Новости
Согласие на использование cookies

В год 50-летия присвоения Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича и в преддверии 120-летия со дня его рождения стартует совместный проект филармонии и Радио России — цикл передач «Время Шостаковича». Каждый выпуск познакомит слушателей с малоизвестными страницами биографии композитора и историей его сочинений.
Проект рассчитан на год и объединит двенадцать ежемесячных выпусков, которые будут публиковаться вплоть до сентября 2026 года. Каждая передача станет новой главой большого рассказа о жизни и музыке Дмитрия Шостаковича — о человеке, чья судьба неразрывно связана с историей Петербургской филармонии.
Первый эфир состоится 23 октября. Евгений Петровский, заместитель директора Петербургской филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала, расскажет о значении Дмитрия Дмитриевича Шостаковича для истории Филармонии и о Четвертой симфонии композитора, созданной в один из самых тяжелых периодов его жизни.
«Этот год с полным правом можно назвать годом Шостаковича: 9 августа исполнилось 50 лет со дня его смерти, 2 декабря мы отмечаем полувековой юбилей присвоения Филармонии его имени, а завершится наш цикл радиопередач 24 сентября 2026 года, накануне 120-летия со дня рождения композитора, – подчеркнул Евгений Петровский. – Имя Шостаковича — это часть музыкального кода Филармонии. Музыка великого композитора уже без малого столетие постоянно звучит в наших стенах в исполнении лучших оркестров, солистов и дирижеров, и мы убеждены, что нигде в мире она не звучит так, как в Ленинградской - Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича».
Далее эстафету примут другие сотрудники филармонии — историки и музыковеды. Речь будет идти о дружбе и сотрудничестве Шостаковича и Мравинского, о музыке Дмитрия Дмитриевича для театра, кино, о фортепианных сочинениях, о процессе работы над партитурой Седьмой «Ленинградской» симфонии. Отдельные выпуски будут посвящены знаковым премьерам, состоявшимся в залах филармонии. Также радиослушатели узнают, какие артефакты, связанные с Шостаковичем, хранятся в Музыкальной библиотеке филармонии.
«С Петербургской филармонией Радио России сотрудничает давно и плодотворно, регулярно освещая важнейшие музыкальные и просветительские проекты филармонии – рассказывает Наталия Савощик, редактор Радио России. – Я уверена, что цикл передач "Время Шостаковича" даст возможность многочисленной аудитории наших радиослушателей прикоснуться к живой ткани жизни и творчества этого великого композитора, композитора-эпохи, погрузиться в неповторимое разнообразие и величие его музыки и стать постоянными слушателями абонемента "(Не)Знакомый Шостакович"».
Музыка Дмитрия Шостаковича постоянно звучит в филармонических залах. В течение всего года проходят концерты абонемента «(Не)Знакомый Шостакович», который объединяет балетные сюиты, антракты из оперы «Катерина Измайлова», музыку к пьесе «Человеческая комедия», сюиту из музыки к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый», музыку к кинофильмам «Гамлет» и «Овод». По многолетней традиции музыка Шостаковича открыла нынешний филармонический сезон: 25 сентября, в день рождения композитора, Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева исполнил Сюиту на слова Микеланджело Буонарроти. Знаковым событием сезона станет исполнение Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева Первой симфонии Шостаковича – к столетию мировой премьеры, осуществленной этим же оркестром (1 мая). На 25 апреля запланирована монографическая программа, которую Заслуженный коллектив России исполнит под управлением Владимира Спивакова: она объединит Девятую симфонию, Сюиту для променадного оркестра и Первый фортепианный концерт. Солист — Денис Мацуев.
В год 50-летия присвоения Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича ее главный абонемент откроется 24 октября исполнением грандиозной Четвертой симфонии композитора. Сочинение прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Мировая премьера симфонии, которую в 1936 году должен был осуществить старейший симфонический оркестр нашей страны, оказалась перенесённой на четверть века — и в силу отнюдь не творческих обстоятельств.
Четвертая симфония стала для молодого Дмитрия Шостаковича творческим вызовом. Впервые после «идеологических» Второй («Октябрю») и Третьей «Первомайской» симфонии, завершающихся хором, он обратился к чисто инструментальному, концептуально насыщенному циклу, одним из источников вдохновения для которого стали симфонии Густава Малера.
