Согласие на использование cookies

Этот сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта и анализа трафика на основании Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с нашей Политикой обработки персональных данных. Вы можете настроить свой браузер для отказа от файлов cookie, но это может повлиять на функциональность сайта. При несогласии - покиньте сайт
Симфония № 10, 1953 год

2 декабря исполняется 50 лет со дня присвоения Ленинградской – Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича — композитора, чья судьба неразделимо связана со старейшей концертной организацией и ее оркестрами.

«Присвоить имя Д.Д. Шостаковича Ленинградской государственной филармонии», — говорится в Постановлении Совета Министров СССР «Об увековечении памяти Героя социалистического труда, композитора, народного артиста СССР Д.Д. Шостаковича», вышедшем 2 декабря 1975 года.

Филармония празднует юбилей исполнением музыки композитора, виртуальной выставкой работ Александра Траугота, переданных автором филармонии в дар, и публикацией исторических хронографов, содержащих информацию обо всех выступлениях Шостаковича на прославленной  сцене и всех мировых премьерах его произведений, состоявшихся здесь.

2 декабря в Большом зале филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России — оркестра, осуществившего премьеры большинства симфонических сочинений композитора, прозвучат Праздничная увертюра, сюита из балета «Болт» и пять антрактов из оперы «Катерина Измайлова». В программе также — знаменитая «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина. За пультом — главный дирижер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов. Концерт входит в программу абонемента «(Не)Знакомый Шостакович», посвященного 50-летию присвоения филармонии имени композитора.

Е. Мравинский, Д. Ойстрах, Д. Шостакович. Премьера Скрипичного концерта, 16.11.1956

На официальном сайте Петербургской филармонии 2 декабря размещена виртуальная выставка рисунков выдающегося ленинградско-петербургского художника Александра Траугота, переданных автором в дар старейшей концертной организации после завершения выставки «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», проходившей в фойе Большого зала с 8 августа по 5 ноября.

«Из работ, отражающих события творческой биографии Шостаковича, мы остановились на тех, в которых в том или ином качестве проявляется его связь с филармонией, — комментировал Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала. — Среди них — “блокадное” изображение Карла Элиасберга, которого жена везёт на санках на репетицию, а также двойной портрет Дмитрия Шостаковича и Ивана Соллертинского, друга композитора и художественного руководителя филармонии в 1940–1944 годах».

Рисунки были созданы для монографии Елены Матвеевой «Повесть о Дмитрии Шостаковиче. Бессмертие», вышедшей в 2015 году. Эта серия, в том числе и не вошедшая в книгу графика, стала основой выставки «Время Шостаковича», к ней относится и большая часть экспонирующихся на сайте изображений.

2 декабря на официальном сайте Петербургской филармонии также опубликованы уникальные исторические хронографы с информацией обо всех выступлениях Дмитрия Шостаковича и мировых премьерах его сочинений, состоявшихся в филармонических залах.

Первое выступление Шостаковича-пианиста состоялось в Малом зале филармонии (в то время располагавшемся в нынешнем Бетховенском фойе Большого зала) 2 декабря 1926 года: в концерте Ассоциации современной музыки композитор исполнил только что написанную фортепианную сонату. Последние выступления прошли 28 и 29 мая 1966 года в Малом зале имени М.И. Глинки. Тогда, в рамках творческого вечера композитора, впервые прозвучали Пять романсов для голоса и фортепиано на тексты из журнала «Крокодил» и «Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия», солировал Евгений Нестеренко.

Первая мировая премьера сочинения Дмитрия Шостаковича в Большом зале одновременно стала и первой симфонической премьерой в его жизни. 12 мая 1926 года Первая симфония девятнадцатилетнего автора прозвучала под управлением Николая Малько в исполнении оркестра, ныне известного как Заслуженный коллектив России; именно он позже осуществил большинство первых исполнений симфонических сочинений композитора.

В исполнении этого оркестра в Большом зале Ленинградской филармонии впервые звучали Вторая (5 ноября 1927, дирижер — Николай Малько), Третья (22 января 1930 года, дирижер — Александр Гаук), Пятая (21 ноября 1937 года, дирижер — Евгений Мравинский), Шестая (21 ноября 1939 года, дирижер — Евгений Мравинский), Девятая (3 ноября 1945 года, дирижер — Евгений Мравинский), Десятая (17 декабря 1953 года, дирижер — Евгений Мравинский), Двенадцатая (1 октября 1961 года, дирижер — Евгений Мравинский) симфонии, а также Первый фортепианный концерт (15 октября 1933 года, солист — автор, дирижер — Фриц Штидри), Первый скрипичный концерт (29 октября 1955 года, солист — Давид Ойстрах, дирижер — Евгений Мравинский), Первый виолончельный концерт (4 октября 1959 года, солист — Мстислав Ростропович, дирижер — Евгений Мравинский).

Под управлением Евгения Мравинского, возглавлявшего Заслуженный коллектив Республики (ныне — Заслуженный коллектив России) на протяжении полувека, оркестр создал эталонные интерпретации сочинений Шостаковича. Выдающемуся дирижеру он посвятил Восьмую симфонию. В июле 1942 года композитор специально прилетел в Новосибирск, куда были эвакуированы Заслуженный коллектив Республики и Евгений Мравинский, чтобы присутствовать на первом исполнении ими Седьмой симфонии.

В истории Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии самый яркий эпизод, связанный с именем Шостаковича, — блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии 9 августа 1942 года под управлением Карла Элиасберга в Большом зале филармонии. Единственный оставшийся в осажденном Ленинграде симфонический оркестр, он тогда еще не входил в состав филармонии и был известен под именем Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.

Последняя мировая премьера, состоявшаяся в Ленинградской филармонии в присутствии композитора, — исполнение Вокальной сюиты на стихи Микеланджело басом Евгением Нестеренко и пианистом Евгением Шендеровичем 23 декабря 1974 года в Малом зале.

