Афиша
«Голос кита 2.0»
6+
Московский ансамбль современной музыки – один из немногих в нашей стране коллективов, ставящих своей целью исполнение сочинений XX и XXI века и обладающих в этой области экспертным статусом. Созданный в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова, к настоящему моменту ансамбль осуществил более 1000 российских и мировых премьер.
Программа, которую коллектив исполнит в Большом зале филармонии, получила название по имени пьесы «Голос кита» (1971) американского авангардиста Джорджа Крама, вдохновленной «песнями» горбатого кита. Сочинение, исполнители которого, по мысли автора, должны быть облачены в маски, охватывает события от начала до конца времен, его средние части-вариации носят названия геологических периодов.
Также прозвучат пьесы для подготовленного фортепиано Джона Кейджа – композитора и философа, создателя знаменитой пьесы 4’33 – музыкального «Черного квадрата», манифестирующего принципиально новое отношение к музыкальному времени и музыкальному звуку. В 1940-е годы Кейдж, подрабатывая аккомпаниатором в классах современной хореографии, создал серию пьес, предназначенную для танцевальных композиций: стремясь расширить возможности традиционного инструмента, он изобрел так называемое «подготовленное фортепиано», богатое непредсказуемыми тембрами, в звучании которого усилено ударное начало.
«Разные поезда» (1988) Стива Райха – классика американской музыки, одного из основоположников минимализма – это композиция для квартета и фонограммы со звуками поездов и перекомпонованной речью: именно речь становится основополагающим компонентом целого, из ее интонаций вырастают мелодии. «Идея пьесы пришла из моего детства, – поясняет композитор, – Когда мне был год, родители развелись [и стали жить в разных городах], из-за этого в 1939-1942 годах я часто переезжал на поезде из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и обратно. В то время поездки казались мне захватывающими и романтичными. А теперь, оглядываясь назад, я думаю, что, если бы я был в Европе в те годы, то как еврей я бы поехал на совсем другом поезде. Имея это ввиду, я хотел создать произведение, которое точно отразило бы эту ситуацию».
Пьеса «Мой совершенно пустой рот» (1999) обладателя Пулитцеровской премии и премии Grammy, постминималиста Дэвида Лэнга – возникла из фразы (My Very Empty Mouth), которой его учили в детстве, помогая запомнить порядок планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс. «Теперь я уже не помню всего предложения, и потому остальная часть солнечной система утрачена». В 2003 году композиция вышла на альбоме Child, ставшего для Лэнга «попыткой изучить разные переживания, какими я их помню из своего детства». «Что мне больше всего интересно, особенно сейчас, когда у меня есть свои дети, так это то, что детство – это время, когда человек учится думать, чувствовать, двигаться вперед, – говорится в авторской аннотации к альбому, – Поскольку каждое музыкальное произведение каким-то образом должно научить слушателя своим собственным правилам, показать, как именно оно работает, это сравнение я считаю содержательным».
1 час 35 минут с одним антрактом
При поддержке
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»