Новости
Согласие на использование cookies

Петербургская филармония откроет 105-й концертный сезон 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, чьё имя с гордостью носит уже 50 лет: эта дата станет ключевой в филармоническом сезоне, ей будет посвящен абонемент и множество отдельных программ. В декабре в филармонических залах пройдут события юбилейного, XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», в апреле-мае — XIX Международного фестиваля «Музыкальная коллекция». На карте гастролей Заслуженного коллектива России появится новая страна — Вьетнам. Серию многовекторных просветительских проектов, приуроченных к датам отечественной истории и культуры, в этом сезоне филармония представляет в регионах России — Выборге, Великом Новгороде, Омске, Гатчине — и в своих залах.
25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, его музыку по традиции исполнит старейший симфонический оркестр страны, сыгравший важную роль в личной и творческой биографии композитора: Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии выступит под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Прозвучит поздний шедевр Шостаковича — Сюита на слова Микеланджело Буонарроти. По приглашению главного дирижера филармонии сольную партию исполнит звезда мировой оперы, баритон Борис Пинхасович. В программу также вошли симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и симфоническая фантазия «Франческа да Римини» Чайковского. В концеррте примет участие Петербургский камерный хор.
Под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева в новом сезоне прозвучат ключевые программы Заслуженного коллектива России, особое место в их ряду в год 50-летия присвоения Филармонии имени Дмитрия Шостаковича займут его сочинения: Четвертая симфония (24 октября), Первая симфония (1 мая) — к 100-летию премьеры, состоявшейся в Большом зале в исполнении этого же оркестра, с которой началась мировая слава композитора.
В предстоящем сезоне на гастрольной карте Заслуженного коллектива России и главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева появится новое направление: в начале ноября они впервые выступят в столице Вьетнама, Ханое, на сцене новейшего культурного центра – оперы Хо Гуом (Ho Guom Opera). В течение сезона также запланированы выступления коллектива и дирижера на заключительном концерте Симфонического форума в Екатеринбурге, в программе Международного фестиваля Мстислава Ростроповича в Москве, на Фестивале, посвященном 80-летию со дня рождения Евгения Колобова, в Московском театре «Новая Опера».
Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала, отмечая роль новой музыки в филармонической афише, подчеркнул, что новые и редко звучащие сочинения входят в ключевые программы — открытия сезонов обоих филармонических оркестров.

Евгений Петровский, заместитель директора Филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала, отмечая роль новой музыки в филармонической афише, подчеркнул, что новые и редко звучащие сочинения входят в ключевые программы — открытия сезонов обоих филармонических оркестров.
Так, 28 сентября Академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса откроет свой новый концертный сезон французско-русской программой из сочинений XX века. Прозвучат симфоническая медитация для оркестра «Забытые приношения» Оливье Мессиана, Концерт соль мажор Мориса Равеля, солист — Николай Луганский, и сюита из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского в редакции 1945 года.
«Мы с оркестром движемся в хорошем направлении. Репертуар должен быть разнообразным, в программу должны быть включены как редкие произведения прошлого, так и те, которые появляются сейчас. Мне кажется, разнообразие всегда интересно и оркестру, и публике, — отмечает Димитрис Ботинис, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии. — Нельзя забывать, что самое главное в нашем деле — создавать такие условия, при которых исполнение музыки становится чудом, событием, заставляющим людей забыть обо всем, возвыситься и уйти с концерта с совершенно другими эмоциями и ощущениями».

