RU | EN
Контакты
Как купить билет
Трансляции
Генеральный партнер

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии

История ЗАСЛУЖЕННОГО КОЛЛЕКТИВА РОССИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА Петербургской филармонии – по определению The Guardian, «одного из величайших и самых волнующих оркестров мира» – началась 16 июля 1882 года, когда Александр III своим повелением инициировал создание Придворного музыкантского хора. Преобразованный в Придворный оркестр, коллектив в начале XX века впервые в России исполняет симфонические поэмы «Жизнь героя» и «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, Первую симфонию Малера и Девятую симфонию Брукнера, «Поэму экстаза» Скрябина и Первую симфонию Стравинского. Оркестром дирижируют А.Никиш, Р.Штраус и А.Глазунов, посвятивший коллективу «Торжественную увертюру». В 1917 году Придворный оркестр становится Государственным, его возглавляет С.Кусевицкий.

В 1921 году коллектив получает в свое распоряжение зал бывшего Дворянского собрания, открывается первая в стране филармония. Беспрецедентная по размаху деятельность оркестра привлекает в ее стены новую, подчас далекую от классической музыки аудиторию. В коллективе проходят настоящую школу дирижерского мастерства выдающиеся отечественные музыканты. С  ним сотрудничают западные дирижеры-легенды Б.Вальтер, Ф.Вейнгартнер, Г.Абендрот, О.Фрид, Э.Клайбер, П.Монтё и О.Клемперер, солистами выступают В.Горовиц и С.Прокофьев. Оркестр осваивает обширный современный репертуар. В 1918 году он представляет премьеру «Классической симфонии» Прокофьева, в 1926 году – Первой симфонии Шостаковича.

В 1934 году оркестру – первому в стране – присваивается звание «Заслуженный коллектив Республики». В 1938 году начинается полувековая «эпоха Мравинского» – годы кропотливой работы, выдвинувшие оркестр в ряд известнейших коллективов планеты. В 1946 году проходит первая зарубежная поездка оркестра – первая и в истории отечественного симфонического исполнительства. За ней следуют регулярные гастроли во многих странах мира, выступления на самых престижных европейских фестивалях. Уникален творческий альянс Шостаковича и Е.Мравинского, которому композитор посвящает Восьмую симфонию. Пять симфоний Шостаковича исполняются дирижером и Заслуженным коллективом впервые. Наряду с музыкой ХХ века в репертуар оркестра включаются сочинения старых мастеров. На посту вторых дирижеров коллектива сменяют друг друга К.Зандерлинг, А.Янсонс и М.Янсонс, за пульт встают Л.Стоковский, Л.Маазель, З.Мета, К.Мазур, Е.Светланов, Г.Рождественский и композиторы Б.Бриттен, А.Копленд, З.Кодаи, В.Лютославский, Л.Берио, К.Пендерецкий, солируют В.Клиберн, Г.Гульд, А.Бенедетти Микеланджели, И.Стерн, С.Рихтер, Э.Гилельс, Д.Ойстрах, Э.Вирсаладзе, Н.Петров, Г.Соколов, В.Третьяков, Л.Коган, Н.Гутман, В.Крайнев, В.Спиваков, А.Любимов.

С 1988 года коллективом руководит Юрий Темирканов. Плоды сотрудничества музыкантов из года в год получают восторженные отклики прессы. «Кто говорит, что русские оркестры уже не те? Концерт Заслуженного коллектива Петербургской филармонии с русской программой… стал одним из самых умопомрачительных концертов, прошедших в Шотландии за много лет, в том числе и на Эдинбургском фестивале» (The Scotsman, 2014). «Это был самый обычный вечер четверга в венском Музикферайне. Или не совсем обычный… Как же описать трепет, который вызывал каждый аккорд невероятной Пятой симфонии [Шостаковича], сыгранный вдохновенными гастролерами?» (Wiener Zeitung, 2015). «Если первый русский вечер Заслуженного коллектива России на Би-би-си Промс был неподражаем, то второй, также под управлением Юрия Темирканова, стал праздником характерно русского звучания…» (The Guardian, 2015). «… мы услышали ее [Седьмой симфонии Шостаковича] прекрасное исполнение… Cresсendo повторяющейся темы нашествия, потрясающее развитие, изысканные pianissimo в первой части, немного язвительные оттенки Moderato, целостность музыкальных фраз у струнных, предельная острота Adagio и красочное разрешение в финальной части буквально приковали нас к креслам» (Beckmesser, 2016). «Этот неповторимый оркестр с особенным, «ленинградским», звуком…» (Codalario, 2016).

