26 апреля в Бетховенском фойе Большого зала Петербургской филармонии откроется Международная научная конференция «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны», организованная Петербургской филармонией и Московской консерваторией в рамках Соглашения о сотрудничестве. 26 и 27 апреля события конференции пройдут в Петербурге, 28 и 29 апреля ее работа продолжится в Московской консерватории. 

Полная информация о программе конференции доступна по ссылке.

Вход на события конференции в Петербурге - по онлайн-регистрации: 

26 апреля, Бетховенское фойе Большого зала, Пленарное заседание

27 апреля, Музиторий Большого зала филармонии, Секция «Новые источники» 

Для посещения событий конференции в Москве необходимо написать на электронную почту: budni1945podvigi2025@yandex.ru

Муртуза Бюльбюль

20 апреля в Большом зале Петербургской филармонии выступят два музыканта, продолжающие традиции великих музыкальных династий: за пульт Академического симфонического оркестра филармонии вернется молодой дирижер Муртуза Бюльбюль, сольную партию в Скрипичных концертах Чайковского и Караева исполнит Даниил Коган, лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского. Выступление станет дебютом музыканта на легендарной сцене. Начало концерта – в 15 часов.

В программе наряду со Скрипичным концертом Чайковского – шедевром мировой музыки, исполнение которого на конкурсе Чайковского принесло Даниилу Когану звание лауреата, и Скрипичным концертом Кара Караева – одного из крупнейших композиторов Азербайджана, соединившего национальные традиции с традициями европейской музыки, прозвучит сюита из знаменитого балета Чайковского «Спящая красавица». Ее составил сам композитор, но это далось ему непросто, в процессе отбора номеров он писал, что так любит этот балет («”Спящая красавица” — едва ли не лучшее из всех моих сочинений»), что готов включить в сюиту его музыку полностью.

Тяга к музыке передалась Муртузе Бюльбюль по наследству: он – музыкант в третьем поколении, внук оперного певца, народного артиста СССР, профессора Муртузы Мамедова (более известного как Бюльбюль), сын известного композитора и певца, народного артиста Азербайджана, профессора Полада Бюльбюль оглы. Несмотря на молодой возраст, Муртуза Бюльбюль сотрудничает с такими коллективами, как Российский национальный оркестр, Российский государственный оркестр кинематографии, Новосибирский академический симфонический оркестр, оркестр Московской государственной консерватории, аккомпанирует ведущим певцам, среди которых Анна Нетребко, Эльчин Азизов, Динара Алиева.

Один из самых востребованных скрипачей своего поколения, Даниил Коган – внук великих скрипачей Леонида Когана и Елизаветы Гилельс, племянник знаменитого дирижера Павла Когана. Музыкант выступает со множеством известных оркестров, среди которых Московский государственный академический симфонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Скрипач сотрудничал с дирижерами Александром Рудиным, Филиппом Чижевским, Валентином Урюпиным, пианистами Люкой Дебаргом, Лукасом Генюшасом, Арсением Тарасевичем-Николаевым, со скрипачами Аленой Баевой, Борисом Белкиным, Дмитрием Ситковецким, виолончелистами Борисом Андриановым, Анри Демаркеттом и другими музыкантами.

Фото: Стас Левшин

18 апреля в Большом зале филармонии всемирно известная оперная певица Василиса Бержанская исполнит знаменитые арии Вивальди и Генделя. В программе также – инструментальные шедевры этих композиторов, на сцене вместе с певицей – Камерный оркестр “Quantum Satis” под управлением Сергея Фильченко, коллектив, работающий в области исторически ориентированного исполнительства: артисты используют старинные инструменты эпохи написания исполняемой музыки, а также жильные струны, технология изготовления которых не изменилась с XVII века.

В программе – жемчужины барочного репертуара, в их числе – арии из опер Генделя «Альцина», «Юлий Цезарь», «Ринальдо», и из опер Вивальди «Джустино», «Фарнак», «Гризельда». После дебютного концерта Василисы Бержанской в Большом зале филармонии в декабре 2023 года, на котором также звучали арии эпохи барокко, петербургская критика писала о присущих певице «виртуозных сверхвозможностях, владении диапазоном в несколько октав, пространством и временем звука, способного ускорять и замедлять сердцебиение слушателей».

