пьяццоллы и ленинградских-петербургских авторов, записями всех симфоний Бетховена и Шуберта, произведений Чайковского и Рахманинова, Равеля и Бриттена. Творческими партнерами коллектива стали дирижеры Н.Ярви, А.Кац, Д.Китаенко, Ю.Симонов, В.Федосеев, А.Лазарев, Э.Серов, Р.Баршай, Ю.Домаркас, Р. Мартынов, В.Зива, Э.Клас, П.Коган, М.Шостакович, В.Синайский, С.Сондецкис, А.Титов, М.Ростропович, П.Берглунд, М.Юровский, Ж.-К.Казадезюс, Я.-П.Тортелье, А.Бурибаев, композиторы Д.Лигети и К.Пендерецкий, солисты Г.Соколов, Н.Гутман, Э.Вирсаладзе, Ю.Башмет, В.Третьяков, Дж.Лилл, Дж.Огдон, Р.Холл, П.Донохоу и Ф.Кемпф.
Оркестр принимает участие в престижных международных фестивалях, гастролирует в странах Европы, Азии, Америки: в течение последних сезонов он дважды побывал в Великобритании и Китае, впервые – в Израиле, а также в Финляндии и в Испании. Оценки рецензентов были высокими: «Первоклассный Чайковский и впечатляющий Шостакович от Академического симфонического оркестра» (Bachtrack, 2015); «Музыканты, бесспорно, продемонстрировали абсолютное проникновение в суть музыки своей родины и показали, что понимают и любят ее. Темпы и динамика были безукоризненными, а сама игра – просто удивительной; эти исполнители умеют справляться с любой композицией и контролировать каждый такт и каждую ноту. Они жили и дышали музыкой, демонстрируя достойное подражания мастерство игры, и этой игрой плавно и уверенно руководил Дмитриев, в манере которого нет ни капли театральности» (Bristol.сom, 2017); «Настоящая страсть: Александр Дмитриев привез в Лондон яркость и динамизм из Санкт-Петербурга» (Bachtrack, 2017); «Римский-Корсаков был восхитителен: в первой части можно было ощутить морское волнение и шум ветра, как будто оказавшись на корабле вместе с Синдбадом» (Rugby Advertiser, 2017).

С коллективом уже четвертый сезон активно сотрудничает Николай Алексеев, проводит концерты открытия и закрытия сезона оркестра, выезжает на гастроли. В сезоне 2019/2020 оркестр под управлением Н. Алексеева выступал в Китае, гастролировал в Латвии с Театром балета Бориса Эйфмана. На конец декабря текущего года запланированы гастроли дирижера с коллективом в Китае. В новом сезоне Н. Алексеев также открывает (в ансамбле с С.Догадиным) и закрывает сезон Академического симфонического оркестра, под его управлением будут исполнены скрипичные концерты Брамса и Бетховена, Данте-симфония № 5 Тищенко и другие сочинения. В декабре 2021 года Академический симфонический оркестр совместно с Н. Алексеевым примет участие в Гала-концерте Международного фестиваля «Площадь Искусств», посвященного 100-летию Филармонии. Также дирижер проведет на фестивале один из музыкальных вечеров-посвящений 90-летию коллектива. Программа вечера будет составлена из произведений, исполнявшихся под управлением Ю.Темирканова в бытность Маэстро главным дирижером этого оркестра в 1968‑1976 годах. А в конце сезона коллектив совместно с Н.Алексеевым примет участие в фестивале «Музыкальная коллекция».

Дирижер Владимир Альтшулер, работающий с Академическим симфоническим оркестром филармонии уже более 25 лет, отмечает в этом сезоне свое 75-летие. В ноябрьском концерте, приуроченном к этому юбилею, солистом выступит А.Рудин, в программе Виолончельный концерт Шумана, Четвертая симфония Брамса и «Прелюды» Листа. В январе дирижер по традиции проведет концерт, посвященный памяти жертв Холокоста. В цикле концертов, посвященных 100-летию филармонии, пройдет концерт памяти С.Слонимского, на котором оркестр и дирижер впервые в Петербурге исполнят 23-ю симфонию композитора, посвященную Владимиру Альтшулеру. Кроме того, под управлением дирижера запланированы юбилейные концерты в честь Цемлинского (150-летие со дня рождения) и Мендельсона (175-летие смерти). В апреле на афише коллектива Первая симфония Малера, которой также продирижирует Владимир Альтшулер, и Концерт для трубы с оркестром Гайдна (солист С.Накаряков). А в мае и в июне ожидаются выступления оркестра и дирижера на открытии 57-го международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна» и (совместно с Э.Вирсаладзе) на фестивале «Музыкальная коллекция».

В сезоне 2021/2022 Академический симфонический оркестр филармонии примет участие в серии концертов, приуроченных к 150-летию со дня рождения Скрябина и 225-летию со дня рождения Шуберта, а также в программах к 75-летию Джона Адамса и 90-летию Родиона Щедрина.

В числе приглашенных дирижеров в текущем сезоне – В.Федосеев, А.Бурибаев, С.Кочановский, А.Либрайх, А.Титов, Дж.Макмиллан, В.Урюпин, П.Балефф, Д.Лисс, А.Аниханов, Ф.Коробов; среди солистов – пианисты Э.Вирсаладзе, А.Гиндин, А.Кашпурин, Н.Мндоянц, И.Рудин, А.Тарасевич-Николаев, А.Мельников; скрипачи С.Догадин, П.Милюков, А.Рождественский, В.Репин; виолончелисты А.Рудин, З.Фанг; певцы О.Петрова, А.Калагина, М.Агаджанян и другие. 

Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2021
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»