На время работы над симфонией пришлось событие, ставшее для композитора страшным ударом и повлиявшее на траекторию его творческого развития: в январе 1936 года в газете «Правда» была опубликована печально известная статья «Сумбур вместо музыки», посвященная опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», а точнее — критике его стиля как «не соответствующего ожиданиям советского народа».
Что бы ни пережил Шостакович после выхода статьи, он завершил Четвертую симфонию. Была назначена дата премьеры: 30 декабря 1936 года партитура должна была прозвучать в исполнении оркестра Ленинградской филармонии под управлением Фрица Штидри, но в процессе репетиций симфония была с премьеры снята.
«Дело в том, что в музыкальных и, главным образом, в околомузыкальных кругах распространились слухи о том, что Шостакович, не вняв критике, написал дьявольски сложную симфонию, напичканную формализмом. И вот в один прекрасный день на репетицию явились секретарь Союза композиторов В.Е. Иохельсон и еще одно начальственное лицо из Смольного, Яков Смирнов, после чего директор филармонии И.М. Рензин <...> попросил Дмитрия Дмитриевича пожаловать в директорский кабинет», — писал Исаак Гликман, близкий друг Шостаковича, чья книга является одним из самых надежных источников для исследователей творчества композитора. Причиной отмены в итоге стала «настоятельная рекомендация И.М. Рензина, не пожелавшего использовать административные меры и упросившего автора самому отказаться от исполнения симфонии».
Премьера, отложенная на 25 лет, состоялась по инициативе Кирилла Кондрашина 30 декабря 1961 года в Москве.
2 декабря 2025 года исполнится 50 лет с момента присвоения Ленинградской – Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича. Под знаком этой даты прошел и предыдущий сезон, в котором Филармония представила публике абонемент «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича». В новом сезоне эту смысловую линию продолжит абонемент «(Не)Знакомый Шостакович», который объединит балетные сюиты, антракты из оперы «Катерина Измайлова», музыку к пьесе «Человеческая комедия», сюиту из музыки к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый», музыку к кинофильмам «Гамлет» и «Овод». Он откроется концертом Академического симфонического оркестра 26 октября.
Музыка Шостаковича звучит в филармонических залах и вне связи с тематическим абонементом. Важным событием станет исполнение Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева Первой симфонии Шостаковича — к столетию мировой премьеры, осуществленной этим же оркестром (1 мая). Также на 25 апреля заявлена монографическая программа, которую Заслуженный коллектив России исполнит под управлением Владимира Спивакова: она объединит Девятую симфонию, Сюиту для променадного оркестра и Первый фортепианный концерт, солист — Денис Мацуев.
Музыка Шостаковича станет важной частью афиши XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который пройдет в Петербурге в декабре.

Заслуженный коллектив России под управлением музыкального руководителя Михайловского театра Александра Соловьева 16 октября исполнит в Большом зале программу, которая станет кульминацией цикла концертов к 110-летию Георгия Свиридова. В исполнении оркестра, Хора Михайловского театра и тенора Сергея Кузьмина прозвучит «Поэма памяти Сергея Есенина» — одно из самых значительных произведений композитора. В программе также Третий фортепианный концерт Рахманинова, солист — победитель «Классического Евровидения» Иван Бессонов.
«Музыка Георгия Васильевича Свиридова, величайшего композитора России, с годами становится всё более значимой, даже насущной. Мне представляется особенно важным, чтобы "Поэма памяти Сергея Есенина", созданная им в 1956 году, была исполнена не в “музейном”, “застывшем” варианте, а прозвучала бы современно, заставила услышать себя по-новому, — говорит Александр Соловьев. — Эта музыка о Поэте и его Родине в переломный момент истории, своеобразные русские “Страсти”. Роль Поэта в поэме в какой-то мере приближается к роли Евангелиста в Пассионах Баха, а слушатель становится свидетелем крестного пути, буквально Жития своей страны».
Цикл концертов к 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова открылся 9 октября первым исполнением в Большом зале филармонии Симфонии – его раннего сочинения, мировая премьера которого состоялась только в 2015 году. С 9 по 23 октября ключевые сочинения Свиридова, неоднократно выступавшего на филармонических сценах, звучат в исполнении ведущих петербургских коллективов.
Цикл продолжится исполнением музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Андрея Аниханова 21 октября. Также прозвучат фрагменты из опер Петра Чайковского и Сергея Рахманинова, солистка – сопрано Динара Алиева.
