Первая программа Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» фестиваля – знаковая. На сцене – Заслуженный коллектив России, старейший симфонический оркестр страны, один из лучших в мире коллективов, который Юрий Темирканов возглавлял на протяжении 35 лет. В центре программы – музыка Шостаковича, крупнейшего композитора XX века, чья судьба неотделима от истории Ленинградской – Петербургской филармонии.
Симфонию № 13 Шостаковича вместе с Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера оркестра, народного артиста России Николая Алексеева исполнят Хор Большого театра и солист московского театра «Геликон-опера», бас Алексей Тихомиров. Сольную партию в Виолончельном концерте Шумана, который прозвучит в оркестровке Шостаковича, исполнит один из самых ярких российских виолончелистов молодого поколения Александр Рамм.
Премьера Симфонии № 13 Шостаковича состоялась в 1962 году – во многом вопреки обстоятельствам; вскоре на исполнение этой музыки был наложен негласный запрет. Работая над партитурой, композитор все знал заранее: «Я не рассчитываю на полное признание этого сочинения, но не писать его не могу» (из письма другу Исааку Гликману).
Причиной стал текст поэмы «Бабий Яр» молодого Евгения Евтушенко, которая легла в основу первой части симфонии: в ней прозвучала тема антисемитизма, которого в Советском Союзе формально не существовало. Резонанс от публикации поэмы был невероятным: новость о ней попала на первые страницы крупнейших мировых изданий, на автора обрушилась слава, текст был переведен на множество языков, а на родине был подвержен резкой критике, ознаменовавшей конец недолгой «оттепели».
Высоко оценив поэму, Шостакович сочинил к ней музыку и сначала мыслил произведение законченным. Но вскоре замысел расширился – в итоге родилась пятичастная симфония, в основу каждой из частей которой легли стихи Евтушенко, одно из них, «Страхи», он написал по просьбе Шостаковича. Значение этой работы для композитора было необычайным, он писал поэту: «После прочтения “Бабьего Яра” у меня появился некий ренессанс. И когда я стал читать Вашу книгу “Взмах руки” и решил продолжить работу, то меня прямо невозможно оторвать от бумаги. Давно уже у меня такого не было. И в больнице я без перерыва работаю. Я опять во власти долга – долга, который мне необходимо выполнить, – долга моей совести».