Войти
Регистрация
Пресса
Большой примерился к Моцарту в Петербургской филармонии
Cовсем недавно среди участников двух концертов Большого театра на сцене петербургской филармонии значилось имя Василия Синайского, бывшего главного дирижера Большого театра. Вполне вероятно, что концерты появились в филармонической афише, благодаря давней договоренности с Василием Серафимовичем в его бытность в этой должности. К слову, дирижер прочно связан с ленинградской школой, как выпускник консерватории по классу Ильи Мусина. В декабре прошлого года маэстро неожиданно покинул свой пост, оставив главный театр страны без музыкального руководителя. До последнего момента директор Большого театра Владимир Урин решал головоломную, трудноразрешимую задачу - найти нового главного дирижера. 20 декабря им был объявлен Туган Сохиев, 36-летний музыкант с мировым именем, известный как главный дирижер Оркестра Капитолия Тулузы и Берлинского Немецкого симфонического оркестра. К новой должности Сохиев приступит лишь 1 февраля, а за пульт оркестра Большого театра в новом статусе встанет лишь в начале следующего сезона. Тем не менее, солисты и оркестр Большого театра привезли в Северную Венецию «Свадьбу Фигаро», уже зная имя главного дирижера, а, значит и настроение у них было куда более оптимистичное и вдохновенное, чем могло бы быть.
Визиты солистов Большого театра в петербургскую филармонию имеют давнюю историю, если говорить об участии одного-двух исполнителей в том или ином совместном музыкальном проекте двух столиц, где, скажем, дирижер с солистами могли быть из первопрестольной, а оркестр – петербургский. В новейшей истории Большой театр пришел в гастрольное движение, когда его музыкальным руководителем был Александр Ведерников. Так, большой концерт оркестра, хора и солистов Большого театра России состоялся на VIII фестивале «Площадь искусство» 5 января 2008 года. Выступление столичных музыкантов во многом было связано с тем, что в 2007 году маэстро Юрий Темирканов был назначен главным приглашенным дирижером Большого театра: для него привезти своих новых подопечных в родной Петербург было делом чести. В тот год программа получилась образцово-показательной: она включала симфоническую фантазию «Франческа да Римини» Чайковского, кантату «Александр Невский» Прокофьева и Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром Рахманинова – то, с чем в массовом сознании был долгие годы прочно связан образ могучего Большого театра. Но тогда сказать что-либо однозначно восторженное о стиле игры оркестра было нельзя: слишком однозначно официозным он оставался, хотя и наметилось движение в сторону индивидуализации и разнообразия.
В рамках этого же фестиваля, но на сцене Михайловского театра, выступали солисты балета первого театра страны во главе с прима-балериной Светланой Захаровой, перебравшейся туда из балетной труппы Мариинского театра.
Новым этапом знакомства петербуржцев с эволюцией образа музыкантов Большого театра стал приезд московского десанта на XI фестиваль «Площадь искусств». На фестивале столичные артисты выступили с концертным исполнением оперы «Вишневый сад» современного композитора Филиппа Фенелона, входившей в музыкальную программу Года Франции в России. Тот визит оркестра, хора и солистов Большого театра под управлением Тито Чеккерини запомнился участием команды его молодых солистов, среди которых были великолепные сопрано Ульяна Алексюк, баритон Игорь Головатенко, тенор Алексей Татаринцев и многие другие. Именно в 2009 году в Большом театре стартовал стратегически важный проект – Молодежная оперная программа Большого театра, нацеленная на воспитание нового поколения музыкантов. Тогда стало понятно, что в цитадели официального искусства, расположенной под боком у Кремля, начались необратимые изменения в сторону открытия границ, расширения горизонтов, увеличения стилевой палитры. С тех пор многое произошло в Большом театре, но, к счастью, маховик перемен не остановить, доказательством чему стало исполнение «Свадьбы Фигаро» Моцарта.
Большой театр и Моцарт пока продолжают оставаться явлениями отнюдь не синонимичными, но динамика стремительно меняется. Так, в репертуаре Большого сегодня нет «Свадьбы Фигаро», зато стоит «Волшебная флейта» в небезобидной и провокационной постановке Грэма Вика, а в мае этого года в театре ожидается премьера оперы «Так поступают все» в постановке Флориса Виссера. Полусценическое исполнение «Свадьбы Фигаро» в Большом зале Петербургской филармонии стало превосходным доказательством, что в империи Большого готовы «прописать» Моцарта со всеми его условиями.
Пикантность исторического момента заключалась в том, что за пультом оркестра Большого театра стоял иностранец – Уильям Лейси, выпускник кембриджского Королевского колледжа. Уже во время увертюры он настроил слушателя на стилистически правильный регистр. Изящный, элегантно театрализованный, дифференцированный звук оркестра с первых же тактов начал выстраивать музыкально-поэтическую систему драматургических координат, которая на два с половиной часа стала идеальным домом для героев виртуозной и поучительной «музыкальной комедии». Опера шла без речитативов, были сокращены все номера с участием хора, поэтому получился своего рода компактный дайджест, динамизма которому было не занимать. Слушатель-зритель только успевал следить за перестановками героев, как за фигурами на шахматной доске.
Открытием вечера стала очень толковая, небанальная режиссура в исполнении Дмитрия Белянушкина, недавнего выпускника Российской Академии театрального искусства ГИТИС (кафедра режиссуры и мастерства актера музыкального театра, мастерская А.Тителя и И.Ясуловича). На узкой полоске авансцены перед оркестром ему удалось не просто развести певцов, но создать полноценный эскиз оперного спектакля с четко прочерченными линиями взаимоотношений. «Материал» для работы был предоставлен на зависть: откалиброванная команда молодых солистов с четкой дикцией, пластичными голосами, ясным представлением об особенностях моцартовского стиля и отличной актерской подготовкой. Они всеми силами опровергали стереотип, что русские не умеют петь Моцарта, омузкаливая каждое слово, поэтизируя каждую ноту, наделяя энергией. Режиссер сумел еще и очень рельефно, взяв за основу эффектные внешние данные каждого из певцов, показать характеры моцартовских героев, заставив заиграть знакомые образы новыми гранями.
«Свадьба Фигаро» полностью оправдала свое название, представ оперой-буффой с очень глубокими лирическими чертами – оперой о драме отношений мужчин и женщин, полной нешуточной эротической напряженности. Два главных героя – Граф Альмавива в исполнении баритона Константина Шушакова и Фигаро бас-баритона Александра Миминошвили оказались главными «борцами за территорию». Режиссер не упускал момента, чтобы не показать, как важен для обоих культ собственной силы мужского очарования. С женской стороны в борьбу была вовлечена бесконечно чувственная Графиня в очень изысканном, куртуазном исполнении сопрано Ютты-Марии Бёнерд. Против этой скульптурной роскоши выступила ослепительная простота Сюзанны – Алевтины Яровой с легким, порхающим сопрано. Даже ключницу Марцелину, которой обычно достаются голоса стареющих примадонн, щедро наделили красивым, царственным голосом сопрано Анастасии Кикоть - выпускницы Петербургской консерватории по классу Ирины Богачевой, которая с неменьшим успехом могла бы спеть и Графиню.
Кульминацией «Свадьбы» из Большого стал знаменитый квартет IV акта, начинающийся с извинения Графа перед обманутой Графиней Contessa perdono: волна всепрощающей любви так и хлынула в зал. Осталось дождаться, когда «Свадьба Фигаро» получит свое место в репертуаре Большого театра во всей красоте и полноте своих четырех действий.
Владимир ДУДИН
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
Создание сайта — Интернет-Технологии, 2016 год