Под управлением Димитриса Ботиниса Академический симфонический оркестр в течение сезона исполнит такие масштабные партитуры, как Первая симфония Малера, Седьмая симфония Прокофьева Девятая симфония Шуберта, Вторая симфония Рахманинова и другие сочинения.
В июне 2026 года запланированы гастроли Академического симфонического оркестра в концертном зале «Зарядье»: под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса прозвучат сочинения Рахманинова, солистом выступит Николай Луганский.
«Этот год следует назвать годом Шостаковича: 2 декабря мы отмечаем 50-летие со дня присвоения Филармонии имени композитора», — подчеркнул Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала филармонии. Под знаком этого события прошел и предыдущий сезон (2024/2025), в котором Филармония представила публике абонемент «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича». В новом сезоне эту смысловую линию продолжит абонемент «(Не)Знакомый Шостакович», объединивший как популярные сочинения композитора, так и редко исполняемые в концертных залах.
Музыка Шостаковича будет звучать в течение предстоящего сезона и вне связи с тематическим абонементом. Наряду с упомянутыми выше исполнениями Первой и Четвертой симфоний Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева Евгений Петровский назвал также монографическую программу, которую Заслуженный коллектив России исполнит под управлением Владимира Спивакова: она объединит Девятую симфонию, Сюиту для променадного оркестра и Первый фортепианный концерт, солист — Денис Мацуев.
«В сезоне также прозвучит Симфония № 11 — одна из немногих, чья премьера состоялась силами не Заслуженного коллектива России, а Госоркестра. Именно этот коллектив — Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова — исполнит ее под управлением Александра Лазарева в рамках Международного зимнего фестиваля “Площадь Искусств”».
Евгений Петровский подчеркнул, что в течение двух сезонов, объединенных датой присвоения Филармонии имени Шостаковича, складывается единая линия исполнения симфоний композитора: «В прошлом сезоне мы исполнили Первую, Пятую, Шестую, Седьмую, Восьмую и Десятую симфонии, а в этом — прозвучат Первая, Четвертая, Девятая и Одиннадцатая. Таким образом, на протяжении двух сезонов будет представлена большая часть симфонического цикла Шостаковича».
В числе дат, которые филармония также отмечает в своей афише: 110-летие со дня рождения Георгия Свиридова (цикл из шести концертов, которые пройдут в Большом и Малом залах с 9 по 23 октября); 270-летие со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта. В рамках посвященного дате абонемента «Моцарт +», наряду с исполнением музыки самого композитора, а также его современников, последователей и почитателей, запланирована мировая премьера сочинения лауреата II Международного конкурса пианистов, дирижеров и композиторов имени С.В. Рахманинова Алексея Крашенинникова, которое композитор пишет по заказу Петербургской филармонии. Абонемент «Филармония и Дом музыки» посвящен 20-летию основания Санкт-Петербургского Дома музыки, его кульминацией станет концерт 3 февраля, на котором с Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева выступит художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки, виолончелист Сергей Ролдугин.
Продолжая разговор о новейшей и редко исполняемой музыке XX века в филармонической афише, Евгений Петровский наряду с мировой премьерой сочинения Алексея Крашенинникова назвал также мировую премьеру произведения *≠* (Неравенство) Анатолия Королева, авторский вечер Александра Чайковского, объединенные в абонементе «Классика. Новое» «Учение о гармонии» Джона Кулиджа Адамса, «Аркану» Эдгара Вареза, Альтовый концерт Софии Губайдулиной, а также партитуры Анри Дютийё, Карла Амадеуса Хартмана и Пауля Хиндемита: его кантата «Apparebit repentina dies» для смешанного хора и медных духовых инструментов прозвучит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева в Малом зале филармонии.
Малый зал филармонии открыл свой сезон 21 сентября. «Нас ждет множество концертов-юбилеев, выступлений молодых исполнителей и программ памяти великих музыкантов, — рассказала Ирина Смукул, художественный руководитель Малого зала филармонии. — Зал примет на своей сцене такие яркие события, как Международный фестиваль новой музыки “Звуковые пути”, фестиваль старинной музыки “Барокко в белую ночь”, камерные программы Международного зимнего фестиваля “Площадь Искусств”».
«В нынешнем сезоне филармония представит многовекторные проекты, объединяющие выставки, концерты и лекции. В этом сезоне мы начинаем работать с регионами нашей страны, как близко расположенными по отношению к Петербургу, так и далекими, — рассказала Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. — Ауфтактом к сезону стала выставка в Выборгском музее-заповеднике, посвященная 160-летию со дня рождения Александра Глазунова и Яна Сибелиуса. Помимо выставки проект включил сольный концерт Николая Мажары и лекции наших сотрудников, посвященные обоим композиторам. Хочу подчеркнуть: это не отдельные блоки, это триединый проект. И в таком формате проекты будут идти в течение сезона».
В ноябре в Великом Новгороде совместно с Новгородским музеем-заповедником будет представлен проект к 170-летию со дня рождения Анатолия Лядова. Декабрь ознаменуется проектом «Александр III и Чайковский: царь и композитор», реализуемым филармонией совместно с Музеем-заповедником «Гатчина»; март – участием в амбициозном проекте «Врубель и музыка» в Омске, организатором которого выступает Омский музей изобразительных искусств, носящий имя художника (проект приурочен к 120-летию со дня рождения уроженца Омска Михаила Врубеля). Музыкальная программа двух последних проектов будет реализована силами Молодежного камерного оркестра ЗКР под управлением Ярослава Забояркина.
«В Омск музыканты Заслуженного коллектива России приедут впервые за 80 лет. Предыдущее выступление состоялось здесь в 1943 году, во время эвакуации оркестра в Новосибирск», — подчеркнула Юлия Кантор.
В ряду просветительских проектов, которые в течение сезона пройдут в филармонических залах, — выставка и концерт, посвященные 200-летию событий 14 декабря 1825 года на Сенатской площади и 50-летию фильма «Звезда пленительного счастья», музыку к которому Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии записал под управлением Юрия Темирканова. На май запланировано открытие выставки, посвященной 120-летию начала работы в этом здании (тогда — Зале Дворянского собрания) Государственного совета Российской империи.
«Есть еще одна страница, которую в равной мере можно назвать просветительской, можно музыкальной. Это сотрудничество с Московской консерваторией имени П.И. Чайковского, Соглашение о которой было подписано в прошлом году, оно очень интересно развивается, — рассказала Юлия Кантор. — Огромное событие и для нас, и для московских коллег состоится весной 2026 года — это матер-класс Николая Геннадиевича Алексеева для студентов-аспирантов Московской консерватории. Этого ждем мы, этого с большим уважением и трепетом ждут в Москве. И конечно применительно к сезону это будет пик нашего сотрудничества с Московской консерваторией».
28 сентября в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр откроет свой концертный сезон под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса: он возглавил коллектив в сентябре 2024 года. Солистом в русско-французской программе из сочинений XX века выступит один из лучших пианистов мира Николай Луганский.
Программа объединила сочинения XX века, ставшие знаковыми в биографиях своих создателей. Прозвучат симфоническая медитация для оркестра «Забытые приношения» Оливье Мессиана, Концерт соль мажор Мориса Равеля, сольную партию в котором исполнит Николай Луганский, и сюита из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского в редакции 1945 года.
Личные и творческие судьбы музыкантов, творивших в одно время, переплетены: в музыке Стравинского и Мессиана слышно влияние их старшего современника, Мориса Равеля, а сам Равель – так сложилось – оказался в 1910 году свидетелем премьеры балета «Жар-птица», а с ней – и рождения новой композиторской звезды.
«Мы с оркестром движемся в хорошем направлении. Репертуар должен быть разнообразным, в программу должны быть включены как редкие произведения прошлого, так и те, которые появляются сейчас. Мне кажется, разнообразие всегда интересно и оркестру, и публике, – отмечает Димитрис Ботинис, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии. – Нельзя забывать, что самое главное в нашем деле – создавать такие условия, при которых исполнение музыки становится чудом, событием, которое заставляет людей забыть обо всем, возвыситься и уйти с концерта с совершенно другими эмоциями и ощущениями».
В прошлом сезоне Академический симфонический оркестр под управлением Димитриса Ботиниса по приглашению Николая Луганского и совместно с ним открыл программу 43-го Международного музыкального фестиваля имени С.В. Рахманинова в Тамбове: знаменитый пианист выступает художественным руководителем фестиваля. На июнь 2026 года запланировано совместное выступление оркестра, дирижера и солиста в Московском концертном зале «Зарядье».
В течение прошлого сезона под управлением Димитриса Ботиниса Академический симфонический оркестр представил публике такие масштабные партитуры, как Десятая симфония Шостаковича, Первая симфония Рахманинова, «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса, Четвертая симфония Малера и Скрипичный концерт Берга, Четвертая симфония Прокофьева. Одним из наиболее значимых событий филармонического сезона стал концерт 10 мая, ставший одновременно кульминацией обширной концертно-выставочной программы, подготовленной Петербургской филармонией к 80-летию Победы: в этот вечер Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича была исполнена сводным оркестром, объединившим Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии и Новосибирский академический симфонический оркестр – коллективы, возглавляемые Димитрисом Ботинисом. 22 июня два оркестра вновь объединились под управлением дирижера, чтобы исполнить Седьмую симфонию уже в Новосибирске.
В предстоящем сезоне в совместных планах Академического симфонического оркестра и его художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса – исполнение Первой симфонии Малера и Скрипичного концерта Мендельсона, солист – Гайк Казазян (9 ноября), Седьмой симфонии Прокофьева, музыкальных картин из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, Скрипичного концерта Глазунова, солист – Никита Борисоглебский (24 января), Девятой симфонии Шуберта и фантастических вариаций на тему рыцарского характера «Дон Кихот» Р. Штрауса, солисты – Борис Андрианов и Даниил Меерович (22 февраля), Первого фортепианного концерта Брамса и Виолончельного концерта Элгара, солисты – Илья Папоян и Александр Рамм (10 апреля), Второй симфонии Рахманинова и Альтового концерта Губайдулиной, солист – Илья Тарасенко (22 мая).
В течение сезона с коллективом наряду с художественным руководителем и главным дирижером Димитрисом Ботинисом и дирижером оркестра Владимиром Альтшулером выступят такие ведущие российские и зарубежные дирижеры, как Дмитрий Юровский, Андрей Аниханов, Феликс Коробов, Александр Соловьев, Павел Балефф (Германия/Болгария), Николя Краузе (Франция), Деян Савич (Сербия), Валерий Овсяников, Максим Алексеев, Анатолий Рыбалко, Алексей Ньяга, Пётр Максимов, Ярослав Забояркин, Павел Петренко, Андрей Колясников, Николай Цинман.
20 сентября в Большом зале филармонии состоялся третий Петровский оперный бал. Обращаясь к историческим традициям Санкт-Петербурга, современный проект объединил их с концертной практикой XXI века. Событие стало частью концертной и образовательной программы фестиваля «Чайковский. Перезагрузка». Приветствие участникам, организаторам и гостям Петровского бала направил Президент России Владимир Путин.
«Этот масштабный творческий проект прочно вошёл в число значимых культурных и общественных событий. Продолжая замечательные отечественные традиции благотворительности, меценатства, просветительства, Петровский бал служит развитию музыкального и хореографического искусства, вносит вклад в сбережение богатейшего наследия нашей оперной и балетной школы, знакомит с яркими страницами истории России, – говорится в приветствии Президента России. – Уверен, нынешний Петровский бал пройдет с успехом, будет способствовать продвижению плодотворного межкультурного диалога, укреплению гуманитарных контактов. И конечно, запомнится участникам торжественной, по-настоящему праздничной атмосферой и насыщенной программой».

