Двадцатый век подарил миру джаз. История этого яркого и непредсказуемого искусства вошла в нашу хрупкую память благодаря десятку выдающихся инструменталистов, сумевших создать свою неповторимую исполнительскую манеру. Символами эпохи джаза стали: труба Луи Армстронга, саксофон Джона Колтрейна, кларнет Бенни Гудмена, гитара Джорджа Бенсона. И в этот список не может не попасть Оскар Питерсон, достижения которого вынудили даже самых закоренелых консерваторов приравнять его к сонму великих пианистов века. Виртуозная игра Питерсона, его искрометные импровизации, обостренное чувство ритма и блестящее сочетание академического туше со штриховой джазовой культурой стали предметами изучения и научного исследования. Не удивительно, что после смерти пианиста (2007) музыканты устраивали вечера-посвящения, вечера-приношения великому мастеру. И отнюдь не всегда играли в манере Питерсона, ибо далеко не каждый может добраться до планки, поднятой в фортепианном искусстве великим канадским афроамериканцем.
Очередной вечер, посвященный Оскару Питерсону, состоится 6 марта 2016 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д.Шостаковича. И на сей раз стилевое единство будет достигнуто. Центральная фигура концерта — пианист Мариан Петреску, которого Европа признала первым и лучшим интерпретатором фортепианного стиля Питерсона. Мариан Петреску родился в Бухаресте, учился в консерватории им.Джордже Энеску и в Хельсингской академии музыки им.Яна Сибелиуса. В 15 лет выступил на фестивале в финском городе Пори, позже организовал трио и записал альбом «Hello, Mr. Mozart». В 2010 году получил «Грэмми» за компакт-диск, посвященный Оскару Питерсону. Подобно своему кумиру, Петреску предпочитает форму джазового трио. В последние годы играет со своим братом-контрабасистом Михаем Петреску (признан лучшим джазовым контрабасистом в Скандинавии) и с петербургско-московским барабанщиком Александром Машиным.
Джаз многолик. И не одна звезда Питерсона мерцает на джазовом небосводе. На одном полюсе ярко светятся выдающиеся пианисты-новаторы — Телониус Монк, Эрл Хайнз, Бад Пауэл, Чик Кориа, Херби Хенкок, Сесил Тэйлор, а на другом — музыканты, создавшие так называемый джазовый «мейнстрим», опирающийся на тонально-куплетную систему, на легко воспринимаемые человеческим слухом интонации. Любознательным меломанам интересно и то, и другое. Но если мы хотим сохранять в нашей памяти великие достижения джаза прошлых лет (десятилетий, эпох), то следует оценить и художественную позицию и мастерство наших гостей. Да, мы помним Питерсона, мы ценим рыцарское отношение к его стилистике талантливого румынского исполнителя. Но перед нами личность современного пианиста и композитора, который, используя достижения пианистов прошлого, создает на наших глазах свою музыку, свои композиции, свои интерпретации стандартов и предлагает нам музыкальный диалог с участием любимого и самого великого инструмента — рояля.
В.Б.Фейертаг
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»