Финальным станет концерт 23 октября в Малом зале. В программе — камерные сочинения: фортепианная Соната, посвященная художественному руководителю филармонии Ивану Соллертинскому, Песни на слова Роберта Бёрнса и другие произведения. На сцене – бас Владимир Байков, скрипачка Маргарита Гинц, виолончелист Андрей Иванов и пианист Иван Александров.
Ближайшее выступление Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева в Большом зале филармонии состоится 24 октября: прозвучит Четвёртая симфония Дмитрия Шостаковича.
Знаменитый венгерский скрипач Кристоф Барати выступил в Большом зале Петербургской филармонии с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского 11 октября. Прозвучали Концерт для скрипки с оркестром Бетховена и Четвертая «Романтическая» симфония Антона Брукнера.
«Для меня очень важен контакт между солистом и слушателями. Во время выступления я стремлюсь донести свое понимание музыки до каждого, кто пришел на концерт. Идеально, если слушатель может просто расслабиться, облокотиться на кресло и почувствовать то же, что чувствую я. Музыка, инструмент, акустика зала — всё это средства общения между исполнителем и публикой, — рассказал Кристоф Барати. — Концерт Бетховена выделяется среди других подобных сочинений тем, что здесь солист не главенствует над оркестром: их роли равны; партия скрипки лишь развивает и оттеняет основной музыкальный материал».
Концерт для скрипки Людвига ван Бетховена — единственный завершенный скрипичный концерт композитора. Первое исполнение (1806 год) не принесло успеха, и произведение было забыто на несколько десятилетий, пока в 1844 году его с оркестром под управлением Феликса Мендельсона не исполнил 12-летний Йозеф Иоахим. Сегодня этот концерт считается одним из величайших произведений для скрипки и регулярно исполняется.
Предыдущее выступление Кристофа Барати в мае 2025 года стало важным событием филармонического сезона, «редкой возможностью услышать скрипача международного класса, который к тому же играет на скрипке Страдивари», отмечал тогда Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности. 30 мая Кристоф Барати выступил в Большом зале с Заслуженным коллективом России под управлением Максима Алексеева: прозвучал Концерт для скрипки с оркестром Брамса.
Победитель международных конкурсов и обладатель престижных наград, Кристоф Барати сотрудничает с крупнейшими оркестрами и дирижерами мира. В 2016 году дебютировав в Вербье, на одном из ключевых мировых фестивалей, Кристоф Барати выступает в его программе ежегодно. Он играет на скрипке Страдивари "Lady Harmsworth" 1703 года.
ГАСО Республики Татарстан, основанный в 1966 году, открыл новую страницу истории в 2010 году с приходом Александра Сладковского. В его биографии — выступления на знаменитых европейских концертных площадках (в их числе — венский Музикферайн) и в программах престижных европейских фестивалей, сотрудничество с ведущими солистами и дирижерами.







9 октября старейший симфонический оркестр страны, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, впервые за свою 143-летнюю историю выступил в Екатеринбурге. Коллектив осуществил почетную миссию: под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева завершил программу VIII Симфонического форума России — события, уже 15 лет собирающего в Екатеринбурге симфонические оркестры из разных регионов страны. Выступление Заслуженного коллектива России и главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева, которое стало кульминацией музыкальной программы Форума, а по мнению отдельных слушателей, лучшим концертом сезона, прошло в Большом зале Свердловской филармонии при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».
В исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева прозвучали Симфонические танцы Сергея Рахманинова, симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия для оркестра по Данте «Франческа да Римини» Петра Чайковского.

«9 октября завершился VIII Симфонический форум России, и завершился он не просто финальной точкой, но огромным восклицательным знаком. Форум закрывал Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии — старейший симфонический коллектив страны, входящий в элиту мирового исполнительского искусства, — рассказывает Рустем Хасанов, заместитель директора Свердловской филармонии по творческой деятельности. — Что творилось в этот вечер в Большом зале, где коллектив выступал впервые за всю историю существования Свердловской филармонии! Музыка Рахманинова, Тищенко, Чайковского, прекрасные бисы: Римский-Корсаков, Хачатурян. Выкрики из зала: “Экстра!”, “Супер!”, “Великий оркестр!”, овации, возгласы “Браво!”. Зал просто неиствовал! Это было действительно торжество музыки, торжество гармонии, когда испытываешь чувство сопричастности к великому искусству музыки. Заслуженный коллектив России — наше национальное достояние!»