Василиса Бержанская – лауреат Национальной оперной премии «Онегин», премии фонда Елены Образцовой, Российской оперной премии “Casta diva”, международной оперной премии International Opera Awards. Ей рукоплещет публика знаменитых театров: Метрополитен-опера, Ла Скала, Ковент-Гарден, Венская государственная опера. В числе дирижеров, с которыми сотрудничала певица, такие именитые маэстро, как Альберто Дзедда, Марис Янсонс, Александр Ведерников, Зубин Мета, Владимир Федосеев, Даниэле Гатти.

 

Quantum Satis (в переводе – «Сколько потребуется») – петербургский филиал главного российского барочного оркестра Pratum Integrum. Во время концертов музыканты добиваются эталонного и вместе с тем оригинального звучания. Коллектив состоит из опытных солистов, известных в обеих столицах. Рождение камерного оркестра состоялось на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии в 2017 году – именно тогда проект обрёл своё имя. Художественный руководитель, концертмейстер и солист коллектива – лауреат международных конкурсов, один из пионеров аутентичного исполнительства в России Сергей Фильченко.

Максим Алексеев. Фото: Стас Левшин

15 апреля в Большом зале филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Максима Алексеева прозвучит программа «в итальянском стиле»: вместе с сочинениями Франца Шуберта и Феликса Мендельсона будет представлена партитура одного из крупнейших композиторов XX века Лучано Берио, ставшая своеобразной доработкой и переосмыслением недописанной симфонии Шуберта. Концерт завершит абонемент «Классика. Новое», в программах которого шедевры академической музыки сочетаются с сочинениями композиторов XX и XXI веков. Ведущий абонемента – Ярослав Тимофеев, один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.

Лучано Берио – итальянский композитор, дирижёр и педагог, принадлежащий к числу важнейших композиторов-авангардистов послевоенного поколения. Его пьеса Rendering, название которой переводится как «Симфоническое толкование», создана по эскизам Шуберта к ненаписанной Симфонии № 10, над которой 31-летний композитор работал в последний год своей трагически краткой жизни. Rendering Берио – это и диалог с Францем Шубертом (точнее, с созданным им текстом), и своего рода «игра в стиль».

«Это не завершение и не реконструкция. Эта реставрация наподобие современной реставрации фресок, которая возрождает старые цвета, но не пытается замаскировать причиненный ущерб, оставляя неизбежные пустые пятна, – писал композитор. – В пустых пространствах между одним наброском и следующим я сочинил своего рода соединительную ткань, постоянно разную и меняющуюся, всегда звучащую в нюансе pianissimo и “отдаленно”, перемежающуюся с реминисценциями на поздние сочинения Шуберта и пересекаемую полифоническими построениями, основанными на фрагментах тех же набросков. Этот хрупкий музыкальный цемент, отмечающий разрывы и пробелы между одним наброском и другим, всегда отмечен тембром челесты».

Пьеса, написанная для Королевского оркестра Концертгебау, впервые прозвучала в 1989 году под управлением Николауса Арнонкура.

На концерте в Большом зале Петербургской филармонии 15 апреля партитура Берио будет исполнена в сочетании с произведениями композиторов-романтиков, вдохновленных образами Италии: Увертюрой в итальянском стиле Шуберта и Симфонией № 4 «Итальянской» Мендельсона.

Абонемент Петербургской филармонии «Классика. Новое» – точка входа в мир академической музыки. В четырех концертах этого абонемента — известная музыка прошлого сочетается с музыкой современности: от Моцарта, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шуберта и Мендельсона до Альфреда Шнитке, Кшиштофа Пендерецкого, Лучано Берио и нашего современника, петербургского композитора Александра Радвиловича.

Фото: Стас Левшин

9 апреля главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев выступит в Казани за пультом Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан: сочинения Брамса и Равеля в их исполнении прозвучат на открытии XIV Международного фестиваля «Рахлинские сезоны». Солистом выступит лауреат Международного конкурса имени Чайковского, известный петербургский пианист Илья Папоян.