В программе Петровского бала выступили итальянский тенор Витторио Григоло, сопрано Кристина Кляйн, виолончелист, народный артист России Сергей Ролдугин, скрипач, народный артист России Лев Клычков, артисты Большого театра Мария Шувалова и Игорь Пугачев, Симфонический оркестр «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело, хор «Festino», а также певица Фидан Фрай, Брасс-ансамбль Петербургской филармонии под управлением Алексея Ньяги, в поздней части вечера – группа «Браво». Традиционно в программе бала приняли участие дебютанты — молодые танцоры, для которых выход на сцену стал символом вступления в культурную и светскую жизнь.
«Бал – это возвращение к традициям нашего зала – здания Дворянского собрания, к его истории, которая неразрывно связана с историей нашего города, страны. Традиция балов существовала на протяжении всей жизни зала – с некоторым перерывом. Многие из них запечатлены на полотнах выдающихся живописцев: посмотреть, как это выглядело, можно в Русском музее, в Эрмитаже. Филармония благодарна господину Фраю и фестивалю за то, что эта история к нам возвращается, и, я надеюсь, мы ее будем продолжать без длительных перерывов, вызванных пандемией и другими обстоятельствами. Ждем продолжения в следующем и последующих годах», – отметил Илья Черкасов, директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Художественный руководитель проекта – немецкий культурный менеджер и театральный режиссер Ханс-Йоахим Фрай, советник генерального директора Большого театра России, руководитель фонда «Сириус – Талант и успех». Важная глава профессиональной биографии господина Фрая – президентство Международного Дрезденского оперного бала. Петербургский проект стал прямым преемником дрезденской инициативы, но обрел собственное развитие и формат.
Важной составляющей Петровского бала стала благотворительность: гости события оказали поддержку Фонду «Белый пароход», работающему с одаренными детьми и молодежью, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми из многодетных, неполных и социально незащищенных семей.
Организатором Петровского бала выступил фонд «Мост искусств» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.







