Состав



Николай Алексеев
Главный дирижер Санкт-Петербургской филармонии
Первые скрипки
Вторые скрипки
Альты
Виолончели
Контрабасы
Флейты
Флейта пикколо
Гобои
Английский рожок
Кларнеты
Бас-кларнет
Фаготы
Контрафагот
Валторны
Трубы
Тромбоны
Туба
Ударные
Арфы
Рояль и челеста
Директор оркестра
Главный администратор оркестра
Заведующий оркестровой библиотекой
Техническая группа

История оркестра

ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ, старейший симфонический оркестр России. История оркестра – по определению зарубежной критики, «входящего в мировую элиту и, без сомнения, исторически самого важного в России», – началась с Повеления Александра III от 16 июля 1882 года, которым было инициировано создание Придворного музыкантского хора. Преобразованный в Придворный оркестр, коллектив в начале XX века впервые в России исполняет симфонические поэмы «Жизнь героя» и «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, Первую симфонию Малера и Девятую симфонию Брукнера, «Поэму экстаза» Скрябина и Первую симфонию Стравинского. Оркестром дирижируют А. Никиш, Р. Штраус и А. Глазунов, посвятивший коллективу «Торжественную увертюру». В 1917 году Придворный оркестр становится Государственным, его возглавляет С. Кусевицкий.

В 1921 году коллектив получает в свое распоряжение зал бывшего Дворянского собрания, открывается первая в стране филармония. Беспрецедентная по размаху деятельность оркестра привлекает в ее стены новую аудиторию. В коллективе проходят настоящую школу дирижерского мастерства выдающиеся отечественные музыканты. С ним сотрудничают западные дирижеры-легенды Б. Вальтер, Ф. Вейнгартнер, Г. Абендрот, О. Фрид, Э. Клайбер, П. Монтё и О. Клемперер, солистами выступают В. Горовиц и С. Прокофьев. Оркестр осваивает обширный современный репертуар. В 1918 году он представляет премьеру «Классической симфонии» Прокофьева (под управлением автора), в 1926 году – Первой симфонии Шостаковича. В 1934 году оркестру – первому в стране – присваивается звание «Заслуженный коллектив Республики».

В 1938 году начинается полувековая «эпоха Мравинского» – годы кропотливой работы, выдвинувшие оркестр в ряд известнейших коллективов планеты. В 1946 году проходит первая зарубежная поездка оркестра – первая и в истории отечественного симфонического исполнительства. За ней следуют регулярные гастроли во многих странах мира, выступления на самых престижных европейских фестивалях. Уникален творческий альянс Шостаковича и Мравинского, которому композитор посвящает Восьмую симфонию. Пять симфоний Шостаковича исполняются дирижером и Заслуженным коллективом впервые – создается, по сути, авторская традиция интерпретации знаменитых партитур. Музыка ХХ века в целом занимает в программах оркестра значительное место. На посту вторых дирижеров коллектива сменяют друг друга К. Зандерлинг, А. Янсонс и М. Янсонс, за пульт встают Л. Стоковский, Л. Маазель, З. Мета, К. Мазур, Е. Светланов, Г. Рождественский и композиторы Б. Бриттен, А. Копланд, З. Кодаи, В. Лютославский, Л. Берио, К. Пендерецкий. В концертах оркестра солируют В. Клиберн, Г. Гульд, А. Бенедетти Микеланджели, И. Стерн, С. Рихтер, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Э. Вирсаладзе, Н. Петров, Г. Соколов, В. Третьяков, Л. Коган, Н. Гутман, В. Крайнев, В. Спиваков, А. Любимов.

В 1988 году коллектив возглавил Юрий Темирканов. Результаты сотрудничества музыкантов пресса из года в год отмечала восторженными откликами. «Этот оркестр  – национальное достояние России, дирижер Юрий Темирканов – один из лучших в мире» (The Washington Post, 2014). «Если первый русский вечер Заслуженного коллектива России на Би-Би-Си Промс был неподражаем, то второй, также под управлением Юрия Темирканова, стал праздником характерно русского звучания…» (The Guardian, 2015). «Этот неповторимый оркестр с особенным, “ленинградским”, звуком…» (Codalario, 2016). «Кульминацией той высокой, петербургской культуры звучания, которой славится Заслуженный коллектив России, стало исполнение Пятой симфонии Шостаковича. (…) Блестящее скерцо и захватывающий, технически совершенный финал привели публику в окончательное неистовство, что совершенно закономерно: перед ней предстала грандиозная звуковая фреска, на создание которой вряд ли способен еще какой-либо дирижер или оркестр мира» (Corriere della sera, 2017). «Что бы ни происходило в России в последние тридцать лет, этот коллектив неизменно остается на первых строках рейтингов» (Seenandheard-international.com, 2019).