На концерте-открытии фестиваля прозвучат сочинения французского композитора Мориса Равеля, 150-летие со дня рождения которого отмечает весь музыкальный мир: сюита «Моя Матушка-Гусыня», написанная на сюжеты французского фольклора, и Первый фортепианный концерт, солист – известный петербургский пианист Илья Папоян, регулярно выступающий с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии под управлением Николая Алексеева как в Большом зале Петербургской филармонии, так и во время гастрольных туров оркестра по России и за рубежом. В программе также – Вторая симфония Брамса.

Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» пройдет в Казани с 9 по 19 апреля, на сцене ГБКЗ им. Сайдашева. Основанный художественным руководителем и главным дирижером Госоркестра Республики Татарстан Александром Сладковским в 2011 году фестиваль создан как дань памяти первому дирижеру оркестра Натану Рахлину.

«Натан Григорьевич в сердце нашего оркестра, он всегда с нами, мы его всегда помним. Мы очень дорожим тем, что он создавал Госоркестр. Вокруг всего того, что он делал, и получаются интересные программы, исполняемые на этом фестивале», – говорит Александр Сладковский. 

Биография дирижера Натана Рахлина тесным образом связана с историей Ленинградской филармонии: в Большом зале Натан Рахлин дирижировал в течение почти сорока лет – выступал здесь и с Симфоническим оркестром Татарской АССР (ныне – Госоркестром Республики Татарстан), а также с Госоркестром СССР, Госоркестром УССР, Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио. «Всего с гастрольными коллективами Рахлин дает [в Большом зале Ленинградской филармонии] 17 концертов. Еще 134 проходит с филармоническими оркестрами – до 1953-го с Заслуженным коллективом Республики (88 концертов), а после – и с Симфоническим оркестром (46 программ)», – сообщает автор статьи о Натане Рахлине, размещенной на сайте исторического  Digital-проекта «Столетие филармонии».

Андрей Аниханов. Фото: Анна Флегонтова

11 апреля в Большом зале филармонии абонемент «Великие симфонии военных лет», объединивший партитуры, созданные во время Великой Отечественной войны, продолжится исполнением Первой симфонии Мечислава Вайнберга – одного из крупнейших отечественных авторов, чье имя несколько десятилетий пребывало в забвении. Симфония, которую автор посвятил Красной армии, прозвучит в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением одного из самых известных российских дирижеров Андрея Аниханова. «Смысловой рифмой» симфонии XX века станут бессмертные сочинения Чайковского – торжественная увертюра «1812 год», написанная к 70-летию той славной победы, и знаменитые Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, сольную партию исполнит солист Санкт-Петербургского Дома музыки, виолончелист Богдан Ефремов.

Музыку Вайнберга высоко ценили коллеги, в их числе – Дмитрий Шостакович, посвятивший композитору свой Десятый квартет. Первая симфония, написанная в 1942 году, стала первым шагом на большом пути: Вайнберг написал 22 симфонии, 17 квартетов, несколько опер, множество камерных сочинений. Симфония создавалась в Ташкенте, в эвакуации. Для композитора, многое пережившего в эти годы, потерявшего родных, война стала сквозной темой, отразившись во всех основных жанрах его творчества. В партитуре Первой симфонии он написал: «Так как из-за болезни я не имел возможности находиться в рядах Красной армии, то я хотел в меру своих человеческих, гражданских и моральных сил принять участие в священной борьбе за победу над гитлеризмом».

Андрей Аниханов – выдающийся дирижер, чье имя регулярно появляется в филармонической афише. В конце 2024 года Академический симфонический оркестр под управлением Андрея Аниханова исполнил Реквием Моцарта и оперу Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». В июне прославленный дирижер вместе с Заслуженным коллективом России представит программу из произведений Танеева и Рахманинова, сольную партию исполнит знаменитый скрипач Павел Попов.

Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии ведет свою историю с 1931 года, с 1953 года он входит в состав Ленинградской филармонии. Один из самых значимых эпизодов в биографии оркестра – блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича под управлением Карла Элиасберга в Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года. Коллектив принимает участие в престижных международных фестивалях и гастролирует по всему миру. В разные годы оркестр возглавляли Николай Рабинович, Карл Элиасберг, Арвид Янсонс, Юрий Темирканов, Александр Дмитриев. В сентябре 2024 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Димитрис Ботинис.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»