18 сентября в Бетховенском фойе Петербургской филармонии прошёл концерт для детей с ограниченными возможностями: звучала «космическая» музыка в исполнении трио Hang Made Project. Ее представили Антон Назарко (ханг), Владимир Шубин (контрабас) – артисты Заслуженного коллектива России – и Йоэль Гонсалес (перкуссия), а главным «ответственным» за волшебство звука и был уникальный инструмент ханг, по звучанию напоминающий арфу, тибетские поющие чаши и стеклянный орган одновременно.
«Центр города, красивое здание, музыка и музыканты в непосредственной близости...» – так звучит один из частых отзывов родителей и детей, которые приходят в Бетховенское фойе на серию концертов-лекций, организованных Петербургской филармонией совместно с Банком ВТБ.
«Всем известно, что музыка оказывает исцеляющее воздействие на человека. Именно поэтому кроме основных концертов Петербургская филармония уже давно поддерживает традицию концертов-лекций для детей с особенностями. Влияние музыки на таких слушателей – это очень тонкая материя. Многим из этих детей доступна только музыка. Поэтому дарить малышам эти такие важные и необходимые для них впечатления – наша ответственность и особенная радость», – говорит Мария Угрюмова, специалист по организации доступной среды и инклюзивным проектам Петербургской филармонии.
Серия концертов для детей с ограниченными возможностями непременно продолжится, следите за нашими соцсетями.

25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония откроет 105-й концертный сезон исполнением музыки композитора, чье имя носит уже полвека. Сюита на слова Микеланджело Буонарроти прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. По приглашению главного дирижера филармонии сольную партию исполнит звезда мировой оперы, баритон Борис Пинхасович. В программу также вошли симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия «Франческа да Римини» Чайковского. Участие в концерте примет Петербургский камерный хор.
50-летие присвоения филармонии имени Дмитрия Шостаковича – одна из важнейших дат, под знаком которой пройдет новый концертный сезон.
Сюита на слова Микеланджело Буонарроти, созданная в последний год жизни Дмитрия Шостаковича, стала своего рода духовным завещанием композитора. В основе цикла — сонеты Микеланджело о мудрости, любви, творчестве, смерти и бессмертии. Композитор признавался, что его поразила «глубина мыслей, простота и гениальность» великого итальянца.
«С огромным трепетом я подхожу к исполнению этого цикла: я знаю его очень давно, но никогда не думал, что представится возможность его исполнить. Для меня Шостакович – композитор номер один. И то, что Николай Геннадиевич именно во мне услышал потенциал исполнить это произведение, делает событие вдвойне ценным, — рассказывает Борис Пинхасович. — Для меня Шостакович — это, прежде всего, строгое мышление в процессе интонирования. Его музыка подобна архитектуре: четкие, строго выверенные мазки без прикрас, “сахара”, ненужных слез и надрывов».
Предыдущий опыт сотрудничества дирижера и солиста относится к 2016 году, когда в Большом зале филармонии под управлением Николая Алексеева прозвучала оратория Гайдна «Сотворение мира».
«Я очень рад нашей очередной встрече с маэстро Николаем Геннадиевичем, — признаётся Борис Пинхасович. — Он — человек, которому я безмерно доверяю и которого очень уважаю. Он на 100% владеет искусством дирижирования, самым трудным среди всех жанров и направлений музыки, и наряду с этим остаётся большим музыкантом. Такая комбинация — редкость в наше время».
9 августа исполнилось 50 лет со дня смерти композитора, 2 декабря исполнится полвека со дня выхода Постановления Совета Министров СССР об увековечении памяти Дмитрия Шостаковича, согласно которому Ленинградской филармонии было присвоено его имя.
В дату смерти композитора филармония почтила его память концертом: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония. Накануне памятного концерта, 8 августа, в фойе Большого зала филармонии открылась выставка «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», посвященная 50-летию присвоения филармонии имени композитора. Выставка продлится до 31 октября.
50-летию присвоения имени композитора посвящен абонемент «(Не)Знакомый Шостакович», который объединит балетные сюиты, антракты из оперы «Катерина Измайлова», музыку к пьесе «Человеческая комедия», сюиту из музыки к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый», музыку к кинофильмам «Гамлет» и «Овод».
Сочинения Дмитрия Шостаковича традиционно занимают важное место афише Петербургской филармонии. Важными ее событиями в новом сезоне станут исполнение Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева Первой симфонии Дмитрия Дмитриевича – к столетию мировой премьеры, осуществленной этим же оркестром (1 мая). 24 октября Заслуженный коллектив России и главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев исполнят Четвертую симфонию Шостаковича: в 1936 году именно этот оркестр готовил партитуру к премьере, которая должна была состояться в Большом зале, но оказалась отменена в последний момент. Впервые симфония прозвучала лишь спустя четверть века.
Малый зал Петербургской филармонии готовится к открытию сезона. 12 сентября — один из дней, посвященных генеральной уборке: в уникальном концертном пространстве, где выступали крупнейшие музыканты второй половины XX века, моют исторические люстры.
«Люстры у нас уникальные, второй половины XIX века. Они изготовлены из золоченой бронзы, декорированы растительным орнаментом. Сами по себе они – произведение искусства», — рассказывает Ирина Смукул, художественный руководитель Малого зала Петербургской филармонии.
В отличие от Большого зала филармонии, где технически возможно опустить люстры на уровень пола, в Малом зале во время уборки они остаются на привычном месте, для доступа к ним возводятся специальные конструкции. Центральная люстра оборудована семьюдесятью светоточками, две другие — шестьюдесятью каждая.
Специалисты по клинингу культурных объектов, обслуживающие оба филармонических зала, сначала обеспыливают поверхность люстр, затем при помощи специальных, «мягких» средств моют плафоны, лампочки и золоченую бронзу: два яруса изогнутых рожков, украшенных волютообразными завитками и листьями аканта, чеканные розетки, декорированные растительным орнаментом и пальмовыми листьями.