В нынешнем Большом зале филармонии двенадцатилетний Шостакович услышал первый в своей жизни симфонический концерт. Здесь во многом сформировались его кругозор и вкус: в 1920‑е годы он слушал выступления ведущих мировых дирижёров и знакомился с музыкой крупнейших современных композиторов. Филармония подарила ему круг профессионального общения — именно здесь он познакомился с Иваном Соллертинским и Евгением Мравинским.

Начиная с 1932 года музыка Дмитрия Шостаковича звучала на самых важных концертах филармонии, в том числе на открывающих сезон. Постепенно это стало традицией. Ныне каждый концертный сезон Петербургской филармонии открывается исполнением музыки Дмитрия Шостаковича; дата начала неизменна — 25 сентября, день его рождения.

Музыка Дмитрия Шостаковича, занимающая важное место в филармонической афише, станет одним из ключевых акцентов программы крупнейшего проекта Петербургской филармонии — XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который пройдёт в Петербурге с 13 по 25 декабря.

Подробная филармоническая биография Дмитрия Шостаковича размещена на сайте «Столетие филармонии».

Филармония празднует юбилей исполнением музыки композитора, виртуальной выставкой работ Александра Траугота, переданных автором филармонии в дар после завершения выставки  «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», проходившей в фойе Большого зала с 8 августа по 5 ноября

«Из работ, отражающих события творческой биографии Шостаковича, мы остановились на тех, в которых в том или ином качестве проявляется его связь с филармонией, — комментировал Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала. — Среди них — “блокадное” изображение Карла Элиасберга, которого жена везёт на санках на репетицию, а также двойной портрет Дмитрия Шостаковича и Ивана Соллертинского, друга композитора и художественного руководителя филармонии в 1940–1944 годах».

Рисунки были созданы для монографии Елены Матвеевой «Повесть о Дмитрии Шостаковиче. Бессмертие», вышедшей в 2015 году. Эта серия, в том числе и не вошедшая в книгу графика, стала основой выставки «Время Шостаковича».

Большой зал

12 мая 1926 г.

Шостакович. Симфония № 1 для большого оркестра
Дирижер – Николай Малько

 

5 и 6 ноября 1927 г.

Шостакович. «Октябрю» [Симфония № 2], симфоническое посвящение для оркестра с заключительным хором на слова А. Безыменского (1927) (1-е исполнение, хотя ремарка отсутствует)
Исп. Хор Государственной Академической Капеллы
Дирижер – Николай Малько

 

26 мая 1929 г. (день)

Шостакович. Сюита из оперы «Нос», соч. 15а (1-е исполнение, хотя ремарка отсутствует)
Дирижер – Николай Малько

22 января 1930 г.  (рукопись)

Концерт для комсомольского актива

Шостакович. Первомайская симфония [Симфония № 3] (1-е исполнение, хотя ремарка отсутствует)
Исп. Хор Государственной Академической Капеллы
Дирижер – Александр Гаук

 

19 марта 1930 г.

Шостакович. Сюита из балета «Золотой век» («Динамиада») (1929)
Дирижер – Александр Гаук

 

17 января 1933 г. (анонс)
Шостакович.  [Первый авторский концерт]
Сюита из балета «Болт»
4 симфонических отрывка из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»
Партия органа Исай Браудо
Дирижер – Александр Гаук

I отделении звучали: Симфония № 1 соч. 10, а также 8 прелюдий для фортепиано, соч. 34 и фортепианная транскрипция из музыки к к/ф «Златые горы» в исполнении автора)
 

15 и 17 октября 1933 г.

Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром [№ 1], соч. 35 (1933)
Солист – Дмитрий Шостакович, соло трубы – Александр Шмидт
Дирижер – Фриц Штидри

 

1 июня 1935 г.
Открытие фестиваля искусств

Шостакович. «Сказка о попе и работнике его Балде», сюита из музыки к мультипликационному фильму (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Дирижер – Александр Мелик-Пашаев

 

21 ноября 1937 г.

Шостакович. Симфония № 5
Дирижер – Евгений Мравинский

 

21 ноября 1939 г.

Шостакович. Симфония № 6
Дирижер – Евгений Мравинский

 

14 ноября 1944 г.

Шостакович. Струнный квартет № 2, соч. 68 (1944)
Исп. квартет имени Бетховена

 

14 ноября 1944 г.   

Шостакович. Фортепианное трио № 2, соч. 67, «Памяти И. И. Соллертинского» (1944)
Исп. Дмитрий Цыганов (скрипка), Сергей Ширинский (виолончель) и Дмитрий Шостакович (фортепиано)

 

3 ноября 1945 г.

Шостакович. Симфония № 9
Дирижер – Евгений Мравинский

15 ноября 1949 г.

Шостакович. «Песнь о лесах», оратория для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 81 (1949). Текст Е. Долматовского
Исп. Хор Капеллы, Хор мальчиков Хорового училища Капеллы
Солисты: Владимир Ивановский, тенор и Иван Тятов, бас
Дирижер – Евгений Мравинский

 

17 декабря 1953 г.

Шостакович. Симфония № 10
Дирижер – Евгений Мравинский

 

29 октября 1955 г.

Шостакович. Концерт для скрипки с оркестром № 1
Солист – Давид Ойстрах
Дирижер – Евгений Мравинский

 

25 июня 1956 г.

Шостакович. Цикл романсов на слова Долматовского
Исп. Борис Гмыря и Лев Острин

 

4 октября 1959 г.

Шостакович. Концерт для виолончели с оркестром № 1
Солист – Мстислав Ростропович
Дирижер – Евгений Мравинский

 

1 октября 1961 г.

Шостакович. Симфония № 12 «1917 год»
Дирижер – Евгений Мравинский

 

26 апреля 1965 г. СО

Фестиваль «Ленинградская музыкальная весна»

Пять фрагментов для оркестра, соч. 42 (1935)
Дирижер – Игорь Блажков

 

30 октября 1973 г.

Шостакович. Шесть стихотворений Марины Цветаевой для контральто и фортепиано, соч. 143 (1973)
Исп. Ирина Богачева и Софья Вакман

 

18 сентября 1978 г. СО

Шостакович. Опера «Игроки» по Н. Гоголю (незавершенная), ор. 63а (1941–1942), концертное исполнение
Исп. артисты Московского камерного музыкального театра: Борис Тархов, тенор; Николай Курпе, тенор; Ярослав Радивоник, баритон; Валерий Белых, бас; Ашот Саркисов, бас, Владимир Рыбасенко, бас
Соло на басовой балалайке – В. Судак
Дирижер – Геннадий Рождественский

 

11 февраля 1981 г.

