RU | EN
Контакты
Как купить билет
Генеральный партнер

Состав

Юрий Темирканов
Художественный руководитель и главный дирижёр Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонииХудожественный руководитель филармонии
Николай Алексеев
ДирижерЗаместитель художественного руководителя Филармонии
Первые скрипки
Вторые скрипки
Альты
Виолончели
Контрабасы
Флейты
Флейта пикколо
Гобои
Английский рожок
Кларнеты
Бас-кларнет
Фаготы
Контрафагот
Валторны
Трубы
Тромбоны
Туба
Ударные
Арфы
Рояль и челеста
Директор оркестра
Главный администратор оркестра
Заведующий оркестровой библиотекой
Библиотекарь
Техническая группа
Заведующий костюмерной

История оркестра

История ЗАСЛУЖЕННОГО КОЛЛЕКТИВА РОССИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА Петербургской филармонии – по определению The Guardian, «одного из величайших и самых волнующих оркестров мира» – началась 16 июля 1882 года, когда Александр III своим повелением инициировал создание Придворного музыкантского хора. Преобразованный в Придворный оркестр, коллектив в начале XX века впервые в России исполняет симфонические поэмы «Жизнь героя» и «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, Первую симфонию Малера и Девятую симфонию Брукнера, «Поэму экстаза» Скрябина и Первую симфонию Стравинского. Оркестром дирижируют А.Никиш, Р.Штраус и А.Глазунов, посвятивший коллективу «Торжественную увертюру». В 1917 году Придворный оркестр становится Государственным, его возглавляет С.Кусевицкий.

В 1921 году коллектив получает в свое распоряжение зал бывшего Дворянского собрания, открывается первая в стране филармония. Беспрецедентная по размаху деятельность оркестра привлекает в ее стены новую, подчас далекую от классической музыки аудиторию. В коллективе проходят настоящую школу дирижерского мастерства выдающиеся отечественные музыканты. С  ним сотрудничают западные дирижеры-легенды Б.Вальтер, Ф.Вейнгартнер, Г.Абендрот, О.Фрид, Э.Клайбер, П.Монтё и О.Клемперер, солистами выступают В.Горовиц и С.Прокофьев. Оркестр осваивает обширный современный репертуар. В 1918 году он представляет премьеру «Классической симфонии» Прокофьева, в 1926 году – Первой симфонии Шостаковича.

В 1934 году оркестру – первому в стране – присваивается звание «Заслуженный коллектив Республики». В 1938 году начинается полувековая «эпоха Мравинского» – годы кропотливой работы, выдвинувшие оркестр в ряд известнейших коллективов планеты. В 1946 году проходит первая зарубежная поездка оркестра – первая и в истории отечественного симфонического исполнительства. За ней следуют регулярные гастроли во многих странах мира, выступления на самых престижных европейских фестивалях. Уникален творческий альянс Шостаковича и Е.Мравинского, которому композитор посвящает Восьмую симфонию. Пять симфоний Шостаковича исполняются дирижером и Заслуженным коллективом впервые. Наряду с музыкой ХХ века в репертуар оркестра включаются сочинения старых мастеров. На посту вторых дирижеров коллектива сменяют друг друга К.Зандерлинг, А.Янсонс и М.Янсонс, за пульт встают Л.Стоковский, Л.Маазель, З.Мета, К.Мазур, Е.Светланов, Г.Рождественский и композиторы Б.Бриттен, А.Копленд, З.Кодаи, В.Лютославский, Л.Берио, К.Пендерецкий, солируют В.Клиберн, Г.Гульд, А.Бенедетти Микеланджели, И.Стерн, С.Рихтер, Э.Гилельс, Д.Ойстрах, Э.Вирсаладзе, Н.Петров, Г.Соколов, В.Третьяков, Л.Коган, Н.Гутман, В.Крайнев, В.Спиваков, А.Любимов.