«История этого здания, построенного по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, восходит к середине XVIII века. Оно неоднократно меняло свой облик: например, в 1829-1830-х годах фасад был перестроен в стиле позднего классицизма Полем Жако, который несколькими годами позже спроектировал здание Дворянского собрания, ныне — Большой зал филармонии. Во второй половине XIX столетия здесь произошел большой пожар, после которого зал был восстановлен, и, судя по всему, именно тогда и появились эти люстры. В тот период здесь располагались банк, магазины, Купеческое собрание. Во время войны, 6 ноября 1941 года, в здание попала бомба, но это разрушение не коснулось собственно зала. В 1949 году, после масштабной реставрации, здесь открылся Малый зал Ленинградской филармонии. Кажется справедливым утверждение, что люстры — пожалуй, единственный исторический элемент, присутствующий в этом пространстве», — отмечает Ирина Смукул.
Узнаваемая люстра видна на фотографии 1913 года, хранящейся в Центральном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга: в кадре — операционный зал Петербургского учетного и ссудного банка. Обращает на себя внимание вертикальное положение плафонов: сегодня они ориентированы иначе. Известно, что в течение более чем полуторавековой истории люстры подвергались реставрации, именно с ней связывают это изменение.
В фондах Музыкальной библиотеки филармонии хранятся фотографии реставрационных работ, проходивших в здании в послевоенные годы, на них видны и люстры — с лампочками и без. На фото в стене здания, выходящей на Невский проспект, заметны также оконные проемы, которые в наше время отсутствуют.

«Малый зал пережил значительную реконструкцию в 1967 году, когда возникло метро. Именно тогда исчез вход, прежде расположенный со стороны канала Грибоедова, тогда же были заложены окна в стене, выходящей на Невский проспект, и, должна сказать, это еще больше улучшило и без того прекрасную акустику», – рассказывает Ирина Смукул.
Начиная со второй трети XIX века в этом здании, в салоне госпожи Энгельгардт, выступали крупнейшие исполнители своего времени, в их числе — Ференц Лист и супруга Роберта Шумана, блестящая пианистка Клара Вик; здесь бывали Василий Жуковский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Антон Рубинштейн, Полина Виардо. Блестящие маскарады в доме Энгельгардта были столь популярны, что их посещали даже члены императорской семьи, а Михаил Лермонтов поместил в интерьеры особняка действие драмы «Маскарад».
В XX веке, с открытием Малого зала филармонии, традиция «звездных» выступлений продолжилась.
«Неоднократно в нашем зале бывал Дмитрий Шостакович — композитор, чье имя Петербургская филармония носит уже полвека. Дмитрий Дмитриевич и выступал на этой сцене, и слушал концерты, присутствовал на множестве премьер своих сочинений. В зале даже есть “его” места: пятый ряд, места девять и десять. Когда мы делаем программы из его произведений, всегда на пятый ряд, десятое место кладем цветы. 25 сентября, в день рождения композитора, эта традиция продолжится, вечером здесь будет звучать его музыка».

Малый зал помнит концерты таких выдающихся музыкантов, как Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Эмиль Гилельс, Гленн Гульд, Владимир Ашкенази, Станислав и Генрих Нейгаузы, Мстислав Ростропович.
«Многие великие не просто выступали, но и дебютировали на этой сцене. Например, здесь состоялся концертный дебют Елены Образцовой, Евгения Нестеренко. Первый сольный концерт в своей карьере в этом зале дал Дмитрий Хворостовский, — вспоминает Ирина Смукул. — Сначала он приехал к нам в числе лауреатов Конкурса имени Глинки — их привезла Ирина Архипова, которая, кстати, также очень много у нас выступала. Дмитрий очень нам понравился, и мы предложили ему сольный концерт. Он был тогда совсем молодым певцом и очень удивился, не мог в наше предложение поверить. С тех пор он очень много выступал у нас».
25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, по традиции откроется новый, 105-й концертный сезон старейшей филармонии страны. В Большом зале Заслуженный коллектив России, чья история неотделима от творческой биографии композитора, исполнит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева Сюиту на слова Микеланджело Буонарроти, солист — Борис Пинхасович. Прозвучат также сочинения Петра Чайковского и Бориса Тищенко.

