Афиша
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Шёнберг. «Пеллеас и Мелизанда»
6+
К 150-летию со дня рождения А.Шёнберга
Зал Дворянского собрания, ныне – Большой зал Петербургской филармонии – один из исторически самых важных в нашей стране: здесь выступали величайшие композиторы, здесь впервые исполнялись многие сочинения, изменившие историю музыки навсегда.
Абонемент «Филармония от “Сотворения мира”», объединяющий великие произведения, чьи премьеры стали вехами в филармонической истории Петербурга, продолжится программой из сочинений Сергея Рахманинова и Арнольда Шёнберга, которые звучали в этом зале при участии авторов. На сцене – Заслуженный коллектив России под управлением известного петербургского дирижера Анатолия Рыбалко, солист – всемирно востребованный петербургский пианист, победитель престижных конкурсов Мирослав Култышев.
В программе – единственная в наследии Арнольда Шенберга симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» и знаменитый Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова, триумфальная премьера которого ознаменовала преодоление композитором затяжного творческого кризиса, вызванного провалом его Первой симфонии – здесь же, в Зале Дворянского собрания.
В 1903 году Рахманинов, до конца жизни хранивший верность эстетике романтизма вопреки всем стилистическим потрясениям XX века, солировал в этом зале, исполняя Второй концерт. Спустя почти десять лет на эту же сцену вышел человек, персонально ответственный за самое радикальное потрясение в музыке XX века: имя его было Арнольд Шёнберг, а его изобретением была додекафония – принципиально новая система звуковысотной организации, отрицавшая традиционную тональность.
Впрочем, в 1912 году до рождения додекафонии еще оставалось несколько лет, а музыкальный стиль Шенберга пока вполне укладывался в определением «поздний романтизм».
Появление пьесы Метерлинка о запретной, обреченной любви, в которой символы и атмосфера значили ничуть не меньше слов и действий героев, стала большим художественным событием, многократно отразившимся в музыкальном искусстве: вскоре свет увидели одноименные опера Дебюсси, сюита Сибелиуса, музыка к драме Форе и симфоническая сюита Шенберга – написанная для впечатляющего состава оркестра, столь последовательно воспроизводящая события драмы, что литературный текст, хоть и не озвученный, подразумевался, становился важным компонентом целого.
«Я хотел отразить в своем произведении каждую деталь прекрасной драмы Метерлинка, допустив при этом очень незначительные пропуски и перестановки некоторых сцен. По сравнению с драмой у меня больше места уделяется любовным сценам, – говорил сам Шёнберг, – Первое исполнение поэмы в Вене в 1905 году под моим управлением вызвало настоящий скандал как в публике, так и среди критиков, один из которых предложил заключить меня в сумасшедший дом. Только шесть лет спустя под управлением Оскара Фрида поэма имела большой успех и с тех пор уже не вызывала гнева аудитории».
2 часа 00 минут с одним антрактом
100 лет назад
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»