Концерт Заслуженного коллектива России и главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева транслировался в социальных сетях онлайн.
В рамках VIII Симфонического форума России, открывшегося 3 октября, прозвучали семь программ, составленных с учетом традиций, сложившихся за 15 лет проведения события. Каждый оркестр формировал программу самостоятельно, чтобы представить свой уникальный исполнительский стиль; коллективы выступали под руководством главных дирижёров; программы исполнялись без привлечения солистов, что позволило слушателям сосредоточиться на звучании оркестра.
В числе участников Симфонического форума России наряду с Заслуженным коллективом России и главным дирижером Петербургской филармонии, народным артистом России Николаем Алексеевым: Уральский академический филармонический оркестр, художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Дмитрий Лисс, Академический симфонический оркестр Саратовской областной филармонии, главный дирижер — народный артист России Александр Рудин, Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии, художественный руководитель и главный дирижёр — Денис Власенко, Воронежский академический симфонический оркестр, художественный руководитель и главный дирижер — Владимир Вербицкий, Ростовский академический симфонический оркестр, художественный руководитель и главный дирижер — Антон Шабуров, Симфонический оркестр Петрозаводской консерватории, художественный руководитель и главный дирижер — Алексей Кубышкин.
В рамках Форума прошла не только концертная, но и деловая программа, объединяющая свыше 60 представителей профессионального сообщества из разных регионов России, участвующих в обсуждении актуальных вопросов симфонической индустрии: финансирования, репертуарной политики, образовательных проектов и межрегионального сотрудничества.
Форум, организуемый Свердловской государственной филармонией, проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Губернатора Свердловской области и Союза концертных организаций России.











Впервые в Большом зале Петербургской филармонии прозвучала Симфония для большого оркестра Георгия Свиридова — сочинение, долгие годы считавшееся утраченным. 9 октября ее исполнил Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Титова. В этот вечер также прозвучал Второй фортепианный концерт Рахманинова, солировал Олег Вайнштейн.
Программа открыла цикл концертов Петербургской филармонии, посвященный 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова. С 9 по 23 октября ключевые сочинения композитора, неоднократно выступавшего на филармонических сценах, звучат в исполнении ведущих петербургских коллективов.
Мировая премьера Симфонии, написанной летом 1937 года, состоялась лишь в 2015 году. «Симфонией с приключениями» называет эту партитуру Александр Белоненко, музыковед, племянник Георгия Свиридова.
«Свиридов написал её при переходе с первого на второй курс Ленинградской консерватории — ещё до начала обучения у Шостаковича, когда он только открывал для себя симфонический жанр. Сам композитор впоследствии относился к этому сочинению как к раннему, неудачному ученическому опыту», — рассказал Александр Белоненко.

По словам Александра Титова, художественного руководителя и главного дирижёра Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, для коллектива исполнение Симфонии стало особым событием: «Мы прежде записывали эту музыку, но в концертном зале сегодня исполнили ее впервые. Такого рода симфонических произведений у Свиридова немного, поэтому каждая находка — редкость. В симфонии слышно песенное начало, интонации русской и украинской народной музыки. Всё это тональный, очень живой музыкальный язык».
История партитуры необычна: рукопись обнаружилась в семейных архивах после смерти композитора. «О ней все забыли — партитура лежала в диване в комнате матери Свиридова, а после попала в дом его брата. Уже после кончины композитора, когда я стал разбирать ноты, нашёл её и был поражён! — рассказывает Александр Белоненко. — Оказалось, симфония уже когда-то звучала — в партитуре сохранились дирижёрские пометки. Из дневников Михаила Фабиановича Гнесина я узнал, что в 1937 году в Ленинграде, на прослушивании перед Первой декадой советской музыки, прозвучала и эта симфония. Но комиссия отнеслась к ней скептически, и в результате она так и не была допущена к исполнению».
Первая Декада советской музыки в ноябре 1937 года прошла в Большом зале филармонии. Спустя 88 лет Симфония Свиридова наконец прозвучала в этом зале: концерт 9 октября в определенном смысле можно назвать актом восстановления исторической справедливости.