Шостакович.
«Одна», сюита из музыки к к/ф, соч. 26. Редакция Г. Рождественского (1-е исп.)
Финал (с хором) из оперы Э. Дресселя «Колумб», соч. 19 (1-е исп.)
Скерцо ми-бемоль мажор, соч. 7 (1-е исп.)
Тема с вариациями ми-бемоль мажор, соч. 3 (1-е исп.)
«Большая молния», комическая опера (неоконченная) (1931–1932)
Исп. солисты Ленинградского академического Малого театра оперы и балета: Сергей Сафенин (Управляющий, фабрикант); Виктор Лукьянов (Архитектор); Валерий Кочкин (Семен); Валерий Корженский (Томми)
Хор института культуры имени Н. К. Крупской
Дирижер – Геннадий Рождественский

Малый зал

Бетховенское фойе

2 декабря 1926 г. 

Ленинградская ассоциация современной музыки при Ленинградской академической филармонии

Шостакович. Соната для фортепиано, соч. 12 (1926)
Исп. Дмитрий Шостакович

Малый зал имени М. И. Глинки

23 и 28 декабря 1952 г.

Шостакович. Двадцать четыре прелюдии и фуги, соч. 87 (1950—1951) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Исп. Татьяна Николаева

 

23 декабря 1953 г.
2-й концерт 1-го абонемента

Д. Д. Шостакович. Творческий вечер

Квартет № 5 си-бемоль мажор, соч. 92 (исп. в 1-й раз)
Исп. квартет имени Бетховена в составе: Д. Цыганов, В. Ширинский, В. Борисовский, С. Ширинский

 

15 января 1955 г.

Творческий вечер Д. Шостаковича

Концертино для двух фортепиано (1954) (указано, как 1-е исполнение; премьера была в Москве 20.01.1954, а это 1-е исполнение в Ленинграде)
Исп. Алла Малолеткова и Максим Шостакович
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано
Исп. Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Алексей Масленников и Дмитрий Шостакович

 

7 октября 1956 г.

Творческий вечер Д. Шостаковича

Государственный квартет имени Бетховена (Дмитрий Цыганов, Вадим Борисовский, Василий Ширинский, Сергей Ширинский). Вступительное слово – Александр Должанский

Струнный квартет № 6 соль мажор, соч. 101 (1956)
Исп. Квартет имени Бетховена

 

15 мая 1960 г.

Шостакович. Струнный квартет № 7 фа-диез минор, соч. 108 (1960)
Исп. Квартет имени Бетховена

 

2 октября 1960 г.

Шостакович. Струнный квартет № 8 до минор, соч. 110 (1960)
Исп. Квартет имени Бетховена

21 и 22 ноября 1964 г.

Творческий вечер Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

Струнный квартет № 9 ми-бемоль мажор, соч. 117 (1-е исполнение)
Струнный квартет № 10 ля-бемоль мажор, соч. 118 (1-е исполнение)
Исп. Квартет имени Бетховена

28 мая 1966 г.

Шостакович. Струнный квартет № 11 фа минор, соч. 122 (1966) (памяти Василия Петровича Ширинского)
Исп. квартет имени Бетховена
Пять романсов для голоса и фортепиано, на тексты из журнала «Крокодил», соч. 121 (1965)  (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия, для баса и фортепиано (слова автора), соч. 123 (1966) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Исп. Евгений Нестеренко и Дмитрий Шостакович

 

12 ноября 1973 г.
4-й концерт 8-го абонемента сезона 1972–72 гг.

Авторский вечер
Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Шесть стихотворений Марины Цветаевой, вокальная сюита, соч. 143
Исп. Ирина Богачева
Партия фортепиано – Софья Вакман
Шостакович. Струнный квартет № 14 фа-диез мажор. Соч. 142 (1973) (посвящается Сергею Ширинскому)
Исп. Квартет имени Бетховена в составе: Дмитрий Цыганов, Николай Забавников, Фёдор Дружинин, Сергей Ширинский

 

15 ноября 1974 г. (25 октября состоялось исполнение в Ленинградском Союзе композиторов)

Шостакович. Струнный квартет № 15 ми-бемоль минор, соч. 144 (1974), памяти Сергея Петровича Ширинского
Исп. Квартет имени Танеева

 

23 декабря 1974 г.

Шостакович. Вокальная сюита на стихи Микеланджело Буонарроти, для баса и фортепиано, соч. 145 (1974)
Исп. Евгений Нестеренко и Евгений Шендерович

 

1 октября 1975 г.
Шостакович. Соната для альта и фортепиано, соч. 147 (1975), посвящается Федору Серафимовичу Дружинину
Исп. Фёдор Дружинин и Михаил Мунтян

Большой зал

11 марта 1927 г.

Концерт пианистов школы Л.В. Николаева
Участники (в алфавитном порядке): Александр Каменский, Исай Рензин, Владимир Софроницкий, Иосиф Шварц, Константин Шмидт, Дмитрий Шостакович, Мария Юдина

Николаев – Вариации на тему из четырех нот для двух фортепиано
Исп. Исай Рензин, Дмитрий Шостакович
Шопен – Два ноктюрна, Два этюда, Баллада № 3
Исп. Дмитрий Шостакович      

20 ноября 1927 г.

Концерт Лидии Яковлевны Липковской
С участием Дмитрий Шостаковича

Лист – Гондольера, Канцона, Тарантелла
Исп. Дмитрий Шостакович

 

23 ноября 1927 г.
2-й концерт 5-го абонемента

С участием Дмитрия Шостаковича и Гавриила Попова

Моцарт. Концерт для двух фортепиано с оркестром, соч. 83 (1780)
Исп. Дмитрий Шостакович и Гавриил Попов
Дирижер – Фриц Штидри

 

26 ноября 1927 г.
2-й симфонический концерт для рабочей молодежи

Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром (без уточнения, очевидно № 1)
Исп. Дмитрий Шостакович
Дирижер – Николай Малько

3 февраля 1929 г. (день)
6-й концерт 6-го (утреннего) абонемента

Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, соч. 10
Исп. Дмитрий Шостакович
Дирижер – Георгий Шейдлер

 

25 марта 1930 г.