8 сентября, в 84-ю годовщину начала блокады Ленинграда, Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича представила программу памяти, посвящённую музыке, созданной в осаждённом городе. В фойе Большого зала известный петербургский пианист, артист Академического симфонического оркестра Филармонии Николай Мажара исполнил уникальную программу «Ленинградский блокнот», объединившую сочинения ленинградских композиторов: Валериана Богданова-Березовского, Юлия Кремлёва, Бориса Гольца, Ореста Евлахова, Юрия Кочурова и Александра Каменского. Программа возникла в процессе изучения нотного материала, хранящегося в Музыкальной библиотеке филармонии. С комментариями к ней выступила заместитель директора Филармонии Юлия Кантор. Перед концертом представители Филармонии возложили цветы к расположенной на фасаде Большого зала мемориальной доске, посвященной блокадной премьере Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.
«Каждый год в этот день мы склоняем головы, помня о тех, кто приблизил победу — иногда ценой своей жизни. На протяжении всей Великой Отечественной войны в филармонии звучала музыка, которая помогала выжить и победить», — отметила Юлия Кантор.

«На концерте прозвучали произведения композиторов, которые остались в блокадном городе, работали здесь, испытали на себе все ужасы войны», – подчеркнул Николай Мажара. Все они являются выпускниками Ленинградской консерватории. Среди них Валериан Михайлович Богданов-Березовский – не только композитор, но и один из ведущих музыкальных критиков Ленинграда, автор более 250 книг и статей о русской и советской музыке, оперном и балетном театре. Николай Мажара исполнил три пьесы из его цикла «Русские пейзажи» – «Волжская даль», «Степные просторы» и «Туманы над рекой».
Также в программе – сочинения Юлия Анатольевича Кремлёва, композитора и пианиста, чьи выступления по радио в годы войны поддерживали жителей осаждённого города. «В этих пьесах чувствуется особая опоэтизированная атмосфера: лёгкость первых вальсов постепенно сменяется мрачными и затаёнными интонациями; становится очевидно, что речь идёт о зимних сумерках блокадного Ленинграда», – отметил Николай Мажара о цикле «Вальсы зимних сумерек».
В блокадном Ленинграде жил и работал композитор Борис Григорьевич Гольц. Его фортепианный цикл «24 прелюдии» частично прозвучал на концерте. «Это сочинение было создано ещё до войны, но фигура Гольца для нас принципиально важна, – подчеркнул Николай Мажара. – Его творчество высоко ценили современники, среди них Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В годы блокады Гольц писал главным образом массовые песни, призванные поддерживать боевой дух жителей, однако к фортепианной музыке уже не возвращался. Сам он погиб во время голодной зимы».
Центральное место в программе занял цикл Ореста Александровича Евлахова «Ленинградский блокнот», давший название всему концерту. Это важнейшее сочинение вечера: в четырёх циклах – «Город», «Весна», «Рассказ» и «Марш» показана судьба Ленинграда, дано звуковое описание города, а в последней части раскрывается надежда и чувство приближающейся победы.
Прозвучало также Интермеццо Юрия Владимировича Кочурова, посвящённое пианисту А.Д. Каменскому, который во время войны дал более 500 концертов в осаждённом городе – не только в залах филармонии, но и на заводах, в госпиталях и других местах, где музыка давала людям силы. Юлия Кантор рассказала: «История фортепианной музыки в блокадном Ленинграде известна гораздо меньше, чем оркестровой. Единственным пианистом-солистом, оставшимся в городе, был Александр Каменский. Он поставил перед собой цель — знакомить ленинградцев с фортепианной музыкой своих земляков-современников».
Завершила вечер Сюита-фантазия Александра Даниловича Каменского на темы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». «Эта музыка насыщена яркими образами – зловещими фигурами врагов и светлым финалом с колокольным звоном, – поясняет Мажара. – Она рисует то ощущение, которое так нужно было страдающему городу: ужас нападения, ожидание и вера в неизбежную победу».
Новый концертный сезон Петербургской филармонии откроется 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучат Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти Дмитрия Шостаковича (солист – баритон Борис Пинхасович), а также симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Петра Чайковского.






Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича скорбит в связи с уходом из жизни Родиона Константиновича Щедрина – одного из крупнейших композиторов нашего времени, чья личная и творческая биография была тесно связана с Филармонией и ее многолетним художественным руководителем, выдающимся дирижером Юрием Темиркановым.
Музыка двадцатитрехлетнего Родиона Щедрина – фрагменты из балета «Конек-Горбунок» – впервые прозвучала в Большом зале в 1956 году. Спустя три года композитор вышел на эту сцену сам: солировал в своем Первом фортепианном концерте.
В историю исполнений музыки Щедрина в Ленинградской филармонии вписано множество славных имен: его сочинениями здесь дирижировали такие большие музыканты, как Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Кирилл Кондрашин, Арвид Янсонс, Александр Дмитриев, Марис Янсонс, Неэме Ярви, Саулюс Сондецкис и многие другие.
Огромную главу биографии композитора составила его совместная работа с Юрием Темиркановым. В 1969 году дирижер, возглавлявший тогда Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, впервые обратился к музыке Щедрина – исполнил Концерт для оркестра «Озорные частушки». Артистическая близость, личная симпатия вылились в сотрудничество длиной в полвека, подарившее публике множество ярких творческих событий.


