Афиша

30
понедельник
20:00
QR-код события

Открытие сезона Академического симфонического оркестра
6+

К 100-летию со дня рождения А. М. Каца

Открытие сезона Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии в этом сезоне – особое. Первый концерт коллектива в сезоне 2024/2025 представит публике хорошо ей известного дирижера Димитриса Ботиниса в новом качестве: с сентября он вступает в должность главного дирижера АСО – одного из лучших симфонический оркестров страны. Солистом выступит один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм.

Одновременно концерт носит посвящение – «К 100-летию со дня рождения Арнольда Каца». Выпускник класса Ильи Мусина в Ленинградской консерватории, он неоднократно выступал в Ленинграде – Петербурге – и как приглашенный дирижер с оркестрами Филармонии, и вместе с возглавляемым им Новосибирским академическим симфоническим оркестром. Связь этого коллектива с Филармонией сегодня символично сосредоточена в личности Димитриса Ботиниса: вступая в должность главного дирижера Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, он продолжает руководить Новосибирским академическим симфоническим оркестром, являясь, таким образом, преемником Арнольда Каца.

Программа откроется исполнением Симфонии-концерта – одного из последних крупных сочинений Сергея Прокофьева, завершенных им за год до смерти. Произведение посвящено Мстиславу Ростроповичу, в тесном общении с которым оно было написано, он же осуществил и мировую премьеру (причем за дирижерским пультом стоял Святослав Рихтер!). Считается, что в виолончельном репертуаре Симфония-концерт относится к числу сочинений высшей сложности.

Во втором отделении прозвучат Симфонические танцы Рахманинова – поздний шедевр, последняя из шести партитур, созданных композитором за 25 лет эмиграции (для сравнения: за 28 лет – от первого сочинения до отъезда из России – было написано 39 опусов, некоторые из них – из множества произведений).

Он написал эту музыку – полную гротескных и даже зловещих образов – летом 1940-го года, когда жизнь в очередной раз дала трещину: в Европе шла война, во Франции осталась дочь Татьяна, о судьбе ее родным ничего не было известно.

Известно, что первоначально Рахманинов дал трем частям своего необычного цикла названия «День», «Сумерки», «Полночь», имея в виду не столько время суток, сколько периоды человеческой жизни. Названия в итоговом варианте партитуры не сохранились, но автобиографичность этой музыки, на которую они косвенно указывают, считывается во многих других обстоятельствах.

Прежде всего – во множестве цитат, как мелодий, ставших универсальными символами европейской культуры (секвенция Dies Irae, символ смерти), так и собственной музыки, причем музыки очень особенной: в коде первой части, например, звучит тема вступления к Первой симфонии – той роковой партитуре, которая чуть не стоила Рахманинову композиторской карьеры, после ее провала он несколько лет не мог сочинять. В третьей части не просто звучит, но и явно берет верх над Dies Irae распев «Аллилуйя» из Всенощного бдения. Сложно прочесть это иначе, чем символ торжества жизни – над смертью.
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»