Мировая премьера симфонии прошла в год 100-летия со дня рождения композитора. «В 2015 году, готовясь к юбилею, я показал партитуру дирижеру Илмару Лапиньшу. Он сразу сказал: “Это надо играть!”. Так состоялось первое исполнение силами Губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии. Позже симфония звучала в других городах, — отмечает Александр Белоненко. — Я благодарен Петербургской филармонии за то, что Симфония впервые прозвучала в Большом зале».
Цикл концертов к 110-летию Свиридова продолжится в Большом зале филармонии 12 октября: Симфонический оркестр «Таврический» под руководством Михаила Голикова исполнит знаменитую сюиту «Время, вперед!», Маленький триптих и фрагменты из театральной и киномузыки Исаака Дунаевского, Хачатуряна, Гладкова, Дашкевича, Рыбникова и других композиторов.
Особое место в цикле занимают концерты филармонических оркестров: Заслуженный коллектив России совместно с Хором Михайловского театра 16 октября исполнит под управлением Александра Соловьева «Поэму памяти Сергея Есенина», солист — тенор Сергей Кузьмин; в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова 21 октября прозвучат музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».
В рамках цикла также пройдут выступления Концертного хора Санкт-Петербурга и Хора мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки под управлением Владимира Беглецова, в Малом зале филармонии прозвучит камерная программа.




Венгерский скрипач, звезда мировой сцены Кристоф Барати выступит с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского в Большом зале Петербургской филармонии 11 октября. В программе — шедевры австро-немецкой музыки: Концерт для скрипки с оркестром Бетховена и Четвертая «Романтическая» симфония Антона Брукнера. Предыдущее выступление Кристофа Барати в мае 2025 года стало важным событием филармонического сезона, «редкой возможностью услышать скрипача международного класса, который к тому же играет на скрипке Страдивари», отмечал тогда Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности.
«С особым чувством мы готовимся к выступлению в Петербурге — моей альма-матер, месте, где начался мой путь дирижера. Для меня всегда большая честь выступать перед петербургской публикой. Мы с Кристофом Барати, выдающимся скрипачом современности, очень ждем этой встречи и надеемся, что подарим слушателям настоящее удовольствие», — отмечает Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан.
30 мая Кристоф Барати выступил в Большом зале с Заслуженным коллективом России под управлением Максима Алексеева: прозвучал Концерт для скрипки с оркестром Брамса. 11 октября скрипач исполнит Концерт для скрипки Людвига ван Бетховена — единственный завершенный скрипичный концерт композитора. Первое исполнение не принесло успеха (1806 год), и произведение было забыто на несколько десятилетий, пока в 1844 году его вновь не исполнил 12-летний Йозеф Иоахим с оркестром Королевского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона. Сегодня этот концерт считается одним из величайших произведений для скрипки и регулярно исполняется.
За Четвертой симфонией Брукнера закрепилось название «Романтическая». Известны даже достаточно подробные программные трактовки ее содержания, против которых автор, по крайней мере, не возражал, в них — характерный для эпохи строй образов: гордые рыцари, сцены охоты и пиров, и — один из важнейших — образ природы и чувство единения с ней.
Победитель международных конкурсов и обладатель престижных наград, Кристоф Барати сотрудничает с крупнейшими оркестрами и дирижерами мира, в их числе — Шарль Дютуа, Марек Яновский, Валерий Гергиев, Иван Фишер, Юкка-Пекка Сарасте. Дебютировав в 2016 году на одном из ключевых мировых фестивалей в Вербье, Кристоф Барати выступает в его программе ежегодно. Музыкант возглавляет кафедру скрипки Академии Листа в Будапеште, выступает художественным руководителем Международного фестиваля камерной музыки "Kaposfest". Он играет на скрипке Страдивари "Lady Harmsworth" 1703 года.
ГАСО Республики Татарстан, основанный в 1966 году, открыл новую страницу истории в 2010 году с приходом Александра Сладковского. Сегодня этот коллектив — первый российский региональный оркестр, записанный на телеканалах Medici.tv и Mezzo. В его биографии — выступления на знаменитых европейских концертных площадках (в их числе — венский Музикферайн) и в программах престижных европейских фестивалей, сотрудничество с ведущими солистами и дирижерами.