Насыщенная гастрольная деятельность коллектива только за два последних сезона включила концерты в парижском Театре Елисейских Полей (где Заслуженный коллектив является единственным российским оркестром-резидентом) и амстердамском Концертгебау, нью-йоркском Карнеги-холле и венском Музикферайне, вашингтонском Кеннеди-центре и неаполитанском Театре Сан-Карло, Берлинской, Мюнхенской и Гамбургской филармониях, Концертном зале Дублина и Королевском фестивал-холле в Лондоне, Брукнерхаусе в Линце, Городском зале Лидса, Виктория-холле в Женеве, Национальной аудитории в Мадриде и Большом зале Московской консерватории, а также – впервые – в Израиле, где в День Победы под управлением Юрия Темирканова прозвучала «Ленинградская» симфония Шостаковича. Оркестр принял участие в фестивалях «Звезды на Байкале» в Иркутске, в Международных фестивалях Мстислава Ростроповича в Москве и в Баку, летних фестивалях в Равенне и Любляне, Люцернском фестивале, музыкальных фестивалях в Шлезвиг-Гольштейне и в Графенегге.

Репертуар оркестра постоянно пополняется новыми, в том числе современными сочинениями, – в их число за последние годы вошли исполненные впервые в России: «Прерванная песня» Ноно, Первая симфония “Th e Triumph of Heaven” и фантазия “Wunderbare Leiden” Борисовой-Оллас, ноктюрн “Sur le meme accord” Дютийё, концерт для фортепиано с оркестром “Century Rolls” Адамса.

В числе наиболее ярких петербургских программ последнего сезона – авторский вечер Родиона Щедрина, Реквием Верди и Глаголическая месса Яначека, кантата Прокофьева «К 20-летию Октября» и Пятая симфония Малера.

В сезоне 2018/2019 репертуар коллектива включает такие сочинения, как Восьмая и Тринадцатая симфонии Шостаковича, оратория «Иван Грозный», Третья и Пятая симфония Прокофьева, Концерты для оркестра Бартока и Лютославского, Двойной фортепианный концерт Пуленка, симфония «Праздники» Айвза, Три пьесы, соч. 6 Берга, Четвертый скрипичный концерт Шнитке, сюита «Алладин» и увертюра «Гелиос» Нильсена. Состоится мировая премьера опуса Гии Канчели «Письма друзьям», а в рамках абонемента «Диалоги об искусстве», проходящего совместно с Государственным Эрмитажем, будут исполнены «Звездная ночь» Дютийё по одноименной картине Ван Гога, Виолончельный концерт Уолтона и Данте-симфония № 5 РАЙ Тищенко. С участием оркестра пройдут концерты к 80-летию его художественного руководителя и главного дирижера Юрия Темирканова. В их числе цикл традиционного Первого абонемента, целиком посвященный юбилею Маэстро, а также концерты Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».

В числе дирижеров сезона – главный приглашенный дирижер Заслуженного коллектива Ш. Дютуа, а также Э. Инбал, Т. Даусгор, И. Марин, Г. Граф, М. Венцаго, В. Синайский, А. Борейко, А. Титов, Ф. Коробов. Среди солистов – пианисты Э. Вирсаладзе, Е. Леонская, Н. Луганский, Б. Березовский, Д. Кожухин, Л. Генюшас, И. Левит, Э.-С. Отт, Б. Абдураимов, Н. Мндоянц; скрипачи С. Крылов, С. Догадин, Э. Чкнаворян; виолончелисты Г. Капюсон, Б. Андрианов, Н. Ахназарян; джазовая вокалистка Н. Катамадзе.

Запланированы гастроли оркестра в Швейцарии, Китае, Австрии, Германии, Словакии, Люксембурге, Японии, Республике Корея, Франции, Испании, Италии, Великобритании, Иркутске и Москве.

Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00, 064
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 571-83-33, 064
Касса работает с 11:00 до 20:00 (в дни концертов - до 20.30)
Перерыв с 15.00 до 16.00
Касса работает с 11:00 до 19:00 (в дни концертов - до 19.30)
Перерыв с 15.00 до 16.00
© 2000—2018 «Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»