Афиша

12
воскресенье
21:00

Дирижер – Теодор Курентзис
Шостакович. Симфония № 4
6+

К 100-летию филармонии

Грандиозная Четвертая симфония была для молодого Шостаковича творческим вызовом: впервые после «идеологических» Второй и Третьей симфонии, завершающихся хором, он обратился к чисто инструментальному, развернутому, концептуально насыщенному циклу, написанному сложным модернистским языком, одним из источников вдохновения для которого стали симфонии Густава Малера.

На время работы над симфонией пришлось событие, ставшее для композитора страшным ударом и повлиявшее на траекторию его творческого развития: в январе 1936 года в газете «Правда» была опубликована печально известная статья «Сумбур вместо музыки», посвященная опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», а точнее – критике его стиля как «не соответствующего ожиданиям советского народа». В ситуации, когда идеология искусства определялась высшим партийным руководством, а маховик репрессий набирал обороты, последствия такой публикации могли быть крайне серьезными, если не фатальными.

Что бы ни пережил Шостакович после выхода статьи, он завершил Четвертую симфонию, стиль которой – очевидно – также «не соответствовал ожиданиям советского народа», более того – была назначена дата премьеры: 11 декабря 1936 года партитура должна была прозвучать в исполнении оркестра Ленинградской филармонии под управлением Фрица Штидри, но в процессе репетиций симфония была с премьеры снята. «Дело в том, что в музыкальных и, главным образом, в околомузыкальных кругах распространились слухи о том, что Шостакович, не вняв критике, написал дьявольски сложную симфонию, напичканную формализмом. И вот в один прекрасный день на репетицию явились секретарь Союза композиторов В.Е. Иохельсон и еще одно начальственное лицо из Смольного, Яков Смирнов, после чего директор филармонии И.М. Рензин <...> попросил Дмитрия Дмитриевича пожаловать в директорский кабинет», – писал Исаак Гликман, близкий друг Шостаковича, чья книга является одним из самых надежных источников для исследователей творчества композитора. Причиной отмены в итоге стала «настоятельная рекомендация И.М. Рензина, не пожелавшего использовать административные меры и упросившего автора самому отказаться от исполнения симфонии».

В военные годы партитура была утеряна, а позже – благодаря обнаруженным оркестровым партиям – восстановлена. Ее премьера, отложенная на 25 лет, состоялась по инициативе Кирилла Кондрашина 30 декабря 1961 года в Москве.


85-летию со дня несостоявшейся премьеры Четвертой симфонии будет посвящено ее исполнение Симфоническим оркестром musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса в том самом зале, где она должна была прозвучать впервые. Концерт входит в программу XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», посвященного 100-летию Петербургской филармонии.

Симфония № 4
К 85-летию несостоявшейся премьеры в Ленинградской филармонии 11 декабря 1936 года
В этот день
100 лет назад
Генеральный партнер фестиваля
Генеральный спонсор фестиваля
Партнеры фестиваля
Генеральный информационный партнер фестиваля
Информационные партнеры фестиваля
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»