Войти
Регистрация
Войти / Зарегистрироваться
↵
Афиша
Прокофьев, Скрябин, Свиридов
6+
6+
5Концерт 2-го абонемента
«Музыка революции: два цвета времени»
«Смысл этого абонемента для меня заключается в попытке преломить знание исторической и социальной рефлексии событий 1917 года через поэзию и музыку, – рассказывает Юлия Кантор, – Искусство точно отразило характерное для эпохи неоднозначное, разноречивое отношение и к белым, и к красным. Оставшиеся поэтические и музыкальные сочинения позволяют почувствовать, как менялись оценки известных событий в кругу музыкантов, литераторов, общественных деятелей».
Понимая сложность природы любого художественного сочинения и условность применяемых к нему оценок, все же возьмемся утверждать, что среди включенных в программу сочинений наибольшей близостью к миру «старому» (точнее, миру страстно желаемого нового, которому не суждено было сбыться), отмечена «Поэма экстаза» Скрябина. Композитор-мистик был увлечен жизнью духа: его устремленность и полет и стали ключевыми состояниями поэмы.
«Патетическая оратория» Свиридова, созданная в конце 1950-х годов, напротив, со всей ясностью и убедительностью воплощает революционную тему. Грандиозный состав исполнителей, плакатность образов, величественный масштаб происходящего – все соответствует могучему духу поэзии Маяковского, чья фигура оказывается вписана в картину изображаемых исторических явлений.
О кантате «Семеро их», созданной в 1917-1918-х годах, Сергей Прокофьев писал как об отражении революционных событий, но в очень необычном ключе: «Устремление мое, совершив странный поворот, обратилось к сюжетам древности». Кантата вдохновлена халдейским заклинанием, высеченным клинописью на стенах аккадийского храма, обращенного в стихи Константином Бальмонтом. «То обстоятельство, что мысли и чувства того времени пережили многие тысячелетия, поразило мое воображение», – отмечал композитор. Но так ли все однозначно? Что звучит в этой музыке сегодня? Какая сила бьется в ней – стихия грядущего обновления, или сотрясающий мироздание, надвигающийся вселенский хаос? Каждый слушатель отвечает на эти вопросы самостоятельно, и среди ответов нет неверных.
«Патетическая оратория» Свиридова, созданная в конце 1950-х годов, напротив, со всей ясностью и убедительностью воплощает революционную тему. Грандиозный состав исполнителей, плакатность образов, величественный масштаб происходящего – все соответствует могучему духу поэзии Маяковского, чья фигура оказывается вписана в картину изображаемых исторических явлений.
О кантате «Семеро их», созданной в 1917-1918-х годах, Сергей Прокофьев писал как об отражении революционных событий, но в очень необычном ключе: «Устремление мое, совершив странный поворот, обратилось к сюжетам древности». Кантата вдохновлена халдейским заклинанием, высеченным клинописью на стенах аккадийского храма, обращенного в стихи Константином Бальмонтом. «То обстоятельство, что мысли и чувства того времени пережили многие тысячелетия, поразило мое воображение», – отмечал композитор. Но так ли все однозначно? Что звучит в этой музыке сегодня? Какая сила бьется в ней – стихия грядущего обновления, или сотрясающий мироздание, надвигающийся вселенский хаос? Каждый слушатель отвечает на эти вопросы самостоятельно, и среди ответов нет неверных.
автор и ведущая абонемента
Валерий Успенский
художественный руководитель и дирижер
Хор театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории
Юлия Хуторецкая
художественный руководитель
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
Создание сайта — Интернет-Технологии, 2016 год