С 1988 года коллективом руководит Юрий Темирканов. Плоды сотрудничества музыкантов из года в год получают восторженные отклики прессы. «Кто говорит, что русские оркестры уже не те? Концерт Заслуженного коллектива Петербургской филармонии с русской программой… стал одним из самых умопомрачительных концертов, прошедших в Шотландии за много лет, в том числе и на Эдинбургском фестивале» (The Scotsman, 2014). «Это был самый обычный вечер четверга в венском Музикферайне. Или не совсем обычный… Как же описать трепет, который вызывал каждый аккорд невероятной Пятой симфонии [Шостаковича], сыгранный вдохновенными гастролерами?» (Wiener Zeitung, 2015). «Если первый русский вечер Заслуженного коллектива России на Би-би-си Промс был неподражаем, то второй, также под управлением Юрия Темирканова, стал праздником характерно русского звучания…» (The Guardian, 2015). «… мы услышали ее [Седьмой симфонии Шостаковича] прекрасное исполнение… Cresсendo повторяющейся темы нашествия, потрясающее развитие, изысканные pianissimo в первой части, немного язвительные оттенки Moderato, целостность музыкальных фраз у струнных, предельная острота Adagio и красочное разрешение в финальной части буквально приковали нас к креслам» (Beckmesser, 2016). «Этот неповторимый оркестр с особенным, «ленинградским», звуком…» (Codalario, 2016).

Репертуар оркестра постоянно пополняется новыми сочинениями – в их число недавно вошли исполненные впервые в России «Прерванная песня» Ноно, «Польский реквием» Пендерецкого и Первая симфония Борисовой-Оллас. Насыщенная гастрольная практика коллектива только за сезон 2015/2016 включила концерты в миланском Ла Скала и римской Академии Санта-Чечилия, Лондонском королевском Альберт-холле и парижском Театре Елисейских полей, мадридской Национальной музыкальной аудитории и юрмальском зале «Дзинтари», токийском Сантори-холле и пекинском Концертном зале Запретного города, где музыканты выступили под эгидой проекта «День России в мире».

В нынешнем сезоне наряду с гастролями во Франции, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании, Испании, США выступления оркестра запланированы на открытии Международного фестиваля М. Ростроповича в Москве. На петербургской афише коллектива – «Прометей» Скрябина в изначальном, свето-музыкальном варианте (в рамках фестиваля «Площадь Искусств») и Первый фортепианный концерт Чайковского в первой авторской редакции, Первая симфония Рахманинова в современной версии для фортепиано с оркестром А. Варенберга (мировая премьера) и ноктюрн «Sur le même accord» Дютийё (российская премьера), программа «Картины Прованса» (из совместного цикла Большого зала филармонии и Государственного Эрмитажа), получившая свое название по сочинению малоизвестной отечественной публике француженки Морис. Прозвучат также Пассакалия Веберна, Семь ранних песен Берга, концерт «Century Rolls» Адамса, сюита «Скарамуш» Мийо, «Детская сюита» Уствольской и Симфония № 21 «Из “Фауста” Гете» Слонимского. С оркестром выступят дирижеры М. Яновский, Т. Зандерлинг, Ж.-К. Казадезюс, В. Синайский, И. Марин, А. Поляничко, Ю. Домаркас, П. Бубельников, А. Титов и Ф. Коробов, солисты Ю. Фишер, С. Хачатрян, А. Баранов, И. Грингольц, С. Догадин, А. Князев, Э.-С. Отт, Р. Бухбиндер, Д. Мацуев, Б. Березовский, Н. Луганский, К. Герштейн, М. Култышев, В. Мищук, Ф. Копачевский, А. Зуев, Н. Кучер и О. Петрова.

Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00, 064
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 571-83-33, 064
Часы работы кассы: с 11:00 до 15:00, с 16:00 до 20:30

Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00
© 2000—2016, «Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича» Информация о концертах, прошедших в Филармонии в предыдущие годы