Пресса

Концерт-очищение

В Малом зале Санкт-Петербургской филармонии в рамках фестиваля «Площадь искусств» состоялся концерт «Атриум-квартета». Коллектив, сложившийся пятнадцать лет назад, когда его участники были еще студентами консерватории в классе профессора И. И. Левинзона (виолончелиста знаменитого квартета имени С. И. Танеева), завоевал мировую известность. Перед «Атриум-квартетом», победителем крупных международных конкурсов, распахнуты двери лучших концертных залов по всему миру.

Произведения, отобранные для концертной программы к пятнадцатилетию «Атриума», были выстроены хронологически ретроспективно: от лаконичного Седьмого квартета Шостаковича —
к драматическому Третьему квартету Чайковского, а затем — к Струнному квинтету Шуберта C-dur, «виолончельному квинтету».
Седьмой квартет Шостаковича — трехчастное сочинение, оставляющее благодаря сквозной теме и следованию всех частей attacca впечатление неделимой целостности. Несмотря на краткость (протяженность сочинения около двенадцати минут), эта музыка, по словам Виктора Бобровского, «объемна, вместительна и длится ровно столько, сколько нужно». В интерпретации первой части «Атриум-квартет» придерживался пожелания самого Шостаковича: «Исполнять не лихо, а нежно». Прихотливая главная тема звучала чуть отстраненно и мягко, а приглушенное «постукивание» у виолончели овевало ее настороженной таинственностью; намек на сосредоточенную, устремленную деловитость угадывался в побочной партии. Однако все краски в первой части были растушеваны «Атриумом»: ансамбль как будто добивался эффекта взгляда со стороны или восприятия спустя время, когда яркие краски минувших событий становятся пастельными штрихами воспоминаний. Подобным образом прочувствовали музыканты и вторую часть, где на фоне вязкой фигурации постепенно расцветала меланхоличная, неизъяснимо теплая в своей болезненности, по-шостаковически хрупкая скрипичная тема. Неистовое вторжение фугато в третьей части оставило впечатление вырвавшейся на волю жути, и апогеем ее выступило политональное, жесткое аккордовое проведение в кульминации квартета главной партии первой части — сквозной в сочинении. Медленный вальс коды-эпилога с его пластичной, чуть «еврейской» темой возвратил общее настроение этого камерного воспоминания для четырех инструментов.
Третий квартет Чайковского — последнее произведение композитора в этом жанре. Посвященное памяти чешского скрипача Фердинанда Лауба, сочинение это наполнено истинным драматизмом: мысли о неотвратимости судьбы всегда занимали композитора. Несмотря на стремительную воздушность главной темы Allegro scherzando с ее порывистыми скачками, несмотря на динамичность и кажущуюся жизнерадостность финала, внимание неизбежно приковано к третьей части цикла —
Andante funebre e doloroso — трагической, траурной кульминации, предвосхищенной торжественной поступью похоронного шествия из первой части. Все части последнего квартета Чайковского находятся в подчинении у третьей, и музыканты «Атриума», выстраивая форму, превосходно ощущали эту особенность. В третьей части уже слышатся отголоски будущей Шестой симфонии, и «Атриум-квартет» сделал всё возможное, чтобы перевоплотиться почти в «симфонический оркестр»: музыканты демонстрировали искусное тембровое разнообразие.
Квинтет Шуберта воспринимался как катарсис: успокоение, наступившее со смертью. И моцартовская ясность музыки первой части, и поразительная чистота Adagio, и смиренная сарабанда внутри скерцо — всё это органично подытоживало сказанное прежде Шостаковичем и Чайковским. «Атриум» пропевал Шуберта трепетно, нежно; все музыканты (Сергей Малов, скрипка; Антон Ильюнин, скрипка; Дмитрий Питулько, альт; Анна Горелова, виолончель) до предела прониклись певучим шубертовским мелосом, дыша в одном ритме, что особенно ощущалось в кадансах, часто служащих у Шуберта импульсами дальнейшего движения. Партию второй виолончели в Квинтете исполнил лауреат международных конкурсов Дмитрий Ерёмин, и отчетливый бархатный звук его инструмента — весомое подтверждение того, что вторая виолончель не просто добавлена для усиления низкого регистра: это именно «квинтет виолончели», где ей уделено особое внимание.
Вечер в Малом зале филармонии предстал «поэзой жизни и смерти». Три прозвучавших сочинения были выбраны не случайно. Седьмой квартет Шостаковича, посвященный памяти Нины Васильевны Шостакович… Третий квартет Чайковского —
дань памяти Фердинанда Лауба… Квинтет Шуберта в C-dur — тональности «чистого листа», написанный в последние месяцы жизни композитора, — сочинение, вторую часть которого Артур Рубинштейн пожелал услышать на своих похоронах…
Это был концерт-очищение, концерт — прикосновение к вечному.
 

Елена НАЛИВАЕВА

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»