Афиша

02
мая 2024
четверг
20:00
QR-код события

Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Шёнберг. «Пеллеас и Мелизанда»
6+

К 150-летию со дня рождения А.Шёнберга

Концерт 5-го абонемента «Филармония от "Сотворения мира"»

Зал Дворянского собрания, ныне – Большой зал Петербургской филармонии – один из исторически самых важных в нашей стране: здесь выступали величайшие композиторы, здесь впервые исполнялись многие сочинения, изменившие историю музыки навсегда.

Абонемент «Филармония от “Сотворения мира”», объединяющий великие произведения, чьи премьеры стали вехами в филармонической истории Петербурга, продолжится программой из сочинений Сергея Рахманинова и Арнольда Шёнберга, которые звучали в этом зале при участии авторов. На сцене – Заслуженный коллектив России под управлением известного петербургского дирижера Анатолия Рыбалко, солист – всемирно востребованный петербургский пианист, победитель престижных конкурсов Мирослав Култышев.

В программе – единственная в наследии Арнольда Шенберга симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» и знаменитый Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова, триумфальная премьера которого ознаменовала преодоление композитором затяжного творческого кризиса, вызванного провалом его Первой симфонии – здесь же, в Зале Дворянского собрания. 

В 1903 году Рахманинов, до конца жизни хранивший верность эстетике романтизма вопреки всем стилистическим потрясениям XX века, солировал в этом зале, исполняя Второй концерт. Спустя почти десять лет на эту же сцену вышел человек, персонально ответственный за самое радикальное потрясение в музыке XX века: имя его было Арнольд Шёнберг, а его изобретением была додекафония – принципиально новая система звуковысотной организации, отрицавшая традиционную тональность. 

Впрочем, в 1912 году до рождения додекафонии еще оставалось несколько лет, а музыкальный стиль Шенберга пока вполне укладывался в определением «поздний романтизм».

Появление пьесы Метерлинка о запретной, обреченной любви, в которой символы и атмосфера значили ничуть не меньше слов и действий героев, стала большим художественным событием, многократно отразившимся в музыкальном искусстве: вскоре свет увидели одноименные опера Дебюсси, сюита Сибелиуса, музыка к драме Форе и симфоническая сюита Шенберга – написанная для впечатляющего состава оркестра, столь последовательно воспроизводящая события драмы, что литературный текст, хоть и не озвученный, подразумевался, становился важным компонентом целого.

«Я хотел отразить в своем произведении каждую деталь прекрасной драмы Метерлинка, допустив при этом очень незначительные пропуски и перестановки некоторых сцен. По сравнению с драмой у меня больше места уделяется любовным сценам, – говорил сам Шёнберг, – Первое исполнение поэмы в Вене в 1905 году под моим управлением вызвало настоящий скандал как в публике, так и среди критиков, один из которых предложил заключить меня в сумасшедший дом. Только шесть лет спустя под управлением Оскара Фрида поэма имела большой успех и с тех пор уже не вызывала гнева аудитории».

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
В исполнении автора впервые прозвучал в Зале Дворянского собрания 15 ноября 1903 года
«Пеллеас и Мелизанда», симфоническая поэма
Была исполнена в Зале Дворянского собрания 5 декабря 1912 года под управлением автора
Продолжительность концерта
2 часа 00 минут с одним антрактом
В этот день
100 лет назад
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»