Концерт класса Л.В. Николаева

Шостакович – Фрагменты из балета «Золотой век» («Динамиада»)
Исп. Дмитрий Шостакович

 

17 января 1933 г. [Первый авторский концерт]
Шостакович.
8 прелюдий для фортепиано, соч. 34
Фортепианная транскрипция из музыки к к/ф «Златые горы»
Исп. Дмитрий Шостакович
I отделении оркестр под управлением Александра Гаука исполнил Симфонию № 1, во II отделении, впервые, - сюиту из балета «Болт» и четыре симфонических отрывка из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»)

 

19 февраля 1933 г.

Шостакович. Фортепианные произведения (без уточнений)
Исп. Дмитрий Шостакович
Дирижер – Александр Гаук

 

15 и 17 октября 1933 г.

Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром [№ 1] до минор, соч. 35 (1933) (в 1-й раз)
Солист – Дмитрий Шостакович, соло трубы – Александр Шмидт
Дирижер – Фриц Штидри

 

23 марта 1934 г.

Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром
Солист – Дмитрий Шостакович
Дирижер – Владимир Дранишников

 

1 ноября 1937 г.
Концерт из произведений советских композиторов при участии авторов

Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром
Исп. Дмитрий Шостакович
Дирижер – Алексей Пономаренко

 

16 ноября 1937 г.

Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром
Солист – Дмитрий Шостакович
Дирижер – Николай Рабинович

15 апреля 1938 г.

Концерт пианистов школы Л.В. Николаева (35 лет художественной деятельности)

Участники (в порядке выхода на сцену): Александр Геронимус, Натан Перельман, Вера Разумовская, Самарий Савшинский, Исай Рензин, Иосиф Шварц, Григорий Бузе, Татьяна Рябова, Павел Серебряков, Тамара Фидлер, Константин Шмидт, Владимир Софроницкий и Дмитрий Шостакович

Николаев – Вариации на тему из четырех нот для двух фортепиано
Исп. Владимир Софроницкий и Дмитрий Шостакович

 

20 апреля 1938 г.

Шостакович. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Солист – Дмитрий Шостакович
Дирижер – Карл Элиасберг

 

2 января 1939 г. (день) (рукопись)

Смешанный закрытый концерт. Новогодняя ёлка для учащихся средних школ

Шостакович. Отрывки из произведений (без уточнений)
Исп. Дмитрий Шостакович

 

18 марта 1939 г.

Шостакович. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Исп.  Дмитрий Шостакович
Соло на трубе – И.А. Воловик
Дирижер – Эдурад Грикуров

 

12 октября 1940 г.

Концерт школы нараодного артиста РСФСР, профессора, орденоносца Л.В. Николаева

В концерте участвуют (в порядке выхода на сцену): Исай Рензин и Дмитрий Шостакович, Владимир Софроницкий, Павел Серебряков, Константин Шмидт, Натан Перельман, Григорий Бузе, Александр Геронимус, Тамара Фидлер

Рахманинов. Соната № 2 для двух фортепиано
Исп. Исай Рензин и Дмитрий Шостакович

 

2 января 1941 г.

I отделение

Шостакович. Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели
Исп. Квартет имени Глазунова, партия фортепиано – Дмитрий Шостакович
(во II отделении Евгений Мравинский дирижировал Пятой симфонией Шостаковича)

 

5 января 1941 г. (вечер)

Заключительный концерт Декады советской музыки

Шостакович. Квинтет
Исп. Квартет имени Глазунова
Партия фортепиано – Дмитрий Шостакович

Эвакуация. Новосибирск

4 июля 1942 г.

Шостакович. Квинтет
Исп. Квартет имени Глазунова
Партия фортепиано – Дмитрий Шостакович
(Шостакович в это время был в Новосибирске на репетициях Седьмой симфонии, премьера которой состоялась 9 июля)

Большой зал

14 ноября 1944 г. 

Авторский вечер Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, соч. 57
Исп. Квартет имени Бетховена (Москва) в составе: Дмитрий Цыганов (скрипка), Василий Ширинский (скрипка), Вадим Борисовский (альт), Сергей Ширинский (виолончель), и Дмитрий Шостакович (фортепиано)
Трио, соч. 68 (исп. в 1-й раз)
Исп. Дмитрий Цыганов (скрипка), Сергей Ширинский (виолончель) и Дмитрий Шостакович (фортепиано)

 

6 февраля 1947 г.
(машинопись и рукописная книга)

Встреча кандидата в депутаты Верховного Совета РСФСР Д.Д. Шостаковича с избирателями Дзержинского округа

Шостакович. Квинтет (I и II части)
Исп. Дмитрий Шостакович и Квартет имени Глазунова
Симфония № 7 (I часть)
Дирижер – Евгений Мравинский

Камерные залы

Малый зал (Бетховенское фойе)

2 декабря 1926 г.

Ленинградская ассоциация современной музыки при Ленинградской академической филармонии

Шостакович. Соната для фортепиано, соч.12 (1926) в 1-й раз
Исп. Дмитрий Шостакович

 

6 января 1928 г.

Вечер песни
Лидия Вырлан

Римский-Корсаков. В царстве розы и винограда (Фет)
На холмах Грузии (Пушкин)
Штейнберг. Из персидской лирики (Хайям)
Я не знаю покоя (Тагор)
Штрейхер. Подражание персидскому (Гумилев)
Не жду, что мой земной удел (рукопись) (По)
Вейсберг (рукопись, 1-й раз). Последняя песня (Ахматова)
Тихо плачу (Парнок)
Цыганская (Сельвинский)
Дзегеленок. Из Сафо (Майков)
Зачем сидишь ты здесь (Тагор)
Александров. Из «Александрийских песен» (Кузмин):
Ты – как у гадателя отрок
Весною листья меняет тополь
Как песня матери
Солнце
Мясковский. Луна и туман (Гиппиус)
Заклинание (Гиппиус)
У рояля Дмитрий Шостакович

Зал Глазунова в Консерватории, концерт Филармонии

30 октября 1939 г.

