Афиша
Чайковский. Симфония № 3
6+
Абонемент Петербургской филармонии «Все симфонии Чайковского» представляет в течение концертного сезона все симфонии и инструментальные концерты композитора, в том числе – в сочетании с музыкой других отечественных авторов. Все программы звучат в исполнении Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии.
В майском концерте под управлением народного артиста России Павла Бубельникова оркестр исполнит знаменитую увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» и Третью симфонию Чайковского, также прозвучит Первый фортепианный концерт Прокофьева, написанный композитором в двадцать лет, в годы учебы в Петербургской консерватории. Солистка – лауреат международных конкурсов Елизавета Украинская.
И Третья симфония, и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» были написаны Чайковским, не перешагнувшим сорокалетний рубеж, в пору его преподавания в Московской консерватории. Третья симфония – единственная мажорная в наследии композитора: множество жанровых, танцевальных тем придают ей сходство с сюитой, при этом многое в ней предвосхищает поздние шедевры Чайковского: по наблюдениям исследователей, психологические и тематические нити тянутся от этой партитуры к «Спящей красавице» и «Пиковой даме».
Известно, что в те годы Чайковский был не на шутку увлечен бельгийской сопрано Дезире Арто – чувство было взаимным, речь даже шла о женитьбе, от которой обоих влюбленных отговаривали родители и друзья, а разрешилось все, как писал сам композитор, пытаясь скрыть боль, «самым забавным образом»: уехав на гастроли, через месяц Арто вышла замуж за баритона из своей труппы. Можно предположить, на какую благодатную почву легло тогда последовавшее в адрес Чайковского предложение лидера «Могучей кучки» Милия Балакирева написать сочинение на сюжет «Ромео и Джульетты».
Сюжет знаменитой трагедии, которым Чайковский был заворожен и к которому возвращался позже вновь, мечтая написать на его основе оперу, воплотился в музыке увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» не «последовательно-фабульно», а как обобщенный конфликт, противоположными точками развития которого стали тема вражды и тема любви – вдохновенная, страстная, заслужившая высочайшие оценки от самых суровых критиков.
Композитор несколько раз переделывал увертюру, не касаясь, разве что, темы любви; итогом стала одна из самых его совершенных и популярных партитур, в работе над которой он отточил принципы построения симфонической драматургии, позже определившие всемирный успех трех его последних симфоний. Широкой славой увертюра «Ромео и Джульетта» пользовалась уже при жизни автора: как одно из самых известных и любимых его сочинений, партитура была выбрана для исполнения на концертах памяти Чайковского после его безвременной кончины.
2 часа 10 минут с одним антрактом
100 лет назад
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»