Афиша
Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Солист – Александр Гиндин
6+
Петербургская филармония отмечает одну из важнейших дат в истории Ленинграда – Петербурга: 80-летие со Дня полного освобождения города от фашистской блокады. Цикл из восьми программ откроется 18 января – в годовщину прорыва блокады.
На сцене – Заслуженный коллектив России под управлением Юрия Лебедева, солист – известный пианист Александр Гиндин, «не просто виртуоз, каких немного на современной сцене. Он – личность, поэт и певец фортепиано, вдохновенный лирик и драматург, тонко чувствующий музыку и передающий авторский замысел» («Музыкальное обозрение», 2008). В исполнении солиста и оркестра прозвучит знаменитый Третий фортепианный концерт Рахманинова.
В центре первой программы цикла – Третья «Героическая» симфония Гавриила Попова – одного из ярчайших представителей советского авангарда. Композитор пережил в Ленинграде первую блокадную зиму, он писал, что это время оставило «неизгладимый след в сознании, “впечатав“ в душу страшные образы современной войны».
В 1920-е имя Гавриила Попова часто ставили рядом с именем Дмитрия Шостаковича: они принадлежали одному поколению, дружили, даже выступали вместе – солировали при исполнении Двойного концерта Моцарта в Большом зале Ленинградской филармонии.
Имя Шостаковича оставалось важным для Попова и спустя десятилетия: в 1946 году именно ему композитор посвятил свою только что законченную Третью «Героическую» симфонию. Эта партитура возникла из музыки, написанной в 1939 году к фильму Эсфири Шуб «Испания», посвященному событиям гражданской войны. Тогда же композитор начал работать над Concerto grosso, который вскоре был вынужден отложить. К этому сочинению он вернулся только в годы войны, по окончании работы дал ему новое имя.
Ленинградская премьера Третьей «Героической» симфонии Гавриила Попова («Нужна была немалая смелость, чтобы свою Третью симфонию (вслед за Бетховеном!) назвать «Героической»!»*) состоялась 9 марта 1947 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Вопреки названию, будто бы предполагающему звучание фанфар, состав оркестра ограничен струнными – по словам автора, это решение ему подсказала поэма Арнольда Шенберга «Просветленная ночь». В симфонии Попова звучание ярких, основанных на испанском фольклоре тем, сочетается с экспрессией и, одновременно, с концертной состязательностью и виртуозностью.
Отказ от полного состава оркестра, по словам исследователей, говорит о стремлении автора преодолеть жанровые рамки и стереотипы. И действительно: «Вслед за Третьей симфонией для струнных появляется Четвертая симфония для большого смешанного хора a cappella и солистов, реализуется совсем парадоксальный замысел... Квартета-симфонии для двух скрипок, альта и виолончели»*. А знаменитый Септет, принесший автору первую славу, он назовет позже – «Камерная симфония».
* Иосиф Райскин. «Прерванный полет. Возвращенное имя. О симфониях Гавриила Попова»
См. также: Биография Гавриила Попова на сайте «Столетие филармонии»
2 часа 20 минут с одним антрактом
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»