Насыщенная гастрольная деятельность коллектива только в последние годы включила концерты в парижском Театре Елисейских Полей и венском Музикферайне, в Берлинской, Мюнхенской, Эльбской, Люксембургской филармониях и Старой опере Франкфурта, Королевском Фестивал-холле в Лондоне, эдинбургском Ашер-холле, манчестерском Бриджуотер-холле и Городском зале Лидса, Виктория-холле в Женеве, Дворце каталонской музыки в Барселоне и в зале Санта-Чечилия в Риме, Токийском Сантори-холле, Национальном концертном зале Тайбэя, Центре искусств в Сеуле, Национальном центре исполнительских искусств в Пекине и в Большом зале Московской консерватории. 
В январе 2022 года Юрий Хатуевич Темирканов оставил пост главного дирижера Заслуженного коллектива, сохранив за собой должность художественного руководителя Санкт-Петербургской филармонии, которую он занимал более двух десятилетий. Главным дирижером оркестра стал Николай Алексеев, работающий с коллективом уже свыше 20 лет.

Репертуар оркестра постоянно пополняется новыми, в том числе современными сочинениями. В их число за последние годы вошли исполненные впервые в России Первая симфония “The Triumph of Heaven” и фантазия “Wunderbare Leiden” Борисовой-Оллас, ноктюрн “Sur le même accord” и «Звездная ночь» Дютийё, концерт для фортепиано с оркестром “Century Rolls” и “Shaker Loops” для струнного оркестра Адамса, опус Гии Канчели «Письма к друзьям», «Вавилон-сюита» Видмана, а также “Ramifications” для струнного оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром и Румынский концерт для оркестра Лигети, «Эпитафия 2 Федерико Гарсиа Лорке» для флейты и камерного оркестра Ноно, Концерт для альта с оркестром “A String Around Autumn” Такемицу.

Концертный сезон оркестра 2024/2025 традиционно открывается 25 сентября, в день рождения Д.Д. Шостаковича. Под управлением главного дирижера Филармонии Николая Алексеева прозвучат Шестая симфония Шостаковича и Второй фортепианный концерт Брамса (солист – И. Папоян). Традиционные абонементные циклы  – «Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии» и «Первый симфонический оркестр России» (к 90-летию присвоения звания Заслуженного коллектива Республики) включают симфонии Брамса, Чайковского, Мендельсона, Тищенко, Онеггера, Шуберта, Рахманинова; симфонические сочинения Р. Штрауса, Равеля, Лядова, Кантату «Александр Невский» Прокофьева; фортепианные концерты Шумана, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Равеля, Моцарта, скрипичные концерты Бетховена, Прокофьева, концертную сюиту для скрипки с оркестром Танеева, концерт для арфы с оркестром Хинастеры, симфонические фрагменты опер Вагнера. Солистами выступят Е. Леонская, Э. Вирсаладзе, Д. Мацуев, Б. Березовский, И. Папоян, И. Бессонов, В. Репин, Г. Казазян, К. Барати (Венгрия).

В концертах цикла к 200-летнему юбилею Брукнера Заслуженный коллектив исполнит Первую, Вторую, Пятую и Шестую симфонии композитора. В абонементе «Великие симфонии военных лет» – «Симфонию с колоколом» Хачатуряна, Пятую симфонию Прокофьева, Симфонию № 24 Мясковского, Восьмую симфонию Шостаковича. В рамках абонемента «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича» прозвучат Первая симфония, Первый фортепианный (солист П. Лаул), Первый скрипичный (солист Н. Борисоглебский) и Первый виолончельный (солист А. Рамм) концерты композитора. В абонементе «Классика. Новое»: концерт к 90-летию со дня рождения Шнитке (Первая симфония и «Гоголь-сюита») и программа с сочинениями Моцарта и Пендерецкого.

В декабре 2024 года Заслуженный коллектив принимает участие в XXIV Международном зимнем фестивале «Площадь Искусств». В афише фестиваля – два концерта под управлением Николая Алексеева: в программе концерта-открытия – мировая премьера Симфонии Воронова, посвященной Заслуженному коллективу России, исполнение Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Рахманинова (солист Д. Мацуев), фантазия «Франческа да Римини» Чайковского. Завершится фестиваль программой из сочинений Римского-Корсакова (музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Прокофьева (Третий фортепианный концерт, солист Н. Луганский) и Элгара (Вариации для оркестра «Энигма). 
В числе приглашенных дирижеров оркестра в этом сезоне – В. Спиваков, Д. Лисс, А. Сладковский, Ф. Коробов, Д. Ботинис, Д. Юровский, П. Бубельников, А. Соловьев, Л. Кремер (Германия), К. Дургарян (Армения), А. Чернушенко, А. Рыбалко, Ф. Оммассини (Италия). 

Оркестр продолжает свою гастрольную деятельность.  Под управлением Николая Алексеева в августе 2023-го состоялись выступления в Сочи и Нальчике, в октябре 2023-го – концерты в Красноярске, в мае 2024-го – гастроли в Китае, в июне 2024-го оркестр принял участие в Платоновском фестивале искусств в Воронеже.  В планах на сезон 2024/2025: в августе – ставшие уже традиционными концерты в Сочи и Нальчике, в сентябре – поездка в Ереван, в ноябре – выступления в Москве на Международном фестивале Мстислава Ростроповича.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»