В Большом зале Петербургской филармонии с Академическим симфоническим оркестром под управлением Андрея Аниханова 3 октября выступила звезда мировой оперы, сопрано Альбина Шагимуратова. Вместе с ней на сцену вышли лауреаты XXVII Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки – одного из самых престижных состязаний, художественным руководителем и председателем жюри которого выступает певица. Петербург – не единственный город, который встречает молодых звезд вокального искусства: с 30 августа по 21 декабря лауреаты конкурса выступают в рамках большого гастрольного тура в городах России, Узбекистана, Казахстана, Турции, Армении и Белоруссии. Символично, что этот большой концертный тур, ставший возможным благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, проходит в год столетия со дня рождения Ирины Архиповой – легендарной певицы, более сорока лет возглавлявшей жюри Конкурса имени Глинки.
«В этом году мы начали тур с концерта в Мариинском театре, а теперь вновь выступаем в Санкт-Петербурге на сцене Филармонии. Возвращаться в этот город всегда радостно для нас. Петербургский зритель – особенный: он знающий, понимающий, поэтому выступать перед ним — очень ответственно», – рассказала председатель жюри конкурса Альбина Шагимуратова.
В Большом зале филармонии прозвучали фрагменты знаменитых русских и зарубежных опер в исполнении Альбины Шагимуратовой и лауреатов конкурса: сопрано Екатерины Савинковой (III премия), Екатерины Бегунович (II премия), Валентины Правдиной (IV премия), меццо-сопрано Екатерины Лукаш (I премия), теноров Кирилла Попова (дипломант конкурса) и Данила Сахарова (IV премия), баса Мирослава Молчанова (IV премия).
Легендарный Международный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки проводится с 1960 года, в разные годы его триумфаторами становились Ирина Богачева, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Альбина Шагимуратова, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Аскар Абдразаков, Ильдар Абдразаков и другие знаменитые певцы.
Более сорока лет председателем жюри конкурса была выдающаяся певица и педагог, народная артистка СССР Ирина Архипова. После ухода Ирины Константиновны конкурс был возрожден в 2019 году по инициативе заслуженной артистки России, народной артистки Республики Татарстан, лауреата I премии XXI Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки Альбины Шагимуратовой.
XXVII Международный конкурс имени М.И. Глинки прошел в октябре 2024 года в Москве, а в декабре стало известно, что проект большого гастрольного тура его лауреатов в городах России и ближнего зарубежья получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив.








1 октября в Большом зале Петербургской филармонии прошёл уникальный четырехчасовой концерт-марафон, посвященный Международному дню музыки. Две программы в рамках марафона исполнил Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослава Забояркина, солистом во второй выступил пианист, солист Санкт-Петербургского Дома музыки Тимофей Владимиров, на сцену также вышли известная петербургская пианистка, победительница Международного конкурса исполнителей в Сендае (Япония, 2025) Елизавета Украинская и ансамбль медных духовых инструментов Olympic Brass.
«В этом году Международный день музыки — особенный, юбилейный: этот праздник проводится в пятидесятый раз. Традиция отмечать его концертом-марафоном в филармонии началась ещё в 2007 году, в 2016 году прервалась, а в 2023 году – возродилась» — рассказал Евгений Петровский, заместитель директора по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала.
«В программу Дня музыки в этом году, когда мы отмечаем 50-летие присвоения филармонии имени Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, закономерно вошла его музыка: прозвучал Первый концерт для фортепиано с оркестром, чья мировая премьера с автором за роялем состоялась в 1933 году на нашей сцене, – отметил Евгений Петровский. – В целом программа концерта-марафона была сформирована по принципу жанрового и стилевого разнообразия: прозвучали сочинения Моцарта, Чайковского, Мусоргского, Аренского и музыка из известных кинофильмов».
Особенностью концертов-марафонов, проходящих в Большом зале филармонии в Международный день музыки, является их общедоступный статус: это значит, что цены на билеты составляют всего 200 рублей. В Международный день музыки филармония дает возможность прикоснуться к академическому искусству самой широкой публике.
При этом концерты с подобной ценовой политикой – не единичный случай в филармоническом сезоне: обеспечивая доступ к академическому искусству публике с самым разным уровнем дохода, Петербургская филармония проводит концерты общедоступного формата ежемесячно. Правда, октябрьский концерт-марафон среди них – единственный, остальные общедоступные концерты выдержане в стандартном хронометраже – около двух часов.