В 1970-е в Филармонии Юрий Темирканов дирижирует четырьмя авторскими концертами Щедрина, ленинградскими премьерами его сочинений. Позже осуществляет первое исполнение оперы «Мертвые души» – сначала в Большом, затем в Кировском театре, который тогда возглавляет. В 1990-е, вернувшись в филармонию в статусе художественного руководителя и главного дирижера Заслуженного коллектива России, проводит несколько юбилейных концертов композитора. На одном из них, в 1997 году, Родион Щедрин в последний раз выходит на эту сцену в роли солиста – вновь исполняет тот самый Первый фортепианный концерт, с которого 41 год назад началась история его выступлений в этом зале.
В последний раз филармоническая публика рукоплещет композитору в 2017-м, на концерте к его 85-летию, которым – по отделению – дирижируют Юрий Темирканов и Николай Алексеев. В тот вечер Родион Щедрин в последний раз поднимается на эту сцену – одну из важнейших для него. Десятью годами ранее в филармонической «Золотой книге» он пишет: «Воистину счастлив быть в этом святом для каждого музыканта зале-легенде».
Юрий Темирканов и Родион Щедрин, отмечавшие дни рождения в декабре, с разницей в шесть дней, на протяжении многих лет неизменно поздравляли друг друга. Обмен письмами прервался в 2023 году со смертью Юрия Хатуевича.
В декабре того года Филармония по традиции проводила фестиваль «Площадь Искусств», который должен был стать поздравлением с юбилеем дирижера, а оказался посвящен его памяти. Последней пьесой заключительной фестивальной программы – гала-концерта, превратившегося в вечер воспоминаний – стало «Танго Альбениса» Щедрина, прозвучавшее прощальным, полным тепла и нежности словом ушедшему другу.
В предстоящем концертном сезоне Филармония обязательно произнесет музыкальное, полное благодарности слово вслед ушедшему большому композитору: в Большом зале обязательно состоится концерт, посвященный памяти Родиона Щедрина.
Коллектив Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича






27 и 28 августа Заслуженный коллектив России выступил в Музыкальном театре Нальчика. Концерты прошли в рамках «Темиркановских вечеров» – одного из крупнейших музыкальных событий Кабардино-Балкарской Республики, посвященного памяти ее всемирно известного уроженца, выдающегося дирижера Юрия Темирканова, 35 лет возглавлявшего Заслуженный коллектив России.
28 августа Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева исполнил Симфонию № 1 «Классическую» и Сюиту «1941 год» Сергея Прокофьева, а также сочинения Петра Чайковского: Фантазию для оркестра «Франческа да Римини» и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, солировал Дмитрий Хрычев.
«Сергей Сергеевич Прокофьев свое сочинение “1941 год” написал в Нальчике, когда был здесь в эвакуации. Тогда же, по заказу комитета по культуре, которым руководил отец Юрия Хатуевича Темирканова, он написал и Квартет на кабардино-балкарские темы. Как ни странно, в нашем исполнении сюита “1941 год” в Нальчике прозвучала впервые. Это сочинение создано в самом начале войны, заканчивается оно не апофеозом победы, а надеждой на лучшее будущее», – рассказал Николай Алексеев, главный дирижер Петербургской филармонии.
27 августа под управлением Алексея Ньяги и главного дирижера Музыкального театра Кабардино-Балкарской Республики Азамата Лакунова в исполнении Заслуженного коллектива России прозвучала программа, объединившая сочинения Бриттена, Римского-Корсакова, Сен-Санса, Элгара, Стравинского и симфонические миниатюры современных композиторов.
Прославленный петербургский оркестр выступил в Нальчике третий год подряд, концерты прошли при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики.
Фестиваль «Темиркановские вечера» открылся 25 августа, наряду с симфоническими концертами его программа включила показы документальных фильмов о Юрии Темирканове и записей выступлений знаменитого дирижера, а также фотовыставки перед зданием и в фойе Музыкального театра, посвященные творческому пути Маэстро.
Ближайшее выступление Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева на родной сцене состоится 25 сентября: в день рождения Дмитрия Шостаковича филармония откроет сезон исполнением музыки композитора, чье имя с гордостью носит. Прозвучит «Сюита на слова Микеланджело Буонарроти», сольную партию исполнит Борис Пинхасович. В программу также вошли сочинения Петра Чайковского и Бориса Тищенко – ученика Дмитрия Шостаковича и продолжателя его традиций: оба они посвящены образу Франчески да Римини, оставшемуся в веках благодаря Данте Алигьери.