Концертное бюро Филармонии

Творческий вечер Дмитрия Шостаковича
При участии: Квартета имени Глазунова, Квартета им. Ауэра, Арнольда Феркельмана и Дмитрия Шостаковича

24 прелюдии для фортепиано
Исп. Дмитрий Шостакович
Соната для виолончели и фортепиано
Исп. Арнольд Феркельман и Дмитрий Шостакович

Малый зал имени Глинки

5 января 1950 г.

Шостакович. Квинтет
Исп. Дмитрий Шостакович и квартет Московской филармонии: Ростислав Дубинский (1-я скрипка), Нина Баршай (2-я скрипка), Рудольф Баршай (альт), Валентин Берлинский (виолончель)

 

15 января 1950 г.
4-й концерт 2-го абонемента

Шостакович. Фортепианный квинтет
Исп. Дмитрий Шостакович и квартет имени Бетховена: Дмитрий Цыганов, Вадим Борисовский, Василий Ширинский, Сергей Ширинский

 

18 ноября 1951 г. 
1 концерт 1-го абонемента

Исполнители: Дмитрий Шостакович и Государственный Квартет имени Бетховена (Дмитрий Цыганов, Василий Ширинский, Вадим Борисовский, Сергей Ширинский)

Шостакович. Четыре прелюдии и фуги (1951)
Исп. Дмитрий Шостакович
Трио (1944)
Исп. Дмитрий Шостакович, Дмитрий Цыганов, Сергей Ширинский

 

24 апреля 1952 г.

Творческий вечер Дмитрия Шостаковича

Шостакович. Соната для виолончели и фортепиано (1934)
Исп. Святослав Кнушевицкий и Дмитрий Шостакович
Трио (1944)
Исп. Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах и Святослав Кнушевицкий
Четыре прелюдии и фуги (1951)
Исп. Дмитрий Шостакович

           

25 января 1953 г.
2-й концерт 1-го абонемента

Творческий вечер Дмитрия Шостаковича
Участвуют Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий

Шостакович. Соната для виолончели и фортепиано (1934) 
Исп. Святослав Кнушевицкий и Дмитрий Шостакович
Трио (1944)
Исп. Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах и Святослав Кнушевицкий
Прелюдии и фуги (1951)
Исп. Дмитрий Шостакович

 

23 декабря 1953 г.
2-й концерт 1-го абонемента

Дмитрий Шостакович. Творческий вечер
При участии Квартета имени Бетховена в составе: Дмитрий Цыганов, Василий Ширинский, Вадим Борисовский, Сергей Ширинский

Шостакович. Квинтет для струнного квартета и фортепиано, соч. 57
Исп. Дмитрий Шостакович и квартет
Прелюдии и фуги, соч. 8: ре мажор, ля мажор, ми минор
Исп. Дмитрий Шостакович
Квартет № 5 си-бемоль мажор, соч. 92 (исп. в 1-й раз)
Исп. квартет

 

15 января 1955 г.

Творческий вечер Дмитрия Шостаковича

Шостакович. Фортепианный квинтет (1940)
Исп. Дмитрий Шостакович и Квартет имени Бетховена (Дмитрий Цыганов, Вадим Борисовский, Василий Ширинский, Сергей Ширинский)
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано (В 1-й раз):
1. Плач об умершем младенце
2. Заботливая мама и тетя
3. Колыбельная
4. Перед долгой разлукой
5. Предостережение
6. Брошенный отец
7. Песня о нужде
8. Зима
9. Песня о хорошей жизни
10. Песня девушки
11. Счастье
Исп. Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Алексей Масленников, партия фортепиано – Дмитрий Шостакович

 

2 октября 1955 г.

Шостакович. Фортепианный квинтет, соч. 57
Исп. Дмитрий Шостакович, Квартет имени Глазунова

14 и 15 декабря 1955 г.
2-й концерт 1-го абонемента

Творческий вечер Дмитрия Шостаковича
Исполнители: Дмитрий Шостакович, Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Алексей Масленников, Государственный квартет имени Бетховена (Дмитрий Цыганов, Василий Ширинский, Вадим Борисовский, Сергей Ширинский)

Шостакович. Фортепианный квинтет, соч. 57
Исп. Дмитрий Шостакович и Квартет имени Бетховена
Прелюдии и фуги. Соч. 87
Исп. Дмитрий Шостакович
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано, соч. 79:
1. Плач об умершем младенце
2. Заботливая мама и тетя
3. Колыбельная
4. Перед долгой разлукой
5. Предостережение
6. Брошенный отец
7. Песня о нужде
8. Зима
9. Песня о хорошей жизни
10. Песня девушки
11. Счастье
Исп. Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Алексей Масленников, партия фортепиано – Дмитрий Шостакович

 

6 октября 1956 г.

Открытие сезона

Шостакович. Фортепианный квинтет, соч. 57
Исп. Дмитрий Шостакович и Квартет имени Бетховена: Дмитрий Цыганов, Василий Ширинский, Вадим Борисовский, Сергей Ширинский

 

7 октября 1956 г.

