Саундтрек к «Психо» Хичкока и другая современная музыка о «черном и белом» прозвучит в Петербургской филармонии

2 марта в Большом зале Петербургской филармонии Камерный оркестр «Дивертисмент» впервые исполнит программу «Черное, белое и между», в которую вошли сочинения, созданные главным образом за последние 30 лет. Они написаны для очень разных целей и очень разными, говорящими на разных музыкальных языках композиторами, в числе которых – Арво Пярт, Владимир Мартынов, Павел Карманов, Бернард Херманн, Дирк Броссе. Однако все эти пьесы объединяет то, что каждая из них под разным углом преломляет идею цвета. Солистами в программе выступят скрипачи – художественный руководитель коллектива Илья Иофф и Лидия Коваленко.

Фото: Даниил Рабовский

«Все сочинения, которые мы включили в программу, невероятно сильны акустически: будь то яростная, но, тем не менее, написанная для исполнения с сурдинами партитура саундтрека «Психо», психоделические псевдобарочные колокольчики Пярта или голливудское звучание музыки Броссе, – рассказывает Илья Иофф, – В нашем городе эти сочинения “живьем” звучат в лучшем случае крайне редко, и всегда — только в исполнении “Дивертисмента”. Эта программа собрала вместе акустические шедевры, которые необходимо слушать без посредничества наушников и динамиков, устанавливая личную прямую связь со звуком и принимая месседж автора в чистом беспримесном виде».

 

На фоне строгой монохромности программы выделяется пьеса Павла Карманова “Green DNK” (2000), название которой наряду с намеком на, очевидно, вечную молодость при углублении в историю создания обнаруживает еще один смысл: музыка была написана для ансамбля Opus Posth и его руководителя Татьяны Гринденко, звучание ее фамилии и определило название партитуры. Зеленый – это средняя часть спектра, в каком-то смысле – равноудаленная как от черного, так и от белого, то самое заявленное в названии концерта «между».   

В «черно-белую» же часть программы вошли сюита из музыки Бернарда Херманна к «Психо» Альфреда Хичкока (1960): культовая лента, сознательно снятая на черно-белой пленке в эпоху, когда зрители ждали цвета, по идее музыканта, должна была быть дополнена «черно-белой партитурой» – в итоге он задал планку, на которую до сих пор ориентируются кинокомпозиторы, а сама музыка стала едва ли не самой узнаваемой в истории мирового кинематографа. «Черное, белое и между» (1998) – пьеса, созданная Дирком Броссе по заказу Фонда по борьбе с раком для танцевального перформанса, героинями которого стали женщины, пережившие заболевание. Бельгийский критик Венсан Горис писал: «Предмет пьесы – это истина, или точнее: истина, которой не существует. Мир бесконечно меняется – и это касается, как мыслей, так и материи. Сегодняшняя истина может завтра оказаться ошибочной и наоборот. Нет ни белого, ни черного, но скорее что-то лежащее между».  

 

Монохромность «Хорошо темперированной красоты» (2000) Владимира Мартынова, созданной как подношение Баху – в следовании по всем мажорным тональностям равномерно темперированного строя – построенным как от белых, так и от черных клавиш. Tabula rasa (1977) – сочинение, созданное Арво Пяртом после восьмилетнего творческого молчания и одно из самых ранних, использующих разработанную композитором технику tintinnabuli. Именно это произведение, название которого можно перевести как «чистый лист», стало одним из первых сочинений Пярта, завоевавших известность за пределами СССР.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»