15
октября 2019
Вторник
18:30
Запись закрыта

Русский след: князья А.К. Разумовский и Николай Голицын

«В русской национальной музыке, как нетрудно заметить, очень много дикого и грубого. В большинстве их народных песен можно распознать подражание крику птиц, обликом и голосом сильно напоминающих наших уток. Наверное, склонность к такому подражанию легко возникает у народа, который в некоторых местностях (как, например, Казань, Астрахань, Камчатка и Сибирь) все еще очень близок к скотскому состоянию и весьма привержен охоте. Напевам их народных песен свойственно также и то. что почти нее они начинаются в мажоре и заканчиваются в миноре. Нельзя даже сказать, что это производит плохое впечатление, особенно когда напев исполняется верно, но все же это не вполне соответствует природе ме­ лодики. Легко понять, какое жуткое воздействие должна производить такая музыка, спетая отрядом казаков. И почти непостижимо, как могут русские девушки считать нечто подобное прекрасным» - писал в конце XVIII века немецкий эстетик и ученый Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт. Россия, действительно, воспринималась в Европе в XVIII веке как загадочная холодная «скифия» - страна холода, мрака и диких нравов, непонятных цивилизованному европейцу. Однако все страшилки о России в кругу европейских музыкантов отступали в сторону рядом со слухами о щедрости российских властителей и возможностью хорошо заработать в Петербурге или Москве. В свои первые годы жизни в Вене Бетховен даже задумывается о гастрольной поездке в Петербург с целью получить приличный гонорар, однако его гораздо более прагматичный покровитель, князь Карл Лихновский, вместо этого устраивает ему поездку в Прагу и Берлин. В кругу бетховенских знакомых было не мало людей, так или иначе связанных с Россией. А во время Венского конгресса 1814 года композитор даже был представлен Императрице Елизавете Алексеевне и получил из ее рук драгоценный подарок. Благодаря Бетховену в историю музыки навсегда вошли имена двух русских князей, имевших прямое отношение к возникновению подлинных шедевров. Один из них, князь Андрей Кириллович Разумовский был русским послом в Австрии, светским фатом и душой венского высшего общества. Разумовский заказал Бетховену струнные квартеты, предварительно подарив ему сборник «Собрание народных русских песен» Ф. Львова и И. Прача. В 1804 году, в том самом году, когда родился классик русской музыки М.И. Глинка, Бетховен приступает к выполнению заказа, используя в своих совершенно новых по духу квартетах цитаты из русских-народных песен, таким образом став первым великим композитором, обратившимся именно к русскому фольклору. С князем Н.Б. Голицыным Бетховен был связан в последние годы своей жизни. Князь, который общался с гением посредством писем на французском, стал инициатором создания поздних квартетов Бетховена, а также организатором первого в мире полного исполнения его «Торжественной мессы», прошедшее в Петербурге 26 марта (по старому стилю) 1824 года.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»