Творческий вечер Дмитрия Шостаковича

Шостакович. Прелюдии и фуги, соч. 87
Исп. Дмитрий Шостакович
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано, соч. 79:
1. Плач об умершем младенце
2. Заботливая мама и тетя
3. Колыбельная
4. Перед долгой разлукой
5. Предостережение
6. Брошенный отец
7. Песня о нужде
8. Зима
9. Песня о хорошей жизни
10. Песня девушки
11. Счастье
Исп. Нина Дорлиак, Т. Антипова, Алексей Масленников, партия фортепиано – Дмитрий Шостакович

 

24 февраля 1957 г.
5 концерт 6-го абонемента

Принимают участие: Дмитрий Шостакович, Государственный квартет имени Бетховена: Дмитрий Цыганов, Василий Ширинский, Вадим Борисовский, Сергей Ширинский

Шостакович. Фортепианный квинтет. Соч. 57
Исп. Дмитрий Шостакович и Квартет имени Бетховена

 

15 июня 1957 г.
7-й концерт 2-го абонемента

Творческий вечер Дмитрия Шостаковича

Исп.: Дмитрий Шостакович, Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Святослав Кнушевицкий, солист Малого театра Михаил Довенман

Шостакович. Прелюдии и фуги, соч. 87
Исп. Дмитрий Шостакович
Соната для виолончели и фортепиано, соч. 40
Исп. Святослав Кнушевицкий и Дмитрий Шостакович
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано, соч. 79:
1. Плач об умершем младенце
2. Заботливая мама и тетя
3. Колыбельная
4. Перед долгой разлукой
5. Предостережение
6. Брошенный отец
7. Песня о нужде
8. Зима
9. Песня о хорошей жизни
10. Песня девушки
11. Счастье

Исп. Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Михаил Довенман, партия фортепиано – Дмитрий Шостакович

 

28 и 29 мая 1966 г.

Творческий вечер народного артиста СССР, лауреата Ленинской и государственных премий Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

Шостакович. Пять романсов для голоса и фортепиано, на тексты из журнала «Крокодил», соч. 121 (1965) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия, для баса и фортепиано (слова автора), соч. 123 (1966) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Исп. Евгений Нестеренко и Дмитрий Шостакович

Фото предоставлено пресс-службой филармонии

28 ноября в Великом Новгороде открылась организованная Новгородским музеем-заповедником выставка «Пророк вечной красоты», посвященная 170-летию со дня рождения композитора Анатолия Лядова. Партнером проекта выступает Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича: для выставки она предоставила уникальные экспонаты из собрания Музыкальной библиотеки; в рамках проекта в Великом Новгороде c сольным концертом выступит артист филармонии, известный пианист Николай Мажара, лекции прочтут музыковеды-сотрудники филармонии. Выставка размещена в Музее изобразительных искусств, входящем в структуру Новгородского музея-заповедника, она продлится до 16 апреля 2026 года. Новгородский музей-заповедник — один из ведущих федеральных музеев страны, в этом году отмечающий 160-летие со дня основания.

«Эта выставка — приношение Новгородского музея к юбилею композитора. Она получилась камерной, тихой, по-домашнему уютной; здесь раскрывается личное пространство Лядова, то, что он сам скрывал от друзей и коллег. Мы хотели показать его не только как выдающегося музыканта, но и как семейного человека. Надеемся, нам удалось показать, как эти два мира сосуществовали в нём», — отметила Олеся Рудь, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по экспозиционно-выставочной работе. Она подчеркнула, что важной частью проекта стала поддержка Петербургской филармонии: сотрудники Музыкальной библиотеки отобрали замечательные, редкие материалы, заметно обогатившие выставку.

Уникальные экспонаты из собрания Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии иллюстрируют «петербургоцентричность» жизни Анатолия Лядова. Среди них — первые издания сказочной картины для оркестра «Волшебное озеро», Восьми русских народных песен для оркестра, фортепианных сочинений («Куколки», «Музыкальная табакерка»), опубликованные издательствами Василия Бесселя и Митрофана Беляева; программы Русских симфонических концертов, которыми композитор дирижировал в Зале Дворянского собрания (ныне — Большой зал филармонии); программы состоявшихся здесь же Концертов Александра Зилоти, на которых звучали первые исполнения сочинений Лядова, и другие экспонаты, например, рисунок композитора «Зеленый чертяка».

«Мы предоставили подлинные материалы исключительной ценности. Выбранные артефакты позволяют рассмотреть антологию его творчества, которая разделяется на три взаимодополняющих вектора, во всей ее полноте: фортепианная, симфоническая и вокальная музыка. Также представлены свидетельства его работы как дирижера, вставшего за пульт оркестра Императорской русской оперы в Зале Дворянского собрания, — отметила Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. — Особую историческую рифму создают и сами пространства: выставка расположена в здании Новгородского дворянского собрания, и Большой зал Петербургской филармонии находится в здании Дворянского собрания».

Музыкальной доминантой проекта «Пророк вечной красоты» в Великом Новгороде станет сольный концерт артиста Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и профессора Санкт-Петербургской консерватории, известного пианиста Николая Мажары. Также пройдут лекции сотрудников филармонии, музыковедов, кандидатов искусствоведения Михаила Алейникова и Марины Монаховой.

Документальную основу выставки составили экспонаты фондов Новгородского музея-заповедника и Народного музея Антона Аренского, Анатолия Лядова, Сергея Рахманинова.  «После смерти Анатолия Лядова его жена, Надежда Ивановна, не сразу стала передавать вещи композитора в государственные музеи — это происходило постепенно, на протяжении многих лет. В результате предметы оказались в самых разных собраниях. Сегодня значительную часть этих ценностей мы объединяем и представляем вместе. Нам удалось соединить в одном пространстве Боровичский документальный фонд и Санкт-Петербургский. В экспозиции на первый план вынесены мемориальные вещи Лядова — почти все они подлинные, не копии. Это дает возможность прикоснуться к наследию композитора и его семьи — его жены, сыновей и тех, кто окружал его в разные годы», — рассказала Марина Мазилкина, куратор выставки, сотрудник отдела формирования и реализации выставочных программ Новгородского музея-заповедника. Наибольший интерес вызывают артефакты из личных архивов родственников композитора. Уникальная часть экспозиции — сохраненные Валерием Васильевичем Демидовым мемориальные предметы Лядова: неопубликованные письма, дирижерская палочка, письмо о принятии отставки композитора, нотный альбом, лампа, предметы мебели из петербургской квартиры Лядовых на ул. Николаевской (ныне ул. Марата, 52) и многое другое.

