Пресса
Темирканов и Заслуженный коллектив России доказали, что они русские до глубины души
Самый известный русский оркестр вернулся в Чикаго в воскресенье вечером и успешно подтвердил свою международную репутацию и знаменитое происхождение.
Основанный императором Александром III в 1882 году, оркестр выступал под управлением величайших русских дирижеров прошлого века, включая Артура Никиша, Сергея Кусевицкого и Евгения Мравинского. Юрий Темирканов в этом году отмечает свой юбилейный, 25-й сезон во главе этого оркестра. Как показал воскресный концерт, в эпоху международной симфонической глобализации Заслуженный коллектив России остается отчётливо русским, с крепким звучанием, основанном на мрачном тоне контрабасов. Деревянные духовые были особо характеристичны, независимы и индивидуальны. Правда были и мимолетные ошибки в ансамбле, видимо вследствие гастрольной усталости, но исполнение было весьма гладким, весомым и захватывающим.
Возможно порой прилагаемые усилия были чрезмерными, чего не требовала сама музыка. Так, например, в увертюре к «Севильскому цирюльнику» Россини.
Вильде Франг солировала во Втором скрипичном концерте Прокофьева. Норвежская скрипачка в последние годы оказалась в самом центре колеса маркетинга – с блестящими глянцевыми фотографиями и рядом контрактов на звукозаписи.
Франг обладает уверенной техникой, ее исполнение было безукоризненным, интонация точной, а стиль безгрешным. Ее скрипка Страдивари 1709 года обладает стройной сладостью, хорошо подходящей для терпкого концерта Прокофьева.
Но с точки зрения интерпретации её выступление было не лишено вежливости и скуки. Хладнокровное прочтение Франг показало её небольшую индивидуальность или всего лишь способность верно прочесть ноты.
Часть внимания перетянул на себя аккомпанемент Темирканова, где глубокие виолончели, персоны-духовые и унисоны скрипок скользили, привлекая слушателя. Порой эта музыка звучала скорей как концерт для оркестра с облигатной партией скрипки.
Индивидуальность Франг выступила ярче в её бисе – причудливом и угловатом Народном норвежском напеве.
Основным событием конечно была Вторая симфония Рахманинова, которая предложила публике шанс искупаться в длиннейших ароматных мелодиях композитора, умело исполненных русским утонченным оркестром.
От темного подземелья виолончелей и контрабасов возникло чувство неизбежной верности этой интерпретации Темирканова. Темп был неспешен и экспансивен. Дирижёр со сдержанной строгостью и структурной тонкостью обходился с расползшейся канвой Рахманинова как с драматически единой партитурой, а не просто с набором хороших мелодий.
Огромное задумчивое вступление раскрылось в сосредоточенные приливы и отливы, которые звучали полностью органично, достигали кульминаций мощных, но никогда не хрипящих или чрезмерных. Скерцо, в быстром темпе, с облегчающей душу темой среднего раздела, буйно раскрывшейся богатством тёмно отполированных струнных.
В Адажио широкого дыхания, Андрей Лаухин «покачивался на плаву» плещущегося ностальгичного соло кларнета. Дирижирование Темирканова было высшей пробы, длинные лирические предложения тонко контролировались и струились безо всяких перемен внутри вязкого чувства. Финал быстро несся к торжественной коде, которая обеспечила необходимую развязку, а крепкое звучание оркестра плотно пускало корни под управлением дирижера.
Длительные овации вернули Темирканова на сцену. Прозвучали два биса – пасторальный и элегантный струнный Salut d’amor Элгара, и остроумное Vivo из «Пульчинеллы» Стравинского, исполненное с прекрасным чувством юмора. Контрабас и тромбон заслужили персональные вызовы от публики.
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»