Подробности

«Час тому назад я закончил вторую часть своего нового произведения»
17 сентября 1941г. Д.Д.Шостакович в эфире Ленинградского радио рассказал о работе над Седьмой симфонией

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится уникальный документ: рукопись текста выступления Дмитрия Шостаковича на Ленинградском радио, в котором он впервые упомянул о Седьмой симфонии. Этот экспонат будет представлен на выставке в Филармонии в рамках проекта «Партитура памяти».

Лист бумаги, исписанный с двух сторон, с многочисленными правками, напоминает о начале самого тяжелого и страшного времени в истории города – о блокаде. Дмитрий Шостакович выступил 17 сентября 1941 года в радиоэфире, куда его пригласила Ольга Берггольц. К передаче композитор готовился заранее. Тщательно обдумывал что следует сказать, понимая, что каждое слово, произнесенное им в это время, должно быть созвучно тревогам и надеждам миллионов людей, оказавшихся внутри блокадного кольца.

Предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга
Предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга

Летом 1941 года частью повседневной жизни ленинградцев стали воздушные тревоги, светомаскировка, аэростаты в воздухе, огневые точки на набережных и в скверах. Горожане работали на строительстве оборонительных укреплений, учились оказывать первую медицинскую помощь. Свидетелем и участником этих событий был и Шостакович. В июле 1941 года он стал бойцом добровольной пожарной команды профессорско-преподавательского состава Консерватории. Знаменитый фотопортрет композитора, дежурящего на крыше Консерватории, сделан 29 июля 1941 года Рафаилом Мазелевым. Именно этот снимок автора 7-й симфонии попадет в 1942 году на обложку журнала "Time".

8 сентября кольцо вокруг северной столицы замкнулось. То, что город окружен немецкими и финскими войсками, в сентябре 1941 года ленинградцы еще не знали. Передовицы газет были заполнены призывами защищать Ленинград от врага. Произносились слова «враг у ворот», но официально никто не говорил о блокаде. Лозунг «все для фронта, все для победы!» не был просто словами. Многие старались внести в защиту города посильный вклад: заменяли на производстве ушедших на фронт рабочих, поступали на службу в МПВО, собирали средства для армии.

14 сентября 1941 года в филармонии состоялся первый в блокадном городе концерт. «Ленинградская правда» писала: «Большой зал Филармонии был переполнен. С большим художественным успехом выступили композитор Д. Шостакович, писатель Е. Шварц, артисты театра им. С.М.Кирова О. Иордан, В. Легков, С. Корень, В. Касторский». Шостакович писал впоследствии об этом концерте: «Я с увлечением играл свои прелюдии для необычной аудитории в столь необычной обстановке». В эти дни Ольга Берггольц пригласила композитора в эфир новой программы «Говорит Ленинград!».

Текст для радио композитор наверняка писал в своей квартире на Кронверкской улице, 29 на Петроградской стороне. Начать свою речь Дмитрий Шостакович хотел со слов о Ленинграде: «Если я хожу по нашему городу, у меня возникает чувство глубокой уверенности, что всегда <...> будет красоваться Ленинград на берегах Невы, что всегда Ленинград будет лучшим оплотом моей Родины, что вечно будет умножать достояния культуры».

Документ из музея — это почти дословное воспроизведение слов в эфире. Сохранилось свидетельство Ольги Берггольц, которая описывает в своей книге «Говорит Ленинград» речь Шостаковича: «Час тому назад я закончил вторую часть своего нового симфонического произведения, – так начал свое слово Дмитрий Дмитриевич. – Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией… Несмотря на военное время, несмотря на опасность, грозящую Ленинграду, я в довольно быстрый срок написал две части симфонии. Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые сейчас слушают меня, знали, что жизнь нашего города идет нормально… Все мы сейчас несем свою боевую вахту. И работники культуры так же честно и самоотверженно выполняют свой долг, как и все другие граждане Ленинграда…».

По свидетельству Берггольц, программе не помешали бомбежки, которые шли во время передачи. Заканчивая свое выступление, композитор произнес: «До свидания, товарищи, через некоторое время я закончу свою Седьмую симфонию. Мысль моя ясна, и творческая энергия неудержимо заставляет меня двигать мое сочинение к окончанию. И тогда я снова выступлю в эфире со своим новым произведением и с волнением буду ждать вашей строгой, дружественной оценки. Заверяю вас от имени всех ленинградцев, работников культуры и искусства, что мы непобедимы и что мы всегда стоим на своем посту…».

Дмитрий Шостакович нашел точные слова, чтобы рассказать о своих переживаниях и надежде на победу. Его речь имела колоссальный резонанс. В дневнике ленинградской поэтессы и прозаика Веры Инбер есть запись от 22 сентября 1941 года: «Мы оставили Киев. Смутно на душе. Вчера днем несколько тревог. <...> Меня взволновало, что в эти дни в осажденном городе, под бомбами, Шостакович пишет симфонию. И главное, что “Ленинградская правда” сообщает об этом среди сводок с Южного фронта, среди эпизодов о “стервятниках” и о бутылках с горючим. Значит, искусство не умерло, оно еще живет, сияет, греет сердце».

Ирина Карпенко, ученый секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга, кандидат исторических наук

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»