27 августа в Главном корпусе Выборгского замка открылась выставка «В Выборг концертировать…», организованная Выборгским объединенным музеем-заповедником и Петербургской филармонией в рамках совместного выставочно-просветительского проекта к 160-летию со дня рождения двух выдающихся композиторов – Александра Константиновича Глазунова и Яна Сибелиуса.
«Сотрудничество с библиотеками и музеями в разных регионах нашей страны для Петербургской филармонии – логичное продолжение ее музыкальной и историко-просветительской миссии. Старейшая концертная организация страны, в состав которой входит старейший в стране симфонический коллектив, бывший Придворный оркестр, созданный в эпоху Александра III, в силу исторических причин обладает богатейшим нотным и книжным собранием, хранящимся в филармонической Музыкальной библиотеке. Основу выставки в значительной степени составили материалы Выборгского музея-заповедника, отчасти – Музея музыкального и театрального искусства, и в значительной мере на ней представлены уникальнейшие экспонаты из фондов нашей Музыкальной библиотеки, – рассказала на открытии выставки Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. – Для нас важно, что этот проект не только выставочный, но и музыкально-лекционный: в его рамках пройдет сольный концерт нашего блестящего пианиста, профессора Петербургской консерватории Николая Мажары и интереснейшие авторские лекции с интерпретациями фактов и событий нашей общей истории сотрудников филармонии, кандидатов искусствоведения: доцента Петербургской консерватории, сотрудника Музыкальной библиотеки Михаила Алейникова и руководителя отдела по связям с общественностью Марины Монаховой».
«Эта выставка – не только яркое культурное событие, но и шаг в укреплении связей между учреждениями, музеями и городами, – отметила Анастасия Шульженко, заместитель директора Выборгского объединенного музея-заповедника по культурно-просветительской работе. – Благодарю всех за кропотливую, продуманную, сложную работу, благодарю за идею, за возможность прикоснуться к истории музыки через предметы, а также проследить живую связь в лицах между Петербургом и Выборгом».
«Выбирая программу для концерта, я решил остановиться на небольших, но очень ярких сочинениях этих композиторов, все они для меня новые, и вообще – Сибелиус и Глазунов – не те композиторы, которых много играют пианисты, хотя, как выяснилось при изучении, фортепианной музыки у них достаточно много, – рассказывает пианист Николай Мажара. – Из обширного фортепианного творчества Сибелиуса я выбрал то, что его характеризует, как мне кажется, ярче всего. Во-первых, цикл пьес, который называется “Деревья” – пять “портретов” северных растений, пожалуй уникальный в истории музыки случай подобного живописания природы. Другой цикл – “Кюлликки” – три разнохарактерные пьесы, посвященные истории любви – финской легенде с не самым веселым концом. И, поскольку мне показалось, что в программу нужно взять пьесу наиболее популярную, которую знают все, я выбрал для концерта авторское переложение для фортепиано знаменитого Грустного вальса Сибелиуса. В случае с Глазуновым у меня была “в запасе” его большая фортепианная соната, но я решил, что это не совсем то, что подходит для этого концерта, поэтому выбрал новую для себя музыку: цикл миниатюр – Пастораль, Полька и Вальс – очень яркие жанровые пьесы в русской традиции, напоминающие сочинения Глинки и Лядова. В качестве хорошо знакомой слушателю музыки я выбрал авторские переложения пьес из балета “Раймонда”».
На выставке представлены нотные издания произведений Глазунова и Сибелиуса, афиши, программы концертов, открытки, приглашения на музыкальные вечера, фотографии, музыкальные инструменты из собрания Выборгского музея-заповедника и Санкт-Петербургской академической филармонии.
В числе особо ценных экспонатов – фотопортрет Александра Глазунова (1920-х годов) с текстовым и нотным автографом композитора, бюст Яна Сибелиуса работы скульптора Мауно Ойттинена (1929), подаренный советским музыкантам Обществом дружбы «СССР-Финляндия» во время первых зарубежных гастролей Заслуженного коллектива Республики в 1946 году, памятная медаль, отчеканенная к 50-летию Сибелиуса. Кроме того, на выставке использованы копии фотографий из мемориальной коллекции Александра Глазунова в собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а также предметы из частных коллекций.
Рассказ о двух композиторах-юбилярах дополняют экспонаты, связанные с близким окружением Александра Глазунова и Яна Сибелиуса – Николаем Римским-Корсаковым, Робертом Каянусос, Александром Зилоти, Цецилией Ганзен, а также предметы из коллекции пианиста Николая Буренина – близкого родственника Глазунова.
Одногодки, встречавшиеся лично и состоявшие в переписке, Александр Глазунов и Ян Сибелиус были друзьями и коллегами, связанными чувством глубокого духовного родства.
Важное место в судьбах двух композиторов занимают Выборг и Выборгская губерния. Для Глазунова летние месяцы, проведенные под Выборгом в 1881–1882 годах, стали временем первых заметных творческих свершений. Здесь он завершал работу над своей Первой симфонией, обдумывал план симфонической картины «Лес», сочинял романсы. Музыку Глазунова особенно любили и часто исполняли в Великом княжестве Финляндском. Сибелиус на протяжении всей жизни поддерживал связь с выборгскими музыкантами, писал музыку для выборгских хоров, давал концерты в зале Центральной народной школы. Три картины «Карельской сюиты» Сибелиуса посвящены событиям выборгской истории.
Многолетняя дружба связывала Глазунова с дирижером и пропагандистом финской музыки Робертом Каянусом, познакомившим двух композиторов. В феврале 1906 года в Национальном театре в Гельсингфорсе Каянусом был организован концерт, на котором звучали в одной программе произведения Глазунова и Сибелиуса. А в декабре того же года Сибелиус встречался с Глазуновым в Санкт-Петербурге на премьере своей симфонической фантазии «Дева Севера», исполненной оркестром Мариинского театра.
Выставка «В Выборг концертировать…» будет открыта до 30 ноября 2025 года.




+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»