Фото: Стас Левшин

30 ноября в Большом зале Петербургской филармонии прозвучит сюита Владимира Дашкевича из музыки к кинофильму «Приключения Шерлока Холмса». Идея вновь исполнить это сочинение возникла в 2023 году, когда филармония приняла на хранение оркестровые партии, найденные на территории киностудии «Ленфильм». Этот комплект представляет для филармонии безусловную историческую ценность: музыку к большинству фильмов знаменитой серии записал Симфонический оркестр Ленинградской филармонии (сейчас Академический симфонический оркестр филармонии), с высокой вероятностью, артисты тогда играли по этим самым нотам. 30 ноября этот оркестр исполнит знаменитые мелодии Владимира Дашкевича, дирижер Павел Петренко. И хотя в этот раз музыканты будут играть по современным партиям, исполнение вдохновлено историей спасения нот. В программе также киномузыка Альфреда Шнитке и Исаака Шварца, ведущий концерта Александр Малич.

В ноябре 2023 года среди вещей, утилизированных при расчистке одного из павильонов киностудии «Ленфильм», были найдены коробки с нотами. Тогда папку с рукописными партиями музыки Владимира Дашкевича к циклу фильмов о Шерлоке Холмсе обнаружила жительница Петербурга. Филармония обратилась к спасительнице нот с предложением принять их на хранение, та с радостью согласилась. Инициативу филармония согласовала с руководством киностудии «Ленфильм» и получила одобрение.

«Для филармонии передача найденных оркестровых партий стала большим событием. Сразу после обнаружения нот мы пришли к выводу, что обретение таких исторически важных экземпляров — хороший повод запланировать исполнение музыки Владимира Дашкевича тем самым симфоническим коллективом, который записывал музыку к фильмам о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, что мы и осуществили. Однако в процессе изучения материала стало ясно, что рукописные партии отдельных фрагментов, предназначенные для записи, неудобны для исполнения на концертной эстраде, поэтому оркестр на концерте будет пользоваться печатной версией. Тем не менее именно эта находка непосредственно повлияла на формирование программы вечера», — рассказал Евгений Петровский, заместитель директора по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала.

«Концерты во фраках и в джинсах» — один из самых популярных абонементов Петербургской филармонии. В каждом его концерте классика звучит рядом с музыкой популярного жанра: зарифмованные по смыслу, они создают друг для друга необычный контекст, добавляют восприятию объем. В каждом абонементном вечере участвует Александр Малич — известный телеведущий и продюсер, который выходит на сцену вместе с филармоническими оркестрами, звёздами‑солистами и дирижёрами.

2 декабря Петербургская филармония отметит 50-летие присвоения имени Дмитрия Шостаковича: соответствующее Постановление Совета Министров СССР вышло 2 декабря 1975 года. В эту дату в Большом зале филармонии Заслуженный коллектив России — оркестр, осуществивший первые исполнения большинства симфонических сочинений композитора, — исполнит его музыку: прозвучат Праздничная увертюра, сюита из балета «Болт» и пять антрактов из оперы «Катерина Измайлова». В программе также — знаменитая «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина. За пультом — главный дирижер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов. Концерт входит в программу абонемента «(Не)Знакомый Шостакович», посвященного 50-летию присвоения филармонии имени композитора.

История Петербургской филармонии и двух ее оркестров тесно связаны с личной и творческой биографией Дмитрия Шостаковича. Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии, в советское время носивший имя Заслуженный коллектив Республики, осуществил мировые премьеры большинства его симфонических сочинений, в том числе — Первой симфонии, с которой началась мировая слава композитора. Под управлением Евгения Мравинского, возглавлявшего оркестр на протяжении полувека, ЗКР создал эталонные интерпретации сочинений Шостаковича. Выдающемуся дирижеру он посвятил Восьмую симфонию. В июле 1942 года композитор специально прилетел в Новосибирск, куда были эвакуированы Заслуженный коллектив Республики и Евгений Мравинский, чтобы присутствовать на первом исполнении ими Седьмой симфонии.

В истории Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии самый яркий эпизод, связанный с именем Шостаковича, — это блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии 9 августа 1942 года под управлением Карла Элиасберга. Единственный оставшийся в осажденном Ленинграде симфонический оркестр, он тогда еще не входил в состав филармонии и был известен под именем Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.

В нынешнем Большом зале филармонии двенадцатилетний Шостакович услышал первый в жизни симфонический концерт. Здесь во многом сформировались его кругозор и вкус: в 1920‑е годы он слушал выступления ведущих мировых дирижёров и знакомился с музыкой крупнейших современных композиторов. Филармония подарила ему круг профессионального общения — именно здесь он познакомился с Иваном Соллертинским и Евгением Мравинским.

Начиная с 1932 года музыка Шостаковича периодически звучала на самых важных концертах филармонии — в том числе на открывающих сезон. Постепенно это стало традицией, которая сегодня обрела совершенную форму. Ныне каждый концертный сезон Петербургской филармонии открывается исполнением музыки Дмитрия Шостаковича; дата начала неизменна — 25 сентября, в день рождения композитора.

Музыка Дмитрия Шостаковича, занимающая важное место в филармонической афише, станет одним из ключевых смысловых акцентов программы крупнейшего проекта Петербургской филармонии — XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который пройдёт в Петербурге с 13 по 25 декабря.

Фото: Анна Флегонтова

22 ноября всемирно известный Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением бессменного руководителя, народного артиста России Владимира Спивакова исполнил в Большом зале Петербургской филармонии программу из шедевров венских классиков: прозвучали знаменитая «Маленькая ночная серенада», Дивертисмент ре мажор, Концерт № 12 для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта, а также Симфония № 85 «Королева» (La Reine) Йозефа Гайдна Солировал четырнадцатилетний швейцарский пианист Лукас Шиш, для которого это выступление стало дебютом в Петербурге.

«Эта программа действительно трудная, ведь при исполнении Моцарта и Гайдна лучше всего виден класс оркестра и солиста. Мы очень волнуемся перед выступлением в Большом зале Петербургской филармонии, особенном для Владимира Теодоровича», — поделился концертмейстер оркестра, заслуженный артист РФ Алексей Лундин.

