Петроградская филармония

Петроградская филармония

В мае 1921 года открывается Петроградская филармония, в состав которой входит симфонический оркестр.

Перед филармонией ставится задача:  широко пропагандировать искусство классической музыки, которое отныне должно стать доступным всем слоям нового общества. 

Эмиль Купер

Эмиль Купер

Сезон 1919-20 открылся циклом концертов под управлением Эмиля Купера.

12 июня 1921 исполнением Шестой симфонии Чайковского открылась Петроградская филармония. Эстафета времен была передана.

Афиша одного из первых концертов Петроградской филармонии

27 февраля 1925 года

Здание Дворянского собрания Петербурга на основании постановления Совнаркома было признано национализированным, вследствие чего поступило в полное ведение филармонии.

1926–27 стал историческим сезоном:

По проекту заведующего концертной частью Петроградской филармонии Б.Э. Хаиса предложено было изменить структуру плановых концертов, введя абонементную систему, которая существует до сих пор.

Николай Малько, дирижер, директор филармонии в 1926-1929 годах

Филармонии в короткие сроки предстояло создать свою, новую и многочисленную аудиторию. Вот как видел это Николай Малько:

Классификация групп слушателей

1.Слушатели вечерних концертов (круг меломанов, постоянная аудитория, доставшаяся филармонии по наследству с прежних времен)

2.Посетители утренних концертов, учащиеся, рабочая аудитория на выездных концертах; профсоюзная аудитория

3. Комсомол и молодежь на специальных концертах, посвященных событиям и датам общественно-политической жизни

4. Красноармейцы на подшефных концертах в воинских частях

5. Специальная аудитория на праздничных или специальных концертах-мероприятиях (партийный и комсомольский актив, руководство города и страны)

Эра немецких дирижеров

Посреди разрухи и голода первых лет советской власти правительство изыскивает возможности регулярно приглашать с концертами великих немецких дирижеров, которые заложили основы традиций исполнения оркестром филармонии сочинений западноевропейской классики. 

Оскар Фрид

13 декабря 1922 года впервые после перерыва за пульт филармонического оркестра встает иностранный дирижер, немец Оскар Фрид, который дважды проводит бетховенский цикл, включающий все симфонии. Оскар Фрид выступал в Большом зале филармонии в 1922, 1923, 1923, 1926 годах, а также после войны

Герман Абендрот

Герман Абендрот, выступал в Большом зале филармонии в 1925, 1928, 1929, а также после войны

Отто Клемперер, выступал в Большом зале филармонии в 1924, 1925, 1927,1929 годах
Отто Клемперер, выступал в Большом зале филармонии в 1924, 1925, 1927,1929 годах
Ханс Кнаппертсбуш, выступал в Большом зале филармонии в 1926, 1927, 1929, 1930 годах.
Ханс Кнаппертсбуш, выступал в Большом зале филармонии в 1926, 1927, 1929, 1930 годах.
Фриц Штидри, выступал в Большом зале филармонии в 1925, 1926, 1927,1929, 1930 годах
Фриц Штидри, выступал в Большом зале филармонии в 1925, 1926, 1927,1929, 1930 годах
Эрих Клейбер, выступал в Большом зале филармонии в 1927 году
Эрих Клейбер, выступал в Большом зале филармонии в 1927 году
Александр фон Цемлинский, выступал в Большом зале филармонии в 1928, 1931 и 1935 годах
Александр фон Цемлинский, выступал в Большом зале филармонии в 1928, 1931 и 1935 годах
Феликс Вейнгартнер. Выступал в Большом зале филармонии дважды в 1926 году.
Феликс Вейнгартнер. Выступал в Большом зале филармонии дважды в 1926 году.

Итог

В первом подведении количественных итогов деятельность филармонии за 6 лет (1921-1927) можно назвать настоящим прорывом. 

За это время было дано 388 симфонических концерта, в то время как ИРМО за 50 лет организовал в этих стенах 501 концерт, Зилоти за 10 лет – 128 и примерно столько же (по 8-10 концертов в год) делал Кусевицкий. 

Выступление наркома просвещения А. В. Луначарского с докладом в зале Филармонии. 7 февраля 1926 г.

1929 год

Первая Всероссийская музыкальная конференция, Ленинград

Борис Асафьев (псевдоним — Игорь Глебов)

Ученик Н. А. Римского-Корсакова, Б. Асафьев — музыковед, критик, композитор, интересовался творчеством своих западных современников П. Хиндемита, А. Шёнберга, Д. Мийо, А. Онеггера и др. Наряду с другими музыковедами сыграл огромную роль в деле создания особой творческой атмосферы и неповторимого облика Петроградской — Ленинградской филармонии.

И. И. Соллертинский

С конца 1920-х Иван Иванович Соллертинский — лектор Ленинградской филармонии и советник по репертуару.

И. И. Соллертинский и Д. Д. Шостакович

Долгие годы И. И. Соллертинского связывала тесная дружба с Д. Д. Шостаковичем. Второе фортепианное трио Шостаковича, написанное в 1944 году, посвящено памяти друга, И. И. Соллертинского.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»