Афиша

22
среда
05
понедельник
19:00
QR-код события

Вечер памяти профессора Л.Г. Ковнацкой
Бенджамин Бриттен
6+

К 110-летию со дня рождения

Концерт 1 абонемента «В кругу великих имен»

Сегодняшний концерт посвящен памяти Людмилы Григорьевны Ковнацкой (5 февраля 1941 — 9 мая 2023). Вся ее жизнь прошла в Ленинграде-Петербурге, однако редкий человек с таким правом, как она, мог бы считаться гражданином мира, открывателем “окон” в Европу, культурным дипломатом. Людмила Григорьевна посвятила свою жизнь науке о музыке: она была выдающимся исследователем и уникальным педагогом, выучившим поколения музыковедов и музыкантов-практиков – дирижеров и композиторов, пианистов, скрипачей, певцов. Кроме привычно-академических занятий, профессор Ковнацкая придумывала концерты, фестивали, конференции, книжные проекты, писала рецензии и учила критическому письму студентов; часто играла роль высококлассного импресарио, сводя творческих людей и находя выходы из казалось бы неразрешимых организационных катаклизмов. Как член Директории Международного музыковедческого общества (IMS) в 2012—2017 годах Людмила Григорьевна организовала беспрецедентные научные обмены, в рамках которых на европейских конгрессах оказались десятки музыковедов из постсоветских стран, а огромная делегация европейских ученых – в Петербурге. Она руководила дипломами и диссертациями, редактировала научные издания, работала в архивах, управляла составлением энциклопедических статей на “русские” темы для словаря Grove – с неизменным артистизмом и блеском.

Выпускница школы-десятилетки, в консерватории Людмила Ковнацкая училась по двум специальностям – истории музыки и игре на органе – и встретилась с двумя своими главными учителями, Михаилом Семеновичем Друскиным и Исаем Александровичем Браудо. Уже во время учебы определилась и главная тема ее исследовательского интереса – британская музыка, английское музыкальное возрождение ХХ века, увенчанное творчеством Бенджамина Бриттена. Первая книга Ковнацкой – “Бенджамин Бриттен” – была издана в 1974 году, при жизни композитора, став одной из первых научных монографий о нем на каком бы то ни было языке. Работа над ней была итогом серии событий, связанных с “живым Бриттеном” – знакомства с композитором, приезжавшим в СССР на фестивали английской музыки в 1963 и 1971 гг., исполнения партии органа в бриттеновском “Военном реквиеме” (1964, 1965, 1974). Людмила Григорьевна продолжала писать о Бриттене всю жизнь: наряду с научными статьями – тексты для концертных программ и фестивальных буклетов, фрагменты из которых приведены и в нашей сегодняшней брошюре.

Другой главной темой в научном творчестве Людмилы Григорьевны стал Дмитрий Шостакович: его жизнь и ее исторический контекст, творчество – и его перцепция, окружение – и порожденные им тексты о Шостаковиче. Как редактор, она собрала и выпустила несколько ключевых для науки о Шостаковиче книг: сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора (1996) и “Шостакович: между мгновением и вечностью” (2000), трехтомник «Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919–1930» (2013). Ей принадлежит огромная заслуга в публикации главного эго-текста Шостаковича – писем И.И.Соллертинскому (2006).

Людмила Григорьевна была выдающимся исследователем и гениальным учителем. Ее влияние на тех, кто попадал в ее педагогическую орбиту, невозможно объяснить только профессионализмом, широтой кругозора, тонкостью музыкальных реакций. Все это было – и было лишь частью ее личности, обаянию которой нельзя было не поддаться. Людмилу Григорьевну отличала редкая доброта, которая выражалась в ее бесконечном внимательном интересе к людям, в щедрости, с которой она расходовала на других время, силы, идеи, связи, в ее готовности радоваться и фантастическом умении видеть смешное. Огромной ценностью ей представлялись человеческие связи – как по горизонтали (что всегда было предметом ее бережной заботы), так и по хронологической вертикали, между предшественниками и потомками, внутри школ и традиций. Людмила Григорьевна с молодости и до последних дней, и обычной “родственной” заботой, и каторжным публикаторским трудом отдавала дань верности учителям: М.С.Друскину, публикация собрания сочинений которого стала ее последним большим научным проектом, И.А.Браудо, В.Д.Конен, другим старшим коллегам. Вовлекая в редакторскую и архивную работу студентов, она давала нам драгоценное чувство принадлежности школе.

Неудивительно, что Людмила Григорьевна так дорожила бриттеновскими концертами Алексея Гориболя и писала, что “над его искусством музицирования словно витают тени Бриттена и Рихтера. Гориболь наделяет новые поколения музыкантов миссией быть носителями русской бриттеновской традиции”. Кажется единственно правильным, что, как и прошлые ее дни рождения, первый день рождения Людмилы Григорьевны без нее отмечен новым концертом этой серии.

Кира Немировская

фортепиано
меццо-сопрано
виолончель
бвритон
“Lachrymae” (Лакриме), размышления на темы песен Джона Доуленда для альта и фортепиано
Соната для виолончели и фортепиано
«Очарование колыбельных», вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано
“The Golden Vanity“ («Золота тщета»), водевиль по мотивам старинной английской баллады на слова Колина Грэма для хора мальчиков и фортепиано
Ария Билли Бадда из оперы «Билли Бадд»
Десятников
"The Secret Land" («Тайная страна») на слова Роберта Грейвза
Продолжительность концерта
2 часа 00 минут с одним антрактом
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»