«Этот Концерт Моцарта мы уже исполняли вместе с оркестром “Виртуозы Москвы” 1 октября прошлого года на концерте-открытии XXI Международного фестиваля “Москва встречает друзей”, затем ещё несколько раз в Москве. Это непростое произведение, но мне очень нравится его исполнять. Для меня честь выступать с этим оркестром и маэстро Владимиром Теодоровичем, я счастлив, что могу учиться новому, глубже понимать музыку, — рассказал Лукас Шиш, финалист Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition, стипендиат и участник концертных программ Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, участник проектов Дениса Мацуева. — Я впервые приехал в Петербург — мне сразу понравился этот город, очень красивый! Большой зал филармонии прекрасно подходит для звучания музыки Моцарта!» 

Концерт завершился чередой известных пьес Боккерини, Брамса, Иоганна и Эдуарда Штраусов и Астора Пьяццоллы. Заключительный бис стал, по словам Владимира Спивакова, «признанием в любви великому городу Ленинграду — Санкт-Петербургу».

Фото: Александр Куров

19 ноября прославленный Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича выступил под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева в Большом зале Московской консерватории в программе XV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. В исполнении петербургских музыкантов прозвучали два симфонических шедевра XX века: Третья «Литургическая» симфония Артура Онеггера и Четвертая симфония Дмитрия Шостаковича. Московская публика благодарила оркестр продолжительными овациями, очевидно оценив изысканную и сложную программу концерта.

Участие Заслуженного коллектива России в фестивале, основанном в 2010 году в память о выдающемся музыканте, — традиция, восходящая к началу истории проекта. Ее возникновение определили близкие отношения Мстислава Ростроповича и Юрия Темирканова, возглавлявшего Заслуженный коллектив России на протяжении тридцати пяти лет.

XV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича проходит с 25 октября по 29 ноября 2025 года в Москве. Его программа, открывшаяся в день рождения Галины Вишневской, наряду с выступлением Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича включает также концерты Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова под управлением Димитриса Ботиниса (солист — Александр Рамм), Филармонического оркестра Джоаккино Россини под управлением Луки Марии Тесты, Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением Дэвида дель Пино Клинге (солист — Себастьян Монтес).

«Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, впервые состоявшийся в Москве в 2010 году, был учрежден в память величайшего музыканта, без которого невозможно представить современное искусство. Организаторами Фестиваля стали Правительство Москвы и Фонд культурных и гуманитарных программ М.Л. Ростроповича. Художественный руководитель Фестиваля — заслуженный деятель искусств Российской Федерации Ольга Ростропович. По признанию общественности и средств массовой информации, Фестиваль стремительно получил международную известность, став одним из центральных событий музыкального мира», — говорится на официальном сайте Фестиваля.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ имени Д.Д. ШОСТАКОВИЧА объявляет конкурс в Академический симфонический оркестр филармонии на замещение следующих вакантных должностей:


Первые скрипки – 3 места в группе

Вторые скрипки – 1 место в группе

Альты – заместитель концертмейстера, 1 место в группе

Английский рожок

Трубы – концертмейстер группы; регулятор группы; 4-я труба (регулятор 2-й, 3-й трубы)

Валторны – 2-я валторна; регулятор 2-й, 4-й валторн

Тромбоны – концертмейстер группы

Ударные инструменты – Большой барабан (мелкие ударные инструменты)

Конкурс проводится с 27 по 31 января 2026 года в Большом зале филармонии

Конкурсная программа на замещение вакантных должностей включает обязательное произведение и произведение по выбору участника, а также исполнение оркестровых партий из репертуара оркестра.

По специальности «первые скрипки» и «вторые скрипки»:

  1. Моцарт. Концерт № 3 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией) или 
    Моцарт. Концерт № 4 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией) или 
    Моцарт. Концерт № 5 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией)
  2. Произведение по выбору участника (часть или части концерта, либо развернутая пьеса)

По специальности «альты»

  1. Стамиц. Концерт для альта с оркестром (I часть с каденцией) или
    Хоффмайстер. Концерт для альта с оркестром (I часть с каденцией)
  2. Произведение по выбору участника

По специальности «английский рожок»:

  1. Боцца. Дивертисмент для английского рожка и фортепиано
  2. Произведение по выбору участника, не более 10 минут

По специальности «труба»:

  1. Гайдн. Концерт для трубы с оркестром (I, II части; на трубе in B)
  2. Щелоков. Этюд № 1

По специальности «валторна»:

  1. Моцарт. Концерт № 2 для валторны с оркестром (I часть с каденцией) или
    Моцарт. Концерт № 4 для валторны с оркестром (I часть с каденцией)
  2. Р. Штраус. Концерт № 1 для валторны с оркестром (I часть)

По специальности «тромбон»:

  1. Давид. Концертино (I часть)
  2. Гильман. «Симфоническая пьеса»

По специальности «ударные»:

  1. Шостакович. Танец из балета «Золотой Век» (ксилофон)
  2. Балисса. Концертино для ударных инструментов с фортепиано (II часть) загрузить ноты, или
    В. Гришин. "To Li Biao" загрузить ноты

Список документов для участия в конкурсе:

Анкета

Автобиография

Характеристика с места работы/учебы или заверенная копия трудовой книжки

Фотография (для документов, 3х4 см)

Согласие на обработку персональных данных

Аудиозапись или видеозапись сольного исполнения длительностью от пяти минут на цифровом носителе (цифровой носитель остается у администрации оркестра до конца конкурса).

Обязательное произведение для аудио/видео записи специальность скрипка – Бах 3,4 части из сонаты соло соль минор или ля минор или до мажор, либо 3,4 части из партиты ре минор.

 

Приём документов производится с 24 ноября по 30 декабря 2025 года по рабочим дням с 11:00 до 13:00; 14:00-17:00 и с 12 января по 19 января 2026 года по рабочим дням с 11:00 до 13:00; 14:00-17:00 в администрации Академического симфонического оркестра филармонии по адресу: Санкт-Петербург, Михайловская ул. 2, отдел кадров каб. № 411.

Результаты предварительного отбора и список участников, допущенных к конкурсному прослушиванию, будут опубликованы 23 января 2026 года.

Обращаем внимание, что филармония не предоставляет аккомпаниатора.

Справки по телефонам: (812) 314-90-50, (812) 318-69-35 с 11:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»