Новости
Согласие на использование cookies
«Самая ценная, историческая часть нашего зала»: полуторавековые люстры готовят к открытию сезона в Малом зале филармонии
Малый зал Петербургской филармонии готовится к открытию сезона. 12 сентября — один из дней, посвященных генеральной уборке: в уникальном концертном пространстве, где выступали крупнейшие музыканты второй половины XX века, моют исторические люстры.
«Люстры у нас уникальные, второй половины XIX века. Они изготовлены из золоченой бронзы, декорированы растительным орнаментом. Сами по себе они – произведение искусства», — рассказывает Ирина Смукул, художественный руководитель Малого зала Петербургской филармонии.
В отличие от Большого зала филармонии, где технически возможно опустить люстры на уровень пола, в Малом зале во время уборки они остаются на привычном месте, для доступа к ним возводятся специальные конструкции. Центральная люстра оборудована семьюдесятью светоточками, две другие — шестьюдесятью каждая.
Специалисты по клинингу культурных объектов, обслуживающие оба филармонических зала, сначала обеспыливают поверхность люстр, затем при помощи специальных, «мягких» средств моют плафоны, лампочки и золоченую бронзу: два яруса изогнутых рожков, украшенных волютообразными завитками и листьями аканта, чеканные розетки, декорированные растительным орнаментом и пальмовыми листьями.

«История этого здания, построенного по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, восходит к середине XVIII века. Оно неоднократно меняло свой облик: например, в 1829-1830-х годах фасад был перестроен в стиле позднего классицизма Полем Жако, который несколькими годами позже спроектировал здание Дворянского собрания, ныне — Большой зал филармонии. Во второй половине XIX столетия здесь произошел большой пожар, после которого зал был восстановлен, и, судя по всему, именно тогда и появились эти люстры. В тот период здесь располагались банк, магазины, Купеческое собрание. Во время войны, 6 ноября 1941 года, в здание попала бомба, но это разрушение не коснулось собственно зала. В 1949 году, после масштабной реставрации, здесь открылся Малый зал Ленинградской филармонии. Кажется справедливым утверждение, что люстры — пожалуй, единственный исторический элемент, присутствующий в этом пространстве», — отмечает Ирина Смукул.
Узнаваемая люстра видна на фотографии 1913 года, хранящейся в Центральном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга: в кадре — операционный зал Петербургского учетного и ссудного банка. Обращает на себя внимание вертикальное положение плафонов: сегодня они ориентированы иначе. Известно, что в течение более чем полуторавековой истории люстры подвергались реставрации, именно с ней связывают это изменение.
В фондах Музыкальной библиотеки филармонии хранятся фотографии реставрационных работ, проходивших в здании в послевоенные годы, на них видны и люстры — с лампочками и без. На фото в стене здания, выходящей на Невский проспект, заметны также оконные проемы, которые в наше время отсутствуют.

«Малый зал пережил значительную реконструкцию в 1967 году, когда возникло метро. Именно тогда исчез вход, прежде расположенный со стороны канала Грибоедова, тогда же были заложены окна в стене, выходящей на Невский проспект, и, должна сказать, это еще больше улучшило и без того прекрасную акустику», – рассказывает Ирина Смукул.
Начиная со второй трети XIX века в этом здании, в салоне госпожи Энгельгардт, выступали крупнейшие исполнители своего времени, в их числе — Ференц Лист и супруга Роберта Шумана, блестящая пианистка Клара Вик; здесь бывали Василий Жуковский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Антон Рубинштейн, Полина Виардо. Блестящие маскарады в доме Энгельгардта были столь популярны, что их посещали даже члены императорской семьи, а Михаил Лермонтов поместил в интерьеры особняка действие драмы «Маскарад».
В XX веке, с открытием Малого зала филармонии, традиция «звездных» выступлений продолжилась.
«Неоднократно в нашем зале бывал Дмитрий Шостакович — композитор, чье имя Петербургская филармония носит уже полвека. Дмитрий Дмитриевич и выступал на этой сцене, и слушал концерты, присутствовал на множестве премьер своих сочинений. В зале даже есть “его” места: пятый ряд, места девять и десять. Когда мы делаем программы из его произведений, всегда на пятый ряд, десятое место кладем цветы. 25 сентября, в день рождения композитора, эта традиция продолжится, вечером здесь будет звучать его музыка».

Малый зал помнит концерты таких выдающихся музыкантов, как Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Эмиль Гилельс, Гленн Гульд, Владимир Ашкенази, Станислав и Генрих Нейгаузы, Мстислав Ростропович.
«Многие великие не просто выступали, но и дебютировали на этой сцене. Например, здесь состоялся концертный дебют Елены Образцовой, Евгения Нестеренко. Первый сольный концерт в своей карьере в этом зале дал Дмитрий Хворостовский, — вспоминает Ирина Смукул. — Сначала он приехал к нам в числе лауреатов Конкурса имени Глинки — их привезла Ирина Архипова, которая, кстати, также очень много у нас выступала. Дмитрий очень нам понравился, и мы предложили ему сольный концерт. Он был тогда совсем молодым певцом и очень удивился, не мог в наше предложение поверить. С тех пор он очень много выступал у нас».
25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, по традиции откроется новый, 105-й концертный сезон старейшей филармонии страны. В Большом зале Заслуженный коллектив России, чья история неотделима от творческой биографии композитора, исполнит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева Сюиту на слова Микеланджело Буонарроти, солист — Борис Пинхасович. Прозвучат также сочинения Петра Чайковского и Бориса Тищенко.
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»