Ближайший общедоступный концерт пройдет в рамках цикла концертов к 110-летию со дня рождения Г.В. Свиридова 14 октября.








Петербургская филармония посвятит цикл из шести концертов 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова — одного из крупнейших русских композиторов прошлого века, редкого мелодиста, которому в эпицентре XX столетия удалось найти ясный, гармоничный, искренний музыкальный язык. С 9 по 23 октября ключевые сочинения Георгия Свиридова, неоднократно выступавшего на филармонических сценах, прозвучат в исполнении ведущих петербургских коллективов. Особое место в цикле занимают концерты филармонических оркестров: Заслуженный коллектив России совместно с Хором Михайловского театра исполнит под управлением Александра Соловьева «Поэму памяти Сергея Есенина», солист — тенор Сергей Кузьмин; в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова прозвучат музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».
«Георгий Свиридов – не только один из крупнейших русских композиторов XX века, но и музыкант, теснейшим образом связанный с Ленинградской — Петербургской филармонией и ее оркестрами. Свидетелями первых композиторских успехов Свиридова стали филармонические залы, одними из первых исполнителей его музыки — филармонические коллективы. На наших сценах он сам неоднократно выступал как пианист — солировал и аккомпанировал исполнявшим его сочинения ведущим певцам страны — Александру Ведерникову, Ирине Архиповой, Евгению Нестеренко, Елене Образцовой, — рассказывает Евгений Петровский, заместитель директора Петербургской филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала. — Выстраивая программу цикла, посвященного юбилейной дате, мы стремились отразить в ней все периоды творчества композитора — от самого раннего (Симфония ми минор написана в 1937 году, в период учебы в Ленинградской консерватории) до сочинения 1980-х годов — Хорового цикла на стихи Александра Блока “Песни безвременья”, а также многообразие жанров, в которых работал Свиридов. Прозвучит симфоническая, ораториальная, хоровая, камерно-вокальная и камерно-инструментальная, сольная фортепианная, а также музыка к кинофильмам».
При этом Евгений Петровский подчеркивает, что для филармонии было важно объединить в числе исполнителей ведущие петербургские коллективы, чтобы цикл к 110-летию со дня рождения композитора стал своего рода приношением от всего нашего города. Прежде всего это оба филармонических оркестра — Заслуженный коллектив России и Академический симфонический оркестр, а также Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр и Симфонический оркестр «Таврический», Хор Михайловского театра, Концертный хор Санкт-Петербурга и Хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки.
Цикл концертов к 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова откроется 9 октября Симфонией для большого оркестра, которую исполнит Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Титова. Этот ранний опыт Свиридова долгое время оставался в тени, и сегодня звучит как откровение, позволяя проследить за формированием авторского стиля композитора. В программе также Второй фортепианный концерт Рахманинова, солист — Олег Вайнштейн.
12 октября Симфонический оркестр «Таврический» под руководством Михаила Голикова представит знаменитую сюиту «Время, вперед!», Маленький триптих и фрагменты из театральной и киномузыки Исаака Дунаевского, Хачатуряна, Гладкова, Дашкевича, Рыбникова и других композиторов.
14 октября в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга и Хора мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки под управлением Владимира Беглецова прозвучат «Пушкинский венок», кантата «Курские песни», а также хоровой цикл «Песни безвременья».
16 октября одно из самых значительных произведений композитора – «Поэму памяти Сергея Есенина» исполнит Заслуженный коллектив России и хор Михайловского театра под управлением Александра Соловьева, солист — тенор Сергей Кузьмин. В программе также — Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, солист — Иван Бессонов.
Симфонические иллюстрации к повести Пушкина «Метель» исполнит Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Андрея Аниханова 21 октября. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни. Также прозвучат фрагменты из опер Петра Чайковского и Сергея Рахманинова, солистка — сопрано Динара Алиева.
Цикл завершится 23 октября вечером в Малом зале. В программе — камерные сочинения: фортепианная Соната, посвященная художественному руководителю филармонии Ивану Соллертинскому, Песни на слова Роберта Бёрнса и другие произведения. На сцене – бас Владимир Байков, скрипачка Маргарита Гинц, виолончелист Андрей Иванов и пианист Иван Александров.
Связям Георгия Свиридова с Ленинградской филармонией посвящена статья на сайте digital-проекта «Столетие филармонии».
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»